Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

навоза фронтальных погрузчиков СНУ-0,5— 12 т/ч; ПБ35— 14; грейферных ПШ-0,4—7,5 т/ч, а ГІГ-0,5Д—9.

Таким образом, производительность первого на 2 т меньше второго, агрегатируют его с трактором класса

Сезонная выработка универсальных погрузчиков и

затраты

времени

 

Т а б л и ц а 7

 

«Нижне-

Совхозы

им * X X I

 

Колхозы

 

Произво­

 

 

К-

ИМ.

«Рас­

«Победа»

дитель­

Погрузчик

Чуйский»

 

Мар­

парт-

свет»

ность,

 

ч

кса

съезда

 

 

ПБ-35

ч

Т

 

Т ч

Т ч

Т .4 т

т/ч

302

4222 506 9804

 

 

 

248 2195

15,63

ПЭ-0,8

537

2330 715 6147

 

6,67

ПГ-0,5Д

502

3738

 

7,5

 

 

626 1738

 

 

 

ПШ-0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

2,8

 

 

 

 

 

СНУ-0,5

 

 

 

3,4

522

1773 437 2024 377

965 898 2687 525 1468

1,4 тс, а второй — с трактором класса 3 тс, производи­ тельность третьего на 1,5 т меньше четвертого, а агрега­ тируют его с шасси класса 0,9 тс, четвертый — с тракто­ ром класса 1,4 тс. В основном это обусловлено наличием транспортных средств в сельском хозяйстве.

Сменная наработка погрузчиков (т)

при 8-часовом

рабочем дне

Т а б л и ц а 8

Груз

ПБ-35

ПЭ-0,8

ПГ-0.5Д

ПШ-0,4

СНУ-0,5

Минеральные удоб-

29

__

20

 

_____

19

рения

111

33

74

 

59

93

Навоз

 

Силос

32

21

 

Торф

64

71

 

72

Уголь

60

80

 

 

55

 

 

 

В качестве примера приводим расчет необходимого количества автомобилей и необходимой производитель­ ности зернопогрузчик'а для вывозки зерна с тока на эле­ ватор (из опыта работы зерносовхоза «Свободный» Есильского района Целиноградской области). Зерно от комбайнов привозят на пять бригадных токов, очищают и увозят с токов на элеватор. По плану совхоз должен

236


сдать

на элеватор 24 000 т

зерна

за 20 рабочих дней,

т. е. в

день

должно

быть

погружено и отправлено

24 000

 

т,

или при

 

-часовом

рабочем дне

 

т/ч.

- ^ — =

1200

10

120

 

 

 

 

 

 

 

Очищают и доводят зерно до товарных кондиций одновременно на всех токах. Следовательно, целесооб­ разно отправлять зерно на элеватор одновременно со всех токов, в противном случае на некоторых из них будет скапливаться большое количество зерна. В нашем случае часовая нагрузка на зернопогрузчик составит:

Q = 120: 5 = 22 т/ч.

Расстояния от токов до элеватора приведены в таб­ лице 9.

Ток

Т а б л и ц а 9

Расстояние от тока до элеватора, км

1

36

2

31

3

26

4

36

5

18

Исходя из данных таблицы 9, определяем среднее расстояние до элеватора — 30 км. Скорость автомобиля по проселочным дорогам с грузом 30 км/ч, без груза (при обратном рейсе от элеватора на ток) 45 км/ч; гру­ зоподъемность автомобиля 4 т. Тогда время на один ра­ бочий цикл автомобиля составит:

 

Т = П + tx+ U + U = 8 + 60 + 10 + 40 = 118 мин,

 

где

 

П = 60-^- = 6 0 ~ =

8

мин;

 

 

tx

/

30

 

 

 

 

 

 

время в пути с грузом;

 

 

= 60 —= 60 -эд- = 60 минI

эле­

 

 

 

 

V— расстояние от тока

до

 

 

 

 

 

 

ватора км;

 

 

 

 

 

 

t

— скорость

автомобиля с гру­

 

 

 

 

2—

зом, км/ч;

на

эле­

 

 

 

 

10

мин

разгрузка

/3

/

45

 

 

ваторе;

 

 

 

 

 

30

 

= 40 мин— время свободного

пробега

 

= 60 — = 60

 

 

автомобиля.

237


Количество рейсов за 10-часовой рабочий день

К = 60

= 60 - = 5,1 ^ 5 рейсов.

Одним автомобилем за смену можно перевезти:

Р = КГ = 5 •4 = 20 т.

=

1

Для перевозки 1200 т

необходимо А = 1 2 0 0 :Р =

 

200:20

= 60 автомобилей

в день грузоподъемностью

4 т каждый.

 

 

мин

 

 

Продолжительность погрузки в нашем примере

8

 

 

 

 

 

 

для зернопогрузчика производительностью 30 т/ч. Но критерием для определения производительности погруз­ чика может быть также и время разгрузки автомобиля на элеваторе. При установившемся цикле работы и на­ личии достаточного количества автомобилей интервал поступления автомобилей на ток будет равен времени разгрузки автомобиля на элеваторе. Это время склады­ вается из времени на разгрузку (3—4 мин) плюс время на взятие проб зерна, взвешивание и оформление доку­ ментации. Общее суммарное время нахождения авто­ мобиля на элеваторе при самой лучшей организации ра­ бот будет не менее 8—10 мин. Если принять производи­ тельность зернопогрузчика в 60 т/ч, а время загрузки на элеваторе 4 мин, то время общего цикла сократится на 10 мин и составит 108 мин, или 1,8 ч.

За 10 ч автомобиль может совершить 5,5 рейса, прак­ тически те же 5 рейсов.

Выполним аналогичный расчет необходимой произ­ водительности погрузчика и количества разбрасывате­ лей при загрузке их из полевых буртов (применительно к навозоразбрасывателю РПТУ-2,0 при внесении 10 и

30 т удобрений на 1 га).

10 т на 1 га кузов опорожняют

При норме внесения

за 15

8мин. При норме внесения 30 т на 1 га — 5

мин, т. е.

в первом случае производительность навозоразбрасыва­

теля

т/ч, во втором — 24.

 

Погрузку удобрений в навозоразбрасыватель можно

выполнять погрузчиком

производительностью

30 или

60 т/ч. Подсчитаем сменную производительность наво­ зоразбрасывателя в первом и во втором вариантах.

Простой разбрасывателя под погрузкой

П = 60 мин.

2 3 8


Время одного цикла

Т = П-}-/з мин.

Количество циклов за смену

К = 60-Ьн-.

Сменная производительность навозоразбрасывателя

Q h . p. = - ^ - т /4 -

Данные, вычисленные для погрузчика ПГ-0,5 произво­ дительностью 30 т/ч и для погрузчика ПЭ-0,8—60 т/ч, приведены в таблице 10.

Т а б л и ц а 10

Норма внесения, т/га

П роизво­ дитель­ ность погруз­ чика, т/ч

30

60

разбрасы ва­ ОО 4^ телей

10

сменнаяностьизводитель, т/чпро­ ­

телейразбрасы ва­

тавателявремяразбрасы,оборомин ­­

30

сменнаяностьизводитель, т/чпро- -.!

тавателявремяразбрасы,оборомин ­­

циклов

Ц И К Л О В 1

19

31

6,2

2

9

66

13,2

17

35

7

3

7

85

17

Из таблицы 10 видно, что при норме внесения удоб­ рений 10 т на 1 га увеличение производительности по­ грузчика с 30 до 60 т/ч дает увеличение производитель­ ности навозоразбрасывателя РПТУ-2,0 только на 0,8 т/ч, или на 0,7 га в смену. При норме внесения 30 т на 1 га увеличение производительности погрузчика с 30 до 60 т/ч дает увеличение производительности навозораз­ брасывателя с 13,2 до 17 т/ч, или с 4,4 до 5,7 га в смену.

Из приведенных примеров использования погрузчи­ ков в различных технологических потоках (погрузка и транспортировка зерна на элеватор, погрузка и внесе­ ние органических удобрений) видно, что увеличение производительности погрузчика дает экономический эффект только в том случае, если время погрузки соиз­ меримо с временем оборачиваемости транспорта или если производительность погрузчика не обеспечивает бесперебойную загрузку транспорта в период выполне­

239


ния этими машинами основной технологической опе­ рации.

Так, если на внесении удобрений занято три разбра­ сывателя РПТУ-2,0, а производительность погрузчика только 30 т/ч (при норме внесения до 30 т/га), то за время разбрасывания (5 мин) первой машиной погруз­ чик сможет загрузить только одну следующую, а первая будет простаивать 3 мин в ожидании загрузки второй.

Таким образом, во избежание простоев разбрасыва­ теля целесообразно использовать погрузчик большей производительности.

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОГРУЗЧИКОВ

Выше было показано, что погрузчики работают в комплексе с транспортом. Поэтому в сумму затрат включены и затраты, связанные с простоем транспорта под погрузкой.

Расчет экономической эффективности погрузчиков выполнен применительно к зернопогрузчикам.

С помощью зернопогрузчика современной конструк­ ции можно в сжатые сроки погрузить (на уборке при двухсменной работе) от 15 до 30 тыс. т зерна, сезонное же поступление зерна на ток в крупных хозяйствах не превышает 5—7 тыс. т. Поэтому расчет технико-эконо­ мической эффективности зернопогрузчика ведут не по паспортной его производительности, а исходя из факти­ ческой загрузки.

При расчете все исходные данные принимают по су­ ществующим нормативам. Для определения норматив­ ной стоимости нового зернопогрузчика вес его рекомен­ дуется принимать исходя из удельной металлоемкости (отнесенной к 1 т производительности зернопогрузчика), указанной ниже (кг).

г» .

о ' д е л т і а л

Зернопогрузчик

металлоемкость

Самопередвижной.........................................

10—12

Навесной .........................................................

6—7

Прицепной .....................................................

8—10

Примерный расчет технико-экономической эффектив­ ности можно вести применительно к самопередвижным зернопогрузчикам производительностью 60 и 120 т/ч и к току с сезонным поступлением зерна в количестве

6000 т.

240

Прямые издержки

на погрузке с учетом простоя

транспорта определяют из выражения:

где А

У = (А +

/?) + С т + (5 + Сч),

— удельные затраты на амортизацию;

R

— удельные затраты на текущий ремонт;

Ст — удельные затраты на транспорт;

S

— удельная заработная плата рабочих;

С ч — удельная стоимость горючего, электроэнергии.

 

А

+ R =

Б (д + ч)

100

W

B = 0,4 M Q +1,8+1,15— нормативная стоимость по­

грузчика;

 

М— удельная металлоемкость;

а— амортизационные отчисления, %;

ч— отчисления на текущий ремонт и технический

 

W

уход, %;

 

 

 

 

 

 

 

— сезонная выработка погрузчика

где

Р — стоимость 1 ч простоя автомобиля;

 

Q

— производительность погрузчика, т/ч.

 

 

 

 

 

Е Н

QKi

 

 

 

S +- О, —

 

 

где

Н

— число рабочих занятых на погрузке;

f

 

Ng

— оплата за

1

ч

работы в зависимости от квали­

 

 

фикации;

 

 

 

 

 

q

 

 

 

 

1

 

 

— номинальная

 

мощность двигателя, л. с.;

 

 

— удельный расход топлива на

л. с., кг;

 

Сч — стоимость 1 кг топлива, 1 кВт-ч;

 

Кі — коэффициент

 

использования

рабочего времени.

Данные расчета следующие. Продолжительность се­ зонной работы зернопогрузчика за год 30 смен; продол­ жительность смены 7 ч; ежегодные отчисления на амор­

тизацию

зернопогрузчика

а —1 2

%; ежегодные

отчисле­

ния на

 

текущий ремонт и

технический уход

ч =

1 2

%;

стоимость

1

ч простоя автомобиля грузоподъемностью

2,5—4 т — Ст = 0,73 руб.

 

120

 

 

 

 

Вес зернопогрузчиков определяют, исходя из задан­

ной производительности 60 и

 

2

 

т/ч, т. е.

 

 

 

Мх = —

І2

— X 60 ^ 660 кг и М

= -°-+12- Х 120= 1320 кг.

 

 

 

9 Борисов А . М . и др.

241