Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1. ] |
|
Относительная величина и тип БЛА |
|
|
Численное |
Литературный |
|||||||
|
|
значение |
источник |
||||||||
Относительный вес |
отсека корпуса, содержащего полезную нагрузку |
||||||||||
|
(аппаратуру), рф = |
(?фп H/Gn. н |
|
|
|||||||
Исследовательская ракета класса ЗВ «Терьер» |
|
0,23 |
[4] |
||||||||
551 весом 1300 кгс |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Авиационная исследовательская ракета «Сперо- |
|
0,25 |
[51 |
||||||||
эйр» 3 весом 135 кгс |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Исследовательская ракета класса ЗВ «Нептун» |
|
0,31 |
|
|
|||||||
весом 4300 кгс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительный вес планера без отсека полезной нагрузки |
|
|
|||||||||
для бескрылых БЛА рпл. б. кр= С пл. б. Kp/G0 |
|
|
|||||||||
Авиационная исследовательская ракета «Сперо- |
|
0,060 |
[5{ |
||||||||
эйр» 3 с РДТТ |
|
|
|
|
ЗВ «Нептун» |
|
|||||
Исследовательская ракета класса |
|
0,062 |
|
|
|||||||
с Ж РД |
ракета |
Ѵ-2 |
с |
Ж РД |
весом |
|
[54] |
||||
Баллистическая |
|
0,067 |
|||||||||
13 000 кгс |
Относительный вес крыльев pKp = |
G Kp/G0 |
[78] |
|
|||||||
Зенитная ракета «Эрликон» весом 250 кгс |
I |
0,032 |
1. 2 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
||
Относительная величина и тип БЛА |
|
|
Численное |
Литературный |
|||||||
|
|
значение |
источник |
||||||||
|
Относительный вес Ж РД pas = |
GÄB/G0 |
|
|
|||||||
Баллистическая ракета Ѵ-2 (1942 |
г.) |
(1947 г.) |
|
0,050 |
[54] |
|
|||||
Исследовательская ракета |
«Нептун» |
|
|
||||||||
Баллистическая |
ракета |
«Тор» |
весом |
47,7 тс |
|
0,056 |
[2] |
|
|||
Первая ступень М БР |
«Титан» |
II |
весом |
136 тс |
|
0,019 |
[98] |
|
|||
|
0,025 |
[82] |
|
||||||||
Вторая ступень зенитной ракеты «Ника Аякс» |
|
0,018 |
|
||||||||
весом 500 кгс (без THA) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительный вес конструкции топливной системы (баки и система подачи
топлива, кроме ТНА и трубопроводов) а т. C = G T. C/GT |
|
|
Баллистическая ракета Ѵ-2 |
0,124 |
[54] |
Исследовательская ракета «Нептун» |
||
Первая ступень ракеты-носителя «Сатурн» 5 ве |
0,095 |
[110] |
сом 2700 тс |
0,065 |
|
Вторая ступень «Сатурн» 5, водородно-кислород |
0,088 |
[ПО] |
ное топливо |
||
Исследовательская ракета класса ЗВ «Аэроби» |
0,20 |
[П1] |
350, вытеснительная система подачи топлива |
Т а б л и ц а 1.3
Относительная величина и тип БЛА |
Численное |
Литературный |
значение |
, источник |
Относительный вес РДТТ адв = |
Йдв/От |
|
||||||
Ракета «Терьер» 551, ускоритель |
|
|
|
|
|
|
0,52 |
[4] |
Ракета «Декон», ускоритель |
спх |
|
|
|
|
0,51 |
[116] |
|
Ракета «Сепр» 684, ускоритель, т = 4 ,2 |
о = |
5 |
. |
0,50. |
[11] |
|||
Ракета «Терьер» 551, маршевый РДТТ, |
|
|
0,26 |
[4] |
||||
Ракета «Сепр» 706, маршевый РДТТ, т=22 |
с |
|
0,36 |
[П] |
||||
Ракета «Спероэйр», 3, маршевый РДТТ, |
пх |
о = |
7 |
|
0,24 |
|||
Космический аппарат «Сервейер» IV, |
сфериче |
|
0,11 |
[5] |
||||
|
[126] |
|||||||
ский РДТТ для посадки на Луну |
|
|
|
|
|
|
|
[119] |
Относительный вес РПДТТ по проекту аHB = |
GHB/GT |
|||||||
Мишень весом 420 кгс |
|
|
|
|
|
|
0,445 |
|
Вторая ступень баллистической ракеты: |
|
|
|
|
|
1,00 |
[119] |
|
имеющей дальность 46 км |
|
|
|
|
|
|
||
имеющей дальность 1850 км |
|
|
|
|
|
|
0,62 |
[119] |
дует заметить, что в некоторых случаях часть полезной нагрузки не требует оболочки корпуса ЛА, например, в случае несущего отделяемого аппаратурного отсека. В этих случаях коэффициент Эф должен относиться только к той полезной нагрузке, которая размещается внутри корпуса.
В табл. 1.2 приводятся значения относительных весов двига телей и конструкции топливных систем Ж РД . В табл. 1.3 при ведены относительные веса РДТТ и РПДТТ (ракетно-прямоточ ных двигателей твердого топлива).
1. 2. Относительный начальный полетный вес
Для грубой первоначальной оценки полетного веса можно воспользоваться относительным начальным полетным весом
/о |
Gn |
1 |
1+ |
а ) |
Рт] |
;і.б ) |
|
|
1 --- (і^к + М-т) |
1 — [р-^ + (1 + |
|
[см формулы (1.1) и (1.3)]. Эта величина для определенного ти па ЛА обычно находится в сравнительно узком диапазоне, одна ко для различных классов ЛА /0 может иметь существенно отли чающиеся значения.
9
Значение f0 в первую очередь зависит от количества ступеней. Сопоставляя формулы (1.6) и (1.2), нетрудно видеть, что для «-ступенчатого ЛА
/ о = п / < > |
о - 6') |
1 |
|
где /і, /г, . . ., fn — относительные веса каждой ступени, т. е.
fi = Gi/Gi+1.
Относительный вес отдельных ступеней находится в диапа зоне
10>/г> 1,5,
при этом, чем меньше требований к величине энергоресурса (ма лые скорости, малые дальности полета, малый диапазон высот),, тем меньше значение /,. Например, противотанковый управляе
мый снаряд «Кобра» |
(Швейцария) |
имеет /о = 1,55. Максималь |
ная дальность полета |
этого БЛА |
1800 м, скорость у цели; |
84 м/с [108]. |
|
|
Наибольшие значения /0 для одноступенчатых ЛА имеют бал листические и исследовательские ракеты больших высот, скоро сти которых превышают 1000 м/с. Например, французская одно ступенчатая исследовательская ракета «Белье» имеет /0 = 9,85. Максимальная скорость ее равна 1370 м/с, максимальная высо та подъема 80 км [112].
Крылатые одноступенчатые ЛА имеют, как правило, значе
ния /о<5. Например, канадская мишень |
с ТРД |
«КАЕТА» имеет |
/о = 4,15, длительность ее полета до 29 |
мин, |
Afmax= 0,98 [96]. |
В статье [124] сообщается о весах управляемого снаряда класса ВВ, имеющего дальность действия 16 км и предназначенного для перехвата скоростных низколетящих самолетов. Относительный вес этого управляемого ракетного снаряда (УРС) f0 = 2,72.
Многоступенчатые ЛА имеют относительный вес для каждой ступени в диапазоне
2,5</i<6,5.
Так, например, французская трехступенчатая космическая раке та для вывода ИСЗ на высоту 700 км «Супер Диамант» имеет согласно статье [П5] относительные веса: Д = 6,5; /2 = 3,9; /3 = 4,2.
Имея статистические значения величины f0 и зная полезную нагрузку для проектируемого ЛА, можно оценить полетный вес по формуле (1.6).
2. ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ БЛА
Траектория полета оказывает большое влияние на расход топлива, в особенности для ЛА, имеющих значительную даль-
10
пасть полета. Поэтому траектория должна быть определена до расчета расхода топлива.
Для построения точной траектории необходимо знание боль шого количества исходных данных, которые могут быть извест ны только на этапе эскизного или даже рабочего проектирования (характеристики двигателя, аэродинамические и весовые харак теристики в полете, метод наведения, закон движения цели). Од нако для построения приближенной траектории можно ограни читься некоторыми исходными данными, вытекающими из усло вий эксплуатации данного типа ЛА. Получаемая при этом траектория поведет к расходу топлива, близкому к реальному.
Если известны точки начала и конца полета, то простейшей траекторией является прямая, соединяющая эти точки. Траек тория может быть по своей форме существенно приближена к реальной, если будут учтены условия старта. Например, авиа ционные БЛА стартуют почти горизонтально, а БЛА класса ЗВ — под определенным углом к горизонту, зависящим от мето да наведения. Для дальних БЛА, маневрирующих в основном в вертикальной плоскости (ЗВ, ВЗ, 33), желательно возможно
быстрее |
выходить |
на большую высоту, где плотность |
воздуха, |
а следовательно, |
и аэродинамическое сопротивление |
меньше. |
|
Однако |
при этом |
приходится сталкиваться с необходимостью |
развития значительных поперечных перегрузок, что ведет к уве личению аэродинамического сопротивления и снижает запас перегрузки для тактического маневра.
Учитывая ограничения, которые можно установить уже в на чальной стадии проектирования, возможно в той или иной сте пени приблизить траекцорию к реальной. Наиболее удобной фор мой построения траектории является представление ее в анали
тическом виде, принимая |
ту или иную |
систему |
координат. |
В большинстве случаев для |
БЛА является |
удобной |
декартова |
прямоугольная система координат, в которой уравнение траек тории для полета в вертикальной плоскости будет
|
h = f(x), |
|
|
где h — высота полета; х — дальность по горизонту. |
|
||
Для наклонного старта (Ѳ<С90°) наиболее целесообразной яв |
|||
h |
от х в виде степенного полинома |
|
|
ляется зависимостьh = |
|
||
|
hd+a\x + a2x2 + a3x3+ |
. . . |
(1.7) |
|
|
Количество членов полинома берется в зависимости от количест ва располагаемых ограничений.
Зависимость (1.7) хорошо соответствует физике полета. В по лете не может быть никаких особых точек, так как они ведут к бесконечным перегрузкам, Уравнение (1.7) соответствует это му условию, так как
(ßhdx2 ф со.
И