ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
для эфира». Но эфир Лоренца уже резко отличается от обычной весомой материи. Эйнштейн писал: «Он привел теорию в совпадение с опытом, и, начав с удивительного упрощения основных теоретических положений, он достиг этого важнейшего со времени Максвелла успеха тем, что лишил эфир его механических, а материю — ее элект рических свойств. Как в пустоте, так и внутри материаль ных тел носителем электромагнитных полей является только эфир, но не материя, которую мы представляем раздробленной на атомы» 3.
Желая сохранить за своей теорией возможно большую общность и не видя необходимости в каких-либо меха нических модельных представлениях об эфире, Лоренц не приписывает последнему никаких механических свойств. Единственное механическое свойство, оставленное эфиру, — это его неподвижность. При этом Лоренц подчеркивал, что нет никакого смысла говорить об абсолютном покое эфира. Это выражение означает лишь то, что его части не движутся друг относительно друга, а движения всех
остальных тел берутся |
относительно эфира. |
«...Лоренц,— писал |
Эйнштейн, — построил полную |
теорию всех известных тогда электромагнитных явле ний, в том числе электродинамику движущихся тел...
Единственное явление, которое не удалось объяснить этим путем полностью, т. е. без дополнительных допу щений, был знаменитый опыт Майкельсона — Морли. Было бы бессмысленно считать, что этот опыт мог при вести к специальной теории относительности без лока лизации электромагнитного поля в пустом пространстве. Существенным было то, что Лоренц пришел к уравне ниям Максвелла в пустоте, или — как тогда говорили — в эфире... Для него уравнения Максвелла в. пустом про странстве были справедливы только в определенной си стеме координат, которая казалась преимущественной благодаря своей неподвижности относительно всех осталь ных систем координат. Это было поистине парадоксаль ное положение, потому что теория, казалось, ограни чивает инерциальную систему сильнее, чем классическая механика. Это обстоятельство, которое с эмпирической точки зрения представлялось совершенно необоснован-
А. Эйнштейн. Собрание научных трудов, т, I, стр. 684.
199
цым, должно было привести к специальной теории отно сительности»4.
Электронная теория объясняла ряд явлений (диспер сию, поглощение, нормальный эффект Зеемана), но глав ным образом она была создана для решения проблем электродинамики движущихся тел в целом и оптики дви жущихся тел в частности. Казалось, что отказ от прин ципа относительности сразу приводил новую теорию к противоречиям именно в этой области, ибо опыты пока зывали, что движение Земли не влияет на оптические явления. Но при этом нужно учитывать, что слова «не влияет» могли относиться только к тем опытам, которые к этому времени были действительно выполнены. Если не привлекать опытов Майкельсопа, то все остальные проводились с точностью до членов только первого по рядка относительно w ie. И если нельзя было построить теорию, удовлетворяющую принципу относительности, то Лоренц доказал, что его теория удовлетворяет, если можно так выразиться, некоторому принципу относи тельности первого порядка, или, по выражению Ман дельштама, «практическому принципу относительности».
3
Когда Лоренцу удалось вывести из электронной теории френелевское значение для коэффициента увлечения 5, он уже мог воспользоваться старой теорией, которая хорошо объясняла все известные наблюдения. Но, больше того, Френель, хоть и пытавшийся дать частичному увле чению некоторую динамическую трактовку, вынужден был рассматривать этот факт только кинематически. В обосновании этого частичного увлечения многие, напри мер в позднейшее время Лармор, видели слабость теории Френеля. Действительно, было неясно, что в конце кон цов увлекается движущимся телом, а что остается в покое: «избыток плотности эфира» в веществе по сравне нию с плотностью свободного эфира, которым оперировал Френель* ни о чем не говорил. Трудности возникали
4 А. Эйнштейн. Собрание научных трудов, т. IV, стр. 335.
-Отметим, что в 1893 г. Райфф вывел коэффициент увлечения, пы таясь распространить теорию дисперсии Гельмгольца на явления р движущихся средах,
300
и при рассмотрении дисперсии и двойного преломления,
ибо |
нельзя |
было попять, как для разных лучей (т. е. |
при |
разных |
показателях преломления) одновременно ув |
лекаются разные части эфира. У Лоренца.этот вопрос сразу приобретает ясность: увлекаются заряды, а эфир остается неподвижным.
Все было хорошо, пока речь шла о первом порядке. Но оставался опыт Майкельсона. Для его объяснения Лоренцу и пришлось ввести чуждую его теории гипотезу о сокращении размеров тел в направлении движения. Хорошо известно, что эта гипотеза привела Лоренца к преобразованиям, отличным от галилеевых, и к фор мальному введению местного времени.
Используя введенные им преобразования, Лоренц по лучает формулу для эффекта Допплера как результат простого преобразования частоты 6 при переходе от систе мы, связанной с источником, к системе наблюдателя. Наконец, он доказывает инвариантность уравнений Макс велла относительно этих преобразований. Правда, как показал позже • Пуанкаре, это доказательство не было строгим, ибо оставались неинвариантиыми некоторые члены; их Лоренц просто отбрасывал как не оказывающие существенного влияния. Это было результатом несовер шенства принятых формул преобразования.
Систематическое развитие электронной теории в при менении к оптике движущихся тел дало возможность
Лоренцу |
вывести френелевский коэффициент увлечения |
с учетом |
дисперсии среды (к = 1 —1/п 2—ХІп- dn/dX), но |
истинный смысл этой формулы и ее связь с опытами по обнаружению увлечения света движущимися телами были выяснены лишь почти через двадцать лет Эйнштейном.
4
В ряде работ последующих лет — «Относительно проб лемы увлечения эфира Землей» (1897), «К вопросу о поступательном движении светового эфира» (1898), «Теория аберрации Стокса на основе гипотезы об эфире с меняю щейся плотностью» (1899), «Вращение плоскости поля-
См. комментарии в кн.: Ch. Doppler. Abhandlungen.— «Oslwaldische Klassiker», 1907, N 161.
ризации движущимися телами» (1902), «Интенсивность излучения и движение Земли» (1902) — Лоренц продол жает обсуждать отдельные вопросы оптики движущихся тел (влияние движения на вращение плоскости поля ризации, на интенсивность излучения, теорию аберрации в предположении предложенного Планком сжимаемого эфира, опыт Майкельсона и др). Но нетрудно проследить три основные задачи, которые пытается решить Лоренц.
Первая — это более строгая формулировка принципа относительности, его распространение на явления второго порядка относительно ѵ/с и связанный с этим поиск инвариантного выражения основных электродинамических (в том числе оптических) соотношений. Особенно ясно это выявляется в работе 1899 г .—«Упрощенная теория электрических и оптических явлений в движущихся телах».
Вторая, неоднократно подчеркнутая самим Лорен цем, — это полный отказ от каких-либо механических моделей эфира. «Всякие спекуляции об этом,—писал он, — опасны, особенно касающиеся причин отсутствия увлечения. При построении теории надо максимально воздержаться от подобного рода гипотез». Обзорная ра бота «Теории и модели эфира», явившаяся одним из томов его курса теоретической физики, заканчивается следующими словами: «В предшествующем изложении мы дали описание некоторых попыток объяснения различных явлений электромагнетизма дри помощи гипотез отно сительно строения и свойств эфира. Эти теории имели известный успех, но нужно признать, что они не дают особого удовлетворения, так как становятся все более искусственными по мере возрастания количества случаев, требующих детального объяснения. В последнее время механические объяснения происходящих в эфире про цессов все более отступают на задний план. Для многих физиков основной частью теории является точное коли чественное описание явлений, как, например, данное в уравнениях Максвелла».
Наконец, третья задача — это обоснование гипотезы сжатия исходя из более общих предпосылок электрон ной теории. Все, что ему удалось достичь в этих трех направлениях, Лоренц изложил в знаменитой статье 1904 г. «Электромагнитные явления в ' системе, движу щейся с любой скоростью, меньшей скорости света».
2 0 2
Здесь вводятся два основных допущения: 1) под влия нием поступательного движения в направлении движе ния меняются размеры самих электронов; 2) силы, дей ствующие между незаряженными частицами, так же, как и силы, действующие менаду заряженными частицами и электронами, вследствие поступательного движения под вергаются изменению точно таким же образом, как элек трические силы в электростатической системе. О первом допущении сам Лоренц говорит: «О нашей гипотезе сок ращения электронов нельзя заранее утверждать ни того, что она правдоподобна, ни того, что она недопустима. Наше знание природы электронов еще весьма недоста точно, и единственным средством продвижения вперед является проверка гипотез, подобных предложенным мною здесь. Естественно, что при этом возникают трудности, например при рассмотрении вращения электронов»7. Что касается второго допущения, то оно сводится к утвержде нию электромагнитного происхождения межмолекуляр ных и межатомных сил.
В этой работе Лоренц получил почти все, что могли дать дорелятивистские представления. Недостающее звено дополнил Пуанкаре в работе того же года «О динамике электрона». Эти две работы и предшествовали непосредст венно теории относительности. Оценивая позже, в 1912 г., свою работу, Лоренц писал: «Можно заметить, что в этой статье мне не удалось в полной мере получить фор мулу преобразование теории относительности Эйнштей на... С этим обстоятельством связана беспомощность некоторых дальнейших рассуждений в этой работе. За слуга Эйнштейна состоит в том, что он первый высказал принцип относительности в виде всеобщего строго и точно действующего закона»8. И затем в 1914 г.: «Было ясно, какой методики следует придерживаться. Очевидно, надо было показать, что явления... в материальной системе могут быть описаны уравнениями одинаковой формы, будь это система покоящаяся или движущаяся равно мерно-поступательно, причем эта одинаковость формы должна быть достигнута надлежащей подстановкой новых переменных. Речь шла о нахождении формул преобразо
вания, |
подходящих как |
для независимых |
переменных |
||
7 |
Лоренц. |
Старые и новые |
проблемы физики, стр. |
48. |
|
8 |
Там |
же, |
стр. 33. |
|
|
203
(координат X, у, z и времени t), так и для различных физи ческих величии (скоростей, сил и т. д.), и о доказательстве инвариантности уравнений относительно этих преобра зований... Эти соображения, опубликованные мною в 1904 г., побудили Пуанкаре написать свою статью о динамике электрона, где ои дал мое имя преобразованиям, о которых я только что говорил. По этому поводу я дол
жен |
заметить, |
что это |
преобразование |
встречается уже |
в одной статье Фойгта, |
опубликованной в 1887 г., и что |
|||
я не |
извлек |
из этого |
преобразования |
все возможное. |
В самом деле, для некоторых действительных величин, встречающихся в формулах, я не указал наиболее под
ходящее |
преобразование. Это было сделано Пуанкаре, |
а затем |
Эйнштейном и Минковским... Позже я увидел |
из статьи Пуанкаре, что, действуя более систематически, можно было достигнуть еще большего упрощения. Не заметив этого, нельзя было добиться полной инвари антности уравнений; .мои формулы оставались загро можденными лишними членам«, которые должны были бы исчезнуть. Эти члены были слишком малы, чтобы оказать заметное влияние на явления, и этим можно было объяс нить обнаруженную многими наблюдателями независи мость явлений от движения Земли, но мне не удалось установить принцип относительности как строгую и уни версальную истину»9.
Систематическое изложение всей своей оптики движу щихся тел Лоренц дал в лекциях, прочитанных им в 1906 г. в Колумбийском университете и опубликованных в 1909 г. в книге под названием «Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излуче ния» (гл. V).
Естественно, что те несколько работ — «Упрощенный вывод френелевского коэффициента увлечения из электро магнитной теории света» (1906), «О распространении света в произвольно движущейся среде» (1909), «Опыт Майкельсона—Морли и размеры движущихся тел» (1921), «Вращение Земли и его влияние на оптические явления» (1923) —по оптике движущихся тел, которые написаны Лоренцем уже после создания специальной теории отно сительности, имеют скорее уточняющий и методический характер, и в них не развиты какие-либо принципиально новые представления.
" Лоренц, Старые и новые проблемы физики, стр. 156— 157, 160.