ности вероятности эксплуатационных нагрузок и несущей спо собности конструкции. В практике проектирования могут быть случаи других законов распределения. В этих случаях общая ме тодика определения надежности не изменится однако приве денные выше формулы (5.63), (5.64) и (5.65) изменятся.
Следует заметить, что математические выражения для функ ции распределения ф(А^н. э), являющейся композицией различных законов распределения, могут быть весьма сложными. В связи с этим рационально приводить решение к нормальному закону.
В связи со сложностью и ненаглядностью аналитического ана лиза поставленной проблемы приведения, проводим геометриче ский анализ. На левой стороне рис. 5. 8 приведены кривые функ ции ф(Л/э) и ф(А^н), аналогичные приведенным на рис. 5.7. Так как нас интересует функция q>(NH, э), где
N —N —N
то, очевидно, что на вероятность отказа конструкции влияют те области приведенных кривых, где могут быть значения
^ „ < л г э.
Нетрудно видеть, что указанное неравенство может иметь ме сто только внутри площади acdeb,,rjie точки а и b соответствуют таким значениям функций ф, что ими можно пренебречь, пли которые стоят на границе приемлемой точности измерений. Вне указанной площади везде значения
л ^н> ааэ.
Так как вероятность отказа конструкции определяется значе ниями функции <р(Л^н.э) при Nnc N 3, то очевидно, что эта веро ятность будет практически определяться совокупностью значений
|
acdeb. |
|
|
|
N3 |
NH, |
|
|
|
ф(УѴ э) |
|
ф ( Л ф ) . |
|
|
функций ф(Мэ) |
и ф(Агн) и их аргументов |
и |
|
|
находящихся |
в области |
|
|
Заметим, что указанная область зависит от от |
носительного положения кривых |
|
и |
|
|
Если значения |
M ( N |
|
|
|
|
|
л) будут повышаться, то кривая ф(ІѴн) будет передвигаться |
вправо, |
|
acdeb |
будет суживаться. В правой стороне |
и область ab |
|
рис. 5.8 |
даны относительные положения отрезка кривой ф(^Ѵн) |
в пределах зоны |
|
при разных значениях М(ІѴ„). Для одного |
из такого положения зона |
acdeb |
заштрихована. |
Из приведенных рассуждений следует, что вероятность отка |
за конструкции определяется формой и относительным положе нием кривых cdb и ade. Поэтому, если провести кривые нормаль ного распределения, близко подходящие к кривым cdb и ade, то определение надежности конструкции можно произвести приве денным выше методом. Следует заметить, что координаты точек
а и Ь довольно неопределенны, поэтому целесообразно проводить кривые нормального распределения соответственно через точки с и d или ей d.
При приведении возможных законов распределения к нор мальному полагаем, что в области cdb или eda кривые распреде ления по своей закономерности близки к кривым нормального распределения. Это в большинстве случаев соответствует реаль ным закономерностям при R > 0,99, так как кривые распределе ния ф в том и другом случаях идут с монотонным уменьшением
кривизны и с той же самой касательной (ось абсцисс) |
в беско |
нечности. |
ф4) и |
(Ы2, 2 |
точек |
с |
d, |
или |
|
Nu |
Зная значения координат ( |
Ф ) |
|
ио. |
е и d, |
можно аналитически определить математическое ожидание |
функции ф и среднеквадратичное значение рассеивания |
Для |
нормального закона распределения |
|
|
|
|
|
С помощью логарифмирования из этих выражений можно исклю чить величину M(N) и получить
Определение значения а из этого уравнения возможно методом последовательных приближений или с помощью графического решения уравнения.
Зная значение а, из выражений для фі и фг находим
M { N ) = |
----(ДГ22 _ ДГ^) _ а2 Іа |
(5. 67) |
|
2________________________ <f>2 |
|
N 2- N I |
|
Выражения (5. 66) и |
(5.67) позволяют |
перейти |
в области |
cdb |
или |
ade |
см. рис. 5. 8, |
от фактического |
закона |
распределения |
|
плотности вероятности к нормальному закону с приемлемой для рассматриваемой дели точностью. Если какая-нибудь из функций ф(А^н) или <p(N3) в области их пересечения по своему характеру существенно отличается от нормального закона, то определение величины Яот можно сделать с помощью численного интегриро вания выражения (5.64), ограничиваясь конечной областью.
5.4. Расчетные формулы и примеры расчетов
Расчетную формулу для определения оптимальной надежно сти, или оптимального коэффициента безопасности можно полу чить из уравнения (5.55), найдя предварительно зависимость от оптимизируемой величины производной, входящей в это урав нение.
Как видно из выражения (5.57), коэффициент безопасности является в известной мере неопределенной величиной. Действи тельно, принятый при определении максимальной эксплуатаци онной нагрузки и минимальной несущей способности коэффици ент 3 является условным. Хотя он в среднем, действительно ра вен приблизительно 3, однако, например, для временного сопро тивления некоторых материалов он может достигать по ГОСТу 5 и даже выше, а для некоторых материалов до 2 и да же ниже.
Поэтому при стохастическом подходе более целесообразно ввести коэффициент безопасности по средним значениям (мате матическим ожиданиям)
f м |
M ( N |
н) |
(5.68) |
M ( N |
|
a) |
|
|
|
|
В этом случае вес детали также следует представить через fM, тогда формула (5. 56) должна быть представлена в виде
отсюда
d Q ^ B Md f м.
Дифференцируя выражение (5. 63) и учитывая, что в правой части переменное z, получим
‘W'=7 k exp( - H ‘,z-
Из выражений (5.68), (5.58), (5.59) и (5.62) следует
|
|
|
f М |
|
|
1, |
|
|
|
|
где |
|
|
" *3н.э |
1 J |
|
|
|
|
|
М (N |
|
- V |
~2 |
Л ~2 |
■ |
(5.70) |
|
|
|
|
з) |
|
-|- |
|
|
|
|
|
|
|
|
М3н |
|
уравнение |
Подставляя это выражение в предыдущее и решая |
относительно |
[лг, |
получим |
|
[1 -^ 2(°н)2] [1 - ^ 2(°э)2 |
|
|
|
м~ |
1+ К і - |
(5.71) |
Обозначим |
|
|
|
1— ^ 2 |
|
|
|
|
|
ФРіОв |
|
|
|
(5.72) |
|
У.з |
/р [''glg^g + |
|
|
|
Ѵ э?э]Ля |
тогда уравнение |
|
|
(vaßaa + |
Тт^т) н-т + |
|
может быть |
оптимизации |
надежности (5.55) |
представлено в виде |
|
|
V 2і%Вм~d / м |
|
|
|
|
ехр |
|
|
_______Хв dz |
|
|
Используя выражения (5.68), (5.70) и (5.71), находим
|
d/м |
+ 'г |
d у |
|
d / м |
отсюда |
|
ң.э |
О; |
|
dz |
dz |
dz |
d / м |
|
|
|
dz |
1— zfM |
1— |
|
Следовательно, |
|
|
1—- aH2 |
+ |
( 5 . 7 3 ) |
|
Z2^ 2 l n |
|
|72яЛуѴ1ан.э |
|
|
|
|
|
Определение г по формуле (5. 73) должно производиться по |
следовательными |
приближениями. |
Обычно |
достаточно 2— |
3-го приближения. В качестве начального значения можно при нять 2 = 3. Задавшись 2 , определяют по формуле (5.71) величину
fm и затем по формуле (5.70)—ан.э; после чего по формуле (5.73) находят 2 . Результативное значение fM 0Пт определяется по фор муле (5. 71).
Переход к условному коэффициенту безопасности можно сделать по формулам (5.57) и (5.68). Величина оптимальной
надежности определится последовательно по формулам (5.65) и (5.60).
На рис. 5. 9 в иллюстративных целях приведен пример рас чета изменения затрат на поражение цели AQn. ц. За исходный вариант принят соответствующий условному коэффициенту без опасности /= 1,3. Оптимум получается довольно острый.
На величину /0пт влияет коэффициент вариации для эксплуа
тационных нагрузок оэ. На рис. 5.9 даны два значения, отлича ющиеся в два раза: кривые Л и В. Из графика следует, что ко
эффициент вариации сгэ может быть взят приближенно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5. 9. |
|
|
|
|
|
В связи с трудностями точного определения затрат на вылет |
на |
этапе проектирования на |
рис. |
5.9 приведены графики |
А |
и |
С, |
соответствующие значениям |
QB, отличающимся в два раза. |
Как видим, и в этом случае определение величины QB может |
быть произведено также приближенно,А |
с ошибкой |
в несколько |
десятков процентов. Заметим, |
что |
оптимальный |
коэффициент |
безопасности на рис. 5.9 для кривой |
равен /опт = 0,89; этому |
коэффициенту соответствует |
/м опт |
= 1,67. Оптимальная надеж |
|
|
|
|
|
|
|
ность при этом получается У?0пт = 0,9988.
Стохастический метод оптимизации надежности и соответст венно коэффициента безопасности предусматривает наличие до статочного статистического материала по стохастическим харак теристикам эксплуатационных нагрузок и несущей способности. В этих целях является необходимым соответствующая обработка эмпирических данных'. В этой связи следует отметить работу А. А. Кузнецова и др. («Вероятностные характеристики прочно сти авиационных материалов и размеров сортамента», «Машино строение», 1970). Заслуживает также внимания теоретический