Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Х/1Д
Рис. 56. Эпюры контактных напряжений и их отношения при прокатке образцов 136 шириной 240 мм, 192, 197 и 199 шириной 380 мм (обозна-
. чения — см. рис. 1)
катки образца 155 (кривая 1) свидетельствует о неравномерном рас пределении по ширине полосы напряжений, вызванных действием
натяжения q2 = |
5 |
кгс/мм2 и неравномерностью вытяжек. |
|
||||||
На середине |
полосы, где вы |
|
|
|
|||||
тяжка была максимальной, на |
|
|
|
||||||
пряжение |
увеличилось |
на |
|
|
|
||||
2,5 |
кгс/мм2, а на |
краях — на |
|
|
|
||||
11,0 |
кгс/мм2. В сечениях, уда |
|
|
|
|||||
ленных от середины |
полосы на |
|
|
|
|||||
100 |
мм, |
напряжение увеличи |
|
|
|
||||
лось |
на 5 кгс/мм2. |
Результаты,- |
|
|
|
||||
свидетельствующие |
о |
неравно |
|
|
|
||||
мерном распределении по шири |
|
|
|
||||||
не полосы |
приложенных |
к ней |
|
|
|
||||
переднего и заднего натяжений, |
|
|
|
||||||
получены при прокатке без про- |
|
Р<лг, |
|
||||||
тивоизгиба валков образцов 150 |
|
|
|||||||
и 192 (рис. 58, 3, 4), |
однако в |
|
'/Р |
|
|||||
этом |
случае наибольшее |
воз |
Рис. 57. Зависимость изменения поперечного |
||||||
профиля полос 6ДИ |
от отношения |
Р Нзг/Р |
|||||||
действие |
натяжения |
отмечено |
при прокатке узких (/) |
и широких (2) |
полос |
на середине прокатываемой по |
с передним и задним натяжениями |
|
лосы.
Эксперименты по комплексному изучению нормального давления, натяжения, противоизгиба рабочих валков и поперечной разнотолщинности полос были проведены также при рулонной прокатке полос
Рис. 58. Распределение продольных напряжений по ширине прокатывае мых полос э сечении выхода металла из валков {B/L ~ 0,76):
Номер |
Ризг'Р |
|
|
кривой |
кгс/мм3 |
||
|
|
||
1 |
0,33 |
0 |
0 |
2 |
0,40 |
3,1 |
5,0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
3,1 |
5,4 |
5 |
0,19 |
3,3 |
5.1 |
из стали 08кп. В этом случае величину натяжения полосы фиксиро вали с помощью тензороликов, а удельные натяжения по ширине
полосы были замерены |
Г. Г. Григоряном |
и Р. Л. Шаталовым |
|
с помощью |
магнитоанизотропных датчиков |
конструкции МИСиС |
|
(рис. 59) [102]. В табл. |
21 приведены параметры прокатки руло |
||
нов с передним и задним натяжениями. |
|
||
Контактные напряжения по ширине полосы распределяются не |
|||
равномерно. |
На рис. 60 |
представлены эпюры нормальных давлений |
и напряжений трения, полученные при прокатке рулона 1 (табл. 21).
87
Этот рулон был прокатан только с задним натяжением, равным 0,043сгт.' В центре полосы нормальное давление было минимальным, а на расстоянии 100 мм от оси прокатки-— максимальным. Напря жение трения распределяется в соответствии с характером распре деления нормального давления — достигает максимальной вели чины (9,5 кгс/мм2) на краю полосы и минимальной (6 кгс/мм2) в центре.
Зона опережения отсутствует на краю полосы (рулон 1) и незна чительна в центре. Неравномерность распределения контактных на-
Рис. 59. Схема замера натяжений с помощью тензоролнков (/) и удельных натяжений с по мощью магннтоанизотропных датчиков (2):
1 — задняя моталка; II — передняя моталка
пряжений по ширине полосы А. И. Целиков объясняет неравномер ной деформацией полосы из-за прогиба рабочих и опорных валков [101 ]. В средней части полосы вытяжка будет меньше, а по краям — больше. Участки полосы, подверженные большей вытяжке, будут увлекать за собой участки с меньшей вытяжкой, что приведет к по явлению растягивающих напряжений и снижению давления в сред ней ее части и сжимающих напряжений, вызывающих увеличение давления, по краям. При приложении к переднему концу полосы натяжения q2 = 0,250т (см. рис. 60) контактные напряжения умень шаются по ширине полосы неравномерно: на середине полосы — на 30%, а на краю— только на 11%. Но неравномерное распределе ние контактных напряжений по ширине вызывает и неравномерное упругое сжатие валков в контакте с полосой. По краям полосы оно больше, а в середине— меньше. Следовательно, упругое сжатие валков частично выравнивает деформации по ширине полосы. При приложении переднего натяжения выравнивание деформации полосы по ее ширине более значительно, чем при приложении заднего натя жения. Неравномерность обжатия по ширине полосы для рулона 1'
Та б л и ц а 21
Параметры Прокатки рулонов Шириной 250 и толщиной 1,02 мм |
|
|
||||||
из стали |
08кп |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обжатне, % |
Натяжение, |
Длина дуги |
|
|
|||
|
кгс/м м3 |
контакта, |
мм |
|
Л1, |
|||
|
|
|
|
|||||
Номер |
|
|
|
|
|
|
Р, ТС |
|
• рулона |
|
|
|
|
|
|
кгс-м |
|
|
|
заднее |
переднее |
|
|
|
||
|
середина |
край |
середина |
край |
|
|
||
|
|
|
04 |
сг2 |
|
|
|
|
I |
27,4 |
29,0 |
1,0 |
0 |
5,53 |
6,59 |
105,7 |
523 |
2 |
30,4 |
30,4 |
и |
5,7 |
5,76 |
6,41 |
104,2 |
482 |
3 |
32,0 |
34,0 |
1,5 |
6,0 |
6,06 |
6,86 |
74,5 |
503 |
4 |
29,5 |
30,0 |
1,6 |
7,5 |
5,68 |
6,43 |
71,7 |
453 |
5 |
30,4 |
31,8 |
1,0 |
5,9 |
5,88 |
6,55 |
104,7 |
471 |
6 |
32,3 |
32,9 |
1,6 |
. 6,1 |
5,36 |
6,23 |
101,8 |
507 |
7 |
• 13,9 |
15,1 |
1,1 |
5,6 |
3,93 |
4,22 |
43,4 |
222 |
8 |
. 14,9 |
15,8 |
■ 2,5 |
5,7 |
4,15 |
4,82 |
43,4 |
295 |
9 |
17,1 |
17,3 |
4,2 |
5,6 |
4,44 |
4,88 |
43,2 |
' 344 |
П р и м е ч а й и е. |
Рулоны 1 и 2 |
прокатывали без смазки, остальные — со смазкой |
||||||
СТП-1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
(см. табл. 21) составляла 5%, а для рулона 2, прокатанного с перед ним натяжением, она отсутствует. При этом увеличилась зона опере жения на середине полосы и на краю. При прокатке с передним на-
60
| 40
X
ч ?0
0
о |
|
|
|
__1 !__1 1 |
-4 |
|
|
|
|
О 0,2 0,4-0,6 0,81,0 |
0 |
0,2 0,1 0,0 0,81,0 |
О 0,2 0,4 0,0 0$ 1,0 |
0 0,2 0,4 0,0 0,0ift |
х/!л |
|
х/1А |
х/1д |
Х//Д |
Рис. 60. Контактные напряжения при прокатке рулонов № 1, 2, 5 и 6 (см. табл. 21): |
||||
I — середина полосы; |
2 |
— ее край |
|
|
тяжеиием контактные силы трения уменьшаются, причем на середине полосы более значительно (см. рис. 60).
Наличие смазки при прокатке рулонов 5 и 6 способствовало сни жению нормального давления на краю полосы на большую величину, чем на середине. В результате этого неравномерность распределения давления по ширинеполосы и величина сил трения уменьшились.
89
При увеличении заднего натяжения на 25% (рулон 6, табл. 21) нормальное давление на середине полосы снизилось на 32%, а на краю осталось практически без изменения. Такое увеличение нерав номерности распределения давления с ростом заднего натяжения объясняется неравномерностью распределения натяжения по ширине полосы. Кривые распределения натяжения по ширине полосы пред ставлены на рис. 61. При прокатке без приложения усилия противо-
Рис. 61. Взаимосвязь контактных на пряжений (а), профиля полосы (б) н продольных напряжений (а) при про катке рулонов из стали 08кп (ширина
250, толщина 1,02 мм) с изгибом рабо чих валков:
е р |
в о й |
|
а т и е , |
|
|
о м |
р и |
|
б ж |
|
|
Н |
к |
|
О % |
||
|
1 |
7 |
, 8 |
/ 9 , 8 |
|
|
2 |
5 |
, 9 |
/ 5 , 9 |
|
|
3 |
9 |
, 6 |
/ 7 |
, 8 |
|
4 |
7 , 3 / 3 |
, 9 |
U
СП
Я
а .
0
0 , 8 2
0 , 9 4
1 , 4
ь - |
|
|
2 |
л |
в |
|
|
а |
а |
, |
м |
о р м |
о е д |
е н и е |
г е / м |
Н |
н |
л |
к |
! |
; |
|
|
2 5 / 2 8
2 4 / 2 0
2 6 / 1 8
2 8 / 1 6
П р и м е ч а н и е . В числителе — середина полосы, в знаменателе — край.
изгиба (кривая 1) наблюдается ранее рассмотренная картина. Дав ление на середине полосы ниже, чем на краях (рис. 61, а), обжатия полосы на краях больше, чем в средней части полосы (рис. 61, б), где растягивающие напряжения значительно больше, чем на краях (рис. 61, в). При приложении усилия противоизгиба (Разг/Р = = 0,62) происходит перераспределение давлений по ширине полосы — на середине рср = 24 кге/мм2, на краю рср = 20 кге/мм2; обжатия по ширине выравниваются, натяжения распределяются почти равно мерно (кривая 2). Дальнейшее увеличение Р„зг/Р до 0,94 (кри вая 3) приводит к увеличению неравномерности распределения нор мального давления, обжатий и растяжений по ширине полосы. На краях полосы натяжение будет больше, чем в центре; давление ста новится максимальным в центре, минимальным на краях. Это под тверждает ранее сделанные выводы о связи неравномерности дефор мации с продольными напряжениями и последних с контактными на пряжениями. Увеличение Рнзг/Р До 1,4 при наличии переднего натяжения приводит к появлению сжимающих напряжений на сере дине полосы и растягивающих на краях, в результате чего наблю
90
дается более резкий перепад давления между краем и серединой, профиль полосы практически не изменяется из-за перераспределения радиальной деформации валков в контакте с полосой.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что внешнее натяже ние оказывает наиболее значительное воздействие на участки полосы с меньшей вытяжкой, в результате чего неравномерность распределе ния нормального давления и радиальной деформации по ширине полосы увеличивается. Вследствие увеличения упругого сжатия ра бочего валка по кромкам полосы (при прокатке без применения противоизгиба рабочих валков) или по ее середине (при прокатке с уси лием противоизгиба, превышающим его оптимальное значение) не равномерность зазора между рабочими валками по ширине полосы уменьшается, распределение обжатий по ширине полосы становится более равномерным.
7. ВЛИЯНИЕ НАТЯЖЕНИЯ И СМАЗКИ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
Алюминиевые полосы АДО с Н = |
1,98 и В = |
275 мм прокатывали |
с передним и задним натяжениями, |
которые |
создавали моталками |
стана. В качестве смазок использовали трансформаторное масло (смазка 1) и дизельную фракцию нефти (смазка 2). При опытной про катке алюминиевых сплавов со смазкой 1 в производственных усло виях была получена чистая и светлая поверхность полос, но профиль валка быстро изменялся из-за низкой теплоемкости этой смазки, что приводило к обрывам полосы.
Легкие минеральные масла, к которым относится смазка 2, ши роко используют за рубежом при прокатке алюминиевых сплавов. На отечественных заводах смазки такого типа начали применять лишь в последнее время, поэтому исследование влияния этой смазки на контактные напряжения представляет наряду с теоретическим и практический интерес.
При прокатке без смазок и натяжений в условиях данного экс перимента давление по ширине полосы распределяется неравномерно (рис. 62), возрастая от середины полосы к кромкам. На середине по лосы среднее давление равно 7,5 кгс/мм2 и достигает вблизи кромок 20 кгс/мм2. Прикладываемые к полосе натяжения снижают усилие прокатки, что положительно сказывается на геометрии' профиля полосы. Однако снижение нормального давления вследствие перед него и заднего натяжения неравномерно по ширине полосы.
Заднее натяжение снижает давление в основном у кромок и лишь незначительно — на середине полосы. Неравномерное по ширине полосы снижение нормального давления приводит к уменьшению перепада давления между серединой и краем полосы. При прокатке без натяжения и без смазки (см. рис. 62) этот перепад составляет 12,5 кгс/мм2. Заднее натяжение, равное 4 кгс/мм2, снизило среднее давление на краю полосы с 20 до 12 кгс/мм2, а на ее середине с 7,5 до 6,5 кгс/мм2, в результате чего перепад давления между краями и серединой полосы сократился с 12 до 5,5 кгс/мм2.
91