Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
передвигают его по пазам, чтобы клиновые ремни, иду щие от контрпривода, были натянуты. Ослабление тяго вых цепей устраняют за счет перемещения натяжной звездочки в пазу. Если этого недостаточно, снимают не обходимое количество звеньев.
После установки в нужном положении контрпривода и натяжных звездочек затягивают до отказа гайки креп ления.
Натягивают приводную цепь загрузочного транспор тера болтами, ввернутыми в верхней головке транспор тера. Одновременно регулируют и скребковую цепь. Для этого отвертывают нижние гайки натяжных болтов и, поочередно отвертывая верхние гайки на то же число ниток резьбы, натягивают скребковую цепь, чтобы ее холостая ветвь легко отделялась усилием руки от своей направляющей доски и не провисала на нижней звез дочке.
Натягивают скребковую цепь отгрузочного транспор тера так же, как и загрузочного, натяжными болтами, расположенными в верхней головке транспортера.
Зацепление конических шестерен привода отгрузоч ного транспортера регулируют шайбами, устанавливае мыми между торцами конических шестерен и шарико подшипниками. Для этого разбирают привод отгрузоч ного транспортера, регулируют зазор в зацеплении конических шестерен в пределах 0,1—0,35 мм.
Натягивают цепь, передающую крутящий момент с приводного вала реверсивной фрикционной передачи на верхний червяк редуктора самохода, перемещением подшипников приводного вала в пазах опорных крон штейнов, а цепи привода оси колес — перемещением редуктора самохода в пазах подредукторной плиты. До регулировки натяжения цепи привода червяка редуктора самохода необходимо убедиться, достаточно ли хорошо натянута цепь привода оси колес. Если перемещением редуктора не удается натянуть цепь привода червяка до требуемой степени, ее натягивают, как было указано
выше.
Регулировку зазора между коническим роликом и катушкой реверсивной фрикционной передачи произво дят регулировочными шайбами, устанавливаемыми между торцом нижнего червяка редуктора самохода и
внутренним торцом гайки |
конического ролика. Зазор |
в нейтральном положении |
между боковыми поверхно |
227
стями катушки и конического ролика в пределах 2—
2,5 мм.
Натягивают ремень, передающий крутящий момент со шкива электродвигателя на шкив приводного вала реверсивной фрикционной передачи, перемещением электродвигателя в пазах плиты, к которой он при креплен.
Зацепление конических шестерен в редукторах при вода питателей регулируют перемещением корпусов ре дукторов относительно крышки, используя для этого соответствующие отверстия в раме и устанавливая регу лировочные шайбы между корпусом редуктора и торцом ступицы конической шестерни колеса, Z = 36. Зазор в зацеплении в пределах 0,1—0,35 мм.
Натяжение скребковой цепи питателя регулируют натяжной рамкой со звездочкой z = 1 0 болтом, прива ренным к рамке.
По зернометателю ЗМ-ЗО предусмотрено четырна дцать регулировок. Величину усилия на рукоятке ле бедки механизма подъема и силу давления нижней го ловки загрузочного транспортера на поверхность тока регулируют поджатием пружин механизма подъема. При поджатии пружин необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть кожуха загрузочного транспортера не ло жилась на поверхность тока и не создавала дополни тельного сопротивления передвижению метателя.
Усилие фрикционной предохранительной муфты ре гулируют рычагом, закрепленным на звездочке Z = 28, равномерным поджатием пружин. Натяжение ленты триммера регулируют передвижением натяжного бара бана болтами натяжного механизма.
Зазор между лентой тормоза и тормозным бараба ном в расторможенном состоянии 1— 1,5 мм. Его регу лируют натяжением или ослаблением ленты.
Натяжение цепи привода полуосей колес регулируют поворотом корпуса редуктора самохода упорным бол том, предварительно ослабив гайки на оси поворота и натяжную звездочку Z = 20.
Натяжение клиноременной передачи, передающей крутящий момент с вариатора контрпривода на шкив редуктора самохода, регулируют перемещением подшип ников контрпривода в пазах кронштейнов рамы. Верх няя кромка натяжного клинового ремня должна быть на уровне верхней кромки шкива вариатора. Другие
228
регулировки выполняют так же, как и по зернопогруз чику ЗПС-60.
Для зернопогрузчика ЗС-60 предусмотрено семь ре гулировок. Натяжение цепи контрпривода регулируют болтами, расположенными на кронштейнах рамки пита телей.
Силу давления нижней головки транспортера на поверхность тока регулируют поджатием пружин меха низма подъема, расположенного на опорной стойке транспортера.
Другие пять регулировок выполняют так же, как по зернопогрузчику ЗПС-60.
Для зернопогрузчика ЗПН-60 предусмотрено восемь регулировок. Натяжение цепи привода колеса трактора регулируют прокладками между основанием редуктора и подредукторной плитой. В случае сильного ослабления цепи необходимо снять соответствующее количество звеньев.
Натяжение цепи привода редуктора ходоуменьшителя регулируют перемещением редуктора в пазах под редукторной плиты.
Натягивают ремни, передающие крутящий момент со шкива промежуточного вала коробки передач трактора на шкив контрпривода, натяжным роликом.
Приводную цепь нижнего транспортера одновременно со скребковой цепью натягивают болтами, расположен ными на верхней головке транспортера. Если требуемое натяжение одной из цепей не достигается, необходимо снять некоторое количество звеньев.
Натяжение приводной цепи наклонного транспортера регулируют натяжной звездочкой.
Другие 'регулировки выполняют так же, как по зер нопогрузчику ЗПС-60.
СВЕКЛОПОГРУЗЧИКИ
В колхозах и совхозах механизаторы работают на свеклопогрузчиках ГРС-50 и СНТ-2,1Б. По свеклопо грузчику ГРС-50 предусмотрено семь регулировок. Натяжение полотна лотка регулируют натяжными роли ками. Натяжение полотна нормально, если при оттяги вании верхней ветви рукой (усилие 15—20 кгс) в сред ней ее части образуется стрела прогиба 60—80 мм от опорной плоскости звеньев.
229
При натяжении полотна обращают особое внимание на то, чтобы обе стороны были натянуты одинаково, без
перекосов на звездочках.
Если натяжное устройство натянуто до отказа, а по лотно все же провисает, необходимо его укоротить на
1 —2 звена.
Зазор между кромкой ножа и торцами парных риф леных валиков, образующих ручей, регулируют шай бами, подкладываемыми под нож. Величина зазора не
более 2 мм.
Натяжение горизонтального транспортера и элева тора регулируют болтами, расположенными на ведомых валиках транспортерных цепей.
Натяжение нормально, если при оттягивании верхней ветви рукой (усилие 15—20 кгс) в средней ее части об разуется стрела прогиба 100— 120 мм от опорной пло скости звеньев.
При натяжении надо следить за тем, чтобы не было перекосов роликов натяжного вала, так как в против ном случае скребки элеватора будут задевать за направ ляющие планки.
Если требуемая степень натяжения транспортера и элеватора не достигается, надо снять некоторое количе ство звеньев. Натяжение приводных цепей регулируют натяжными звездочками.
Регулируют предохранительные муфты поджатием пружин. Для этого несколько отвертывают гайку и про буют работать с ослабленной пружиной при нормаль ных нагрузках. Если муфта все же пробуксовывает, ее вновь понемногу затягивают и каждый раз опробывают машину, пока пробуксовка муфты не прекратится. При регулировке предохранительных муфт следят за тем,, чтобы суммарный зазор между витками пружины обес печивал срабатывание зубчатых шайб при перегрузках машины.
Зацепление зубчатых пар в редукторах регулируют шайбами. Боковой зазор между зубьями сопряженных колес редуктора лотка и редуктора очистительного уст ройства в пределах 0,21—0,38 мм. Проверяют боковой зазор по отпечатку на свинцовой пластинке, прокатан ной между зубьями колес.
Боковой зазор в сопряженных конических колесах регулируют специальными прокладками между флан цами стаканов и корпусом редуктора. Регулировка
230
звездочек, охваченных одной цепью, должна обеспе чить вращение их в одной плоскости. При выходе одной из звездочек из плоскости вращения ослабляют стопор ные болты и передвигают ее в нужное положение.
Для свеклопогрузчика СНТ-2, 1Б предусмотрено шесть регулировок.
Натяжение цепей элеватора и транспортера регули руют натяжным приспособлением, установленным на концах ведомого вала и натяжными роликами. Натяже ние цепей нормально, если их нижняя ветвь провисает на 30—50 мм. При натяжении цепей транспортера и эле ватора следят за тем, чтобы обе ветви были натянуты одинаково.
Если натяжные болты затянуты до отказа, а цепь провисает, необходимо снять некоторое количество ее звеньев.
Натяжение приводных цепей регулируют звездоч ками. Угол наклона поперечного элеватора регулируют трубчатой тягой и гайкой. При работе машины этот угол должен быть в пределах 40—45°.
Регулируют предохранительные муфты так же, как и в свеклопогрузчике ГРС-50. Зазор между витками пру жины не менее 1,5—2 мм. Остальные регулировки ана логичны регулировкам в свеклопогрузчике ГРС-50.
Передвижные ленточные и скребковые транспортеры.
К ним относятся; транспортеры ТЗК-ЗО для погрузки картофеля, ТПК-20 для погрузки кукурузы в початках, СТ-2,0 для погрузки силоса, ПКС-80, Т-6 и др. для по грузки минеральных удобрений.
Основные их элементы, требующие регулировок, — ленты и скребковые цепи. Натяжение тяговых рабочих органов регулируют винтами, расположенными на ведо мых барабанах (валах).
При регулировании натяжения ленты обращают осо
бое внимание на |
равномерность натяжения ее правого |
и левого краев. |
возможно по условиям безопасности, |
Там, где это |
регулируют натяжение ленты на холостом ходу машины. При сбегании ленты к одной из сторон барабана необ ходимо с этой стороны подтянуть натяжной болт, чтобы лента заняла центральное положение.
Г Л А В А ХІІ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ
Промышленность с каждым годом увеличивает вы пуск современной высокопроизводительной погрузочноразгрузочной техники. Оснащение ею колхозов и сов хозов позволяет резко увеличить производительность труда в сельском хозяйстве, снизить стоимость погру зочно-разгрузочных работ. В значительной мере это за висит от правильной организации труда, учета специфи ческих особенностей потока грузов, состояния техники и квалификации работающих.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ТИПА ПОГРУЗЧИКА
При выборе машины для выполнения определенной погрузочной операции необходимо руководствоваться следующими признаками:
конструкция рабочих органов должна соответство вать физико-механическим свойствам погружаемого ма териала;
конструкция погрузчика должна быть логически обос нована с учетом технологического процесса;
использование погрузчика для выполнения данного технологического процесса должно показать наиболь шую экономическую эффективность.
Рассмотрение этих признаков в их совокупности по зволяет определить основные особенности необходимого погрузчика. Опыт применения различных погрузчиков показывает, что в ряде хозяйств часто не принимается в расчет второй признак, а между тем именно он и опре деляет эффективность использования погрузчика. Ос новное несоответствие наблюдается между производи тельностью машины, ее сезонной загрузкой и техноло гией перемещения груза.
232
Для установления необходимой производительности погрузчика необходимо его сезонную загрузку, наличие транспортных средств и их оборачиваемость увязать с продолжительностью простоев транспорта под погруз кой и в каждом конкретном случае определить опти мальную производительность с учетом экономической целесообразности.
Если в хозяйстве два и более погрузчиков разной производительности, то при выборе необходимой произ водительности погрузчика для выполнения данной тех нологической работы рекомендуется пользоваться сле дующей методикой.
Определяют время простоя транспорта под погрузкой применительно к каждому из имеющихся погрузчиков:
где |
П — время |
П = 60 |
Q- мин, |
|||
простоя транспорта под погрузкой; |
||||||
|
Г — грузоподъемность транспорта, т; |
|||||
|
Q — производительность погрузчика, т/ч. |
|||||
|
Время одного оборота транспортных машин, мин: |
|||||
где |
t\ |
|
Т = П -f- |
ti |
+ |
/2 t3, |
|
|
|
||||
2—- время, |
необходимое для доставки груза к месту |
|||||
|
/3 |
назначения; |
|
|
|
|
|
/ — время на разгрузку (технологическое); |
|||||
|
|
— время, |
необходимое для холостого пробега к |
|||
|
|
месту погрузки, мин. |
|
Количество рейсов, выполняемых каждой машиной за смену:
K = 60-?f-,
где К — количество рейсов в смену; Том — сменное время в часах;
Производительность погрузчика, необходимая для выполнения намеченного объема работ:
Q = 6 0 - ^ т/ч,
где А — количество машин, занятых на перевозке дан
ного груза.
Как видно на рисунке 88, затраты, связанные с транс портными средствами и рабочей силой (кривые 4 и 5),
233
Рис. 88. Зависимость пря мых издержек от производи тельности погрузчика:
1 — отчисления на амортизацию и ремонт при сезонной загрузке 1000 т; 2 — при загрузке 3000 т ;
с т—о и мприо с т ьзагрузке — 6000 |
т; 4 |
— |
3 |
|
простоя автомобиля под погрузкой; 5 — отчисления на заработную плату; А — коэффициент для учета сложно сти изготовления погрузчиков
(для зернопогрузчика А —1).
резко возрастают в интервале изменения производительности от 25 т/ч и ниже.
В интервале изменения производительности от 50 до 80 т/ч эти затраты изменяются в незначительных пре делах. Затраты на амортизацию и ремонт (кривые 1, 2 и 5) изменяются пропорционально производительности или металлоемкости погрузчика (его металлоемкость возрастает с ростом производительности).
С увеличением сезонной загрузки затраты на амор тизацию и ремонт уменьшаются. Чем выше производи тельность погрузчика, тем более заметно это уменьше ние. Следовательно, снижение прямых издержек погру зочных работ может быть достигнуто при условии увеличения сезонной загрузки, увеличения сменной про изводительности, исключения ручного труда. Последнее особенно важно при малой производительности (10—
15т/ч).
Опроизводительности сельскохозяйственных погруз чиков распространено ошибочное представление, что чем она выше, тем лучше. Однако обследования показывают, что сезонная загрузка и сменная выработка погрузчиков различной производительности примерно одинаковы и зависят не от производительности, а от условий работы
ипотребностей хозяйства в том или ином виде груза.
Сезонная загрузка универсальных погрузчиков по группе хозяйств приведена в таблице 6, сезонная и смен ная выработки — в таблицах 7 и 8. Из данных таблиц видно, -что сменная производительность на погрузке
234
Сезонная загрузка универсальных погрузчиков по видам грузов в днях
3
съ
о
о
*
С о в х о з ы
КЗ
=С
о>
о
С
¥
н
01
д
о
КЗ
а
Х ХІ
s а
Ксч
с
кз
о
а.
1
S
я
А
Я
Я
о
в
>>
ЕГ
<и
ж
*
я
X
¥
se-aii
з ‘о - л н э
se-gu
з ‘ о - л н э
s ' o - л н э
Г о - г п п
S'0-ЛНЭ
8‘0 -еи
зе-au
s'0 -лнэ
trs'0-ju
8‘0 -еи
ss-gu
Груз
50 5? 1 1 1 1 ! 1 |
—* T f го об |
- |
|||||||||
1 |
1 ю - |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
М М |
|
т-^ |
||
|
56 |
|
|||||||||
2 2 |
|
М |
|
I I |
|
1 |
1 |
12 |
1 |
го |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 8 |
М |
- |
1 |
1 |
|
1 - |
Й |
2 |
|
! |
1 |
1 |
1 |
M |
i l |
- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
18 |
73 |
|
1 |
1 |
1 ю |
I |
I |
1 |
||
* 8 2 |
|
1 1 1 1 1 |
М |
I I |
- |
||||||
|
|
||||||||||
|
|
|
|
150 |
1 М |
М |
М |
|
1 |
||
|
|
|
1 . |
|
|
|
|
|
|
||
1 ю I I |
|
I I |
1 1 |
1 н |
|
|
1 |
||||
00 |
|
СО 1 1 о> 1 |
~ < N ~ 1 |
<м |
|||||||
(N |
|
2 |
1 |
1 00 |
1 |
1 |
= 1 |
|
|
|
|
1 8 2 |
I I |
1 I |
1 |
М |
1 2 |
|
|||||
1 S |
1 1 1 1 1 1 |
I I |
1 |
- |
|||||||
МинеральныеНавоз удобрения |
СоломаСено |
Жом |
СилосПочатки кукурузы |
Измельченная солома или |
ГравийТорфсено , песок, глина |
УгольЗемляные и планировоч- |
Прочиеные работыработы |
СО Г~—
г—
г -
о
00
г -
ю
со О)
С-1
СО
1 8 5
со
со
о
Г"
ю
г -
О
СО
ю
И т о г о
235