Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установке маршрута отправления эти реле включают на светофоре требуемое разрешающее показание, получая питание из помещения ДСП через контакты сигнального реле отправле­ ния НОС и тыловые контакты замыкающего реле НОЗ. В зави­ симости от установленного маршрута сигнальное реле соответ­ ствующего светофора выбирают контактами контрольно-марш­ рутных реле.

Последовательно с лампами каждого светофора включено огневое реле (рис. 48). Контакты огневых реле, так же как в схеме входного светофора, служат для передачи на пульт инди­ кации об исправном горении ламп светофора и для выполнения необходимых зависимостей в схемах. Если сигнальное реле не возбуждено, то на светофоре горит красный огонь. Ток в лампу красного огня, например светофора НЗ, поступает через тыловой контакт реле НЗС.

При задании маршрута отправления, если впереди свобод­ ны два или более блок-участков перегона, одновременно с сиг­ нальным реле данного светофора возбуждается общее реле ЗС, в результате чего размыкается цепь лампы красного огня и замыкается цепь лампы зеленого огня.

Если при задании маршрута отправления впереди свободен только один блок-участок (реле Ч2ИП без тока), то реле ЗС не возбуждается и ток в этом случае пройдет в лампу желтого огня.

Для регулировки напряжения на лампах выходных свето­ форов служит резистор сопротивлением 14 0м, а для двойного снижения напряжения — сопротивлением 40 Ом, шунтированный контактом реле ДСН.

Правильное включение разрешающих огней контролирует од­ но общее для всех нечетных выходных светофоров указательное

Рис. 47. Включение сигнальных реле

Рис. 48. Схема

управления выход-

в шкафу выходных светофоров

ными

светофорами

82

Релейный, ш каф Выходных сВет оф ороВ

П ом ещ ение ДСП

80S

ню

нгс нзс нчс

hsc

 

W T W

ВПБ

НЮ.

 

 

\

HZO

 

НГОРУ

 

 

нзо

ЧГКМ

4 /

~ чмвV

1 - Г -

* — L

'чш'НМЩШ

W 4 / 7

 

 

зво

Н50

 

НОРУ

\ ЧМБ/

L

4

/ —

 

нмтн\

 

 

зво

 

 

Рис. 49. Включение указательных реле выходных светофоров

реле НОРУ (рис. 49), которое нормально находится без тока. Включается реле НОРУ из шкафа выходных светофоров после­ довательно соединенными фронтовыми контактами сигналь­ ного и огневого реле открытого выходного сигнала, причем в схеме проверяется, что возбуждено только одно сигнальное реле.

Если в результате повреждения под током одновременно ока­ жутся сигнальные реле двух выходных светофоров, то реле НОРУ не получит питания и в схеме сигнального реле НОС не образуется цепь самоблокировки. Поэтому сигнальное реле НОС в релейном помещении, а за ним и сигнальные реле в шкафу отпустят якоря и на выходных светофорах загорятся красные огни.

При установке маршрута отправления с главного пути парал­ лельно реле НОРУ через контакт реле ЧГКМ включают указа­ тельное реле разрешающих огней выходного светофора главного пути НГОРУ.

Контакты последнего используют в ряде схем для замены контактов реле НОРУ и ЧГКМ.

Перегорание ламп красных огней выходных светофоров сигнализируется на табло загоранием общей лампочки «Неис­ правность». Для этого используют реле ЧДИ. Реле дополнитель­ ных извещений четной горловины ЧДИ (рис. 50) обеспечивает сигнализацию на пульте о различных повреждениях и нормаль­ но находится под током, его цепь размыкается контактами: ава­ рийных реле А' при выключении переменного тока в релейных шкафах и помещении ДСП; огневых реле при перегорании ламп красных огней выходных светофоров; реле соответствия входно­ го светофора при перегорании лампы зеленого огня и других повреждениях в схеме этого светофора; стрелочных контрольных реле СК, если нарушается цепь контроля какой-либо стрелки; реле контроля мигания при нарушениях в его работе.

83


Релейный шкаф

Р елей ны й ш каф

I

Помещение ЛСП

чсо

щ и

входн ого

I вы ходны х свет оф ор ов

\ДИКМюск век О'.кг/АС* а ндн

 

свет оф ор а

I

нво мо изо нго т \

 

 

нтг-

ПВ А ДИ

 

ш г ж чгпснниг нос шпс

 

 

 

 

 

 

-ооо

 

 

 

 

sjsrspsrsrsJ ^

 

Рис.

50. Схема реле

дополнительных извещений

 

 

Если предусматривают отдельные повторители аварийных ре­ ле шкафов входных светофоров, как это рекомендовано в новом проектировании, схему можно начать в шкафу выходных свето­ форов. Чтобы предотвратить включение лампочки «Неисправ­ ность» при кратковременных размыканиях цепи, обмотка реле ЧДИ шунтирована конденсатором емкостью 4000 мкФ, обеспе­ чивающим замедление на отпадание якоря реле ЧДИ.

Схема реле дополнительных извещений нечетной горловины ИДИ имеет аналогичное построение с той лишь разницей, что это реле не шунтируют конденсатором, а замедленное включе­ ние лампочки пульта выполнено с использованием реле ЧДИ. Для этого фронтовой контакт реле ИДИ введен в схему реле ЧДИ, а при неисправности в четной и нечетной горловинах лам­ почка включается контактом реле ЧДИ.

6. Схемы управления выходными светофорами при центральном питании

Каждый огонь выходного (рис. 51) или маневрового свето­ фора при центральном питании включают через индивидуаль­ ные сигнальные трансформаторы, которые устанавливают в спе­ циальных шкафах в основании светофоров для понижения на­ пряжения 220 В, поданного с поста централизации. Для работы с лампами светофоров 12 В, 15 Вт предназначены сигнальные

трансформаторы типа СТ-4.

Ток в первичной обмотке трансфор­

матора при горящей лампе

составляет примерно 0,08—0,09 А.

Для контроля исправного горения ламп светофоров в первич­

ную цепь сигнальных трансформаторов на посту централизации включают огневые реле типа ОМШ2-40. При лампах 15 Вт ис­ пользуют обмотку 1-4 этого реле.

В случае перегорания нити

лампы ток в первичной обмотке

трансформатора

снижается до

тока холостого хода, который у

трансформатора

СТ-4 при напряжении

220 В

(на его зажимах

1-5) не превышает 0,018 А. Поэтому

огневое

реле отпускает

якорь и меняет индикацию на пульте, а при разрешающих пока­ заниях выключает сигнальное реле и обеспечивает переключение цепи на сигнальный трансформатор красного огня.

Следует иметь в виду, что величина тока в огневом реле при перегорании лампы определяется не только током холостого хо­

84


да трансформатора, но и емкостным током между прямой и об­ ратной кабельными жилами, питающих этот трансформатор. Эти два тока геометрически складываются так, что суммарная их величина, протекающая через огневое реле, оказывается меньше большего из слагаемых. Вследствие этого огневое реле фиксирует перегорание ламп при длине кабеля до 4,5 км

и лишь свыше этой длины ток через

реле из-за большой ем­

костной

составляющей

может

оказаться больше тока отпа­

дания якоря. Однако

огневое

реле

должно отпускать якорь

не только

при перегорании нити лампы, но также и при пов­

реждениях в первичной цепи трансформатора и, в частности, в монтаже самого трансформатора. В этом случае через огневое реле протекает емкостный ток, не уменьшенный индуктивной составляющей тока трансформатора. Чтобы величина этого то­ ка не. превысила тока удержания якоря реле ОМШ2-40, длина кабеля не должна быть более 3 км, что и определяет предель­ но допустимое удаление выходных и маневровых светофоров от поста централизации.

Падение напряжения в жилах кабеля не ограничивает эту дальность управления светофорами, поскольку обмотки транс­ форматоров имеют ряд выводов, которые позволяют отрегулиро­ вать напряжение на лампе в пределах 11 —12 В (для дневного режима). Регулировку напряжения следует производить путем подключения ламп к различным зажимам вторичной обмотки трансформатора 6-7, 6-8 или 6-9, сохраняя включение первичной обмотки, как правило, зажимами 1-5 (при перемычке 2-3), чем достигается получение минимального тока холостого хода. Пара­ метры трансформатора подобраны так, что при постовом напря­ жении 220 В и указанном включении первичной обмотки лампы подключаются к зажимам 6-8 при любой длине кабеля до 3 км. Зажимы 6-9 используют, если постовое напряжение по какимлибо причинам ниже номинального или если на светофоре могут гореть две лампы одновременно и их трансформаторы получают

питание по общему об­

 

ратному проводу. Зажи­

 

мы 6-7 используют для

 

подключения

ламп,

если

 

постовое

напряжение по­

 

стоянно превышает 220 В.

 

Переключение режимов

 

питания (день, ночь, двой­

 

ное

снижение

напряже­

 

ния) осуществляется схе­

 

мой щитовой установки и

 

со

схемами

управления

 

светофорами не связано.

 

 

Цепи

каждого

свето­

Рис. 51. Включение огней выходного

фора должны быть защи­

светофора бокового пути

85


щены предохранителями от случайных сообщений между жила­ ми кабеля. Поскольку токи коротких замыканий ограничены наличием в схемах огневых реле, предохранители следует уста­ навливать на ток не более 0,3 А. В противном случае сообще­ ние между жилами кабеля будет приводить к повреждению обмоток огневых реле.

Схемы управления выходными светофорами при центральном питании рассматриваем на примере станции, расположенной на двухпутной линии. Однако если систему центрального питания используют для станций однопутной линии, то принцип построе­ ния схем не меняется, но схемы могут упрощаться за счет отсут­ ствия на светофорах лунно-белых огней. Если центральное пита­ ние применяют в схемах с групповыми сигнальными реле отправ­ ления, то индивидуальные сигнальные реле располагают (в от­ личие от схемы, приведенной на рис. 47) на посту централизации, а схемы огней светофора строят аналогично схемам, приведен­ ным в настоящем параграфе.

На станциях двухпутных линий выходные светофоры, как правило, совмещают с маневровыми, т. е., кроме желтого, зеле­ ного и красного огней, имеется еще лунно-белый огонь.

В схемах выходных светофоров (см. рис. 51) допускают ис­ пользование общих обратных проводов, но по техническим тре­ бованиям сигнальные трансформаторы зеленых и желтых огней должны быть отключены от источника питания с двух сторон контактами сигнальных реле ИЗС. Поэтому для сигнальных трансформаторов зеленого и желтого огней предусмотрен один обратный провод, а для трансформаторов лунно-белого и крас­ ного огней — другой.

Цепь лунно-белого огня замыкает фронтовой контакт манев­

рового сигнального реле НЗМС. Поскольку лампы

светофора

ИЗ одновременно гореть не могут, исправность их

нитей кон­

тролируется общим огневым реле ИЗО.

Зеленый и желтый огни светофора ИЗ выбираются контак­ тами линейно-сигнального реле 1НЛС (рис. 52), которое вклю­ чено через контакт реле 3 дешифратора автоблокировки и под током, когда свободен второй блок-участок удаления. Контакты этого же реле используют для выбора зеленого и желтого огней на светофоре И 1. Контакты реле 2НЛС выполняют ту же функ­ цию в схеме светофоров Н4 и Н6, и поскольку по этим светофо­ рам возможно отправление поездов по правильному и непра­ вильному пути, реле 2НЛС включают в зависимости от положе­ ния съезда 214 через контакт реле 3 (движение по правильному пути) или через контакт известительного реле Ч2ИП, контро­ лирующее состояние второго блок-участка неправильного пути.

На двухпутных линиях лунно-белый огонь выходных свето­ форов с главных путей может быть использован как пригласи­ тельный. В этом значении, в отличие от огня разрешения манев­ ров, лунно-белый огонь мигающий, его цепь замыкается контак­

86


том сигнального реле при­ гласительного огня H1J1C (рис. 53). Пригласительный огонь выходных светофоров выполняет ответственную функцию, разрешая отпра­ виться поезду на перегон. Поэтому лунно-белый огонь выходного светофора с глав­ ного пути отключают от ис­ точника питания с двух сторон и в качестве обрат­ ного провода для него ис­ пользуют общий провод разрешительных огней. При­ гласительный огонь вклю­ чают одновременно с крас­ ным и его исправное состоя­ ние контролируют индиви­ дуальным огневым реле

Н1ПО.

Мигающий режим при­ гласительного огня создает контакт постового реле М (см. рис. 43). При замкну­ том фронтовом контакте ре­ ле М резистор 780 Ом в первичной цепи сигнального трансформатора шунтиро­ ван и пригласительный огонь горит. С размыкани­ ем фронтового контакта ре­ ле М ток в трансформаторе мал и огонь гаснет. В интер­ валах, чтобы огневое реле не отпустило якорь, ему соз­ дается поддерживающая цепь через резистор 780 Ом, тыловой контакт реле М, собственный фронтовой кон­ такт и резистор 220 Ом к по­ люсу ОХС источника пита­ ния. Такая схема обеспечи­ вает надежное удержание якоря огневого реле при мигающей лампе даже в ре­ жиме двойного снижения напряжения.

 

/иле

 

СПБ Н }__ 2 h ПК

ОтCMS

чгип г/чпк

гнле

CMS

т О

 

"

 

имш/

 

 

1800

 

Рис. 52. Схема линейно-сигнальных реле

Рис. 53. Включение огней выходного светофора с пригласительным сигна­ лом главного пути

Рис. 54. Включение огней маневрового светофора

87

В случае перегорания лампы лунно-белого огня реле Н1ГПО отпускает якорь в момент замыкания фронтового контакта ре.ле М. При повреждении приборов мигания контакт реле КМ вы­ ключает пригласительный огонь и дежурный оповещается о повреждении соответствующей индикацией на пульте.

Схемы сигнальных реле пригласительных огней светофоров четного направления, а также схема противоповторных реле для них приведены на рис. 42. Совершенно также строятся схсемы реле НПС, Н1ПС и НППС для светофоров нечетного на­ правления.

В обратный провод пригласительного огня светофора hfl вводится тыловой контакт противоповторного реле НППС для проверки отпадания якоря этого реле при возбуждении реле Н1ПС. Для лунно-белого огня маневровых светофоров (рис. 54) допущено однополюсное размыкание цепи, чтобы использовать один общий обратный провод для синего и лунно-белого огней.