Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ности вероятности эксплуатационных нагрузок и несущей спо­ собности конструкции. В практике проектирования могут быть случаи других законов распределения. В этих случаях общая ме­ тодика определения надежности не изменится однако приве­ денные выше формулы (5.63), (5.64) и (5.65) изменятся.

Следует заметить, что математические выражения для функ­ ции распределения ф(А^н. э), являющейся композицией различных законов распределения, могут быть весьма сложными. В связи с этим рационально приводить решение к нормальному закону.

В связи со сложностью и ненаглядностью аналитического ана­ лиза поставленной проблемы приведения, проводим геометриче­ ский анализ. На левой стороне рис. 5. 8 приведены кривые функ­ ции ф(Л/э) и ф(А^н), аналогичные приведенным на рис. 5.7. Так как нас интересует функция q>(NH, э), где

N —N —N

то, очевидно, что на вероятность отказа конструкции влияют те области приведенных кривых, где могут быть значения

^ „ < л г э.

Нетрудно видеть, что указанное неравенство может иметь ме­ сто только внутри площади acdeb,,rjie точки а и b соответствуют таким значениям функций ф, что ими можно пренебречь, пли которые стоят на границе приемлемой точности измерений. Вне указанной площади везде значения

л ^н> ааэ.

Так как вероятность отказа конструкции определяется значе­ ниями функции <р(Л^н.э) при Nnc N 3, то очевидно, что эта веро­ ятность будет практически определяться совокупностью значений

 

acdeb.

 

 

 

N3

NH,

 

 

 

ф(УѴ э)

 

ф ( Л ф ) .

 

 

функций ф(Мэ)

и ф(Агн) и их аргументов

и

 

 

находящихся

в области

 

 

Заметим, что указанная область зависит от от­

носительного положения кривых

 

и

 

 

Если значения

213


M ( N

 

 

 

 

 

л) будут повышаться, то кривая ф(ІѴн) будет передвигаться

вправо,

 

acdeb

будет суживаться. В правой стороне

и область ab

 

рис. 5.8

даны относительные положения отрезка кривой ф(^Ѵн)

в пределах зоны

 

при разных значениях М(ІѴ„). Для одного

из такого положения зона

acdeb

заштрихована.

Из приведенных рассуждений следует, что вероятность отка­

за конструкции определяется формой и относительным положе­ нием кривых cdb и ade. Поэтому, если провести кривые нормаль­ ного распределения, близко подходящие к кривым cdb и ade, то определение надежности конструкции можно произвести приве­ денным выше методом. Следует заметить, что координаты точек

а и Ь довольно неопределенны, поэтому целесообразно проводить кривые нормального распределения соответственно через точки с и d или ей d.

При приведении возможных законов распределения к нор­ мальному полагаем, что в области cdb или eda кривые распреде­ ления по своей закономерности близки к кривым нормального распределения. Это в большинстве случаев соответствует реаль­ ным закономерностям при R > 0,99, так как кривые распределе­ ния ф в том и другом случаях идут с монотонным уменьшением

кривизны и с той же самой касательной (ось абсцисс)

в беско­

нечности.

ф4) и

(Ы2, 2

точек

с

d,

или

 

Nu

Зная значения координат (

Ф )

 

ио.

е и d,

можно аналитически определить математическое ожидание

функции ф и среднеквадратичное значение рассеивания

Для

нормального закона распределения

 

 

 

 

 

С помощью логарифмирования из этих выражений можно исклю­ чить величину M(N) и получить

N i ~ N 2

(5.66)

 

Определение значения а из этого уравнения возможно методом последовательных приближений или с помощью графического решения уравнения.

Зная значение а, из выражений для фі и фг находим

M { N ) =

----(ДГ22 _ ДГ^) _ а2 Іа

(5. 67)

 

2________________________ <f>2

 

N 2- N I

 

2 1 4


Выражения (5. 66) и

(5.67) позволяют

перейти

в области

cdb

или

ade

см. рис. 5. 8,

от фактического

закона

распределения

 

плотности вероятности к нормальному закону с приемлемой для рассматриваемой дели точностью. Если какая-нибудь из функций ф(А^н) или <p(N3) в области их пересечения по своему характеру существенно отличается от нормального закона, то определение величины Яот можно сделать с помощью численного интегриро­ вания выражения (5.64), ограничиваясь конечной областью.

5.4. Расчетные формулы и примеры расчетов

Расчетную формулу для определения оптимальной надежно­ сти, или оптимального коэффициента безопасности можно полу­ чить из уравнения (5.55), найдя предварительно зависимость от оптимизируемой величины производной, входящей в это урав­ нение.

Как видно из выражения (5.57), коэффициент безопасности является в известной мере неопределенной величиной. Действи­ тельно, принятый при определении максимальной эксплуатаци­ онной нагрузки и минимальной несущей способности коэффици­ ент 3 является условным. Хотя он в среднем, действительно ра­ вен приблизительно 3, однако, например, для временного сопро­ тивления некоторых материалов он может достигать по ГОСТу 5 и даже выше, а для некоторых материалов до 2 и да­ же ниже.

Поэтому при стохастическом подходе более целесообразно ввести коэффициент безопасности по средним значениям (мате­ матическим ожиданиям)

f м

M ( N

н)

(5.68)

M ( N

 

a)

 

 

 

 

В этом случае вес детали также следует представить через fM, тогда формула (5. 56) должна быть представлена в виде

Од— Л BMf м;

(5.69)

отсюда

d Q ^ B Md f м.

Дифференцируя выражение (5. 63) и учитывая, что в правой части переменное z, получим

‘W'=7 k exp( - H ‘,z-

Следовательно,


Из выражений (5.68), (5.58), (5.59) и (5.62) следует

 

 

 

f М

 

 

1,

 

 

 

 

где

 

 

" *3н.э

1 J

 

 

 

 

 

М (N

 

- V

~2

Л ~2

(5.70)

 

 

 

 

з)

 

-|-

 

 

 

 

 

 

 

 

М3н

 

уравнение

Подставляя это выражение в предыдущее и решая

относительно

[лг,

получим

 

[1 -^ 2(°н)2] [1 - ^ 2(°э)2

 

 

 

м~

1+ К і -

(5.71)

Обозначим

 

 

 

1— ^ 2

 

 

 

 

 

ФРіОв

 

 

 

(5.72)

 

У.з

[''glg^g +

 

 

 

Ѵ э?э]Ля

тогда уравнение

 

 

(vaßaa +

Тт^т) н-т +

 

может быть

оптимизации

надежности (5.55)

представлено в виде

 

 

V 2і%Вм~d / м

 

 

 

 

ехр

 

 

_______Хв dz

 

 

Используя выражения (5.68), (5.70) и (5.71), находим

 

d/м

+ 'г

d у

 

d / м

отсюда

 

ң.э

О;

 

dz

dz

dz

d / м

 

 

 

dz

1— zfM

1—

 

Следовательно,

 

 

1—- aH2

+

( 5 . 7 3 )

 

Z2^ 2 l n

 

|72яЛуѴ1ан.э

 

 

 

 

 

Определение г по формуле (5. 73) должно производиться по­

следовательными

приближениями.

Обычно

достаточно 2—

3-го приближения. В качестве начального значения можно при­ нять 2 = 3. Задавшись 2 , определяют по формуле (5.71) величину

fm и затем по формуле (5.70)—ан.э; после чего по формуле (5.73) находят 2 . Результативное значение fM 0Пт определяется по фор­ муле (5. 71).

Переход к условному коэффициенту безопасности можно сделать по формулам (5.57) и (5.68). Величина оптимальной

216


надежности определится последовательно по формулам (5.65) и (5.60).

На рис. 5. 9 в иллюстративных целях приведен пример рас­ чета изменения затрат на поражение цели AQn. ц. За исходный вариант принят соответствующий условному коэффициенту без­ опасности /= 1,3. Оптимум получается довольно острый.

На величину /0пт влияет коэффициент вариации для эксплуа­

тационных нагрузок оэ. На рис. 5.9 даны два значения, отлича­ ющиеся в два раза: кривые Л и В. Из графика следует, что ко­

эффициент вариации сгэ может быть взят приближенно.

 

 

Рис. 5. 9.

 

 

 

 

 

В связи с трудностями точного определения затрат на вылет

на

этапе проектирования на

рис.

5.9 приведены графики

А

и

С,

соответствующие значениям

QB, отличающимся в два раза.

Как видим, и в этом случае определение величины QB может

быть произведено также приближенно,А

с ошибкой

в несколько

десятков процентов. Заметим,

что

оптимальный

коэффициент

безопасности на рис. 5.9 для кривой

равен /опт = 0,89; этому

коэффициенту соответствует

/м опт

= 1,67. Оптимальная надеж­

 

 

 

 

 

 

 

ность при этом получается У?0пт = 0,9988.

Стохастический метод оптимизации надежности и соответст­ венно коэффициента безопасности предусматривает наличие до­ статочного статистического материала по стохастическим харак­ теристикам эксплуатационных нагрузок и несущей способности. В этих целях является необходимым соответствующая обработка эмпирических данных'. В этой связи следует отметить работу А. А. Кузнецова и др. («Вероятностные характеристики прочно­ сти авиационных материалов и размеров сортамента», «Машино­ строение», 1970). Заслуживает также внимания теоретический

217