Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
i'
Рис. 2-2. Щеткодержатель радиальный типа ДГ. Основные размеры.
1 — обойма; 2 — нажимной механизм.
6×Z×ft, мм |
20×32×40 |
25×32×40 |
20×30×40 |
25×30×40 |
30×30×40 |
|
&д, |
MM |
2θ+0∙045 |
25+0,040 |
|
25+0,045 |
3θ+O,O5O |
/д, |
MM |
32+0,050 |
32+0,050 |
3θ+O,O5O |
3θ+θ>θ5θ |
3θ+O,O5O |
|
|
2q+0,045 |
34 |
|||
L, мм |
36 |
36 |
34 |
34 |
||
В, мм |
60 |
62,5 |
58 |
60,5 |
63 |
|
в пределах 200—250 гс/см2. |
Конструкция радиального |
щеткодержателя приведена на рис. 2-2.
На коллекторах возбудителей в основном устанавли ваются электрощетки марок ЭГ-4, ЭГ-14, ЭГ-74. Харак теристики щеток приведены в гл. 4 и в табл. 3-1 и 3-2.
Глава третья
Электрофизические и механические процессы в скользящем контакте коллекторов
Критериями оценки работы щеточно-контактного ап парата системы возбуждения турбоагрегатов служат об щепринятые показатели статистической, вероятностной теории надежности, такие, как вероятность безотказной
работы, среднее время безотказной работы, частота от казов и интенсивность отказов.
Установление непосредственной зависимости показа телей надежности от свойств и параметров материалов
23
и элементов щеточно-контактного аппарата, от физико механических и электрических процессов, происходящих в скользящем контакте и изменяющих эти свойства и па раметры, а также от интенсивности эксплуатационных
воздействий с учетом физических моделей отказов поз воляет определить сущность показателей надежности й достигнуть эффективного решения задачи обеспечения надежности щеточно-контактного аппарата.
- Процессы, происходящие в коллекторах электриче
ских машин, связанные с изменением тока в отдель
ных секциях якорной обмотки при переключении их из одних параллельных ветвей в другие параллельные вет ви, называются коммутацией электрических машин.
Коммутация — чрезвычайно сложное явление, поэто му математическому описанию этого процесса, которое служит методом для расчета коммутационных парамет ров (щеточного перекрытия, намагничивающей силы до полнительного полюса и компенсационной обмотки, ширины зоны коммутации и т. д.), уделяется большое внимание.
Внастоящее время существует несколько теорий ком
мутации,- учитывающей в уравненйях коммутационных процессов определенные свойства контакта.
Вобразовании электрической проводимости, как установлено работами ряда авторов, участвует несколь ко процессов:
1)проводимость через точки непосредственного кон
такта;
2)проводимость через продукты износа щетки и КОЛ’
лектора;
3)процессы полупроводимости через изолирующие пленки;
4)автоэлектронная и термоэлектронная эмиссия че
рез газовые пленки;
t 5) электрические разряды и дуги, возникающие при
тепловой и искровой ионизации; 6) перемещение материалов контакта через пленку на
коллекторе.
Столь сложные процессы, обеспечивающие проводи мость тока в скользящем контакте, не позволяет при уп рощенном представлении и описании электрических свойств щеток обеспечить требуемую коммутацию, осо бенно в условиях, когда работа скользящего контакта усложнилась благодаря повышению окружных скоростей
24
вращения коллекторов, возрастанию температуры ще точно-коллекторного узла и величины реактивных э. д. с.
Прежде чем приступить к рассмотрению левой части уравнения
|
|
г |
. |
|
. |
т |
|
|
(¿Я 0 |
~ |
(¿Я 4^ О , UI γ |
у |
-{^^ fК» |
||||
где ія — токT в |
секции; |
гщ |
—сопротивление щеточного |
|||||
контакта; |
— |
период |
|
коммутации; |
er — |
реактивная |
||
|
|
|
|
|
|
|
з. д. с.; ек — коммутирующая э. д. с., являющегося урав
нением коммутации в общем виде, коротко изложим су ществующие методы расчета реактивной и коммутирую
щей э. д. с. [Л. 2].
При расчете реактивной э. д. с. считается практиче ски достаточным определение ее среднего значения. При
этом в начале принимается, что при установке щеток на физической нейтрали изменение потока основных полю сов в пределах короткозамкнутой секции зависит иск
лючительно от тока через секцию.
Следующее допущение заключается в том, что ско рость изменения тока в короткозамкнутой секции во вре
мени от значения +ія до —ія постоянная θ~∙= coins)
и, следовательно, реактивная э. д. с. представляет собой индуктивность катушки, умноженную на скорость изме
нения тока er = Lr∙^- или lr= Lr (рис. 3-1).
В дальнейшем для учета влияния взаимоиндукции секции с соседними секциями определяют эквивалентную удельную магнитную проводимость λ, приведенную к длине якоря.
Расчет реактивной э. д. с. er производят по формуле Пихельмайера (Л. 2]:
er==rwifllAυilλ,
где Wm—число витков в секции якоря; I—длина пакетов якоря; А—линейная нагрузка обмотки якоря; ѵя— ок ружная скорость якоря; λ определяется по данным Треттина:
Z = |
0,6 ^≡-+⅛- —ʒθθ!----- —*∙;10 |
2ó |
|
bπ ,ll zlZW,ll0β р / |
|
Рис. 3-1. Процесе изменения тока в коммутирующей секции обмот ки якоря.
ʃɪn, ðn, /р — высота, ширина и длина паза; /Лб — длина лобовых частей обмотки якоря; 2α—число параллельных ветвей обмотки.
Более точно с учетом влияния материала бандажа
лобовых частей, конструктивных особенностей обмотки
используется формула Цорна:
er |
= 0,4т ʌ'ɪ |
w |
[4w7π (Zπ + Zκ) + 2β,Zj,6] • |
10-, |
|
где Ьщ — щеточноеwn |
перекрытие; 4u1 — число, |
зависящее |
|||
от идеального щеточного перекрытия βi, числа проводни |
|||||
ков в пазу |
и укорочения шага обмотки ɛ; λ∏, λκ, АЛб— |
суммы коэффициентов магнитных проводимостей соот ветственно лаза, зубцов и лобовых частей.
Подставляя полученное значение реактивных э. д. с., определяют величину воздушного зазора, сравнивая его с предварительно принятым по опытно установленным зависимостям; путем последовательного приближения добиваются минимального расхождения между приня тым и расчетно установленным зазором.
Дальнейший расчет связан с определением коммути рующей э. д. с. ßk с тем, чтобы наведенная потоком доба вочного полюса в короткозамкнутых секциях ее величи на в каждый момент имела направление, противополож ное реактивной э. д. с., и была бы равна ей по величине.
Для этого устанавливается форма наконечника полюса,
26
проверяется насыщение магнитной цепи добавочных по люсов и т. д.
Таким образом видно, что математические вычисле ния значений реактивной э. д. с. и коммутирующей э. д .с.
сводятся в конечном счете к определению закона скоро
сти изменения тока в коммутирующих секциях при уменьшении потока в индуктивном витке.
Практически расчет формы дополнительных полюсов, воздушного зазора под добавочными полюсами не обес печивает компенсацию само- и взаимоиндуктивных токов коммутируемой сетки, что приводит не к линейной ком
мутации, а к криволинейной замедленной или уско-
рённой.
В этих случаях под‘взаимодействием разности er±eκ создается добавочный коммутационный ток, приводящий к различной плотности тока под набегающей и сбегаю щей частью щетки ® зависимости от характера коммута
ции. Последнее обстоятельство приводит к тому, что под щеткой появляется искрение, вызванное большим запасом электромагнитной энергии в короткозамкнутых секциях
при их разрыве щетками.
Таким образом, основное допущение, принимаемое по классической теории коммутации гщ= const, приводит к тому, что после изготовления машины обычно произ водится настройка ее коммутации на заводских стендах в основном при помощи изменения зазора добавочных полюсов, изменения сопротивления магнитопровода, оп ределения оптимального щеточного перекрытия путем раздвижки щеток. Однако этими методами полностью
скомпенсировать er в большинстве случаев не удается, и поэтому большая роль в коммутации принадлежит свой ствам щеточного контакта. В связи с этим точное отра жение свойств щеточного контакта в уравнении комму
тации имеет первостепенное значение.
При этом важно достаточно точно математически описать электрические свойства электрощеточного кон такта, т. е. зависимость типа
∆i∕=f(∕),
где ΔU— переходное падение напряжения в щеточном контакте; / — плотность тока в щетках.
C этой целью используют динамические или стати ческие вольт-амперные характеристики, снятые на модель
ных стендах или на реальных электрических машинах.
27
Однако сложность введения вольт-амперных хараю теристик в уравнение коммутации путем аппроксимации с учетом наиболее важных факторов, таких, как темпе
ратура, частота вращения, давление на щетку, количе
ство установленных щеток на траверсе, атмосферные ус ловия, не позволяет учесть возможную нестабильность
контактного падения напряжения, связанного с поляр ными свойствами щеток, процессами трения и изнашива
ния и т. д. По этой же причине практически трудно
учесть и возможные колебания длительности периода
Таблица ɜ-ɪ
Основные технические данные щеток типов ЭГ-4, ЭГ-14, ЭГ-74
Марка |
Tвердость, |
Удельное сопро |
Переходное падение |
кгс/мм2 |
тивление, |
напряжения на пару |
|
ЭГ-4 |
Ом • мм/м2 |
при /=IO А/см2, B |
|
6—7 |
8—10,6 |
1,5-1,6 |
|
ЭГ-14 |
15—18 |
’ 25—29 |
1,8-1,9 |
ЭГ-74 |
24—33 |
52—58 |
1,4-1,5 |
коммутации, которая может изменяться от расчетного более чем на 10%. Поэтому настройка коммутации тур-
бовозбудителей за счет свойств щеточного контакта
является хотя и сложной, однако в большинстве случаев
выполнимой задачей.
Прежде чем перейти к другим факторам, осложняю щим коммутацию (механическая нестабильность контак
та, неэффективная система вентиляции и теплоотвода, неудовлетворительное конструктивное исполнение узла
и т. п.), представляется целесообразным ознакомиться со свойствами отечественных марок щеток при работе на коллекторах из меди Ml и результатами таких экспери
ментов, выполненных для определения влияния коллек торной пленки на характер коммутации.
Значительное воздействие коллекторной пленки (по литуры) на работу скользящего контакта является в на стоящее время общепризнанным. Для испытаний были выбраны щетки электрографитовой группы марок ЭГ-4, ЭГ-14 и ЭГ-74, которые применяются на турбовозбудите лях. Основные технические характеристики испытанных электрощеток приведены в табл. 3-1.
Испытания щеток перечисленных марок проводились на работающей в длительном номинальном режиме
28
электрической машине постоянного тока со следующими параметрами:
Мощность, кВт......................................................................... |
9 |
Напряжение, В ........................................................................ |
320 |
Номинальный ток, А............................................................. |
29 |
Окружная скорость коллектора, м/с .... |
35 |
Количество щеток на машине, шт..................... |
8 |
Размер щеток, мм.............................................................. |
10×12,5×25 |
Эксперименты проводились в следующей последова
тельности. Сначала на коллектор устанавливались щетки
Рис. 3-2. Зоны безыскровой работы электрических машин при исполь
зовании щеток различных марок.
а — щетки |
марки ЭГ-4; |
б — щетки |
марки ЭГ-14; |
в — щетки |
Марки ЭГ-74; |
||
^подп “ дополнительный |
τoκ Добавочных |
полюсов, |
направленный согласно |
||||
току якоря; |
Ioτπ — дополнительный |
ток |
добавочных |
полюсов, |
направленный |
||
встречно току якоря; Iя — ток якоря;----------- на |
коллекторе |
с политурой; |
|||||
—----------на |
коллекторе, |
лишенном политуры. |
|
|
|
до получения 100% зеркала, и затем в течение 25 ч ра ботала в номинальном режиме для наведения коллек торной пленки. Через 25 ч снимались зоны безыскровой
работы. После |
этого машина останавливалась, щетки |
|
вынимались из |
гнезд щеткодержателей |
и с коллектора |
с помощью специально изготовленной |
колодки счища |
лась образовавшаяся политура. Эта операция занимала 5—7 мин, и коллектор практически не успевал остыть. Щетки снова устанавливались в гнезда щеткодержате лей, и снимались зоны безыскровой работы на коллекто ре, лишенном политуры. Аналогичная операция повторя лась для щеток каждой марки.
Зоны безыскровой работы машины со щетками марок ЭГ-4, ЭГ-14 и ЭГ-74 при наличии политуры на коллекто ре и без нее приведены на рис. 3-2. Количественная
29