Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Iji — длина состава, м; R — минимальный радиус закругления ж.-д. путей, м (на нижних горизонтах Л!=120 м); щ — порядковый номер горизонта (начиная снизу); ср — угол откоса борта карьера, градус.

Нижний уступ отрабатывается, как правило, с верхней погруз­ кой, поэтому ж.-д. пути укладываются только на его кровле, т. е. тупиковым съездом вскрывается второй горизонт (считая снизу). Грузонапряженность нижних двух-трех горизонтов сравнительно не­ велика, и их вскрытие возможно производить однопутными съез­ дами.

Верхние уступы необходимо вскрывать траншеями с двумя или более путями для обеспечения возрастающей грузонапряженности по мере увеличения числа уступов.

С увеличением числа уступов длина фронта работ на уступе бу­ дет возрастать за счет разноса бортов карьера на каждом горизонте на величину ALc],p= 2#ctg(p; следовательно, минимальную длину фронта необходимо рассчитывать из условия возможности вскры­ тия второго или четвертого нижних уступов.

Пользуясь выражениями (160) и (161), можно рассчитать ми­ нимальную длиру фронта карьера, при которой возможно вскрытие

его тупиковыми съездами по нерабочему борту карьера

(табл. 45).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

45

 

 

 

Минимальные значения

к

 

 

 

 

 

 

 

i = 20“/оо

 

i — зо

 

i= 4 0 ”/ 00

 

Тип локомо­

Тип

Is

 

S

S

 

5

Ъ

2

тива

(сцепной

 

 

думпкара

 

as

 

as

s

as

 

вес)

еГ

z

С

S

сГ

 

 

Си

d

©-

 

 

 

02

е

•е*

02

С

нЭ-

02

Ъ

 

 

 

 

O'

 

 

О

 

 

O'

 

 

ДЗ-60

ВС-180

870

310

1650/2500

530

200

1400/1700

370

160 1200/1400

(Р с =

360т)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

ЕЛ-1 II СпО

ВС-100 310 130 1450/1600 185 85 1200/1200 1400 70 950/1000

н

IV

КП-1

5ВС-60

170

80

1350/1400

100 50 1050/1100 70

85 950/950

<РС=

80 т)

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Породы

V

категории;

в

числителе — для второго, в

знаменателе —

.тля четвертого

уступов;

высота

уступа 15 м;

угол ф=50°.

 

Как видно из данных табл. 45, минимально возможная длина фронта работ определяется условиями вскрытия четвертого гори­ зонта, где величина ЬфР.к является наибольшей.

С увеличением руководящего уклона необходимая длина фронта уменьшается, при этом емкость состава также снижается, причем темпы снижения последней весьма значительны. Например, при уве­ личении i в два раза необходимая длина фронта работ уменьша­ ется в 1,6—1,8 раза, а емкость состава — в 2,4 раза.

10 Заказ № 556

145


Снижение емкости локомотивосостава приведет к такому же уменьшению провозной способности тупикового съезда и производ­ ственной мощности карьера по горной массе. В большинстве слу­ чаев при разработке наклонных и крутых месторождений лимити­ рующим фактором является провозная способность съезда, поэтому во всех случаях (если позволяют размеры карьерного поля) целе­ сообразно проводить съезды с возможно меньшей величиной руко­ водящего уклона.

Производственная мощность карьера при разработке наклонных и крутых месторождений зависит от провозной способности транс­ портных коммуникаций. Вскрывать эти месторождения при приме­ нении ж.-.д. транспорта целесообразнее всего стационарными тупи­ ковыми съездами, располагаемыми на нерабочем борту карьера. Обычно 3—4 верхних горизонта вскрываются групповой наклонной траншеей, а все остальные нижележащие уступы — тупиковыми съездами. Следовательно, в этом случае максимальная величина грузопотоков будет приходиться на тупиковый выезд пятого гори­ зонта и производственная мощность карьера по горной массе не должна превышать

Q r .M < / /7 n. TnQBN.

(163)

Величина Яп. г тупикового съезда определяется

числом путей

в траншее и способом сношения между отдельными пунктами пере­

гона; емкость состава nQB зависит от руководящего

уклона пути,

сцепного веса локомотива и грузоподъемности думпкара.

величина

Провозная

способность

тупиковых

съездов

(т.

е.

f n n.TnQB в тыс.

м3/сутки) в зависимости

от числа путей и харак­

тера движения (маятниковое или

кольцевое)

для современных

средств карьерного ж.-д. транспорта

при применении

автоблоки--

ровки приведена в табл. 46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 46

 

Провозная способность тупиковых съездов, тыс.

м3/сутки

 

 

 

 

 

 

Двухпутный съезд при

 

 

 

 

Однопутный

движении

Электровоз

Думпкар

Ь °/оо

 

 

 

съезд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кольцевом

 

 

 

 

 

маятниковом

1V-KI1-1

60-тонный

20

14,4

 

27,2

 

34

 

 

 

30

8,5

 

16,0

 

20

ЕЛ-1

95-тонный

20

26,4

 

49,6

 

62

 

 

 

30

15,6

 

29,6

 

37

ДЗ-360

185-тонный

20

74,0

139,0

 

174

 

 

 

30

45,0

 

85,0

 

106

П р и м е ч а н и е . Пропускная способность Съезда (число поездов в сутки) принята по данным Центрогипрошахта.

146


Как видно из данных табл. 46, провозная способность съездов в значительной степени зависит от величины руководящего уклона путей в траншее и при увеличении последнего в 1,5 раза уменьша­ ется в 1,7 раза.

При раздельном вскрытии вскрышных и добычных уступов, на­ пример, при вскрытии вскрышных — тупиковыми стационарными съездами (ж.-д. транспорт) и при вскрытии добычных — с помощью

конвейерных подъемников с предварительным дроблением

руды

в карьере, породные и рудные грузопотоки разделяются.

В этом

случае возможная производственная мощность карьера по пропуск­ ной способности транспортных коммуникаций значительно возрас­ тает и будет определяться: по вскрышным работам — по формуле (156) и по добычным — производительностью дробильных устано­ вок и конвейерных подъемников. Следовательно, производственная мощность карьера при разработке наклонных и крутых месторож­ дений, особенно при большой глубине и длине карьерного поля, определяется провозной способностью выездной тупиковой тран­ шеи, величина которой является функцией емкости локомотивосостава и величины руководящего уклона путей.

Между величиной руководящего уклона, емкостью локомотивосостава и длиной фронта в рассматриваемом случае для одноступен­ чатого двухпутного съезда имеет место следующая зависимость:

4Рец182/а

 

 

н

Qb

 

 

 

(1 + * т )

(164)

 

 

• 4/„ ■370 +

l/'сц/в

 

-фр. д

 

 

(1 + &т) Qb

 

где /в — длина

думпкара;

/лк —длина

локомотива; ЬфР.д— длина

фронта работ по дну карьера.

 

 

Например,

при увеличении длины фронта работ в 2 раза (с 1,5

до 3 км), величина i для электровоза ЕЛ-1 и думпкара В-95 изме­ нится от 24 до 11%0, а емкость состава — от 250 до 550 м3, что при­

ведет к увеличению

провозной способности тупикового съезда,

а следовательно, и

к возрастанию производственной мощности

карьера.

 

Число уступов по полезному ископаемомупри разработке на­ клонных и крутых залежей определяется их мощностью, углом па­ дения, шириной рабочей площадки кровли уступа и направлением выемки.

Выемка пласта полезного ископаемого может производиться от висячего бока к лежачему (рис. 48) или, наоборот, от лежачего бока к висячему (рис. 49). Первый случай характерен при исполь­ зовании автомобильного транспорта (когда возможна разработка месторождения с применением скользящих съездов), второй — при использовании ж.-д. транспорта, при котором месторождение целе­ сообразнее всего отрабатывать с помощью стационарных тупиковых съездов, располагаемых в висячем боку за пределами рабочих кон­ туров карьера.

10*

147


При разработке пласта от висячего бока к лежачему и разме­ щении разрезной траншеи для вскрытия нижележащего уступа за пределами пласта число добычных уступов рассчитывается по формуле

п„

hy

м,

(165)

fin + ^Ctgcpy ’

где hr — приведенная горизонтальная мощность пласта (залежи), м; Вп — ширина рабочей площадки добычного уступа, м; Лд— высота добычного уступа, м; сру — угол откоса рабочего уступа карьера, градус.

Рис. 48. Схема отработки крутой залежи от висячего бока к лежачему

Рис. 49. Схема отработки крутой залежи от лежачего

 

 

бока

к висячему

 

 

При отработке пласта от лежачего бока к висячему на

место­

рождениях,

где не требуется разнос лежачего борта

карьера, раз­

резная траншея для вскрытия нижележащего уступа

размещается

в пределах

пласта полезного

ископаемого в его лежачем

боку.

В этом случае число добычных уступов может быть определено из выражения

(Вп "Ь2ЛДctg <ру)

(166)

Вп + Лд Ctg Cfy

148

На крутых месторождениях, разработка которых сопряжена с необходимостью разноса лежачего борта, число добычных уступов определяется из уравнения

Лг п -у 2/гд ctg tpy Zp. т)

Вп + к

ctg сру

(167)

 

где 1р. т — ширина разрезной траншеи следующего нижнего вскрыш­ ного уступа (рис. 50); значения /р. т в зависимости од глубины раз­ работки могут колебаться 0 до величины Ви.

При разработке крутых месторождений на большую глубину (300 м и более), когда необходим разнос нерабочего борта карь­ ера на большую величину, число добычных уступов при отработке верхних горизонтов может быть определено по формуле (165).

Рис. 50. Схема отработки крутой залежи при большой величине разноса нерабочего борта карьера

В этом случае разрезная

траншея

для. вскрытия

нижележащего

уступа целиком располагается

в пустых

породах

лежачего бока

в зоне разноса.

мощности

может

быть

рассчитана по

Величина приведенной

следующей формуле, причем знак в этой формуле

зависит от на­

правления выемки пласта

(плюс — при

выемке от лежачего бока

к висячему, минус — при обратном направлении):

 

h — Ад (ctg у., ±

ctg-fy)

 

 

Г—

sin <рл (1 +

Ctg.cpy tg 9л)

^16 ^

где фл — угол падения пласта

(или залежи), градус; фу — угол от­

коса уступа, градус.

 

по формулам

(165),

(166) и (167)

При расчете числа уступов

ширина рабочей площадки выбирается в зависимости от конкрет­ ных условий по материалам проектных институтов, полученное число уступов округляется до меньшего целого числа.

Предельный угол падения пласта или залежи, при котором воз­ можна разработка месторождения без разноса лежащего бока, за­ висит от высоты уступа, ширины транспортной площадки /т, физико­ механических свойств разрабатываемых пород и может быть рас­

считан по формуле (1).

высоте

уступа

Н =

В

устойчивых породах (фу = 70-ч-80°) при

= 15

м и ширине транспортной площадки

/т=10

м угол

фу

149'