Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
усилия принудительного их изгиба для данного стана неизвестна. Однако в качестве критерия, характеризующего изменение прогиба рабочих валков, можно использовать распределение обжатий по ширине полос при условии идентичности их исходного поперечного сечения. Такой подход к оценке прогиба рабочих валков виден из анализа поперечных профилей полос до прокатки (рис. 46).
Для образца 102, прокатанного без противоизгнба валков, обжа тие на середине полосы составило 8,5%, а на расстоянии 20 мм от
I й |
|
|
|
|
|
|
|
кромки 9,3% |
(рис. 46, б, |
кри |
||
|
|
|
|
|
|
|
вая 1). При прокатке с усилием |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
противоизгнба 13,3 тс на |
каж |
||||
ч 10 |
|
|
|
|
|
|
|
дую шейку валка (образец |
108) |
|||
^ |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
so |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ю |
1 |
|
Т |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А д |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
* |
J |
|
|
|
|
|
|
|
|
--I |
- |
1________1 |
|
|_ |
в |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
0,58 |
0,858 |
|
|
0,258 |
0г58 |
|
|
|
|
||
Рис. 45. |
Распределение |
радиальной дефор |
|
|
|
|
||||||
мации рабочего |
валка в |
контакте с |
опор |
|
|
|
|
|||||
ным (д), |
максимального нормального давле |
|
|
|
|
|||||||
ния |
(б) |
и радиальной деформации рабочего |
|
|
|
|
||||||
валка в контакте с полосой |
(о) по ширине |
Рис. 46. Исходные |
(а), конечные (б) |
попе |
||||||||
образцов (см. табл. 16): |
|
|
|
|
||||||||
|
4 — 106; |
5 — |
речные сечения и |
распределение обжатий |
||||||||
] _ |
Ю2; 2 — 104; 3 — 105; |
по ширине полос |
(б) |
(обозначения — см. |
||||||||
108; |
6 — 109 |
|
|
|
|
|
рис. 45) |
|
|
|
||
обжатие |
было одинаковым |
по ширине полосы |
и |
составило |
8,5% |
|||||||
(рис. 46, б, кривая 5). |
Образец 109 |
прокатан с большим усилием про- |
||||||||||
тивонзгиба и получил |
обжатие посередине, большее, чем по краям |
|||||||||||
(рис. 46, |
б, |
кривая |
6). |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Из табл. |
17 видно, |
что при прокатке образца |
102 без противоиз- |
гиба валков обжатие по краям полосы больше, чем по ее середине, и 6ЛЯ = +11 мкм. С ростом усилия противоизгнба рабочих валков обжатия по ширине полос становятся более равномерными, вели чина 6ДН уменьшается, и при прокатке образца 108 (Рнзг/Р = 0,54) 6АЯ 0. С дальнейшим увеличением усилия противоизгнба вели чина 6ДЯ становится отрицательной.
Распределение нормального давления по ширине полос проис ходит в соответствии с распределением обжатий. Наибольшая нерав номерность давления была получена при прокатке образца 102 (Р„зг/Р = 0). С увеличением усилий между шейками рабочих валков
73
значения максимального давления на середине полос возрастают, а в сечении, отстоящем от середины полосы на 100 мм, уменьшаются. При прокатке образца 108 (Рнзг/Р = 0,54) нормальное давление по ширине полосы распределено равномерно (см. рис. 45).
Распределение радиальной деформации рабочего валка при кон такте с прокатываемой полосой является функцией распределения нормального давления. Из рис. 45, в видно, что при прокатке без противоизгнба радиальная, деформация имеет минимум на середине полосы и максимум вблизи края (кривая /), равномерна по ширине полосы при прокатке с усилием противоизгнба 13,3 тс (кривая 5) и имеет максимум на середине полосы при прокатке с усилием противоизгиба, превышающим 15 тс на шейку валка (кривая 6).
Из сравнения данных о распределении обжатий, нормального дав ления и радиальной деформации рабочего валка по ширине полос, прокатываемых с различными усилиями противоизгнба рабочих вал ков, следует, что оптимальным для получения полос с минимальной в данных условиях поперечной разнотолщинностью является отно шение РнЗГ/Р = 0,42ч-0,б2. Равномерность эпюры межвалкового давления при прокатке образцов 102— 109 достигается при меньшем отношении усилия противоизгнба к давлению прокатки.
Прокатка полос |
толщиной Я 1ср = |
2,5 мм из стали СтЗ и тол- , |
щиной # 1ср = 5,72 |
мм из алюминия |
AIM подтверждает выводы, |
сделанные на основании данных прокатки полос из стали 08кп (об разцы 102— 109 (см. рис. 45 и 46).
На рнс. 47 приведена схема, иллюстрирующая трансформацию эпюры межвалкового давления и эпюр распределения давления по ширине полосы при изменении усилия противоизгнба.
Случай I — прокатка без противоизгнба, прогиб рабочего валка больше прогиба опорного (образец 102). «Упругий» зазор (зазор между рабочими валками во время прокатки без учета упругого сплющивания рабочих валков в контакте с полосой) имеет макси мальную высоту на середине длины бочки, полоса обжимается больше по краям, чем посередине.
Случай II — распирающее усилие ниже оптимального, прогиб рабочего валка равен прогибу опорного (образец 105). Эпюра меж валкового давления равномерна по длине бочки, а разнотолщин: ность полос меньше, чем в случае /.
Случай III — прогиб рабочих валков отсутствует, контактные напряжения по краям бочек рабочего и опорного валков больше, чем посередине, удельные давления распределены по ширине полосы равномерно.
Случай IV характерен противоположными по знаку прогибами рабочих и опорных валков, большими обжатиями на середине полос и резким ростом контактных напряжений на краях бочек рабочих и опорных валков.
Сделанные выше выводы полностью применимы к случаю про катки полос шириной 380 мм (BIL = 0,76). Из рассмотрения опытных
данных (см. табл. 16, |
образцы 185— 188 и 150— 157) |
следует, что |
с увеличением усилия |
противоизгнба рабочих валков |
происходит |
74
перераспределение обжатий и нормального давления по ширине полос (рис. 48).
Эпюры контактных напряжений, полученные при прокатке полос из стали 08кп шириной 380 мм с различными отношениями усилия противоизгиба валков к давлению прокатки РиЗГ/Р, приведены на рис. 49, а начальные и конечные поперечные сечения этих полос —
на рис. 50. При прокатке образца 150, |
когда Р„зг/Р = 0, |
минимум |
нормального давления приходится на |
середину полосы, |
а макси- |
. 1 |
Л |
|
Рнс. 47. Схема трансформации эпюр межвалкового давления и эпюр рас пределения нормального давления по ширине полосы при изменении усилий противоизгиба рабочих валков
мум— на ее края. Когда значение Разг/Р = 0,24 (образец 154), распределение давления по ширине полосы становится практически равномерным, а при Р„зг/Р — 0,33 (образец 155) давление становится максимальным на середине полосы. Так, при прокатке образца 155 максимальное нормальное давление на середине полосы составляет 58,3 кгс/мм2 и на расстоянии 170 мм от середины 43,6 кгс/мм2.
Изменение характера распределения нормального давления по ширине полосы вызвано изменением характера распределения обжа тий и внутренних продольных напряжений в прокатываемой полосе. При прокатке без противоизгиба валков продольные напряжения на
выходе из |
валков являются растягивающими на середине |
полосы |
До = + 4 ,0 |
кгс/мм2 и сжимающими на расстоянии170 мм |
от нее |
—4,5 кгс/мм2. На расстоянии 100 мм от середины полосы внутрен ние продольные напряжения отсутствуют (см. рис. 48). Характер распределения и величины продольных напряжений на входе в очаг деформации и на выходе из него совпадают.
75
При прокатке образца 154 (Р1т/Р = 0,24) распределение обжа тий и нормального давления практически равномерно по ширине
полосы, |
а |
внутренние |
продольные |
|
напряжения |
отсутствуют |
||||||||||||
(см. рис. |
48 |
и 49). |
При прокатке образца |
|
155 (Рюг/Р = |
0,33) |
на |
|||||||||||
середине |
полосы |
действуют |
сжимающие |
напряжения |
|
Да = |
||||||||||||
= |
—4,5 |
кгс/мм2, а на расстоянии 170 мм от середины — растяги |
||||||||||||||||
вающие напряжения |
Да = |
-(-5 |
кгс/мм2. |
На |
расстоянии 100 |
мм от |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
середины так же, как и при.про |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
катке |
образца |
150, |
внутренние |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
продольные |
напряжения |
|
равны |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нулю. Анализ данных экспери |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мента (см. табл. 16) показал, что |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
для |
полос |
указанной |
ширины |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
обжатия сечений, отстоящих на |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
100 мм |
от |
середины |
(е2)> |
во всех |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
случаях равны среднему по ши |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рине |
обжатию |
еср. |
Следователь |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
но, вытяжки этих продольных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сечений равны средним по ширине |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
полосы |
вытяжкам |
независимо от |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
величины |
усилия |
противоизгиба, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
а значит, |
в этих сечениях отсутст |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вуют внутренние продольные на |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
пряжения. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение внутренних про |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
дольных напряжений |
влияет |
на |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
распределение по ширине полосы |
||||||||||
Рис. 48. Распределение обжатий, нор |
отношения т/р, |
которое в общем |
||||||||||||||||
мального |
давления |
н внутренних |
про |
|||||||||||||||
дольных |
напряжений |
на выходе из |
вал |
случае неравномерно, |
и |
положе |
||||||||||||
ков |
по ширине |
образцов: |
|
|
ние |
нейтрального |
сечения. |
При |
||||||||||
1 _ |
150; |
2 — 154; 3 — 155 |
|
|
||||||||||||||
|
|
прокатке |
образца |
|
150 |
(Рнзг = |
||||||||||||
= 0) т/р |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
достигает наибольшего значения |
на середине полосы, |
где |
||||||||||||||||
действуют растягивающие внутренние продольные напряжения, |
а при |
прокатке образца 155 (РнЗГ1Р=0,33) — на краях полосы (рис. 54, 57). Аналогичным образом минимальное на ширине полосы значе ние т/р связано с действием сжимающих напряжений, влияющих на
увеличение нормального давления.
Действие внутренних продольных растягивающих напряжений, которые возникают в том или ином (в зависимости от условий про катки) продольном сечении, по-видимому, аналогично действию перед него и заднего натяжений в идеальном («плоская» деформация) слу чае прокатки. Задне'е натяжение, как показывают результаты много численных исследований различных авторов, оказывает более зна чительное влияние на величину удельного давления, отношение т/р
иположение критического сечения, чем переднее натяжение. Так,
вработе [8] установлено, что с ростом заднего натяжения (при по стоянном переднем) увеличивается продольная составляющая на пряжения трения и отношениет/р, а критическая точка при этом сме щается к плоскости выхода металла из валков.
76
Х/1Д |
Х / 1 Д |
х/1д |
|
|
Рис. 49. Распределение контактных напряжений и их отношений в очаге деформации при прокатке образцов 150, 154 и 155- (обозначения — см. рис. 1)
На одной и той же полосе, независимо от того, применяется при нудительный изгиб рабочих валков или нет, в сечениях, по которым действуют внутренние продольные растягивающие напряжения, кри тическая точка смещена к выходу металла из валков, а в сечениях, по которым действуют сжимающие напряжения, — ко входу в очаг деформации. При равенстве коэффициентов обжатия в любом про дольном сечении полосы, что достигается подбором соответствующей оптимальной величины отношения Рпзт1Р, нормальное давление распределяется по ширине полосы равномерно. В этом случае факти-
0,53 |
0,?5В |
О |
0,25В |
Q58 |
|
Рис. 50. |
Начальные (а) |
и конечные (б) |
поперечные |
сечения |
образ |
цов из стали 08кп: |
|
' |
■ |
|
|
1 — 150; |
2 — 154; 3 — |
155; 4 — 156; 5 — 157 |
|
|
ческие значения длины дуги контакта металла с валком одинаковы во всех продольных сечениях полосы, поперечное критическое сече ние не искривлено, показатель напряжений контактного трения т!р постоянен по ширине полосы, а внутренние продольные напряжения от неравенства вытяжек отсутствуют.
Обобщение полученных результатов (см. табл. 16 и 19) позволило получить зависимости изменения поперечной разнотолщинности 6ДН от отношения усилия противоизгиба к давлению металла на валки Р!13г/Р при прокатке полос различной толщины и ширины из ста лей 08кп и СтЗ и алюминия AIM (рис. 51).
Сувеличением ширины полос отношение усилия противоизгиба
кдавлению прокатки, при котором поперечная разнотолщинность
минимальна, уменьшается и составляет:
Ризг/Р ......................... |
0,53 |
0,38 |
0,22 |
0,05 |
В Ц ............................. |
0,48 |
0,60 |
0,76 |
0,88 |
Как видно из рис. 51, б, угол наклона прямых к оси абсцисс зависит от ширины прокатываемых полос и величины обжатия. С увеличением BIL угол наклона графиков 6ДН = f (Ризг/Р) к оси абсцисс увеличивается. Из сравнения результатов, полученных при прокатке полос шириной 240 и 380 мм из сталей 08 кп и СтЗ и полос той же ширины из алюминия AIM, становится очевидным, что опти мальные значения отношений Рязг/Р практически не зависят от ме ханических свойств деформируемого материала. Указанные вели-
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
19 |
|
Р асп р ед е л ен и е |
м а к с и м а л ь н о го н о р м ал ь н о го д а в л е н и я |
и о б ж а т и я |
|
|
|
||||||||||
п о |
ш и р и н е п олос при |
п р о к а т к е |
ал ю м и н и я |
A IM |
|
|
|
|
|
|
|||||
н а |
с т а н е |
2 0 5 /3 6 0 X 5 0 0 |
с п р о ти в о и зги б о м |
р а б о ч и х в а л к о в |
|
|
|
|
|||||||
а |
|
|
|
Р 2 . |
о |
|
|
|
^max* кгс/мм2 |
|
е, |
% |
|
||
|
|
|
|
6Д/7, |
|
|
|
||||||||
о. 5 |
В |
"icp- |
еср* |
СП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
| | |
L |
ТС |
мКМ |
РI |
|
Рз |
Р.1 |
Ё1 |
е2 |
|
S4 |
||||
|
ММ |
% |
с~ |
|
|
Р2 |
|
||||||||
Жо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
0,48 |
5,67 |
16,3 |
20,6 |
0 |
+ |
5 |
_ |
11,3 |
7,4 |
____ |
___ |
16,4 |
16,2 |
____ |
16 |
|
5,67 |
16,6 |
26,4 |
30 |
+ |
2 |
— 10,6 |
8,3 |
— |
— |
16,6 |
16,55 |
— |
|
17 |
|
5,65 |
16,8 |
32,5 |
65 |
— I |
— |
9,0 |
9,2 |
— |
— |
16,8 |
16,8 |
— |
|
18 |
|
5,78 |
17,4 |
40,0 |
90 |
—1 |
— |
8,7 |
9,5 |
— |
— 17,3 |
17,5 |
— |
||
19 |
|
5,73 |
17,0 |
41,1 |
105 |
—5 |
— |
8,1 |
10,5 |
— |
— |
16,9 |
17,1 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
0,60 |
2,89 |
20,6 |
21,4 |
0 |
+ |
6 |
|
11,0 |
9,1 |
|
— |
20,6 |
20,4 |
|
43 |
|
2,88 |
17,6 |
26,4 |
51 |
—2 |
— |
9,2 |
10,3 |
— |
17,5 |
17,7 |
— |
||
44 |
|
2,97 |
20,2 |
38,7 |
95 |
—10 |
— |
9,2 |
11,7 |
— |
— 20,0 |
20,4 |
— |
||
47 |
|
2,94 |
21,2 |
44,1 |
97 |
—10 |
— 10,0 |
13,2 |
— |
— 21,0 |
21,4 |
— |
|||
62 |
0,76 |
5,76 |
15,0 |
30,3 |
0 |
+ 5 |
|
10,1 |
9,7 |
11,0 |
— |
15,0 |
14,95 |
15,1 |
|
63 |
|
5,80 |
16,0 |
36,0 |
36 |
—3 |
— |
10,1 |
10,5 |
9,7 |
16,0 |
16,0 |
15,9 |
||
64 |
|
5,76 |
15,7 |
39,7 |
75 |
—11 |
— 11,6 |
13,5 |
9,0 |
— |
15,7 |
15,8 |
15,6 |
||
65 |
|
5,80 |
15,6 |
47,6 |
91 |
— 15 |
— 12,0 |
14,3 |
8,5 |
— |
15,6 |
15,8 |
15,5 |
||
81 |
0,88 |
2,84 |
21,0 |
33,1 |
0 |
+ |
4 |
7,9 |
7,4 |
7,3 |
7,7 |
21,3 |
21,2 |
21,1 |
21,3 |
85 |
|
2,89 |
21,5 |
43,4 |
29 |
— 17 |
5,5 |
8,0 |
8,8 |
7,6 |
21,3 |
21,5 |
21,8 |
21,3 |
|
87 |
|
2,88 |
21,4 |
51,6 |
45 |
—28 |
4,6 |
10,0 |
10,3 |
7,5 |
20,9 |
21,6 |
21,9 |
21,2 |
чины отношений Рпзг/Р. в исследованном диапазоне не зависят также от толщины прокатываемых полос и их обжатия.
Величина отношений P,s3r/P в значительной степени зависит от поперечной разнотолщинности подката. При проведении экспери мента образцы с одинаковым исходным поперечным профилем груп
пировали |
в серии. Например, |
при прокатке образцов 150— 155 |
|
(табл. 16) |
стрела их вогнутости составляла |
2—4 мкм (см. рис. 50). |
|
Однако в |
этой же серии были |
прокатаны |
выпуклые образцы 156 |
и 157 со стрелой выпуклости 6Н 1 = 8 и 7 мкм. В результате про катки полос с такой величиной выпуклости при отношениях Ртг/Р = = 0,39 (образец 156) и 0,40 (образец 157) обжатия посередине полос значительно превысили обжатия по их краям (см. табл. 16). Измене ние поперечной разнотолщинности 6АН для образцов 156 и 157 со ставило 17 мкм и 18 мкм соответственно. Для сравнения укажем, что при прокатке образца 155 изменение поперечной разнотолщинности оказалось равным 6 мкм (Ртг/Р = 0,33).
В результате неравномерности распределения обжатий по ширине полос при прокатке этих образцов возникли значительные внутрен ние продольные напряжения, которые привели к короблению полос после прокатки и появлению «волны». Очевидно, что поперечную разнотолщинность при прокатке тонких полос можно регулировать
79