Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

усилия принудительного их изгиба для данного стана неизвестна. Однако в качестве критерия, характеризующего изменение прогиба рабочих валков, можно использовать распределение обжатий по ширине полос при условии идентичности их исходного поперечного сечения. Такой подход к оценке прогиба рабочих валков виден из анализа поперечных профилей полос до прокатки (рис. 46).

Для образца 102, прокатанного без противоизгнба валков, обжа­ тие на середине полосы составило 8,5%, а на расстоянии 20 мм от

I й

 

 

 

 

 

 

 

кромки 9,3%

(рис. 46, б,

кри­

 

 

 

 

 

 

 

вая 1). При прокатке с усилием

 

 

 

 

 

 

 

противоизгнба 13,3 тс на

каж­

ч 10

 

 

 

 

 

 

 

дую шейку валка (образец

108)

^

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

so

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю

1

 

Т

1

 

1

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А д

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

J

 

 

 

 

 

 

 

--I

-

1________1

 

|_

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,58

0,858

 

 

0,258

0г58

 

 

 

 

Рис. 45.

Распределение

радиальной дефор­

 

 

 

 

мации рабочего

валка в

контакте с

опор­

 

 

 

 

ным (д),

максимального нормального давле­

 

 

 

 

ния

(б)

и радиальной деформации рабочего

 

 

 

 

валка в контакте с полосой

(о) по ширине

Рис. 46. Исходные

(а), конечные (б)

попе­

образцов (см. табл. 16):

 

 

 

 

 

4 — 106;

5 —

речные сечения и

распределение обжатий

] _

Ю2; 2 — 104; 3 — 105;

по ширине полос

(б)

(обозначения — см.

108;

6 — 109

 

 

 

 

 

рис. 45)

 

 

 

обжатие

было одинаковым

по ширине полосы

и

составило

8,5%

(рис. 46, б, кривая 5).

Образец 109

прокатан с большим усилием про-

тивонзгиба и получил

обжатие посередине, большее, чем по краям

(рис. 46,

б,

кривая

6).

 

 

 

 

 

 

 

Из табл.

17 видно,

что при прокатке образца

102 без противоиз-

гиба валков обжатие по краям полосы больше, чем по ее середине, и 6ЛЯ = +11 мкм. С ростом усилия противоизгнба рабочих валков обжатия по ширине полос становятся более равномерными, вели­ чина 6ДН уменьшается, и при прокатке образца 108 (Рнзг/Р = 0,54) 6АЯ 0. С дальнейшим увеличением усилия противоизгнба вели­ чина 6ДЯ становится отрицательной.

Распределение нормального давления по ширине полос проис­ ходит в соответствии с распределением обжатий. Наибольшая нерав­ номерность давления была получена при прокатке образца 102 (Р„зг/Р = 0). С увеличением усилий между шейками рабочих валков

73


значения максимального давления на середине полос возрастают, а в сечении, отстоящем от середины полосы на 100 мм, уменьшаются. При прокатке образца 108 (Рнзг/Р = 0,54) нормальное давление по ширине полосы распределено равномерно (см. рис. 45).

Распределение радиальной деформации рабочего валка при кон­ такте с прокатываемой полосой является функцией распределения нормального давления. Из рис. 45, в видно, что при прокатке без противоизгнба радиальная, деформация имеет минимум на середине полосы и максимум вблизи края (кривая /), равномерна по ширине полосы при прокатке с усилием противоизгнба 13,3 тс (кривая 5) и имеет максимум на середине полосы при прокатке с усилием противоизгиба, превышающим 15 тс на шейку валка (кривая 6).

Из сравнения данных о распределении обжатий, нормального дав­ ления и радиальной деформации рабочего валка по ширине полос, прокатываемых с различными усилиями противоизгнба рабочих вал­ ков, следует, что оптимальным для получения полос с минимальной в данных условиях поперечной разнотолщинностью является отно­ шение РнЗГ/Р = 0,42ч-0,б2. Равномерность эпюры межвалкового давления при прокатке образцов 102— 109 достигается при меньшем отношении усилия противоизгнба к давлению прокатки.

Прокатка полос

толщиной Я 1ср =

2,5 мм из стали СтЗ и тол- ,

щиной # 1ср = 5,72

мм из алюминия

AIM подтверждает выводы,

сделанные на основании данных прокатки полос из стали 08кп (об­ разцы 102— 109 (см. рис. 45 и 46).

На рнс. 47 приведена схема, иллюстрирующая трансформацию эпюры межвалкового давления и эпюр распределения давления по ширине полосы при изменении усилия противоизгнба.

Случай I — прокатка без противоизгнба, прогиб рабочего валка больше прогиба опорного (образец 102). «Упругий» зазор (зазор между рабочими валками во время прокатки без учета упругого сплющивания рабочих валков в контакте с полосой) имеет макси­ мальную высоту на середине длины бочки, полоса обжимается больше по краям, чем посередине.

Случай II — распирающее усилие ниже оптимального, прогиб рабочего валка равен прогибу опорного (образец 105). Эпюра меж­ валкового давления равномерна по длине бочки, а разнотолщин: ность полос меньше, чем в случае /.

Случай III — прогиб рабочих валков отсутствует, контактные напряжения по краям бочек рабочего и опорного валков больше, чем посередине, удельные давления распределены по ширине полосы равномерно.

Случай IV характерен противоположными по знаку прогибами рабочих и опорных валков, большими обжатиями на середине полос и резким ростом контактных напряжений на краях бочек рабочих и опорных валков.

Сделанные выше выводы полностью применимы к случаю про­ катки полос шириной 380 мм (BIL = 0,76). Из рассмотрения опытных

данных (см. табл. 16,

образцы 185— 188 и 150— 157)

следует, что

с увеличением усилия

противоизгнба рабочих валков

происходит

74


перераспределение обжатий и нормального давления по ширине полос (рис. 48).

Эпюры контактных напряжений, полученные при прокатке полос из стали 08кп шириной 380 мм с различными отношениями усилия противоизгиба валков к давлению прокатки РиЗГ/Р, приведены на рис. 49, а начальные и конечные поперечные сечения этих полос —

на рис. 50. При прокатке образца 150,

когда Р„зг/Р = 0,

минимум

нормального давления приходится на

середину полосы,

а макси-

. 1

Л

 

Рнс. 47. Схема трансформации эпюр межвалкового давления и эпюр рас­ пределения нормального давления по ширине полосы при изменении усилий противоизгиба рабочих валков

мум— на ее края. Когда значение Разг/Р = 0,24 (образец 154), распределение давления по ширине полосы становится практически равномерным, а при Р„зг/Р — 0,33 (образец 155) давление становится максимальным на середине полосы. Так, при прокатке образца 155 максимальное нормальное давление на середине полосы составляет 58,3 кгс/мм2 и на расстоянии 170 мм от середины 43,6 кгс/мм2.

Изменение характера распределения нормального давления по ширине полосы вызвано изменением характера распределения обжа­ тий и внутренних продольных напряжений в прокатываемой полосе. При прокатке без противоизгиба валков продольные напряжения на

выходе из

валков являются растягивающими на середине

полосы

До = + 4 ,0

кгс/мм2 и сжимающими на расстоянии170 мм

от нее

—4,5 кгс/мм2. На расстоянии 100 мм от середины полосы внутрен­ ние продольные напряжения отсутствуют (см. рис. 48). Характер распределения и величины продольных напряжений на входе в очаг деформации и на выходе из него совпадают.

75

При прокатке образца 154 (Р1т/Р = 0,24) распределение обжа­ тий и нормального давления практически равномерно по ширине

полосы,

а

внутренние

продольные

 

напряжения

отсутствуют

(см. рис.

48

и 49).

При прокатке образца

 

155 (Рюг/Р =

0,33)

на

середине

полосы

действуют

сжимающие

напряжения

 

Да =

=

—4,5

кгс/мм2, а на расстоянии 170 мм от середины — растяги­

вающие напряжения

Да =

-(-5

кгс/мм2.

На

расстоянии 100

мм от

 

 

 

 

 

 

 

 

середины так же, как и при.про­

 

 

 

 

 

 

 

 

катке

образца

150,

внутренние

 

 

 

 

 

 

 

 

продольные

напряжения

 

равны

 

 

 

 

 

 

 

 

нулю. Анализ данных экспери­

 

 

 

 

 

 

 

 

мента (см. табл. 16) показал, что

 

 

 

 

 

 

 

 

для

полос

указанной

ширины

 

 

 

 

 

 

 

 

обжатия сечений, отстоящих на

 

 

 

 

 

 

 

 

100 мм

от

середины

(е2)>

во всех

 

 

 

 

 

 

 

 

случаях равны среднему по ши­

 

 

 

 

 

 

 

 

рине

обжатию

еср.

Следователь­

 

 

 

 

 

 

 

 

но, вытяжки этих продольных

 

 

 

 

 

 

 

 

сечений равны средним по ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

полосы

вытяжкам

независимо от

 

 

 

 

 

 

 

 

величины

усилия

противоизгиба,

 

 

 

 

 

 

 

 

а значит,

в этих сечениях отсутст­

 

 

 

 

 

 

 

 

вуют внутренние продольные на­

 

 

 

 

 

 

 

 

пряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение внутренних про­

 

 

 

 

 

 

 

 

дольных напряжений

влияет

на

 

 

 

 

 

 

 

 

распределение по ширине полосы

Рис. 48. Распределение обжатий, нор­

отношения т/р,

которое в общем

мального

давления

н внутренних

про­

дольных

напряжений

на выходе из

вал­

случае неравномерно,

и

положе­

ков

по ширине

образцов:

 

 

ние

нейтрального

сечения.

При

1 _

150;

2 — 154; 3 — 155

 

 

 

 

прокатке

образца

 

150

(Рнзг =

= 0) т/р

 

 

 

 

 

 

достигает наибольшего значения

на середине полосы,

где

действуют растягивающие внутренние продольные напряжения,

а при

прокатке образца 155 (РнЗГ1Р=0,33) — на краях полосы (рис. 54, 57). Аналогичным образом минимальное на ширине полосы значе­ ние т/р связано с действием сжимающих напряжений, влияющих на

увеличение нормального давления.

Действие внутренних продольных растягивающих напряжений, которые возникают в том или ином (в зависимости от условий про­ катки) продольном сечении, по-видимому, аналогично действию перед­ него и заднего натяжений в идеальном («плоская» деформация) слу­ чае прокатки. Задне'е натяжение, как показывают результаты много­ численных исследований различных авторов, оказывает более зна­ чительное влияние на величину удельного давления, отношение т/р

иположение критического сечения, чем переднее натяжение. Так,

вработе [8] установлено, что с ростом заднего натяжения (при по­ стоянном переднем) увеличивается продольная составляющая на­ пряжения трения и отношениет/р, а критическая точка при этом сме­ щается к плоскости выхода металла из валков.

76


Х/1Д

Х / 1 Д

х/1д

 

 

Рис. 49. Распределение контактных напряжений и их отношений в очаге деформации при прокатке образцов 150, 154 и 155- (обозначения — см. рис. 1)

На одной и той же полосе, независимо от того, применяется при­ нудительный изгиб рабочих валков или нет, в сечениях, по которым действуют внутренние продольные растягивающие напряжения, кри­ тическая точка смещена к выходу металла из валков, а в сечениях, по которым действуют сжимающие напряжения, — ко входу в очаг деформации. При равенстве коэффициентов обжатия в любом про­ дольном сечении полосы, что достигается подбором соответствующей оптимальной величины отношения Рпзт1Р, нормальное давление распределяется по ширине полосы равномерно. В этом случае факти-

0,53

0,?5В

О

0,25В

Q58

Рис. 50.

Начальные (а)

и конечные (б)

поперечные

сечения

образ­

цов из стали 08кп:

 

'

 

1 — 150;

2 — 154; 3

155; 4 — 156; 5 — 157

 

 

ческие значения длины дуги контакта металла с валком одинаковы во всех продольных сечениях полосы, поперечное критическое сече­ ние не искривлено, показатель напряжений контактного трения тпостоянен по ширине полосы, а внутренние продольные напряжения от неравенства вытяжек отсутствуют.

Обобщение полученных результатов (см. табл. 16 и 19) позволило получить зависимости изменения поперечной разнотолщинности 6ДН от отношения усилия противоизгиба к давлению металла на валки Р!13г/Р при прокатке полос различной толщины и ширины из ста­ лей 08кп и СтЗ и алюминия AIM (рис. 51).

Сувеличением ширины полос отношение усилия противоизгиба

кдавлению прокатки, при котором поперечная разнотолщинность

минимальна, уменьшается и составляет:

Ризг/Р .........................

0,53

0,38

0,22

0,05

В Ц .............................

0,48

0,60

0,76

0,88

Как видно из рис. 51, б, угол наклона прямых к оси абсцисс зависит от ширины прокатываемых полос и величины обжатия. С увеличением BIL угол наклона графиков 6ДН = f (Ризг/Р) к оси абсцисс увеличивается. Из сравнения результатов, полученных при прокатке полос шириной 240 и 380 мм из сталей 08 кп и СтЗ и полос той же ширины из алюминия AIM, становится очевидным, что опти­ мальные значения отношений Рязг/Р практически не зависят от ме­ ханических свойств деформируемого материала. Указанные вели-

78


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

19

Р асп р ед е л ен и е

м а к с и м а л ь н о го н о р м ал ь н о го д а в л е н и я

и о б ж а т и я

 

 

 

п о

ш и р и н е п олос при

п р о к а т к е

ал ю м и н и я

A IM

 

 

 

 

 

 

н а

с т а н е

2 0 5 /3 6 0 X 5 0 0

с п р о ти в о и зги б о м

р а б о ч и х в а л к о в

 

 

 

 

а

 

 

 

Р 2 .

о

 

 

 

^max* кгс/мм2

 

е,

%

 

 

 

 

 

6Д/7,

 

 

 

о. 5

В

"icp-

еср*

СП

 

 

 

 

 

 

 

 

| |

L

ТС

мКМ

РI

 

Рз

Р.1

Ё1

е2

 

S4

 

ММ

%

с~

 

 

Р2

 

Жо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

0,48

5,67

16,3

20,6

0

+

5

_

11,3

7,4

____

___

16,4

16,2

____

16

 

5,67

16,6

26,4

30

+

2

10,6

8,3

16,6

16,55

17

 

5,65

16,8

32,5

65

I

9,0

9,2

16,8

16,8

18

 

5,78

17,4

40,0

90

1

8,7

9,5

17,3

17,5

19

 

5,73

17,0

41,1

105

—5

8,1

10,5

16,9

17,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

0,60

2,89

20,6

21,4

0

+

6

 

11,0

9,1

 

20,6

20,4

 

43

 

2,88

17,6

26,4

51

—2

9,2

10,3

17,5

17,7

44

 

2,97

20,2

38,7

95

10

9,2

11,7

20,0

20,4

47

 

2,94

21,2

44,1

97

—10

10,0

13,2

21,0

21,4

62

0,76

5,76

15,0

30,3

0

+ 5

 

10,1

9,7

11,0

15,0

14,95

15,1

63

 

5,80

16,0

36,0

36

3

10,1

10,5

9,7

16,0

16,0

15,9

64

 

5,76

15,7

39,7

75

—11

11,6

13,5

9,0

15,7

15,8

15,6

65

 

5,80

15,6

47,6

91

15

12,0

14,3

8,5

15,6

15,8

15,5

81

0,88

2,84

21,0

33,1

0

+

4

7,9

7,4

7,3

7,7

21,3

21,2

21,1

21,3

85

 

2,89

21,5

43,4

29

17

5,5

8,0

8,8

7,6

21,3

21,5

21,8

21,3

87

 

2,88

21,4

51,6

45

—28

4,6

10,0

10,3

7,5

20,9

21,6

21,9

21,2

чины отношений Рпзг/Р. в исследованном диапазоне не зависят также от толщины прокатываемых полос и их обжатия.

Величина отношений P,s3r/P в значительной степени зависит от поперечной разнотолщинности подката. При проведении экспери­ мента образцы с одинаковым исходным поперечным профилем груп­

пировали

в серии. Например,

при прокатке образцов 150— 155

(табл. 16)

стрела их вогнутости составляла

2—4 мкм (см. рис. 50).

Однако в

этой же серии были

прокатаны

выпуклые образцы 156

и 157 со стрелой выпуклости 6Н 1 = 8 и 7 мкм. В результате про­ катки полос с такой величиной выпуклости при отношениях Ртг/Р = = 0,39 (образец 156) и 0,40 (образец 157) обжатия посередине полос значительно превысили обжатия по их краям (см. табл. 16). Измене­ ние поперечной разнотолщинности 6АН для образцов 156 и 157 со­ ставило 17 мкм и 18 мкм соответственно. Для сравнения укажем, что при прокатке образца 155 изменение поперечной разнотолщинности оказалось равным 6 мкм (Ртг/Р = 0,33).

В результате неравномерности распределения обжатий по ширине полос при прокатке этих образцов возникли значительные внутрен­ ние продольные напряжения, которые привели к короблению полос после прокатки и появлению «волны». Очевидно, что поперечную разнотолщинность при прокатке тонких полос можно регулировать

79