Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
в весьма узких пределах. Поэтому, как отмечают И. М. Меерович и др. [100], на станах горячей прокатки следует стремиться к полу чению минимальной поперечной разнотолщннности с учетом устой чивого положения полосы в валках во время прокатки.
Рис. 51. Зависимость изменения 6ДН от Р ][ъг/Р при прокатке полос из стали
08кп — 1,2 мм), стали СтЗ (Н i= =■ 2,5 мм) (а) и алюминия AIM (б):
Рисунок |
Номер кривой |
|
! |
а/
2
3
4
5
6
б7
8
9
10
О |
2 |
O'» |
«д |
|
|
с |
5: |
СО |
03 |
||
0,48 |
1,2 |
9 |
0,48 |
2,5 |
14 |
0,76 |
1.2 |
10. |
0,76 |
2,5 |
14 |
0,80 |
1.2 |
10 |
0,80 |
1.2 |
8 |
0,4 8 |
5.7 |
16 |
0,60 |
3,0 |
20 |
0,76 |
5,7 |
16 |
0,88 |
3,0 |
21 |
Влияние противоизгиба рабочих валков на неравномерность рас пределения qnв контакте рабочего валка с полосой и опорным валком показано на рис. 52. Зависимости, приведенные на рисунке, относятся к случаям прокатки образцов 125— 129 (B/L = 0,48) и 151— 156 (BIL = 0,76) (см. табл. 16). Из полученных данных следует, что с из менением усилия противоизгиба неравномерность распределения по гонного давления в контакте рабочего и опорного валков изменяется более интенсивно, чем в контакте рабочего валка с прокатываемой
полосой. При прокатке узких полос (BIL = 0,48) равномерное по длине бочки межвалковое давление достигается при Рпзг1Р — 0,17, что хорошо согласуется с результатами измерения радиальной де формации рабочего валка в контакте рабочего и опорного валков
(см. рис. 45).
Графики, приведенные на рис. 51, 52, позволяют оценить попереч ную разнотолщинность, получаемую полосой за проход, и неравно
|
|
|
|
го |
|
|
|
|
8- 2,0 |
Рис. 52. Зависимости нерав- |
\ |
,г |
||
номерного |
распределения |
|
£ W |
|
<7П от отношения |
Яизг/Р в |
|
^ |
|
упруго-пластическом (/) н |
^ |
}Q |
||
упругом (2) контактах при |
|
' |
||
прокатке |
полос |
различной |
|
(S |
ширины (штриховые линии— |
|
|||
для образцов с B/L = 0,48, |
|
|
||
сплошные |
0,76) |
|
|
|
мерность распределения погонного давления на поверхностях контакта рабочего валка с опорным и с полосой при прокатке на стане 205/360 х 500. Однако эти диаграммы не являются универсальными, так как в зависимости от конструкции стана и параметров валков их упругие деформации изменяются. Для выбора оптимальной вели чины усилия противоизгиба необходимо применительно к каждому данному стану кварто произвести пересчет с учетом соотношения плеч приложения усилий противоизгиба и соотношения диаметров рабочего- и опорного валков сравниваемых станов.
6. ВЛИЯНИЕ НАТЯЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ПОЛОСЫ
Способность натяжения оказывать влияние на распределение об жатий по ширине полос лежит в основе действия систем автомати ческого регулирования их толщины. Благодаря воздействию натя жений можно поддерживать полосу по оси прокатки. Натяжение способствует также самовыравниванию распределения вытяжек по ширине полос, что является важным фактором для поддержания пло скостности полосы [5, 102]. Величина максимально возможного на тяжения ограничивается прочностью материала полосы. Экспери ментальные данные об эпюре распределения натяжения по ширине полос были получены с помощью бесконтактных датчиков натяже ния в нашей стране [102] и Англии1.
В настоящее время отсутствуют сведения о распределении нор мального давления, натяжения и обжатия по ширине полосы. Экс перименты, проведенные на стане кварто 205/360 X 500, позволили получить такую комплексную информацию.
1 British Steel Corporation. BISRA annual Report, 1969. Publisheed by BISRA, . London.
6 П; И- Полухин |
§J |
Переднее и заднее натяжения вызывают в полосе растягивающие напряжения, которые накладываются на внутренние продольные на пряжения, возникающие вследствие неравномерности вытяжек по ширине полосы. В результате совместного действия этих напряже ний снижается давление металла на валки и уменьшается толщина полосы на выходе из валков.
|
■х/1д |
Рис. |
54. Распределение показателя сил |
||
|
|
контактного трения (а), продольных на |
|||
|
|
пряжений (б), обжатий (в), |
погонного |
||
Рис. 53. |
Эпюры контактных напря |
давления (г) и радиальной |
деформации |
||
жений и их отношения при прокатке |
рабочего валка (б) по ширине |
полосы |
|||
образца |
138 (обозначения — см. |
при |
прокатке образца |
138 |
(Да — |
рис. I) |
|
= 10,5 кгс/мм2) |
|
|
Влияние переднего натяжения на. распределение контактных на пряжений и обжатий, на упругие деформации валков и другие пара метры при прокатке образца 138 показано на рис. 53—55. Сравнение данных, полученных при прокатке с передним натяжением, равным 10,5 кгс/мм2, образца 138 (табл. 20) и при прокатке без натяжения образца 112 (см. табл. 17, рис. 39—42), имевших одинаковые исход ные поперечные сечения и прокатанных с одинаковыми обжатиями (еср для образца 112 равно 27,2%, для образца 138 27,5%), показало, что полное давление металла на валки при прокатке образца 138 уменьшилось на 6%. Вследствие понижения полного давления ме талла на валки прогиб опорного валка уменьшился на 1,5 мкм, а не равномерность зазора между рабочими валками составила 17,5 мкм на сторону вместо 18 мкм при прокатке образца 112. Однако сидьнее
82
всего воздействие натяжения сказалось на распределении контакт ных напряжений по ширине прокатываемой полосы и упругих де формациях рабочего валка в зоне контакта с полосой.
Разница между максимальными значениями давления на краю и на середине полосы при прокатке с натяжением (см. рис. 53) соста вила 30 кгс/мм2 и при прокатке без натяжения (см. рис. 40) 19 кгс/мм2. Вследствие увеличения неравномерности распределения нормального давления увеличилась неравномерность упругого сжатия рабочего
Рис. 55. Прогиб опорного валка (/), взаимодействие прогиба опор ного валка и радиального сжатия рабочего валка в контакте с опор
ным (2), взаимодействие прогиба опорного валка и сближения осей
валков (5), активная образующая рабочего валка (4) и эпюра меж валкового (погонного) давления при прокатке образца 138
валка в контакте с прокатываемой полосой, а стрела вогнутости рабочего валка на ширине полосы уменьшилась и составила 3,5 мкм на сторону (см. рис. 55) вместо 5 мкм на сторону при прокатке об разца 112 (см. рис. 37). Распределение обжатий по ширине полосы стало более равномерным (см. рис. 38). Величина 6ДЯ при прокатке образца 138 составила +11 мкм, образца 112 + 1 7 мкм. Стрела вы пуклости поперечного профиля полосы 6Я 2 после прокатки также стала меньше и составила 3,5 мкм на сторону, что хорошо согласуется с разностью зазоров между валками на середине и на краю полосы (см. рис. 55). Таким образом, в результате действия переднего натя жения отмечено снижение поперечной разнотолщинности полосы на 35%.
Снижение поперечной разнотолщинности полос наблюдается также при прокатке с передним и задним натяжением. Эксперимен тальные данные показывают, что выравнивание обжатий происходит при прокатке и узких, и широких полос (см. табл. 16 и 20). Если сравнить 6ДЯ при прокатке образцов 132 и 111, то окажется, что при прокатке с передним и задним натяжениями неравномерность распределения обжатий уменьшилась в два раза. Для случаев про катки широких полос при меньшем уровне натяжений (образцы 192— 195, табл. 20, и 150, 151, 164, табл. 16) неравномерность распределе ния обжатий снизилась на 30%. При этом наряду с уменьшением
разнотолщинности |
полос отмечено увеличение неравномерности рас- |
6* |
83 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
а б л и ц а 20 |
|
Р асп р ед ел ен и е |
н о р м ал ь н о го |
д а в л е н и я , р а д и а л ь н о й |
д е ф о р м ац и и |
р аб о ч е го |
в а л к а й |
, |
о б ж а т и я |
п о ш и р и н е |
п олосы |
и з |
с т а л и |
0 8 к п |
при п р о к а т к е с |
н а т я ж е н и е м |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер |
В |
|
|
|
Р / Р, |
6н , |
бн. |
6Д н |
|
|
|
|
max’ '<гс/мм* |
|
|
Д /?т а х , |
мкм |
|
Е. % |
|
|||
^1 С р ’ |
еср’ |
P v , |
|
|
Тг , тс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
L |
|
|
|
|
Т ,, тс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
образца |
ТС |
нзг |
’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
мм |
% |
% |
|
|
мкм |
|
|
|
|
|
Р г |
Рз |
• |
Рл |
AR. |
ДДз |
ДRi |
е 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
138 |
0,48 |
1,174 |
27,5 |
113,0 |
0 |
|
+ 4 |
— 7 |
+ |
11 |
0 |
|
2 ,1 5 |
8 3 ,4 |
, 5 2 ,2 |
|
|
4 3 ,0 |
3 2 ,5 |
|
2 7 ,8 |
2 7 ,0 |
|
132 |
|
1,167 |
20,8 |
96,8 |
0 |
|
4-3 |
—4 |
4-7 |
1,10 |
|
2 ,1 0 |
9 6 ,6 |
5 3 ,6 |
|
— |
3 7 ,9 |
3 0 ,7 |
— |
2 1 ,0 |
2 0 ,4 |
— |
|
137 |
|
1,202 |
21,0 |
86,0 |
0 |
|
+ 2 |
—4 |
4-6 |
1,96 |
|
2 ,0 0 |
8 7 ,9 |
4 6 ,9 |
|
— |
3 7 ,5 |
2 8 ,3 |
— |
2 1 ,2 |
2 0 ,6 |
— |
|
136 |
|
1,180 |
20,4 |
95,0 |
23 |
|
4-3 |
— 1 |
4-4 |
2,00 |
|
2 ,0 7 |
8 3 ,2 |
50,1 |
|
— |
— |
2 8 ,9 |
— |
2 0 ,5 |
2 0 ,2 |
— |
|
1.31 |
|
1,193 |
17,3 |
94,6 |
46 |
|
4-2 |
- и |
4-1 |
1,63 |
|
2 ,0 0 |
6 2 ,0 |
5 7 ,6 |
|
— |
3 3 ,3 |
3 0 ,5 |
— |
1 7,4 |
17,3 |
— |
|
135 |
|
1,212 |
17,6 |
93,3 |
60 |
|
+ 3 |
+ 4 |
— 1 |
2,20 |
|
1,98 |
5 0 ,7 |
5 1 ,6 |
|
— |
2 9 ,0 |
2 9 ,2 |
— |
17,5 |
17,6 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
192 |
0,76 |
1,202 |
14,7 |
102,8 |
0 |
|
0 |
—7 |
+ |
7 |
1,38 |
|
2 ,1 0 |
48,1 |
4 5 ,0 |
|
5 6 ,2 |
____ |
2 2 ,3 |
2 8 ,9 |
14,7 |
14,4 |
15,0 |
193 |
|
1,177 |
13,2 |
104,7 |
0 |
|
- ы |
—6 |
+ |
7 |
1,00 |
|
1,65 |
4 5 ,3 |
3 9 ,6 |
|
5 1 ,8 |
— |
2 0 ,9 |
2 7 ,8 |
1 3,3 |
12,8 |
13,6 |
194 |
|
1,196 |
15,1 |
113,9 |
0 |
|
- И |
—5 |
+ |
6 |
l|04 |
|
2 ,2 0 |
4 8 ,8 |
4 0 ,7 |
|
5 4 ,5 |
2 4 ,8 |
2 2 ,4 |
2 8 ,7 |
1 4,9 |
14,8 |
1 5,6 |
195 |
|
1,192 |
15,3 |
119,9 |
0 |
|
4-2 |
—5 |
+ 7 |
0,98 |
|
1 ,88 |
5 3 ,7 |
4 2,1 |
|
6 1 ,0 |
2 7,1 |
2 3 ,9 |
3 1 ,5 |
15,2 |
15,0 |
1 5,6 |
|
196 |
|
1,204 |
14,4 |
109,2 |
14 |
|
0 |
— 3 |
|
|
Ц47 |
|
2,11 |
4 7 ,7 |
4 2 ,8 |
|
4 9 ,9 |
2 4 ,4 |
2 3 ,7 |
2 5 ,5 |
1 4,9 |
14,1 |
1 5,0 |
I У/ |
|
1,170 |
11,4 |
104,0 |
17 |
|
4-1 |
0 |
|
|
I )80 |
|
1 ,48 |
4 6 ,5 |
44,1 |
|
4 7 ,3 |
— |
2 2 ,4 |
2 4 ,0 |
11,8 |
П ,4 |
1 1,6 |
198 |
|
1,180 |
12,9 |
111,5 |
26 |
|
4-1 |
4-2 |
— 1 |
I *90 |
|
2 ,0 0 |
4 5 ,0 |
4 6 ,8 |
|
39,1 |
— |
— |
— |
1 3,7 |
12,9 |
13,6 |
|
199 |
|
1,196 |
11,6 |
114,0 |
40 |
|
0 |
4-12 |
— 12 |
1,42 |
|
2 ,0 0 |
5 1 ,2 |
5 6 ,5 |
|
3 6 ,4 |
2 5 ,8 |
2 6 ,6 |
18,7 |
11,7 |
12,1 |
1 1 ,2 |
пределения нормального давления и радиальной деформации рабо чего валка в контакте с прокатываемой полосой.
Исследование контактных напряжений в очаге деформации при прокатке полос с совместным действием противоизгиба валков и переднего и заднего натяжений имеет большое практическое значе ние. Полученные данные свидетельствуют о том, что при прокатке как узких (B/L = 0,48), так и широких (B/L = 0,76) полос с, уве личением усилия противоизгиба валков неравномерность распреде ления давления по ширине полос уменьшается. Одновременно с умень шением неравномерности распределения нормального давления уменьшается неравномерность распределения касательных напря жений, отношения %(р и внутренних продольных напряжений, по являющихся вследствие неравномерности вытяжек и внешнего на тяжения. Эпюры контактных напряжений (рис. 56), возникающих при прокатке образцов с различными отношениями Ризг/Р, позво
ляют дать качественную и количественную оценку изменения ука занных выше параметров.
Из рис. 5 и 56 следует, что при условиях, близких к условиям прокатки образца 135, распределение нормального давления, напря жения трения, отношения х/р и внутреннего продольного напряже ния по ширине полосы становится равномерным, длины дуг кон такта металла с валком и критические углы на середине полосы и на
расстоянии |
100 мм от нее становятся |
одинаковыми. |
|
Анализ |
зависимости |
изменения |
поперечной разнотолщин- |
ности 8АН от отношения |
Ркзг/Р (рис. |
57) позволяет установить, что |
для данной серии полос (образцы 131, 132, 135— 137, табл. 20) равно мерное по ширине распределение отмеченных выше параметров до-
стигается при отношении Ризг/Р = 0,53, т. е. при B/L = 0,48 на тяжение не влияет на оптимальную величину отношения Рнзг/Р (см. рис. 51, а). С увеличением ширины полос, прокатываемых с на тяжением переднего и заднего концов, необходимое для получения минимальной поперечной разнотолщинности отношение Рззг/Р уменьшается. Так, при прокатке полос шириной 380 мм (образцы
192— 199, табл. 20) |
оптимальное отношение Ризг/Р составило 0,22 |
|
(см. рис. 57), |
что |
соответствует оптимальному отношению Рнзг/Р |
для случаев |
прокатки полос такой же ширины без натяжения |
(см. рис. 51, а). При сравнении прямых 3 (рис. 51) и 2 (рис. 57), по строенных для .случая прокатки полос из стали 08кп толщиной 1,2, шириной 380 мм с одинаковым давлением на нажимных винтах видно, что натяжение приводит к уменьшению угла наклона прямых, выражающих зависимость между 6ДЯ и РИЗГ1Р-
Если в процессе прокатки с натяжением отношение Pii3rlP больше оптимального значения, то обжатия на середине по сравнению с об жатиями на краях полос увеличиваются (см. табл. 20). Возникающие вследствие неравномерности обжатий внутренние продольные на пряжения будут в этом случае сжимающими на середине полосы и растягивающими на ее краях. Напряжения в полосе, вызванные передним и задним натяжениями, взаимодействуют с напряжениями, вызванными неравномерностью вытяжек ее продольных сечений. Результирующая эпюра распределения продольных напряжений по ширине полосы в сечении выхода металла из валков для случая прокатки с передним q2 и задним qx натяжениями (образец 199) представлена на рис. 58 (кривая 2). Сравнение этой эпюры с эпюрой распределения по ширине полосы напряжений Ас для случая про-
8 4 |
85 |