Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Найдем п0пт, при котором получим min Сл* |
|
|
|||||
д С * |
_ |
_ |
N C i |
! |
6 С 4 _ |
О, |
(VIII.6) |
0Л |
~ |
|
Л^ |
' |
2 |
|
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
(VIII.7) |
Из равенства (VIII.6) |
ясно, |
что |
|
> 0 |
и, следовательно, при |
||
|
|
|
|
дп2 |
|
|
|
/г0пт, определенном из уравнения (VIII.7), имеем minCs. |
|
||||||
Из зависимости (VIII.6) |
следует, что |
|
|
||||
|
|
N C i _ _ 9С А |
|
|
|||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
N C i |
_ |
6С а |
п. |
|
(VIII.8) |
Левая часть равенства (VII 1.8) выражает общие затраты на со здание запаса из г партий по п тяжей в каждой из них. Правая его часть, как это явствует из соотношения (VIII.5), выражает суммар ные затраты на хранение запаса в течение всего срока 0. Следова тельно, при принятых условиях решения задачи, и, в частности, при Сг= const, приходим к следующему важному выводу: минимум эко номической функции задачи управления запасами имеет место тог да, когда общие затраты на создание запаса равны общим затра там на его хранение.
Найдем теперь значение ТО П Т -
Подставляя формулу (VIII.7) в равенство (VII 1.4), получим
|
|
|
(VIII.9) |
|
или |
Т* ОТТ-Г— |
26 C i |
(VIII.9') |
|
N C a |
||||
|
|
‘ |
Оптимальное число партий тяжей г0-Пт составит
или |
(VIII. 10) |
143
Наконец, найдем значение экономической функции при опти мальном значении п0пт, подставив формулу (VIII.7) в соотношение
(VIII.5):
min Cs= |
N Ci |
8Сл , / |
2N C t |
|
f 2 N C i |
2 У |
ОСa |
||
|
||||
|
V |
|
|
|
После простейших преобразований получим |
|
|||
|
min Cyi= V2N bClCA. |
(VIII. 11) |
||
При использовании формул |
(VIII.7) — (VIII.11) можно величи |
|||
ны п и N выражать не в количестве деталей, |
а в весовых показа |
телях (число тонн тяжей в одной партии и общее). При этом Сг и СА должны показывать постоянные затраты на доставку п тонн тяжей и хранение 1 т их в течение суток.
Доведем решение нашей задачи до числового результата. Примем дополни тельно, что доставка тяжей производится на расстояние 50 км при средней ско рости движения автомобиля ЗИЛ-130, равной 25 км/ч. Так как по условиям за дачи величина Сг не зависит от п, примем ее равной стоимости одного рейса авто
мобиля от завода-изготовителя до |
строительства |
и обратно, равной 6 руб., |
т. е. |
в данных условиях перевозки С; = 6 |
руб. |
строительства величина |
Са |
Примем, что в условиях рассматриваемого |
составляет 1,33 руб. на 1 т тяжей в течение суток. Вычислим общий расход тя жей N. При норме их расхода 130 кг/пог. м моста Л7=500 -0,13=65 т. Тогда с по мощью формулы (VIII.7) найдем
^ОПТ-- |
2■65•6 |
т. |
|
|
= 3 |
||
|
65-1,33 |
|
|
При этом грузоподъемность ЗИ Л -130 |
используется не полностью и величина |
||
Ci действительно не зависит от п. |
|
|
|
Из зависимости (VIII.9) определим период пополнения запасов: |
|||
Т О П Т ----- |
65-3 |
3 сут. |
|
65 |
|
||
|
|
|
|
По формуле (VIII.11) найдем общую |
стоимость |
создания и хранения запасов |
|
min C s = |Г 2 -65-65-6-1 ,3 3 = 260 руб. |
|
|
|
П р и м е р 2. Требуется определить оптимальный размер запаса битума на |
заводе по выпуску асфальтобетонных смесей при следующих данных: среднесу-
N |
= 25 |
т; |
общие затраты на хранение 1 т битума в би- |
||
точный расход битума — |
|||||
тумохранилище Сл =0,1 |
руб./сут; |
затраты на |
поставку партии битума Сг = |
||
= 1000 руб. На основе формулы |
(VIII.7) получаем |
||||
|
|
|
„ |
1000 |
707 т. |
л опт — |
|
2 -2 5 |
------= |
V0,1
Врассмотренных задачах нехватка тяжей на складе или биту ма в битумохранилище не допускалась и спрос удовлетворялся полностью в течение каждого интервала Т и всего срока 0. В ряде
144
задач управления запасами учитываются убытки от неудовлетво ренного спроса, характеризующиеся величиной Ср на единицу (де таль, 1 т и т. и.) в единицу времени. В подобных задачах допускает ся периодическое отсутствие запаса на складе с возникающими вследствие этого убытками (выплата неустойки и т. п.). Для усло вий постоянного спроса графическое изображение подобных задач дано на рис. 28. Как видно из
графика, |
в течение |
интервала |
|
|
Т |
т . |
|
т |
|
т |
|
||||
То запас отсутствует. |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
||||
Если |
т — максимальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
уровень |
запаса |
(см. |
рис. |
28), |
|
с Е |
|
|
|
|
|
|
|
||
то для Т\ |
и Т2 можно получить |
|
|
|
|
V |
|
|
|
||||||
соотношения: |
|
|
|
|
|
|
\ |
т' \ |
|
|
\ |
|
|||
|
|
— Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|||
7 \ = |
|
|
(VIII. 12) |
|
|
J |
___ |
|
|
L_______л ___ i |
|||||
п |
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|||||
и |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 28. График управления запасами |
|||||||
Г2= |
П~п 'П Т. |
(VIII. 13) |
|
при |
наличии |
неудовлетворенного |
|
||||||||
|
|
|
|
спроса |
|
|
|||||||||
Будем |
считать, |
что затраты на создание одной партии деталей |
|||||||||||||
(конструкций и т. п.) |
по-прежнему постоянны и равны С(. |
|
|||||||||||||
Затраты на хранение одной партии определятся как - у т7"1С 4. |
|||||||||||||||
Убытки от неудовлетворенного спроса для одной партии будут |
|||||||||||||||
равны — |
(п—т)Т2Ср. Тогда для суммарных затрат получим сле |
||||||||||||||
дующую зависимость: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
СЕ-- |
|
1 |
1Сл -\~Ci~1—— (п — т) Т2С |
|
|
(VIII. 14) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
где г —• число партии; |
_ |
N _ |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(VIII.15) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Внося формулы |
(VIII.12), |
(VIII.13) |
и (VIII.15) |
в выражение |
|||||||||||
(VIII.14), получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
4 - m — ТС 4 + |
Сг + — Пп - |
m) Т JtzzHL с |
р |
|
|||||||||
|
|
. 2 |
|
п |
|
|
2 |
' |
|
|
п |
|
|
||
и после простейших преобразований |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
С-% |
|
|
/ т г 2 0 С л |
|
0 С г (п ,—туьср |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
2п |
|
|
|
|
2п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
-Го |
|
9 |
W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1ак как |
— = — , то окончательно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Т |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Съ = |
т Ж А |
N Ci |
(n — m)2 вСр |
|
|
(VIII.16) |
|||||||
|
|
|
2n |
п |
|
2п |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
145
Для того чтобы найти минимум Са как функции двух перемен ных, приравняем производные нулю >:
дСъ |
т 20Сд |
|
NCi |
, QCp |
j |
т 2 |
-j = |
0; (VIII. 17) |
|
дл |
2л2 |
|
л2 |
2 |
|
л2 |
|||
|
|
|
|
||||||
|
dCs |
/лбСд |
|
(л — лг) ЬСр |
= 0. |
|
(VIII.18) |
||
|
дт |
|
п |
|
п |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Из равенства (VIII.17) после упрощений найдем |
|
|
|||||||
|
/г2С „ - т 2(Сд+ С )= |
2NCi |
|
|
(VIII.19) |
||||
Упрощая выражение (VIII.18), получим зависимость |
|||||||||
|
|
|
т — п ■ |
С п |
|
|
|
(VIII.20) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
с А + Ср |
|
|
|
|
|
Решая совместно соотношения (VIII.19) и (VIII.20), получим |
|||||||||
|
|
|
|
NCt |
Сд + Ср |
|
(VIII.21) |
||
|
«опт = |
1 |
/ 2 |
|
|
|
|||
|
0Сд |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
т,ОПТ |
|
|
|
|
с А + |
Ср |
|
(VIII.22) |
|
с„ |
|
|
|
|
|
|
||
Величина |
|
носит название плотности убытков из-за |
|||||||
р = |
С„ |
||||||||
|
С а + |
|
|
|
|
|
|
|
|
неудовлетворенного спроса. Следовательно, |
|
|
|
||||||
|
|
|
топт |
«' ‘'оптР > |
|
|
|
(VIII.23) |
|
причем всегда 0^ р < 1,0 . |
|
|
задач |
дорожного |
строительства |
||||
При экономическом анализе |
лишь в отдельных случаях затраты на создание запаса размером в одну партию деталей С; могут быть независящими от количества деталей в этой партии. Обычно это может иметь место, когда рас сматриваются мелкие детали (запасные части и т. п.). Примени тельно к мостовым и дорожным конструкциям, сборным дорожным покрытиям затраты на создание запаса в я элементов конструкций будут пропорциональны числу этих элементов в партии (bn).1
1 Вычислив вторые производные, необходимо проверить в соответствии с пра вилами экстремального анализа, выполняются ли условия:
(УСЪV |
д*С <0; |
> 0 и |
д^Са >0. |
|
\ дпдт / |
drfi дт2 |
дп2 |
дт2 |
|
„ f |
с^ , |
3™ Условия выполняются и при найденных из соотноше |
||
нии (VIII.1/) |
и (VIII. 18) «опт и т 0пт С2 имеет минимум. |
|
146
Рассмотрим, как изменятся в этом случае зависимости (VIII.21)
и (VIII.22). Преобразуем |
исходное соотношение (VIII.16): |
|||||||||
|
Съ= т2вСл |
+ |
— М + |
2п |
|
|
(VIII.24) |
|||
|
|
2n |
' |
п |
|
|
|
|
1 |
|
Найдем |
частные производные |
|
дСъ |
dCv |
|
и |
приравняем их к |
|||
----- и |
— - |
|
||||||||
нулю |
|
|
|
|
|
дп |
дт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дСъ |
т2 |
6СЛ |
, |
®СР |
/ ^ |
т2 |
\ q |
||
|
дп |
п2 |
2 |
^ |
2 |
( |
«2 |
|
||
затем |
|
п2Ср — m2(СА-\-С )— 0; |
|
|
(VIII.25) |
|||||
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дС1 |
m |
|
|
|
|
|
|
0; |
|
|
^ В С А — ВСр ( 1— ^-) = |
|||||||||
|
dm |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nCp - m ( C A+ C p) = 0. |
|
|
(VIII.26) |
|||||
Решая |
совместно |
соотношения |
(VI11.25) |
и |
(VIII.26), получим |
n = m и отсутствие минимума функции Сл, кроме формального ми нимума при п = 0.
К такому же результату можно прийти, принимая затраты на доставку запасов равными bN в первом рассмотренном ранее слу чае, когда неудовлетворенного спроса нет (m — n).
Если же принять, что доставка товаров на склад выражается
линейной функцией |
|
CT=C ,- l-bn, |
(VIII.27) |
то при дифференцировании исходных уравнений и отыскании мини мума функции Сц получили бы вновь формулы (VIII.7) — (VIII.11) и (VIII.21) — (VI 11.22). Таким образом, при отсутствии постоянной составляющей стоимости доставки Сг, не зависящей от числа дета лей (конструкций) в партии, функция Сц минимума не имеет. Если же функция транспортных издержек принимается в виде (VI 11.27), то функция Се имеет минимум при значениях «опт, даваемых фор мулами (VIII.7) и (VIII.21). В эти формулы величина Ь, выражаю щая стоимость доставки единицы продукта на склад, не входит. Этот на первый взгляд необычный результат логически можно объ яснить следующим образом. Если часть затрат на доставку товаров пропорциональна их объему bn, то сократить ее за счет изменения численности деталей в партии п невозможно. В самом деле при любом п эти расходы всегда составят bN, где N — общее число де талей, доставляемых на склад в течение срока 0. Поэтому в итого вые формулы (VIII.7) — (VIII.II) и (VIII.21) — (VIII.22) величина b
147