Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 37. Схема к определению Киер:

<разв— пеРи°д развертывания работ; *вьх— выходные и праздничные дни; <нер — нерабочие дни по метеорологическим условиям; ip e3 — резервное время

Приведенное обстоятельство следует учитывать при установлении величины необходимого реального темпа работы пп на основе пла­ новых календарных графиков (типа линии 1 на рис. 37). В этом случае к величине vnr, взятой с графика, должен быть применен поправочный коэффициент ( Д Не р ), величину которого можно вычис­

лить из соотношения:

7

(^разв + ^вьх 4" ^рез)

■^нер

(XI.3)

^Сразв "С ^вых Ч~ бгер “Ь ^рез)

Так, в частности, для примера, иллюстрируемого рис. 37, вели­

чина иПг составляет *nrxr

_

30________

= 0,94

км/смену.

 

_ [20 — (2 + 1 +

1) ]2

 

 

 

Коэффициент ЛГнер=

 

20 — (2 + 1 +

1)

_

16

= 1,06.

 

20 — (2 + 1 + 1 + 1)

~~

15

 

Следовательно, темп линейных работ, по которому должна оп­ ределяться необходимая производительность подразделений, будет равен: пп=Ппг-Днер=0,94-1,06= 1,0 км/смену, что полностью соот­ ветствует исполнительному графику работ (линия 2 на рис. 37).

Следует учитывать, что календарный график жестко фиксирует один из многих возможных вариантов строительства. Когда в ходе работ появляются отклонения от плана, а это неизбежно, то отра­ зить эти изменения на графике, т. е. провести его корректировку для сложного комплекса работ, весьма трудно, зачастую требуется

178


полная переделка графика. Поэтому календарный график отличает­ ся малой динамичностью на стадии управления, что приводит не­ редко к несоответствию его реальной производственной обстановке.

Из общего комплекса работ, отражаемых на линейном кален­ дарном графике, трудно выделить наиболее напряженные, сосредо­ точить на них основное внимание, а также оценить величины резер­ вов менее напряженных работ и определить порядок их использо­ вания. В современных условиях эти недостатки становятся особенно ощутимы. В связи с возросшими объемами строительных работ и ограниченным временем на их выполнение особое значение приобретает выявление имеющихся резервов и их правильное ис­ пользование.

В последние 15—20 лет проводились активные поиски новых методов планирования работ, свободных от указанных недостатков

ипозволяющих использовать достижения современной математики

ивычислительной техники. Одним из таких методов является се­

тевое планирование.

Первые опыты внедрения сетевого планирования в СССР отно­ сятся к 1962 г. Системы сетевого планирования и управления (СПУ) были успешно применены на строительстве ряда промыш­ ленных объектов (Бурштынской ГРЭС и Лисичанского химкомби­ ната). В дорожном строительстве СПУ впервые были внедрено управлением строительства автомобильной дороги Москва — Вол­ гоград в 1965 г. По данным нашей и зарубежной печати в среднем общий срок строительства объектов по сетевым графикам сокра­ щался в среднем на 15%.

Учитывая экономический эффект, полученный от внедрения се­ тевого планирования в различных отраслях народного хозяйства, Совет Министров СССР принял специальное постановление № 639 от 16 августа 1966 г. «О мерах по внедрению в народное хозяйство систем сетевого планирования и управления на основе комплексных сетевых графиков», которое определило конкретные задачи и основ­ ные направления применения сетевого планирования и управления (СПУ).

Чтобы лучше уяснить сущность метода СПУ и его основные преимущества, целесообразно напомнить основные понятия и тер­ мины, используемые в сетевом планировании.

С е т е в ы м

г р а ф и к о м

называется логико-математическая

модель некоторого процесса,

представленная в виде событий и

работ.

 

 

С о б ы т и е м

называется момент начала или окончания какой-

либо работы. Оно не имеет длительности и не потребляет ресурсов. Самое первое событие определяет момент начала работ, послед­ нее— завершение их. Эти события называют исходным и заверша­ ющим. Ввиду сложности комплекса дорожных работ общий сетевой план получают путем «сшивки» частных сетевых планов, каждый из которых разрабатывается компетентными исполнителями соот­ ветствующей специальности. «Сшивка» производится по так назы­ ваемым п е р е х о д н ы м с о б ы т и я м .

179



Таким образом, переходное событие является общим для не­ скольких сетей и может одновременно являться конечным событием для одного частного сетевого плана и начальным для другого.

На дорожных работах переходными событиями часто могут быть моменты приемки и сдачи выполненных работ на смежных за­ хватках комплексного потока. Так, при устройстве цементобетонно­ го покрытия на битумогрунтовом основании в частном сетевом графике по устройству основания может быть событие: «основание на 1-й захватке сдано». На частном сетевом плане по устройству цементобетонного покрытия может быть событие: «основание на 1-й захватке принято». Так как эти события тождественны, то оба частных сетевых плана могут быть «сшиты» по данному переход­ ному событию, образовав уже комплексный сетевой план, показы­ вающий как работы по устройству основания, так и работы по уст­ ройству покрытия.

Р а б о т а — деятельность исполнителей в период времени между двумя смежными событиями. Работы подразделяются на следую­ щие виды: а) «действительная работа», характеризующаяся по­ треблением ресурсов и затратами времени ( транспортные, земляные работы, разработка карьеров и т. п.); б) «ожидание», т. е. процесс, требующий затрат времени, но не потребляющий ресурсов (форми­ рование покрытия, набор прочности цементогрунтом или бетоном, если не требуется дополнительных мер по уходу и т. д.); в) «фик­ тивная работа» или «зависимость» — работа, не потребляющая ре­ сурсов и не имеющая продолжительности, связь двух смежных со­ бытий. Например, при устройстве гравийного покрытия методом смешения на дороге после события «конец розлива битума» может непосредственно наступить событие «начало перемешивания» без перерыва во времени и без каких-либо затрат ресурсов между упо­ мянутыми событиями. Поэтому связь этих событий должна быть отражена на сетевом графике как фиктивная работа.

Действительные работы показываются на графике сплошными линиями со стрелкой, а ожидание и зависимости (фиктивные рабо­ ты) — пунктиром.

П у т ь — последовательность работ, конец каждой из которых совпадает с началом последующей. Сетевой график представляет собой совокупность множества путей, имеющих начало в исходном событии (момент начала работ) и конец в завершающем событии (момент окончания строительства). Наиболее важными являются те пути, которые не имеют резервов. Они определяют срок выполне­ ния строительных работ и называются к р и т и ч е с к и м и . На од­ ном сетевом графике может быть несколько критических путей.

События и работы характеризуются количественными оценками. Каждая работа имеет длительность teij, которая выражается в ча­ сах, сменах, сутках и записывается над стрелкой работы. Порядок определения длительности работы будет рассмотрен в следующем параграфе главы.

Каждое событие сетевого графика характеризуется следующи­ ми параметрами:

180


р а н н я я д а т а с в е р ш е н и я с о б ы т и я

 

Тр;= max (Тpi -f teij)\

(XI.4)

п о з д н я я д а т а с в е р ш е н и я с о б ы т и я

 

Tai = mm{TKj - t elj)\

(XI.5)

р е з е р в в р е м е ни с о б ы т и я

 

R i = T ui- T pi.

(Xi.6.)

Так как событие может быть связано с несколькими работами (рис. 38), то резерв времени у события в общем случае отличается

Тр-.В;

V»;

Рис. 3-8. Сетевой график в полигональной форме

от резерва времени, имеющегося у работ. Поэтому при установле­ нии резервов времени у работ различают:

о б щ и й р е з е р в в р е м е н и R0:

 

 

 

R o = T nJ- T pl- i tiJ-,

 

 

(XI.7)

частный резерв времени Rv, вычисленный

по

ранним

срокам

свершения событий:

 

 

 

R p = T vj - T 9i - t elJ\

 

 

(XI.8)

частный резерв времени Ru, вычисленный

по

поздним

срокам

свершения событий:

 

 

 

Rn = T„f — T n i— te!j.

 

 

( X I . 9 )

Ранний срок свершения события / показывает, что работы, на­ чало которых совпадает с событием /, не могут начаться раньше, чем будут выполнены все без исключения работы, предшествующие событию /. Поэтому 7Р,- определяет та из предшествующих работ i—/, которая завершается последней по времени. Поздняя дата свершения события показывает наиболее позднее время свершения события i при условии, что начинающаяся с этого события работа начнется своевременно,

181