Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
стирают величины /;,• и временные параметры событий, после чего проводится по этой же методике вторая и последующие реализации.
По окончании намеченного числа N реализаций оценивается надежность за вершения работ графика в заданный срок (Г3):
|
|
р { Т р к < Т 3) = |
- ^ , |
(IX. 19) |
|
где |
N — общее число |
реализаций; п — число |
их, |
когда выполнялось условие |
|
Т'ср |
20. |
|
|
|
|
|
Далее определяется вероятность выхода каждой работы на критический путь |
||||
(РкргД с помощью соотношения: |
|
|
|
||
|
|
|
" к р |
ij |
(IX .20) |
|
|
Р кр Ч ~ |
д Г - |
||
|
|
|
|||
где nxfj — число случаев, когда работа ц вышла на критический путь. |
|||||
|
В заключение на |
основе зависимости |
(IX.13) |
оценивается возможная ошиб |
ка расчетного срока завершения работ графика, полученного при моделировании. В случае недостаточной точности этого показателя процесс проигрыша графика продолжается до получения необходимой точности.
Проведем по описанной методике одну реализацию сетевого графика рис. 32. Воспользуемся для этого случайными нормированными отклонениями, обведен
ными в приложении 8 двойной линией. Тогда |
|
|
|||
j_2 = Ю — 1,192-2,5 = 10 — 2,98 = |
7,02 |
недели; |
|||
3 = |
1 2 - 2 ,0 8 1 - 1 = |
12 — 2,081 = 9 .9 1 9 |
недели; |
||
^ j__4 = |
11 + |
0,157-2 = |
11,314 недели; |
|
|
^1 2 _ 5 = |
8 + |
0,708 -1,5 = |
8 -t- 1,062 = |
9,062 |
недели; |
*1,з -б = 6 — 2 ,132 • 1,2 = 6 — 2,56 = 3,44 недели;
г“м _ 6 = 8 — 0,297• 1,0 = 8 — 0,297 = 7,703 недели.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 30 |
|
Значения t . j |
для |
работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
урк |
1 -2 |
1—3 |
1 -4 |
|
2 -5 |
3—6 |
4 - 6 |
|
7,02 |
9,92 |
11,31* |
|
9,06 |
3,44 |
7,70* |
19,02 |
9,46 |
12,63* |
9,60 |
|
8,41 |
7,81* |
8,67 |
20,44 |
11,60* |
12,68 |
9,67 |
|
9,60* |
4,57 |
8,66 |
21,20 |
14,28* |
13,13 |
11,00 |
|
7,49* |
6,05 |
9,49 |
21,77 |
7,88 |
11,89 |
11,79* |
|
4,46 |
5,95 |
7,91* |
19,70 |
6,33 |
10,80 |
10,10* |
|
6,50 |
6,25 |
9,16* |
19,26 |
10,98 |
12,80* |
6,63 |
|
8,69 |
7,02* |
7,76 |
19,82 |
6,54 |
11,93* |
5,95 |
|
9,90 |
7,10* |
7,84 |
19,03 |
10,93* |
11,38 |
9,77 |
|
8,85* |
7,55 |
8,78 |
19,72 |
10,05 |
11,23 |
12,42* |
|
6,50 |
6,01 |
7,54* |
19,96 |
П р и м е ч а н и е . Знак |
* означает, |
чтс |
работа ока залась на кр итическом |
пути. |
6** |
167 |
Полученные временные оценки нанесены на график рис. 33. Легко определить, что срок завершения работ по графику в первой реализации получился 19,02 не дели, т. е. очень близок к приведенному на рис. 32 для детерминированного сете вого графика. Результаты выполненной, а также последующих девяти реализаций приведены в табл. 30.
Данные табл. 30 показывают, что во всех десяти случаях срок завершения работ по графику оказался больше 19 недель, определенных выше для детерми нированного сетевого графика (см. рис. 32). Этот результат ярко свидетельствует о возможных существенных ошибках в определении плановых сроков заверше ния дорожных работ по сетевым графикам, не учитывающим вероятностный ха рактер величин tij.
Определим теперь р(Грк< 2 0 ). На основании данных табл. |
30 |
получим |
||||
Р (Т'рк < 20) |
= |
= 0,7 . |
|
|
|
|
Наибольшей вероятностью |
выхода |
на |
критический |
путь |
характеризуются |
|
работы 1 — 4 ^ркР)1_ 4 = ~ ~ = |
0 д ) и 4 |
- 6 |
^ кр4_ 6 = — |
= 0 ,4) . |
Этот вывод |
совпал с характеристикой работ критического пути детерминированного графика рис. 33.
Глава
X
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
§24. Основные понятия
Всовременных условиях развития производства отдельные его отрасли тесно связаны друг с другом. Например, производство ста ли и угля в стране и работа железнодорожного транспорта пред ставляют собой один из примеров такого комплекса. Железнодо рожный транспорт требует большого количества стали (рельсы, вагоны, локомотивы и т. п.), в то же самое время сталелитейное про изводство не может обойтись без услуг железнодорожного транс порта. Предприятия по производству угля также используют про дукцию сталелитейной промышленности, услуги железнодорожного транспорта и наоборот.
Метод межотраслевого баланса изучает подобное взаимосвя
занное производство при заданных ресурсах, технологии и объеме «внешнего» потребления. Здесь под «внешним» потреблением по нимается объем продукции для конечного потребления сверх той, которая расходуется в самих производящих отраслях народного хозяйства. Трудности вычислительного порядка обусловили введе ние ряда упрощений и ограничений, принятых в методе межотрас левого баланса.
Первым из этих ограничений является предположение о выпус ке каждой отраслью однородной продукции. Однако это ограниче ние может быть ослаблено, если рассматривать сложную, состоя щую из нескольких видов продукцию, как единую. При этом необ ходимо, чтобы пропорции в выпуске составных частей подобной сложной продукции оставались неизменными.
Вторым ограничением является принятие линейного характера производственных функций, т. е. условия постоянства затрат ресур сов на единицу продукции вне зависимости от масштаба производ ства.
Дорожное строительство представляет собой комплекс взаимо связанных и взаимообусловливаемых видов работ. Характерным является и потребление продукции одного вида работ другим видом. Так, например, для выполнения линейных дорожных работ необхо дима продукция производственных предприятий (баз, карьеров и заводов) по заготовке мостовых конструкций, каменных материа лов, смесей их с вяжущими и т. п. В то же время для успешной ра боты этих предприятий нужны подъездные пути, т. е. конечная про дукция дорожных работ. В табл. 31 показаны подробные взаимосвя
169
зи (по количественным показателям— условные) между четырьмя видами работ.
Показатели, приведенные в табл. 31, имеют следующий смысл. При производстве дорожных работ на так называемое внутреннее потребление расходуется 10% от общей их стоимости (или общих трудоили энергозатрат на дорожные работы). Кроме того, расхо дуется 15% от общей стоимости мостовых работ, 10 и 20% соответ ственно от стоимости работ производственных предприятий и транс портных работ. Аналогично показана структура «внутреннего» по требления и по другим видам работ (остальные колонки табл. 31)
Т а б л и ц а 31
|
Потребители продукции (подразделения) |
|||
Производители ресурсов |
дорожно-строи |
мостострои |
производствен |
транспортные |
( подразделения) |
тельные |
тельные |
ные предприя |
|
тия |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Трудовые затраты |
|
|
Дорожно-строительные |
10 |
20 |
30 |
20 |
Мостостроительные |
15 |
15 |
30 |
20 |
Производственные пред |
10 |
10 |
20 |
20 |
приятия |
|
|
|
40 |
Транспортные |
20 |
10 |
10 |
|
Дополнительные трудовые |
45 |
45 |
10 |
0 |
затраты |
|
|
|
|
И т о г о , % |
100 |
100 |
100 |
100 |
Итак, для успешного выполнения дорожных работ необходимо использование в определенной мере своей собственной продукции (на 10 руб. вспомогательных работ, при общей стоимости выполнен ных дорожных работ 100 руб.), т. е. имеет место «внутреннее» по требление.
Взаимосвязи, указанные в табл. 31, относятся лишь к «внутренне му» потребителю, т. е. говорят лишь о том, какие трудовые затраты из смежных видов работ обусловливают принципиальную возмож ность выполнения рассматриваемого вида работ. Предположим, что имеются определенные задания по каждому из четырех упомяну тых видов работ (Д , М, П, Т). Эти задания уже будут являться «внешними», т. е. характеризовать продукцию не для внутреннего (межотраслевого), а для внешнего потребления. Они должны вы ражаться в тех же единицах, в которых было выражено «внутрен нее» потребление (стоимость, трудовые затраты, энергозатраты и т. п.). Допустим, что задание по дорожным работам характери зуется Д = 50 млн. руб.
170
Тогда получим уравнение для общей стоимости дорожных ра бот Ся:
Сд= 0,10СЛ+ 0 ,15СМ+ 0,10СП+ 0,20СТ+ 50. |
(X Л) |
Аналогично для мостовых работ при М = 10 млн. руб. получим:
СМ= 0,20СД+ 0,15СМ+ 0,10С„ + 0,10СТ+ 10. |
(Х.2) |
Принимая П = 4 и Т —12, найдем
Сп = 0,30СД+ |
0,30СЫ+ 0,20СП+ |
0,10СТ+ 4; |
(X. 3) |
Ст = 0,20СД+ |
0,20С„+0,20С„ + |
0.40С, + 1 2 . |
(Х.4) |
Итак, мы имеем систему из четырех линейных уравнений для определения четырех неизвестных:
Сд= 0,1 С д + 0,15См+ 0,1Сп + 0,2Ст + 50;
См= 0,2 С Д+ 0,15Сы+ 0,1 Сп + 0,1 Сг + |
10; |
|||
Сп = |
0,ЗСя+ 0,З С м + |
0,2С„ + |
0,1Ст + 4; |
(Х.5) |
Ст = |
0,2Сд + 0,2См + |
0,2Сп + |
0,4Ст+ 1 2 . |
|
Решая эту систему, найдем Сд, См, Сп, Ст, выраженные в общей |
стоимости их и удовлетворяющие условиям задачи как по «внут реннему», так и по «внешнему» потреблению. В частности, в дан ном примере неизвестные величины из системы (Х.5) следующие: Сд=92,9; См = 53,0; Сп=71,3 и Ст = 92,5. В нашем условном приме ре «внешняя» продукция характеризуется стоимостью в объеме 76 млн. руб. (50+ 1 0 + 4 + 1 2 ). Общая же стоимость оказалась рав ной 309,9 млн. руб. (92,9 + 53,0 + 71,3 + 92,5), т. е. в несколько раз больше. Недоучет «внутреннего» потребления может обусловить за нижение производственной мощности соответствующих подразделе ний и как следствие невыполнение заданий по объему продукции для «внешнего» потребления или неудовлетворение «внутреннего».
Возможен и иной подход к рассматриваемому вопросу, а имен но, все работы, отнесенные выше к «внутреннему» потреблению, мо гут быть оформлены проектами, включены в смету и будут пред ставлять собой «внешние» объекты строительства. В таком случае
необходимость использования |
методики межотраслевого |
баланса |
отпадает. |
|
|
В нашей задаче дополнительные трудовые ресурсы Св не огра |
||
ничены и потребность в них (выраженную в стоимостных едини |
||
цах), можно подсчитать из соотношения |
|
|
СВ= 0,45С Л+ 0,45CM+ 0,10CU+ 0,0CT. |
(Х.6) |
|
Если по трудовым затратам |
Св имеется ограничение |
(СЕ зада |
но), то условие (Х.6) принимает форму неравенства и задачу сле дует решать методами линейного программирования.
171