Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из графика, величина т|0, например при длине фронта работ на уступе 3 км, составляет соответственно для схем: № 2 —■ 0,773, Т-16 — 0,674 и Т-1а — 0,601; следовательно, обеспеченность, а также и производительность экскаватора в схемах Т-16 и Т-1а будет меньше, чем в схеме № 2, соответственно на 13 и 22 %•

Себестоимость выемки 1 м3 горной массы в схемах Т-16 и Т-1а по сравнению со схемой № 2 будет выше и для указанных выше условий составит для схем Т-16 и Т-1а — 7,85 и 7,96 коп., а для схемы № 2 — 6,72 коп.

Схемы работы одноковшовых экскаваторов механических лопат с использованием автотранспорта

Автомобильный транспорт в настоящее время довольно широко применяется на отечественных карьерах. В 1970 г. удельный вес этого вида транспорта составил в железорудной промышленности

.57,8% (по руде) и 43,2% (по вскрыше) и в угольной — 31,7% (по углю) и 16% (по вскрыше).

Наиболее эффективной схемой работы экскаваторов — механи­ ческих лопат в этом случае будет схема, при которой обеспечива­

ется непрерывная подача автомобилей под погрузку (т. е.

чтобы

время обмена было равно нулю). Это

может

быть достигнуто

в схеме, где

возможен разворот машины

в экскаваторном

забое

(рис. 16, а),

и при двухполосном движении на

уступе (отдельно

для порожнякового и грузового направлений).

 

 

Разворот автосамосвала в забое возможен при разработке твер­ дых пород и полезного ископаемого (в противном случае необхо­ димо у экскаваторного забоя устраивать поворотный пункт с ис­ кусственным покрытием, что невозможно).

При разработке некрепких пород, особенно с включением глин и суглинков, когда на уступе применяется искусственное покры­ тие, возможна только одна схема движения — поточная двухпо­ лосная, т. е. отрабатываемый уступ должен иметь по торцам два выезда.

Для маятникового способа движения автомобилей наиболее экономичной будет схема с кольцевым разворотом (рис. 16, а): здесь по сравнению с тупиковым разворотом (рис. 16, в, г) исклю­ чаются сложные развороты, уменьшается время оборота локомотивосоставов и время обмена.

Кольцевой разворот лучше всего производить в пределах экска­ ваторного забоя (рис. 16,6,5); при этом значительно уменьша­ ется ширина транспортной площадки по сравнению с разворотом

вне

забоя (рис. 16, а) и снижаются затраты на горно-капиталь­

ные

работы.

Ширина транспортной площадки при развороте вне экскаватор­ ного забоя равна 2#+ 4, где R — радиус поворота автосамосвала (в зависимости от типа машины принимается от 9 до 15 м, а 4 —

.60


минимальное расстояние колеи от бровки нижнего уступа). Следо­

вательно, ширина площадки для схемы,

приведенной на рис. 16, а,

не должна быть меньше 22—34 м.

б, ширина транспортной

Для схемы, приведенной на рис. 16,

площадки Вп при использовании наиболее распространенных экс­ каваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 (при Л = 15 м) должна быть не меньше

7—19 м.

Рис. 16. Схемы движения автомашины на уступе при маятниковой орга­ низации работы транспорта:

Применение схемы кольцевого разворота в пределах экскава­ торного забоя возможно только при совпадении направлений отра­ ботки заходки и движения автосамосвалов с грузом. Такой случай работы имеет место при разработке месторождений по бестранс­ портной системе и с вывозкой полезного ископаемого при помощи автомобильного транспорта. При этом предусматривается два вы­ езда по флангам карьеров (или блока), а работа экскаваторов ве­ дется без холостых перегонов.

61

Применение при автотранспорте других схем движения, на­ пример с тупиковым разворотом (см. рис. 16, б), вызывает простои экскаваторов во время обмена автомашин при погрузке, увеличе­ ние времени рейса автосамосвалов из-за потерь времени на слож­ ные маневры в забоях.

Рассмотрим эффективность применения различных схем движе­ ния автосамосвалов на уступе. Для этого воспользуемся данными, приведенными в ЕНВ, где нормы выработки определены с учетом затрат времени на обмен и установку автосамосвала под погрузку. Это время по ЕНВ в зависимости от типа применяемых машин со­ ставляет от 0,2 до 0,5 мин на один обмен, т. е. работа производится по схеме с тупиковым разворотом.

З а т р а т ы на э к с к а в а ц и ю 1 м3 г о р н о й м а с с ы при ра­ боте с использованием автотранспорта может быть определена по формуле *

э~ “ На

435дпк

 

?п. а “Ь К

где а — стоимость машино-смены экскаватора, коп.; q — объем гор­ ной массы в ковше экскаватора, м3; пк-—число ковшей в одном автосамосвале; t„. а — время погрузки одного автосамосвала, мин; t0 — время обмена автосамосвала у экскаватора, мин.

При работе экскаватора ЭКГ-4,6 с погрузкой породы в автоса­ мосвалы МАЗ-525 (породы III категории) стоимость экскавации составит

Сэ

435 - 32 - 4

2,23 (2-[-О-

 

 

(49')

 

 

2 + t0

 

 

 

 

 

Затраты на экскавацию 1 м3 горной массы в

зависимости от

схемы работы составят: для схемы, приведенной на рис.

16, а

(при

^о = 0 ) — 4,46 коп.,

для

схемы, представленной

на

рис.

16, в

(при

t0 = 0,5 мин)— 5,58

коп.; следовательно, при

работе экскаватора

с тупиковым разворотом величина сэ увеличивается почти на 25%•

Для экскаватора ЭКГ-8 при использовании

автосамосвалов

формула (49)

будет иметь следующий вид:

 

 

сэ

435 - 5, 6 - 4

1>87 (2,43-)-А>)-

(49")

 

 

2,43 -)- t0

 

 

При to ——0 мин (кольцевая схема) сэ = 4,55 коп.,

при (о = 0,5 мин

(тупиковая схема)

сэ = 5,49 коп.,

т. е. сэ увеличивается на 20%•

З а т р а т ы

на

т р а н с п о р т и р о в а н и е

1 м3 г о р н о й

м а с с ы (автомобильная составляющая) может быть определена.

Длительность смены принята 8 ч.

62


из выражения

 

а.

а

 

г — — —

 

(50)

*'Т. a

L J

435<7%

J

 

Konst “Н7у. п

где а&— стоимость машино-смены автосамосвала, коп.; (const— по­ стоянная составляющая времени рейса (не зависящая от схемы ра­ боты на уступе)-; (у.п— время установки самосвала под погрузку.

Для автосамосвалов МАЗ-525 (экскаватор ЭКГ-4,6 породы III категории, расстояние откатки 2,5 км)

 

Ст.. = - -----gjjg---- = 0 ,9 7 (2 4 + (у. п).

(50')

 

24 + ty. п

 

 

Для схем

с кольцевым разворотом

(при ty.п= 0)

стоимость

транспортирования 1 м3 горной массы составит 23,2 коп.,

а для схем

с тупиковым

разворотом (при (у.п= 0,5

мин) —-23,8 коп. Следова­

тельно, при схеме с тупиковым разворотом стоимость транспорти­ рования увеличится на 2%.

Таким образом, себестоимость выемки 1 м3 горной массы при схеме с тупиковым разворотом автомашин увеличивается на 27% по сравнению со схемой с кольцевым разворотом (при использова­ нии экскаватора ЭКГ-4,6 и автосамосвала МАЗ-525).

П р о п у с к н а я и п р о в о з н а я с п о с о б н о с т ь в ъ е з д н ы х т р а н ш е й

В транспортных системах разработки важным параметром, от которого зависит производственная мощность карьера, является п р о п у с к н а я и п р о в о з н а я с п о с о б н о с т ь к а п и т а л ь ­

ных

т р а н ш е й /7П-

при ж.-д. транс­

1.

Пропускная способность траншеи (перегона)

порте — это наибольшее число пар поездов, которые

могут быть

пропущены по данному участку в течение определенного проме­ жутка времени (смены, суток). Она зависит от числа путей, вре­ мени занятия перегона и способа сношения между раздельными пунктами перегона и может быть определена по формулам:

для однопутного перегона

 

(рис. 17, а)

 

п '

0,577

, пар поездов;

(51)

П п~

г

,

у

 

г ДВ

\

1 С Н

 

 

для двухпутного перегона (рис. 17, б)

п Т

— , пар поездов,

(52)

Пп= ——

ГДВ “ Г *СН

где Тс — продолжительность работы транспорта в сутки; при трех­ сменной работе и длительности смены 8 ч 7с= 3*8-60 — 120 = = 1320 мин; 120 — время (в мин) приема и сдачи смен и пропуска

63


хозяйственных поездов; /дв— время движения поезда по перегону (принимается, что скорость движения состава в грузовом и порож­ няковом направлениях одинакова); /сн — время, затрачиваемое на

связь между раздельными пунктами

(при телефонной связи /с„=

= 3-ь5 мин, при полуавтоматической

блокировке /Сн = l-f-2 мин и

при автоблокировке — /сн= 0 мин).

 

Рис. 17. Схемы тупиков постов:

а — однопутный; б — двухпутный

Подставляя в выражения (51) и (52) значения Тс, /сп и /дв, по­ лучим

0,5 ■ 1320

660

(5 2 ')

Л п= - 60Z,пер

 

2,4/пер + /а

4“ ^с;

 

Лп= .

 

1320

(5 2")

2,4/пер + /с

где /пер — длина перегона, м;

v — скорость движения

(по данным

ЕНВ о = 25 км/ч).

 

 

 

При автоблокировке пропускная способность двухпутной линии определяется по интервалу времени /и между следующими друг за другом поездами

п "

1320

1320

1320

Я п = ~ ^

^ ~ Ш

^ = ~б0777+ЖГ~ ’

пар поездов’

<53>

 

V

V

 

 

где /щщ — минимальное

расстояние между

поездами; /min зави­

сит от принятой

системы

сигнализации и при

двузначной системе

64