Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Следовательно, заднее натяжение не только снижает нормальное давление, но и способствует более равномерному его распределению по ширине полосы.
Переднее натяжение также снижает нормальное давление и вы равнивает его эпюру по ширине полосы, однако его действие менее эффективно по сравнению с задним. Если заднее натяжение, равное 2,0 кгс/мм3, при прокатке со смазкой 1 (рис. 62) снизило среднее дав ление на краю полосы на 3,8 кгс/мм2, то такое же переднее натяже-
Рис. 62. Влияние заднего удель ного натяжения на величину нор мального давления на середине
(/) и на расстоянии 100 мм от сере дины полосы (//) при прокатке:
1 — без смазки; 2 — смазка транс
форматорным маслом; 3 — смазка дизельной фракцией нефти; 4 —
передним натяжением 2 кгс/мм2
ние — на 2 кгс/мм2. Незначительно и выравнивающее действие перед него натяжения.
Технологические смазки также уменьшают давление и неравно мерность его распределения по ширине полосы главным образом вследствие снижения средних и максимальных значений давления вблизи кромок полосы. При прокатке со смазками усилие прокатки снижается примерно на 8— 10%, причем смазка 2 несколько эффек тивнее смазки 1.
Выравнивающее действие смазок и натяжения можно объяснить их воздействием на положение нейтрального сечения по ширине по лосы.
Как следует из данных, представленных на рис. 63, при прокатке без смазок и натяжения геометрическое место материальных точек, имеющих скорость перемещения, равную линейной скорости валка на контактной поверхности, образует кривую линию, причем про тяженность зоны опережения на середине полосы больше, чем на ее краю. С увеличением заднего натяжения при постоянном переднем натяжении или увеличении разности между задним и передним натя-
женийми критическое сечение на середине |
полосы перемещается |
в сторону выхода металла из валков быстрее, |
чем на краю, и в связи |
с этим кривизна линии уменьшается. По этой причине влияние не равномерного распределения вытяжек по ширине полосы в зонах отставания и опережения на внутренние продольные напряжения
92
уменьшается, в результате чего снижается неравномерность нормаль ного давления.
Технологические смазки при прокатке с натяжением и без него смещают критическое сечение на середине полосы в сторону выхода
Рнс. |
63. |
Зависимость |
поло |
|
жения |
нейтрального |
сече |
||
ния |
от |
разности |
переднего |
|
(Г .) |
н заднего (7",) натяже |
|||
ний |
и |
смазки |
(обозначе |
ния — см. рис. 62)
металла из валков и тем самым способствуют уменьшению кривизны нейтральной линии (см. рис. 63). При прокатке со смазкой 2 кривизна линии была меньше, чем при прокатке со смазкой 1, поэтому следует
считать, что смазка 2 эффективнее снижает неравномерность нор мального давления.
При прокатке тонких полос напряжение трения распределяется по ширине полосы неравномерно, достигая максимального значения
Рнс. 64. Влияние заднего удельного натяжения на величину продольной соста вляющей касательного на
пряжения (обозначения — см. рис. 62)
6t , кгс/ммг
на краях и минимального — на середине полосы. С ростом заднего натяжения при прокатке без смазки и со смазками, при отсутствии или постоянном переднем натяжении напряжение трения распреде ляется по ширине полосы равномерно. Максимальной величины оно достигает перед пробуксовкой, так как площадь эпюр продольного напряжения трения (тпр) в этом случае максимальная.
Переднее натяжение снижает напряжения трения интенсивнее
укромок полосы. При прокатке с натяжением, равным 2 кге/мм2,
исмазкой среднее напряжение трения уменьшилось на 1,25 у кромки
93
полосы и на 0,4 кгс/мм2 в средней ее части, в результате этого нерав номерность его распределения по ширине снизилась (рис. 64).
Эффективность технологических смазок в большей мере прояв ляется в снижении сил трения [103, 104]. Смазки 1 и 2 снижают напряжения трения равномерно по всей ширине^ причем смазка 2 эффективнее смазки 1 (рис. 64).
. 8. КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ СТАНЕ
В настоящее время нет совершенных способов измерения коэф фициента трения f в реальных условиях прокатки и практически отсутствуют надежные рекомендации по определению его величины применительно к конкретным условиям расчета энергосиловых пара метров процесса прокатки. Поэтому для проведения исследований и расчетов, дающих значения энергосиловых параметров, близкие соответствующим измеренным величинам, целесообразно определять / как свободный или регулирующий параметр, например, так, чтобы квадратичная разница измеренного и рассчитанного усилий деформи рования была минимальной.
Коэффициент трения можно найти также путем сравнения изме ренных и рассчитанных величин энергии или мощности деформации, опережения, момента прокатки. Естественно, что величины коэффи циентов трения, полученные таким образом, могут быть различными.
Известные общие зависимости коэффициента трения от скорости прокатки часто бывает трудно применить к расчетам энергосиловых параметров процесса холодной прокатки на непрерывном стане.
Используя результаты комплексного исследования процесса хо лодной прокатки на четырехклетевом непрерывном стане 1700 ждановского металлургического завода им. Ильича [48], посмотрим, как изменяется коэффициент внешнего трения одновременно во всех клетях.
Расчет коэффициентов трения проводили для четырех режимов
прокатки полосы тощиной 1,0 мм (подкат 3,0x 1020 |
мм) |
из стали |
|||||
08кп (табл. |
22). |
В качестве технологической смазки |
использовали |
||||
эмульсию на основе ингибитора АНСК-50 |
концентрации |
10— 12%. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 22 |
|
Режимы обжатия и натяжения при холодной прокатке |
|
|
|||||
на четырехклетевом |
стане 1700 |
|
|
|
|
|
|
|
Натяжения, кгс/мм2 |
Относительное обжатие, % |
|||||
Режн м |
|
|
|
|
|
|
|
прокатки |
|
|
|
|
|
|
е4 |
|
cti —п |
°И - П 1 |
|
El |
Ео |
|
|
1 |
8,62 |
4,97 |
10,2 |
12,6 |
24,8 |
31,7 |
21,4 |
2 |
30 |
13,4 |
10,4 |
27,3 |
24,3 |
26,0 |
14,6 |
3 |
12,9 |
11,1 |
12,4 |
26 |
26,8 |
26,3 |
14,4 |
4 |
16,3 |
10,8 |
7,58 |
18,3 |
31,0 |
17,5 |
23,2 |
94
Исследования проводили при прокатке рулонов с различными скоростными режимами. Для данного скоростного режима при уста новившемся процессе в один и тот же момент времени в каждой клети непрерывного стана выбирали значения усилия прокатки, толщины, натяжения полосы и скорости прокатки. Подбором коэффициентов трения добивались совпадения с заданной точностью расчетных значений полных усилий прокатки с экспериментальными. Расчет
fcp
0,40
0,3?
0,24
0,16
0,08
Рнс. G5. Зависимость коэффициента трения /ср от скорости прокатки в I — IV клетях непре рывного стана 1700:
а — сплошные линии — по эмпирическим уравнениям [(16а) — (16в) ] (штриховые линии — область рассеивания результатов); б — сплошные линии — рассчитано по методике [48]; штриховые — рассчитано с использованием формулы Стоуна
проводили на ЭВМ «Минск-22» с использованием математической модели процесса холодной прокатки тонких полос [48].
Таким методом были построены поля точек для периодов тор можения и разгона стана, участков пропуска сварного шва через очаг деформации и для установившегося процесса. По полученному семейству точек (рис. 65, а), методом наименьших квадратов для всех клетей (I— IV) непрерывного стана 1700 находили эмпирические зависимости коэффициентов трения со скорости прокатки:
/ср , = 0,363 — 0,027ц f 0,0025ц2; |
(16) |
||
/ср „ = 0,215 - 0,0282 |
lgr,; |
(16а) |
|
/сР ш = |
0,1623 — 0,0056ц + |
0,00026ц2; |
'(166) |
fcp 1V = |
0,1076 — 0,00253ц + |
0,00012ц2. |
(16в) |
Из экспериментальных данных следует, что значения коэффи циентов трения уменьшаются от I к IV клети. Так, в I—III клетях коэффициенты трения достигают значений, соответственно равных 0,32; 0,2 и 0,14. Такие же величины расчетным путем на основе экспериментальных данных для случая прокатки в сухих валках были получены Е. С. Рокотяном [1 ].
95
Для IV клети стана 1700 коэффициенты трения совпадают с имею щимися в литературе данными Стоуна, И. М. Мееровича и др. Не которые расхождения связаны с различием условий прокатки.
Представляет интерес сопоставление значений коэффициентов трения, рассчитанных для одних и тех же условий, но по различ ным методикам.
В расчетах коэффициентов трения по формуле Стоуна в качестве исходных данных использовали результаты указанных выше ис следований и величины среднего давления и длины дуги захвата, полученные с использованием математической модели процесса не прерывной холодной прокатки [48]. Сопоставление величин коэф фициентов трения, рассчитанных по указанным методам при раз личных скоростях и режимах прокатки, показало их устойчивое расхождение по всем клетям непрерывного стана (рис. 65, б), что по-видимому, связано с принятыми Стоуном допущениями.
В обоих случаях расчета (рис. 65, б) увеличение коэффициента трения от IV к I клети сопровождается уменьшением среднего дав
ления, что подтверждает имеющиеся в литературе аналогичные за висимости [1].
Из рис. 65 видно, что при изменении скорости прокатки рулона в каждой клети стана коэффициент трения изменяется незначительно.
Наибольшее его изменение наблюдается для |
I клети (/д/# ср = |
|
= |
5 -т- 7) и минимальное для IV клети (1Д/Яср = |
10 -5- 14). |
9. |
РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ |
|
В |
КОНТАКТНЫХ ЗОНАХ ВАЛКОВ СТАНА КВАРТО• |
|
• |
В соответствии с результатами исследований контактных напря |
жений на эпюрах напряжений в зоне валок—полоса можно выделить шесть характерных точек (рис. 66).
Точки ABCDEF являются узловыми, поскольку в их окрест ностях эпюра касательных напряжений резко меняет своя кривизну, а в точке D — знак.
Имеющиеся данные указывают на то, что ‘распределение каса тельных напряжений в области опережения (участок DEF) при прокатке с натяжением, когда условия внешнего трения и форма очага деформации различны [8], описывается кривой, симметрич ной относительно середины зоны опережения. Эту кривую можно заменить ломаной линией в виде трапеции илй треугольника.
Определим координаты расположения точек ABCDEF, поместив начало координат в нейтральном сечении. Анализ имеющихся экспе риментальных данных и проведенные исследования позволили уста
новить, что между точками С и Е находится зона |
затрудненной |
деформации, протяженность которой составляет 0,2 |
[1,2]. При |
этом, согласно представленным выше экспериментальным данным, изменение касательных напряжений на участке зоны затрудненной деформации происходит по линейному закону.
Полученная обобщенная эпюра касательных напряжений пред ставляет собой известную эпюру для случая, когда /Д/Нср ^ 5,
96
которая согласно классификации А. И. Целикова соответствует тон колистовой прокатке. При этом А. И. Целиков принимает, что на участках АВ и EF происходит скольжение.
На основании проведенных исследований с применением оптиче ского моделирования можно утверждать, что связь между нормаль ными и касательными напряжениями'на участках АВ и EF близка к линейной. На этих участках градиент изменения fx — тх/рх весьма
мал и можно принять, |
что fx *=» /ск = |
const. |
В связи с этим можно |
||||||||||
допустить, что в конце участка'АВ и |
|
|
|
||||||||||
начале |
участка |
EF касательные |
на |
|
|
|
|||||||
пряжения |
|
равны |
произведениям |
|
|
|
|||||||
PBfск и Ре!ск |
соответственно. |
На |
|
|
|
||||||||
остальных участках эта |
зависимость |
|
|
|
|||||||||
не является линейной. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
В результате проведенных иссле |
|
|
|
|||||||||
дований, оказалось, что нормальные |
|
|
|
||||||||||
контактные напряжения в точках вхо |
|
|
|
||||||||||
да и выхода |
полосы из валков равны |
|
|
|
|||||||||
нулю. На концах участков скольже |
|
|
|
||||||||||
ния нормальные |
напряжения |
равны |
|
|
|
||||||||
пределам |
текучести, а при |
наличии |
|
|
|
||||||||
натяжения — разности |
предела теку |
|
|
|
|||||||||
чести и натяжения (рис. 67). Эпюры |
|
|
|
||||||||||
в |
зонах |
затрудненной |
деформации |
|
|
|
|||||||
аппроксимируются |
линейной |
кусоч |
|
|
|
||||||||
но-непрерывной функцией. Возмож |
|
|
|
||||||||||
ность |
такой |
аппроксимации |
эпюр, |
|
|
Обобщенная эпюра контакт- |
|||||||
построенных |
|
согласно |
решению |
Рнс. |
66. |
||||||||
|
ных |
напряжений в зоне валок — по |
|||||||||||
А. |
И. |
Целикова, |
впервые |
теорети |
лоса |
|
|
чески доказана И. Г. Арутюновым.
Влиянием зоны затрудненной деформации на характер изменения нормальных напряжений в зоне нейтрального сечения можно пре небречь [8]. Как показали исследования И. Я- Тарновского и др., изменение кривизны функции рх в этой зоне согласно имеющимся решениям с учетом зоны затрудненной деформации совершенно не отражается на значении среднего давления. Напряженное состоя ние от действия нормального давления в основном определяется неравномерностью его распределения и при такой аппроксимации, по нашим данным, р'тах и р разняться на 3—5%. Здесь pmSX— максимальное нормальное давление с учетом зоны затруднённой деформации (см. рис. 67).
Известно, что разрушение поверхности валков носит усталостный характер; толщина отслоений соизмерима с длиной дуги контакта /д. Для оценки напряженного состояния валков и разработки оптимального режима их эксплуатации необходимо иметь представ ление о зависимости величины механических напряжений от пере менных технологических факторов, влияющих в первую очередь на характер распределения контактных напряжений в очаге деформации. Эта задача может быть решена, если граничные условия, т. е. рас-
7 П. И. Полухин |
97 |
пределение нормальных и касательных напряжений на контактной поверхности, известны. Характер распределения и величина кон тактных касательных напряжений являются функцией физических и механических параметров процесса деформации, точная матема-
Рис. 67. Обобщение экспериментальных [12] (/) н рассчитанных инженерным методом (2) данных о распределении нормальных и касательных напряжений в очаге деформации:
а — прокатка |
алюминия на полированных |
валках |
(Н — 3 |
мм, |
г = |
50%, |
/д///ср = |
6,5); |
||||
б — то |
же на |
шлифованных валках |
с передним |
натяжением |
a t |
/г2 = |
1,15ст — ап |
= |
||||
------------=— |
||||||||||||
= 0,5; |
[д/Т7ср = |
4,5; в — прокатка свинца |
на шлифованных |
валках |
с |
^ср |
г |
— |
||||
= 4,5; |
||||||||||||
горячая |
прокатка |
стали Х23Ю5 при |
t = |
900° С, / |
/Я ср = |
2,06 |
|
|
|
|
|
тическая запись которой при современном уровне знаний о контакт ном трении при пластической деформации металла не представляется
возможной. |
|
|
И. Цели- |
Относительная величина зоны прилипания /п//д, по А. |
|||
кову, постоянна и равна |
0,75. Протяженность |
участка |
АВ, где |
t = const составляет 0,25 |
-н 0,5у/а, а участка EF |
0,5у/а. |
|
В соответствии с найденными значениями легко определить про тяженность зоны торможения в области отставания: хт11л = 0,75 —
98