Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нием ширины площадки контакта 2Ь,

которое имеет следующий

вид:

 

 

 

 

 

2

b

Рпш

/?оп/?Раб

(15)

1,272 16 (01 -f- 0г)

^оп

Rpa6

 

 

Следовательно, по мере возрастания

ртах и величины площадки

контакта изменяется распределение нормального давления, т. е. коэффициент сложности эпюры С0 отличен от 16; который приемлем лишь для эллиптического закона. „

2. При сравнении величин площадок контакта, рассчитанных по Герцу, с измеренными в ходе эксперимента можно сделать вывод, что для реальных величин 2b необходимо создавать большее давле­ ние. В связи с этим в зоне контакта валок — валок значительную роль играют касательные напряжения, формирующие ту или иную неравномерность распределения давления pmax/pcp; с развитием ка­ сательных напряжений эта неравномерность увеличивается.

3. С увеличением давления разница между расчетной и опытной величинами несколько сглаживается, и при больших давлениях и больших площадках контакта неравномерность в распределении дав­ ления уменьшается, поскольку, как известно, с ростом рср показа­ тель внешнего трения уменьшается. Следовательно, для малых пло­

щадок

контакта рср

приближенно

можно

считать сосредоточенной

силой,

для которой,

как известно,

С0 —» оо, J?ss£— >оо.

_

 

 

 

А : Р

Рассмотрим характер распределения

касательных напряжении

в зоне

контакта валок — валок.

 

 

Эпюры давления и напряжения трения в контакте рабочего валка с опорным для образца 192 (месдоза № 2) приведены на рис. 28. Эпюра давления построена по осциллограмме, обработанной мето­ дом, описанным в главе V при значении ртах = 120 кгс/мм2, для сравнения с эпюрой, рассчитанной по Герцу.

Этим же методом обработана и эпюра сил контактного трения, причем максимум эпюры напряжения трения изменяется на ту же величину, что и максимум эпюры нормального давления. Рассмотре­ ние эпюры напряжения трения убеждает в том, что поверхностные слои рабочего валка упруго смещаются относительно поверхностных слоев опорного валка в тангенциальном направлении. Только в точке перехода эпюры т через ноль их скорости совпадают, и смещение в тангенциальном направлении отсутствует. Здесь проявляется дей­ ствие поперечной упругой деформации слоев рабочего и опорного валков, зависящее от величины коэффициента Пуассона v обоих валков. Если коэффициенты v валков могут быть одинаковыми, то радиусы их кривизны всегда различны, и поэтому упругие смещения в радиальном и тангенциальном направлениях различны.

Нормальное давление р, действующее на штифт месдозы под не­ которым углом 0, вызовет появление составляющей т' (рис. 29), которую необходимо вычитать из величины найденного эксперимен­ тальным путем касательного напряжения т. Результаты расчета величины г' для двух образцов представлены в табл. 14. На основа-

54


нии

расчета показано,

что средняя величина т' составляет 19,3%

от т.

Можно показать,

что найденная нами величина т' = 0,2т отра­

жает максимальное влияние нормального давления на регистрируе­ мое осциллографом касательное напряжение.

Обработка эпюры и учет влияния нормального давления взаимно

исключают друг друга, и показания т можно снять непосредственно с осциллограммы без обработки.

Функцию распределения fx по пло­ щадке контакта такжеТможно опре­ делить по осциллограмме, деля ординаты тЛ. на рх в соответствую­ щих точках контакта.

г %

I

Рис. 28. Распределение максималь­

 

 

ного нормального давления,

напря­

 

 

жения трения

н

показателя

/

=*

 

 

хХ/РХ в зоне

контакта рабочего

 

 

и

опорного

валков:

 

 

 

 

I

и 2 — для

необработанных эпюр;

 

 

3 — для обработанной эпюры; 4

Рис. 29.

Схема сил, действующих на

расчетная эпюра!

5 —с учетом влия­

ния нормального

давления

на

ка­

штифт в

зоне контакта рабочего н

сательное напряжение

 

 

опорного

валков

В результате измерения давления в четырех сечениях по длине бочки валков в контакте рабочего и опорного валков и последующего его пересчета с помощью графика, представленного на рис. 27, были получены значения погонного давления q„ в этих сечениях для слу­ чаев прокатки полос с различным отношением B/L без приложения дополнительных изгибающих усилий к шейкам рабочих валков. Полученные при этом значения параметров а0 и а2, представляющие собой погонное межвалковое давление по середине длины бочки валков и с краю [5], приведены в табл. 15.

Эпюры межвалкового давления полностью соответствуют харак­ теру фаспределения совместного сжатия рабочего и опорного валков

55


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

Р е з у л ь т а т ы р а с ч е т а с о с т а в л я ю щ е й к а с а т е л ь н ы х н ап р я ж ен и й

 

 

 

о т д е й с т в и я н о р м ал ь н о го д ав л е н и я

 

 

 

 

 

 

Номер

Р1.

 

 

 

8'

tg0

х ' = р lg 0

тэксп

— '

%

образца

кгс/мм*

W

мм

 

 

- т

 

 

 

 

 

 

‘’ЭКСП

 

 

 

 

 

 

 

 

кгс/мм2

 

 

190

56

 

1,8

60'

0,0177

0,99

5,6

18

 

 

83

 

1,35

45'

0,0132

1,05

6,5

16,5

 

 

95

 

0,9

 

30'

0,0089

0,84

4,7

17,9

 

 

108

 

0,45

 

15'

0,0044

0,475

2,2

21,3

 

 

116

 

0

 

0

0

0

0

0

 

 

103

 

0,5

 

17'

0,0049

0,505 '

2,5

20,1

 

 

90

 

1,0

 

33'

0,0098

0,89

5,1

17,5

 

 

71

 

1,5

 

50'

0,0147

1,04

6,3

16,5

 

 

50

 

2

 

69'

0,0196

0,96

4,4

20,6

 

192

56

 

1,6

 

54'

0,0156

0,86

4,8

18

 

 

77

 

1,2

 

41'

0,0119

0,915

5,3

17,2

 

 

92

 

0,8

 

27'

0,0079

0,735

3,5

20,5

 

 

ПО

 

0,4

 

13'

0,039 .

0,43

1,8

23,5

 

 

120

 

0

 

0

0

0

0

0

 

 

ПО

 

0,4

 

13'

0,039

0,43

1,9

23

 

 

92

 

0,8

 

27'

0,0079

0,735

3,4

21

 

 

77

 

1,2

 

41'

0,0119

0,915

5,3

17

 

 

55

 

1,6

 

54'

0,0156

0,86

4,1

20,5

 

Т а б л и ц а 15

З н ач е н и я м е ж в а л к о в о го д а в л е н и я (эк с п е р и м е н т а л ь н ы е и р а с ч е т н ы е ) при п р о к а т к е б е з п р о т и в о и зги б а р а б о ч и х в а л к о в

Номер об­ разца

 

 

Ртах (эксп)’ кгс/мм2

Значения ?п, тс/см

а0

а0—

Вп Р, ТС

 

 

 

 

 

 

 

а г

„ *2

 

 

 

 

 

 

 

ь б

a- S

 

 

 

 

 

 

 

 

та о

Pi

Ра

Рз

р4

РП1 ^П2 ?пз дп4

тс/см

 

O.U

 

о. *

 

 

 

 

 

 

 

103

0,48

56,7

83

66

72,5

77

66

1,05

1,21

1,35

1,05

1,37

0,66

101

 

57,1

83,7

64

75,5

77

66

0,98

1,22

1,35

1,05

1,44

0,67

132

 

96,8

98,7

80

88

95

86

1,50

1,72

2,25

1,82

2,35

1,12

112

 

120

117,5

94

ПО

115

100

2,22

2,77

3,03

2,30

2,93

1,64

190

0,76

131

123,4

104

107

108

109

2,48

2,65

2,72

2,50

2,62

2,62

205

0,80

61

84,5

72

71

70

71,5

1,21

1,18

1,17

1,20

1,17

1,29

207

 

103,5

ПО

100

94

91,5

93

2,26

1,78

1,73

2,15

2,02

2,17

204

 

106

115

101

95

93

100,5

2,36

1,87

1,80

2,26

2,06

2,24

82

 

32,15

58,3

55

52

48

54

0,73

0,66

0,61

0,70

0,57

0,76

91

 

35

61,6

61

53

47

57

0,90

0,67

0,55

0,78

0,63

0,85

56


по длине их бочки. При прокатке полос с ВЦ = 0,48 и 0,60 максимум эпюры qn приходится на середину длины бочки, сближение осей валков здесь также максимально, вследствие чего прогиб рабочего валка превышает прогиб опорного. При BIL = 0,76 межвалковое давление становится равномерным, а прогибы рабочего и опорного валков— одинаковыми; при ВЦ^> 0,76 прогиб рабочего валка ста­ новится меньше прогиба опорного. Результаты, полученные на стане кварто 205/360 X 500, соответствуют закономерностям, установлен­ ным при моделировании процесса прокатки [5].

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПОЛОСЫ

Для изучения закономерностей распределения контактных на­ пряжений и перемещений на стане кварто 500 были проведены экс­ перименты с целью определить условия формирования профиля в за­ висимости от технологических факторов процесса прокатки и управ-

. Рис. 30. Распределение среднего нормального рср и погонного дав­ лений qn по ширине образцов 221 (/), 220 (2), 168 (3) и 201 (4)

ляющего воздействия — противоизгиба рабочих валков (см. гл. V, раздел 1).

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки большого числа осциллограмм, свидетельствуют о том, что нормаль­ ное давление при прокатке узких (BIL < 0,76) и широких (BIL > > 0,76) полос распределено по их ширине неравномерно. Эпюры рас­ пределения максимального, среднего и погонного давлений по ши­ рине очага деформации имеют два характерных максимума, находя­ щихся в непосредственной близости от кромок полосы. Нормальное давление уменьшается от краев полосы к ее середине, достигая ми­ нимальных значений на середине полосы (рис. 30).

Для исследования распределения контактных напряжений на кромках полосы прокатывали образцы шириной 400 мм с некоторым их смещением относительно середины длины бочки валков. При этом месдозой, отстоящей от середины длины бочки валков на рас­ стоянии 200 мм, фиксировали значения контактных напряжений на боковой кромке полосы и на расстоянии 5 и 10 мм от нее. Анализ рас­ пределения контактных напряжений по ширине полосы, прокатан­

57

ной без смещения относительно осевой линии стана, показывает, что эпюра распределения давления на кромке полосы (см. рис. 2, а, кривая 1) симметрична относительно середины дуги контакта ме­ талла с валком; напряжения трения в продольном направлении рас­ пределены по дуге контакта также симметрично. Среднее давление на кромке полосы составляет 22 кгс/мм2, что при данном обжатии значительно ниже среднего значения предела текучести стали СтЗ (36 кгс/мм2), а в сечении, отстоящем от кромки на 20 мм, — около 55 кгс/мм2. При этом среднее давление на середине полосы примерно равно 46,5 кгс/мм2, или в два раза выше, чем на кромке.

Для сечения, отстоящего от кромки на 10 мм (см. рис. 2, б), рас­ пределение нормального давления и напряжения контактного тре­ ния аналогично распределению напряжений на большей части ши­ рины полосы, а среднее давление лишь незначительно меньше, чем на середине полосы. Как уже было показано выше, в сечении, от­ стоящем на расстоянии 20 мм от кромки, нормальное давление дости­ гает максимального значения. Установлено, что для всех полос, прокатанных без противоизгиба рабочих валков, максимум давления отмечен именно на таком расстоянии от кромок.

Различный характер эпюр распределения давления и интенсив­ ное уменьшение давления на кромке прокатываемой полосы по сравне­ нию с сечениями, удаленными на 20 мм и более от кромок, объясняется неодинаковым напряженно-деформированным состоянием металла в этих сечениях. Это вызвано тем, что даже при прокатке тонкой широкой полосы (5//д> 60) без натяжения уширение происходит вследствие интенсивного поперечного течения металла у кромок полос.

О наличии уширения на кромках полосы свидетельствуют напря­ жения трения, фиксируемые универсальными штифтовыми месдозами в направлении образующей рабочего валка (поперечные напря­

жения)

тпоп.

 

 

 

 

 

Значения

тпоп, измеренные на различном расстоянии от середины

полосы,

составляют:

 

 

 

 

 

Расстояние от середины

-

 

 

 

 

полосы, м м .....................

0

100

170

200

 

тпоп,

кгс/мм2 для об­

 

 

 

 

 

разцов:

 

0,34

 

0,50

1,92

 

220 .................................

0,28

 

2 2 1 .................................

0,43

0,25

0,46

2,20

Действие внешних зон полосы на уширение состоит в выравни­ вании вытяжки всех продольных сечений прокатываемой полосы [1, 2, 74, 88]. Вследствие этого на боковых частях полосы, где проис­ ходит уширение металла, появляются значительные растягивающие напряжения, в результате которых нормальное давление на кромках полосы падает. В прилегающих к ним зонах возникают продольные напряжения сжатия, уравновешивающие напряжения растяжения. Однако неравенство вытяжек различных продольных сечений по ширине полосы может быть вызвано не только уширением, но и не­

58


равенством обжатий вследствие неравномерного распределения упру­ гих деформаций рабочих валков по ширине прокатываемой полосы.

Установлено, что при прокатке без принудительного изгиба ра­ бочих валков полос произвольной ширины обжатия по ширине рас­ пределяются неравномерно: наибольшие — на кромках полосы, наи­ меньшие — на ее середине. Так, при прокатке образца 209 (BIL = = 0,80) обжатие на середине полосы составило 7,4%, а на расстоя­ нии 170 мм от середины 8,1%; при прокатке образца 204 обжатия составили соответственно 10,8 и 11,8% (рис. 31). Аналогично рас-

 

. 0,5В 0,25В

' О

,0,25В

■0,5В

Рис. 31. Исходные (а) и конечные (б)

 

г

 

 

Рис. 32. Исходные (а) и конечные (б)

профили полос и распределение обжа­

профили полос я распределение

обжа­

тии. (в) ло их ширине (BJL — 0,80)

тий (в) по их нпфине (B /L ;= 0,48):

1 — образец i>09; 2 — 210; 3 — 204

/ — образец

1Q2;

2 — 111‘

;

пределяются обжатия по ширине узких (BIL =

0,48)

полос (рис. 32).

С увеличением давления на нажимных винтах йеравномерноСть рас­ пределения обжатий по ширине полос возрастаёт (табл. 16). Напри­ мер, при прокатке образца 102 давление состав,илр 56,4 тс, разница в обжатиях между краем и серединой 0,8%; при прокатке ббразца 111 — соответственно 88,4 тс и 1,3%.

Для оценки изменения поперечного профиля1полос за шроход рассматривали распределение обжатий на краях полос (20; мм от

кромок) и

на их середине

i

!

6А Д = д " л ев + АЯпР - д я сере;д, ;

, В результате анализа полученных данных установлено, что из­ менение поперечного профиля зависит от усилия прокатки и ширины прокатываемой полосы, т. е. отношения BIL\(рис. 33). Для всех исследованных полос величина 6АН при прокатке без противбизгиба валков остается положительной и возрастает d увеличением; давле­ ния на нажимных винтах. При одинаковых давлениях металла.- на валки с ростом отношения B/L изменение поперечного профиля 6ДЯ

.59