Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

i'

Рис. 2-2. Щеткодержатель радиальный типа ДГ. Основные размеры.

1 — обойма; 2 — нажимной механизм.

6×Z×ft, мм

20×32×40

25×32×40

20×30×40

25×30×40

30×30×40

&д,

MM

2θ+0∙045

25+0,040

 

25+0,045

3θ+O,O5O

/д,

MM

32+0,050

32+0,050

3θ+O,O5O

3θ+θ>θ5θ

3θ+O,O5O

 

 

2q+0,045

34

L, мм

36

36

34

34

В, мм

60

62,5

58

60,5

63

в пределах 200—250 гс/см2.

Конструкция радиального

щеткодержателя приведена на рис. 2-2.

На коллекторах возбудителей в основном устанавли­ ваются электрощетки марок ЭГ-4, ЭГ-14, ЭГ-74. Харак­ теристики щеток приведены в гл. 4 и в табл. 3-1 и 3-2.

Глава третья

Электрофизические и механические процессы в скользящем контакте коллекторов

Критериями оценки работы щеточно-контактного ап­ парата системы возбуждения турбоагрегатов служат об­ щепринятые показатели статистической, вероятностной теории надежности, такие, как вероятность безотказной

работы, среднее время безотказной работы, частота от­ казов и интенсивность отказов.

Установление непосредственной зависимости показа­ телей надежности от свойств и параметров материалов

23

и элементов щеточно-контактного аппарата, от физико­ механических и электрических процессов, происходящих в скользящем контакте и изменяющих эти свойства и па­ раметры, а также от интенсивности эксплуатационных

воздействий с учетом физических моделей отказов поз­ воляет определить сущность показателей надежности й достигнуть эффективного решения задачи обеспечения надежности щеточно-контактного аппарата.

- Процессы, происходящие в коллекторах электриче­

ских машин, связанные с изменением тока в отдель­

ных секциях якорной обмотки при переключении их из одних параллельных ветвей в другие параллельные вет­ ви, называются коммутацией электрических машин.

Коммутация — чрезвычайно сложное явление, поэто­ му математическому описанию этого процесса, которое служит методом для расчета коммутационных парамет­ ров (щеточного перекрытия, намагничивающей силы до­ полнительного полюса и компенсационной обмотки, ширины зоны коммутации и т. д.), уделяется большое внимание.

Внастоящее время существует несколько теорий ком­

мутации,- учитывающей в уравненйях коммутационных процессов определенные свойства контакта.

Вобразовании электрической проводимости, как установлено работами ряда авторов, участвует несколь­ ко процессов:

1)проводимость через точки непосредственного кон­

такта;

2)проводимость через продукты износа щетки и КОЛ’

лектора;

3)процессы полупроводимости через изолирующие пленки;

4)автоэлектронная и термоэлектронная эмиссия че­

рез газовые пленки;

t 5) электрические разряды и дуги, возникающие при

тепловой и искровой ионизации; 6) перемещение материалов контакта через пленку на

коллекторе.

Столь сложные процессы, обеспечивающие проводи­ мость тока в скользящем контакте, не позволяет при уп­ рощенном представлении и описании электрических свойств щеток обеспечить требуемую коммутацию, осо­ бенно в условиях, когда работа скользящего контакта усложнилась благодаря повышению окружных скоростей

24


вращения коллекторов, возрастанию температуры ще­ точно-коллекторного узла и величины реактивных э. д. с.

Прежде чем приступить к рассмотрению левой части уравнения

 

 

г

.

 

.

т

 

 

(¿Я 0

~

(¿Я 4^ О , UI γ

у

-{^^ fК»

где ія — токT в

секции;

гщ

—сопротивление щеточного

контакта;

период

 

коммутации;

er —

реактивная

 

 

 

 

 

 

 

з. д. с.; ек — коммутирующая э. д. с., являющегося урав­

нением коммутации в общем виде, коротко изложим су­ ществующие методы расчета реактивной и коммутирую­

щей э. д. с. [Л. 2].

При расчете реактивной э. д. с. считается практиче­ ски достаточным определение ее среднего значения. При

этом в начале принимается, что при установке щеток на физической нейтрали изменение потока основных полю­ сов в пределах короткозамкнутой секции зависит иск­

лючительно от тока через секцию.

Следующее допущение заключается в том, что ско­ рость изменения тока в короткозамкнутой секции во вре­

мени от значения +ія до —ія постоянная θ~∙= coins)

и, следовательно, реактивная э. д. с. представляет собой индуктивность катушки, умноженную на скорость изме­

нения тока er = Lr∙^- или lr= Lr (рис. 3-1).

В дальнейшем для учета влияния взаимоиндукции секции с соседними секциями определяют эквивалентную удельную магнитную проводимость λ, приведенную к длине якоря.

Расчет реактивной э. д. с. er производят по формуле Пихельмайера (Л. 2]:

er==rwifllAυilλ,

где Wm—число витков в секции якоря; I—длина пакетов якоря; А—линейная нагрузка обмотки якоря; ѵя— ок­ ружная скорость якоря; λ определяется по данным Треттина:

Z =

0,6 ^≡-+⅛- —ʒθθ!----- —*∙;10

 

bπ ,ll zlZW,ll0β р /

 


Рис. 3-1. Процесе изменения тока в коммутирующей секции обмот­ ки якоря.

ʃɪn, ðn, /р — высота, ширина и длина паза; /Лб — длина лобовых частей обмотки якоря; 2α—число параллельных ветвей обмотки.

Более точно с учетом влияния материала бандажа

лобовых частей, конструктивных особенностей обмотки

используется формула Цорна:

er

= 0,4т ʌ'ɪ

w

[4w7π (Zπ + Zκ) + 2β,Zj,6] •

10-,

где Ьщ — щеточноеwn

перекрытие; 4u1 — число,

зависящее

от идеального щеточного перекрытия βi, числа проводни­

ков в пазу

и укорочения шага обмотки ɛ; λ∏, λκ, АЛб—

суммы коэффициентов магнитных проводимостей соот­ ветственно лаза, зубцов и лобовых частей.

Подставляя полученное значение реактивных э. д. с., определяют величину воздушного зазора, сравнивая его с предварительно принятым по опытно установленным зависимостям; путем последовательного приближения добиваются минимального расхождения между приня­ тым и расчетно установленным зазором.

Дальнейший расчет связан с определением коммути­ рующей э. д. с. ßk с тем, чтобы наведенная потоком доба­ вочного полюса в короткозамкнутых секциях ее величи­ на в каждый момент имела направление, противополож­ ное реактивной э. д. с., и была бы равна ей по величине.

Для этого устанавливается форма наконечника полюса,

26

проверяется насыщение магнитной цепи добавочных по­ люсов и т. д.

Таким образом видно, что математические вычисле­ ния значений реактивной э. д. с. и коммутирующей э. д .с.

сводятся в конечном счете к определению закона скоро­

сти изменения тока в коммутирующих секциях при уменьшении потока в индуктивном витке.

Практически расчет формы дополнительных полюсов, воздушного зазора под добавочными полюсами не обес­ печивает компенсацию само- и взаимоиндуктивных токов коммутируемой сетки, что приводит не к линейной ком­

мутации, а к криволинейной замедленной или уско-

рённой.

В этих случаях под‘взаимодействием разности er±eκ создается добавочный коммутационный ток, приводящий к различной плотности тока под набегающей и сбегаю­ щей частью щетки ® зависимости от характера коммута­

ции. Последнее обстоятельство приводит к тому, что под щеткой появляется искрение, вызванное большим запасом электромагнитной энергии в короткозамкнутых секциях

при их разрыве щетками.

Таким образом, основное допущение, принимаемое по классической теории коммутации гщ= const, приводит к тому, что после изготовления машины обычно произ­ водится настройка ее коммутации на заводских стендах в основном при помощи изменения зазора добавочных полюсов, изменения сопротивления магнитопровода, оп­ ределения оптимального щеточного перекрытия путем раздвижки щеток. Однако этими методами полностью

скомпенсировать er в большинстве случаев не удается, и поэтому большая роль в коммутации принадлежит свой­ ствам щеточного контакта. В связи с этим точное отра­ жение свойств щеточного контакта в уравнении комму­

тации имеет первостепенное значение.

При этом важно достаточно точно математически описать электрические свойства электрощеточного кон­ такта, т. е. зависимость типа

∆i∕=f(∕),

где ΔU— переходное падение напряжения в щеточном контакте; / — плотность тока в щетках.

C этой целью используют динамические или стати­ ческие вольт-амперные характеристики, снятые на модель­

ных стендах или на реальных электрических машинах.

27


Однако сложность введения вольт-амперных хараю теристик в уравнение коммутации путем аппроксимации с учетом наиболее важных факторов, таких, как темпе­

ратура, частота вращения, давление на щетку, количе­

ство установленных щеток на траверсе, атмосферные ус­ ловия, не позволяет учесть возможную нестабильность

контактного падения напряжения, связанного с поляр­ ными свойствами щеток, процессами трения и изнашива­

ния и т. д. По этой же причине практически трудно

учесть и возможные колебания длительности периода

Таблица ɜ-ɪ

Основные технические данные щеток типов ЭГ-4, ЭГ-14, ЭГ-74

Марка

Tвердость,

Удельное сопро­

Переходное падение

кгс/мм2

тивление,

напряжения на пару

ЭГ-4

Ом • мм/м2

при /=IO А/см2, B

6—7

8—10,6

1,5-1,6

ЭГ-14

15—18

’ 25—29

1,8-1,9

ЭГ-74

24—33

52—58

1,4-1,5

коммутации, которая может изменяться от расчетного более чем на 10%. Поэтому настройка коммутации тур-

бовозбудителей за счет свойств щеточного контакта

является хотя и сложной, однако в большинстве случаев

выполнимой задачей.

Прежде чем перейти к другим факторам, осложняю­ щим коммутацию (механическая нестабильность контак­

та, неэффективная система вентиляции и теплоотвода, неудовлетворительное конструктивное исполнение узла

и т. п.), представляется целесообразным ознакомиться со свойствами отечественных марок щеток при работе на коллекторах из меди Ml и результатами таких экспери­

ментов, выполненных для определения влияния коллек­ торной пленки на характер коммутации.

Значительное воздействие коллекторной пленки (по­ литуры) на работу скользящего контакта является в на­ стоящее время общепризнанным. Для испытаний были выбраны щетки электрографитовой группы марок ЭГ-4, ЭГ-14 и ЭГ-74, которые применяются на турбовозбудите­ лях. Основные технические характеристики испытанных электрощеток приведены в табл. 3-1.

Испытания щеток перечисленных марок проводились на работающей в длительном номинальном режиме

28


электрической машине постоянного тока со следующими параметрами:

Мощность, кВт.........................................................................

9

Напряжение, В ........................................................................

320

Номинальный ток, А.............................................................

29

Окружная скорость коллектора, м/с ....

35

Количество щеток на машине, шт.....................

8

Размер щеток, мм..............................................................

10×12,5×25

Эксперименты проводились в следующей последова­

тельности. Сначала на коллектор устанавливались щетки

Рис. 3-2. Зоны безыскровой работы электрических машин при исполь­

зовании щеток различных марок.

а — щетки

марки ЭГ-4;

б — щетки

марки ЭГ-14;

в — щетки

Марки ЭГ-74;

^подп “ дополнительный

τoκ Добавочных

полюсов,

направленный согласно

току якоря;

Ioτπ — дополнительный

ток

добавочных

полюсов,

направленный

встречно току якоря; Iя — ток якоря;----------- на

коллекторе

с политурой;

—----------на

коллекторе,

лишенном политуры.

 

 

 

до получения 100% зеркала, и затем в течение 25 ч ра­ ботала в номинальном режиме для наведения коллек­ торной пленки. Через 25 ч снимались зоны безыскровой

работы. После

этого машина останавливалась, щетки

вынимались из

гнезд щеткодержателей

и с коллектора

с помощью специально изготовленной

колодки счища­

лась образовавшаяся политура. Эта операция занимала 5—7 мин, и коллектор практически не успевал остыть. Щетки снова устанавливались в гнезда щеткодержате­ лей, и снимались зоны безыскровой работы на коллекто­ ре, лишенном политуры. Аналогичная операция повторя­ лась для щеток каждой марки.

Зоны безыскровой работы машины со щетками марок ЭГ-4, ЭГ-14 и ЭГ-74 при наличии политуры на коллекто­ ре и без нее приведены на рис. 3-2. Количественная

29