Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подобного рода опытах в Европе. И хотя Николай I в те­ чение первых двадцати лет своего царствования не давал разрешения на воздушные путешествия в пределах Рос­ сии, читающая публика была в курсе всех воздухоплава­ тельных новостей западных стран.

Вот одна из наиболее характерных заметок того вре­ мени, напечатанная в газете «Северная пчела» в 1839 г.:

«Кажется наш век изобрел все, что только можно было изобрести в эпоху высочайшего совершенства ме­ ханики и величайшего напряжения ума человеческого: пароходы разрезают волны всемирного океана, паровозы летают из одного конца мира в другой... Недоставало только крыльев, на которых житель земли мог уноситься в поднебесье и там плавать, ездить и летать также, как на суше и на морях земного шара. Одним только поэтам и влюбленным позволялось уноситься в седьмое небо! Ныне можно улетать в туманную даль без рифм и сопо­ ставления, без тяжких вздохов и бессонницы. — Некто Гарнерен строит в военной школе в Париже воздушный шар, в котором полетит куда и как ему угодно. Он изоб­ рел лодочку с четырьмя крыльями, как у мельницы. По­ средством механизма, устроенного внутри лодочки, он приводит крылья в движение и дает пару произвольное направление. Отпор воздуха, производимый каждым оборотом крыла, действует на воздушный шар и гонит его вперед... Гарнерен уже делал несколько опытов со своим снарядом и все они удались. Стало быть теперь шутка нашего русского водевилиста может осуществить­ ся, и Гарнерен может смело запеть:

«Вот теперь на удивленье, Сделал я изобретенье! Подорву, друзья любезные, Все дороги я железные!

22

На парах, при том без отдыху,

Яшары пущу но воздуху! Удивится, верно, публика, Для единой только шуточки

Впаролетах в три минуточки Бея круженья головы

Ядоставлю до Москвы!» 1

Кроме таких, водевильного характера заметок, «Се­ верная пчела» помещала серьезные статьи. Так, в 1840 г. она очень подробно разбирала вопрос о возможности перелета на воздушном шаре из Европы в Америку. В том же 1840 г. популярно рассказала историю возду­ хоплавания.

При всей реакционности своей политической плат­ формы «Северная пчела» (1825—1864 гг.) довольно здра­ во смотрела на вопросы воздухоплавания, давала много любопытной информации.

В большой статье «Новое зрелище, ожидающее на днях петербургских жителей»12 было рассказано о пред­ стоящем полете знаменитого русского воздухоплавателя А. Леде, в прошлом артиста балета. Этот полет и его трагический исход подробно описаны в газетах и журна­ лах чуть позже.

Двести тысяч зрителей шумно приветствовали Леде, хотя и «многие громко советовали отложить полет по причине порывистого ветра. Смелый и, может быть, упо­ енный минутой, он стремился ввысь, кланяясь, махая шляпою»3. Вскоре шар, наполненный водородом объ­ емом 610 кубических метра с подъемной силой «до 1000 футов тяжести» скрылся в облаках. Спустя два дня гон­

1 «Северная пчела». 1839, № 233, с. 929 2 «Северная пчела». 1847, № 124, с. 773

3 «Иллюстрация», 1847, № 34, с. 156—161, 164

23


дола Леде была найдена в Ладожском озере. Сам Леде исчез, видимо, погиб при роковых обстоятельствах. Это была первая жертва русского воздухоплавания.

Трагический случай с воздухоплавателем мог быть поводом для окончательного запрещения воздушных полетов в России. Но наступил 1848 год: Февральская ре­ волюция на Западе, возбужденное настроение в России. Опасались революционных волнений и в Петербурге, к тому же началась эпидемия холеры. Во что бы то ни ста­ ло умы следовало занять чем-то безобидным, пусть даже шарами. Власти покровительствовали развлечениям. В окрестностях Петербурга открываются новые увесели­ тельные сады — «Тиволи», «Конкордия», «Монь-репо». Гремят садовые оркестры, сверкают фейерверки... И не­

пременное

сопутствие всех

праздников — и «Ночей

Испании»,

и «Венецианского

карнавала» — полеты на

воздушных шарах. Имена гастролеров — Регенти, Берг, Жермини — не сходят с газетной полосы. Воздухоплава­ нию напялили шутовской колпак. «Северная пчела» соч­ ла необходимым высказаться:

«Мы душевно пожалели о всех этих предприятиях, исполняемых с одной спекулятивной целью, без всякой пользы для науки. Аэронавтика, обещавшая при своем открытии исполинские успехи для человечества, остано­ вилась в нашем спекулятивном веке на какой-то груст­ ной точке замерзания и неподвижности. Вместо того, чтобы служить к открытию важных точек в физике, она сделалась игрушкою, на которую праздные толпы ходят смотреть, как на водевиль...»1

Правда, немного спустя «Северная пчела» решила смягчить свой приговор. Мол, полеты эти остались без

1 «Северная пчела», 1848, с. 593.

24

влияния на развитие воздухоплавания. Однако, они «не совсем бесполезны, потому что... побуждают умы многих зрителей к объяснению себе причин и способов, достав­ ляющих человеку возможность подобного искусственно­ го летания и наводят мыслящих людей на изыскание средств подчинить это, находящееся еще в детском воз­ расте искусство науке и воле человека...»1.

Можно ли будет когда-либо употребить воздухопла­ вание как средство сообщения между разными точками земного шара? — вопрос, над разрешением которого, по мнению «Северной пчелы», должна работать человечес­ кая мысль.

Газета знакомит своих читателей с новостями возду­ хоплавания, дает справки о количестве воздушных путе­ шествий, совершенных с 1783 г. (так по подсчетам газе­ ты к 1852 г. поднималось 285 воздухоплавателей и из них 10 погибли), наконец, с оптимизмом обсуждает вопрос о возможности управления шарами.

Но вот заметка, появившаяся в «Северной пчеле» в 1854 г., в разгар Севастопольской кампании:

«Пишут из Парижа (кажется более нежели чем в со­ тый раз), что какой-то господин выдумал средство управлять воздушными шарами или аэростатами и что нынешний властитель Франции намерен применить эти воздушные шары к нынешней войне и бросать сверху зажигательные материалы!!!»12

Под наплывом патриотических чувств газета мигом отрешилась от своих прежних соображений о возможно­ сти управления шарами, она теперь утверждала обратное: «...во-первых, в воздушных пространствах бывают такие

1 «Северная пчела», 1848, с. 802.

2 «Северная пчела», 1854, с. 715.

25


течения воздуха, которым невозможно опереться, а вовторых, если бы и нашелся счастливец, который выду­ мал бы средство летать против течения воздуха, все же для произведения вреда, ему надлежало бы приблизить­ ся к земле, потому что в верхних слоях атмосферы не­ возможно дышать и в таком случае шары можно было бы сжечь ракетами!.. Все это сказки,— успокаивала читате­ лей «Северная пчела»,— которыми наполняются фран­ цузские и английские газеты, чтобы стращать нас, а мы вместо того, чтобы бояться, посмеиваемся над малоду­ шием наших врагов!.. В целом мире удивляются фран­ цузскому легкомыслию, а я удивляюсь терпению фран­ цузов. Как им не наскучит до сих пор этот маскарад!»1.

Управляемого шара тот французский господин в са­ мом деле не изобрел, но Севастополь в 1855 г. пал и Крымская война, показавшая, по выражению В. И. Ле­ нина, гнилость и бессилие крепостной России, окончилась невыгодным для России Парижским миром 1856 г. Кста­ ти, во время Крымской кампании была задумана бом­ бардировка английского флота с помощью воздушного шара. Однако, Николай I, вообще отрицательно отно­ сившийся к воздухоплаванию, не разрешил сбрасывать на корабли неприятеля взрывчатые вещества, называя предлагаемый прием «не рыцарским способом ведения войны»12.

Интерес к воздушным шарам заметно падал. Все труднее было заманить публику на очередной сеанс. Приходилось изощряться и в полете и при составлении объявлений. Пример тому публикация «От воздухопла­

1 «Северная пчела». 1854, с. 745. 2 «Летун». 1913, № 1, с. 13

26

вателя В. Берга» — друга погибшего Леде — в «СанктПетербургских ведомостях» 1860 г.:

«В воскресенье 15 марта из большого сада 1-го Ка­ детского корпуса будет совершено Большое Воздушное путешествие в огромном новом шаре под названием «С.-Петербург». В этом путешествии будут участвовать от 24 до 30 персон. Шар по величине своей первый в Ев­ ропе и это будет интересное и еще небывалое зрелище воздушного полета. Цена мест:

Стулья вокруг шара 2 рубля Места за стульями, сукном обитые 1 рубль 50 копеек Места скамеек 1 рубль За вход в сад 50 копеек»1.

И хотя, по свидетельству прессы, «масштабные» по­ леты производили впечатление, все понимали, что это застой. Показательна статья «Воздухоплавание», на­ печатанная в 1863 г. в одной из самых распространенных газет России — «Голос». Автор статьи — инженер, писа­ тель и журналист А. В. Эвальд утверждал, что увлече­ ние неуправляемыми воздушными шарами только отда­

ляет изобретение

настоящего летательного

аппарата.

Таким аппаратом,

по его мнению,

может быть только

самолет. А. Эвальд

тут же делал

попытку

изложить

основные принципы устройства самолета21.

Но аэростатами все чаше пользуются ученые. Изве­ стный деятель воздухоплавания М. А. Рыкачев на стра­ ницах «Санкт-Петербургских ведомостей» в мае 1868 г. описывает свой полет на аэростате воздухоплавателя Берга и приводит данные о сделанных в полете наблю­

1 «Санкт-Петербургские ведомости». 1860, № 100. с. 13 2 «Голос». 1863, 9 октября

27


дениях температуры и влажности воздуха на различных высотах1.

В Америке и Западной Европе в 1870-е годы много экспериментируют, еще больше шумят вокруг фантасти­ ческих проектов летательных аппаратов. Эхо рекламно­ го бума доходит порой и до русского читателя. Так, в марте 1873 г. в газете «Голос» писали, что американские воздухоплаватели не отказались еще от надежды разре­ шить вопрос об управлении аэростатами. Один из них — профессор Дональдсон предпринял попытку совершить воздушное путешествие из Америки в Ирландию на огромном аэростате.

Но дальше намерений, как правило, нс шло...

Неудовлетворенность неповоротливыми шарами за­ ставляла умы ученых все чаще обращаться к другой идее покорения воздушных пространств — идее создания управляемых аэростатов, а также аппаратов тяжелее воздуха. Над проектами управляемых аэростатов рабо­ тали изобретатели А. Снегирев, Н. Архангельский, Д. Черносвитов, К. Константинов, Н. Соковников и др. Проектов было много. Однако экономическая и техни­ ческая отсталость России была причиной тому, что инте­ ресные идеи изобретателей остались нереализованными. Что же касается тяжелых аппаратов, то многие авто­

1 Газеты н популярные журнальные издания, естественно, осве­ щали лишь общие проблемы и положения воздухоплавания. Вопросы теории, техники, научного и военного применения воздухоплавания обсуждались в 1860—1890 гг. в специальных журналах, таких как «Артиллерийский журнал», «Морской сборник», «Военный сборник», «Инженерный журнал», «Журнал Русского физико-химического об­ щества», «Записки Русского технического общества» и др. С научны­ ми статьями на страницах этих изданий выступали Д. 11. Менделеев, М. А. Рыкачев, Е. С. Федоров, Н. Е. Жуковский и другие видные дея­ тели воздухоплавания и авиации.

28

ритеты с мировыми именами утверждали, что полет на них вообще невозможен. И тем не менее одиночки-изоб­ ретатели пытались построить летательный аппарат. Ча­ ще всего они проектировали модели машин с машущими крыльями, чтобы создать подобие птицы, взмахи крыльев которой поддерживают ее в воздухе и движут вперед. Но из таких попыток ничего не получалось.

Пробовали создать модели и настоящие летательные аппараты с неподвижными крыльями. Однако не знали, иод каким углом к направлению движения нужно их устанавливать, как правильно выбрать соотношение между размерами крыльев, весом аппарата и мощностью двигателя. А какую форму придать винтам и где их рас­ положить? Как обеспечить устойчивость аппарата? Сот­ ни вопросов оставалось без ответа. А энтузиасты были. И в Англии, и во Франции, и в России в течение многих лет решали они загадку — как дать машине необходи­ мую подъемную силу.

Работал над этой проблемой и морской офицер Алек­ сандр Федорович Можайский. В 1877 г. в «Санкт-Петер­ бургских ведомостях» появилась заметка:

«С результатами исследования одного нашего спе­ циалиста, давно уже работающего над проектированием совершенно своеобразного летательного аппарата, мы имели случай на днях познакомиться. Мы говорим об аппарате, изобретенном нашим моряком г. Можайским...

В нашем присутствии опыт был произведен... над ма­ ленькою моделью, которая бегала и летала совершенно свободно и опускалась очень плавно; полет происходил и тогда, когда на модель клали кортик, что сравнительно представляет груз весьма значительного размера.

Изобретение г. Можайского было уже на испытании нескольких известных специалистов и заслужило их

29