Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
в зависимости |
от глубины разработки не превышает: при Яу= |
= 105 м — 55°; |
при Яу= 210 м — 51°; при Яу = 300 м — 50° и при |
Яу= 400 м — 49°.
Следовательно, при разработке месторождений с углом падения <рл >50° необходимо производить разнос нерабочего борта карьера. Величина разноса (расстояние от лежачего бока пласта до предель
ного контура карьера) |
зависит от глубины разработки и может |
||
быть определена из выражения: |
|
|
|
по верху карьера |
|
|
|
^Pa3 = ^ y(ctgcpy-Ctgcpjl); |
. (169) |
||
для n-го уступа (считая сверху) |
|
||
/раз. п = |
Щ у — |
(ctg Ту — ctg Тл). |
(170) |
где ЕЯ — глубина расположения искомого уступа. |
добычных ус |
||
Как видно из формул (165), |
(166) и (167), число |
тупов, а следовательно, и производственная мощность карьера, ко торая для рассматриваемого случая рассчитывается по формуле (157), при разработке наклонных и крутых месторождений зависит от мощности пласта или залежи, угла его падения, направления выемки и ширины транспортной площадки.
Возможное число добычных уступов, рассчитанное по формулам
(165), (166) |
и (167) для некоторых железорудных и угольных ме |
|||||
сторождений, приведено в табл. |
47. |
|
|
|||
|
|
|
Число добычных уступов |
Т а б л и ц а 47 |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
Глубина разра- |
Число уступов при выемке пласта |
||
|
|
|
|
|
||
Месторождение |
|
|
|
|||
|
|
|
ботки, м |
от лежачего бока |
от висячего бока |
|
|
|
|
|
|
к висячему |
к лежачему |
|
|
|
|
|
« |
|
Экибастузское |
140 |
м) |
— |
3 |
12 |
|
( 9Л= 16°, |
А = |
|
|
|
||
Сарбайское |
/г = |
190 м) |
— |
2 |
4 |
|
(срл = 50°, |
|
|
|
|||
Криворожское (ЦГОК) |
100 |
2 |
4 |
|||
(<рл = 60°, |
h = |
245 |
м) |
200 |
2 |
4 |
|
|
|
|
300 |
3 |
4 |
Криворожское (ЮГОК) |
100 |
2 |
4 |
|||
(<рл = 70°, |
h = |
240 м) |
200 |
-2 |
4 |
|
|
|
|
|
300 |
3 |
4 |
Соколовское |
200 м) |
100 |
2 |
3 |
||
< 9Л= 70°, |
Л = |
200 |
2 |
3 |
||
|
|
|
|
300 |
3 |
3 |
П р и м е ч а н и е . |
Высота уступа 15 м, |
ширина |
площадки — от 70 до |
80 м; угол откоса |
||
уступа фу = 70°. |
|
|
|
|
|
150
Как уже указывалось, производственная мощность карьера при разработке наклонных и крутых месторождений может быть рас считана по формуле (157), причем число добычных уступов, кото рые будут находиться одновременно в работе, определяется в зави симости от направления выемки по формулам (165), (166) и (167).
При отработке залежи полезного ископаемого от лежачего бока к висячему без разноса нерабочего борта карьера число уступов, рассчитанное по формуле (166), следует увеличивать на единицу за счет работ по подготовке нового нижележащего горизонта, про ведение первоначальной траншеи на котором будет осуществляться по полезному ископаемому. Эти работы при соблюдении указанного выше условия — приблизительного равенства Та и Ту — обеспечи вают объемы добычи полезного ископаемого, равные одному допол нительному добычному уступу. Следовательно, при выполнении ус ловия Го^Гу производственная мощность карьера по полезному ископаемому является величиной постоянной.
Объем вскрышных работ в данном случае, даже при постоянной производственной мощности карьера по полезному ископаемому, будет величиной переменной, так как зависит от глубины разра ботки месторождения и с увеличением последней возрастает.
Известно, что нормальная и эффективная работа карьера может быть достигнута при условии, чтобы его мощность по горной массе в течение длительного периода времени была сравнительно посто янной величиной. Вопросами исследования изменения величины коэффициента вскрыши при разработке наклонных и крутых ме сторождений и целесообразности ее выравнивания занимались ра
ботники |
проектных институтов — Гипроруды, Ленгипрошахта, |
чл.-корр. |
В. В. Ржевский, А. И. Арсентьев и др. |
В 1955—1956 гг. В. В. Ржевским были освещены закономерности формирования контуров карьеров в пространстве и изменения ко эффициента вскрыши, обоснована необходимость и экономическая целесообразность выравнивания последнего и усреднения объемов вскрышных и добычных работ [38].
А. И. Арсентьев подробно исследует эти вопросы в основном для условий Криворожского железорудного бассейна и предлагает при установлении усредненного коэффициента вскрыши разбивать ра боту карьера по времени на несколько периодов, используя при этом график зависимости объемов вскрышных работ от объемов извле каемого полезного ископаемого Р, т. е. V = f(P). Обычно в первый период работы карьера коэффициент вскрыши принимается не сколько выше среднего, а в последующие периоды — ниже среднего. Например, по данным А. И. Арсентьева, для карьера ЮГОК (I оче редь) в первый период нормальной эксплуатации карьера продол жительностью 11 лет усредненный “коэффициент вскрыши составит 0,64 м3/м3 (при среднем коэффициенте вскрыши 0,63 м3/м3), во вто рой период продолжительностью 17 лет — 0,27 м3/м3.
Величина среднего по месторождению коэффициента вскрыши может быть определена из выражений:
151
без разноса лежачего борта
kв' ср~“ |
0,5Я у (ctg tpy + |
ctg <рл) |
|
|
(Яу - Я 0)Миз |
|
|||
где Н0— глубина наносов |
и окисленной |
зоны полезного ископае |
||
мого нерабочей зоны пласта; |
|
|
||
с разносом лежачего борта |
|
|
||
|
Н у Ctg !р у |
(171) |
||
в- ср |
(Яу - Я 0)Миз ' |
|||
|
§ 2. Исследование зависимости себестоимости добычи полезного ископаемого от длины фронта работ и производственной мощности карьера по добыче
В практике проектирования могут быть три случая расчета про изводственной мощности карьера по приведенным выше формулам:
размеры месторождения достаточно велики, и решается задача определения рациональных размеров карьерного поля (раскройка крупных карьерных месторождений на отдельные карьерные поля); размеры месторождения сравнительно невелики (разработка осуществляется одним карьером), и решается задача определения рациональных параметров производственной мощности карьера; размеры месторождения невелики, но вместе с тем величина про изводственной мощности карьера задана (например, условиями
•сбыта продукции) и решается задача определения длины карьер ного поля, при которой обеспечиваются наиболее высокие технико экономические показатели работы карьера заданной производст венной мощности.
Для решения этих задач исследуем влияние длины фронта ра бот карьера на величины себестоимости выемки 1 м3 вскрыши и до бычи 1 м3 полезного ископаемого при переменной производственной ■мощности карьера, рассчитываемой по формулам (156) и (157). Характер зависимостей CB= f (ЬфР) и Сд = /(£фР) исследуем с по мощью экономико-математических моделей соответствующих про цессов и решения их на ЭВМ.
Вскрышные работы
Себестоимость выемки 1 м3 вскрыши Св для рассматриваемого случая будет складываться из затрат в пределах уступа св.у на экс кавацию, содержание, передвижку и амортизацию ж.-д. путей (или автодорог, конвейерных ставов); на буровзрывные работы св. бз! на транспортирование вскрыши св. т; на электроэнергию, расходуе мую при транспортировании породы, св. тэ (только при электровоз ной откатке); на внешнее отвалообразование — экскавацию, содер жание, переукладку и амортизацию ж.-д. путей (или автодорог, кон вейерных ставов), транспортирование, планировку — при плужном
152
или бульдозерном отвалообразовании) св. 0 и прочие денежные за траты св. Пр (общекарьерные расходы, оплата услуг вспомогатель ных цехов и др.) *:
С в Св. у 1 бз Н “ Св_ т + |
т э “( ~ С в_ о“Ьсв. пр* |
( 1 7 2 ) |
Значения отдельных составляющих уравнения (172) |
при исполь |
зовании различных видов транспорта приведены в табл. 48 и 57. А н а л и з з а т р а т cB.y = f(L $ p) был произведен выше при рас смотрении схем развития путей на уступах и определении длины фронта работ на один экскаватор. На основании этого анализа (см. § 1 главы II) установлено, что величина соответствующих затрат в пределах уступа св. у с увеличением фронта работ также возра
стает.
Затраты на буровзрывные работы св. бз не зависят от длины фронта работ (см. формулу табл. 57). Величина этих затрат опреде ляется в основном способом бурения (типом бурового станка или его производительностью), физико-механическими свойствами раз
рабатываемых пород, |
которые влияют на массу заряда и количе |
|
ство горной массы, |
получаемой с 1 м скважины, и |
стоимостью |
взрывчатых материалов. |
св. т, как это |
|
В е л и ч и н а с о с т в л я ю щ е й с е б е с т о и м о с т и |
следует из расчетной формулы (см. табл. 48), с увеличением длины фронта работ будет возрастать.
В связи с тем, что при определении затрат на транспортирование породы при электровозной откатке в стоимость машино-смены не включены расходы на электроэнергию, в уравнении (172) предус мотрена составляющая св. э, учитывающая затраты по этой статье расходов. Величина св. э с увеличением фронта работ карьера, как это видно из расчетной формулы (см. табл. 48) и данных табл. 51,
также возрастает. |
о т в а л о о б р а з о в а н и е п о |
З а т р а т ы на в н е шн е е |
р о д ы св. о не зависят от величины Афр (см. формулу табл. 48), но с увеличением длины фронта работ производственная мощность карьера по вскрыше QT. в будет возрастать в такой же степени, как и величина АфР, в то время как длина фронта работ отвала L0 будет увеличиваться значительно меньшими темпами. Величина св. 0 сни жается незначительно, например при работе экскаваторов ЭКГ-8 на вскрыше и отвалах и высоте отвалов Я от= 30 м при изменении длины фронта работ от 1 до 2 км величина св. 0 уменьшится от 0,068
до 0,062 руб/м3.
П р о ч и е з а т р а т ы св. пр, как видно из характера расходов, включаемых в эту статью, также не зависят от длины фронта работ (величина их учитывается обычно с помощью коэффициента, увели чивающего общую себестоимость Св).
* Приведенная структура себестоимости вскрышных работ соответствует дей ствующим в горной промышленности методикам списания затрат на эти работы; затраты по амортизации горно-капитальных работ, зданий и сооружений учитыва ются при расчете себестоимости добычи полезного ископаемого.
153
Сл
4*
Т а б л и ц а 48
Формулы для определения составляющих себестоимости 1 м3 вскрыши
Формулы для расчета |
Пояснения величин, входящих в формулы |
|
йп с |
|
#ав |
£в. т 2=2 £д. т ~Гт |
ИЛИ Св> т = —ту |
||
|
** в. лс |
п в. ав |
|
|
______________________ Тем |
Т„. з_________________ |
|
лс |
0,004/.фр. с |
0,0048//у. ср^тр^т. с° 4“ ^const |
С„. 9 - Сд. Э = 0,0 0 2 7 2 7 в ( |
1 +кт ИГгр + |
Г |
пор) р эл7 0 |
\ |
Чдв |
Чдв |
/ |
Т-о. с — 7-фр. с 4“ 7от 4- 2пт. с/ст 4 |
77у, ср^тр |
4 27п |
1 |
2 [7фР 4-2(У — 1) 7/ctg<fT]2
Тj=\
г-фр. С — —
2 [7фР 4- 2 (у — 1) Я ctg срт] 7 = 1
"г
2 (£ФР + 2 (7 — 1) 77 ctg <рт] jH
и._ 7=1____________________________
«у . с р — „ г
2 [*7-ФР 4- 2 (7 — 1) 77 ctg'fT] 7=1
а 0, э |
| 7 о р от |
| _____ с_______^ |
7 0тс |
7 7 в. оэ |
5 Q s> г |
7Пе р 7 7 0 т |
7 7 в- о э |
Оле, «ав — стоимость машино-смены локомотивосостава, автосамосвала, руб.;
Нв. лс, 77в. ав — средняя норма выработки по карьеру локомотивосостава, автосамо свала, м3/смену; Гем и Гп. з — длительность смены и подготовительно-заключительных операций,'Мин; 7 фр. с — средняя дальность перевозки вскрыши по транспортным вскрышным горизонтам, м; Я у. ср— средне взвешенная высота при перемещении вскры
ши по |
вертикали, |
м; |
kTp— коэффициент |
развития трассы; |
ят. с — число тупиковых |
||
станций в карьере |
(равное числу уступов п) ; |
||
а —• потери времени при |
прохождении по |
||
ездом |
тупиковой |
станции, мин; Я oust — |
время рейса, не зависящее от длины фрон та работ, мин.
уЕ — объемный вес вскрыши, кг/м3; йт — коэффициент тары вагона; т]дв — коэффици ент полезного действия электровозов; WГР и Vt7nop — удельное сопротивление движе нию соответственно груженого и порожнего
составов; |
рэл — стоимость |
1 квт-ч электро |
||
энергии, |
руб.; /,о. с— средняя |
длина |
откат |
|
ки, м; Ln— длина постоянных |
путей |
(стан |
||
ций на уступах и др.), м; |
/ст — длина тупи |
|||
ковой станции, м. |
|
|
|
|
яг — число уступов. |
|
|
|
а0. э— стоимость |
машино-смены экскава |
||
тора, |
руб.; Нв. оэ — средняя норма |
выра |
|
ботки |
экскаватора |
на отвале, м3/смену; |
|
7 0 — длина фронта |
отвальных работ карье |
||
ра, м; |
рот — стоимость строительства |
1 м |
|
пути на отвалах, руб.; с — затраты на теку |
щее содержание 1 м пути на отвалах, руб.; 7Пер — шаг передвижки путей на отвале, м; /70Т — высота отвального тупика, м; 7 0Т — средняя длина отвального тупика, м
сл
Сл