Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р и м е р 1. Требуется найти оптимальное число грузовых автомобилей для вывозки к объектам работ элементов сборных дорожно-мостовых конструкций, изготавливаемых на базе железобетонных изделий. База работает с двумя выходными днями в неделю (суббота и воскресенье) и гарантирует в связи с ра­ ботой линейных подразделений по сетевому графику доставку конструкций потребителям на следующий день после того, как они готовы. Само изготовление конструкций ведется строго по графику с учетом сроков их использования в ли­

 

Т а б л и ц а 24

нейных подразделениях. Статис­

 

тическое

исследование

работы

ба­

 

­

 

зы показало, что средний вес кон­

 

Среднесу­ колиточное­ отправчество конляемых­ струкций, т

Среднеквад­ ратичноеот­ ,клонениет

струкций,

отправляемых

с

базы

 

на объекты, различен по дням не­

День недели

 

 

дели

и

соответствует

данным

 

 

 

табл. 24. Выяснилось также, что

 

 

 

случайные количества

отправляе­

 

 

 

мых ежедневно с базы грузов

 

 

 

подчиняются

закону

нормального

Понедельник

156

16

распределения. Величины средне­

квадратичных

отклонений

о

к

Вторник

128

14

средним

суточным

объемам

 

от­

Среда

110

12

 

правляемых

грузов

приведены

Четверг

140

15

также в табл. 24.

 

 

 

 

 

Пятница

100

10

 

 

 

 

 

В

процессе

статистического

 

 

 

 

 

 

исследования

было

установлено,

 

 

 

что

среднесуточное

количество

груза, доставляемое одним автомобилем в течение 7-часового рабочего дня с ба­ зы к объектам, равно Ю т и распределено по нормальному закону со средне­

квадратичным отклонением 2 т.

При прикреплении к базе чрезмерно большого числа автомобилей их исполь­ зование будет неэффективным и обусловит большой перерасход средств. Наобо­ рот, при недостаточном числе автомобилей для соблюдения условия доставки конструкций не позднее следующего дня после их изготовления придется исполь­ зовать ряд автомобилей в сверхурочные часы, оплачиваемые в полуторном раз­ мере. Нормальная стоимость автомобиле-смены равна в нашей задаче 21 руб. Тогда стоимость одного сверхурочного часа работы составит ориентировочно

21

— 1,5 = 4 р. 50 к. Требуется найти такое количество автомобилей, при котором

суммарные затраты на транспортирование конструкций будут минимальны. Установим вначале случайный характер количества отправляемых конструк­

ций по дням недели. Возьмем с этой целью для большей надежности результатов шестинедельный промежуток времени, т. е. 30 рабочих дней. Извлечем произ­ вольно из приложения 8 30 нормальных случайных отклонений:

0,308

2,537

1,220

— 1,250

—0,371

—1,210

0,768

0,132

1,464

—0,428

0,182

— 1,792

— 0,957

2,265

0,724

0,055

0,885

- 0 ,3 7 9

— 0,094

—0,957

—0,373

—0,792

0,086

- 0 ,1 3 4

0,148

—0,539

0,397

0,362

—0,245

1,194

Каждый столбец этих цифр используем для установления случайного коли­ чества конструкций, подлежащих отправке за соответствующую неделю. Так, например, используя приведенные данные, получим для I недели следующие количества конструкций, подлежащих отправке Q; в:

понедельник Q1=156-j-0,308 ■16= 161; вторник Q2= 128+0,768-14=139; среду Q3= l Ю—0,957 -12= 99; четверг Q4= 140—0,094 ■15= 139; пятницу Q5= 1 0 0 + 0 ,148-10=101.

Полученные подобным образом величины Q, для всех шести недель пред­ ставлены в табл. 25.

158


Т а б л и ц а 25

 

 

 

Недели

 

 

 

Дни

I

II

III

IV

V

VI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения

Q.

 

 

Понедельник

i 6 i

197

176

136

150

137

Вторник

139

130

148

122

131

ЮЗ

Среда

99

113

119

111

121

105

Четверг

139

126

134

128

141

138

Пятница

101

95

104

104

98

112

 

В условиях задачи отмечалось, что фактическая сменная производительность

автомобиля является также нормально

распределенной . случайной

величиной

с

математическим ожиданием МО i = 10

т и

среднеквадратичным

отклонением

+

= 2 т.

 

конструкций при различном коли­

 

Установим возможные объемы доставки

честве автомобилей. Из приложения 8 выберем какую-либо последовательность нормированных случайных отклонений:

—1,239

 

0,155

0,090

1,130

2,623

0,811

—0,928

 

0,802

—0,043

—0,463

0,985

—0,395

—0,670

—0,821

— 1,092

1,062

0,601

2,509

0,643

 

1,339

1,287

0,446

—0,042

0,593

2,503

■-0

,1 6 2

1,125

— 1,241

2,226

1,063

Возможный объем

доставки при числе автомобилей, равном 10, можно, на­

пример, подсчитать следующим образом.

 

 

 

Математическое ожидание объема доставки

 

 

 

 

 

M O i0 =

M O lk,

 

(IX. 14)

где к — число автомобилей;

при к =10

получим

МО\0 = 10-10= 100 т.

В гл. IV было показано, .что среднеквадратичное отклонение от математиче­ ского ожидания суммы (совокупного результата) к опытов может быть установ­ лено из зависимости

г—*

(I X. 15)

а к = а, | k

где ел — среднеквадратичное отклонение в отдельном опыте.

В нашем примере с 10 = 2 }/ 10 = 6,32 т.

Вычислим для I недели возможные объемы вывозки <7110 автомобилями в:

понедельник

q i = M O i o — 1,239 а10=ЮО—1 ,239-6,32=92т;

вторник

<72= 100—0,928

-6,32= 94

т;

среду

0 з=ЮО—0,670

-6,32= 96

т;

четверг

04= 100+ 0,613 -6,32= 104

т;

пятницу

05= 100+ 2,503 -6,32= 116

т.

Аналогично можно подсчитать величины 0 ; для остальных пяти недель как при лс = 10, так и при иных значениях к. Результаты соответствующих расчетов представлены з табл. 26.

Это следует из формулы (IV.10).

159



Т а б л и ц а 26

 

 

 

Недели

 

 

Дни

I

II

III

IV

V

VI

 

 

 

Значения «1

 

 

к = 8

автомобилям; МОв==80 т; а8==5,67 т

 

 

Понедельник

73

81

81

86

95

85

Вторник

75

85

80

77

86

78

Среда

76

75

74

86

83

94

Четверг

84

88

87

83

80

83

Пятница

94

79

86

73

93

86

к= 1 0

автомобилям;

МО io== 100 т;

с 10= 6 ,3 2

т

 

Понедельник

92

101

101

107

117

105

Вторник

94

105

100

97

106

98

Среда

96

95

93

107

104

116

Четверг

104

108

108

103

100

104

Пятница

116

99

107

92

114

107

i! to

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

автомобилям;

МО

= 120 т;

®i2= 6 ,93

т

 

111

121

121

128

138

126

114

126

120

117

127

117

115

114

112

127

124

137

124

129

129

123

120

124

137

119

128

111

135

127

к = 14

автомобилям;

М О ц - =140 т;

ст] 4= 7,50

т

 

Понедельник

131

141

141

148

160

146

Вторник

133

146

140

137

147

137

Среда

135

134

132

148

145

159

Четверг

145

150

150

143

140

144

Пятница

159

139

148

131

157

148

Определим теперь суммарные затраты на перевозку конструкций с базы на объекты работ. Для этого необходимо сравнить данные табл. 25 и 26, выявить для каждого дня всех шести недель вес конструкций, перевозку которых при­ дется осуществлять в сверхурочные часы. Зная стоимость автомобиле-смены в

нашей задаче (21 pv6.), сверхурочного часа (4 р. 50 к.) и производительность

/10 \

по вывозке за 1 ч1 — = 1,43 т 1, можно определить общие затраты на перевозку

для любого дня. Например, для I недели при числе автомобилей к =10 получим:

161 — 92

4,50 = 427 руб

понедельник С) = 10-21 + -------------

1,43

J

’139

139__94

вторник Сг = 10-21 + —j—^ — -4,50 = 351 руб.;

160


среда С3 =

10-21 +

9 9 _ 9 6

0

= 2 1

9 руб.;

4 ,

5

четверг С4 =

 

139 -

104

4 ,5 0 =

320 руб.;

10-21 -J-— ———

пятница С5 =

10-21 =

210

руб.

 

 

Результаты подобных расчетов для всех шести недель при к = 8, к = 10, /с=12 и к =14 представлены в табл. 27 и на рис. 31.

Из графика видно, что наименьшую величину транспортные затраты имеют при числе автомобилей, равном 11. Этот результат, полученный на основе метода статистических испытаний, далеко не очевиден. В самом деле, если определять число автомобилей по средней массе отправляемых в течение недели конструкций, то получим

156 + 128 + 110 -f 140 + 100

QcP = ---------------------- г- 1 ------------------= 127 т.

Значение среднеквадратичного отклонения от величины QCp можно было бы принять равным 0 Ср= 13. Принимая возможные отклонения от Qcp в пределах

± ЗсгСр, нужно было бы назначить необходимое количество автомобилей исходя из среднесуточного (за неделю) объема перевозки конструкций QCp±3crCp, т. е. 127-±39, или от 88 до 166 т, что требует выделения 9— 17 автомобилей. Возникает решение о выделении 13 автомобилей (по величине Qcp), однако в этом случае нельзя что-либо сказать о возможном объеме сверхурочной работы и об эконо­ мичности данного решения.

Применение метода статистических испытаний позволяет со зна­ чительно большей обоснованностью подойти к отысканию опти­ мального, наиболее экономического решения.

Как видно из приведенного примера, для того, чтобы воспользо­ ваться методом статистических испытаний, необходимо было знать:

закон распределения случайной величины; ее среднее значение (математическое ожидание);

величину среднеквадратичного отклонения случайной величины от математического ожидания.

Очевидно, что для этого нужно располагать данными фактиче­ ских наблюдений за изучаемой величиной. Такие данные, как уже

отмечалось, называют статистической выборкой. Чем

больше эта

выборка, т. е. чем полнее данные наблю­

 

 

 

 

дений, тем с большей достоверностью мы

С

V

 

/

сможем моделировать изучаемый

про­

305

 

цесс.

 

 

 

V

 

 

 

 

300

_v

 

t

При решении практических задач час­

395

\

 

г

то требуется по показателям нескольких

\ 'V

/

 

ограниченных

по статистическому

мате­

2 9 0

 

риалу выборок, полученных иногда в раз­

2 8 5

> v s '

 

ное время, установить соответствующие

2 8 0

10

 

 

показатели

объединенной

выборки —

 

12

 

среднее значение случайной величины и

 

 

 

 

дисперсию для нее. Это позволит опери­

Рис. 31. График среднесу­

ровать с более обоснованными величина­

точных

транспортных

рас­

ми статистического среднего

и средне­

ходов

при различном

числе

автомобилей,

выделенных

квадратичного отклонения.

 

 

 

для перевозки

 

6— 1092

161