Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

капитального ремонта при годовом объеме ассигнований 5 тыс. руб. и более и по жилищному хозяйству—i тыс. руб. и более.

Кроме перечисленных бюджетных и текущих счетов, бюджетным учреждениям открываются в учреждениях банка текущие счета для учета внебюджетных средств: сумм по поручениям, по специальным средствам, по науч­ но-исследовательским работам и прочим внебюджетным средствам, характеристика которых будет изложена.ни­ же.

Цель ревизии—контроль за сохранностью денежных средств и соблюдение бюджетными учреждениями пла­ тежно-расчетной дисциплины. При ревизии необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, на законность открытия бюджетных и те­ кущих счетов. Как было сказано выше, каждый счет бюджетным учреждениям открывается для учета свобод­ ных кредитов или средств, предназначенных на опреде­ ленную цель. В связи с этим необходимо выяснить, не имеют ли место факты заимствования или использо­ вания средств со счетов подведомственных учреждений на расходы вышестоящего учреждения. При проверке операций по текущем и бюджетным счетам следует установить, расходуются ли по каждому из них сред­ ства именно на те цели, для которых открыт данный счет. В частности, надо выяснить, не производятся ли расходы на содержание вышестоящего учреждения за счет средств, предназначенных на централизованные ме­ роприятия, и не зачисляются ли на внебюджетный теку­ щий счет бюджетные средства. Расходы бюджетных уч­ реждений с текущих или бюджетных счетов, как правило, должны оплачиваться только по распоряжениям вла­ дельца указанного счета.

Во-вторых, учреждения Госбанка в установленные сроки бюджетным учреждениям зысылают выписки из бюджетных и текущих счетов с приложением оправда­ тельных документов. Исходя из этих документов прове­ ряется правильность приходных или расходных операций по указанным счетам. Для этого нужно прежде всего убедиться, что все перечисленные на текущий счет сред­ ства и открытые кредиты поступили на соответствующий счет и значатся как по учету Госбанка, так и по данным ревизуемого учреждения. С этой целью данные финансо­

87

вых органов и вышестоящих бюджетных учреждений о всех суммах открытых кредитов и перечислений ревизуе­ мым учреждениям необходимо сверить с выпиской банка по текущим и бюджетным счетам. Каждая перечисленная сумма или открытые кредиты должны быть отражены в указанной выписке банка и все имеющиеся в ней сведе­ ния должны совпадать со сведениями главных распоря­ дителей кредитов.

При проверке выписок банка, если в них имеются под­ чистки или неоговоренные исправления, ревизор обязан обратиться в банк и выяснить подлинность выписок. Каж­ дое расхождение выписки с бухгалтерскими записями должно быть тщательно проверено.

Достоверность выписок определяется как в ревизуе­ мом учреждении, так и путем встречной проверки в бан­ ке. Цель проверки — выяснить, соответствуют ли суммы, указанные в выписках банка, суммам в приложенных к ним документах. Если эти суммы не совпадают, то выявляются причины их расхождения, так как такие расхождения иногда могут вуалировать факты хищения денежных средств.

При ревизии операций по бюджетным и текущим сче­ там необходимо проверить установленный порядок по­ лучения, хранения и использования чековых книжек.

§ 4. РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ

ЦЕННОСТЯМИ

Учреждения, состоящие на государственном бюджете, для осуществления своих функций приобретают и расхо­ дуют значительное количество материальных ценностей. Ревизия операций с материальными ценностями сочетает, с одной стороны, проверку правильности использования учреждением бюджетных ассигнований на их приобрете­ ние, а с другой — их сохранности и целевого использо­ вания.

При ревизии проверяющий должен выяснить состоя­ ние контроля за приобретением, хранением и расходо­ ванием материальных ценностей по целевому назначению.

Бюджетными учреждениями материальные ценности могут приобретаться только в пределах ассигнований, предусмотренных по утвержденной смете. При ревизии необходимо установить соответствие расходов учрежде­


ния на приобретение материальных ценностей бюджет­ ным ассигнованиям, потребность учреждения в них. Вви­ ду того, что неиспользованные кредиты или ассигнования по окончании бюджетного года закрываются, нередко в IV квартале приобретаются излишние запасы, превыша­ ющие потребность учреждения.

Контроль за своевременным прибытием на склады и оприходованием грузов должен осуществляться: отделом снабжения по журналу регистрации документов на получение грузов; заведующим складом — на основании счетов-фактур, поступивших из бухгалтерии; бухгалтери­ ей путем сопоставления оплаченных счетов-фактур с приемными актами и по данным книги регистраций вы­ данных доверенностей на получение материалов.

Правильность и своевременность оприходования по­ ступивших материалов устанавливается путем сопостав­ ления приходных документов складов со счетами постав­ щиков. При этом выясняется, соответствуют ли коли­ чество, вес, наименование и сорта материалов по счетамфактурам поставщиков данным приходных документов склада. Необходимо проверить наличие и обоснованность актов на несоответствие количества или качества посту­ пивших материалов сопроводительным документам, на недостачу, брак и некомплектность поступивших, ценно­ стей.

В области сохранности материальных ценностей ре­ визующий должен ознакомиться с состоянием складского хозяйства и их учета.

Учет материалов в бюджетных учреждениях ведется в бухгалтерии стоимостный и количественный, а на скла­ де — количественный. Отпуск материалов со склада на нужды учреждения производится по требованиям. Эти требования с распиской лица, получившего материалы, остаются у материально-ответственного лица и затем передаются в бухгалтерию для соответствующего учета в бухгалтерских книгах. Бухгалтерия учреждения мате­ риалы списывает в расход на основании ежемесячных отчетов заведующего складом, к которым прилагаются все требования с расписками в получении материалов. Как было сказано выше, на складе ведется количествен­ ный учет, и в связи с этим бухгалтерия в отчете заведую­ щего складом проставляет цены и стоимость израсходо­ ванных материалов.

89


В небольших бюджетных учреждениях канцелярские принадлежности по мере их приобретения могут списы­ ваться на фактические расходы, а в крупных бюджетных учреждениях отпуск материалов производится на осно­ вании требований, подписанных бухгалтером.

Ревизующий должен ознакомиться с состоянием складского хозяйства. В частности, он должен установить своевременность сверки данных складского учета с дан­ ными бухгалтерии, наличие фактов отпуска со склада материалов заимообразно частным лицам и посторон­ ним организациям без бухгалтерского оформления и без оплаты иод сохранные расписки, состояние весовых и измерительных приборов и даты их клеймения, размеще­ ние материалов на складах с учетом удобства в работе и сохранности их качества, обеспеченность складов по­ жарно-сторожевой охраной и противопожарным инвента­ рем, состояние сохранности материальных ценностей.

Одни экономисты считают, что ревизию состояния, хранения и расходования материальных ценностей це­ лесообразно начинать с инвентаризации материальных ценностей на складах, по мнению других — ревизию складского хозяйства необходимо сочетать с одновремен­ ной проверкой состояния материальных ценностей на складах.

Важнейшей -задачей ревизии операций с материаль­ ными ценностями является проверка инвентаризации материальных ценностей и ее результатов. Ревизию складского хозяйства целесообразно сочетать с провер­ кой состояния материального учета на складах, так как выбор объектов и материальных ценностей для инвента­ ризации зависит от состояния складского и бухгалтерско­ го учета материалов, результатов предыдущих инвента­ ризаций, давности их проведения. Надо проверить, нет ли фактов хищений материальных ценностей и т. д. ,

Контрольная инвентаризация в небольших бюджет­ ных учреждениях проводится непосредственно ревизо­ ром в присутствии представителя ревизуемого учрежде­ ния, а в крупных учреждениях — комиссией из числа работников учреждения, утвержденной приказом распо­ рядителя кредитов.

Согласно Положению, учреждения обязаны произ­ водить инвентаризацию материальных ценностей не ме­ нее одного раза в год. При контрольной инвентаризации

90

в первую очередь должны быть проверены те места хра­ пения и те материальные ценности, учет которых запущен или при предыдущей инвентаризации которых допущены нарушения.

Фактическое наличие материальных ценностей про­ веряется путем выборочного взвешивания, пересчета и перемеривания.

Ревизор и материально-ответственные лица состав­ ляют описи проверенных ими материальных ценностей и после завершения контрольной инвентаризации слича­ ют их. При тождественности этих данных описи подписы­ вают ревизор, материально-ответственное лицо и предста­ вители 'бухгалтерии или администрации, присутствовав­ шие при проверке. Эти описи ревизор должен передать в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

Сличительная ведомость должна быть подписана главным или старшим бухгалтером и материально-от­ ветственным лицом, один ее экземпляр передается учреж­ дению, а другой вместе с описью и письменными объ­ яснениями материально-ответственного лида прилагает­ ся к акту ревизии.

Ревизор в начале проведения контрольной инвентари­ зации должен взять от материально-ответственного лица подписку о том, что неоприходованных, а также отпущен­ ных, но не оформленных расходными документами и не списанных в расход товарно-материальных ценностей нет, а после завершения контрольной инвентаризации в конце описи материально-ответственное лицо, должно сделать за своей подписью запись о том, что все мате­ риальные ценности проверены правильно с его участием и что он никаких претензий к ревизору не имеет.

Как было сказано выше, отпуск материалов со склада на нужды учреждения производится по требованиям, которые после получения материалов е распиской полу­ чателя остаются на складе у материально-ответственно­ го лица, а затем передаются в бухгалтерию.

Списание в расход материалов производится бухгал­ терией учреждения на основании ежемесячных отчетов заведующего складом. К отчетам прилагаются все тре­ бования на отпуск материалов из склада с расписками получателей. Эти отчеты проверяются бухгалтерией,, ко­ торая проставляет в них цены, стоимость израсходован­ ных материалов, и после этого утверждаются .руководи­ телем учреждения.

91


Отпуск материалов со склада производится: ремонт­ но-строительных материалов — по фактической потреб­ ности; продуктов питания — ежедневно в соответствии с числом довольствующихся лиц; топливо — в соответствии с установленными нормами; прочих материалов — по ме­ ре надобности.

Кроме проверки правильности списания материалов в расход, ревизор должен провести сплошной анализ всех актов на списание материальных ценностей ib результа­ те порчи, естественной убыли (усушка, утечка, растру­ ска) и недостач. Необходимо установить, не имелось ли фактов списания материалов вследствие естественной убыли сверх установленных норм. Если учет движения материальных ценностей запущен, то создается больше возможностей для необоснованного списания материалов, их хищения, В случае обнаружения недостач, хищений и незаконного расходования материалов, а также их пор­ чи вследствие небрежного хранения ревизионные мате­ риалы передаются судебно-следственным органам для привлечения виновных к ответственности и взыскания с них стоимости похищенных и недостающих материалов.

Ревизующий, наряду с проверкой учета, хранения и расходования материальных ценностей, должен выяснить состояние, сохранность и целевую эксплуатацию основ­ ных средств, малоценных и быстроизнашивающихся ма­ териалов.

Установив фактическое наличие основных средств и соответствие их данным бухгалтерского учета, необходи­ мо выяснить правильность применения бюджетными учреждениями новых субсчетов для их учета. Письмом Министерства финансов СССР от 26 февраля 1971 г. № 36 изменены номера и наименования субсчетов, пред­ назначенных для учета основных средств, принадлежа­ щих бюджетным учреждениям. Так, например, если до 1971 г. на субсчете 011 «Жилой фонд» учитывались зда­ ния, предназначенные под жилье (полностью или пре­ имущественно, не менее 50%), то в настоящее время на указанном субсчете учитываются: памятники, огражде­ ния парков, скверов и общественных садов, водокачки, стадионы, бассейны, дороги, мосты и др.

Выяснив правильность применения субсчетов для учета основных средств, ревизор должен проверить нали­ чие: приказов распорядителя кредитов о назначении ма­

92

териально-ответственных лиц за сохранность основных средств; инвентарных номеров на объектах и предметах оборудования, а также маркировочного штампа на белье, одежде и постельных принадлежностях; сопроводитель­ ных документов о приеме инвентаря за подписью ответст­ венного лица за хранение; приемо-сдаточных актов, составленных при смене материально-ответственных лиц; актов, описей, сличительных ведомостей при инвентари­ зации.

В последнее время в бюджетных учреждениях широко применяются безвозмездная передача и получение основ­ ных средств с баланса одного учреждения на 'баланс другого. В связи с этим необходимо проверить законность передач основных средств другим организациям и учреж­ дениям. Для этого в необходимых случаях следует орга­ низовать встречные проверки полноты оприходования и сохранность полученного оборудования.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 7 апреля 1969 г. № 252 в 1972 г. были проведены перео­ ценка основных фондов, числящихся на балансе бюджет­ ного учреждения, и определение их износа по состоянию на 1 января 1973 г.

Основными задачами переоценки основных средств являются:

во-первых, установление единообразной оценки основ­ ных фондов народного хозяйства по современной сто­ имости их воспроизводства;

во-вторых, получение полных и точных данных о на­ личии и структуре основных фондов, восстановительной стоимости их и степени износа, необходимых для даль­ нейшего совершенствования народнохозяйственного пла­ нирования.

Руководствуясь инструкцией ЦСУ по переоценке и определению износа основных фондов бюджетных учреж­ дений по состоянию на 1 января 1973 г. от 23 июля 1971 г. при ревизии следует проверить:

наличие акта о результатах переоценки основных фондов, подписанного руководителем и главным или старшим бухгалтером бюджетного учреждения;

полноту охвата инвентаризацией и переоценкой всех инвентарных объектов;

правильность отнесения инвентарных объектов к тем «ли иным группам основных фондов .в соответствии с


типовой классификацией их, а также правильность шиф­ ровки отдельных обьектов;

полноту и правильность приведенных в ведомостях переоценки технических характеристик основных фондов; соответствие приведенной в ведомостях переоценки первоначальной стоимости инвентарных объектов их

стоимости по данным бухгалтерского учета; правильность определения восстановительной стоимо­

сти износа основных фондов.

Бюджетным учреждениям предоставлено право спи­ сать с баланса морально устаревшие и фактически из­ ношенные основные средства, которые не пригодны для дальнейшего использования. Списание их производится по акту комиссии, утвержденному руководителем учреж­ дения. Проверяя правильность списания основных средств, ревизор должен обратить внимание на достовер­ ность приложенных к актам документов, сроки эксплуа­ тации списанного имущества и своевременность внесения в бюджет полученной выручки от реализации списанных основных средств.

Одновременно с проверкой состояния основных средств, ревизующий должен установить своевременность и полноту оприходования, а также наличие малоценных и быстроизнашивающихся предметов как на складе, так и в эксплуатации. Для учета движения указанных пред­ метов применяются два субсчета: 070 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации» и 071 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе».

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сто­ имостью от 2 до 50 руб, за единицу до передачи в эксплу­ атацию учитываются в бухгалтерии на субсчете 071, а после передачи на основании месячных отчетов заведую­ щего складом переносятся на субсчет 070. При проверке необходимо выяснить правильность передачи их со скла­ да в эксплуатацию и списания с субсчета 071 на субсчет 070, законность списания предметов, находящихся в эксплуатации и состояние аналитического учета.

§5. ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

,В бюджетных учреждениях расчетные операции учи­ тываются на следующих субсчетах: расчеты с постав­

щиками— субсчет 150, расчеты ^подотчетными лицами—

Щ

160, дебиторы по недостачам — 170, расчеты по социаль­ ному страхованию— 171, дебиторы по оплате содержания детей в детских учреждениях— 172, расчеты по плате­ жам в бюджет — 173, заказчики по научно-исследова­ тельским работам, подлежащим оплате— 174, заказчики по авансам на научно-исследовательские работы— 175, расчеты по средствам, полученным на расходы по пору­ чениям — 176, депонентские суммы — 177, прочие деби­

торы и кредиторы— 178,

расчеты в порядке

плановых

платежей— 179, расчеты

с рабочими и служащими —

180 и расчеты со стипендиатами — 190.

задолжен­

В бюджетных учреждениях дебиторская

ность может иметь место лишь в исключительных слу­ чаях, а что касается кредиторской задолженности, то ее вообще не должно быть. Дебиторская и кредиторская задолженность, как правило, образуется в результате нарушения установленных правил и сроков производ­ ства расчетов с соответствующими организациями и должностными лицами.

Имея в виду, что в бюджетных учреждениях расчеты с рабочими и служащими, со стипендиатами и по со­ циальному страхованию производятся своевременно, расчеты в порядке плановых платежей, по научно-иссле­ довательским работам, по поручениям занимают незна­ чительный удельный вес, рассмотрим, главным образом, порядок проверки состояния расчетов лишь с некоторы­ ми дебиторами и кредиторами.

Для проверки расчетов с дебиторами и кредиторами, для определения указанной динамики рекомендуется составить две таблицы. В первой таблице перечисляются дебиторы и во второй — кредиторы по каждому субсчету бюджетного учреждения. В каждой таблице на основе данных баланса показывается задолженность на начало и конец года и изменения (рост или снижение) за дан­ ный год.

На основе данных этих таблиц ревизор должен вы­ яснить причины образования и роста дебиторской и кре­ диторской задолженности. При этом следует обратить особое внимание на:

правильность учета дебиторской и кредиторской за­ долженности по субсчетам, перечисленным выше;

причины и сроки возникновения дебиторской задол­ женности, должностных лиц, виновных в возникновении и росте указанной задолженности;

95