Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
док исправления неправильных записей, не допускаются ли подчистки и неоговоренные исправления в записях и ведомостях);
какие меры приняты главным (старшим) бухгалте ром по улучшению бухгалтерского учета — внедрение новых методов учета, повышение квалификации счетно бухгалтерского аппарата, механизация учета и др.;
своевременность и качество составления периодиче ской и годовой отчетности, а также соблюдение установ ленных форм и сроков ее представления 1 (вышестоящие бюджетные учреждения ежегодно сообщают подведом ственным учреждениям результаты анализа отчетности об исполнении смет расходов; в связи с этим при реви зии необходимо ознакомиться с результатами экономи ческого анализа отчетности и отразить их в акте реви зии).
Проверка состояния бухгалтерского учета произво дится не в отрыве от ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а в процессе ее проведения, в ходе этой работы.
1 См. «Положение о бухгалтерских отчетах и балансах учреж дений и организаций, состоящих на государственном бюджете
СССР» от 4 июня 1971 г.
Г л а в а I I I . РЕВИЗИЯ СОСТАВЛЕНИЯ
ИИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
§1. РЕВИЗИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА
Всоветской бюджетной системе воплощены принци пы единства, демократического централизма и ленин ской национальной политики КПСС и Советского пра вительства.
Указанные принципы бюджетного устройства опреде ляют организацию бюджетного планирования. Бюджет ное планирование представляет собой планомерный процесс составления, рассмотрения, утверждения и ис полнения государственного бюджета СССР.
Бюджетное планирование организуется на основе директив ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Пар тия и правительство, руководствуясь Программой
КПСС, решениями съездов и Пленумов, в этих директи вах намечают пути выявления и мобилизации дополни тельных источников накопления, расчетливого и разум ного их использования, осуществления режима эконо мии и т. д.
Исходные директивы, которыми следует руководство ваться в области народнохозяйственного и бюджетного планирования, изложены в Программе и в решениях XXIV съезда КПСС. «Главное внимание,— сказано в Программе КПСС,— во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, при родных богатств и устранении излишних издержек и по
терь. Достижение |
в интересах |
общества наибольших |
||
результатов при наименьших |
затратах — таков непре |
|||
ложный закон |
хозяйственного |
строительства» '.1 |
||
1 Материалы |
XXII |
съезда КПСС. |
М., Госполитиздат, 1961, |
|
стр. 384. |
|
|
|
|
105
Составление государственного бюджета является важнейшей стадией и исходным моментом бюджетного планирования. Разработке проекта бюджета предшест вует ряд организационных мероприятий.
В целях обеспечения правильного составления проек тов бюджетов и своевременного представления их на рассмотрение и утверждение законодательным органам власти министерства и их местные финансовые органы ежегодно разрабатывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению проектов финансовых планов, смет и бюджетов. Эти планы утверждаются по министерствам финансов — приказами министров финан сов и по местным финансовым органам — решениями исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.
При ревизии, проверяя эти организационные планы, необходимо установить их соответствие директивам ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам состав ления проекта государственного бюджета на предстоя щий год, а также то, в какой степени обеспечивают на меченные мероприятия своевременное представление проектов бюджетов на рассмотрение и утверждение ис полнительных и законодательных органов.
Важнейшим этапом подготовительной работы к со ставлению проекта бюджета является разработка исход ной базы. Составлению проекта бюджета предшествует большая предварительная работа, связанная с оценкой ожидаемого исполнения народнохозяйственного плана, государственного бюджета, балансов доходов и расхо дов или финансовых планов, отраслевых и индивидуаль ных смет. Необходимость оценки ожидаемого исполнения указанных планов вызывается тем, что составление про ектов бюджетов на предстоящий год начинается по ис течении первого полугодия и финансовые органы распо лагают отчетными данными лишь за этот период.
Оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год производится финансовыми органами в разрезе отдельных бюджетных подразделений по следующим показателям: утверждено на год, уточненный план на год, исполнено за первое полугодие, ожидаемое испол нение за второе полугодие и за год, процент ожидаемого исполнения бюджета к уточненному плану.
Исполнение бюджета за первое полугодие определя ется на основе отчетных данных, ожидаемое исполнение
106
за второе полугодие — путем уточнения плановых дан ных до конца года, а ожидаемое исполнение бюджета за текущий год — путем суммирования отчетных данных за первое полугодие и уточненного плана на второе полу годие.
При ревизии итоги ожидаемого исполнения бюджета подвергаются детальному и всестороннему анализу на основе бухгалтерских и оперативных отчетов финансо вых органов, распорядителей кредитов, учреждений Госбанка и Стройбанка, уведомлений вышестоящих финансовых органов по взаимным расчетам между бюд
жетами, |
решений Советов |
Министров |
и исполкомов |
местных |
Советов депутатов |
трудящихся |
об изменении |
плана по отдельным видам |
доходов и расходов, мате |
риалов Контрольно-ревизионного управления, народного и внутриведомственного контроля, отчетов и балансов промышленных предприятий и хозяйственных органи заций.
При анализе этих материалов следует обратить осо бое внимание на то, насколько полно и точно выполняют финансовые органы, бюджетные учреждения и хозяйст венные организации директивы партии и правительства, Закон о государственном бюджете СССР, законы о бюд жетных правах и другие директивные указания в отно шении своевременного исполнения доходной части бюд жета и финансирования из бюджета предприятий, учреждений и организаций. На основе всех перечислен ных данных и материалов дается оценка ожидаемого исполнения бюджета.
Исходной базой для планирования расходов бюдже та являются оперативно-сетевые показатели и нормы расходов. Правильное определение этих данных имеет важное значение.
Социально-культурным учреждениям по сети и кон тингентам устанавливаются следующие показатели: по
детским |
садам — количество постоянных детских |
садов |
||
и число |
групп в |
них; |
по общеобразовательным |
шко |
лам — количество |
школ, |
число учащихся и классов, |
количество педагогических ставок, количество ставок на
проверку тетрадей, |
средняя ставка заработной платы и |
|
др.; по школам-интернатам — количество школ, |
классов |
|
и число учащихся, |
количество педагогических |
ставок и |
др.; по больницам |
и диспансерам — количество коек, |
107
число врачебных должностей, число дней функциониро вания коек, койко-дни; по амбулаторно-поликлиниче ским учреждениям — число врачебных должностей и количество врачебных посещений.
При составлении бюджета сеть и контингенты социаль но-культурных учреждений устанавливаются по состоя нию на начало и конец планируемого года, а среднего довая сеть и контингенты определяются с учетом уста новленных сроков их расширения.
Сеть и контингенты бюджетных учреждений на нача ло планируемого года устанавливаются исходя из их фактического состояния на последнюю отчетную дату с учетом предстоящего изменения до конца текущего года, а сеть и контингенты на конец планируемого года при нимаются в соответствии с директивами народнохозяй ственного плана. Фактическая сеть и контингенты бюд жетных учреждений и их ожидаемое наличие на начало планируемого года с учетом расширения или уменьше ния до конца текущего года при ревизии должны быть тщательно проверены, так как ошибочные данные могут привести к неправильным выводам. Для того, чтобы оп ределить фактическое состояние сети и контингентов,
необходимо сопоставить данные |
бюджетной |
отчетности |
с показателями статистической |
отчетности. |
Такое сопо |
ставление дает возможность выяснить, не имеют ли мес то факты неправильного определения ожидаемого исполнения и переходящей сети и контингентов в резуль тате неполноты и неточности отчетных данных распоря дителей кредитов, отсутствия их проверки и глубокого анализа или сознательного занижения показателей по доходам и завышения их по расходам, сетям и контин гентам.
Расходы на содержание бюджетных учреждений на ходятся в прямой зависимости от выполнения плана по оперативно-сетевым показателям и соблюдения установ ленных норм расходов. В связи с этим до составления бюджета необходимо уточнить действующие нормы рас ходов по отдельным учреждениям, мероприятиям и ви дам затрат. При ревизии бюджета следует проверить результаты работы финансовых органов по изучению действующих как индивидуальных, так и комбинирован ных норм, их дифференциации и обоснованности. Для
108
уточнения норм расходов необходимы два показателя — фактические и плановые нормы. Фактические нормы определяются путем деления сумм фактического (ожи даемого) исполнения расходов на среднегодовые пока затели по сети и контингентам. Сопоставляя эти два по казателя, выясняют причины их расхождения, т. е. отклонения фактических норм от плановых, и обоснован ность отклонений.
Объективная оценка ожидаемого исполнения бюд жета за текущий год избавит от возможных фактов за вышения расходов или занижения доходов на предстоя щий год и тем самым обеспечит успешное и своевремен ное исполнение бюджета в следующем году.
Проект государственного |
бюджета |
СССР включает |
в себя проекты союзного |
бюджета, |
государственных |
бюджетов союзных республик и бюджета государствен ного социального страхования.
Исходной базой для составления государственного бюджета СССР, наряду с показателями народнохозяй ственного плана и данными ожидаемого исполнения бюджета за текущий год, являются проекты сводных финансовых планов или балансов доходов и расходов, сводных отраслевых смет, сметы расходов на содержа ние аппарата управления министерств и ведомств
СССР, проекты государственных бюджетов союзных республик, проект бюджета государственного социаль ного страхования и проекты планов поступлений госу дарственных доходов и налогов, составляемые непосред ственно Управлением государственных доходов Мини стерства финансов СССР.
Каждое министерство или отдел исполкома представ ляет в министерство финансов или соответствующему финансовому органу смету на содержание аппарата са мого министерства или отдела исполкома, сводную сме ту на содержание подведомственных учреждений, смету
расходов |
по централизованным |
мероприятиям |
и свод |
||
ный финансовый план хозяйственных организаций. |
|||||
До составления проекта |
бюджета, |
перечисленные |
|||
выше материалы финансовыми |
органами |
должны под |
|||
вергаться |
всестороннему |
и |
тщательному |
анализу. |
|
В связи с этим при ревизии необходимо |
проверить ре |
зультаты этой работы финансовых органов с точки зре ния: а) своевременности представления и правильности
109
оформления смет и финансовых планов; б) выполнений бюджетного законодательства, постановлений и распо ряжений директивных органов; в) соответствия доходов и расходов количественным и качественным показателям народнохозяйственного плана; г) соблюдения государ ственных цен, тарифов, утвержденных штатов и ставок заработной платы, а также установленных норм расхо дов; д) правильности расчетов ожидаемого исполнения смет и финансовых планов; е) правильной оценки пере ходящей сети и контингентов социально-культурных уч реждений и определения среднегодовых показателей; ж) обоснованности и правильности расчетов всех дохо дов и расходов, включенных в бюджет.
Цель этой проверки — устранение фактов преумень шения доходов и преувеличения расходов, осуществле ние режима экономии в расходах, мобилизация допол нительных доходов, выявление скрытых резервов и повышение рентабельности в народном хозяйстве.
Тщательная проверка и глубокий анализ смет и фи нансовых планов министерств и отделов исполкомов позволяют выявить: правильно ли министерства и отделы исполкомов при составлении указанных документов учли решения партии и правительства о развитии отдельных отраслей народного хозяйства и культуры; соответст вуют ли отраслевые сметы и сводные финансовые планы показателям народнохозяйственного плана на предстоя щий год; насколько полно реализованы министерствами и отделами исполкомов возможности мобилизации вну трихозяйственных резервов; соблюдаются ли ими уста новленные нормы расходов и т. д.
В Постановлении ЦК КПСС, Совета Министров
СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании Всесо юзного социалистического соревнования одной из важ нейших задач названа всемерная экономия сырья, ма териалов. Основное внимание коллективов, говорится в постановлении, должно быть направлено: в снабженче ских и сбытовых организациях — на улучшение мате риально-технического снабжения предприятий и строек, усиление контроля за использованием материальных ресурсов, выявление имеющихся в народном хозяйстве резервов для вовлечения в хозяйственный оборот сверх нормативных запасов сырья, материалов и оборудо вания.
110
Результаты рассмотрения сводных смет и финансо вых планов министерств финансов и местных финансо вых органов должны документироваться. Необходимо проверить наличие протокола о рассмотрении указанных материалов и результаты их рассмотрения. В протоко лах должно быть указано, кем, когда и на каких основа ниях внесены отдельные изменения в сметы и финансо вые планы, содержание этих изменений.
В ходе |
рассмотрения сводных смет |
и финансовых |
||
планов могут возникнуть разногласия между |
финансо |
|||
выми органами, с одной стороны, |
и министерствами и |
|||
отделами |
исполкомов — с другой. |
Следует |
выяснить, |
|
каково содержание указанных разногласий |
и в какой |
|||
степени они обоснованы и удовлетворены. |
«При слабой |
вооруженности финансового органа материалами и не достаточной твердости в проведении режима экономии и в вовлечении в бюджет имеющихся в хозяйстве резер вов при рассмотрении разногласий он уступает свои по зиции, причем принимаются решения о снижении дохо дов, не подкрепленные соответствующими обоснова ниями» '.
Если заключения министерств финансов и местных финансовых органов не удовлетворяют министерства или отделы исполкомов, то оставшиеся несогласованными вопросы решаются Советами Министров или исполко мами при рассмотрении проектов бюджетов.
При анализе сводных финансовых планов министерств и отделов исполкомов важно установить, как новая система планирования и экономического стимулирова ния, введенная в соответствии с решением сентябрьско го (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, реализуется каждым министерством или ведомством СССР. Совершенно оче видно, что размеры финансирования народного хозяйст ва из бюджета должны планироваться с учетом происхо дящей перестройки системы финансирования.
Если требования, вытекающие из хозяйственной ре формы, министерствами и отделами исполкомов в пол ной мере не учтены при составлении сводных финансо вых планов, доходы занижены, а расходы завышены, то министерства финансов и местные финансовые органы1
1 Н. Н. Р о в и н с к и й. Финансовый контроль в СССР. М., Госфшшздат, 1947, стр. 91,