Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
разных условий и схем работы. Как видно из данных табл. 10, при работе экскаваторов-механических лопат с верхней погрузкой ши рина заходки зависит от схемы работ, причем при проходке тран шей она несколько больше, чем при разработке уступа.
Выпускаемые в настоящее время отечественные вскрышные экс каваторы ЭВГ-4, ЭВГ-6 и ЭВГ-15 с удлиненными рабочими разме рами позволяют нарезать новые уступы высотой 18—22 м и отраба тывать их, что в основном обеспечивает нормальную работу карь ерных экскаваторов ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-12,5, которые имеют преимущественное применение на карьерах при транспортных си стемах разработки.
Р а ц и о н а л ь н ы е с х е м ы р а б о т ы э к с к а в а т о р о в на у с т у п а х
Производительность экскаваторов, успешная работа транспорт ных средств и их эффективное использование в большой степени за висят от технологических схем работы на уступах. Схема путевого развития, местоположение обменного пункта, ширина автодороги, порядок движения и размещение конвейерных ставов на уступе — это элементы технологических схем, от которых зависят простои экскаваторов при обмене транспортных сосудов у экскаваторов, передвижке ж.-д. путей и конвейерных ставов, строительстве авто дороги и др.
Втехнической литературе, в трудах отдельных ученых, а также
вработах институтов и ведомств приводятся различные техноло
гические схемы работы экскаваторов на уступах. Рекомендуемые и применяемые на карьерах технологические схемы в значительной степени отличаются друг от друга по числу путей, ширине автодо рог, наличию или отсутствию обменных пунктов, числу стрелочных переводов и др.
Очевидно, что капитальные затраты на строительство путей (или автодорог) и затраты на их текущее обслуживание, а также произ водительность экскаваторов в этих схемах будут неодинаковы, что в конечном итоге обусловит различие в себестоимости выемки 1 м3 горной массы.
Следовательно, выбор рациональной схемы работы экскавато ров на уступе, обеспечивающий наиболее низкую себестоимость вы емки 1 м3 горной массы, может быть произведен только на основе технико-экономического исследования различных схем развития пу тей на уступе.
Схемы работы одноковшовых экскаваторов с погрузкой породы в средства ж.-д. транспорта
При этих схемах преимущественное распространение получили схемы работы с маятниковым движением локомотивосоставов, при котором заезд на уступ осуществляется с одного лишь торца
31
карьера (в отличие от кольцевого движения, когда уступ имеет два выезда по обоим торцам карьера).
Схемы отработки уступа одним экскаватором. Для этого случая работы характерны три схемы развития ж.-д. путей на уступе (рис. 8): схемы № 1 и 2, при которых на уступе имеется один путь,
исхема № 3, при которой на уступе предусматриваются два пути.
Всхеме № 2 в отличие от схемы № 1 предусматривается разминовка р, перемещаемая вдоль фронта работ по мере отработки за
боя на расстояние Lnep.
В схеме № 3 погрузка горной массы производится в составы, находящиеся на обоих путях; чтобы избежать засыпки путей поро
|
дой, |
предусматривается |
||||
|
оборудование |
думпкаров |
||||
|
дополнительными |
|
боко |
|||
|
выми |
и торцовыми |
бор |
|||
|
тами. |
|
|
|
|
|
|
Технико-экономические |
|||||
|
показатели работы экска |
|||||
|
ваторов |
(их |
производи |
|||
|
тельность, |
себестоимость |
||||
|
выемки 1 м3 горной |
мас |
||||
|
сы) в этих схемах различ |
|||||
|
ны. Очевидно, что наибо |
|||||
|
лее |
эффективной |
|
будет |
||
|
схема, при которой себе |
|||||
|
стоимость |
выемки |
|
будет |
||
|
наименьшей. Рассмотрим, |
|||||
|
как будет изменяться се |
|||||
Рис. 8. Схемы развития ж.-д. путей на уступе |
бестоимость выемки |
1 м3 |
||||
при отработке его одним экскаватором |
горной массы |
при |
работе |
|||
а — схема № 1; б — схема № 2; в — схема № 3 |
экскаваторов |
по |
указан |
|||
|
ным |
схемам, |
рассчитан |
ная согласно требованиям типовой методики определения экономи ческой эффективности капиталовложений по приведенным затра там в пределах рабочего уступа.
В этом случае она будет складываться из затрат на экскавацию сэ.э, переукладку ж.-д. путей после отработки экскаваторной заходки сэп. п, переукладку разминовок сэт.р через определенное рас стояние Lnep, текущее обслуживание ж.-д. путей сэт. п и разминовок с Эт . Р , амортизацию ж.-д. путей и разминовок ск. п и расширенное воспроизводство ср. в. Кроме того, в себестоимость выемки 1 т гор ной массы будут входить такие затраты, как затраты на транспорт ные и буровзрывные работы, на работы по зачистке кровли и др. Но в этой книге они не рассматриваются, так как для различных схем они будут одинаковы.
Затраты на экскавацию могут быть определены через стоимость машино-смены экскаватора а и его н о р м у в ы р а б о т к и , ил и с м е н н у ю п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь , Нъ.
32
Норма выработки экскаватора рассчитывается по формуле [49]
И |
^П. 3 |
н |
nQa, м3/смену, |
(16) |
|
^пог^ 4“ ^обм |
|
|
|
||
где /см — продолжительность смены, |
мин; ta.3—•время на подгото |
||||
вительно-заключительные операции, |
мин; /л. н— время |
на личные |
|||
надобности, мин; /Пог — время |
погрузки одного |
вагона, |
мин; п — |
||
число вагонов в составе; |
/0бм — время обмена |
локомотивосостава, |
|||
мин; QB— объем вагона, м3 породы в целике. |
|
и состав |
|||
В формуле (16) величины |
/см, /п. 3 и /л. и постоянны |
||||
ляют /см= 8Хб0=480 мин, /п.з = 25 мин и /л.н=Ю мин |
[49]. Под |
||||
ставляя эти значения в формулу (16), получим |
|
|
445
(16')
^пог^ 4” ^обм
Время погрузки вагона зависит от его емкости и типа экскава тора; для заданных условий, когда известна категория разрабаты ваемых пород, выбрана модель экскаватора и вагона, эта величина постоянна.
Число вагонов в локомотивосоставе для заданных условий (ко гда выбран тип локомотива, вагона и принят руководящий подъем ж.-д. путей в капитальной траншее) также постоянно.
В р е м я о б м е н а л о к о м о т и в о с о с т а в о в у э к с к а в а
т о р а можно определить из выражения |
|
/обМ==t3—|- /3, дв-{“/дв> |
(В) |
где /3 — время задержек и t3.дв — время замедленного |
движения; |
это время постоянно и принимается равным 4 мин; /дв— время дви-
жения |
(для схемы № 1 |
Ьл, |
2L |
|
|
/дв= |
/дв= — — 4------для схемы № 2 |
||||||
|
|
Нп |
VC |
|
|
|
= —1^ |
, для схемы № 3 /дв= 0); ип и vc — средняя скорость движе- |
|||||
ио- |
|
принимаемая |
для |
постоянных путей |
||
НИЯ ‘локомотивосостава, |
||||||
400 м/мин, для передвижных — 250 м/мин |
[49]. |
в формулу |
(16'), по |
|||
Подставляя значения |
/0бы из формулы |
(17) |
||||
лучим окончательные выражения Яв: |
|
|
|
|||
для схемы № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Я п = -S 4~ 4/.фр + 5/-с |
|
|
(18) |
||
для схемы № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
g ' + |
L пер |
|
|
(19) |
|
|
|
|
|
||
для схемы № 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я В= ^ П , |
|
|
(20) |
|
|
|
|
£4 |
|
|
3 Заказ № 556 |
33 |
где |
е= 445 • 103nQB; |
g = \0 3 (4-\-tnmn), |
|
е' = 110,25 • 103«QB; |
g' = 103(l + 0,25*ПО1л), |
|
?i=445nQB; |
g i= 4 -f- tnorn. |
Стоимость машино-смены экскаватора а складывается из зат рат на заработную плату экскаваторной бригады, материалы, элек троэнергию, ремонт и амортизацию машин и может быть либо рас считана, либо взята из литературных источников, например из ма териалов Центрогипрошахта [45].
З а т р а т ы на п е р е д в и ж к у ж.-д. п у т е й на р а б о ч е м
у с т у п е определятся как частное от деления |
затрат на одну пере |
движку по всей длине линии фронта /,фР на |
объем горной массы |
в вынимаемой заходке ЬфР АН, т. е. |
|
для схем № 1 и 2 |
|
сэп-п
для схемы № 3
6 |
(2 1 ) |
А Н ’ |
26 |
(2 1 ') |
Сэп.п АН , |
где b — стоимость передвижки 1 м ж.-д. путей, руб.
Стоимость передвижки 1 м ж.-д. путей зависит от способа пере движки (краном, путепередвигателем и др.),шага передвижки и мо
жет быть либо |
рассчитана, либо взята из литературных источ |
||||
ников. |
на |
п е р е у к л а д к у |
р а з м и н о в к и |
сэп. р |
для |
З а т р а т ы |
|||||
схемы № 2 могут быть рассчитаны по формуле |
|
|
|||
|
|
-Фр |
|
|
|
|
с, |
6'200 -пер |
2006' |
|
(22) |
|
^•фрА Н |
A H L пер |
|
||
где Ь' — затраты на переукладку 1 |
м пути разминовки. |
Эта |
вели |
чина будет несколько больше величины b для основных путей на уступе за счет того, что пути разминовки перемещаются не на шаг передвижки, как это имеет место при перемещении основных ж.-д.
путей, а переукладываются с |
переносом их по фронту уступа на |
|||
расстояние Lnep; 200 — длина |
путей |
Ldi |
|
|
разминовки, м; —— ---- число |
||||
|
|
2-пер |
|
|
переукладок путей разминовки на одну экскаваторную заходку. |
|
|||
З а т р а т ы на п е р е у к л а д к у с т р е л о ч н ы х п е р е в о д о в |
||||
р а з м и н о в к и сэп. с определяются по формуле |
|
|||
2 d |
■^Фр |
2 d |
|
|
|
-пер |
(23) |
||
'-ФР' |
A H L Фр |
|||
|
где d — стоимость переукладки одного стрелочного перевода, руб.
34