Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
П р и м е р 1. Требуется найти оптимальное число грузовых автомобилей для вывозки к объектам работ элементов сборных дорожно-мостовых конструкций, изготавливаемых на базе железобетонных изделий. База работает с двумя выходными днями в неделю (суббота и воскресенье) и гарантирует в связи с ра ботой линейных подразделений по сетевому графику доставку конструкций потребителям на следующий день после того, как они готовы. Само изготовление конструкций ведется строго по графику с учетом сроков их использования в ли
|
Т а б л и ц а 24 |
нейных подразделениях. Статис |
||||||||||
|
тическое |
исследование |
работы |
ба |
||||||||
|
|
|
зы показало, что средний вес кон |
|||||||||
|
Среднесу колиточное отправчество конляемых струкций, т |
Среднеквад ратичноеот ,клонениет |
струкций, |
отправляемых |
с |
базы |
||||||
|
на объекты, различен по дням не |
|||||||||||
День недели |
|
|
дели |
и |
соответствует |
данным |
||||||
|
|
|
табл. 24. Выяснилось также, что |
|||||||||
|
|
|
случайные количества |
отправляе |
||||||||
|
|
|
мых ежедневно с базы грузов |
|||||||||
|
|
|
подчиняются |
закону |
нормального |
|||||||
Понедельник |
156 |
16 |
распределения. Величины средне |
|||||||||
квадратичных |
отклонений |
о |
к |
|||||||||
Вторник |
128 |
14 |
||||||||||
средним |
суточным |
объемам |
|
от |
||||||||
Среда |
110 |
12 |
|
|||||||||
правляемых |
грузов |
приведены |
||||||||||
Четверг |
140 |
15 |
||||||||||
также в табл. 24. |
|
|
|
|
|
|||||||
Пятница |
100 |
10 |
|
|
|
|
|
|||||
В |
процессе |
статистического |
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
исследования |
было |
установлено, |
|||||||
|
|
|
что |
среднесуточное |
количество |
груза, доставляемое одним автомобилем в течение 7-часового рабочего дня с ба зы к объектам, равно Ю т и распределено по нормальному закону со средне
квадратичным отклонением 2 т.
При прикреплении к базе чрезмерно большого числа автомобилей их исполь зование будет неэффективным и обусловит большой перерасход средств. Наобо рот, при недостаточном числе автомобилей для соблюдения условия доставки конструкций не позднее следующего дня после их изготовления придется исполь зовать ряд автомобилей в сверхурочные часы, оплачиваемые в полуторном раз мере. Нормальная стоимость автомобиле-смены равна в нашей задаче 21 руб. Тогда стоимость одного сверхурочного часа работы составит ориентировочно
21
— 1,5 = 4 р. 50 к. Требуется найти такое количество автомобилей, при котором
суммарные затраты на транспортирование конструкций будут минимальны. Установим вначале случайный характер количества отправляемых конструк
ций по дням недели. Возьмем с этой целью для большей надежности результатов шестинедельный промежуток времени, т. е. 30 рабочих дней. Извлечем произ вольно из приложения 8 30 нормальных случайных отклонений:
0,308 |
2,537 |
1,220 |
— 1,250 |
—0,371 |
—1,210 |
0,768 |
0,132 |
1,464 |
—0,428 |
0,182 |
— 1,792 |
— 0,957 |
2,265 |
0,724 |
0,055 |
0,885 |
- 0 ,3 7 9 |
— 0,094 |
—0,957 |
—0,373 |
—0,792 |
0,086 |
- 0 ,1 3 4 |
0,148 |
—0,539 |
0,397 |
0,362 |
—0,245 |
1,194 |
Каждый столбец этих цифр используем для установления случайного коли чества конструкций, подлежащих отправке за соответствующую неделю. Так, например, используя приведенные данные, получим для I недели следующие количества конструкций, подлежащих отправке Q; в:
понедельник Q1=156-j-0,308 ■16= 161; вторник Q2= 128+0,768-14=139; среду Q3= l Ю—0,957 -12= 99; четверг Q4= 140—0,094 ■15= 139; пятницу Q5= 1 0 0 + 0 ,148-10=101.
Полученные подобным образом величины Q, для всех шести недель пред ставлены в табл. 25.
158
Т а б л и ц а 25
|
|
|
Недели |
|
|
|
Дни |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значения |
Q. |
|
|
Понедельник |
i 6 i |
197 |
176 |
136 |
150 |
137 |
Вторник |
139 |
130 |
148 |
122 |
131 |
ЮЗ |
Среда |
99 |
113 |
119 |
111 |
121 |
105 |
Четверг |
139 |
126 |
134 |
128 |
141 |
138 |
Пятница |
101 |
95 |
104 |
104 |
98 |
112 |
|
В условиях задачи отмечалось, что фактическая сменная производительность |
|||
автомобиля является также нормально |
распределенной . случайной |
величиной |
||
с |
математическим ожиданием МО i = 10 |
т и |
среднеквадратичным |
отклонением |
+ |
= 2 т. |
|
конструкций при различном коли |
|
|
Установим возможные объемы доставки |
честве автомобилей. Из приложения 8 выберем какую-либо последовательность нормированных случайных отклонений:
—1,239 |
|
0,155 |
0,090 |
1,130 |
2,623 |
0,811 |
—0,928 |
|
0,802 |
—0,043 |
—0,463 |
0,985 |
—0,395 |
—0,670 |
—0,821 |
— 1,092 |
1,062 |
0,601 |
2,509 |
|
0,643 |
|
1,339 |
1,287 |
0,446 |
—0,042 |
0,593 |
2,503 |
■-0 |
,1 6 2 |
1,125 |
— 1,241 |
2,226 |
1,063 |
Возможный объем |
доставки при числе автомобилей, равном 10, можно, на |
|||||
пример, подсчитать следующим образом. |
|
|
|
|||
Математическое ожидание объема доставки |
|
|
||||
|
|
|
M O i0 = |
M O lk, |
|
(IX. 14) |
где к — число автомобилей; |
при к =10 |
получим |
МО\0 = 10-10= 100 т. |
В гл. IV было показано, .что среднеквадратичное отклонение от математиче ского ожидания суммы (совокупного результата) к опытов может быть установ лено из зависимости
г—* |
(I X. 15) |
а к = а, | k |
где ел — среднеквадратичное отклонение в отдельном опыте.
В нашем примере с 10 = 2 }/ 10 = 6,32 т.
Вычислим для I недели возможные объемы вывозки <7110 автомобилями в:
понедельник |
q i = M O i o — 1,239 а10=ЮО—1 ,239-6,32=92т; |
||
вторник |
<72= 100—0,928 |
-6,32= 94 |
т; |
среду |
0 з=ЮО—0,670 |
-6,32= 96 |
т; |
четверг |
04= 100+ 0,613 -6,32= 104 |
т; |
|
пятницу |
05= 100+ 2,503 -6,32= 116 |
т. |
Аналогично можно подсчитать величины 0 ; для остальных пяти недель как при лс = 10, так и при иных значениях к. Результаты соответствующих расчетов представлены з табл. 26.
Это следует из формулы (IV.10).
159
Т а б л и ц а 26
|
|
|
Недели |
|
|
|
Дни |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
|
|
Значения «1 |
|
|
|
к = 8 |
автомобилям; МОв==80 т; а8==5,67 т |
|
|
|||
Понедельник |
73 |
81 |
81 |
86 |
95 |
85 |
Вторник |
75 |
85 |
80 |
77 |
86 |
78 |
Среда |
76 |
75 |
74 |
86 |
83 |
94 |
Четверг |
84 |
88 |
87 |
83 |
80 |
83 |
Пятница |
94 |
79 |
86 |
73 |
93 |
86 |
к= 1 0 |
автомобилям; |
МО io== 100 т; |
с 10= 6 ,3 2 |
т |
|
|
Понедельник |
92 |
101 |
101 |
107 |
117 |
105 |
Вторник |
94 |
105 |
100 |
97 |
106 |
98 |
Среда |
96 |
95 |
93 |
107 |
104 |
116 |
Четверг |
104 |
108 |
108 |
103 |
100 |
104 |
Пятница |
116 |
99 |
107 |
92 |
114 |
107 |
i! to
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
автомобилям; |
МО |
= 120 т; |
®i2= 6 ,93 |
т |
|
111 |
121 |
121 |
128 |
138 |
126 |
114 |
126 |
120 |
117 |
127 |
117 |
115 |
114 |
112 |
127 |
124 |
137 |
124 |
129 |
129 |
123 |
120 |
124 |
137 |
119 |
128 |
111 |
135 |
127 |
к = 14 |
автомобилям; |
М О ц - =140 т; |
ст] 4= 7,50 |
т |
|
|
Понедельник |
131 |
141 |
141 |
148 |
160 |
146 |
Вторник |
133 |
146 |
140 |
137 |
147 |
137 |
Среда |
135 |
134 |
132 |
148 |
145 |
159 |
Четверг |
145 |
150 |
150 |
143 |
140 |
144 |
Пятница |
159 |
139 |
148 |
131 |
157 |
148 |
Определим теперь суммарные затраты на перевозку конструкций с базы на объекты работ. Для этого необходимо сравнить данные табл. 25 и 26, выявить для каждого дня всех шести недель вес конструкций, перевозку которых при дется осуществлять в сверхурочные часы. Зная стоимость автомобиле-смены в
нашей задаче (21 pv6.), сверхурочного часа (4 р. 50 к.) и производительность
/10 \
по вывозке за 1 ч1 — = 1,43 т 1, можно определить общие затраты на перевозку
для любого дня. Например, для I недели при числе автомобилей к =10 получим:
161 — 92 |
4,50 = 427 руб |
• |
понедельник С) = 10-21 + ------------- |
||
1,43 |
J |
’139 |
139__94
вторник Сг = 10-21 + —j—^ — -4,50 = 351 руб.;
160
среда С3 = |
10-21 + |
9 9 _ 9 6 |
0 |
= 2 1 |
9 руб.; |
|
4 , |
5 |
|||||
четверг С4 = |
|
139 - |
104 |
4 ,5 0 = |
320 руб.; |
|
10-21 -J-— ——— |
||||||
пятница С5 = |
10-21 = |
210 |
руб. |
|
|
Результаты подобных расчетов для всех шести недель при к = 8, к = 10, /с=12 и к =14 представлены в табл. 27 и на рис. 31.
Из графика видно, что наименьшую величину транспортные затраты имеют при числе автомобилей, равном 11. Этот результат, полученный на основе метода статистических испытаний, далеко не очевиден. В самом деле, если определять число автомобилей по средней массе отправляемых в течение недели конструкций, то получим
156 + 128 + 110 -f 140 + 100
QcP = ---------------------- г- 1 ------------------= 127 т.
Значение среднеквадратичного отклонения от величины QCp можно было бы принять равным 0 Ср= 13. Принимая возможные отклонения от Qcp в пределах
± ЗсгСр, нужно было бы назначить необходимое количество автомобилей исходя из среднесуточного (за неделю) объема перевозки конструкций QCp±3crCp, т. е. 127-±39, или от 88 до 166 т, что требует выделения 9— 17 автомобилей. Возникает решение о выделении 13 автомобилей (по величине Qcp), однако в этом случае нельзя что-либо сказать о возможном объеме сверхурочной работы и об эконо мичности данного решения.
Применение метода статистических испытаний позволяет со зна чительно большей обоснованностью подойти к отысканию опти мального, наиболее экономического решения.
Как видно из приведенного примера, для того, чтобы воспользо ваться методом статистических испытаний, необходимо было знать:
закон распределения случайной величины; ее среднее значение (математическое ожидание);
величину среднеквадратичного отклонения случайной величины от математического ожидания.
Очевидно, что для этого нужно располагать данными фактиче ских наблюдений за изучаемой величиной. Такие данные, как уже
отмечалось, называют статистической выборкой. Чем |
больше эта |
||||||
выборка, т. е. чем полнее данные наблю |
|
|
|
|
|||
дений, тем с большей достоверностью мы |
С |
V |
|
/ |
|||
сможем моделировать изучаемый |
про |
305 |
|
||||
цесс. |
|
|
|
V |
|
||
|
|
|
300 |
_v |
|
t |
|
При решении практических задач час |
395 |
\ |
|
г |
|||
то требуется по показателям нескольких |
\ 'V |
/ |
|
||||
ограниченных |
по статистическому |
мате |
2 9 0 |
|
|||
риалу выборок, полученных иногда в раз |
2 8 5 |
> v s ' |
|
||||
ное время, установить соответствующие |
2 8 0 |
10 |
|
|
|||
показатели |
объединенной |
выборки — |
|
12 |
|
||
среднее значение случайной величины и |
|
|
|
|
|||
дисперсию для нее. Это позволит опери |
Рис. 31. График среднесу |
||||||
ровать с более обоснованными величина |
точных |
транспортных |
рас |
||||
ми статистического среднего |
и средне |
ходов |
при различном |
числе |
|||
автомобилей, |
выделенных |
||||||
квадратичного отклонения. |
|
|
|
для перевозки |
|
6— 1092 |
161 |