Файл: Крачино, В. В. Электрорадиоавтоматика на морском транспорте учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
нереверсивного ФЭ (см. рис. 44, а); непрерывной линейной для не реверсивного ФЭ (см. рис. 44, б), для которой
а = arcig К; х вых = К хвх,
где К — передаточный коэффициент для ФЭ; прерывистая нелинейная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, г); непрерывная для нереверсив ного ФЭ(см. рис. 44, д); релейная для нереверсивного ФЭ(см. рис.44, е); релейная двухпозиционная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, ж)\ релейная трехпозиционная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, з).
ФЭ с релейными статическими характеристиками находят непосред ственное применение только в релейных и релейно-импульсных дис кретных САУ, которые относятся к сугубо нелинейным системам.
3. Краткий обзор наиболее распространенных функциональных элементов в системах электрорадиоавтоматики на морском флоте
Датчики для преобразования механического перемещения в электрический сигнал
Датчиками [6 ] в системах электрорадиоавтоматики нередко на зывают такие ФЭ, в которых преобразуется сигнал одной физической природы в сигнал другой физической природы.
Из существующего многообразия ФЭ, служащих для преобразова ния механического перемещения в электрический сигнал, в системах электрорадиоавтоматики наибольшее распространение получили: датчики активного сопротивления, их характерным представителем являются потенциометрические датчики или проволочные потенцио метры [23, 25]; индуктивные датчики: сельсинные (сельсины); вра щающиеся (поворотные) трансформаторы; генераторные механоэлектрические датчики: пьезоэлектрические преобразователи, тахогенераторы.
Сельсинные датчики. Так как с конструкцией сельсинных датчи ков и работой системы передачи данных на сельсинах учащиеся зна комятся в курсе «Электронавигационные приборы» [24], обращаем их внимание на то, что подробные сведения о сельсинных датчиках имеются в [2 1 , 26].
Вращающиеся трансформаторы (ВТ) или поворотные трансформа торы представляют собой небольшие электрические машины, похожие на асинхронный электродвигатель с фазным ротором. ВТ воспроизво дит на своем выходе переменные электрические напряжения, пропор циональные или углу поворота ротора а (линейные ВТ), или величине некоторых функций угла, например sin а (синусные ВТ) или cos а (косинусные ВТ). Эти задачи может выполнять один и тот же ВТ путем переключения двух пар его обмоток, расположенных в пазах ротора и статора.
Линейные ВТ (ЛВТ) используются в качестве некоторых преобра зовательных элементов судовых РЛС. ЛВТ являются бесконтактными элементами и в ограниченных пределах изменения угла поворота а (от ±60° до ±90°) имеют прямолинейную характеристику выход ного напряжения.
123
Один из двух вариантов схемы соединения обмоток ЛВТ, при кото рых достигается линейная зависимость между выходным напряжени ем и углом поворота ротора а, дан на рис. 49.
При использовании сельсинных датчиков и ЛВТ в системах элек трорадиоавтоматики их с достаточной для целей практики достовер ностью можно рассматривать как безынерционные звенья. Более подробные сведения в ВТ см. в [26].
Генераторные механо-электрические преобразователи. 1. Пьезо электрические датчики. Действие пьезоэлектрических датчиков ос новано на использовании одноименного прямого физического эф фекта. Подобные датчики нередко используют в автоматических устрой ствах при проведении испытаний электронной и полупроводниковой аппаратуры на вибрацию в судовых условиях. Подробные сведения
|
|
|
|
об этих |
датчиках можно |
получить в |
|
|
|
|
|
курсе |
«Радиопередающие |
устройст |
|
|
|
|
|
ва» [27]. |
|
Тахоге |
|
|
|
|
|
2. |
Тахогенераторы. |
||
|
|
|
|
° торы — электрические микромашины, |
|||
|
|
|
U-вых работающие в генераторном режиме |
||||
|
|
|
|
и выполняющие преобразование |
уг |
||
чі |
|
|
ловой скорости вращения |
ротора ма |
|||
|
|
шины Q (выходная величина) в про |
|||||
Рис. 49. Схема включения обмоток |
порциональный сигнал электрическо |
||||||
линейного вращающегося |
транс |
го напряжения, |
|
|
|||
С\ — С2 |
|
форматора: |
|
|
|
|
|
и |
Сз— С* — обмотки |
статора; |
|
= F (й). |
|
(237) |
|
Рі — Р2 |
и |
Рг — Р<— обмотки ротора |
|
|
|||
В |
системах электрорадиоавтоматики тахогенераторы |
применяют |
в качестве: измерителей скорости вращения; дифференцирующих эле ментов; устройств ввода в САР производной выходного сигнала или сигнала рассогласования для улучшение динамических свойств этих систем. Полезные сведения по тахогенераторам учащиеся найдут в (Л26).
Датчик» для преобразования электрических сигналов в перемещение
Основой устройства датчиков данного типа обычно является элек тромагнитное реле, которое имеет статическую релейную характеристи ку того или иного вида (см. рис. 44, е, ж, з.). Электромагнитное реле в устройствах электрорадиоавтоматики применяется для дискретного управления электрическими цепями, по которым канализируются от носительно значительные мощности. Так как управляющие сигналы имеют весьма небольшие мощности, то электромагнитные реле в систе мах электрорадиоавтоматики выполняют функции своеобразных элек тромеханических или релейных усилителей. В связи с тем, что эти усилители относятся к сугубо нелинейным звеньям вСАУ и САР, они в данной книге не рассматриваются. Необходимые сведения по релей ным усилителям можно получить из [6 , 23, 25].
124
Усилительные элементы
Общие положения. В системах электрорадиоавтоматики практи чески всегда приходится усиливать электрические сигналы рассогла сования или управляющие сигналы по мощности или по напряжению. Для этой цели усилительные устройства в этих системах обычно вклю чаются или после чувствительных элементов, или после элементов сравнения, если уровень электрических сигналов на их выходах недостаточен для приведения в действие последующих элементов схе мы. Сигналы в радиотехнических САУ и САР усиливаются с помощью
Рис. 50. Схема дроссельного |
Рис. 51. Статические ха |
магнитного усилителя |
рактеристики дроссельно |
|
го магнитного усилителя |
одного-двух известных видов усилительных устройств: полупроводни ковых, электронных, тиратронных, магнитных, релейных, с бесконтакт ными электронными или транзисторными реле.
Магнитные усилители. В магнитных услителях (МУ), где функции нелинейных элементов выполняют дроссели с насыщающимися сер дечниками, повышенный уровень энергии электрического сигнала на выходе получается за счет энергии источника питания МУ переменным током.
Электрическая схема простейшего (дроссельного) МУ (рис. 50) содержит обмотку управления с числом витков Wy на среднем сердеч нике магнитопровода и две рабочие обмотки с числом витков в каждой, намотанных на крайних сердечниках того же магнитопро
вода в противоположных направлениях и соединенных последова тельно.
При отсутствии сигнала в обмотке управления (іу = 0) переменные магнитные потоки, создаваемые рабочими обмотками, взаимоуравновешиваются и э. д. с. в обмотке управления не наводится. При появле нии сигнала в обмотке управления (іу Ф 0) индуктивность L в рабо чей обмотке уменьшается (сердечник насыщается), ток I ^ возрастает и в нагрузочном сопротивлении R Hвыделяется значительная мощность.
Примерные зависимости |
I ^ ~ F (іу) в статическом режиме для |
нескольких величин R Hдроссельного МУ даны на рис. 51. Из рисунка |
|
видно, что величина тока |
в рабочей обмотке не зависит от направле |
ния тока U в ОУ обмотке управления.
125
Выходной (усилительный) ток /._, как и выходное напряжение, практически не отстает во времени от входного тока іу.
В пределах линейной части статической характеристики дроссель ного МУ он может с достаточной достоверностью рассматриваться как апериодическое звено первого порядка с передаточной функцией
= |
(238) |
где /ги — статический коэффициент усиления |
МУ по напряжению; |
Т — постоянная времени МУ. |
|
Дроссельный МУ позволяет снимать небольшую мощность на вы ходе, так как материал сердечника в нем используется не полностью. Поэтому в практике систем электрорадиоавтоматики находят приме
|
.Ѵ~ _ |
|
нение |
МУ |
с более |
сложными |
схемами, |
||||||
|
|
как обладающие |
значительными |
высокими |
|||||||||
Ун I ]ян |
, |
, |
эксплуатационно-техническими |
|
парамет- |
||||||||
рами. |
|
Схема |
однотактного |
дроссельно |
|||||||||
|
-JWv |
|
го |
МУ |
на |
двух сердечниках |
показана |
||||||
----- |
|
на |
рис. |
52. |
В |
этом |
МУ |
и |
обмотка |
уп- |
|||
|
I____ rvfri |
|
|
|
|
, |
1 |
I |
\ |
п |
рабочая |
об- |
|
|
•fwy |
T wy |
равления I — U?y - { - №у ) |
||||||||||
|
|
|
( |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
h _ У» |
|
мотка |
|
|
|
размещены |
на |
|||||
|
|
i — |
|
|
|
Рис. 52. Электрическая схе ма однотактного магнитного усилителя на двух сердеч никах
двух одинаковых сердечниках. Чтобы включить возможность наведения перемен ной э. д. с. в обмотке управления, витки
его полуобмоток |
У7у имеют противопо |
ложное направление.
К техническим достоинствам МУ следует отнести простоту электри ческой схемы усиления сигналов даже с весьма низким уровнем по мощности (до ІО- 1 2 вш) при отсутствии в МУ движущихся частей. Под робнее с магнитными усилителями МУ можно ознакомиться в [23, 28, 31].
Электромашинные усилители с поперечным полем. В электриче ских САУ в качестве усилителей мощности нередко используются элек тромашинные усилители (ЭМУ) с поперечным магнитным полем. По своему устройству они представляют вращающиеся генераторы посто янного тока, которые значительно повышают уровень сигнала на вы ходе ЭМУ за счет преобразования механической энергии приводного электродвигателя. Управление этим преобразованием осуществляется магнитным полем входного сигнала (іу) с управляющей обмотки 1Уу. На рис.'бЗ приведена схема двухкаскадного ЭМУ с продольно-попереч ным возбуждением, в котором два каскада усилителя конструктив но объединены в одноякорном генераторе постоянного тока. Он враща ется приводным электродвигателем.
Магнитный поток Фу, создаваемый в маломощной обмотке продоль ного возбуждения, который усиливается сигналом іу, вызывает по явление во вращаемом якоре ЭМУ поперечной э. д. с., приложенной
126
к поперечным щеткам q — q. Она создает в замкнутой цепи последних поперечный ток I qy который в свою очередь вызывает появление не подвижного в пространстве магнитного потока поперечной реакции якоря Фд. Итак как этот поток пересекает витки вращаемой обмотки якоря, то в ней индуктируется продольная
э. д. с. F.d, приложенная к щеткам d — d,
|
|
Ен = кп2іу> |
|
|
(239) |
|
|
|
|
где к — коэффициент пропорциональности; |
|
|
|
||||||
п — скорость вращения якоря, обімин', |
|
|
|
||||||
іу — ток входного сигнала, а. |
|
|
|
|
|
||||
При |
подключенной к щеткам d — d на |
|
|
|
|||||
грузке |
генератора постоянного тока |
с не |
|
|
|
||||
зависимым |
возбуждением OB |
в |
ее |
цепи |
|
|
|
||
проходит ток / и. Он вызывает |
появление |
|
|
|
|||||
в ЭМУ магнитного потока продольной ре |
|
|
|
||||||
акции якоря ФЛя, который смещен на 180° |
|
|
|
||||||
по отношению к магнитному потоку воз |
Рис. 53. Упрощенная |
прин |
|||||||
буждения |
Фу и |
может настолько |
умень |
||||||
шить последний, |
что продольная |
э. д. с. |
ципиальная |
схема электро- |
|||||
машинного |
усилителя |
с по |
|||||||
в ЭМУ (239) практически станет равной ну |
перечным полем |
|
лю, т. е. усиление в ЭМУ прекратится.
Чтобы это предотвратить, на полюсах магнитопровода ЭМУ размеща ют компенсационную обмотку WK, включенную последовательно с про
дольной обмоткой |
якоря. Она создает магнитный поток Фак, |
который |
||||||
направлен синфазно с потоком возбуждения Фу и навстречу |
потоку |
|||||||
|
Фи |
Фм |
|
Фа |
Е ц |
|
|
|
|
|
• I • |
J----- |
1 |
у * |
* |
|
|
|
|
|
Чг |
------------------------------- 1 |
|
|
||
|
Рис. 54. Эквивалентная |
схема электромашинного усили |
|
|||||
|
|
теля с поперечным полем |
|
|
|
|
||
Фая- Для более точной компенсации потока Фап обмотка |
Wv |
шунти |
||||||
руется |
регулировочным реостатом |
R K. Развернутая |
эквивалентная |
|||||
схема |
рассматриваемого ЭМУ представлена на рис. 54. |
^ |
|
Коэффициент усиления ЭМУ по мощности может достигать значе ний 5 000—10 000.
При использовании в системах электрорадиоавтоматики ЭМУ данного вида может рассматриваться как последовательное соединение двух апериодических звеньев первого порядка с общей передаточной функцией
|
W ( p ) = |
______ ________ |
(240) |
||
|
(Ty p + 1) (Т д |
Р + 1) |
|||
|
|
|
|||
где ки— коэффициент усиления ЭМУ |
по |
напряжению;’ |
|||
Ту — постоянная |
времени |
обмотки |
управления, |
сек; |
|
T q—постоянная |
времени |
поперечной |
цепи якоря |
ЭСУ, сек. |
127