Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Рис. 37. Схема к определению Киер:
<разв— пеРи°д развертывания работ; *вьх— выходные и праздничные дни; <нер — нерабочие дни по метеорологическим условиям; ip e3 — резервное время
Приведенное обстоятельство следует учитывать при установлении величины необходимого реального темпа работы пп на основе пла новых календарных графиков (типа линии 1 на рис. 37). В этом случае к величине vnr, взятой с графика, должен быть применен поправочный коэффициент ( Д Не р ), величину которого можно вычис
лить из соотношения:
7 |
(^разв + ^вьх 4" ^рез) |
■^нер |
(XI.3) |
^Сразв "С ^вых Ч~ бгер “Ь ^рез)
Так, в частности, для примера, иллюстрируемого рис. 37, вели
чина иПг составляет *nrxr |
_ |
30________ |
= 0,94 |
км/смену. |
||
|
_ [20 — (2 + 1 + |
1) ]2 |
|
|
|
|
Коэффициент ЛГнер= |
|
20 — (2 + 1 + |
1) |
_ |
16 |
= 1,06. |
|
20 — (2 + 1 + 1 + 1) |
~~ |
15 |
|
Следовательно, темп линейных работ, по которому должна оп ределяться необходимая производительность подразделений, будет равен: пп=Ппг-Днер=0,94-1,06= 1,0 км/смену, что полностью соот ветствует исполнительному графику работ (линия 2 на рис. 37).
Следует учитывать, что календарный график жестко фиксирует один из многих возможных вариантов строительства. Когда в ходе работ появляются отклонения от плана, а это неизбежно, то отра зить эти изменения на графике, т. е. провести его корректировку для сложного комплекса работ, весьма трудно, зачастую требуется
178
полная переделка графика. Поэтому календарный график отличает ся малой динамичностью на стадии управления, что приводит не редко к несоответствию его реальной производственной обстановке.
Из общего комплекса работ, отражаемых на линейном кален дарном графике, трудно выделить наиболее напряженные, сосредо точить на них основное внимание, а также оценить величины резер вов менее напряженных работ и определить порядок их использо вания. В современных условиях эти недостатки становятся особенно ощутимы. В связи с возросшими объемами строительных работ и ограниченным временем на их выполнение особое значение приобретает выявление имеющихся резервов и их правильное ис пользование.
В последние 15—20 лет проводились активные поиски новых методов планирования работ, свободных от указанных недостатков
ипозволяющих использовать достижения современной математики
ивычислительной техники. Одним из таких методов является се
тевое планирование.
Первые опыты внедрения сетевого планирования в СССР отно сятся к 1962 г. Системы сетевого планирования и управления (СПУ) были успешно применены на строительстве ряда промыш ленных объектов (Бурштынской ГРЭС и Лисичанского химкомби ната). В дорожном строительстве СПУ впервые были внедрено управлением строительства автомобильной дороги Москва — Вол гоград в 1965 г. По данным нашей и зарубежной печати в среднем общий срок строительства объектов по сетевым графикам сокра щался в среднем на 15%.
Учитывая экономический эффект, полученный от внедрения се тевого планирования в различных отраслях народного хозяйства, Совет Министров СССР принял специальное постановление № 639 от 16 августа 1966 г. «О мерах по внедрению в народное хозяйство систем сетевого планирования и управления на основе комплексных сетевых графиков», которое определило конкретные задачи и основ ные направления применения сетевого планирования и управления (СПУ).
Чтобы лучше уяснить сущность метода СПУ и его основные преимущества, целесообразно напомнить основные понятия и тер мины, используемые в сетевом планировании.
С е т е в ы м |
г р а ф и к о м |
называется логико-математическая |
модель некоторого процесса, |
представленная в виде событий и |
|
работ. |
|
|
С о б ы т и е м |
называется момент начала или окончания какой- |
либо работы. Оно не имеет длительности и не потребляет ресурсов. Самое первое событие определяет момент начала работ, послед нее— завершение их. Эти события называют исходным и заверша ющим. Ввиду сложности комплекса дорожных работ общий сетевой план получают путем «сшивки» частных сетевых планов, каждый из которых разрабатывается компетентными исполнителями соот ветствующей специальности. «Сшивка» производится по так назы ваемым п е р е х о д н ы м с о б ы т и я м .
179
Таким образом, переходное событие является общим для не скольких сетей и может одновременно являться конечным событием для одного частного сетевого плана и начальным для другого.
На дорожных работах переходными событиями часто могут быть моменты приемки и сдачи выполненных работ на смежных за хватках комплексного потока. Так, при устройстве цементобетонно го покрытия на битумогрунтовом основании в частном сетевом графике по устройству основания может быть событие: «основание на 1-й захватке сдано». На частном сетевом плане по устройству цементобетонного покрытия может быть событие: «основание на 1-й захватке принято». Так как эти события тождественны, то оба частных сетевых плана могут быть «сшиты» по данному переход ному событию, образовав уже комплексный сетевой план, показы вающий как работы по устройству основания, так и работы по уст ройству покрытия.
Р а б о т а — деятельность исполнителей в период времени между двумя смежными событиями. Работы подразделяются на следую щие виды: а) «действительная работа», характеризующаяся по треблением ресурсов и затратами времени ( транспортные, земляные работы, разработка карьеров и т. п.); б) «ожидание», т. е. процесс, требующий затрат времени, но не потребляющий ресурсов (форми рование покрытия, набор прочности цементогрунтом или бетоном, если не требуется дополнительных мер по уходу и т. д.); в) «фик тивная работа» или «зависимость» — работа, не потребляющая ре сурсов и не имеющая продолжительности, связь двух смежных со бытий. Например, при устройстве гравийного покрытия методом смешения на дороге после события «конец розлива битума» может непосредственно наступить событие «начало перемешивания» без перерыва во времени и без каких-либо затрат ресурсов между упо мянутыми событиями. Поэтому связь этих событий должна быть отражена на сетевом графике как фиктивная работа.
Действительные работы показываются на графике сплошными линиями со стрелкой, а ожидание и зависимости (фиктивные рабо ты) — пунктиром.
П у т ь — последовательность работ, конец каждой из которых совпадает с началом последующей. Сетевой график представляет собой совокупность множества путей, имеющих начало в исходном событии (момент начала работ) и конец в завершающем событии (момент окончания строительства). Наиболее важными являются те пути, которые не имеют резервов. Они определяют срок выполне ния строительных работ и называются к р и т и ч е с к и м и . На од ном сетевом графике может быть несколько критических путей.
События и работы характеризуются количественными оценками. Каждая работа имеет длительность teij, которая выражается в ча сах, сменах, сутках и записывается над стрелкой работы. Порядок определения длительности работы будет рассмотрен в следующем параграфе главы.
Каждое событие сетевого графика характеризуется следующи ми параметрами:
180
р а н н я я д а т а с в е р ш е н и я с о б ы т и я |
|
Тр;= max (Тpi -f teij)\ |
(XI.4) |
п о з д н я я д а т а с в е р ш е н и я с о б ы т и я |
|
Tai = mm{TKj - t elj)\ |
(XI.5) |
р е з е р в в р е м е ни с о б ы т и я |
|
R i = T ui- T pi. |
(Xi.6.) |
Так как событие может быть связано с несколькими работами (рис. 38), то резерв времени у события в общем случае отличается
Тр-.В;
V»;
Рис. 3-8. Сетевой график в полигональной форме
от резерва времени, имеющегося у работ. Поэтому при установле нии резервов времени у работ различают:
о б щ и й р е з е р в в р е м е н и R0: |
|
|
|
R o = T nJ- T pl- i tiJ-, |
|
|
(XI.7) |
частный резерв времени Rv, вычисленный |
по |
ранним |
срокам |
свершения событий: |
|
|
|
R p = T vj - T 9i - t elJ\ |
|
|
(XI.8) |
частный резерв времени Ru, вычисленный |
по |
поздним |
срокам |
свершения событий: |
|
|
|
Rn = T„f — T n i— te!j. |
|
|
( X I . 9 ) |
Ранний срок свершения события / показывает, что работы, на чало которых совпадает с событием /, не могут начаться раньше, чем будут выполнены все без исключения работы, предшествующие событию /. Поэтому 7Р,- определяет та из предшествующих работ i—/, которая завершается последней по времени. Поздняя дата свершения события показывает наиболее позднее время свершения события i при условии, что начинающаяся с этого события работа начнется своевременно,
181