Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1. ]

Относительная величина и тип БЛА

 

 

Численное

Литературный

 

 

значение

источник

Относительный вес

отсека корпуса, содержащего полезную нагрузку

 

(аппаратуру), рф =

(?фп H/Gn. н

 

 

Исследовательская ракета класса ЗВ «Терьер»

 

0,23

[4]

551 весом 1300 кгс

 

 

 

 

 

 

 

Авиационная исследовательская ракета «Сперо-

 

0,25

[51

эйр» 3 весом 135 кгс

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская ракета класса ЗВ «Нептун»

 

0,31

 

 

весом 4300 кгс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительный вес планера без отсека полезной нагрузки

 

 

для бескрылых БЛА рпл. б. кр= С пл. б. Kp/G0

 

 

Авиационная исследовательская ракета «Сперо-

 

0,060

[5{

эйр» 3 с РДТТ

 

 

 

 

ЗВ «Нептун»

 

Исследовательская ракета класса

 

0,062

 

 

с Ж РД

ракета

Ѵ-2

с

Ж РД

весом

 

[54]

Баллистическая

 

0,067

13 000 кгс

Относительный вес крыльев pKp =

G Kp/G0

[78]

 

Зенитная ракета «Эрликон» весом 250 кгс

I

0,032

1. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

Относительная величина и тип БЛА

 

 

Численное

Литературный

 

 

значение

источник

 

Относительный вес Ж РД pas =

GÄB/G0

 

 

Баллистическая ракета Ѵ-2 (1942

г.)

(1947 г.)

 

0,050

[54]

 

Исследовательская ракета

«Нептун»

 

 

Баллистическая

ракета

«Тор»

весом

47,7 тс

 

0,056

[2]

 

Первая ступень М БР

«Титан»

II

весом

136 тс

 

0,019

[98]

 

 

0,025

[82]

 

Вторая ступень зенитной ракеты «Ника Аякс»

 

0,018

 

весом 500 кгс (без THA)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительный вес конструкции топливной системы (баки и система подачи

топлива, кроме ТНА и трубопроводов) а т. C = G T. C/GT

 

Баллистическая ракета Ѵ-2

0,124

[54]

Исследовательская ракета «Нептун»

Первая ступень ракеты-носителя «Сатурн» 5 ве­

0,095

[110]

сом 2700 тс

0,065

Вторая ступень «Сатурн» 5, водородно-кислород­

0,088

[ПО]

ное топливо

Исследовательская ракета класса ЗВ «Аэроби»

0,20

[П1]

350, вытеснительная система подачи топлива


Т а б л и ц а 1.3

Относительная величина и тип БЛА

Численное

Литературный

значение

, источник

Относительный вес РДТТ адв =

Йдв/От

 

Ракета «Терьер» 551, ускоритель

 

 

 

 

 

 

0,52

[4]

Ракета «Декон», ускоритель

спх

 

 

 

 

0,51

[116]

Ракета «Сепр» 684, ускоритель, т = 4 ,2

о =

5

.

0,50.

[11]

Ракета «Терьер» 551, маршевый РДТТ,

 

 

0,26

[4]

Ракета «Сепр» 706, маршевый РДТТ, т=22

с

 

0,36

[П]

Ракета «Спероэйр», 3, маршевый РДТТ,

пх

о =

7

 

0,24

Космический аппарат «Сервейер» IV,

сфериче­

 

0,11

[5]

 

[126]

ский РДТТ для посадки на Луну

 

 

 

 

 

 

 

[119]

Относительный вес РПДТТ по проекту аHB =

GHB/GT

Мишень весом 420 кгс

 

 

 

 

 

 

0,445

Вторая ступень баллистической ракеты:

 

 

 

 

 

1,00

[119]

имеющей дальность 46 км

 

 

 

 

 

 

имеющей дальность 1850 км

 

 

 

 

 

 

0,62

[119]

дует заметить, что в некоторых случаях часть полезной нагрузки не требует оболочки корпуса ЛА, например, в случае несущего отделяемого аппаратурного отсека. В этих случаях коэффициент Эф должен относиться только к той полезной нагрузке, которая размещается внутри корпуса.

В табл. 1.2 приводятся значения относительных весов двига­ телей и конструкции топливных систем Ж РД . В табл. 1.3 при­ ведены относительные веса РДТТ и РПДТТ (ракетно-прямоточ­ ных двигателей твердого топлива).

1. 2. Относительный начальный полетный вес

Для грубой первоначальной оценки полетного веса можно воспользоваться относительным начальным полетным весом

Gn

1

1+

а )

Рт]

;і.б )

 

 

1 --- (і^к + М-т)

1 — [р-^ + (1 +

 

[см формулы (1.1) и (1.3)]. Эта величина для определенного ти­ па ЛА обычно находится в сравнительно узком диапазоне, одна­ ко для различных классов ЛА /0 может иметь существенно отли­ чающиеся значения.

9



Значение f0 в первую очередь зависит от количества ступеней. Сопоставляя формулы (1.6) и (1.2), нетрудно видеть, что для «-ступенчатого ЛА

/ о = п / < >

о - 6')

1

 

где /і, /г, . . ., fn — относительные веса каждой ступени, т. е.

fi = Gi/Gi+1.

Относительный вес отдельных ступеней находится в диапа­ зоне

10>/г> 1,5,

при этом, чем меньше требований к величине энергоресурса (ма­ лые скорости, малые дальности полета, малый диапазон высот),, тем меньше значение /,. Например, противотанковый управляе­

мый снаряд «Кобра»

(Швейцария)

имеет /о = 1,55. Максималь­

ная дальность полета

этого БЛА

1800 м, скорость у цели;

84 м/с [108].

 

 

Наибольшие значения /0 для одноступенчатых ЛА имеют бал­ листические и исследовательские ракеты больших высот, скоро­ сти которых превышают 1000 м/с. Например, французская одно­ ступенчатая исследовательская ракета «Белье» имеет /0 = 9,85. Максимальная скорость ее равна 1370 м/с, максимальная высо­ та подъема 80 км [112].

Крылатые одноступенчатые ЛА имеют, как правило, значе­

ния /о<5. Например, канадская мишень

с ТРД

«КАЕТА» имеет

/о = 4,15, длительность ее полета до 29

мин,

Afmax= 0,98 [96].

В статье [124] сообщается о весах управляемого снаряда класса ВВ, имеющего дальность действия 16 км и предназначенного для перехвата скоростных низколетящих самолетов. Относительный вес этого управляемого ракетного снаряда (УРС) f0 = 2,72.

Многоступенчатые ЛА имеют относительный вес для каждой ступени в диапазоне

2,5</i<6,5.

Так, например, французская трехступенчатая космическая раке­ та для вывода ИСЗ на высоту 700 км «Супер Диамант» имеет согласно статье [П5] относительные веса: Д = 6,5; /2 = 3,9; /3 = 4,2.

Имея статистические значения величины f0 и зная полезную нагрузку для проектируемого ЛА, можно оценить полетный вес по формуле (1.6).

2. ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ БЛА

Траектория полета оказывает большое влияние на расход топлива, в особенности для ЛА, имеющих значительную даль-

10


пасть полета. Поэтому траектория должна быть определена до расчета расхода топлива.

Для построения точной траектории необходимо знание боль­ шого количества исходных данных, которые могут быть извест­ ны только на этапе эскизного или даже рабочего проектирования (характеристики двигателя, аэродинамические и весовые харак­ теристики в полете, метод наведения, закон движения цели). Од­ нако для построения приближенной траектории можно ограни­ читься некоторыми исходными данными, вытекающими из усло­ вий эксплуатации данного типа ЛА. Получаемая при этом траектория поведет к расходу топлива, близкому к реальному.

Если известны точки начала и конца полета, то простейшей траекторией является прямая, соединяющая эти точки. Траек­ тория может быть по своей форме существенно приближена к реальной, если будут учтены условия старта. Например, авиа­ ционные БЛА стартуют почти горизонтально, а БЛА класса ЗВ — под определенным углом к горизонту, зависящим от мето­ да наведения. Для дальних БЛА, маневрирующих в основном в вертикальной плоскости (ЗВ, ВЗ, 33), желательно возможно

быстрее

выходить

на большую высоту, где плотность

воздуха,

а следовательно,

и аэродинамическое сопротивление

меньше.

Однако

при этом

приходится сталкиваться с необходимостью

развития значительных поперечных перегрузок, что ведет к уве­ личению аэродинамического сопротивления и снижает запас перегрузки для тактического маневра.

Учитывая ограничения, которые можно установить уже в на­ чальной стадии проектирования, возможно в той или иной сте­ пени приблизить траекцорию к реальной. Наиболее удобной фор­ мой построения траектории является представление ее в анали­

тическом виде, принимая

ту или иную

систему

координат.

В большинстве случаев для

БЛА является

удобной

декартова

прямоугольная система координат, в которой уравнение траек­ тории для полета в вертикальной плоскости будет

 

h = f(x),

 

 

где h — высота полета; х — дальность по горизонту.

 

Для наклонного старта (Ѳ<С90°) наиболее целесообразной яв­

h

от х в виде степенного полинома

 

ляется зависимостьh =

 

 

hd+a\x + a2x2 + a3x3+

. . .

(1.7)

 

 

Количество членов полинома берется в зависимости от количест­ ва располагаемых ограничений.

Зависимость (1.7) хорошо соответствует физике полета. В по­ лете не может быть никаких особых точек, так как они ведут к бесконечным перегрузкам, Уравнение (1.7) соответствует это­ му условию, так как

(ßhdx2 ф со.

И