Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х/1Д

Рис. 56. Эпюры контактных напряжений и их отношения при прокатке образцов 136 шириной 240 мм, 192, 197 и 199 шириной 380 мм (обозна-

. чения — см. рис. 1)

катки образца 155 (кривая 1) свидетельствует о неравномерном рас­ пределении по ширине полосы напряжений, вызванных действием

натяжения q2 =

5

кгс/мм2 и неравномерностью вытяжек.

 

На середине

полосы, где вы­

 

 

 

тяжка была максимальной, на­

 

 

 

пряжение

увеличилось

на

 

 

 

2,5

кгс/мм2, а на

краях — на

 

 

 

11,0

кгс/мм2. В сечениях, уда­

 

 

 

ленных от середины

полосы на

 

 

 

100

мм,

напряжение увеличи­

 

 

 

лось

на 5 кгс/мм2.

Результаты,-

 

 

 

свидетельствующие

о

неравно­

 

 

 

мерном распределении по шири­

 

 

 

не полосы

приложенных

к ней

 

 

 

переднего и заднего натяжений,

 

 

 

получены при прокатке без про-

 

Р<лг,

 

тивоизгиба валков образцов 150

 

 

и 192 (рис. 58, 3, 4),

однако в

 

'/Р

 

этом

случае наибольшее

воз­

Рис. 57. Зависимость изменения поперечного

профиля полос 6ДИ

от отношения

Р Нзг/Р

действие

натяжения

отмечено

при прокатке узких (/)

и широких (2)

полос

на середине прокатываемой по­

с передним и задним натяжениями

 

лосы.

Эксперименты по комплексному изучению нормального давления, натяжения, противоизгиба рабочих валков и поперечной разнотолщинности полос были проведены также при рулонной прокатке полос

Рис. 58. Распределение продольных напряжений по ширине прокатывае­ мых полос э сечении выхода металла из валков {B/L ~ 0,76):

Номер

Ризг'Р

 

 

кривой

кгс/мм3

 

 

1

0,33

0

0

2

0,40

3,1

5,0

3

0

0

0

4

0

3,1

5,4

5

0,19

3,3

5.1

из стали 08кп. В этом случае величину натяжения полосы фиксиро­ вали с помощью тензороликов, а удельные натяжения по ширине

полосы были замерены

Г. Г. Григоряном

и Р. Л. Шаталовым

с помощью

магнитоанизотропных датчиков

конструкции МИСиС

(рис. 59) [102]. В табл.

21 приведены параметры прокатки руло­

нов с передним и задним натяжениями.

 

Контактные напряжения по ширине полосы распределяются не­

равномерно.

На рис. 60

представлены эпюры нормальных давлений

и напряжений трения, полученные при прокатке рулона 1 (табл. 21).

87


Этот рулон был прокатан только с задним натяжением, равным 0,043сгт.' В центре полосы нормальное давление было минимальным, а на расстоянии 100 мм от оси прокатки-— максимальным. Напря­ жение трения распределяется в соответствии с характером распре­ деления нормального давления — достигает максимальной вели­ чины (9,5 кгс/мм2) на краю полосы и минимальной (6 кгс/мм2) в центре.

Зона опережения отсутствует на краю полосы (рулон 1) и незна­ чительна в центре. Неравномерность распределения контактных на-

Рис. 59. Схема замера натяжений с помощью тензоролнков (/) и удельных натяжений с по­ мощью магннтоанизотропных датчиков (2):

1 — задняя моталка; II — передняя моталка

пряжений по ширине полосы А. И. Целиков объясняет неравномер­ ной деформацией полосы из-за прогиба рабочих и опорных валков [101 ]. В средней части полосы вытяжка будет меньше, а по краям — больше. Участки полосы, подверженные большей вытяжке, будут увлекать за собой участки с меньшей вытяжкой, что приведет к по­ явлению растягивающих напряжений и снижению давления в сред­ ней ее части и сжимающих напряжений, вызывающих увеличение давления, по краям. При приложении к переднему концу полосы натяжения q2 = 0,250т (см. рис. 60) контактные напряжения умень­ шаются по ширине полосы неравномерно: на середине полосы — на 30%, а на краю— только на 11%. Но неравномерное распределе­ ние контактных напряжений по ширине вызывает и неравномерное упругое сжатие валков в контакте с полосой. По краям полосы оно больше, а в середине— меньше. Следовательно, упругое сжатие валков частично выравнивает деформации по ширине полосы. При приложении переднего натяжения выравнивание деформации полосы по ее ширине более значительно, чем при приложении заднего натя­ жения. Неравномерность обжатия по ширине полосы для рулона 1'

Та б л и ц а 21

Параметры Прокатки рулонов Шириной 250 и толщиной 1,02 мм

 

 

из стали

08кп

 

 

 

 

 

 

 

 

Обжатне, %

Натяжение,

Длина дуги

 

 

 

кгс/м м3

контакта,

мм

 

Л1,

 

 

 

 

Номер

 

 

 

 

 

 

Р, ТС

• рулона

 

 

 

 

 

 

кгс-м

 

 

заднее

переднее

 

 

 

 

середина

край

середина

край

 

 

 

 

 

04

сг2

 

 

 

 

I

27,4

29,0

1,0

0

5,53

6,59

105,7

523

2

30,4

30,4

и

5,7

5,76

6,41

104,2

482

3

32,0

34,0

1,5

6,0

6,06

6,86

74,5

503

4

29,5

30,0

1,6

7,5

5,68

6,43

71,7

453

5

30,4

31,8

1,0

5,9

5,88

6,55

104,7

471

6

32,3

32,9

1,6

. 6,1

5,36

6,23

101,8

507

7

• 13,9

15,1

1,1

5,6

3,93

4,22

43,4

222

8

. 14,9

15,8

2,5

5,7

4,15

4,82

43,4

295

9

17,1

17,3

4,2

5,6

4,44

4,88

43,2

' 344

П р и м е ч а й и е.

Рулоны 1 и 2

прокатывали без смазки, остальные — со смазкой

СТП-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

(см. табл. 21) составляла 5%, а для рулона 2, прокатанного с перед­ ним натяжением, она отсутствует. При этом увеличилась зона опере­ жения на середине полосы и на краю. При прокатке с передним на-

60

| 40

X

ч ?0

0

о

 

 

 

__1 !__1 1

-4

 

 

 

О 0,2 0,4-0,6 0,81,0

0

0,2 0,1 0,0 0,81,0

О 0,2 0,4 0,0 0$ 1,0

0 0,2 0,4 0,0 0,0ift

х/!л

 

х/1А

х/1д

Х//Д

Рис. 60. Контактные напряжения при прокатке рулонов № 1, 2, 5 и 6 (см. табл. 21):

I — середина полосы;

2

— ее край

 

 

тяжеиием контактные силы трения уменьшаются, причем на середине полосы более значительно (см. рис. 60).

Наличие смазки при прокатке рулонов 5 и 6 способствовало сни­ жению нормального давления на краю полосы на большую величину, чем на середине. В результате этого неравномерность распределения давления по ширинеполосы и величина сил трения уменьшились.

89


При увеличении заднего натяжения на 25% (рулон 6, табл. 21) нормальное давление на середине полосы снизилось на 32%, а на краю осталось практически без изменения. Такое увеличение нерав­ номерности распределения давления с ростом заднего натяжения объясняется неравномерностью распределения натяжения по ширине полосы. Кривые распределения натяжения по ширине полосы пред­ ставлены на рис. 61. При прокатке без приложения усилия противо-

Рис. 61. Взаимосвязь контактных на­ пряжений (а), профиля полосы (б) н продольных напряжений (а) при про­ катке рулонов из стали 08кп (ширина

250, толщина 1,02 мм) с изгибом рабо­ чих валков:

е р

в о й

 

а т и е ,

 

о м

р и

 

б ж

 

Н

к

 

О %

 

1

7

, 8

/ 9 , 8

 

2

5

, 9

/ 5 , 9

 

3

9

, 6

/ 7

, 8

 

4

7 , 3 / 3

, 9

U

СП

Я

а .

0

0 , 8 2

0 , 9 4

1 , 4

ь -

­

 

2

л

в

 

а

а

,

м

о р м

о е д

е н и е

г е / м

Н

н

л

к

!

;

 

 

2 5 / 2 8

2 4 / 2 0

2 6 / 1 8

2 8 / 1 6

П р и м е ч а н и е . В числителе — середина полосы, в знаменателе — край.

изгиба (кривая 1) наблюдается ранее рассмотренная картина. Дав­ ление на середине полосы ниже, чем на краях (рис. 61, а), обжатия полосы на краях больше, чем в средней части полосы (рис. 61, б), где растягивающие напряжения значительно больше, чем на краях (рис. 61, в). При приложении усилия противоизгиба (Разг/Р = = 0,62) происходит перераспределение давлений по ширине полосы — на середине рср = 24 кге/мм2, на краю рср = 20 кге/мм2; обжатия по ширине выравниваются, натяжения распределяются почти равно­ мерно (кривая 2). Дальнейшее увеличение Р„зг/Р до 0,94 (кри­ вая 3) приводит к увеличению неравномерности распределения нор­ мального давления, обжатий и растяжений по ширине полосы. На краях полосы натяжение будет больше, чем в центре; давление ста­ новится максимальным в центре, минимальным на краях. Это под­ тверждает ранее сделанные выводы о связи неравномерности дефор­ мации с продольными напряжениями и последних с контактными на­ пряжениями. Увеличение Рнзг/Р До 1,4 при наличии переднего натяжения приводит к появлению сжимающих напряжений на сере­ дине полосы и растягивающих на краях, в результате чего наблю­

90



дается более резкий перепад давления между краем и серединой, профиль полосы практически не изменяется из-за перераспределения радиальной деформации валков в контакте с полосой.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что внешнее натяже­ ние оказывает наиболее значительное воздействие на участки полосы с меньшей вытяжкой, в результате чего неравномерность распределе­ ния нормального давления и радиальной деформации по ширине полосы увеличивается. Вследствие увеличения упругого сжатия ра­ бочего валка по кромкам полосы (при прокатке без применения противоизгиба рабочих валков) или по ее середине (при прокатке с уси­ лием противоизгиба, превышающим его оптимальное значение) не­ равномерность зазора между рабочими валками по ширине полосы уменьшается, распределение обжатий по ширине полосы становится более равномерным.

7. ВЛИЯНИЕ НАТЯЖЕНИЯ И СМАЗКИ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

Алюминиевые полосы АДО с Н =

1,98 и В =

275 мм прокатывали

с передним и задним натяжениями,

которые

создавали моталками

стана. В качестве смазок использовали трансформаторное масло (смазка 1) и дизельную фракцию нефти (смазка 2). При опытной про­ катке алюминиевых сплавов со смазкой 1 в производственных усло­ виях была получена чистая и светлая поверхность полос, но профиль валка быстро изменялся из-за низкой теплоемкости этой смазки, что приводило к обрывам полосы.

Легкие минеральные масла, к которым относится смазка 2, ши­ роко используют за рубежом при прокатке алюминиевых сплавов. На отечественных заводах смазки такого типа начали применять лишь в последнее время, поэтому исследование влияния этой смазки на контактные напряжения представляет наряду с теоретическим и практический интерес.

При прокатке без смазок и натяжений в условиях данного экс­ перимента давление по ширине полосы распределяется неравномерно (рис. 62), возрастая от середины полосы к кромкам. На середине по­ лосы среднее давление равно 7,5 кгс/мм2 и достигает вблизи кромок 20 кгс/мм2. Прикладываемые к полосе натяжения снижают усилие прокатки, что положительно сказывается на геометрии' профиля полосы. Однако снижение нормального давления вследствие перед­ него и заднего натяжения неравномерно по ширине полосы.

Заднее натяжение снижает давление в основном у кромок и лишь незначительно — на середине полосы. Неравномерное по ширине полосы снижение нормального давления приводит к уменьшению перепада давления между серединой и краем полосы. При прокатке без натяжения и без смазки (см. рис. 62) этот перепад составляет 12,5 кгс/мм2. Заднее натяжение, равное 4 кгс/мм2, снизило среднее давление на краю полосы с 20 до 12 кгс/мм2, а на ее середине с 7,5 до 6,5 кгс/мм2, в результате чего перепад давления между краями и серединой полосы сократился с 12 до 5,5 кгс/мм2.

91