Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
и опорного валков (см. рис. 26) было одинаковым на всем протяже нии длины бочки и составило 44,0 мкм. Радиальная деформация ра бочего валка в контакте с полосой на ее середине равнялась 21,4 мкм, на расстоянии 170 мм от нее 31,2 мкм. Суммируя упругие деформации валков по сечениям, соответствующим середине и краю полосы, по лучили величины 101,7 и 95,2 мкм. Таким образом, деформация
валков по середине длины бочки превысила деформацию по краю по лосы на 6,5 мкм.
|
|
|
|
Рнс. 36. Распределение упругих деформа |
||
|
|
|
|
ций валков стана 205/360X500 по длине |
||
|
|
|
|
бочек при прокатке образца |
170: |
|
|
|
|
|
/ — прогиб опорного.валка: |
2 — взаимо |
|
Рнс. 35. Исходный ( 1) |
н |
конечный |
действие прогиба опорного валка н ради |
|||
(2) |
профили и распределение обжа- |
альной деформации рабочего палка в кон |
||||
тий |
(3), нормального |
давления (4) |
такте с опорным; 3 — взаимодействие про |
|||
и радиальной деформации |
рабочего |
гиба опорного валка |
и сближения осей |
|||
валка (5) в Контакте с |
полосой при |
рабочего и опорного |
валков; |
4 — актив |
||
прокатке образца 170 |
|
|
ная образующая рабочего валка |
Стрела выпуклости поперечного профиля полосы после прокатки (см. рис. 36) составила 14 мкм:
яг-г |
— |
7^2лев Н- |
п р |
и |
__ 2,128-1-2,124 |
|
ил2 |
2 |
|
л 2 серед — |
2 |
||
|
|
— 2,140 = |
—0,014 мм, |
|
||
где # 2 серед, # 2 |
лев 11 # 2 |
пр — толщина полосы, замеренная на сере |
||||
|
|
|
дине полосы и на расстоянии 20 мм от |
|||
|
|
|
левой |
и правой |
ее кромок соответ |
|
|
|
|
ственно. |
|
Если предположить, что упругие деформации нижней пары вал ков стана 205/360 X 500, для которой радиальную деформацию не измеряли, равны деформации верхней пары валков, то суммарная неравномерность зазора между валками (2 X 6,5 мкм = 13 мкм) будет соответствовать стреле выпуклости поперечного профиля про катанной полосы, которая составляет 14 мкм.
Активная образующая рабочего валка, построенная для случая прокатки более узкой полосы (образец 112, BIL — 0,48), показана
64
Т а б л и ц а 17
С о с т а в л я ю щ и е |
у п р у го й |
д е ф о р м ац и и |
в а л к о в |
по ш и р и н е |
п олосы |
|
|
при п р о к ат к е |
о б р а з ц а |
112 |
|
|
|
|
|
Наименование составляющей |
|
На середине |
На расстоя |
На кромке |
|||
|
бочки |
нии 100 мм |
полосы |
||||
|
|
|
|
|
|
от середины |
|
Прогиб опорного валка относительно |
30,3 |
25,0 |
22,0 |
||||
края бочки, мкм ......................................... |
|
м к м |
|
||||
Сближение осей валков, |
|
45,0 |
37,0 |
35,3 |
|||
Радиальная деформация |
рабочего валка |
32,7 |
41,0 |
|
|||
в контакте с.полосой, |
м к м ......................... |
|
— |
||||
|
|
|
И т о г о . |
• • |
108,0 |
103,0 |
— |
на рис. 37, а составляющие упругой деформации валков по ширине полосы приведены в табл. 17.
Из приведенных данных следует, что неравномерность расстоя ния между рабочими валками по ширине полосы (240 мм) от прогиба опорных валков и сближения осей рабочих и опорных валков состав
ляет (75,3—57,3)-2 = 36 мкм.
Рис. 37. |
Распределение погонного |
. |
120 |
60 |
0 |
60 |
120 |
|||
давления |
по длине |
поверхности |
||||||||
контакта рабочего |
и опорного вал |
|
Расстояние от середины полосы,мн |
|||||||
ков- (а) и упругих деформаций вал |
|
|||||||||
ков стана 205/360Х 500 по длине бо |
Рис. 38. Исходные н конечные профили |
|||||||||
чек при |
прокатке |
образца |
112(6) |
|||||||
(обозначения — см. |
рис. |
36) |
полос |
112 (а) |
н 138 (б) |
|
|
|
Исходный профиль образца 112 показан на рис. 38, а. Подкат имел некоторую незначительную вогнутость, составляющую ^—2,5 мкм на сторону:
а я х = ТЛ. лен ~Ь Н 1 пр |
1,169+1,159 |
- Н гсеред |
— 1,159 = +0,005 мм.
О П. И. Полухин |
65 |
При прокатке полосы с. таким исходным поперечным профилем в зазоре, высота которого на середине ширины полосы превышала на 36 мкм высоту на расстоянии 120 мм от середины, следует ожидать, что обжатия будут неравномерными по ширине полосы. Измерение поперечного профиля прокатанной полосы и вычисление обжатий (рис. 39 и табл. 16) показало, что обжатие на середине полосы со ставляет 26,3%, на расстоянии 100 мм от середины 27,7%, а стрела выпуклости поперечного профиля прокатанной полосы равна по 6 мкм на сторону:
дН2= -,8- 6^ — - — 0,854 = — 12 мкм.
Полученное значение выпуклости поперечного профиля значи тельно меньше, чем зазор между рабочими валками, который на середине длины бочки на 26,6 мкм больше, чем на расстоянии 100 мм от середины (табл. 17). Однако с учетом радиального сжатия рабочего валка в контакте с полосой, составляющего 32,7 мкм на середине длины бочки и 41,0 мкм на расстоянии 100 мм от середины (см. рис. 39), неравномерность зазора между рабочими валками умень шается до 5 мкм на сторону (см. рис. 37, табл. 17), что соответствует результатам измерения выпуклости поперечного профиля прокатан ной полосы (по 6 мкм на сторону).
Таким образом (см. рис. 36, 37), при прокатке широких и узких полос упругое сжатие рабочих валков в контакте с полосой в опре деленной степени уменьшает неравномерность просвета между ра бочими валками, вызванную взаимодействием прогиба опорного валка и сближения осей рабочего и опорного валков, и способствует получению полос более точного профиля.
В результате измерения площадей, ограничивающих каждую из составляющих активных образующих рабочих валков, было уста новлено, что при прокатке образца 112 (BIL = 0,48) доля прогиба опорного валка в общей деформации валкового узла составляет 28% , доля сближения осей рабочего и опорного валков 47%, доля упру гого сжатия рабочего валка в контакте с полосой 25% , а при про катке более широкой полосы (образец 170, BIL = 0,76) они соответ ственно равны 27,2; 49,8 и 23% . Эти данные показывают, что вели чина каждой из составляющих активной образующей практически не зависит от ширины прокатываемой полосы.
Эпюры контактных напряжений при прокатке образца 112, по строенные по показаниям штифтовых месдоз, показаны на рис. 40. Обе эпюры имеют ярко выраженные максимумы, смещенные в сто рону выхода металла из валков и наблюдаемые при одном и том же значении хНа ^ 0,65. Распределение нормального давления по ши рине полосы неравномерно: минимальное значение приходится на ее середину (кривая 3) и максимальное — на сечение, отстоящее от середины на расстоянии 100 мм (кривая 2). По найденным значе ниям среднего давления и длинам дуг контакта металла с валком (/д3 = 8,05 мм, /д2 = 9,07 мм) была построена эпюра распределения погонного давления qnпо ширине прокатываемой полосы (см. рис. 39).
66
Для сечения, |
проходящего по середине |
полосы, |
qn3 — 3,8 тс/см, |
а для сечения, |
соответствующего краю, |
qn2 = 6,0 |
тс/см. Очевидно, |
что большее давление, возникающее на краю полосы, вызывает большую радиальную деформацию сжатия рабочего валка в этом сечении, чем в сечении, соответствующем середине полосы.
Анализ формул, выведенных А. И. Целиковым для расчета рас
пределения нормального давления по дуге |
контакта при прокатке |
с натяжением, |
показал, что при прило |
жении к полосе переднего (или заднего)
чего валка |
(/), погонного |
|
|
|
|
|
|
давления (2), |
обжатий (5), |
|
|
|
|
|
|
продольных |
растягивающих |
Рис. |
40. Эпюры |
контактных |
|||
напряжений (4) и показателя |
|||||||
контактного |
трения (5) по |
напряжений к |
отношения |
||||
ширине полосы при прокат |
| х |/р |
при прокатке |
образца |
||||
ке образца |
112 |
(«-{-» — ра? |
112 |
в |
различных |
сечениях |
|
стяжение, «—» — подпор) |
(обозначения — см. рис. I) |
натяжения давление в сечении выхода металла из валков (или входа в очаг деформации) уменьшается пропорционально натя жению. Для определения внутренних продольных напряжений-, воз никающих в полосе в результате действия внешних ее частей, стре мящихся выровнять вытяжки различных сечений, в настоящей ра боте применили аналогичный подход. На линии центров валков, где пластическая деформация практически отсутствует, откладывали ординату, равную сопротивлению деформации в конце процесса про катки (см. рис. 40). Расстояние от нее до той или иной эпюры нор мального давления представляет собой в соответствующем масштабе величину продольного напряжения в сечении выхода металла из валков.
Определение величины действующих в полосе внутренних про дольных напряжений на входе в очаг деформации представляет опрё-
5: |
67 |
деленную трудность, так как не известно, при каком значении абс циссы Л'//д откладывать ординату 1,15crTl, соответствующую началу пластической деформации. Поскольку при прокатке образца 112 максимумы двух эпюр нормального давления не смещены один от носительно другого, можно полагать, что в каждом продольном се чении действуют равные полные натяжения. Однако практически определить величины внутренних продольных напряжений на входе
в |
очаг трудно. |
В настоящей работе эти |
напряжения находили |
в |
сечении, отстоящем от линии центров, |
валков на величину |
|
V R ffiZ - |
определения внутренних продольных напряжений |
||
|
В результате |
установлено, что в сечении выхода металла из валков на середине полосы действует растягивающее напряжение Дет, равное -j-б кге/мм2, а на расстоянии 100 мм от середины — сжимающее напряжение, равное —7 кге/мм2. В сечении входа металла в валки эти напряже ния составляют соответственно + 8 кге/мм2 и —9 кге/мм.2. Таким образом, средняя часть полосы в процессе прокатки подвергается действию растягивающих напряжений, а ее края — подпирающих напряжений. Поэтому неравномерность распределения нормального давления по ширине полосы, вызванная уширением на кромках полосы и увеличенным обжатием краев полосы по сравнению с ее серединой, значительно возрастает (см. рис. 39, 4).
Анализ экспериментальных данных показал, что продольные на пряжения трения, так же как и нормальное давление, по ширине по лосы распределяются неравномерно. Для всех полос, прокатанных без применения противоизгиба рабочих валков, отмечены меньшие значения напряжений контактного трения на середине полосы и их рост по направлению от середины к краям полосы. Указанная неравномерность распределения сил контактного трения по ширине полосы наблюдается при прокатке образцов из алюминия AIM, ста лей СтЗ и 08кп различной исходной толщины и ширины. Таким обра зом, ординаты эпюр распределения напряжений контактного тре ния и нормального давления по ширине прокатываемой полосы на ее середине минимальны. Однако отношение продольной составляющей напряжения контактного трения к нормальному давлению для се чения, проходящего по середине полосы (где величины т и р мини мальны), всегда больше, чем для сечений, находящихся вблизи кро мок полосы.
Рассмотрим распределение касательных напряжений по ширине полосы при прокатке образца 112 (см. рис. 40). Усредненное по длине дуги контакта металла с валком значение продольной составляющей напряжения контактного трения для сечения, проходящего по сере дине полосы, тср3 равно 5,1 кге/мм2, а для сечения, отстоящего от середины на расстоянии 100 мм, тср2 равно 5,8 кге/мм2. Средние нор мальные давления по этим продольным сечениям соответственно равны рср3 = 46,5 кге/мм2 и рср2 = 58,3 кге/мм2.
Показатель напряжения контактного трения ) тср |/рср на сере дине полосы составил 0,11 и на расстоянии 100 мм от середины 0,10. Следовательно, при прокатке без противоизгиба валков эпюра рас-
68