Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим теперь для условий разомкнутой системы МО с од­ ним прибором обслуживания обратную задачу, связанную с опти­ мальным выбором средства погрузки при заданных характеристи­ ках потока автомобилей, прибывающих на погрузку.

 

П р и м е р

2.

Для

 

работы в

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 23

карьере по добыче камня требует­

 

 

 

 

 

 

 

ся выбрать

экскаватор,

если име­

Емкость

Стоимость

Производи­

 

Л о

ется

возможность

использовать

ковша

1

1

маш.-

тельность,

-

для этой цели любой из трех ти­

экскавато­

смены, руб.

м 3/смену

 

Qrp

пов

экскаваторов,

охарактеризоч

ра, м3

 

 

 

 

 

ванных в табл. 23.

В

среднем в

 

 

 

 

 

 

 

карьер на

погрузку

прибывают

0,65

 

20

60

 

20

14

автомобилей

в

час

(1=14).

 

 

Объем материала, вывозимого за

1,00

 

40

90

 

30

один рейс автомобилем-самосва­

1,50

 

60

135

 

45

лом,

QTp=3

м 3.

Стоимость маши-

 

 

 

 

 

 

 

но-смены автомобиля-самосвала —

 

 

 

 

 

 

 

15 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из условий задачи ясно, что требуется найти

р 0пт

при заданном

1. Тогда

на основе (VII.31)

можно записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

° м с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ропт

 

г Ор)

!

Vf<-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^»*<>

I

 

 

 

 

Н-оит —

Фонт 1'Л1 ^ОПТ:

- V

 

 

Г < ТР)

 

(VI 1.39)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

° м с _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г < ТР) -I- Г (пР)

 

 

По формуле (VII.39) нужно вычислить р 0Пт для экскаваторов, охарактеризо­ ванных в табл. 23. Экскаватор, у которого р 0Пт совпадает со значением р, со­ держащимся в этой таблице, и будет оптимальным для работы в карьере.

Для экскаватора с ковшом 0,65 м3 получим:

 

14

 

14

РопГ ---

 

 

= 41.

 

 

15

: 0,345

-

/

и + 20

 

•Для экскаватора с ковшом 1,00 м3:

 

14

14

29.

Р о п т ---

 

=

1-

15

: 0,477

 

 

 

15 +

40

 

 

 

Для экскаватора с ковшом ,1,50 м3:

 

 

Н-опт :

14

14

25.

 

^

V

15

0,533

 

 

 

15 +

60

 

Таким образом, в карьер следует поставить экскаватор с ковшом емкостью 1 м3, так как только для него величина р0пт=29 близка к р=30.

123


4. Определим с помощью зависимости (VI1.28) суммарные потери от про­ стоя автомобилей-самосвалов и экскаватора:

Для экскаватора с ковшом 0,65 м3 41= = 0>70: ' тогда С а = (1 —

0 702

— 0,70) 20

+ - — 1--------15 = 30,5 руб.

 

 

 

 

 

1 — 0,70

 

14

 

 

 

 

Для экскаватора с

ковшом

0,467;

С а =

(1 — 0,467)40 4-

 

1,00 м3 1 ; = — =

 

0,4672

 

 

oU

 

 

 

 

15 = 27,45

руб.

 

 

 

 

+

1 — 0,467

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для экскаватора с ковшом

1,50 м ъ <1/ = — =

0,311;

Са =

(1 — 0,311)60 +

+

0,3112

_

^

 

 

 

 

-------------- 1о = 43,45

руб.

 

 

 

 

 

1 — 0,311

 

 

 

 

 

 

Все приведенные формулы для числовых характеристик процес­ сов массового обслуживания относились, как уже отмечалось, к случаю с одним каналом (прибором) обслуживания. Если число та­ ких каналов с одинаковой интенсивностью обслуживания равно S, тогда

1,5+1

 

(VII. 40)

 

Лй

5S!,1- T

 

 

 

 

(VII.41)

*/ — '

• А)-

(VII.42)

 

ss Ы1

 

 

В формулы (VII.40) и (VII.42)

входит величина

р0 — вероят­

ность того, что в системе нет ни одного требования (п = 0); ро опре­ деляется из зависимости

 

1

 

 

Ро= ----------- ------------ 5ГТ------- ' •

 

ф5

^

iin

S!

( - + )

~L

..Z j

 

п = 0

 

 

В частности, для системы с одним

каналом

( S = l ) из формулы (VII.43) получим

 

 

Лг

1

 

 

 

 

 

 

4-

1

 

 

1 — 4

 

 

т. е. соотношение (VII.19).

(VII.43)

обслуживания

124


Следует иметь в виду, что в системе с несколькими одинаковы­ ми приборами X есть плотность всего потока. Поэтому условие, при котором исключается бесконечное возрастание очереди, заключает­

ся в том, что —-— <С 1 или ф<Д5.

Su

Для облегчения расчетов в задачах с 5 приборами могут ис­ пользоваться номограммы рис. 22 23.

Рис. 22. Номограмма для определения средней длительности ожидания в очереди. Система разомкнутая с S одинаковыми приборами; поток пуас­ соновский с интенсивностью Я; время обслуживания распределено по пока­ зательному закону; общая интенсив­

ность обслуживания гр (интенсивность

,S)

на прибор— )

Рис. 23. Номограмма для оп­ ределения средней длитель­ ности ожидания в очереди при постоянном времени об­ служивания каждого требо­

вания

На основе формул (VII.40) и (VII.43), пользуясь тем же мето­ дом, что и при выводе зависимости (VII.31), найдем, в частности, фопт для 5 = 2 (два одинаковых по своей пропускной способности прибора обслуживания).

125

Из (VI 1.43) при S = 2 получим

„ _ 2 - Ф Ро 2 + ф '

Соотношение (VII.40) при S = 2 даст

^фз 2 —Ф

(2 — i)2 '2 + 4 ’

фз

или

Г =

(2 — 4) (2 + 4)

Экономическая функция в данном случае имеет вид:

Cs= (5 —4) CLcP)+ l'CLcP),

(VII.44)

(VII.45)

(VII.46)

(VII.47)

где S—ф — среднее число незанятых приборов обслуживания

(см.

аналогию с формулой VII.19).

 

 

 

 

Внеся (VII.46)

в (VI 1.47), будем иметь при S = 2

 

CS = ( 2 - 4 ) C (мспр) '

 

 

~тр

 

 

 

’ v-* МС

 

 

 

(2 —4) (2 + 4)

 

 

Значение ф 0пт

найдем

методами

экстремального анализа,

т. е.

dCа

 

 

 

 

 

из соотношения-------“ 0;

 

 

 

 

 

d4

 

 

 

 

 

йС%

/4пр)

З ф 2 (4 _ ф2) +

ф3.24

cLcp)=o,

 

 

--- О мс

( 2 - 4 ) 2

(2 +

4)2

 

 

 

 

 

откуда

- С(мпср)(4 - f f - С(мтср) ( 12 f - 44)= 0

и далее после простейших преобразований приходим к биквадрат­ ному уравнению

ф4 _

ЗС<тр) + 2<+пр)

'■'мс

• = 0,

4 4 2 -----НЕ---------*!!_ + 16.

с'-/ (тр)

 

^ МС '

^ мс

МС

 

/ ^ ( ТР) 1

Г*(ПР)

\4С

г ( пр)

 

 

 

 

откуда, учитывая условие ф <2, будем иметь

зС(,тср) + 2С(,"+ -

Т О П Т :

V 9 (C L TcP)) 2 + 8 С ^ ТсР)С<,сР)

. (VII.48)

c Lcp)

. р (п р )

 

° мс

 

Зависимость (VII.48) целесообразно для расчетов привести к виду:

126


г (пр)

° м с

/ + ТР)

ь мс

Фопт= 2

г ( пР)

Г<ТР)

и МС

т . е . фопт— f

<+пр)

2мс

Г< тР) ^ мс.

(VII.49)

С'ТсР) ) '

На рис. 24 представлен график, облегчающий отыскание фонт на основе зависимости (VII.49).

П р и м е р 3. Для условий ранее рассмотренного примера 1 найти оптималь­ ное число автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, которое следует выделить для работы с двумя экскаваторами Э-302А.

 

 

4 с р)

19,4

 

 

Вычислим

 

S 1,24.

 

 

г ( тР)

15,6

 

 

'■'мс

 

 

 

3 ^ 1 - j / " 1 4-

- 1 ,2 4 ) + 2 - 1 , 2 4

Тогда

ФТ 2

=

 

=1,012, что дает фопт =

 

О П Т

1 +

1,24

 

 

 

 

 

 

= 1,006 s

1,01.

Найдем полное время рейса автомобиля-самосвала tv. Предварительно из за­ висимости (VII.42) определим среднее время ожидания в очереди г):

 

1,0V______

2— 1,01

^ 0,025

ч.

2-21

14 I

\2

' 2 + 1,01

1,01V

 

 

 

 

 

 

 

‘ - - Г

 

 

 

 

 

Тогда

-- "ту • 1,5 + 1,0 +

0,025

=

1,13 ч.

 

 

14

 

 

 

 

 

С помощью формулы (.VI1.35) найдем п0пт'-

 

 

 

 

лопт = <р|Аф0Пт =

1,13-14-1,01 =

16 автомобилей.

 

Сравнивая полученный результат с решением примера 1, легко заметить не-

тривиальность результата.

Казалось бы,

при

5 = 2

карьер

выделяются два

экскаватора Э-302А) оптимальное количество самосвалов,

прикрепляемых к ним,

должно увеличиться вдвое, т. е. составить 5,3• 2 = 10,6 =11

автомобилей. Решение

задачи привело нас к «опт = 16 автомобилей.

при

«0пт = 16 составит:

Производительность автомобиля-самосвала

=

<мс-<Этр-*в

7- 2,5- 0,85

13,2

м3 в смену.

-------------------=

--------------------=

ТР‘®

t р

1,13

 

 

127


 

Объем вывозимого из карьера гравий­

 

ного материала автомобилями-самосвалами

 

составит 13,246=211 м3/смену, т.

е.

значи­

 

тельно больше, чем будет вывезено пои

ра­

 

боте одного экскаватора и 18 автомобилей-

 

самосвалов

(18 • 10= 180 м3/смену)

(см. при­

 

мер 1 на стр. 121).

 

 

 

 

 

 

Определим условную себестоимость 1м3

 

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

SC<“P)

г Г (тр)

 

 

 

 

 

‘опт^мс

 

 

 

 

^ед16

 

 

 

 

 

 

 

г О П Т '^ т р 1 в

 

 

 

 

 

2-19,4

+ 16-15-60

 

 

 

 

 

16-13,2

1,37 руб/м3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

выделение

в каоьер

 

двух экскаваторов Э-302А и 16 автомобилей

 

ЗИЛ-ММЗ-555 обеспечивает повышение

 

производительности транспорта на

 

32%

и

Рис. 24. График для отыскания

снижение условной себестоимости материала

(по заготовительно-транспортным

работам)

•Тощ на основе формулы

1,67 — 1,37

т. е. на

18%.

Сопо-

(VII.49)

на ---------—------100%,

 

1,67

 

 

 

 

 

 

ставляя решение примеров 1 и 3, легко уяснить, что выделяемые (16

автомобилей-

самосвалов не должны раскрепляться по экскаваторам, что

обусловит

меньшее

время ожидания в очереди tf перед погрузкой.

 

 

 

 

 

 

В ТМО доказывается, что если пропускные способности прибо­ ров обслуживания pi отличаются друг от друга не более чем на 30%, то такую реальную систему МО можно в анализе заменить моделью, в которой для каждого прибора обслуживания принимает­ ся средняя пропускная способность по соотношению

s

V

 

/«=1

(VII.50)

"ср-

 

Этот прием дает возможность решать конкретные задачи с по­ мощью приведенных выше формул (VI 1.40) — (VII.49) и номограмм рис. 22—24.

§ 18. Замкнутые системы массового обслуживания

Рассмотрим замкнутую СМО (число клиентов ограничено и постоянно) с S одинаковыми приборами при условии равновероят­ ного выбора свободного прибора и пуассоновском потоке требова­ ний на обслуживание. Будем при этом применять следующие обоз­ начения:

р— возможная суммарная пропускная способность S приборов;

р'— пропускная способность одного прибора. Очевидно, что при

одинаковой пропускной способности приборов р '= - j - ; т — об­

щее число требований, участвующих в процессе МО; п — число тре­ бований в системе (в очереди и обслуживании); К— общая интен­

128