Файл: Игнатов, В. А. Статистическая оптимизация качества функционирования электронных систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Анализ влияния отдельных параметров распределе ний (2-40) и (2-44) показывает, что основную роль игра ет наименьшая интенсивность, которая в основном и определяет параметры процессов восстановления и обслуживания. Например, в рассмотренном восстановле
нии такой величиной является р0=мині![р,0, ць цг], поэтому и-
грубой «оптической» оценкой среднего времени вос
становления |
может служить |
величина |
т*н = |До_1^ 1 ч |
(точное значение ту=1,34 ч).
В улучшении |
определяюще |
||||
го |
параметра наибольшую |
||||
роль играет |
величина |
Ѳ= |
|||
= |
мин {цо, Ці, |
Ц2, Ѳ], |
поэтому |
||
грубой |
«оптимистической» |
||||
оценкой |
среднего |
времени |
|||
улучшения может |
служить |
||||
величина |
х*г=в~*~2,54 ч |
||||
(точная |
оценка тг=2,63 |
ч). |
С ростом т интенсивность об служивания (интенсивность улучшения определяющего параметра при обслужива нии) Wr{t) --- >~МИ'Н[|Ло, |М, |І2,
Ѳ]. В рассмотренном .приме ре WT{%)— *Ѳ = 0,4 ч-1.
Перейдем к рассмотрению рандомизированной моде ли технического обслуживания. По известным распреде
лению числа операций и интенсивностям их проведения найдем вероятность завершения технического обслужива ния за фиксированное время, плотность этой вероятнос ти, математическое ожидание, дисперсию и вариацию времени обслуживания.
Обозначим через я к вероятность того, что процесс со
стоит из k операций, k = l, т. Условную вероятность пре бывания процесса в состоянии в момент времени т обозначим через Pt (т//е), следовательно, Рт(т/т) — условная вероятность завершения технического обслужи вания. Эта вероятность по-прежнему определяется из формулы (2-33) с тем лишь отличием, что теперь уже интенсивности проведения операций обслуживания зави сят от к.
38
Вероятность завершения технического обслуживания определим по формуле полной вероятности [Л. 28]
R Ы = |
ял -Sn |
k=\ |
1=1 l^i |
P i |
(k) |
_ e—V-Ak)i |
(2-47) |
P i (k) |
— P i ( k ) |
|
плотность этой вероятности
|
f(x) |
m |
|
k |
|
M-t (k) — H-i (k) |
|
|
|
|||
|
= |
n |
p-Pi{k^ |
(2-48) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ps (^) Pi ik) |
|
|||||
|
|
k = \ |
|
i=.\ |
\ф і |
■ |
|
|
|
|
|
|
среднее время обслуживания |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
m |
|
k |
k |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
81 |
|
|
P i |
(k ) |
|
|
(2-49) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s7 ,-“fts7 n |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
k — \ |
i —1 }Фі |
|
|
|
|
|
|
|
||
дисперсия времени обслуживания |
|
|
|
|
|
|||||||
а ? = 2<S-Sli1 1P i |
|
рі W |
|
|
|
(2-50) |
||||||
Ю - |
P i (*)] |
P i ( k ) |
|
|||||||||
|
'-k= l |
i —I ІФІ |
|
|
|
|
|
|
|
|||
вариация этого времени Ѵг= згт—I |
|
|
|
|
||||||||
Пример 2-3. |
Для |
иллюстрации свойств |
рандомизиро |
|||||||||
ванного технического обслуживания |
рассмотрим процесс |
|||||||||||
с т — 2 и р, (1) = |
24_1, р, (2) = |
4^_1, |
р2(2) = |
3<г-1. |
Для |
|||||||
него |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/г (х )= г 1[ |
і - е- л(|)т] + |
Жз(2)Л . |
||||||||
|
|
(2) |
|
- М 2 ) і _________ Нч (2) |
||||||||
|
|
— Рг (2) |
|
|
Ра (2) — р, ( 2) |
|
||||||
|
|
|
г (і )= щрЛ 1)е~м1)т + |
|
|
|
||||||
|
P t (2) |
P i |
(2) |
|
-|Л ,(2)Т _|_ |
Р , |
(2) |
р 2 (2) |
- ^ ( 2 ) , |
|
||
|
(2) — Я-, (2) |
е |
"И М 2 ) - М 2 ) |
|
|
|||||||
На рис. 2-4 показаны графики г(х) |
при сингулярных |
|||||||||||
распределениях |
числа |
операций: m = l, |
я2= 0 (1), |
я і= |
||||||||
= 0, я2= |
1 (2) |
и при равномерном |
распределении |
я і = |
||||||||
= я2= 0,5 |
(3) . Как видим, с вероятностной точки зрения |
рандомизация приводит, к рассмотрению смеси т гамма-
39
распределений, в которую гамма-распределение с пара метром k входит с вероятностью пц. На рис. 2-5 даны графики интенсивности Wr{x) рандомизированного обслуживания при тех же распределениях числа опера ций.
Путем предельного перехода нетрудно убедиться, что
|
|
|
т |
|
|
Hm Wr (т) = |
(1), |
lim Wr (х) = Yi ** МЙН [р, (k), pm(é)]. |
|||
і-»0 |
|
*-*» |
k_ x |
H-(fe) |
|
|
|
|
|
|
(2-51) |
Например, |
при iCj = |
= 0,5 |
1іт№ г (т) = |
(1) = 1ч~1, |
т->0
а lim Wr (т) — 'n.fi.j (1) - f я2р2(2) =2,5% - К
т-*со
Итак, в данном параграфе рассмотрены три основных типа моделей технического обслуживания устройств, по-
|
|
|
|
строенных |
с |
помощью |
||||||
|
|
|
|
марковской |
аппроксима- |
|||||||
|
|
|
|
ции. В случае необходи |
||||||||
|
|
|
|
мости аналогичным обра |
||||||||
|
|
|
|
зом строят и другие типы |
||||||||
|
|
|
|
моделей. |
|
|
|
всех |
||||
|
|
|
|
Достоинством |
|
|||||||
|
|
|
|
этих |
моделей |
является |
||||||
|
|
|
|
простота получения и об |
||||||||
|
|
|
|
работки |
необходимых |
ис |
||||||
Рис. 2-4. Графики |
г(т) |
при Яі = 1, |
ходных |
статистических |
||||||||
данных — требуется |
опре |
|||||||||||
Я2 = 0 (/); |
Яі = 0, |
я 2=1 |
(2); Яі = |
|||||||||
= я 2= 0 , 5 |
(3 ) . |
|
|
делить |
только |
средние |
||||||
|
|
|
|
длительности |
|
операций |
||||||
|
|
|
|
обслуживания. |
Однако |
в |
||||||
|
|
|
|
них не учитывается то, что |
||||||||
|
|
|
|
продолжительности |
опе |
|||||||
|
|
|
|
раций |
могут |
быть |
и |
не |
||||
|
|
|
|
экспоненциально |
распре |
|||||||
|
|
|
|
делены, |
что |
в |
динамиче |
|||||
|
|
|
|
ском |
режиме обслужива |
|||||||
|
|
|
|
ния |
интенсивности |
прове |
||||||
|
|
|
|
дения |
операций |
|
также |
|||||
|
|
|
|
зависят от времени, что |
||||||||
Рис. 2-5. Графики зависимостей |
при обработке статистики |
|||||||||||
известны лишь оценки ин |
||||||||||||
Wr ОТ X при Я і = 1, |
Я2 = 0 (/); Яі = |
|||||||||||
= 0 , я а=і1(2); Яі = я 2= 0,5(3). |
тенсивностей, |
которые яв |
40
ляются случайными величинами. С учетом этих факто ров можно построить более общие модели следующих приближений. Некоторые из них рассматриваются в § 3-7.
Описанные математические модели могут быть полез ны при приближенном анализе вероятностных характе ристик различных видов технического обслуживания устройств. Первую модель целесообразно применять для оценки характеристик продолжительности технического обслуживания при составлении графиков профилакти ческих и регламентных работ, вторую — для оценки влияния обслуживания на величину определяющих пара метров устройств, третью — для более точного вычисле ния вероятностных характеристик технического обслужи вания с учетом случайной вариации числа операций.
2-4. Качество обслуживаемых устройств
При исследовании качества обслуживаемых систем требуется определить: структуру системы и взаимодей ствие ее элементов, режим использования, состояние, ко торое является отказом системы, процесс возникновения отказов, различные процессы технического обслуживания аппаратуры (восстановление работоспособности после отказов, профилактические работы и т. п.).
Рассмотрение структуры системы позволяет выделить совокупность независимых выходных и обобщенных па раметров, которые позволяют с известной точностью оце нить качество.
Режим использования аппаратуры во многом опреде ляет ее надежность, структуру и организацию различных видов технического обслуживания. Предположим, что для выполнения задания система может быть включена
влюбой случайный момент времени и время оператив ной работы является произвольно распределенной слу чайной величиной. Например, такая модель соответству ет реальному режиму использования электронных систем
вгражданской авиации. Учтем, что за время неиспользо вания характеристики качества систем также могут ухудшаться.
Четкое определение состояния отказа позволяет одно значно оценить характеристики качества. Предположим, что отказ системы наступает, когда любой из выходных
41
параметров принимает значение ниже критического, на зываемого обычно уровнем отказа. Критические значения выходных параметров известны из технических условий для исследуемой системы. Например, в технической до кументации радиолокационной станции, как правило, указывают минимальные значения чувствительности при емника, мощности передатчика и других выходных пара метров.
Возникновение отказов описывается различными ве роятностными законами. Ранее показано, что простейшая с математической точки зрения гипотеза об экспонен циальном распределении времени безотказной работы справедлива только для некоторых, довольно редких про цессов возникновения отказов. Сложный характер отка зов комплексного электронного оборудования, при эксплуатации которого наблюдаются износ и старение, нельзя отразить с помощью простых вероятностных мо делей.
Не накладывая особых ограничений на вид интенсив ности взаимосвязанного появления внезапных и посте пенных отказов, предположим, что эта функция является монотонной и распределение времени безотказной рабо ты относится к классу ОПР.
Процессы технического обслуживания аппаратуры описывают различные вероятностные законы, определяе мые числом и последовательностью проведения опера ций.
Предположим, что наиболее общая вероятностная характеристика — интенсивность обслуживания — явля ется монотонной функцией времени, следовательно, за кон распределения времени обслуживания может быть любым из известных.
С учетом принятых довольно общих гипотез граф обслуживаемого устройства имеет вид рис. 2-6. Новые обозначения на графе:
%і — интенсивность вывода устройства в режим не использования из Sf-ro состояния; р — параметр гаммараспределения продолжительности неиспользования устройства. Второй параметр в этом гамма-распределе нии определяется методом моментов по известным харак теристикам эмпирического распределения.
Динамика исследуемого процесса описывается систе мой дифференциальных уравнений относительно вероят ностей состояний
42