Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Величины Гр. т и Ту, рассчитанные по формулам (153) и (154) для различной длины фронта работ карьера, приведены в табл. 39 (при расчетах нормы выработки экскаваторов приняты по ЕНВ, автосамосвалы применяются грузоподъемностью 40 т).
Из сравнения данных этой таблицы с приведенным выше вре менем отработки верхнего добычного уступа (Т0 при работе на ав тотранспорт при использовании экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 со ставляет 200 и 150 дней) видно, что условие Т0^ Т У в этом случае обеспечивается при ГфР до 2 км даже при работе одного экскава тора на расширении траншеи; при Г ф Р = 2,5 км на расширении тран шеи необходимо применять два экскаватора.
Приведенные выше расчеты показывают возможность и целе сообразность достижения высоких темпов углубки карьеров при разработке крутых месторождений.
При подготовке нового нижележащего горизонта по рассмот ренным выше схемам и применении передовых форм организации труда по сетевым графикам возможно понижение горных работ на 20 м в год и более. Такое понижение возможно даже при работе на ж.-д. транспорт. Реальная возможность достижения высоких тем пов углубки карьеров обеспечивается тем, что в основу приведен ных расчетов были положены действующие в промышленности нормы выработки на экскаваторы, а также тем, что длины фронта работ на один экскаватор принимались не меньше минимально воз можных по условиям обеспечения нормальной работы экскаваторов
исредств транспорта на уступе.
Впримерах не рассматриваются затраты времени на вспомога тельные работы (взрывание, передвижка железнодорожных путей), но они не учитывались также и при расчете времени отработки верх него добычного уступа. Предполагается, что эти работы выполня ются в общевыходные дни (карьеры работают по прерывному ре жиму с одним или двумя нерабочими днями в неделю).
§4. Выбор длины фронта горных работ на один экскаватор
итемпов его развития
Втехнической литературе известны работы отдельных ученых, проектных и исследовательских институтов, в которых рассматрива лись вопросы определения длины фронта работ на один экскаватор.
Втабл. 40 приведены рекомендуемые в работах Центрогипрошахта [45 и 46], Гипроруды [8] и УкрНИИпроекта [44] значения длийы
фронта работ для различных типов экскаваторов в зависимости от горнотехнических условий разрабатываемых месторождений, систем разработки и типов применяемых транспортных средств. В этой таб лице данные Центрогипрошахта и УкрНИИпроекта приведены опти мальные, а Гипроруды — минимальные значения длины фронта ра бот на один экскаватор.
В приведенных выше рекомендациях обращает на себя внима ние широкий диапазон, в котором изменяется рекомендуемая
135
Рекомендуемая длина фронта работ на один экскаватор, км
Транспортная система разработки
|
|
|
|
|
|
|
Бестранспорт |
|
|
|
|
|
Конвейерный транспорт |
ная система |
|
Экскаватор |
Железнодорожный транспорт |
Автотранспорт |
разработки по |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Центрогипро- |
|
по Центро- |
по Гипроруде |
по Центро- |
по Гипроруде |
по УкрНИИ- |
по Центро- |
шахту |
|
гипрошахту |
гипрошахту |
проекту |
гипрошахту |
|
Э-2005 |
|
|
|
— |
|
0,3/0,45*'* |
— |
0,15/0,35*' |
— |
— |
— |
ЭКГ-4 |
|
|
1,5 *2/2,3 *з |
0,4/0,55*' |
1 ,1 - 1 ,8*з |
0,2/0,45*' |
— |
— |
— |
||
|
|
|
3,3—4,5*4 |
0 ,4/0,6*' |
1,3 -3,0*4 |
0,2/0,5*' |
|
|
|
||
ЭКГ-8 |
|
|
— |
— |
— |
— |
|||||
ЭШ-5/45 |
|
|
— |
|
— |
|
|
|
|
|
|
ЭШ-10/60 |
|
|
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
0 ,6 -1 ,2 |
|
ЭШ-15/90 |
|
|
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
0 ,8 -1 ,0 * 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
1 ,5 -2 ,0 |
ЭВГ-15 |
|
|
— |
|
— |
|
|
|
|
||
ЭВГ-35/65 |
|
|
— |
|
— |
— |
|
|
|
|
|
ЭШ-25/100 |
|
|
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
1 ,2 -2 ,5 |
|
ЭРГ-1600 |
|
2,4—5,8 |
|
— |
— |
— |
2,0 |
0 ,8 -1 ,2 |
— |
||
ЭРШР-2600 |
|
2,4—3,4 |
|
— ■ |
— |
— |
3,0 |
— |
— |
||
*1 В числителе — для |
рыхлых |
пород, |
в |
знаменателе — для |
скальных. |
|
|
|
|
||
*2 При глубине карьера 50—150 м. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
*3 |
При глубине 150—250 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * |
При глубине 250—350 |
м. |
пластов, |
в знаменателе — для |
мощных. |
|
|
|
|
||
*й В числителе — для |
тонких |
|
|
|
|
длина фронта, например по материалам Центрогипрошахта значе ния оптимальной величины колеблются в отдельных случаях более чем в 2 раза. Кроме того, имеются значительные расхождения в ре комендациях Центрогипрошахта и УкрНИИпроекта, например для роторного экскаватора ЭРГ-1600 при работе его на конвейерный транспорт оптимальная длина фронта работ на один экскаватор, рекомендуемая УкрНИИпроектом, в 2 раза меньше, чем по данным Центрогипрошахта.
Это, по нашему мнению, ставит под сомнение приводимые реко мендации и обусловливает необходимость разработки общей мето дики определения длины фронта работ на экскаватор.
Выбор длины фронта горных работ, приходящейся на один экскаватор или вскрышной комплекс
Величина АфР. у в общем случае не должна быть меньше ее мини мально допустимых значений (см. табл. 30, 32, 33, 35 и 36), но в то же время не должна значительно превышать их, так как с увели чением длины фронта работ на один экскаватор себестоимость до бычи 1 м3 горной массы будет повышаться, а производственная мощность горного предприятия уменьшаться.
При разработке горизонтальных и пологих залежей рациональ ная длина фронта Ь ф Р . у помимо указанных выше факторов будет определяться исходя из условия QB.г= Цд. г&в, где QB.г и QH.r — про изводственная мощность карьера соответственно по вскрыше и до быче, &в — коэффициент вскрыши. При транспортной системе раз работки месторождений значительной протяженности при этом дол жна обеспечиваться нормальная работа средств ж.-д. транспорта. Так, не рекомендуется установка на уступе более трех экскаваторов, особенно при маятниковом движении составов. При бестранспорт ной системе разработки крупных месторождений необходимо учиты вать экономический ущерб от снижения приемной способности внут ренних отвалов с уменьшением длины АфР. у и усложнения при этом общей организации работ на карьерах. Более детально этот вопрос рассматривается в главе V.
При разработке наклонных и крутых залежей величина АфР. у
на породных уступах определяется необходимыми объемами вскрышных работ исходя из возможной производственной мощно сти карьера по полезному ископаемому и режима его работы и мо жет превышать его минимально допустимые значения, особенно при разработке глубоких карьеров с большим числом породных уступов. В этом случае наиболее эффективная отработка месторождения, как это было впервые установлено В. В. Ржевским при исследова нии режимов горных работ на карьерах [38], а затем А. А. Арсентье вым [5], В. С. Хохряковым и Б. П. Юматовым, достигается при вы емке вскрыши по отдельным этапам (периодам) с усреднением ко эффициента вскрыши.
137
Для этих же месторождений при большой их протяженности (более 3 км) и применении ж.-д. транспорта величина Г ф Р .у на до бычных уступах рассчитывается из условия обеспечения неравен ства Г0< Г У, где Т0— длительность отработки верхнего добычного уступа и Ту — длительность подготовки нового нижележащего го ризонта. В этом случае длина фронта горных работ на экскаватор также может превышать ее минимально допустимые значения (см. табл. 30) и может определяться из выражения
7фр. уВпкц > т |
4-7’ |
Р» |
(155) |
||
Кем. д77в. д |
1Н. т Д |
1р. Т |
|||
где 74. т, Гр. т и Гр — длительность |
проведения |
соответственно на |
|||
клонной и разрезной траншеи и ее расширения, |
определяемая по |
формулам (144), (145), (156), (153) и (154).
Кроме того, при отработке наклонных и крутых месторождений производственная мощность карьера, а с ней и удельные значения длины фронта горных работ на экскаватор могут ограничиваться пропускной способностью вскрывающих траншей и применяемых транспортных средств, а также условиями обеспечения нормальной работы средств ж.-д. транспорта при разработке месторождений большой длины, когда уступ по расчетам должен отрабатываться более чем 3 экскаваторами.
Сравнивая данные табл. 30, 32, 33, 35 и 36, где приведены ми нимально возможные значения длины фронта горных работ на экс каватор (выемочный комплекс), с данными табл. 41, в которой пред ставлены фактические значения величины ГфР. у на действующих карьерах, можно сделать вывод, что фактические величины Г ф Р .у в большинстве случаев значительно превышают ее минимально до пустимые значения. Это приводит к низким темпам отработки мес торождений, недостаточному использованию возможных производ ственных мощностей карьеров и ухудшению показателей их работы.
Анализ отчетных данных показывает, что фактическая длина фронта на экскаватор на действующих железорудных и угольных карьерах колеблется в весьма широких пределах даже при отра ботке месторождений с примерно одинаковыми горно-геологиче скими условиями при применении однотипной горнотранспортной техники (см.табл.41).
Значительные изменения удельной длины фронта на экскава тор оказывают большое влияние на темпы отработки карьерных по лей и интенсивность разработки месторождений (табл. 42).
Скорость подвигания или понижения фронта горных работ на действующих железорудных и угольных карьерах изменялась также в большом диапазоне. Например, на карьерах Криворожского бас
сейна она колебалась от 6,4 до 10,5 м/год; |
на Бочатском |
карьере |
в Кузбассе, где фронт работ на экскаватор |
весьма велик |
(2820— |
3560 м), скорость понижения горных работ составляла всего лишь 4 м/год.
138