Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из приведенных материалов видно, что одни составляющие се­ бестоимости Св с увеличением L(j,p возрастают (св. у, св. т, св. э), Дру­ гие практически остаются постоянными (св. бз, св. 0, св. Пр); следова­ тельно, себестоимость выемки 1 м3 вскрыши Св с увеличением длины фронта работ карьера при разработке наклонных и крутых место­ рождений будет также увеличиваться.

Добычные работы

Себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого Ся при раз­ работке наклонных и крутых месторождений складывается из сле­ дующих затрат: затрат в пределах рабочих уступов сд.у (то же, что и для вскрышных работ); на буро-взрывные работы сд. на транс­ портирование полезного ископаемого сд. т; на содержание и амор­ тизацию постоянных путей сп. п; на электроэнергию при транспор­ тировании полезного ископаемого (только при электровозной откатке) сд. э; на содержание и амортизацию тяговой и главной под­ станций, механической мастерской, депо или гаража с3. с; на содер­ жание и амортизацию ЛЭП слэп; на амортизацию горно-капиталь­

ных. работ ск; на погашение вскрышных работ сд. в; прочие затраты спр (в основном заработная плата инженерно-технических работни­ ков, служащих и младшего обслуживающего персонала карьера).

Далее будет проведено сравнение экономической эффективности различных вариантов, поэтому, согласно требованиям действующей типовой методики по определению эффективности капиталовложе­ ний и новой техники [43], в себестоимости продукции необходимо учитывать увеличение себестоимости продукции за счет приведен­ ных затрат ср. в, величина которой определится объемами капиталь­ ных затрат К и отраслевым нормативным коэффициентом Е сравни­ тельной эффективности (т. е. по приведенным затратам, величина которых определяется суммой эксплуатационных и капитальных за­ трат: Сэ+ЕК).

Тогда уравнение себестоимости добычи 1 м3 полезного ископае­ мого будет

С ц ~ с ж, у +

Сд. бз + Сд. т + с п. п +

с д. э ~ Ь Т з . с +

^ЛЭП + ^ к Н -

 

“ Г ^ д . в + с д. пр + £р. в-

( 1 7 3 )

Формулы для расчета отдельных составляющих этого уравнения

приведены в табл. 48, 57 и 58.

сд. у = [(ЕфР)

установлен ранее

Х а р а к т е р

з а в и с и м о с т и

(см. § 1 главы II), и, как это видно из указанных материалов, ве­ личина Сд. у с увеличением длины фронта работ карьера также уве­ личивается.

З н а ч е н и я с о с т а в л я ю щ и х сд. т и сд. э могут быть рассчи­ таны по формулам табл. 48 с той только разницей, что при опреде­ лении длины откатки Е0. с не учитывается слагаемое Еот (средняя длина отвального тупика). Величины этих составляющих при уве­ личении £ ф р , как это видно из формул, будут возрастать.

156


В е л и ч и н а слэп

и для данного случая может

быть рассчи­

тана по формуле табл. 58, но при этом значение £ лэп

определяется

из выражения

 

 

 

77у

77у. ср

 

 

^ Л Э П = ~ / 7 ~

^ ф р . с + s i n <ру ^ЛЭП + ^ 0Т « 0Т.

К м >

( 1 7 4 )

где пот — число отвальных тупиков.

З а т р а т ы на с о д е р ж а н и е и а м о р т и з а ц и ю п о с т о ­

я н н ых

п у т е й

Си. п определяются по формулам табл.

57 (анало­

гично

расчету

величин

св. пт или сд. пт).

Величина Ln. п

(длина по­

стоянных путей) до глубины

разработки

Яу= 200 м находится из

выражения

 

 

 

 

 

 

 

L„. п—

^

^ г~Н(^'Фр-с — 2LT.с) 4 -j-

 

+

2 (Z-фр. с — 2Z,T. с)

^ —

4^ -(-^х. д (300пг Я / р. с) 1,5—}—Z.п_сп,

где /'

 

 

 

 

 

 

( 1 7 5 )

и /" — длина путей однопутной и двухпутной тупиковых стан­

ций; L'

и L"

— длина однопутной и двухпутной станций; пг—

число уступов, равное Яу/Я; kx.д — коэффициент, учитывающий ха­ рактер движения (при маятниковом движении kx.д=1, при кольце­ вом kx.д= 2); /Яр. с — средняя ширина карьера вкрест простирания;

рассчитывается по формуле Шр. c= /ir+0,5#y(ctg(py + ctg(pn)! Ln.cn — длина стационарных и соединительных путей на поверхно­ сти карьера.

Для карьеров с глубиной разработки от 200 до 400 м в формулу (175) вводится дополнительный член

(Я у — 200) 3

(L-фр. с 2 L t- с)

-jq

.

( 1 7 6 )

Характер зависимости сп. п = / (ЯфР)

будет определяться темпами

увеличения Ln. п и объемов добычи

Qa.г с увеличением длины

фронта работ: так, с увеличением последнего числитель и знамена­ тель в формуле для расчета величины са.п будут возрастать.

З а т р а т ы на с о д е р ж а н и е и а м о р т и з а ц и ю о с н о в ­

ных

п р о и з в о д с т в е н н ы х з д а н и й с3. с и сооружений ЛЭП

слэп

с увеличением ЬфР, как это видно из формул табл. 58, будут

уменьшаться ввиду того, что мощность карьера (знаменатель в этих формулах) изменяется прямо пропорционально изменению Lc^p [см. выражение (157)], в то время как капитальные вложения (числи­ тель формул табл. 58) с увеличением производственной мощности предприятия растут более медленными темпами.

З а т р а т ы на г о р н о - к а п и т а л ь н ы е р а б о т ы зависят в основном от длины карьерного поля, запасов полезного ископае­ мого и вида применяемого транспорта. С увеличением фронта работ запасы карьерного поля Qnp3 будут расти и вместе с ними будут возрастать объемы работ по проведению разрезной траншеи Vp. т-

157


Объемы работ по разносу бортов карьера Кр. б и выездной наклон­ ной траншеи являются в основном функцией глубины разработки и вида транспорта и не зависят от длины фронта работ карьера. По­ этому затраты ск с увеличением длины фронта горных работ будут уменьшаться.

Величина ср.в с увеличением КфР,.как это следует из формулы табл. 58, снижается. Это объясняется тем, что при увеличении длины фронта работ карьера производственная мощность его Qr бу­ дет возрастать в прямо пропорциональной зависимости, а величина капитальных затрат на строительство карьера будет увеличиваться не прямо пропорционально (меньшими темпами, чем производствен­ ная мощность карьера).

И, наконец, прочие затраты ед. пр в основном определяются фон­ дом заработной платы (с начислениями) инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала карьера. Годовой фонд заработной платы Ф этих категорий трудя­ щихся зависит от производственной мощности карьера и составляет:

QrM, тыс. м3 . . .

До 10

10—20

20-30

30-45

45

Ф, тыс. руб. . . .

124

139

149

160

172

Приведенные значения производственной мощности карьера вы­ числяются по горной массе, т. е. по сумме суточных объемов вскрышных и добычных работ.

Как видно из этих данных, затраты Ф возрастают значительно медленнее, чем увеличивается производственная мощность карьера; следовательно, сд. пр с увеличением фронта работ будет уменьшаться.

В дополнение к формулам табл. 48, 57 и 58 сделаем несколько замечаний по методике расчета затрат, входящих в составляющую себестоимости с3. с. Капитальные вложения в строительство тяговой подстанции Кт. п и эксплуатационные затраты на ее содержание можно определить по стоимости рт. п ее строительства и содержания ст. п, отнесенной на один ртутно-выпрямительный агрегат, т. е.

ft

W

k f

<177>

Кт, п^ лу

л

(л -.п + п . п). руб.,

 

wр. в

 

 

где п' — число локомотивосоставов в работе; Wa. л — мощность

двигателя электровоза, ква; kc и f — коэффициенты спроса и ре­ зерва; 1КР. в — мощность ртутно-выпрямительного агрегата, ква.

Капитальные затраты по главной понизительной подстанции рас­ считываются по ее затратам на строительство рп.п и содержание Си. п, приходящимся на 1000 ква ее мощности:

К п. п = [(Н э в э. в + ^ э . Д W 9, д ~1“ П э

0

о + « б . с ^ б . с) ^ с ^ п . п ~{~

4 ~ гар. в ^ р . в] (Рп. п ~ Ь с п. п)>

( 1 7 8 )

где п э. в, Пэ. д, я.э. о и Иб. с — число экскаваторов

на вскрыше, добыче

и отвалах и буровых станков; W3. в,

W3.д, W3,

0, Wq,с— мощность

158


двигателей экскаваторов на вскрыше, добыче, отвалах и бурового станка; kc — коэффициент спроса; ku.п — коэффициент, учитываю­ щий мощность прочих потребителей; пр. в — число ртутных выпря­ мителей.

Капитальные затраты на строительство и содержание электро­ возного и вагонного депо и электромеханической мастерской Кэ.м рассчитываются по массе ремонтируемого оборудования соответст­ венно. Яэ. л, Р в. д, Р а. м, стоимости рэ.д, рв.д, рэм и затратам на содер­ жание его сэ. л, св. д и сэ. м, отнесенным к 1 т массы,

АГэ. м [ПЛР Л(/>,. д+ сэ. д) “(“

{Рв. д+ ^в. д)] ^пр "К

 

“1"'(^э. в^э. в"К ^Э. Д^Э. Д“1

О^Э. о) ( /,эм“{_^'эм)>

(179)

где пл и пв — число электровозов и

думпкаров; Рл, Рв, Рэ. в, Рэ. д.

Рэ. о — масса электровоза, думпкара,

экскаваторов на вскрыше, до­

быче и отвалах; рэ.д, рв,д и рЭм — затраты на строительство элек­

тровозного и вагонного депо

и электромеханической

мастерской;

сэ. д— затраты на содержание

электровозного депо; k

— коэффи­

циент, учитывающий прочее оборудование.

Следовательно, при разработке наклонных и крутых месторож­ дений существует сложная зависимость величины себестоимости добычи 1 м3 полезного ископаемого от длины фронта работ, причем одни слагаемые уравнения (173) с увеличением Рфр увеличиваются (сд.у, сд. в, сд. т, Сд.э), Другие — уменьшаются (слэп, сэ. с, ск, ср. 3).

Характер зависимости Сд= /(ГфР) определяется взаимным влия­ нием этих составляющих на себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого. В данном случае решение уравнения (173) в общем виде, как это было сделано для вскрышных работ, невозможно; по­ этому исследуем характер зависимости Сд=Д(/.фР) на примере ча­ стного случая в конкретных условиях разработки.

В качестве примера возьмем крутое месторождение с залежью мощностью 270 м (горизонтальная мощность Аг) и углом падения Фл— 70° (примерно условия карьера ЮГОК), породы и руда креп­ кие— V категории поЕНВ. Длина фронта работ по дну карьера ЬфР. д принимается равной 1,5; 2,25 и 3 км, глубина отработки за­ лежи Яу— 100, 200 и 300 м.

Карьерное поле вскрывается внешней наклонной траншеей с ру­ ководящим уклоном г = 30%о (до глубины 60 м), а затем стационар­ ным тупиковым съездом по лежачему боку. Вскрышные и добыч­ ные работы производятся экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И. В ка­ честве средств транспорта применяются электровозы ЕЛ-150 и 105-тонные думпкары. На отвалах работают экскаваторы тех же моделей, а на проведении разрезной траншеи при подготовке ниже­ лежащих горизонтов — экскаваторы ЭКГ-6.

Высота вскрышных и добычных уступов принята одинаковой (Я = ЛД= 15 м), ширина площадки уступа Вп = 70-ъ80 м. Выемка за­ лежи производится от лежачего бока к висячему, число добычных уступов — 3.

159