Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в зависимости

от глубины разработки не превышает: при Яу=

= 105 м — 55°;

при Яу= 210 м — 51°; при Яу = 300 м — 50° и при

Яу= 400 м — 49°.

Следовательно, при разработке месторождений с углом падения <рл >50° необходимо производить разнос нерабочего борта карьера. Величина разноса (расстояние от лежачего бока пласта до предель­

ного контура карьера)

зависит от глубины разработки и может

быть определена из выражения:

 

 

по верху карьера

 

 

 

^Pa3 = ^ y(ctgcpy-Ctgcpjl);

. (169)

для n-го уступа (считая сверху)

 

/раз. п =

Щ у —

(ctg Ту ctg Тл).

(170)

где ЕЯ — глубина расположения искомого уступа.

добычных ус­

Как видно из формул (165),

(166) и (167), число

тупов, а следовательно, и производственная мощность карьера, ко­ торая для рассматриваемого случая рассчитывается по формуле (157), при разработке наклонных и крутых месторождений зависит от мощности пласта или залежи, угла его падения, направления выемки и ширины транспортной площадки.

Возможное число добычных уступов, рассчитанное по формулам

(165), (166)

и (167) для некоторых железорудных и угольных ме­

сторождений, приведено в табл.

47.

 

 

 

 

 

Число добычных уступов

Т а б л и ц а 47

 

 

 

 

 

 

 

Глубина разра-

Число уступов при выемке пласта

 

 

 

 

 

Месторождение

 

 

 

 

 

 

ботки, м

от лежачего бока

от висячего бока

 

 

 

 

 

к висячему

к лежачему

 

 

 

 

 

«

 

Экибастузское

140

м)

3

12

( 9Л= 16°,

А =

 

 

 

Сарбайское

/г =

190 м)

2

4

(срл = 50°,

 

 

 

Криворожское (ЦГОК)

100

2

4

(<рл = 60°,

h =

245

м)

200

2

4

 

 

 

 

300

3

4

Криворожское (ЮГОК)

100

2

4

(<рл = 70°,

h =

240 м)

200

-2

4

 

 

 

 

300

3

4

Соколовское

200 м)

100

2

3

< 9Л= 70°,

Л =

200

2

3

 

 

 

 

300

3

3

П р и м е ч а н и е .

Высота уступа 15 м,

ширина

площадки — от 70 до

80 м; угол откоса

уступа фу = 70°.

 

 

 

 

 

150


Как уже указывалось, производственная мощность карьера при разработке наклонных и крутых месторождений может быть рас­ считана по формуле (157), причем число добычных уступов, кото­ рые будут находиться одновременно в работе, определяется в зави­ симости от направления выемки по формулам (165), (166) и (167).

При отработке залежи полезного ископаемого от лежачего бока к висячему без разноса нерабочего борта карьера число уступов, рассчитанное по формуле (166), следует увеличивать на единицу за счет работ по подготовке нового нижележащего горизонта, про­ ведение первоначальной траншеи на котором будет осуществляться по полезному ископаемому. Эти работы при соблюдении указанного выше условия — приблизительного равенства Та и Ту — обеспечи­ вают объемы добычи полезного ископаемого, равные одному допол­ нительному добычному уступу. Следовательно, при выполнении ус­ ловия Го^Гу производственная мощность карьера по полезному ископаемому является величиной постоянной.

Объем вскрышных работ в данном случае, даже при постоянной производственной мощности карьера по полезному ископаемому, будет величиной переменной, так как зависит от глубины разра­ ботки месторождения и с увеличением последней возрастает.

Известно, что нормальная и эффективная работа карьера может быть достигнута при условии, чтобы его мощность по горной массе в течение длительного периода времени была сравнительно посто­ янной величиной. Вопросами исследования изменения величины коэффициента вскрыши при разработке наклонных и крутых ме­ сторождений и целесообразности ее выравнивания занимались ра­

ботники

проектных институтов — Гипроруды, Ленгипрошахта,

чл.-корр.

В. В. Ржевский, А. И. Арсентьев и др.

В 1955—1956 гг. В. В. Ржевским были освещены закономерности формирования контуров карьеров в пространстве и изменения ко­ эффициента вскрыши, обоснована необходимость и экономическая целесообразность выравнивания последнего и усреднения объемов вскрышных и добычных работ [38].

А. И. Арсентьев подробно исследует эти вопросы в основном для условий Криворожского железорудного бассейна и предлагает при установлении усредненного коэффициента вскрыши разбивать ра­ боту карьера по времени на несколько периодов, используя при этом график зависимости объемов вскрышных работ от объемов извле­ каемого полезного ископаемого Р, т. е. V = f(P). Обычно в первый период работы карьера коэффициент вскрыши принимается не­ сколько выше среднего, а в последующие периоды — ниже среднего. Например, по данным А. И. Арсентьева, для карьера ЮГОК (I оче­ редь) в первый период нормальной эксплуатации карьера продол­ жительностью 11 лет усредненный “коэффициент вскрыши составит 0,64 м3/м3 (при среднем коэффициенте вскрыши 0,63 м3/м3), во вто­ рой период продолжительностью 17 лет — 0,27 м3/м3.

Величина среднего по месторождению коэффициента вскрыши может быть определена из выражений:

151


без разноса лежачего борта

kв' ср~“

0,5Я у (ctg tpy +

ctg <рл)

 

(Яу - Я 0)Миз

 

где Н0— глубина наносов

и окисленной

зоны полезного ископае­

мого нерабочей зоны пласта;

 

 

с разносом лежачего борта

 

 

 

Н у Ctg !р у

(171)

в- ср

(Яу - Я 0)Миз '

 

§ 2. Исследование зависимости себестоимости добычи полезного ископаемого от длины фронта работ и производственной мощности карьера по добыче

В практике проектирования могут быть три случая расчета про­ изводственной мощности карьера по приведенным выше формулам:

размеры месторождения достаточно велики, и решается задача определения рациональных размеров карьерного поля (раскройка крупных карьерных месторождений на отдельные карьерные поля); размеры месторождения сравнительно невелики (разработка осуществляется одним карьером), и решается задача определения рациональных параметров производственной мощности карьера; размеры месторождения невелики, но вместе с тем величина про­ изводственной мощности карьера задана (например, условиями

•сбыта продукции) и решается задача определения длины карьер­ ного поля, при которой обеспечиваются наиболее высокие технико­ экономические показатели работы карьера заданной производст­ венной мощности.

Для решения этих задач исследуем влияние длины фронта ра­ бот карьера на величины себестоимости выемки 1 м3 вскрыши и до­ бычи 1 м3 полезного ископаемого при переменной производственной ■мощности карьера, рассчитываемой по формулам (156) и (157). Характер зависимостей CB= f (ЬфР) и Сд = /(£фР) исследуем с по­ мощью экономико-математических моделей соответствующих про­ цессов и решения их на ЭВМ.

Вскрышные работы

Себестоимость выемки 1 м3 вскрыши Св для рассматриваемого случая будет складываться из затрат в пределах уступа св.у на экс­ кавацию, содержание, передвижку и амортизацию ж.-д. путей (или автодорог, конвейерных ставов); на буровзрывные работы св. бз! на транспортирование вскрыши св. т; на электроэнергию, расходуе­ мую при транспортировании породы, св. тэ (только при электровоз­ ной откатке); на внешнее отвалообразование — экскавацию, содер­ жание, переукладку и амортизацию ж.-д. путей (или автодорог, кон­ вейерных ставов), транспортирование, планировку — при плужном

152


или бульдозерном отвалообразовании) св. 0 и прочие денежные за­ траты св. Пр (общекарьерные расходы, оплата услуг вспомогатель­ ных цехов и др.) *:

С в Св. у 1 бз Н “ Св_ т +

т э “( ~ С в_ о“Ьсв. пр*

( 1 7 2 )

Значения отдельных составляющих уравнения (172)

при исполь­

зовании различных видов транспорта приведены в табл. 48 и 57. А н а л и з з а т р а т cB.y = f(L $ p) был произведен выше при рас­ смотрении схем развития путей на уступах и определении длины фронта работ на один экскаватор. На основании этого анализа (см. § 1 главы II) установлено, что величина соответствующих затрат в пределах уступа св. у с увеличением фронта работ также возра­

стает.

Затраты на буровзрывные работы св. бз не зависят от длины фронта работ (см. формулу табл. 57). Величина этих затрат опреде­ ляется в основном способом бурения (типом бурового станка или его производительностью), физико-механическими свойствами раз­

рабатываемых пород,

которые влияют на массу заряда и количе­

ство горной массы,

получаемой с 1 м скважины, и

стоимостью

взрывчатых материалов.

св. т, как это

В е л и ч и н а с о с т в л я ю щ е й с е б е с т о и м о с т и

следует из расчетной формулы (см. табл. 48), с увеличением длины фронта работ будет возрастать.

В связи с тем, что при определении затрат на транспортирование породы при электровозной откатке в стоимость машино-смены не включены расходы на электроэнергию, в уравнении (172) предус­ мотрена составляющая св. э, учитывающая затраты по этой статье расходов. Величина св. э с увеличением фронта работ карьера, как это видно из расчетной формулы (см. табл. 48) и данных табл. 51,

также возрастает.

о т в а л о о б р а з о в а н и е п о ­

З а т р а т ы на в н е шн е е

р о д ы св. о не зависят от величины Афр (см. формулу табл. 48), но с увеличением длины фронта работ производственная мощность карьера по вскрыше QT. в будет возрастать в такой же степени, как и величина АфР, в то время как длина фронта работ отвала L0 будет увеличиваться значительно меньшими темпами. Величина св. 0 сни­ жается незначительно, например при работе экскаваторов ЭКГ-8 на вскрыше и отвалах и высоте отвалов Я от= 30 м при изменении длины фронта работ от 1 до 2 км величина св. 0 уменьшится от 0,068

до 0,062 руб/м3.

П р о ч и е з а т р а т ы св. пр, как видно из характера расходов, включаемых в эту статью, также не зависят от длины фронта работ (величина их учитывается обычно с помощью коэффициента, увели­ чивающего общую себестоимость Св).

* Приведенная структура себестоимости вскрышных работ соответствует дей­ ствующим в горной промышленности методикам списания затрат на эти работы; затраты по амортизации горно-капитальных работ, зданий и сооружений учитыва­ ются при расчете себестоимости добычи полезного ископаемого.

153


Сл

4*

Т а б л и ц а 48

Формулы для определения составляющих себестоимости 1 м3 вскрыши

Формулы для расчета

Пояснения величин, входящих в формулы

 

йп с

 

#ав

£в. т 2=2 £д. т ~Гт

ИЛИ Св> т = —ту

 

** в. лс

п в. ав

 

______________________ Тем

Т„. з_________________

лс

0,004/.фр. с

0,0048//у. ср^тр^т. с° 4“ ^const

С„. 9 - Сд. Э = 0,0 0 2 7 2 7 в (

1 +кт ИГгр +

Г

пор) р эл7 0

\

Чдв

Чдв

/

Т-о. с — 7-фр. с 4“ 7от 4- 2пт. с/ст 4

77у, ср^тр

4 27п

1

2 [7фР 4-2(У — 1) 7/ctg<fT]2

Тj=\

г-фр. С — —

2 [7фР 4- 2 (у — 1) Я ctg срт] 7 = 1

2 (£ФР + 2 (7 — 1) 77 ctg <рт] jH

и._ 7=1____________________________

«у . с р — „ г

2 [*7-ФР 4- 2 (7 — 1) 77 ctg'fT] 7=1

а 0, э

| 7 о р от

| _____ с_______^

7 0тс

7 7 в. оэ

5 Q s> г

7Пе р 7 7 0 т

7 7 в- о э

Оле, «ав — стоимость машино-смены локомотивосостава, автосамосвала, руб.;

Нв. лс, 77в. ав — средняя норма выработки по карьеру локомотивосостава, автосамо­ свала, м3/смену; Гем и Гп. з — длительность смены и подготовительно-заключительных операций,'Мин; 7 фр. с — средняя дальность перевозки вскрыши по транспортным вскрышным горизонтам, м; Я у. ср— средне­ взвешенная высота при перемещении вскры­

ши по

вертикали,

м;

kTp— коэффициент

развития трассы;

ят. с — число тупиковых

станций в карьере

(равное числу уступов п) ;

а —• потери времени при

прохождении по­

ездом

тупиковой

станции, мин; Я oust

время рейса, не зависящее от длины фрон­ та работ, мин.

уЕ — объемный вес вскрыши, кг/м3; йт — коэффициент тары вагона; т]дв — коэффици­ ент полезного действия электровозов; WГР и Vt7nop — удельное сопротивление движе­ нию соответственно груженого и порожнего

составов;

рэл — стоимость

1 квт-ч электро­

энергии,

руб.; /,о. с— средняя

длина

откат­

ки, м; Ln— длина постоянных

путей

(стан­

ций на уступах и др.), м;

/ст — длина тупи­

ковой станции, м.

 

 

 

яг — число уступов.

 

 

 

а0. э— стоимость

машино-смены экскава­

тора,

руб.; Нв. оэ — средняя норма

выра­

ботки

экскаватора

на отвале, м3/смену;

7 0 — длина фронта

отвальных работ карье­

ра, м;

рот — стоимость строительства

1 м

пути на отвалах, руб.; с — затраты на теку­

щее содержание 1 м пути на отвалах, руб.; 7Пер — шаг передвижки путей на отвале, м; /70Т — высота отвального тупика, м; 7 0Т — средняя длина отвального тупика, м

сл

Сл