Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
капитального ремонта при годовом объеме ассигнований 5 тыс. руб. и более и по жилищному хозяйству—i тыс. руб. и более.
Кроме перечисленных бюджетных и текущих счетов, бюджетным учреждениям открываются в учреждениях банка текущие счета для учета внебюджетных средств: сумм по поручениям, по специальным средствам, по науч но-исследовательским работам и прочим внебюджетным средствам, характеристика которых будет изложена.ни же.
Цель ревизии—контроль за сохранностью денежных средств и соблюдение бюджетными учреждениями пла тежно-расчетной дисциплины. При ревизии необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, на законность открытия бюджетных и те кущих счетов. Как было сказано выше, каждый счет бюджетным учреждениям открывается для учета свобод ных кредитов или средств, предназначенных на опреде ленную цель. В связи с этим необходимо выяснить, не имеют ли место факты заимствования или использо вания средств со счетов подведомственных учреждений на расходы вышестоящего учреждения. При проверке операций по текущем и бюджетным счетам следует установить, расходуются ли по каждому из них сред ства именно на те цели, для которых открыт данный счет. В частности, надо выяснить, не производятся ли расходы на содержание вышестоящего учреждения за счет средств, предназначенных на централизованные ме роприятия, и не зачисляются ли на внебюджетный теку щий счет бюджетные средства. Расходы бюджетных уч реждений с текущих или бюджетных счетов, как правило, должны оплачиваться только по распоряжениям вла дельца указанного счета.
Во-вторых, учреждения Госбанка в установленные сроки бюджетным учреждениям зысылают выписки из бюджетных и текущих счетов с приложением оправда тельных документов. Исходя из этих документов прове ряется правильность приходных или расходных операций по указанным счетам. Для этого нужно прежде всего убедиться, что все перечисленные на текущий счет сред ства и открытые кредиты поступили на соответствующий счет и значатся как по учету Госбанка, так и по данным ревизуемого учреждения. С этой целью данные финансо
87
вых органов и вышестоящих бюджетных учреждений о всех суммах открытых кредитов и перечислений ревизуе мым учреждениям необходимо сверить с выпиской банка по текущим и бюджетным счетам. Каждая перечисленная сумма или открытые кредиты должны быть отражены в указанной выписке банка и все имеющиеся в ней сведе ния должны совпадать со сведениями главных распоря дителей кредитов.
При проверке выписок банка, если в них имеются под чистки или неоговоренные исправления, ревизор обязан обратиться в банк и выяснить подлинность выписок. Каж дое расхождение выписки с бухгалтерскими записями должно быть тщательно проверено.
Достоверность выписок определяется как в ревизуе мом учреждении, так и путем встречной проверки в бан ке. Цель проверки — выяснить, соответствуют ли суммы, указанные в выписках банка, суммам в приложенных к ним документах. Если эти суммы не совпадают, то выявляются причины их расхождения, так как такие расхождения иногда могут вуалировать факты хищения денежных средств.
При ревизии операций по бюджетным и текущим сче там необходимо проверить установленный порядок по лучения, хранения и использования чековых книжек.
§ 4. РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ
ЦЕННОСТЯМИ
Учреждения, состоящие на государственном бюджете, для осуществления своих функций приобретают и расхо дуют значительное количество материальных ценностей. Ревизия операций с материальными ценностями сочетает, с одной стороны, проверку правильности использования учреждением бюджетных ассигнований на их приобрете ние, а с другой — их сохранности и целевого использо вания.
При ревизии проверяющий должен выяснить состоя ние контроля за приобретением, хранением и расходо ванием материальных ценностей по целевому назначению.
Бюджетными учреждениями материальные ценности могут приобретаться только в пределах ассигнований, предусмотренных по утвержденной смете. При ревизии необходимо установить соответствие расходов учрежде
ния на приобретение материальных ценностей бюджет ным ассигнованиям, потребность учреждения в них. Вви ду того, что неиспользованные кредиты или ассигнования по окончании бюджетного года закрываются, нередко в IV квартале приобретаются излишние запасы, превыша ющие потребность учреждения.
Контроль за своевременным прибытием на склады и оприходованием грузов должен осуществляться: отделом снабжения по журналу регистрации документов на получение грузов; заведующим складом — на основании счетов-фактур, поступивших из бухгалтерии; бухгалтери ей путем сопоставления оплаченных счетов-фактур с приемными актами и по данным книги регистраций вы данных доверенностей на получение материалов.
Правильность и своевременность оприходования по ступивших материалов устанавливается путем сопостав ления приходных документов складов со счетами постав щиков. При этом выясняется, соответствуют ли коли чество, вес, наименование и сорта материалов по счетамфактурам поставщиков данным приходных документов склада. Необходимо проверить наличие и обоснованность актов на несоответствие количества или качества посту пивших материалов сопроводительным документам, на недостачу, брак и некомплектность поступивших, ценно стей.
В области сохранности материальных ценностей ре визующий должен ознакомиться с состоянием складского хозяйства и их учета.
Учет материалов в бюджетных учреждениях ведется в бухгалтерии стоимостный и количественный, а на скла де — количественный. Отпуск материалов со склада на нужды учреждения производится по требованиям. Эти требования с распиской лица, получившего материалы, остаются у материально-ответственного лица и затем передаются в бухгалтерию для соответствующего учета в бухгалтерских книгах. Бухгалтерия учреждения мате риалы списывает в расход на основании ежемесячных отчетов заведующего складом, к которым прилагаются все требования с расписками в получении материалов. Как было сказано выше, на складе ведется количествен ный учет, и в связи с этим бухгалтерия в отчете заведую щего складом проставляет цены и стоимость израсходо ванных материалов.
89
В небольших бюджетных учреждениях канцелярские принадлежности по мере их приобретения могут списы ваться на фактические расходы, а в крупных бюджетных учреждениях отпуск материалов производится на осно вании требований, подписанных бухгалтером.
Ревизующий должен ознакомиться с состоянием складского хозяйства. В частности, он должен установить своевременность сверки данных складского учета с дан ными бухгалтерии, наличие фактов отпуска со склада материалов заимообразно частным лицам и посторон ним организациям без бухгалтерского оформления и без оплаты иод сохранные расписки, состояние весовых и измерительных приборов и даты их клеймения, размеще ние материалов на складах с учетом удобства в работе и сохранности их качества, обеспеченность складов по жарно-сторожевой охраной и противопожарным инвента рем, состояние сохранности материальных ценностей.
Одни экономисты считают, что ревизию состояния, хранения и расходования материальных ценностей це лесообразно начинать с инвентаризации материальных ценностей на складах, по мнению других — ревизию складского хозяйства необходимо сочетать с одновремен ной проверкой состояния материальных ценностей на складах.
Важнейшей -задачей ревизии операций с материаль ными ценностями является проверка инвентаризации материальных ценностей и ее результатов. Ревизию складского хозяйства целесообразно сочетать с провер кой состояния материального учета на складах, так как выбор объектов и материальных ценностей для инвента ризации зависит от состояния складского и бухгалтерско го учета материалов, результатов предыдущих инвента ризаций, давности их проведения. Надо проверить, нет ли фактов хищений материальных ценностей и т. д. ,
Контрольная инвентаризация в небольших бюджет ных учреждениях проводится непосредственно ревизо ром в присутствии представителя ревизуемого учрежде ния, а в крупных учреждениях — комиссией из числа работников учреждения, утвержденной приказом распо рядителя кредитов.
Согласно Положению, учреждения обязаны произ водить инвентаризацию материальных ценностей не ме нее одного раза в год. При контрольной инвентаризации
90
в первую очередь должны быть проверены те места хра пения и те материальные ценности, учет которых запущен или при предыдущей инвентаризации которых допущены нарушения.
Фактическое наличие материальных ценностей про веряется путем выборочного взвешивания, пересчета и перемеривания.
Ревизор и материально-ответственные лица состав ляют описи проверенных ими материальных ценностей и после завершения контрольной инвентаризации слича ют их. При тождественности этих данных описи подписы вают ревизор, материально-ответственное лицо и предста вители 'бухгалтерии или администрации, присутствовав шие при проверке. Эти описи ревизор должен передать в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.
Сличительная ведомость должна быть подписана главным или старшим бухгалтером и материально-от ветственным лицом, один ее экземпляр передается учреж дению, а другой вместе с описью и письменными объ яснениями материально-ответственного лида прилагает ся к акту ревизии.
Ревизор в начале проведения контрольной инвентари зации должен взять от материально-ответственного лица подписку о том, что неоприходованных, а также отпущен ных, но не оформленных расходными документами и не списанных в расход товарно-материальных ценностей нет, а после завершения контрольной инвентаризации в конце описи материально-ответственное лицо, должно сделать за своей подписью запись о том, что все мате риальные ценности проверены правильно с его участием и что он никаких претензий к ревизору не имеет.
Как было сказано выше, отпуск материалов со склада на нужды учреждения производится по требованиям, которые после получения материалов е распиской полу чателя остаются на складе у материально-ответственно го лица, а затем передаются в бухгалтерию.
Списание в расход материалов производится бухгал терией учреждения на основании ежемесячных отчетов заведующего складом. К отчетам прилагаются все тре бования на отпуск материалов из склада с расписками получателей. Эти отчеты проверяются бухгалтерией,, ко торая проставляет в них цены, стоимость израсходован ных материалов, и после этого утверждаются .руководи телем учреждения.
91
Отпуск материалов со склада производится: ремонт но-строительных материалов — по фактической потреб ности; продуктов питания — ежедневно в соответствии с числом довольствующихся лиц; топливо — в соответствии с установленными нормами; прочих материалов — по ме ре надобности.
Кроме проверки правильности списания материалов в расход, ревизор должен провести сплошной анализ всех актов на списание материальных ценностей ib результа те порчи, естественной убыли (усушка, утечка, растру ска) и недостач. Необходимо установить, не имелось ли фактов списания материалов вследствие естественной убыли сверх установленных норм. Если учет движения материальных ценностей запущен, то создается больше возможностей для необоснованного списания материалов, их хищения, В случае обнаружения недостач, хищений и незаконного расходования материалов, а также их пор чи вследствие небрежного хранения ревизионные мате риалы передаются судебно-следственным органам для привлечения виновных к ответственности и взыскания с них стоимости похищенных и недостающих материалов.
Ревизующий, наряду с проверкой учета, хранения и расходования материальных ценностей, должен выяснить состояние, сохранность и целевую эксплуатацию основ ных средств, малоценных и быстроизнашивающихся ма териалов.
Установив фактическое наличие основных средств и соответствие их данным бухгалтерского учета, необходи мо выяснить правильность применения бюджетными учреждениями новых субсчетов для их учета. Письмом Министерства финансов СССР от 26 февраля 1971 г. № 36 изменены номера и наименования субсчетов, пред назначенных для учета основных средств, принадлежа щих бюджетным учреждениям. Так, например, если до 1971 г. на субсчете 011 «Жилой фонд» учитывались зда ния, предназначенные под жилье (полностью или пре имущественно, не менее 50%), то в настоящее время на указанном субсчете учитываются: памятники, огражде ния парков, скверов и общественных садов, водокачки, стадионы, бассейны, дороги, мосты и др.
Выяснив правильность применения субсчетов для учета основных средств, ревизор должен проверить нали чие: приказов распорядителя кредитов о назначении ма
92 |
’ |
териально-ответственных лиц за сохранность основных средств; инвентарных номеров на объектах и предметах оборудования, а также маркировочного штампа на белье, одежде и постельных принадлежностях; сопроводитель ных документов о приеме инвентаря за подписью ответст венного лица за хранение; приемо-сдаточных актов, составленных при смене материально-ответственных лиц; актов, описей, сличительных ведомостей при инвентари зации.
В последнее время в бюджетных учреждениях широко применяются безвозмездная передача и получение основ ных средств с баланса одного учреждения на 'баланс другого. В связи с этим необходимо проверить законность передач основных средств другим организациям и учреж дениям. Для этого в необходимых случаях следует орга низовать встречные проверки полноты оприходования и сохранность полученного оборудования.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 7 апреля 1969 г. № 252 в 1972 г. были проведены перео ценка основных фондов, числящихся на балансе бюджет ного учреждения, и определение их износа по состоянию на 1 января 1973 г.
Основными задачами переоценки основных средств являются:
во-первых, установление единообразной оценки основ ных фондов народного хозяйства по современной сто имости их воспроизводства;
во-вторых, получение полных и точных данных о на личии и структуре основных фондов, восстановительной стоимости их и степени износа, необходимых для даль нейшего совершенствования народнохозяйственного пла нирования.
Руководствуясь инструкцией ЦСУ по переоценке и определению износа основных фондов бюджетных учреж дений по состоянию на 1 января 1973 г. от 23 июля 1971 г. при ревизии следует проверить:
наличие акта о результатах переоценки основных фондов, подписанного руководителем и главным или старшим бухгалтером бюджетного учреждения;
полноту охвата инвентаризацией и переоценкой всех инвентарных объектов;
правильность отнесения инвентарных объектов к тем «ли иным группам основных фондов .в соответствии с
типовой классификацией их, а также правильность шиф ровки отдельных обьектов;
полноту и правильность приведенных в ведомостях переоценки технических характеристик основных фондов; соответствие приведенной в ведомостях переоценки первоначальной стоимости инвентарных объектов их
стоимости по данным бухгалтерского учета; правильность определения восстановительной стоимо
сти износа основных фондов.
Бюджетным учреждениям предоставлено право спи сать с баланса морально устаревшие и фактически из ношенные основные средства, которые не пригодны для дальнейшего использования. Списание их производится по акту комиссии, утвержденному руководителем учреж дения. Проверяя правильность списания основных средств, ревизор должен обратить внимание на достовер ность приложенных к актам документов, сроки эксплуа тации списанного имущества и своевременность внесения в бюджет полученной выручки от реализации списанных основных средств.
Одновременно с проверкой состояния основных средств, ревизующий должен установить своевременность и полноту оприходования, а также наличие малоценных и быстроизнашивающихся предметов как на складе, так и в эксплуатации. Для учета движения указанных пред метов применяются два субсчета: 070 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации» и 071 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе».
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сто имостью от 2 до 50 руб, за единицу до передачи в эксплу атацию учитываются в бухгалтерии на субсчете 071, а после передачи на основании месячных отчетов заведую щего складом переносятся на субсчет 070. При проверке необходимо выяснить правильность передачи их со скла да в эксплуатацию и списания с субсчета 071 на субсчет 070, законность списания предметов, находящихся в эксплуатации и состояние аналитического учета.
§5. ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
,В бюджетных учреждениях расчетные операции учи тываются на следующих субсчетах: расчеты с постав
щиками— субсчет 150, расчеты ^подотчетными лицами—
Щ
160, дебиторы по недостачам — 170, расчеты по социаль ному страхованию— 171, дебиторы по оплате содержания детей в детских учреждениях— 172, расчеты по плате жам в бюджет — 173, заказчики по научно-исследова тельским работам, подлежащим оплате— 174, заказчики по авансам на научно-исследовательские работы— 175, расчеты по средствам, полученным на расходы по пору чениям — 176, депонентские суммы — 177, прочие деби
торы и кредиторы— 178, |
расчеты в порядке |
плановых |
платежей— 179, расчеты |
с рабочими и служащими — |
|
180 и расчеты со стипендиатами — 190. |
задолжен |
|
В бюджетных учреждениях дебиторская |
ность может иметь место лишь в исключительных слу чаях, а что касается кредиторской задолженности, то ее вообще не должно быть. Дебиторская и кредиторская задолженность, как правило, образуется в результате нарушения установленных правил и сроков производ ства расчетов с соответствующими организациями и должностными лицами.
Имея в виду, что в бюджетных учреждениях расчеты с рабочими и служащими, со стипендиатами и по со циальному страхованию производятся своевременно, расчеты в порядке плановых платежей, по научно-иссле довательским работам, по поручениям занимают незна чительный удельный вес, рассмотрим, главным образом, порядок проверки состояния расчетов лишь с некоторы ми дебиторами и кредиторами.
Для проверки расчетов с дебиторами и кредиторами, для определения указанной динамики рекомендуется составить две таблицы. В первой таблице перечисляются дебиторы и во второй — кредиторы по каждому субсчету бюджетного учреждения. В каждой таблице на основе данных баланса показывается задолженность на начало и конец года и изменения (рост или снижение) за дан ный год.
На основе данных этих таблиц ревизор должен вы яснить причины образования и роста дебиторской и кре диторской задолженности. При этом следует обратить особое внимание на:
правильность учета дебиторской и кредиторской за долженности по субсчетам, перечисленным выше;
причины и сроки возникновения дебиторской задол женности, должностных лиц, виновных в возникновении и росте указанной задолженности;
95