Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

док исправления неправильных записей, не допускаются ли подчистки и неоговоренные исправления в записях и ведомостях);

какие меры приняты главным (старшим) бухгалте­ ром по улучшению бухгалтерского учета — внедрение новых методов учета, повышение квалификации счетно­ бухгалтерского аппарата, механизация учета и др.;

своевременность и качество составления периодиче­ ской и годовой отчетности, а также соблюдение установ­ ленных форм и сроков ее представления 1 (вышестоящие бюджетные учреждения ежегодно сообщают подведом­ ственным учреждениям результаты анализа отчетности об исполнении смет расходов; в связи с этим при реви­ зии необходимо ознакомиться с результатами экономи­ ческого анализа отчетности и отразить их в акте реви­ зии).

Проверка состояния бухгалтерского учета произво­ дится не в отрыве от ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а в процессе ее проведения, в ходе этой работы.

1 См. «Положение о бухгалтерских отчетах и балансах учреж­ дений и организаций, состоящих на государственном бюджете

СССР» от 4 июня 1971 г.

Г л а в а I I I . РЕВИЗИЯ СОСТАВЛЕНИЯ

ИИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

§1. РЕВИЗИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА

Всоветской бюджетной системе воплощены принци­ пы единства, демократического централизма и ленин­ ской национальной политики КПСС и Советского пра­ вительства.

Указанные принципы бюджетного устройства опреде­ ляют организацию бюджетного планирования. Бюджет­ ное планирование представляет собой планомерный процесс составления, рассмотрения, утверждения и ис­ полнения государственного бюджета СССР.

Бюджетное планирование организуется на основе директив ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Пар­ тия и правительство, руководствуясь Программой

КПСС, решениями съездов и Пленумов, в этих директи­ вах намечают пути выявления и мобилизации дополни­ тельных источников накопления, расчетливого и разум­ ного их использования, осуществления режима эконо­ мии и т. д.

Исходные директивы, которыми следует руководство­ ваться в области народнохозяйственного и бюджетного планирования, изложены в Программе и в решениях XXIV съезда КПСС. «Главное внимание,— сказано в Программе КПСС,— во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, при­ родных богатств и устранении излишних издержек и по­

терь. Достижение

в интересах

общества наибольших

результатов при наименьших

затратах — таков непре­

ложный закон

хозяйственного

строительства» '.1

1 Материалы

XXII

съезда КПСС.

М., Госполитиздат, 1961,

стр. 384.

 

 

 

 

105


Составление государственного бюджета является важнейшей стадией и исходным моментом бюджетного планирования. Разработке проекта бюджета предшест­ вует ряд организационных мероприятий.

В целях обеспечения правильного составления проек­ тов бюджетов и своевременного представления их на рассмотрение и утверждение законодательным органам власти министерства и их местные финансовые органы ежегодно разрабатывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению проектов финансовых планов, смет и бюджетов. Эти планы утверждаются по министерствам финансов — приказами министров финан­ сов и по местным финансовым органам — решениями исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.

При ревизии, проверяя эти организационные планы, необходимо установить их соответствие директивам ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам состав­ ления проекта государственного бюджета на предстоя­ щий год, а также то, в какой степени обеспечивают на­ меченные мероприятия своевременное представление проектов бюджетов на рассмотрение и утверждение ис­ полнительных и законодательных органов.

Важнейшим этапом подготовительной работы к со­ ставлению проекта бюджета является разработка исход­ ной базы. Составлению проекта бюджета предшествует большая предварительная работа, связанная с оценкой ожидаемого исполнения народнохозяйственного плана, государственного бюджета, балансов доходов и расхо­ дов или финансовых планов, отраслевых и индивидуаль­ ных смет. Необходимость оценки ожидаемого исполнения указанных планов вызывается тем, что составление про­ ектов бюджетов на предстоящий год начинается по ис­ течении первого полугодия и финансовые органы распо­ лагают отчетными данными лишь за этот период.

Оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год производится финансовыми органами в разрезе отдельных бюджетных подразделений по следующим показателям: утверждено на год, уточненный план на год, исполнено за первое полугодие, ожидаемое испол­ нение за второе полугодие и за год, процент ожидаемого исполнения бюджета к уточненному плану.

Исполнение бюджета за первое полугодие определя­ ется на основе отчетных данных, ожидаемое исполнение

106

за второе полугодие — путем уточнения плановых дан­ ных до конца года, а ожидаемое исполнение бюджета за текущий год — путем суммирования отчетных данных за первое полугодие и уточненного плана на второе полу­ годие.

При ревизии итоги ожидаемого исполнения бюджета подвергаются детальному и всестороннему анализу на основе бухгалтерских и оперативных отчетов финансо­ вых органов, распорядителей кредитов, учреждений Госбанка и Стройбанка, уведомлений вышестоящих финансовых органов по взаимным расчетам между бюд­

жетами,

решений Советов

Министров

и исполкомов

местных

Советов депутатов

трудящихся

об изменении

плана по отдельным видам

доходов и расходов, мате­

риалов Контрольно-ревизионного управления, народного и внутриведомственного контроля, отчетов и балансов промышленных предприятий и хозяйственных органи­ заций.

При анализе этих материалов следует обратить осо­ бое внимание на то, насколько полно и точно выполняют финансовые органы, бюджетные учреждения и хозяйст­ венные организации директивы партии и правительства, Закон о государственном бюджете СССР, законы о бюд­ жетных правах и другие директивные указания в отно­ шении своевременного исполнения доходной части бюд­ жета и финансирования из бюджета предприятий, учреждений и организаций. На основе всех перечислен­ ных данных и материалов дается оценка ожидаемого исполнения бюджета.

Исходной базой для планирования расходов бюдже­ та являются оперативно-сетевые показатели и нормы расходов. Правильное определение этих данных имеет важное значение.

Социально-культурным учреждениям по сети и кон­ тингентам устанавливаются следующие показатели: по

детским

садам — количество постоянных детских

садов

и число

групп в

них;

по общеобразовательным

шко­

лам — количество

школ,

число учащихся и классов,

количество педагогических ставок, количество ставок на

проверку тетрадей,

средняя ставка заработной платы и

др.; по школам-интернатам — количество школ,

классов

и число учащихся,

количество педагогических

ставок и

др.; по больницам

и диспансерам — количество коек,

107


число врачебных должностей, число дней функциониро­ вания коек, койко-дни; по амбулаторно-поликлиниче­ ским учреждениям — число врачебных должностей и количество врачебных посещений.

При составлении бюджета сеть и контингенты социаль­ но-культурных учреждений устанавливаются по состоя­ нию на начало и конец планируемого года, а среднего­ довая сеть и контингенты определяются с учетом уста­ новленных сроков их расширения.

Сеть и контингенты бюджетных учреждений на нача­ ло планируемого года устанавливаются исходя из их фактического состояния на последнюю отчетную дату с учетом предстоящего изменения до конца текущего года, а сеть и контингенты на конец планируемого года при­ нимаются в соответствии с директивами народнохозяй­ ственного плана. Фактическая сеть и контингенты бюд­ жетных учреждений и их ожидаемое наличие на начало планируемого года с учетом расширения или уменьше­ ния до конца текущего года при ревизии должны быть тщательно проверены, так как ошибочные данные могут привести к неправильным выводам. Для того, чтобы оп­ ределить фактическое состояние сети и контингентов,

необходимо сопоставить данные

бюджетной

отчетности

с показателями статистической

отчетности.

Такое сопо­

ставление дает возможность выяснить, не имеют ли мес­ то факты неправильного определения ожидаемого исполнения и переходящей сети и контингентов в резуль­ тате неполноты и неточности отчетных данных распоря­ дителей кредитов, отсутствия их проверки и глубокого анализа или сознательного занижения показателей по доходам и завышения их по расходам, сетям и контин­ гентам.

Расходы на содержание бюджетных учреждений на­ ходятся в прямой зависимости от выполнения плана по оперативно-сетевым показателям и соблюдения установ­ ленных норм расходов. В связи с этим до составления бюджета необходимо уточнить действующие нормы рас­ ходов по отдельным учреждениям, мероприятиям и ви­ дам затрат. При ревизии бюджета следует проверить результаты работы финансовых органов по изучению действующих как индивидуальных, так и комбинирован­ ных норм, их дифференциации и обоснованности. Для

108

уточнения норм расходов необходимы два показателя — фактические и плановые нормы. Фактические нормы определяются путем деления сумм фактического (ожи­ даемого) исполнения расходов на среднегодовые пока­ затели по сети и контингентам. Сопоставляя эти два по­ казателя, выясняют причины их расхождения, т. е. отклонения фактических норм от плановых, и обоснован­ ность отклонений.

Объективная оценка ожидаемого исполнения бюд­ жета за текущий год избавит от возможных фактов за­ вышения расходов или занижения доходов на предстоя­ щий год и тем самым обеспечит успешное и своевремен­ ное исполнение бюджета в следующем году.

Проект государственного

бюджета

СССР включает

в себя проекты союзного

бюджета,

государственных

бюджетов союзных республик и бюджета государствен­ ного социального страхования.

Исходной базой для составления государственного бюджета СССР, наряду с показателями народнохозяй­ ственного плана и данными ожидаемого исполнения бюджета за текущий год, являются проекты сводных финансовых планов или балансов доходов и расходов, сводных отраслевых смет, сметы расходов на содержа­ ние аппарата управления министерств и ведомств

СССР, проекты государственных бюджетов союзных республик, проект бюджета государственного социаль­ ного страхования и проекты планов поступлений госу­ дарственных доходов и налогов, составляемые непосред­ ственно Управлением государственных доходов Мини­ стерства финансов СССР.

Каждое министерство или отдел исполкома представ­ ляет в министерство финансов или соответствующему финансовому органу смету на содержание аппарата са­ мого министерства или отдела исполкома, сводную сме­ ту на содержание подведомственных учреждений, смету

расходов

по централизованным

мероприятиям

и свод­

ный финансовый план хозяйственных организаций.

До составления проекта

бюджета,

перечисленные

выше материалы финансовыми

органами

должны под­

вергаться

всестороннему

и

тщательному

анализу.

В связи с этим при ревизии необходимо

проверить ре­

зультаты этой работы финансовых органов с точки зре­ ния: а) своевременности представления и правильности

109



оформления смет и финансовых планов; б) выполнений бюджетного законодательства, постановлений и распо­ ряжений директивных органов; в) соответствия доходов и расходов количественным и качественным показателям народнохозяйственного плана; г) соблюдения государ­ ственных цен, тарифов, утвержденных штатов и ставок заработной платы, а также установленных норм расхо­ дов; д) правильности расчетов ожидаемого исполнения смет и финансовых планов; е) правильной оценки пере­ ходящей сети и контингентов социально-культурных уч­ реждений и определения среднегодовых показателей; ж) обоснованности и правильности расчетов всех дохо­ дов и расходов, включенных в бюджет.

Цель этой проверки — устранение фактов преумень­ шения доходов и преувеличения расходов, осуществле­ ние режима экономии в расходах, мобилизация допол­ нительных доходов, выявление скрытых резервов и повышение рентабельности в народном хозяйстве.

Тщательная проверка и глубокий анализ смет и фи­ нансовых планов министерств и отделов исполкомов позволяют выявить: правильно ли министерства и отделы исполкомов при составлении указанных документов учли решения партии и правительства о развитии отдельных отраслей народного хозяйства и культуры; соответст­ вуют ли отраслевые сметы и сводные финансовые планы показателям народнохозяйственного плана на предстоя­ щий год; насколько полно реализованы министерствами и отделами исполкомов возможности мобилизации вну­ трихозяйственных резервов; соблюдаются ли ими уста­ новленные нормы расходов и т. д.

В Постановлении ЦК КПСС, Совета Министров

СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании Всесо­ юзного социалистического соревнования одной из важ­ нейших задач названа всемерная экономия сырья, ма­ териалов. Основное внимание коллективов, говорится в постановлении, должно быть направлено: в снабженче­ ских и сбытовых организациях — на улучшение мате­ риально-технического снабжения предприятий и строек, усиление контроля за использованием материальных ресурсов, выявление имеющихся в народном хозяйстве резервов для вовлечения в хозяйственный оборот сверх­ нормативных запасов сырья, материалов и оборудо­ вания.

110

Результаты рассмотрения сводных смет и финансо­ вых планов министерств финансов и местных финансо­ вых органов должны документироваться. Необходимо проверить наличие протокола о рассмотрении указанных материалов и результаты их рассмотрения. В протоко­ лах должно быть указано, кем, когда и на каких основа­ ниях внесены отдельные изменения в сметы и финансо­ вые планы, содержание этих изменений.

В ходе

рассмотрения сводных смет

и финансовых

планов могут возникнуть разногласия между

финансо­

выми органами, с одной стороны,

и министерствами и

отделами

исполкомов — с другой.

Следует

выяснить,

каково содержание указанных разногласий

и в какой

степени они обоснованы и удовлетворены.

«При слабой

вооруженности финансового органа материалами и не­ достаточной твердости в проведении режима экономии и в вовлечении в бюджет имеющихся в хозяйстве резер­ вов при рассмотрении разногласий он уступает свои по­ зиции, причем принимаются решения о снижении дохо­ дов, не подкрепленные соответствующими обоснова­ ниями» '.

Если заключения министерств финансов и местных финансовых органов не удовлетворяют министерства или отделы исполкомов, то оставшиеся несогласованными вопросы решаются Советами Министров или исполко­ мами при рассмотрении проектов бюджетов.

При анализе сводных финансовых планов министерств и отделов исполкомов важно установить, как новая система планирования и экономического стимулирова­ ния, введенная в соответствии с решением сентябрьско­ го (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, реализуется каждым министерством или ведомством СССР. Совершенно оче­ видно, что размеры финансирования народного хозяйст­ ва из бюджета должны планироваться с учетом происхо­ дящей перестройки системы финансирования.

Если требования, вытекающие из хозяйственной ре­ формы, министерствами и отделами исполкомов в пол­ ной мере не учтены при составлении сводных финансо­ вых планов, доходы занижены, а расходы завышены, то министерства финансов и местные финансовые органы1

1 Н. Н. Р о в и н с к и й. Финансовый контроль в СССР. М., Госфшшздат, 1947, стр. 91,