Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соблюдением финансово-бюджетной и кассовой дисцип­

лины и т. д.

Таким образом, главный (старший) бухгалтер, осу­ ществляя требования, перечисленные выше, является го­ сударственным контролером в учреждениях и на пред­ приятиях.

Контроль органов ЦСУ СССР

Органы ЦСУ наделены большими правами в области государственного контроля. Основным методом осуще­ ствления контроля является 'анализ периодической и го­ довой отчетности предприятий, учреждений и органи­

заций.

Согласно Положению о бухгалтерских отчетах и ба­ лансах, предприятия и организации свои отчеты и ба­ лансы, кроме вышестоящих учреждений, финансовых органов и кредитных учреждений, представляют орга­ нам ЦСУ СССР. В целях установления достоверности отчетности, усиления борьбы с потерями и непроизводи­ тельными расходами, укрепления государственной дис­ циплины, выявления и использования внутрихозяйствен­ ных резервов органы ЦСУ СССР анализируют отчеты и балансы предприятий и организаций независимо от их подведомственности.

Органам ЦСУ СССР предоставлено право в случаях необходимости требовать от предприятий и организаций разъяснения по данным отчетности, проверять на местах данные бухгалтерского учета и отчетности и вносить не­ обходимые уточнения и исправления, если отчетность не отвечает предъявленным требованиям.

#' * '#

В состав органов государственного контроля входят различные инспекции. В частности, такими инспекциями являются: Государственная торговая инспекция, Госу­ дарственная санитарная инспекция, Государственная по­ жарная инспекция, Государственная автомобильная ин­ спекция, Государственная хлебная инспекция, Комитет стандартов, мер и измерительных приборов, Комитет го­ сударственных цен и др.

30

§ 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

К о н т р о л ь н е р в и ч н ы х п а р т и й н ы х ор г а- н н з а ц и й . Одним из основополагающих принципов партийного руководства является проверка исполнения, которую В. И. Ленин считал гвоздем «всей работы, всей политики. Свое дальнейшее развитие этот принцип на­ шел в Программе и Уставе КПСС, документах съездов и конференций, в решениях Пленумов ЦК КПСС.

Уставом КПСС первичным партийным организациям предоставлено право контроля деятельности администра­ ции производственных предприятий, научно-исследова­ тельских институтов, конструкторских бюро, учебных заведений, культурно-просветительных и лечебных уч­ реждений.

В Уставе КПСС сказано: «Первичная партийная ор­ ганизация на основе широкого развертывания критики и самокритики .ведет борьбу с проявлениями бюрократиз­ ма, местничества, нарушения государственной дисцип­ лины, пресекает попытки обмана государства, принимает меры против расхлябанности, бесхозяйственности и рас­ точительства на предприятиях, в колхозах и учрежде­ ниях» *.

Партийный контроль — один из эффективных инстру­ ментов последовательного проведения в жизнь экономи­ ческой политики партии в конкретных условиях промыш­ ленных предприятий, строек, колхозов и совхозов, науч­ но-исследовательских учреждений, сильный рычаг совер­ шенствования всей организационно-партийной и идейно­ политической работы. Первичные партийные организа­ ции настойчиво совершенствуют организаторскую и вос­ питательную работу, плодотворно влияют на производ­ ственные дела трудовых коллективов, умело используют право контроля хозяйственной деятельности админи­ страции.

Коммунистическая партия воспитывает кадры в духе высокой ответственности за успешное осуществление эко­ номической политики, выработанной XXIV съездом КПСС. Декабрьский (1973 г.) Пленум ЦК КПСС вновь указал, что следует настойчиво бороться за утверждение1

1 Устав КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 51—52,

31


подлинно партийного стиля, партийного контроля и пар­ тийного подхода оо всех сферах хозяйственной деятель­

ности.

 

 

П е р в и ч н ы е к о м с о м о л ь с к и е о р г а н и з а ­

ции,

являясь основой комсомола:

со­

а)

развивают среди молодежи социалистическое

ревнование за выполнение государственных планов

и

обязательств, мобилизуют комсомольцев и молодежь на выявление и лучшее использование достижений науки и техники, опыта передовиков, добиваются укрепления тру­ довой дисциплины, неуклонного роста производитель­ ности труда, заботятся о сохранении и умножении обще­

ственного богатства; б) воспитывают комсомольцев -ь духе непримиримого

отношения к недостаткам, к бюрократизму и очковтира­ тельству, к бесхозяйственности и расточительству 1.

Комсомольские организации предприятий, учрежде­ ний и организаций являются активными проводниками партийных директив во всех областях коммунистического строительства.

Ленинский комсомол 70-х годов — это 34 миллиона юношей и девушек, членов ВЛКСМ. Путь комсомола — героический путь с КПСС, со всем советским народом на всех этапах жизни нашей страны. Высокая оценка дана комсомолу партией в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС: «Партия по праву гордится моло­ дыми строителями коммунизма. Наш долг — передавать новым поколениям свой политический опыт, опыт реше­ ния проблем экономического и культурного строитель­ ства, руководить идейным воспитанием молодежи, делать все, чтобы она достойно .продолжала дело своих отцов, дело великого Ленина»12.

Важную роль в проведении контроля играет «Комсо­ мольский прожектор». Комитеты и группы народного контроля совместно с членами «Комсомольского прожек­ тора» с привлечением специалистов проверили на 433 предприятиях и организациях Москвы состояние запасов материальных ресурсов и на 309—использование чер­ ных металлов. Это мероприятие дало .возможность сэко­

1 См. Устав Всесоюзного Ленинского

Коммунистического Союза

Молодежи. М., «Молодая гвардия», 1970, стр. 23, 27, 28.

2 Материалы XXIV съезда КПСС. М„

Политиздат, 1971, стр. 80.

32


номить и рационально попользовать около 36 тысяч тонн металла и дополнительно направить в производство раз­ личных материалов и сырья на 140 миллионов рублей

В осуществлении общественного контроля активное участие принимают л р о ф с о юз н ы е о р г а н и з а ц и я.

В. И. Ленин учил, что профсоюзы

«...есть организация

воспитательная, организация вовлечения, обучения

...есть школа, школа управления,

школа хозяйничания,

школа коммунизма» 21.

Коммунистическая партия и Советское правительство предоставили профсоюзам широкие полномочия в об­ ласти общественного контроля. Эту работу они ведут совместно с комитетами народного контроля. Сотни ты­ сяч представителей профсоюзов работают сейчас в ко­ митетах народного контроля и их органах, на предприя­ тиях, стройках, в колхозах, совхозах и учреждениях. Профсоюзные организации призваны и впредь всемерно улучшать и расширять свою деятельность, работать в тесном контакте с органами народного контроля.

На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев отметил: «Важ­ ная особенность социалистического строя состоит в том, что участие трудящихся в управлении обществом осу­ ществляется в нашей стране не только через государ­ ственные органы, но и через разветвленную сеть массо­ вых организаций трудящихся — прежде всего таких, как профсоюзы и комсомол» 3.

В отчетном докладе на XIV съезде профсоюзов СССР

А. Н. Шелепин отметил: «Главные наши задачи в борьбе за создание материально-технической базы коммунизма состоят в том, чтобы под руководством Коммунистиче­ ской партии всемерно повышать эффективность обще­ ственного производства, максимально использовать вну­ трипроизводственные резервы, укреплять режим эконо­ мии, усилить борьбу за качество продукции и снижение

еесебестоимости» 4. -

ВУставе профессиональных союзов записано: «Про­ фессиональные союзы осуществляют общественный конт­

роль (курсив наш.— Я. А.) и принимают меры, обеспе­

1См. «Известия» от 5 марта 1974 г.

2В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 203.

3

Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат,

1971,

стр. 78.

4

А. Н.

Ш е л е п и н . Отчетный доклад

ВЦСПС

XlV

съезду

профсоюзов

СССР. М., Профиздат, 1968, стр.

26.

 

 

П-803.-3

33


чивающие выполнение планов промышленного, жилищ­ ного и 'культурно-бытового 'строительства, улучшение ра­ боты столовых, магазинов, коммунально-бытовых пред­ приятий и городского транспорта» *.

Согласно Положению, фабрично-заводские профсоюз­ ные организации осуществляют контроль за выполне­ нием принятых решений и предложений рабочих и слу­ жащих, совместно с 'администрацией предприятий разрабатывают мероприятия по устранению недостатков в деятельности предприятий, отдельных цехов, отделов

идругих внутренних звеньев 1.2

Косуществлению этого важного дела профсоюзные

организации привлекают широкие 'слои трудящихся. Как справедливо отметил проф. Н. Вейцман, «всенарод­ ная сущность контроля с предельной ясностью выступает в требованиях морального кодекса строителя коммуниз­ ма. Один из первых нравственных принципов советского человека гласит: «Забота каждого о сохранении и умно­ жении общественного достояния». Этот, важнейший мо­ ральный наказ определяет одну из сторон поведения тру­ дящихся — участников создания материально-техниче­ ской базы коммунизма. Раз и навсегда надо покончить с сохранившейся еще кое у кого обывательской установ­ кой: «моя хата с краю». Советскому человеку до всего есть дело. Он вправе, более того, обязан действовать как контролер и в большом и в малом» 3.

Одной из действенных, оправдавших себя на прак­ тике форм привлечения рабочих и 'Служащих к проведе­ нию контроля являются производственные совещания. В постановлении пленума ВЦСПС от 23 января 1973 г. рекомендуется шире использовать 'Производственные со­ вещания в работе учреждений и организаций, указыва­ ется, что они должны глубже вникать в вопросы хозяй­ ственной деятельности министерств, ведомств и других учреждений.

Важную роль в улучшении экономической работы на предприятиях и в хозяйственных организациях играют

1 Устав профессиональных союзов СССР. М., Профиздат, 1962, стр. 9.

_ 2 См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. «Об утверждении Положения о правах фабрично-заводского местного комитета профессионального союза».

3 Журнал «Бухгалтерский учет», 1962, № 3.

34

бюро экономического анализа, организуемые на обще­ ственных началах. На крупных предприятиях может быть создано несколько таких групп или бюро, деятельность которых координирует и направляет общезаводское бюро или совет общественных бюро. Согласно Положе­ нию, эти бюро или группы находятся в ведении проф­ союзных организаций предприятий и отчитываются перед ними о результатах своей работы.

Общественное бюро экономического 'анализа созда­ ется из числа передовиков и новаторов производства, инженерно-технических работников и работников эконо­ мических служб. Как правило, работу указанных обще­ ственных организаций возглавляют работники эконо­ мических служб.

Основная задача бюро— повседневное наблюдение за хозяйственной деятельностью предприятия и система­ тическое ее изучение не только по данным плана, учета и отчетности, но и путем непосредственного наблюдения за состоянием хозяйственной деятельности и финансо­ вого положения предприятия.

Весьма эффективным средством осуществления госу­ дарственного и общественного контроля служат пе­ чать, радио и телевидение. Печать в СССР является мощным идеологическим орудием КПСС и Советского государства. Наряду с другими важнейшими вопросами политического и народнохозяйственного значения, газе­ ты, журналы, брошюры, книги широко используются в области проведения государственного контроля. Газеты «Правда» и «Известия» на специальных страницах «Листок народного контроля» периодически подвергают критике недостатки в различных отраслях народного хо­ зяйства, оружием слова бичуют бракоделов, лодырей, рвачей, всякого рода нарушителей дисциплины.

§ 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В СССР финансовый контроль осуществляется раз­ личными методами, выбор которых определяется зада­ чами, целями и состоянием контролируемых объектов отдельных отраслей народного хозяйства, а также ком­ петенцией отдельных контрольно-ревизионных органов.

Объектами ревизии являются бюджет в целом опре­ деленного органа государственной власти (республики,

3*

35