Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Для того чтобы воспользоваться соотношением (VII.69) приме нительно к уравнениям (VII.58) и (VI 1.59), приходится записать бо лее сложное произведение, учитывающее различный вид зависимо стей для Wn при различных п (см. формулы VII.66 и VII.67). Тогда имеем:
|
r s -i |
|
-л—1 |
|
|
|
|
Рп |
П |
|
|
г)<|/ |
m\Sb |
d/n = |
|
Ра |
г -b 1 |
|
(m — n)!S! |
||||
|
-i -О |
|
L(=S |
|
|
|
|
|
|
n'Ss |
Y n ( S < /i< m ) . |
|
(VII.70) |
||
|
|
= Cnm-— |
I |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Просуммируем теперь по n уравнения |
(VII.69) и |
(VII.70). При |
|||||
|
|
т |
|
|
|
т |
|
этом следует учесть, что 2 |
Рп— 1 и, следовательно, |
2 / ^ — 1—Ро- |
|||||
|
|
л = 0 |
|
|
|
л = 1 |
|
Тогда получаем |
|
|
|
|
|
||
|
|
т |
|
т |
|
|
|
|
|
Рп |
1 |
V |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
||
|
|
JaU Ро |
Ро |
2 и |
|
|
|
|
|
Л —1 |
|
п = 1 |
|
|
|
Последнее соотношение можно записать в виде:
т |
|
S —1 |
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V '' |
Рп |
1 — Ро |
(VII.71) |
Jaek |
Ро |
Jmek |
Ро |
n=S |
Ро |
Ро |
|
||
п —\ |
|
л =1 |
|
|
|
|
|
|
|
Внося теперь в (VII.71) |
|
вместо сумм соответствующие им выра |
|||||||
жения, получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 — Ро __ £ П £ П ' у п | |
|
|
S! |
л , п |
|||||
Ро |
|
л—1 |
|
|
|
|
л«5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
■>п |
|
»т |
= 1 , то |
получаем следующее выра |
|||
Так как при п = 0 CmS ф' |
|||||||||
жение для р0: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ро=- |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
I cS |
(VII.72) |
S |
ОЛ1 |
/П I |
т |
ПП |
|||||
|
ХИ |
г>п |
XI |
П\С) ,\.гП |
|
||||
|
2 j |
|
|
7 |
+ |
2 j |
ь т |
---v |
|
|
л =0 |
|
|
|
n = S |
|
о ! |
|
В связи со сложным характером зависимости (VII.72) получение формул для основных количественных характеристик (й; У; tf и др.) для замкнутой СМО с S приборами достаточно затрудни тельно.
133
Задача значительно упрощается |
при 5 = 1. Тогда |
на основе |
|||||||
(VII.72) и (VII.70) получаем: |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
А> = |
|
|
|
( V I I . 7 3 ) |
|
|
|
|
|
|
ml |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
■г |
|
|
|
|
|
|
|
|
~ о ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
~ ")! |
|
|
||
|
|
Р„ = |
Ст?' П\р0 ИЛИ |
рп-- |
(т — п)\ |
Ро- |
( V I I . 7 4 ) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определим теперь среднее число |
требований в системе п. Со- |
||||||||
гласно (VI 1.2) |
— |
т |
Если внести в данное соотношение за- |
||||||
п = 2 |
пРп- |
||||||||
|
|
л = 0 |
|
|
|
|
|
||
висимость (VII.74), то после преобразований получим: |
|
||||||||
|
|
|
|
п = т — |
l. - P P — , |
|
( V I I . 7 5 ) |
||
В соответствии с |
|
(VII.5) |
имеем У = и —гр. Так как г|э= (т —га)^', |
||||||
т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
1 — Ро |
|
( V I I . 7 6 ) |
|
|
|
|
|
т — п = ------— |
|
||||
то будем иметь У = |
т — 5—^ — (1 — р0], что |
после преобразовав |
|||||||
нии дает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У = т — (1 — Ро) 1 + Ф' |
|
( V I I . 7 7 ) |
|||
Так как |
t t = ---- , |
то получаем |
t f = ---------------- . |
|
|||||
|
' |
х |
|
|
|
* |
(т — п)1 |
|
|
Используя (VII.76), |
будем иметь |
|
|
|
|
||||
|
|
у |
|
|
|
у |
|
У |
|
tf — -------------------= |
------------------- -------------------- |
|
|||||||
> |
|
1 — Ро |
; , |
1 — Ро |
У |
Р-(1— Ро) |
|
||
|
|
У |
|
' |
_А/_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
Используя выражение для У, придем к зависимости |
|
||||||||
|
|
|
|
Р- |
\ 1 — РО |
|
|
( V I I . 7 8 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Рассмотрим теперь решение примера на замкнутую СМ.О. |
|||||||||
П р и м е р |
4. |
Требуется определить |
оптимальное |
количество |
автомобилей- |
самосвалов, необходимых для работы с экскаватором. Количество материала, пе ревозимого за один рейс автомобилем-самосвалом, Qa= 3 м3. Техническая произ водительность экскаватора Л э= 30 м3/ч. Продолжительность рейса автомобилясамосвала при отсутствии ожидания в очереди перед погрузкой (£/= 0, что соот ветствует рассмотрению «изолированного» требования) составляет £ри= 1 ч. Стон-
134
мость простоя |
автомобиля-самосвала Сс = 2 |
руб/'ч. Стоимость простоя экскаватора |
||||
Сэ= 3 руб/ч. |
|
X' |
|
1 |
1 |
Яэ |
Найдем Ф '= |
|
|||||
— . Очевидно, что X' = |
—— |
= — = 1 . |
Так как р. = —— = |
|||
30 |
|
|
1 |
tри |
|
Va |
то |
Ф = |
|
|
|
||
= ------= 10, |
— = 0,1 . |
|
|
|
||
3,0 |
|
т |
10 |
|
|
|
Составим теперь выражение для суммарных полных потерь за единицу вре мени. Потери от простоя экскаватора будут равны СэроПотери от простоя авто
мобилей в очереди перед погрузкой определятся величиной vCc. Суммарные полные потери за единицу времени составят
|
|
|
СЕ = СэРо + |
Сс" . |
(V II.79) |
Если внести в равенство |
(VI 1.79) приведенные выше выражения для Ро и v, |
||||
то получим зависимость |
|
|
|
||
Cs — |
Сэ |
1 |
+ Ф' |
1 |
|
|
т\ Ф' |
|
1 + У |
т\ ф'л |
|
1 + У |
|
|
|||
|
( о т — л ) ! |
|
(т — л)! |
||
П—1 |
|
|
П—\ |
|
(VII. 80)
Необходимо определить значение т, при котором суммарные потери С s будут
минимальны. В данном случае нахождение экстремума методами дифференциаль ного исчисления невозможно. Поэтому установим значения C s , задаваясь по
следовательно различными величинами т. Отметим, что величины Сэ и Сс могут быть выражены и в л. с. ч.).
|
Вычислим величину р0 при т = 1: |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Ро = |
-------Н- |
--------= --------- |
1- |
0,1 |
1- 0,1 |
|||||||
|
|
|
1!■0,1 |
|
1 + |
|
- ' ~ |
= ---------- |
- = 0 ,9 0 9 . |
||||
|
|
|
1 |
|
|
|
0! |
1 + |
1 |
||||
|
|
|
■ 2 ( i — i)i |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
П—1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 + |
0,1 |
|
|
|
|
|
Тогда CSi = |
3-0,909 + 2 |
|
0-у ^ (1 |
— 0,909)J = 3-0,909 -h 2 (1—110,091) = |
|||||||||
= |
3-0,909 + |
0 = |
2,73. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При т = 2 получим |
р0 = |
■ |
|
|
|
|
|
1 |
|||||
|
|
0,1Л |
/0,1 |
0,12, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
1 + 2! У |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1 + 2 1! + 0! , |
||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
- л |
) |
! |
||||
|
|
|
|
|
|
|
^ ( |
|
|
||||
|
1 |
|
|
|
1 |
= |
0,82; |
|
|
||||
|
1 + 2 (0 , 1 + |
0 ,01) |
1 + |
0,22 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
С„ |
= 3 - 0 ,8 2 |
+ |
2 |
|
1 + 0,1 |
|
|
|
= 2 ,5 0 . |
|
|||
|
|
1 |
(1 — 0,82) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимая т = 3, получим |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Р о = --------- |
|
|
1 |
|
|
- = |
0,732; |
||
|
|
|
|
0,1 |
0,12 |
||||||||
|
|
|
|
|
1 + 3! |
0,13 |
|
||||||
|
|
|
|
|
2! |
|
|
1! |
01 у |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
С2 |
= 3 -0 ,7 3 2 + |
2 |
1 + 0,1 |
|
|
|
|
2,30. |
|
||||
3 - - |
j y |
- ( 1 - 0 ,7 3 2 ) = |
|
135
1
При т — 4 |
р0 = |
|
/0,1 |
0,12 |
0,13 |
|
0,14 |
■= 0,647; |
|
|||
|
|
1 —1—41 ( ■~j— |
2! |
—р- |
1! |
—1~ ■ |
|
|
|
|||
|
|
|
I 3! |
|
|
|
0! |
|
|
|
||
|
С 2< = 3 -0 ,6 4 7 |
+ 2 |
|
|
1 + |
0,1 |
|
= |
2,18. |
|||
|
|
4 — ------“ -(1 — 0,647) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,1 |
v |
’ |
|
|
|
При т = 5 |
р0 = |
— |
|
|
|
1 |
|
|
|
= |
0,564; |
|
,0 ,1 |
0,12 |
|
0,13 |
|
0,14 |
0,15 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
1 + 5! — + - 1— + |
2! |
|
1! |
+ —L- |
|
|
||||
|
|
|
1 4! |
|
3! |
|
|
0! |
|
|
||
|
|
= |
3-0,564 + 2 | 5 — ~ 4 ~ T L"(1 — 0,564) |
= |
2,13. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,1 |
|
|
|
|
|
При m — 6 |
p0 = |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
= 0,484; |
|
|
,0 ,1 |
0,12 |
o,13 |
0,14 |
0,15 |
|
||||||
|
|
|
|
0,16 |
||||||||
|
|
1 + |
1 5! |
+ |
4! |
+ |
3! |
+ |
2! |
+ 1! |
+ |
0! |
|
C Se = 3 -0 ,4 8 4 |
+ 2 |
6 — |
1 + |
0,1 |
|
|
2 , 10. |
||||
|
1 . |
(1 — 0,484) |
= |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,1 |
|
|
|
|
|
При m = 7 |
'p0 = |
— |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
,0 ,1 |
0,12 |
0,13 |
0 ,H |
0,15 |
|
0,16 0,H |
||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
1+ 7 l + + T5!T + T4!T + +3! - + + - + |
0! |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
= |
0,409; |
|
|
|
|
|
|
C S7 = |
3-0,409 + |
2 |
|
1 + 0,1 |
|
:2,23. |
|||||
|
7 — ———— (1 — 409) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,1 |
v |
’ |
|
|
Таким образом, минимальное значение суммарные потери Сг имеют при
т = 6.
Определим для т = 6 величину Тр.
1 |
6 |
1 +0,1 |
t i ■ 10 |
\1 — 0,484 |
= 0,062 ч. |
0,1 |
Тогда полное время рейса автомобиля-самосвала с учетом ожидания в оче реди перед погрузкой составит
t .= /ри + /у — 1,0 + 0,062 = 1,062 .
Как уже отмечалось выше, в производственных условиях для определения ко личества автомобилей-самосвалов, прикрепляемых к экскаватору, часто пользу
ются формулой (VII.36).
, 1 , 0 6
Для условий нашей задачи по формуле (VI 1.36) получимш' = у - у = 11
автомобилей, т. е. m?>tn. Таким образом, во многих случаях определение т' из формулы (VII.36) обусловит повышенную стоимость 1 м3 материала франкотрасса.
В задачах, подобных только что рассмотренной, обычно вычисляют два ко эффициента:
R\ = — = |
среднее число машин в очереди |
----------------------------------------------------, называемый коэффициентом про- |
|
т |
общее число машин |
136
стоя машин, и Ro = |
р |
среднее число незанятых приборов |
|
|
|||
— |
= |
|
• коэффициент про- |
||||
2 |
5 |
|
общее |
число приборов |
|
|
|
стоя приборов обслуживания. |
|
|
|||||
|
1 + 0,1 |
|
|
||||
В нашей задаче |
при т = |
6 ч = 6 |
0,324 |
и R\ = |
|||
(1 — 0,484) = |
|||||||
0,324 |
|
|
|
0,1 |
|
|
|
При |
одном |
приборе |
обслуживания ( S = l ) |
р = />0. |
Значит, |
||
= 0,054. |
^2 — Ро = 0,484.
Как видно из этого примера, вычисления в задачах для замкну той СМО достаточно громоздки. Поэтому при достаточно больших значениях т можно проводить расчеты по приближенной методике А. С. Егоровой, определяя ро из зависимости:
Ро= |
1 |
где h |
|
|
Ф' |
Верхняя граница относительной ошибки £ определения ро может быть оценена на основе соотношения:
т + |
1 |
т + 2 — h |
т + |
2 |
pQh |
Рассмотрим теперь решение примера для СМО с приоритетом.
П р и м е р 5. Требуется определить срок окупаемости капиталовложений на устройство путепровода в районе пересечения автомобильных дорог при сле дующих данных: стоимость путепровода 100 тыс. руб.; на пересекающихся доро
гах |
с двухполосными проезжими частями и интенсивностью движения 300 и |
150 |
авт/ч на каждой полосе с преобладанием грузовых автомобилей потоки дви |
жущихся автомобилей являются пуассоновскими; движение по основной дороге, имеющей капитальное покрытие, пользуется в районе пересечения правом абсо лютного приоритета, т. е. пропускается беспрепятственно; автомобили, движу щиеся по вспомогательной дороге, перед пересечением делают обязательную остановку и проходят через пересечение со средней скоростью 20 км/ч только при отсутствии автомобилей на основной дороге.
В данном случае можно рассматривать перекресток дорог как прибор мас сового обслуживания двух пуассоновских потоков, один из которых имеет абсо лютный приоритет. Для подобной системы при экспоненциальном распределении времени обслуживания расчетные зависимости для определения основных число
вых |
характеристик отличаются |
от |
соотношений |
(VII.21) и |
(VII.23), а именно: |
||
|
|
т 2 = |
h |
1 + |
U2 |
Ф1 |
(VII.81) |
|
|
i - Ф |
|
ш’ |
1 — Ф1 . |
|
|
и |
|
|
1 |
' + |
Ф1 |
(VII.82) |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Ц2 |
ш (1— Фт) |
|
|
где |
т2 и tf |
— числовые характеристики |
для второго потока, не пользующегося |
||||
|
2 |
приоритетом; |
|
|
|
|
|
фг = — ; ф2 = — и ф = 4ч + <Ь> причем ф < 1,0.
ШР-2
137