ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
энергии не излучает. Излучение происходит тогда, когда он перескакивает на одну из внутренних орбит. В случае перескакивания электрона на внешнюю орбиту энергия поглощается. Излучение и поглощение энергии происхо дит не непрерывно, а отдельными квантами.
Диссертация Бора была написана на основе класси ческой теории электронов Лоренца — Друде — Томсона; однако «постулаты Бора», введенные им в работе 1913 г. «О строении атомов и молекул», противореча всем прин ципам классической физики, не вытекали из прежних представлений о строении атома. Хорошо понимая это, Бор писал: «Принимая теорию Планка, мы признаем открыто недостаточность обычной электродинамики и решительно порываем с рядом положений, тесно связан ных с этой теорией»20.
Смелые идеи Бора позволили решать ряд сложнейших проблем физики. Кроме того, соединив идеи Планка и Эйнштейна с идеями и экспериментальными достижениями
Резерфорда, |
они помогли физике не только выбраться |
из тупика, |
но и постепенно нащупать верный путь. |
Это время ознаменовалось тем, что начали возникать, а затем ветвиться такие отрасли науки, как квантовая меха ника и опиравшаяся на нее физика микрокосма. Сдругой же стороны, разыгрывался очередной акт драмы физики клас сической: рушились электродинамика Максвелла и элек тронная теория Лоренца. За всеми этими перипетиями Лоренц следил не только с острым беспокойством, но и с живейшим интересом ученого широких взглядов, чем существенно отличался, например, от Дж. Дж. Томсона, который занял резко негативную позицию непризнания новой физики.
Что же предпринимает Лоренц? Мы помним: лет семьвосемь назад он делал отчаянные попытки противопоста вить натиску теории относительности свою электронную теорию. «Его борьба за свое учение поистине грандиозна,— пишет советский физик Т. П. Кравец. — Поразительно и научное беспристрастие, с которым ои идет навстречу всем возражениям, всем трудностям. Прочтя его книгу, видишь воочию, что для спасения старых привычных воз
20И. Бор. Избранные научные труды, т. I. М., «Наука», 1970, стр. 160.
79
зрений сделано все— и это все не принесло им спасения»21. Глубина математического и физического мышления у Лоренца сочеталась с глубокой честностью: проверяя и осваивая теорию относительности творчески, он сумел внести в нее важный вклад, а убеждаясь в ее правильно сти, не мог ее не популяризировать. В '1913 г. читанные им лекции вышли отдельной книгой — «Принцип отно сительности», которая получила высокую оценку самого Эйнштейна. «Имеется немало авторов,— писал он,—способ ных ясно и просто изложить рассматриваемую теорию. Од нако результаты почти всегда преподносятся читателю в го товом виде. Он не переживает радости поисков, и находок, не ощущает живого процесса становления идей, и ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоя тельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. При чтении же той небольшой работы, о которой идет речь... читатель, напротив, смо жет прочувст воват ь весь ход развития идей. Эту неболь шую книжку должен прочесть каждый, кто интересуется теорией относительности» 22.
Можно было думать, что Лоренц вновь попытается защитить классическую физику — на этот раз уже от теории Бора. Внешние обстоятельства этому как будто благоприятствовали: и гарлемское уединение, и свобода от университетских лекций. Была возможность всецело посвятить себя делу спасенпя классической физики. Однако Лоренц уже был не тот: творческая активность его давно прошла через максимум, не спешил он ввязы ваться и в научные споры, дав себе, казалось, время объек тивно и исподволь разобраться во всех «за» и «против», воспользовавшись таким необыкновенно эффектным «пробным камнем», как свои обзорно-полемические «лекции по понедельникам»...
5
Биография Лоренца не богата парадоксальными си туациями. Но несомненно парадоксально его отношение к политике и к политической деятельности. В молодые
21 |
Т. П. Кравец. |
Г. А. Лоренц и электронная |
теория.— В кн.: |
22 |
Г. А. Лоренц. |
Теория электронов..., стр. 15. |
IV, стр. 17. |
А. Эйнштейн. |
Собрание научных трудов, т. |
80
годы Лоренц был «типично старым профессором», далеким и от политики, и от общественной жизни. Зато в пред дверии старости он с чисто юношеским энтузиазмом окунулся в общественную деятельность, стал одним из тех ученых, кто делал «большую политику» в науке и даже отчасти в самой политике. В чем причина столь резкой перемены? По-видимому, прежде всего в том, что в дни молодости Лоренца политическая жизнь Голландии была насыщена никчемной борьбой буржуазных партий по таким вопросам, как крошечные реформы избиратель ного права, субсидирование частных религиозных школ — протестантских и католических, и т. д. и т. п. Все это от вращало не терпевшего пустопорожней суеты ученого от политики. Однако со временем наука исподволь и неот вратимо приблизила его к общественной деятельности,
только |
уже иного плана. |
> |
Так, |
ревностно выполняя обязанности учителя, а затем |
профессора, Лоренц всегда глубоко интересовался про блемами педагогики. Им для развития образования сделано очень много, особенно уже иа закате жизни. В университете ои собственными силами создал физиче скую лабораторию, разрабатывал и практически решал проблемы преподавания, организации экспериментальных работ и проведения экзаменов. Несколько позже ои за интересовался вопросами школьного образования. Он бьтл одним из основателей первого голландского лицея в Гааге и его многолетним попечителем. Ректор лицея,
доктор |
Р. Казимир, впоследствии занял кафедру педа |
|
гогики |
в Лейденском университете. Лоренц, |
питавший |
к молодому доктору дружеское расположение, |
несколько |
лет был куратором этой кафедры. И, видимо, не без его влияния и поддержки сын Казимира, Геидрик, сделал ся фпзиком-теоретиком, оставившим заметный след
внауке.
В1910 г. по инициативе Лоренца в Лейдене были организованы первые бесплатные библиотеки. Три года спустя он помог Эренфесту открыть в Лейдене большой читальный зал, получивший название «зал Босша» и существующий по сей день.
Общаясь с зарубежными учеными, Лоренц понял истинную цену международного сотрудничества. Пред ставитель маленькой страны, он, как никто, быть может, другой, остро сознавал, насколько жизненно важно такое
81
сотрудничество — и для развития науки вообще, и для ее развития в небольших и отсталых странах... Уже пер вые международные съезды, конференции и особенно Сольвеевский конгресс показали, что их роль невозможно переоценить. По переезде в Гарлем Лоренц становится ведущим деятелем Голландской академии наук. Первей шую свою обязанность он видит теперь именно в налажи вании и укреплении международного сотрудничества ученых. Вот почему Лоренц охотно участвовал в начина ниях Эрнеста Сольве — «одного из самых (по его опре делению) благородных граждан Бельгии».
Вскоре после Сольвеевского конгресса был основан Международный физический институт, цель которого состояла в том, чтобы поддерживать научные исследо вания Капитал — в сумме миллиона франков — предо ставил опять-таки Сольве, или, точнее, Сольвеевский фонд, одним из распорядителей которого являлся Ло ренц. Структура работы Института — этого, можно счи тать, первого международного научного учреждения — была спланирована Лоренцем совместно с брюссельским профессором Эже. Лоренц отмечал: «Сольве дал нам пол ную свободу, поставив только условие, чтобы часть средств института по возможности тратилась на развитие науки на его родине. В расходовании остальных средств долж на соблюдаться полная беспристрастность, без какихлибо преимуществ в отношении всех других наций» 23. Распределением пособий ведал так называемый Между народный научный комитет, возглавляемый Лоренцем. В его состав входили ученые разных стран: Гольдшмидт (Бельгия), Мария Кюри и Бриллюэн (Франция), Варбург и Нернст (Германия), Камерлииг-Оннес (Голландия), Резерфорд (Англия), Кнудсен (Дания).
Мы уже говорили о тесной связи Лоренца с англий скими, немецкими и особенно французским физикам. В статье, которой Лоренц откликнулся на смерть выдаю щегося математика и физика Анри Пуанкаре, он отметил, что его, уже в ту пору известного ученого, всегда ободрял благосклонный интерес, неизменно проявляемый Пуан каре к его исследованиям. Их с Пуанкаре сближало еще и то, что исторически они явились прямыми предшест венниками теории относительности.
23 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 200.
82
В 1913 г. на конференции в Геттингене, которая была посвящена кинетической теории газов, Лоренц сделал обзор электронной теории металлов. Эта его теория еще не получила окончательного завершения, но ее создатель пришел к нлодотворной мысли, что задачи, относящиеся к движению электронов в металле, лучше всего рассмат ривать, пользуясь методами кинетической теории. А устранение противоречий, наличествующих в его теории, должно вестись на основе детального изучения столкно вений электронов с атомами. В этом угадывалось влияние идей Резерфорда и Бора... А то, что Лоренц проявил боль шой интерес к атомной модели Бора, как и вообще ко всему новому, нами уже отмечалось.
В сентябре того же года Лоренц отправляется в Бир мингем, чтобы участвовать в работе Британской ассо циации содействия прогрессу иауки. Там присутствовали лорд Рэлей, Резерфорд, Мария Кюри, Лармор, Джинс, Бор... После вводного сообщения Джинса о приложении квантовой теории к проблеме строения атома развер нулась дискуссия по вопросам излучения, в которой при нял участие и Лоренц.
22 октября Лоренц прочел доклад в Голландском обществе содействия медицине, хирургии и акушерству. Этот доклад — «Новые направления в физике» — кончался словами, пронизанными оптимизмом: «...после периода спокойного развития, продолжавшегося почти четверть века, физика переятвает сейчас настоящий период «бури и натиска», который, безусловно, будет способствовать ее дальнейшему расцвету. И даже если не все идеи вы
держат испытание временем, |
многие из них, без сомне |
|
ния, |
принесут огромную пользу науке»24.^ |
|
А |
в докладе «Научное |
предвидение», прочитанном |
несколькими месяцами позже в Брюссельском универ
ситете, |
Лоренц |
подчеркнул: |
«Всякое новое открытие |
— |
это завоевание |
в области |
загадок и недоступного» |
25. |
|
С 27 |
по 31 |
декабря 1913 г. в Брюсселе состоялся |
II Сольвеевский конгресс, посвященный чрезвычайно ак туальной проблеме — ст роение вещества. «Самой важной новой информацией на нем,— отмечает Бор,— была ин
формация |
об открытии дифракции рентгеновых лучей |
|
24 |
Лоренц. |
Старые и новые проблемы физики, стр. 143. |
2â |
Там же, |
стр. 150. |
83
в кристаллах, сделанном Лауэ в 1912 г. Это открытие устранило все сомнения в том, что этому проникающему
излучению следует приписать |
волновые свойства». |
И далее: «Обсуждению... вопросов, |
составивших главный |
предмет работы конгресса, предшествовал доклад Дж. Дж. Томсона, изложившего остроумные концепции, касаю щиеся электронной структуры атомов; с помощью этих концепций, не отступая от классических физических принципов, Томсон смог объяснить, по крайней мере качественно, многие общие свойства вещества» 26.
Знаменательно, что в дискуссии по докладу Томсона «Строение атома» Лоренц между прочим выразил свое, уже изрядно скептическое, отношение к новому варианту его атомной модели. «Так как модель Томсона,— сказал он,— не содержит ничего несовместимого с правилами механики, кажется весьма сомнительным, чтобы можно было вывести из нее правильный закон излучения»27.
Общий ход событий как будто складывался обнадежи вающе благоприятно: в те годы в физике наметились конкретные пути выхода из тупика и преодоления кри зиса; расширялось и крепло международное сотрудни чество ученых. Уже было ясно: именно через это сотруд ничество — объединенными усилиями — и удастся пре одолеть затянувшийся кризис. Лоренц, как и многие из его коллег (в том числе по Международному научному комитету), был полон самых благих надежд, строил большие планы.
Но |
первая мировая война, начавшаяся в августе |
1914 г., |
смешала все карты. |
6
Непосредственного участия в войне 1914—1918 гг. Голландия не принимала, поскольку объявила ней тралитет. Однако сохранить нейтралитет ей удалось только потому, что державы Антанты (прежде всего Ве ликобритания) не были заинтересованы в том, чтобы она его нарушила. Английский флот держал под контролем все голландские перевозки, фактически включив таким
г® Н. Вор. Избранные научные труды, т. II, стр. 595.
87 «Эйнштейновский сборник. 1971». М., «Наука», 1972, стр. 325.
84
образом Голландию, владевшую стратегически важными устьями Мааса и Рейна, в свою систему военной блокады. Германия же не посмела вторгнуться в Голландию: вопервых, голландцы сразу бы открыли шлюзы и затопили страну (так они всегда встречали захватчиков!), а немцы бессильны были предотвратить эту угрозу; во-вторых, это значило бы поставить свои войска под фланговый удар англичан.
«Для охраны голландского нейтралитета» была моби лизована почти полумиллионная армия, содержание ко торой в течение четырех с половиной лет войны легло на экономику страны тяжелым бременем. Блокада гол ландских берегов нарушила экономические связи, Гол ландия оторвалась от колоний. Сократились судоходство и внутренняя торговля. Началась инфляция. Росли на логи, безработица и дороговизна. Уже в 1915 г. была введена карточная система...
Конечно, для таких людей, как Лоренц, Планк, Эйн штейн, война не явилась неожиданностью, поскольку трения между «великими державами» накануне войны все нарастали. Лоренц, в меру сил и используя свой автори тет ученого с мировым именем, неоднократно пытался предотвратить конфликт, призывал к сдержанности и благоразумию, к налаживанию добрососедских отноше ний, к сотрудничеству наций. Так, в январе 1913 г. он опубликовал статью, где ратовал за мир. «Совершенно ясно,— говорилось в ней,— что, если человек сознает, что он участвует в серьезном общем деле, которое требует от него приложения максимума усилий, он, конечно, вос станет против того, чтобы тратить силы и энергию в ни кому не нужном конфликте. Все признают, что сотрудни чество и преследование общей цели в конечном итоге порождает драгоценное чувство взаимного уважения, сплоченность и хорошие дружественные отношения, что в свою очередь укрепляет мир».
Гертруда Луберта, дочь ученого, замечает по поводу этих строк: «Подобно тому как некогда в своей диссерта ции Лоренц определил путь, по которому он намерен был следовать в науке, так и в нескольких фразах своей статьи он наметил путь, избранный им в качестве гражданина. Я не знаю, был ли этот замечательный путь, где оба на правления его мысли шли параллельно, причиной той исключительной гармоничности, вообще характерной для
85
моего отца, или сам явился следствием этой гармонично сти?» 28 Она не дает ответа на эти вопросы, но ответ ясен и без того. Главное здесь — другое: в словах Лоренца сжато изложена как бы программа его общественной деятельности. Этой программе он следовал до конца жизни.
j,KaK мыслитель и ученый, говорит Макс Борн, Лоренц «чувствовал себя принадлежащим человечеству. Неуди вительно поэтому, что начало мировой войны повергло его в уныние. Разрыв всех связей, соединявших цивили зованный мир, причинил ему глубокую боль» 2В. Убежден ный пацифист, Лоренц, как и Эйнштейн, не был солидарен с теми из своих коллег, которые считали, что высокий титул ученого дает им право оставаться «над схваткой». Напротив, используя свой авторитет, и Лоренц и Эйн штейн «отдали много сил делу международного примире ния», неоднократно взывали к правительствам воюющих держав, чтобы те прекратили кровопролитную бойню.
В этой связи Эйнштейн приводит два высказывания Лоренца, произведшие на него особенно сильное впечат ление. «Я счастлив,— сказал однажды Лоренц,— что принадлежу к нации, слишком маленькой для того, чтобы совершать большие глупости». И второе: «Человеку, ко торый в беседе, происходившей во время первой мировой войны, пытался его убедить, что только жестокость и насилие вершат судьбы, он ответил: «Возможно, вы и правы, но в таком мире я не хотел бы жить» 30.
Социальные противоречия в послевоенной Голландии обострялись. Возрастало недовольство рабочих и бедней шего крестьянства, разжигаемое вестями о революции в России. В октябре 1918 г. начались волнения в неко торых военных лагерях. В Амстердаме и других городах стали возникать «союзы мобилизованных солдат» и «советы рабочих». Обстановка особенно накалилась после 9 но ября, когда пришли сообщения о революции в Германии и Австрии, а через два дня — о перемирии на фронте. Социал-демократы требовали, чтобы либеральное прави тельство Корт ваи дер Линдена подало в отставку, и заявляли о готовности «взять власть в свои руки». Впро чем, далее этого заявления дело не пошло. Однако пере-
28«Воспоминания о Лоренце», стр. 115.
29Цит. по кн.: Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 272.
39Там же, стр. 266.
86
пуганной буржуазии пришлось согласиться на ряд ре форм: была установлена 45-часовая рабочая неделя, несколько улучшено социальное обеспечение, введено избирательное право для женщин.
Международная коалиция ученых в годы войны пере стала функционировать. Связи между учеными разных стран были либо порваны вовсе, либо — в лучшем случае — сильно ослаблены. Поэтому все пришлось налаживать заново. Если до войны деятельность Лоренца на поприще международного сотрудничества выражалась главным образом в том, что он председательствовал на физических конгрессах, то теперь ее характер существенно изме нился. Вот что по этому поводу говорит Эйнштейн: «Особенно ярко его деятельность проявилась после окон чания войны. Исключительно большие усилия он направ лял на восстановление плодотворного и дружественного сотрудничества между отдельными учеными и научными обществами. Тот, кто не был рядом с ним, вряд ли сможет себе представить, какой огромной была эта работа. Не нависть, накопившаяся за время войны, еще не исчезла, и многие влиятельные люди под давлением обстоятельств все еще занимали непримиримую позицию. Поэтому дея тельность Лоренца напоминала усилия врача, который лечит непослушного пациента, отказывающегося при нимать тщательно приготовленные для его же пользы лекарства. Но Лоренц не давал себя запугать, если знал, что избранный им путь вереи» 31.
Сразу после войны учеными стран-победительниц был создан Совет по исследованиям. Но ученые Германии, как и ее союзников, туда допущены не были. Лоренц, который вошел в руководство этого органа, считал, что такое положение противоречит цели и сущности новой организации и что во имя развития науки надо как можно скорее сломать этот искусственный барьер. Свое влияние ученый употребил на то, чтобы превратить Совет в подлинно международный орган. После серии попыток Лоренцу и его единомышленникам удалось добиться того, что из устава организации были исключены те пункты, где говорилось, что ученые побежденных стран не могут уча ствовать в работе Совета на равных основаниях. Однако эта процедура все же растянулась на несколько долгих
31 А. Эйнштейн. Собрание научных трудов, т. IV, стр. 97.
87