Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

своевременность погашения материально-ответствен­ ными лицами задолженности по недостачам имуществен­ но-материальных ценностей; в этих случаях следует проверить наличие исполнительных листов или письмен­ ных обязательств материально-ответственных лиц о погашении недостач, меры, принятые по розыску долж­ ников, и правильность списания безнадежной задолжен­ ности;

случаи пропуска истечения сроков исковой давности и лиц, ответственных за это;

факты списания дебиторской задолженности без раз­ решения вышестоящего учреждения: списание дебитор­ ской задолженности допускается только при полной безнадежности взыскания и притом с разрешения глав­ ного распорядителя кредитов или распорядителя креди­ тов второй степени;

наличие фактов скрытия дебиторской или кредитор­ ской задолженности путем отражения в балансе учреж­ дения в свернутом виде, т. е. составления свернутого сальдо (даже сальдо по субсчету 178 «Прочие дебиторы и кредиторы» в балансе учреждения показываются раз­ вернуто: дебетовое — в активе баланса, а кредитовое — в пассиве под названиями «Прочие дебиторы» и «Прочие кредиторы»);

результаты взаимной сверки дебиторской и кредитор­ ской задолженности, проведенные при последней инвен­ таризации;

документальная обоснованность дебиторской и кре­ диторской задолженности и реальность их погашения и получения;

причины образования прочей кредиторской задолжен­ ности (иногда путем фиктивного образования кредитор­ ской задолженности и погашения ее скрываются факты

присвоения

должностными

лицами государственных

средств).

 

 

 

Как подчеркнуто выше, расчеты с финансовыми ор­

ганами по

государственным

налогам

и профсоюз­

ными организациями по начисленным

взносам на со­

циальное страхование обычно производятся своевремен­ но. Государственные налоги взимаются ежемесячно по заработку за прошлый месяц. Удержанные суммы госу­ дарственных налогов и взносы на социальное страхова­ ние должны быть перечислены своевременно.

96


Если указанные средства своевременно поступают в бюджет и профсоюзным организациям, то это не гаран­ тирует полное их удержание, начисление и перечисление. Полнота удержания выясняется следующим образом.

Во-первых, по государственным налогам, исходя из фонда заработной платы как штатных, так и нештатных работников и установленной шкалы ставок, следует про­ верить суммы удержания. Основаниями для этой про­ верки являются расчетно-платежные ведомости. Для выяснения полноты удержания государственных нало­ гов из заработной платы рабочих и служащих необходи­ мо перечисленные в бюджет суммы сопоставить с удер­ жанной суммой по расчетно-платежным ведомостям, бухгалтерскими записями по учету расчетов с бюджетом и копиями справок о начисленной заработной плате, представленными в Госбанк. Кроме того, бюджетные учреждения ведут расчеты с финансовыми органами по платежам в бюджет. В частности, остатки авансов прошлого года за подотчетными лицами и дебиторами, суммы, вырученные от ликвидации основных средств, должны быть внесены в доход бюджета. Между тем не­ которые бюджетные учреждения эти средства вуалируют и используют в своих интересах, что является наруше­ нием бюджетного законодательства.

Во-вторых, по взносам на социальное страхование, исходя из установленных размеров и фактического фонда заработной платы, необходимо проверить правильность начисления указанных взносов, а также правильность выплаты в счет начисленной суммы пособий по времен­ ной нетрудоспособности и по беременности и родам, на рождение и кормление ребенка, пособий на погребение и пенсий работающим пенсионерам.

Расчеты с подотчетными лицами следует проверить независимо от наличия задолженности, так как указан­ ная задолженность может не быть, но могут иметь место различные нарушения законодательства о порядке вы­ дачи авансов и утверждения отчетов. При ревизии опе­ раций по подотчетным суммам необходимо выяснить:

соблюдение установленного порядка выдачи авансов на операционные и административно-хозяйственные рас­ ходы, на расходы по служебным командировкам;

случаи выдачи авансов сверх установленных норм

П-803.— 7

97

 

или -выдачи повторных авансов для полного расчета по ранее выданным авансам;

своевременность

и качество проверки авансовых от­

четов;

командировкам — целесообразность

по служебным

командировок, соблюдение установленных норм оплаты суточных, проездных и квартирных, законность оплаты стоимости билета в мягком вагоне, воздушном и водном транспорте, правильность удержания страхового сбора, включаемого в стоимость билета, наличие отчетов о проделанной работе в командировке, длительность ко­ мандировок и т. д.

§ 6. ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО ВНЕБЮДЖЕТНЫМ СРЕДСТВАМ

Средства, которые могут иметь бюджетные учреж­ дения помимо ассигнований из бюджета, называются внебюджетными средствами. Порядок образования, источники получения и назначения этих средств устанав­ ливаются Советом Министров СССР или Советами Министров союзных республик.

К внебюджетным средствам относятся: специальные средства; суммы по поручениям; депозитные суммы; плата родителей за содержание детей в детских учреж­ дениях и за обучение в музыкальных школах; средства, получаемые научно-исследовательскими учреждениями по договорам на производство научных исследований; средства профессионально-технических училищ, получае­ мые по договорам с колхозами на подготовку для них квалифицированных кадров; средства, выделяемые из фонда предприятия на содержание детских садов и яс­ лей; плата за обучение на подготовительных курсах и отделениях при высших и средних специальных учебных заведениях; фонд всеобуча и др.

С п е ц и а л ь н ы е с р е д с т в а . Бюджетные учреж­ дения и организации в своем распоряжении, кроме бюд­ жетных ассигнований, могут иметь также и специальные средства, которые представляют собой часть внебюджет­ ных средств. В составе внебюджетных средств бюджет­ ных учреждений они занимают значительный удельный вес. Эти средства могут быть израсходованы только на специальные цели помимо бюджета, т. е. без отражения

98


их как по доходной, так и расходной части соответствую­ щего бюджета.

Образование и использование специальных средств учреждений и организаций, состоящих на союзном бюд­ жете, устанавливаются Министерством финансов СССР, а перечень и направление специальных средств учреж­ дений и организаций, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик, а также на местных бюджетах, устанавливаются Советами Мини­ стров союзных республик.

Специальные средства по источникам образования подразделяются на три группы.

Первая группа охватывает специальные средства бюджетных учреждений, поступающие от эксплуатации принадлежащих им основных средств: арендная и квар­ тирная плата; поступления от субарендаторов за отоп­ ление, освещение, уборку зданий и прочее хозяйственное обслуживание; доходы от производственной деятельно­ сти учебно-вспомогательных и подсобных хозяйств; до­ ходы от эксплуатации транспорта; плата за работу в подсобных хозяйствах и лечебно-трудовых мастерских больных, находящихся в психиатрических больницах и больницах для больных хроническими формами тубер­ кулеза, а также инвалидов в интернатах и домах для инвалидов; доходы ипподромов; средства общеобразо­ вательных школ от реализации продукции школьных учебно-опытных участков; доходы школ-интернатов, получаемые за работу воспитанников в мастерских, в подсобных хозяйствах, на промышленных предприятиях и в колхозах; доходы от платных работ по профилакти­ ческой дезинфекции, дезинсекции и дератизации; сред­ ства, поступающие за медицинское обслуживание лиц, помещаемых в наркоприемники (вытрезвители) при органах милиции; поступления от клиентуры библиотек сумм в возмещение порчи и утери книг и т. д.

Вторая группа специальных средств объединяет до­ ходы, поступающие в виде платы за различного рода ус­ луги и выполнение контрольно-надзорных функций; сред­ ства, уплачиваемые родителями общеобразовательным и. политехническим школам за обучение детей игре на музыкальных инструментах; плата за рассмотрение дел в ведомственном арбитраже; плата за протезы (зубные, глазные, ушные), а также за рентгеновские снимки,

7*

да.


анализы й процедуры, выполняемые в отдельных случаях лечебными учреждениями за плату; плата за лечение в санаториях на специально развертываемых койках по договорам с другими организациями; плата за производ­ ство учреждениями здравоохранения обязательных ме­ дицинских осмотров лиц, занятых в пищевом деле, на предприятиях по санитарно-гигиеническому обслужива­ нию населения, на сооружениях по водоснабжению, а также работников городского транспорта; плата за продукты и изготовление молочными кухнями питатель­ ных и лечебных смесей, а также плата за грудное моло­ ко, отпускаемое учреждениями здравоохранения; плата, взимаемая органами коммунального хозяйства за инвен­ таризационные и учетно-оценочные работы и за выдачу по ним справок, сведений и выписок; средства, получае­ мые учебными заведениями от хозяйственных и других организаций за проведение курсовых мероприятий; плата учащихся на курсах по подготовке в высшие и средние специальные учебные заведения; доходы музеев и выста­ вок от входной платы и оплаты экскурсоводов; доходы от лекций, спектаклей, концертов, платных вечеров; до­ ходы домов народного творчества, получаемые от клубов за проведение семинаров и консультаций с коллективами кружков художественной самодеятельности; средства учреждений санитарно-эпидемиологической службы, предназначенные для проведения занятий по сантехминимуму с работниками пищевых объектов и детских уч­ реждений, и др.

Третья группа охватывает специальные средства бюд­ жетных учреждений, поступающие из прочих источников: отчисления от сумм штрафов за нарушение действующих правил и сроков охоты; поступления от реализации кон­ фискованной по суду продукции незаконной охоты; десятипроцентные отчисления от фонда по развитию пчеловодства; поступления средств в фонд всеобуча и др.

На все виды специальных средств составляются и ут­ верждаются приходно-расходные сметы. Расходование каждого вида специальных средств должно произво­ диться строго по целевому назначению в пределах ут­ вержденных смет и фактических поступлений. Распоря­ дителями специальных средств являются руководители бюджетных учреждений.

100

Для хранения специальных средств бюджетному уч­ реждению в банке открывается один текущий счет для всех видов, перечисленных выше. Для открытия текущего счета бюджетного учреждения представляют в банк справку вышестоящей организации об утвержденной сумме специальных средств.

При ревизии операций по специальным средствам необходимо установить:

наличие утвержденной сметы доходов и расходов по специальным средствам;

допускается ли образование таких видов специальных средств, которые не предусмотрены Министерством фи­ нансов СССР или Советами Министров союзных респуб­ лик; факты использования специальных средств на по­ крытие расходов, не предусмотренных сметой;

своевременное внесение в бюджет суммы превышения доходов над расходами в размерах, предусмотренных утвержденной сметой;

результаты производственной деятельности подсоб­ ных хозяйств и выполнение плана прибыли;

не имеют ли место факты оплаты расходов, преду­ смотренных по смете учреждения, за счет специальных средств и заимствования специальных средств для дру­ гих целей учреждения.

С у м м ы по п о р у ч е н и я м . Это особые средства бюджетных учреждений, получаемые от других бюджет­ ных учреждений или хозяйственных организаций на вы­ полнение для них определенных поручений. Например, средства, поступаютиие в распоряжение бюджетных уч­ реждений на приобретение специального оборудования, литературы и материалов, на централизованное изготов­ ление специальной документации, бланков учета и др., на проезд окончивших учебные заведения к месту рабо­ ты, средства, поступающие для выплаты премий работ­ никам предприятий, организаций и учреждений за вы­ полнение важных заданий и на оказание единовременной

помощи и т. д.

Текущие счета для учета поступления и расходования сумм по поручениям открываются в учреждениях Гос­ банка по разрешению соответствующих финансовых органов.

Полученные суммы по поручениям должны быть ис­ пользованы только на цели, на которые они были пре­

101


дусмотрены. Бюджетные учреждения по мере расходова­ ния указанных средств и после выполнения поручения учреждения или хозяйственной организации обязаны им выслать отчеты.

При ревизии необходимоизучить документацию по движению сумм по поручениям, т. е. по данным банка проверить поступление средств на текущий счет, их по­ лучение по чекам и расходование по целевому назначе­ нию, а также своевременное представление отчета об их использовании.

Д е п о з и т н ы е с уммы. К ним относятся такие суммы, которые поступают во временное распоряжение бюджетного учреждения и по наступлении определенных условий подлежат возврату вносителям или передаче по принадлежности. Например, сумма, полученная судеб­ ными исполнителями при исполнении судебных решений; средства больных, находящихся в лечебных учрежде­ ниях; залоговые суммы лесных ведомств; взносы за то­ вары, приобретенные в кредит и другие.

Для хранения депозитных сумм бюджетным учреж­ дениям банк открывает текущие счета по их заявлениям. Ответственность за правильное расходование депозит­ ных. сумм несут распорядители текущих счетов, накоторых хранятся указанные суммы.

Невостребованные депозитные суммы по истечении установленных сроков их хранения перечисляются в до­ ходы соответствующего бюджета . Сроки хранения ог­

раничиваются тремя

годами для

сумм, подлежащих

передаче гражданам,

полутора

годами — для сумм,

подлежащих передаче государственным организациям и в пределах данного бюджетного года — бюджетным учреждениям.

При ревизии по первичным документам необходимо выяснить правильность отнесения средств к депозитным суммам и их возврат по принадлежности, а также своевременное перечисление в доход бюджета невостре­ бованных в срок депозитных сумм.

При ревизии прочих внебюджетных средств, пере­ численных выше, руководствуясь соответствующими по­ ложениями, следует выяснить законность их образовав ния и целевое использование, -

§7. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИОТЧЕТНОСТИ

Правильная организация бухгалтерского учета и от­ четности является необходимым условием для плановой и оперативной работы бюджетных учреждений, для осу­ ществления контроля и руководства за их деятельно­ стью и для охраны социалистической собственности.

При ревизии состояния учета и отчетности в бюд­ жетных учреждениях необходимо проверить:

правильность организации бухгалтерского учета в соответствии с инструкциями Министерства финансов

СССР; соблюдение положения о главных (старших) бухгал­

терах в бюджетных учреждениях и инструктивных ука­ заний Министерства финансов СССР по вопросам составления периодической и годовой отчетности, про­ ведения инвентаризации товарно-материальных ценно­ стей, организации счетной проверки бухгалтерских отче­ тов и балансов и т. д., причем необходимо обратить особое внимание на выполнение главными (старшими) бухгалтерами возложенных на них обязанностей и ис­ пользование ими предоставленных прав;

своевременное составление приходных и расходных документов как денежных средств, так и товарно-мате­ риальных ценностей, а также расчетов с рабочими и служащими, с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами; качество их бухгалтерской обработки и своевременную сдачу в бухгалтерию (поступившие бух­ галтерские документы проверяются главным или стар­ шим бухгалтером с точки зрения правильности их оформ­ ления и по существу произведенных операций, после чего все документы скрепляются подписью главного или старшего бухгалтера и, кроме того, расходные доку­ менты утверждаются распорядителями кредитов);

достоверность первичных бухгалтерских документов (все бухгалтерские операции должны быть оправданы соответствующими документами; каждый документ, слу­ жащий основанием для бухгалтерских записей, должен удовлетворять определенным требованиям, предусмот­ ренным соответствующими инструкциями);

состояние аналитического учета и соответствие его синтетическому (соблюдается ли установленный поря­

103