Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упругое сжатие рабочих валков и восстановление полосы в очаге деформации при прокатке является причиной значительного увели­

чения длины дуги контакта по сравнению с ]/ R АД*. Относительное

увеличение длины дуги контакта £ = 1д/]/~Я АЯ для полосы из дан­ ного материала зависит от ее толщины и относительного обжатия s. В наших экспериментах при обжатиях е = 14-ь 16% относительное увеличение длины дуги, имело минимальное значение, равное 1,3,

для полос толщиной # ! =

2,5

мм и £ =

1,6 — для полос толщиной

Нх — 1,2

мм (рис. 22).

металла

с валком

(£д шт)ср,

измеренную

Длину

дуги контакта

экспериментально, сравнивали

с

рассчитанной по трем формулам:

t

 

 

 

 

1)

£ = ]/Я Д Я ;

(10)

2,0

 

 

 

2)

по формуле

А. И.

Цели-

18 - \ ° o

 

 

 

кова

[1 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lR=~\f R АН -|- х2-ф- х2,

IS

J ?

° J

 

где

o 'J _

о

V

 

w o o

 

 

 

1fi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - Ми

1 — А

 

 

 

2

*

 

 

* 2 =

8 p cpR

я Е х

+

 

я Е„

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( И )

I

12

£ i

i

 

p

28

 

 

 

 

 

 

i

a

IB

20

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£, %

 

 

 

хина и др.

[5 ]

 

 

 

Рис. 2 2 . Зависимость

относительного

увели-

I

]

/ Р А Н А- С

(0

- 1-

0 ) Р п

чення длины дуги

контакта

металла

с вал-

Д

»

4

'

X \ 1 П-

2/

ком от толщины полосы н обжатия сталей:

 

 

 

 

 

 

 

(12)

J — 08кп,

И х =

1,2

мм;

2 — СтЗ,

Я , =

 

Гд е

 

 

 

 

 

 

 

 

=

2.5 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сг = 8 +

2 ] / -

 

4 ДЯ

я)

 

16 при

 

 

 

 

 

01(7(1 +

 

 

 

 

 

Упругие постоянные материала валков и полосы принимали оди­ наковыми

0! = 02= — ■= 1,32•10-5 мм2/кгс,

а погонное давление q = Р1ВХи среднее давление Рср =

-т-.----г—g-

1

1*Д. ШТ/Ср D1

рассчитывали по данным экспериментов (табл. 9).

 

Упругое сжатие валков и восстановление полосы в очаге дефор­ мации при некоторых условиях могут привести к снижению момента прокатки в результате значительного смещения равнодействующей

давления на валки к выходу из очага деформации (табл.

10, AIM)*1.

* П о д р о б н о э т о я в л е н и е п р о а н а л и зи р о в а н о в р а б о т е [4 8 ].

 

1 Р а н е е т а к о й

ж е р е з у л ь т а т

б ы л

п о л у ч ен

р асч етн ы м п у те м п р и

и с с л ед о ван и и

п р о ц е с с а х о л о д н о й

п р о к а т к и с

п р и м

ен ен и ем

м ате м а ти ч е с к о й м од ели

и Э В М [4 8 ] .

40


Т а б л и ц а 9

Экспериментальные и расчетные значения длины дуг контакта металла с валком

Номер образца

in 112 113 135

165

168

- 184 181 187 201

2

2

 

2

О

 

2

о^*

(-

о?

£

СО

а Г

240

1,16

16,1

78,4

 

1,16

26,9

120,0

 

1,19

13,5

73,3

 

1,21

15,6

58,2

380

1,20

7,0

87,6

 

1,22

9,9

110,5

400

3,99

8,4

155,3

 

3,98

8,3

152,4

 

4,00

6,7

118,0

 

1,21

6,8

66,5

мм

 

 

 

­

 

 

 

гд эксперимен

 

)

р а с

шт.ср-)

тальные

значения

(10)

(

(

 

 

 

7,03

 

4,38

8,48

 

5,65

6,05

 

4,05

6,25

 

4,40

5,34

 

2,93

5,90 •

3,51

8,03

 

5,86

8,25

 

5,81

6,58

 

5,24

4,68

 

2,90

j. мм расе читано тю формуле

(П)

(12)

5,47

6,65

6,71

8,20

5,24

6,24

5,33

6,30

4,00

4,90

4,55

5,56

6,38

8,24

6,21

8,22

6,10

7,30

3,77

4,53

При незначительном уменьшении коэффициента плеча ф; = а;//д ср из-за увеличения длины дуги контакта вследствие сплющивания наблюдается рост среднего давления и рост момента прокатки

(табл. 10).

Для определения момента прокатки для двух валков часто поль­ зуются формулой Мпр = 2Ра, где Р — усилие прокатки; а — плечо

Т а б л и ц а 10

Влияние упругого сжатия валков и восстановления полосы шириной 240 мм на момент прокатки

Номер

Р, ТС

Hi, мм

 

 

рср'

 

МппУ

образца

8ср’ %

Ь

 

кге/мм2

пр*

 

 

Яср

кге-м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алюминий AIM

 

 

 

 

16

19,5

6,0

14,9

0,48

1,86

8,30

180

9

19,8

4,0

19,8

0,41

2,80

8,45

"

152

10

20,6

4,0

20,4

0,39

2,84

8,63

 

153

2

19,2

2,0

21,2

0,34

4,60

10,10

 

102

 

 

 

Сталь 08кп

 

 

 

 

102

56,4

1,2

9,5

0,21

4,90

43,1

127

114

69,7

1,2

11,9

0,19

5,50

47,7

 

147

111

78,4

1,2

16,1

0,18

7,00

50,5

 

222

112

120,0

1,2

26,9

0,18

8,50

58,5

 

386

41


равнодействующей усилия прокатки, или этой же формулой, запи­ санной в следующем виде:

Мпр = 2 (рср}/RAHB) xp^/RAH = 2pcp\pRAHB,

где R — радиус рабочего валка; В — ширина полосы;

рср — среднее нормальное давление.

Рис. 23. Зависимость р._ =

Р/1„ _ПВ от

приведенного напряжения К ■ —

up

I д» up

I

^пр = ЯДйВП0Данным:

1 — сталь 1010 [4]; 2 — свинец [8 ]; 3 — сталь 08кп; 4 — AIM (по данным авторов)

При правильном выборе коэффициента плеча равнодействующей и учете упругого сжатия валков и восстановления полосы расчет момента прокатки по этой формуле дает достаточно точные резуль­ таты. Наибольшую сложность при вычислении момента прокатки по этой формуле представляет правильный выбор величины ф,-. По­ лученные в работе данные (см. табл. 9) позволяют вычислить некоторое условное напряжение /Q = Mnp/RAHB, учитывающее влияние ха­ рактера распределения контактных напряжений по дуге контакта и упругого сжатия валков, а также восстановления полосы на коэф­ фициент плеча ф^.

42

Т а б л и ц а 11

Среднее нормальное давление и напряжение Kt-

при прокатке полос без натяжения (по данным работ [4, 8] и экспериментов авторов)

 

 

 

 

Скорость

 

 

 

В , , мм

' Я ,, мм

е, %

АН, мм

деформации

Рср,

кгс/мм2

к г кгс/мм2

 

 

 

 

U, с' 1

 

 

 

 

 

 

Свинец

 

 

 

30

30

25

7,50

27,2

2,65

3,20

 

10

24

2,40

 

 

3,60

4,02

 

5

22

1,10

 

 

4,28

4,79

 

1,5

22,6

0,34

 

 

5,45

4,70

 

30

26

7,80

0,068

 

2;80

2,77

 

10

23

2,30

 

 

3,22

3,84

 

5

25

1,25

 

 

3,90

4,44

 

1,5

33

0,49

 

 

5,30

5,05

 

 

 

Алюминий

 

 

 

36

36

14

5,04

0,92

 

8,50

9,55

 

12

24

2,88

 

 

12,0

13,30

 

6

20

1,20

 

 

14,2

14,20

 

1,5

33

0,50

 

 

29,0

16,00

30

24

25

6,00

 

 

9,6

9,90

16

15

25

3,75

 

 

10,8

11,00

15

6

25

1,50

 

 

14,5

16,30

 

 

 

Сталь 1010

 

 

 

30

1,95

32

0,63

 

 

59,0

 

 

1,95

30

0,59

 

 

63,0

 

 

1,95

26

0,55

 

 

56,0

 

 

 

 

Д16 горячекатаная

 

 

 

54

10,5

26

2,75

 

 

15,0

16,0

60

2,75

18

0,50

 

 

32,0

38,0

Влияние упругого сжатия валков на энергосидовые параметры процесса прокатки представлено зависимостью среднего давления рср от величины (рис. 23). При прокатке полос из свинца, алюми­ ния AIM, сталей 08кп и 1010 без натяжения связь между рср и К( выражается прямой (рис. 23), угол наклона которой к оси абсцисс определяется уравнением'

1


Следовательно, произведение коэффициента плеча равнодейству- 'ющей давления металла на валки ф(. с учетом упругого сжатия валков и восстановления полосы на квадрат относительного увеличения

Рис. 24. Зависимость коэффициента плеча приложении равно­ действующей давления металла на валки от относительного увеличения длины дуги контакта:

точки — результаты эксперимента; кривая — расчет по фор­ муле (13)

длины

дуги контакта i = lA Cp/\/RAH— величина

постоянная,

равная

примерно 0,5:

 

 

 

фгГ“

0,5.

(13)

Сравнение зависимости между

и i, полученной

в результате

эксперимента (см. табл. 8), с рассчитанной по формуле (13), показано на рис. 24.

Сопоставление полученных нами данных о зависимости между рср и Ki свидетельствует об удовлетворительном совпадении их с резуль­

татами исследований А.

А. Королева, И.

Я.

Тарновского и др.

(табл. 11).

 

 

 

Г л а в а II

 

 

 

КОНТАКТНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

ДЕФОРМИРУЕМОГО МЕТАЛЛА

И

ВАЛКОВ

И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ т о н к о й ПОЛОСЫ

I . А Н А Л И З Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н Ы Х И Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Х И С С Л Е Д О В А Н И Й

В настоящее время накоплен обширный экспериментальный и тео­ ретический материал, характеризующий распределение давления вдоль дуги захвата, однако факторы, влияющие на распределение нормального давления по ширине прокатываемой полосы, недоста­ точно изучены.

44