Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
Из приведенных материалов видно, что одни составляющие се бестоимости Св с увеличением L(j,p возрастают (св. у, св. т, св. э), Дру гие практически остаются постоянными (св. бз, св. 0, св. Пр); следова тельно, себестоимость выемки 1 м3 вскрыши Св с увеличением длины фронта работ карьера при разработке наклонных и крутых место рождений будет также увеличиваться.
Добычные работы
Себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого Ся при раз работке наклонных и крутых месторождений складывается из сле дующих затрат: затрат в пределах рабочих уступов сд.у (то же, что и для вскрышных работ); на буро-взрывные работы сд. на транс портирование полезного ископаемого сд. т; на содержание и амор тизацию постоянных путей сп. п; на электроэнергию при транспор тировании полезного ископаемого (только при электровозной откатке) сд. э; на содержание и амортизацию тяговой и главной под станций, механической мастерской, депо или гаража с3. с; на содер жание и амортизацию ЛЭП слэп; на амортизацию горно-капиталь
ных. работ ск; на погашение вскрышных работ сд. в; прочие затраты спр (в основном заработная плата инженерно-технических работни ков, служащих и младшего обслуживающего персонала карьера).
Далее будет проведено сравнение экономической эффективности различных вариантов, поэтому, согласно требованиям действующей типовой методики по определению эффективности капиталовложе ний и новой техники [43], в себестоимости продукции необходимо учитывать увеличение себестоимости продукции за счет приведен ных затрат ср. в, величина которой определится объемами капиталь ных затрат К и отраслевым нормативным коэффициентом Е сравни тельной эффективности (т. е. по приведенным затратам, величина которых определяется суммой эксплуатационных и капитальных за трат: Сэ+ЕК).
Тогда уравнение себестоимости добычи 1 м3 полезного ископае мого будет
С ц ~ с ж, у + |
Сд. бз + Сд. т + с п. п + |
с д. э ~ Ь Т з . с + |
^ЛЭП + ^ к Н - |
|
“ Г ^ д . в + с д. пр + £р. в- |
( 1 7 3 ) |
|
Формулы для расчета отдельных составляющих этого уравнения |
|||
приведены в табл. 48, 57 и 58. |
сд. у = [(ЕфР) |
установлен ранее |
|
Х а р а к т е р |
з а в и с и м о с т и |
(см. § 1 главы II), и, как это видно из указанных материалов, ве личина Сд. у с увеличением длины фронта работ карьера также уве личивается.
З н а ч е н и я с о с т а в л я ю щ и х сд. т и сд. э могут быть рассчи таны по формулам табл. 48 с той только разницей, что при опреде лении длины откатки Е0. с не учитывается слагаемое Еот (средняя длина отвального тупика). Величины этих составляющих при уве личении £ ф р , как это видно из формул, будут возрастать.
156
В е л и ч и н а слэп |
и для данного случая может |
быть рассчи |
|
тана по формуле табл. 58, но при этом значение £ лэп |
определяется |
||
из выражения |
|
|
|
77у |
77у. ср |
|
|
^ Л Э П = ~ / 7 ~ |
^ ф р . с + s i n <ру ^ЛЭП + ^ 0Т « 0Т. |
К м > |
( 1 7 4 ) |
где пот — число отвальных тупиков.
З а т р а т ы на с о д е р ж а н и е и а м о р т и з а ц и ю п о с т о
я н н ых |
п у т е й |
Си. п определяются по формулам табл. |
57 (анало |
||||
гично |
расчету |
величин |
св. пт или сд. пт). |
Величина Ln. п |
(длина по |
||
стоянных путей) до глубины |
разработки |
Яу= 200 м находится из |
|||||
выражения |
|
|
|
|
|
||
|
|
L„. п— |
^ |
^ г~Н(^'Фр-с — 2LT.с) 4 -j- |
|
||
+ |
2 (Z-фр. с — 2Z,T. с) |
^ — |
4^ -(-^х. д (300пг Я / р. с) 1,5—}—Z.п_сп, |
||||
где /' |
|
|
|
|
|
|
( 1 7 5 ) |
и /" — длина путей однопутной и двухпутной тупиковых стан |
|||||||
ций; L' |
и L" |
— длина однопутной и двухпутной станций; пг— |
число уступов, равное Яу/Я; kx.д — коэффициент, учитывающий ха рактер движения (при маятниковом движении kx.д=1, при кольце вом kx.д= 2); /Яр. с — средняя ширина карьера вкрест простирания;
рассчитывается по формуле Шр. c= /ir+0,5#y(ctg(py + ctg(pn)! Ln.cn — длина стационарных и соединительных путей на поверхно сти карьера.
Для карьеров с глубиной разработки от 200 до 400 м в формулу (175) вводится дополнительный член
(Я у — 200) 3
(L-фр. с 2 L t- с) |
-jq |
. |
( 1 7 6 ) |
Характер зависимости сп. п = / (ЯфР) |
будет определяться темпами |
||
увеличения Ln. п и объемов добычи |
Qa.г с увеличением длины |
фронта работ: так, с увеличением последнего числитель и знамена тель в формуле для расчета величины са.п будут возрастать.
З а т р а т ы на с о д е р ж а н и е и а м о р т и з а ц и ю о с н о в
ных |
п р о и з в о д с т в е н н ы х з д а н и й с3. с и сооружений ЛЭП |
слэп |
с увеличением ЬфР, как это видно из формул табл. 58, будут |
уменьшаться ввиду того, что мощность карьера (знаменатель в этих формулах) изменяется прямо пропорционально изменению Lc^p [см. выражение (157)], в то время как капитальные вложения (числи тель формул табл. 58) с увеличением производственной мощности предприятия растут более медленными темпами.
З а т р а т ы на г о р н о - к а п и т а л ь н ы е р а б о т ы зависят в основном от длины карьерного поля, запасов полезного ископае мого и вида применяемого транспорта. С увеличением фронта работ запасы карьерного поля Qnp3 будут расти и вместе с ними будут возрастать объемы работ по проведению разрезной траншеи Vp. т-
157
Объемы работ по разносу бортов карьера Кр. б и выездной наклон ной траншеи являются в основном функцией глубины разработки и вида транспорта и не зависят от длины фронта работ карьера. По этому затраты ск с увеличением длины фронта горных работ будут уменьшаться.
Величина ср.в с увеличением КфР,.как это следует из формулы табл. 58, снижается. Это объясняется тем, что при увеличении длины фронта работ карьера производственная мощность его Qr бу дет возрастать в прямо пропорциональной зависимости, а величина капитальных затрат на строительство карьера будет увеличиваться не прямо пропорционально (меньшими темпами, чем производствен ная мощность карьера).
И, наконец, прочие затраты ед. пр в основном определяются фон дом заработной платы (с начислениями) инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала карьера. Годовой фонд заработной платы Ф этих категорий трудя щихся зависит от производственной мощности карьера и составляет:
QrM, тыс. м3 . . . |
До 10 |
10—20 |
20-30 |
30-45 |
45 |
Ф, тыс. руб. . . . |
124 |
139 |
149 |
160 |
172 |
Приведенные значения производственной мощности карьера вы числяются по горной массе, т. е. по сумме суточных объемов вскрышных и добычных работ.
Как видно из этих данных, затраты Ф возрастают значительно медленнее, чем увеличивается производственная мощность карьера; следовательно, сд. пр с увеличением фронта работ будет уменьшаться.
В дополнение к формулам табл. 48, 57 и 58 сделаем несколько замечаний по методике расчета затрат, входящих в составляющую себестоимости с3. с. Капитальные вложения в строительство тяговой подстанции Кт. п и эксплуатационные затраты на ее содержание можно определить по стоимости рт. п ее строительства и содержания ст. п, отнесенной на один ртутно-выпрямительный агрегат, т. е.
ft |
W |
k f |
<177> |
Кт, п^ лу |
л |
(л -.п + п . п). руб., |
|
|
wр. в |
|
|
где п' — число локомотивосоставов в работе; Wa. л — мощность
двигателя электровоза, ква; kc и f — коэффициенты спроса и ре зерва; 1КР. в — мощность ртутно-выпрямительного агрегата, ква.
Капитальные затраты по главной понизительной подстанции рас считываются по ее затратам на строительство рп.п и содержание Си. п, приходящимся на 1000 ква ее мощности:
К п. п = [(Н э в э. в + ^ э . Д W 9, д ~1“ П э |
0 |
о + « б . с ^ б . с) ^ с ^ п . п ~{~ |
|
4 ~ гар. в ^ р . в] (Рп. п ~ Ь с п. п)> |
( 1 7 8 ) |
||
где п э. в, Пэ. д, я.э. о и Иб. с — число экскаваторов |
на вскрыше, добыче |
||
и отвалах и буровых станков; W3. в, |
W3.д, W3, |
0, Wq,с— мощность |
158
двигателей экскаваторов на вскрыше, добыче, отвалах и бурового станка; kc — коэффициент спроса; ku.п — коэффициент, учитываю щий мощность прочих потребителей; пр. в — число ртутных выпря мителей.
Капитальные затраты на строительство и содержание электро возного и вагонного депо и электромеханической мастерской Кэ.м рассчитываются по массе ремонтируемого оборудования соответст венно. Яэ. л, Р в. д, Р а. м, стоимости рэ.д, рв.д, рэм и затратам на содер жание его сэ. л, св. д и сэ. м, отнесенным к 1 т массы,
АГэ. м [ПЛР Л(/>,. д+ сэ. д) “(“ |
{Рв. д+ ^в. д)] ^пр "К |
|
“1"'(^э. в^э. в"К ^Э. Д^Э. Д“1 |
О^Э. о) ( /,эм“{_^'эм)> |
(179) |
где пл и пв — число электровозов и |
думпкаров; Рл, Рв, Рэ. в, Рэ. д. |
|
Рэ. о — масса электровоза, думпкара, |
экскаваторов на вскрыше, до |
быче и отвалах; рэ.д, рв,д и рЭм — затраты на строительство элек
тровозного и вагонного депо |
и электромеханической |
мастерской; |
сэ. д— затраты на содержание |
электровозного депо; k |
— коэффи |
циент, учитывающий прочее оборудование.
Следовательно, при разработке наклонных и крутых месторож дений существует сложная зависимость величины себестоимости добычи 1 м3 полезного ископаемого от длины фронта работ, причем одни слагаемые уравнения (173) с увеличением Рфр увеличиваются (сд.у, сд. в, сд. т, Сд.э), Другие — уменьшаются (слэп, сэ. с, ск, ср. 3).
Характер зависимости Сд= /(ГфР) определяется взаимным влия нием этих составляющих на себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого. В данном случае решение уравнения (173) в общем виде, как это было сделано для вскрышных работ, невозможно; по этому исследуем характер зависимости Сд=Д(/.фР) на примере ча стного случая в конкретных условиях разработки.
В качестве примера возьмем крутое месторождение с залежью мощностью 270 м (горизонтальная мощность Аг) и углом падения Фл— 70° (примерно условия карьера ЮГОК), породы и руда креп кие— V категории поЕНВ. Длина фронта работ по дну карьера ЬфР. д принимается равной 1,5; 2,25 и 3 км, глубина отработки за лежи Яу— 100, 200 и 300 м.
Карьерное поле вскрывается внешней наклонной траншеей с ру ководящим уклоном г = 30%о (до глубины 60 м), а затем стационар ным тупиковым съездом по лежачему боку. Вскрышные и добыч ные работы производятся экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И. В ка честве средств транспорта применяются электровозы ЕЛ-150 и 105-тонные думпкары. На отвалах работают экскаваторы тех же моделей, а на проведении разрезной траншеи при подготовке ниже лежащих горизонтов — экскаваторы ЭКГ-6.
Высота вскрышных и добычных уступов принята одинаковой (Я = ЛД= 15 м), ширина площадки уступа Вп = 70-ъ80 м. Выемка за лежи производится от лежачего бока к висячему, число добычных уступов — 3.
159