Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
Как видно из графика, величина т|0, например при длине фронта работ на уступе 3 км, составляет соответственно для схем: № 2 —■ 0,773, Т-16 — 0,674 и Т-1а — 0,601; следовательно, обеспеченность, а также и производительность экскаватора в схемах Т-16 и Т-1а будет меньше, чем в схеме № 2, соответственно на 13 и 22 %•
Себестоимость выемки 1 м3 горной массы в схемах Т-16 и Т-1а по сравнению со схемой № 2 будет выше и для указанных выше условий составит для схем Т-16 и Т-1а — 7,85 и 7,96 коп., а для схемы № 2 — 6,72 коп.
Схемы работы одноковшовых экскаваторов — механических лопат с использованием автотранспорта
Автомобильный транспорт в настоящее время довольно широко применяется на отечественных карьерах. В 1970 г. удельный вес этого вида транспорта составил в железорудной промышленности
.57,8% (по руде) и 43,2% (по вскрыше) и в угольной — 31,7% (по углю) и 16% (по вскрыше).
Наиболее эффективной схемой работы экскаваторов — механи ческих лопат в этом случае будет схема, при которой обеспечива
ется непрерывная подача автомобилей под погрузку (т. е. |
чтобы |
|||
время обмена было равно нулю). Это |
может |
быть достигнуто |
||
в схеме, где |
возможен разворот машины |
в экскаваторном |
забое |
|
(рис. 16, а), |
и при двухполосном движении на |
уступе (отдельно |
||
для порожнякового и грузового направлений). |
|
|
Разворот автосамосвала в забое возможен при разработке твер дых пород и полезного ископаемого (в противном случае необхо димо у экскаваторного забоя устраивать поворотный пункт с ис кусственным покрытием, что невозможно).
При разработке некрепких пород, особенно с включением глин и суглинков, когда на уступе применяется искусственное покры тие, возможна только одна схема движения — поточная двухпо лосная, т. е. отрабатываемый уступ должен иметь по торцам два выезда.
Для маятникового способа движения автомобилей наиболее экономичной будет схема с кольцевым разворотом (рис. 16, а): здесь по сравнению с тупиковым разворотом (рис. 16, в, г) исклю чаются сложные развороты, уменьшается время оборота локомотивосоставов и время обмена.
Кольцевой разворот лучше всего производить в пределах экска ваторного забоя (рис. 16,6,5); при этом значительно уменьша ется ширина транспортной площадки по сравнению с разворотом
вне |
забоя (рис. 16, а) и снижаются затраты на горно-капиталь |
ные |
работы. |
Ширина транспортной площадки при развороте вне экскаватор ного забоя равна 2#+ 4, где R — радиус поворота автосамосвала (в зависимости от типа машины принимается от 9 до 15 м, а 4 —
.60
минимальное расстояние колеи от бровки нижнего уступа). Следо
вательно, ширина площадки для схемы, |
приведенной на рис. 16, а, |
не должна быть меньше 22—34 м. |
б, ширина транспортной |
Для схемы, приведенной на рис. 16, |
площадки Вп при использовании наиболее распространенных экс каваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 (при Л = 15 м) должна быть не меньше
7—19 м.
Рис. 16. Схемы движения автомашины на уступе при маятниковой орга низации работы транспорта:
Применение схемы кольцевого разворота в пределах экскава торного забоя возможно только при совпадении направлений отра ботки заходки и движения автосамосвалов с грузом. Такой случай работы имеет место при разработке месторождений по бестранс портной системе и с вывозкой полезного ископаемого при помощи автомобильного транспорта. При этом предусматривается два вы езда по флангам карьеров (или блока), а работа экскаваторов ве дется без холостых перегонов.
61
Применение при автотранспорте других схем движения, на пример с тупиковым разворотом (см. рис. 16, б), вызывает простои экскаваторов во время обмена автомашин при погрузке, увеличе ние времени рейса автосамосвалов из-за потерь времени на слож ные маневры в забоях.
Рассмотрим эффективность применения различных схем движе ния автосамосвалов на уступе. Для этого воспользуемся данными, приведенными в ЕНВ, где нормы выработки определены с учетом затрат времени на обмен и установку автосамосвала под погрузку. Это время по ЕНВ в зависимости от типа применяемых машин со ставляет от 0,2 до 0,5 мин на один обмен, т. е. работа производится по схеме с тупиковым разворотом.
З а т р а т ы на э к с к а в а ц и ю 1 м3 г о р н о й м а с с ы при ра боте с использованием автотранспорта может быть определена по формуле *
э~ “ На |
435дпк |
|
?п. а “Ь К |
где а — стоимость машино-смены экскаватора, коп.; q — объем гор ной массы в ковше экскаватора, м3; пк-—число ковшей в одном автосамосвале; t„. а — время погрузки одного автосамосвала, мин; t0 — время обмена автосамосвала у экскаватора, мин.
При работе экскаватора ЭКГ-4,6 с погрузкой породы в автоса мосвалы МАЗ-525 (породы III категории) стоимость экскавации составит
Сэ |
435 - 32 - 4 |
2,23 (2-[-О- |
|
|
(49') |
||
|
|
2 + t0 |
|
|
|
|
|
Затраты на экскавацию 1 м3 горной массы в |
зависимости от |
||||||
схемы работы составят: для схемы, приведенной на рис. |
16, а |
(при |
|||||
^о = 0 ) — 4,46 коп., |
для |
схемы, представленной |
на |
рис. |
16, в |
(при |
|
t0 = 0,5 мин)— 5,58 |
коп.; следовательно, при |
работе экскаватора |
с тупиковым разворотом величина сэ увеличивается почти на 25%•
Для экскаватора ЭКГ-8 при использовании |
автосамосвалов |
|||
формула (49) |
будет иметь следующий вид: |
|
||
|
сэ |
435 - 5, 6 - 4 |
— 1>87 (2,43-)-А>)- |
(49") |
|
|
2,43 -)- t0 |
|
|
При to ——0 мин (кольцевая схема) сэ = 4,55 коп., |
при (о = 0,5 мин |
|||
(тупиковая схема) |
сэ = 5,49 коп., |
т. е. сэ увеличивается на 20%• |
||
З а т р а т ы |
на |
т р а н с п о р т и р о в а н и е |
1 м3 г о р н о й |
м а с с ы (автомобильная составляющая) может быть определена.
Длительность смены принята 8 ч.
62
из выражения
|
а. |
а |
|
г — — — |
|
(50) |
|
*'Т. a |
L J |
435<7% |
|
J *в |
|
Konst “Н7у. п
где а&— стоимость машино-смены автосамосвала, коп.; (const— по стоянная составляющая времени рейса (не зависящая от схемы ра боты на уступе)-; (у.п— время установки самосвала под погрузку.
Для автосамосвалов МАЗ-525 (экскаватор ЭКГ-4,6 породы III категории, расстояние откатки 2,5 км)
|
Ст.. = - -----gjjg---- = 0 ,9 7 (2 4 + (у. п). |
(50') |
|
|
24 + ty. п |
|
|
Для схем |
с кольцевым разворотом |
(при ty.п= 0) |
стоимость |
транспортирования 1 м3 горной массы составит 23,2 коп., |
а для схем |
||
с тупиковым |
разворотом (при (у.п= 0,5 |
мин) —-23,8 коп. Следова |
тельно, при схеме с тупиковым разворотом стоимость транспорти рования увеличится на 2%.
Таким образом, себестоимость выемки 1 м3 горной массы при схеме с тупиковым разворотом автомашин увеличивается на 27% по сравнению со схемой с кольцевым разворотом (при использова нии экскаватора ЭКГ-4,6 и автосамосвала МАЗ-525).
П р о п у с к н а я и п р о в о з н а я с п о с о б н о с т ь в ъ е з д н ы х т р а н ш е й
В транспортных системах разработки важным параметром, от которого зависит производственная мощность карьера, является п р о п у с к н а я и п р о в о з н а я с п о с о б н о с т ь к а п и т а л ь
ных |
т р а н ш е й /7П- |
при ж.-д. транс |
1. |
Пропускная способность траншеи (перегона) |
|
порте — это наибольшее число пар поездов, которые |
могут быть |
пропущены по данному участку в течение определенного проме жутка времени (смены, суток). Она зависит от числа путей, вре мени занятия перегона и способа сношения между раздельными пунктами перегона и может быть определена по формулам:
для однопутного перегона |
|
(рис. 17, а) |
|
||
п ' |
0,577 |
, пар поездов; |
(51) |
||
П п~ |
г |
, |
у |
||
|
г ДВ |
\ |
1 С Н |
|
|
для двухпутного перегона (рис. 17, б)
п Т |
— , пар поездов, |
(52) |
Пп= —— |
ГДВ “ Г *СН
где Тс — продолжительность работы транспорта в сутки; при трех сменной работе и длительности смены 8 ч 7с= 3*8-60 — 120 = = 1320 мин; 120 — время (в мин) приема и сдачи смен и пропуска
63
хозяйственных поездов; /дв— время движения поезда по перегону (принимается, что скорость движения состава в грузовом и порож няковом направлениях одинакова); /сн — время, затрачиваемое на
связь между раздельными пунктами |
(при телефонной связи /с„= |
= 3-ь5 мин, при полуавтоматической |
блокировке /Сн = l-f-2 мин и |
при автоблокировке — /сн= 0 мин). |
|
Рис. 17. Схемы тупиков постов:
а — однопутный; б — двухпутный
Подставляя в выражения (51) и (52) значения Тс, /сп и /дв, по лучим
0,5 ■ 1320 |
660 |
(5 2 ') |
|
Л п= - 60Z,пер |
|
2,4/пер + /а |
|
4“ ^с; |
|
||
Лп= . |
|
1320 |
(5 2") |
2,4/пер + /с |
|||
где /пер — длина перегона, м; |
v — скорость движения |
(по данным |
|
ЕНВ о = 25 км/ч). |
|
|
|
При автоблокировке пропускная способность двухпутной линии определяется по интервалу времени /и между следующими друг за другом поездами
п " |
1320 |
1320 |
1320 |
Я п = ~ ^ |
^ ~ Ш |
^ = ~б0777+ЖГ~ ’ |
пар поездов’ |
<53> |
|
V |
V |
|
|
где /щщ — минимальное |
расстояние между |
поездами; /min зави |
||
сит от принятой |
системы |
сигнализации и при |
двузначной системе |
64