Файл: Крачино, В. В. Электрорадиоавтоматика на морском транспорте учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нереверсивного ФЭ (см. рис. 44, а); непрерывной линейной для не­ реверсивного ФЭ (см. рис. 44, б), для которой

а = arcig К; х вых = К хвх,

где К — передаточный коэффициент для ФЭ; прерывистая нелинейная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, г); непрерывная для нереверсив­ ного ФЭ(см. рис. 44, д); релейная для нереверсивного ФЭ(см. рис.44, е); релейная двухпозиционная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, ж)\ релейная трехпозиционная для реверсивного ФЭ (см. рис. 44, з).

ФЭ с релейными статическими характеристиками находят непосред­ ственное применение только в релейных и релейно-импульсных дис­ кретных САУ, которые относятся к сугубо нелинейным системам.

3. Краткий обзор наиболее распространенных функциональных элементов в системах электрорадиоавтоматики на морском флоте

Датчики для преобразования механического перемещения в электрический сигнал

Датчиками [6 ] в системах электрорадиоавтоматики нередко на­ зывают такие ФЭ, в которых преобразуется сигнал одной физической природы в сигнал другой физической природы.

Из существующего многообразия ФЭ, служащих для преобразова­ ния механического перемещения в электрический сигнал, в системах электрорадиоавтоматики наибольшее распространение получили: датчики активного сопротивления, их характерным представителем являются потенциометрические датчики или проволочные потенцио­ метры [23, 25]; индуктивные датчики: сельсинные (сельсины); вра­ щающиеся (поворотные) трансформаторы; генераторные механоэлектрические датчики: пьезоэлектрические преобразователи, тахогенераторы.

Сельсинные датчики. Так как с конструкцией сельсинных датчи­ ков и работой системы передачи данных на сельсинах учащиеся зна­ комятся в курсе «Электронавигационные приборы» [24], обращаем их внимание на то, что подробные сведения о сельсинных датчиках имеются в [2 1 , 26].

Вращающиеся трансформаторы (ВТ) или поворотные трансформа­ торы представляют собой небольшие электрические машины, похожие на асинхронный электродвигатель с фазным ротором. ВТ воспроизво­ дит на своем выходе переменные электрические напряжения, пропор­ циональные или углу поворота ротора а (линейные ВТ), или величине некоторых функций угла, например sin а (синусные ВТ) или cos а (косинусные ВТ). Эти задачи может выполнять один и тот же ВТ путем переключения двух пар его обмоток, расположенных в пазах ротора и статора.

Линейные ВТ (ЛВТ) используются в качестве некоторых преобра­ зовательных элементов судовых РЛС. ЛВТ являются бесконтактными элементами и в ограниченных пределах изменения угла поворота а (от ±60° до ±90°) имеют прямолинейную характеристику выход­ ного напряжения.

123


Один из двух вариантов схемы соединения обмоток ЛВТ, при кото­ рых достигается линейная зависимость между выходным напряжени­ ем и углом поворота ротора а, дан на рис. 49.

При использовании сельсинных датчиков и ЛВТ в системах элек­ трорадиоавтоматики их с достаточной для целей практики достовер­ ностью можно рассматривать как безынерционные звенья. Более подробные сведения в ВТ см. в [26].

Генераторные механо-электрические преобразователи. 1. Пьезо­ электрические датчики. Действие пьезоэлектрических датчиков ос­ новано на использовании одноименного прямого физического эф­ фекта. Подобные датчики нередко используют в автоматических устрой­ ствах при проведении испытаний электронной и полупроводниковой аппаратуры на вибрацию в судовых условиях. Подробные сведения

 

 

 

 

об этих

датчиках можно

получить в

 

 

 

 

курсе

«Радиопередающие

устройст­

 

 

 

 

ва» [27].

 

Тахоге

 

 

 

 

2.

Тахогенераторы.

 

 

 

 

° торы — электрические микромашины,

 

 

 

U-вых работающие в генераторном режиме

 

 

 

 

и выполняющие преобразование

уг­

чі

 

 

ловой скорости вращения

ротора ма­

 

 

шины Q (выходная величина) в про­

Рис. 49. Схема включения обмоток

порциональный сигнал электрическо­

линейного вращающегося

транс­

го напряжения,

 

 

С\ С2

 

форматора:

 

 

 

 

 

и

Сз— С* — обмотки

статора;

 

= F (й).

 

(237)

Рі — Р2

и

Рг Р<— обмотки ротора

 

 

В

системах электрорадиоавтоматики тахогенераторы

применяют

в качестве: измерителей скорости вращения; дифференцирующих эле­ ментов; устройств ввода в САР производной выходного сигнала или сигнала рассогласования для улучшение динамических свойств этих систем. Полезные сведения по тахогенераторам учащиеся найдут в (Л26).

Датчик» для преобразования электрических сигналов в перемещение

Основой устройства датчиков данного типа обычно является элек­ тромагнитное реле, которое имеет статическую релейную характеристи­ ку того или иного вида (см. рис. 44, е, ж, з.). Электромагнитное реле в устройствах электрорадиоавтоматики применяется для дискретного управления электрическими цепями, по которым канализируются от­ носительно значительные мощности. Так как управляющие сигналы имеют весьма небольшие мощности, то электромагнитные реле в систе­ мах электрорадиоавтоматики выполняют функции своеобразных элек­ тромеханических или релейных усилителей. В связи с тем, что эти усилители относятся к сугубо нелинейным звеньям вСАУ и САР, они в данной книге не рассматриваются. Необходимые сведения по релей­ ным усилителям можно получить из [6 , 23, 25].

124


Усилительные элементы

Общие положения. В системах электрорадиоавтоматики практи­ чески всегда приходится усиливать электрические сигналы рассогла­ сования или управляющие сигналы по мощности или по напряжению. Для этой цели усилительные устройства в этих системах обычно вклю­ чаются или после чувствительных элементов, или после элементов сравнения, если уровень электрических сигналов на их выходах недостаточен для приведения в действие последующих элементов схе­ мы. Сигналы в радиотехнических САУ и САР усиливаются с помощью

Рис. 50. Схема дроссельного

Рис. 51. Статические ха­

магнитного усилителя

рактеристики дроссельно­

 

го магнитного усилителя

одного-двух известных видов усилительных устройств: полупроводни­ ковых, электронных, тиратронных, магнитных, релейных, с бесконтакт­ ными электронными или транзисторными реле.

Магнитные усилители. В магнитных услителях (МУ), где функции нелинейных элементов выполняют дроссели с насыщающимися сер­ дечниками, повышенный уровень энергии электрического сигнала на выходе получается за счет энергии источника питания МУ переменным током.

Электрическая схема простейшего (дроссельного) МУ (рис. 50) содержит обмотку управления с числом витков Wy на среднем сердеч­ нике магнитопровода и две рабочие обмотки с числом витков в каждой, намотанных на крайних сердечниках того же магнитопро­

вода в противоположных направлениях и соединенных последова­ тельно.

При отсутствии сигнала в обмотке управления (іу = 0) переменные магнитные потоки, создаваемые рабочими обмотками, взаимоуравновешиваются и э. д. с. в обмотке управления не наводится. При появле­ нии сигнала в обмотке управления (іу Ф 0) индуктивность L в рабо­ чей обмотке уменьшается (сердечник насыщается), ток I ^ возрастает и в нагрузочном сопротивлении R Hвыделяется значительная мощность.

Примерные зависимости

I ^ ~ F (іу) в статическом режиме для

нескольких величин R Hдроссельного МУ даны на рис. 51. Из рисунка

видно, что величина тока

в рабочей обмотке не зависит от направле­

ния тока U в ОУ обмотке управления.

125


Выходной (усилительный) ток /._, как и выходное напряжение, практически не отстает во времени от входного тока іу.

В пределах линейной части статической характеристики дроссель­ ного МУ он может с достаточной достоверностью рассматриваться как апериодическое звено первого порядка с передаточной функцией

=

(238)

где /ги — статический коэффициент усиления

МУ по напряжению;

Т — постоянная времени МУ.

 

Дроссельный МУ позволяет снимать небольшую мощность на вы­ ходе, так как материал сердечника в нем используется не полностью. Поэтому в практике систем электрорадиоавтоматики находят приме­

 

.Ѵ~ _

 

нение

МУ

с более

сложными

схемами,

 

 

как обладающие

значительными

высокими

Ун I ]ян

,

,

эксплуатационно-техническими

 

парамет-

рами.

 

Схема

однотактного

дроссельно­

 

-JWv

 

го

МУ

на

двух сердечниках

показана

-----

 

на

рис.

52.

В

этом

МУ

и

обмотка

уп-

 

I____ rvfri

 

 

 

 

,

1

I

\

п

рабочая

об-

 

•fwy

T wy

равления I — U?y - { - №у )

 

 

 

(

1

 

 

 

 

 

 

 

 

h _ У»

 

мотка

 

 

 

размещены

на

 

 

i

 

 

 

Рис. 52. Электрическая схе­ ма однотактного магнитного усилителя на двух сердеч­ никах

двух одинаковых сердечниках. Чтобы включить возможность наведения перемен­ ной э. д. с. в обмотке управления, витки

его полуобмоток

У7у имеют противопо­

ложное направление.

К техническим достоинствам МУ следует отнести простоту электри­ ческой схемы усиления сигналов даже с весьма низким уровнем по мощности (до ІО- 1 2 вш) при отсутствии в МУ движущихся частей. Под­ робнее с магнитными усилителями МУ можно ознакомиться в [23, 28, 31].

Электромашинные усилители с поперечным полем. В электриче­ ских САУ в качестве усилителей мощности нередко используются элек­ тромашинные усилители (ЭМУ) с поперечным магнитным полем. По своему устройству они представляют вращающиеся генераторы посто­ янного тока, которые значительно повышают уровень сигнала на вы­ ходе ЭМУ за счет преобразования механической энергии приводного электродвигателя. Управление этим преобразованием осуществляется магнитным полем входного сигнала (іу) с управляющей обмотки 1Уу. На рис.'бЗ приведена схема двухкаскадного ЭМУ с продольно-попереч­ ным возбуждением, в котором два каскада усилителя конструктив­ но объединены в одноякорном генераторе постоянного тока. Он враща­ ется приводным электродвигателем.

Магнитный поток Фу, создаваемый в маломощной обмотке продоль­ ного возбуждения, который усиливается сигналом іу, вызывает по­ явление во вращаемом якоре ЭМУ поперечной э. д. с., приложенной

126


_______ il_

к поперечным щеткам q q. Она создает в замкнутой цепи последних поперечный ток I qy который в свою очередь вызывает появление не­ подвижного в пространстве магнитного потока поперечной реакции якоря Фд. Итак как этот поток пересекает витки вращаемой обмотки якоря, то в ней индуктируется продольная

э. д. с. F.d, приложенная к щеткам d d,

 

 

Ен = кп2іу>

 

 

(239)

 

 

 

где к — коэффициент пропорциональности;

 

 

 

п — скорость вращения якоря, обімин',

 

 

 

іу — ток входного сигнала, а.

 

 

 

 

 

При

подключенной к щеткам d d на­

 

 

 

грузке

генератора постоянного тока

с не­

 

 

 

зависимым

возбуждением OB

в

ее

цепи

 

 

 

проходит ток / и. Он вызывает

появление

 

 

 

в ЭМУ магнитного потока продольной ре­

 

 

 

акции якоря ФЛя, который смещен на 180°

 

 

 

по отношению к магнитному потоку воз­

Рис. 53. Упрощенная

прин­

буждения

Фу и

может настолько

умень­

шить последний,

что продольная

э. д. с.

ципиальная

схема электро-

машинного

усилителя

с по­

в ЭМУ (239) практически станет равной ну­

перечным полем

 

лю, т. е. усиление в ЭМУ прекратится.

Чтобы это предотвратить, на полюсах магнитопровода ЭМУ размеща­ ют компенсационную обмотку WK, включенную последовательно с про­

дольной обмоткой

якоря. Она создает магнитный поток Фак,

который

направлен синфазно с потоком возбуждения Фу и навстречу

потоку

 

Фи

Фм

 

Фа

Е ц

 

 

 

 

 

I

J-----

1

у *

*

 

 

 

 

 

Чг

------------------------------- 1

 

 

 

Рис. 54. Эквивалентная

схема электромашинного усили­

 

 

 

теля с поперечным полем

 

 

 

 

Фая- Для более точной компенсации потока Фап обмотка

Wv

шунти­

руется

регулировочным реостатом

R K. Развернутая

эквивалентная

схема

рассматриваемого ЭМУ представлена на рис. 54.

^

 

Коэффициент усиления ЭМУ по мощности может достигать значе­ ний 5 000—10 000.

При использовании в системах электрорадиоавтоматики ЭМУ данного вида может рассматриваться как последовательное соединение двух апериодических звеньев первого порядка с общей передаточной функцией

 

W ( p ) =

______ ________

(240)

 

(Ty p + 1) (Т д

Р + 1)

 

 

 

где ки— коэффициент усиления ЭМУ

по

напряжению;

Ту — постоянная

времени

обмотки

управления,

сек;

T q—постоянная

времени

поперечной

цепи якоря

ЭСУ, сек.

127