Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
нйя более высоких щеток, чем в других конструкциях
щеткодержателей.
Эти щеткодержатели сравнительно легко доступны для обслуживания, поэтому в. процессе работы по мере износа щетки имеется возможность подрегулировки на жимного усилия путем перемещения планки с пружиной
вдоль зубчатой рейки. Однако щеткодержатели такой конструкции обладают одним существенным недостат-
Таблица 1-3
Щеткодержатели радиального типа отечественных турбогенераторов
Размер оэоймы |
Применение к турбогенера |
под щетку, мм |
торам |
22×30 |
ТВ-50-2 |
|
ТВ-60-2 |
25×32 |
ТВ2-100-2 |
ТВФ-60-2 |
|
|
ТВФ-63-2 |
|
ТВФ-100-2 |
22×30 |
ТВФ-120-2 |
ТВ2-150-2 1ɪ |
|
|
TBB-165-2 |
' 22×30 |
ТВВ-200-2 |
ТГВ-200 |
|
20×32 |
ТГВ-300 |
ТВВ-320-2 |
|
|
ТВВ-500-2 |
25×32 |
ТВВ-800-2 |
ТВМ-300 |
Материал оэоймы (корпуса)
Сплав алюминиевый
Алюминий литейный АЛ-2 ГОСТ 2685-63
Латунь кремнистая
ЛК-80-ЗЛ ГОСТ 1019-47
ком: по мере, износа щетки нажимное усилие цилиндри ческой пружины сжатия значительно уменьшается.
В табл. 1-3 приведены основные данные щеткодержа телей, применяемых в отечественных турбогенераторах.
На турбогенераторах некоторых иностранных фирм нашли применение щеткодержатели кассетного типа,
позволяющие снимать и устанавливать несколько щеток одновременно.
Щетки, предназначенные для работы на контактных кольцах турбогенераторов, в части марок и технических требований должны соответствовать ГОСТ 2332-63 и ГОСТ 12232-71 в части размеров и конструкции. В насто ящее время наиболее распространенными для турбогене
раторов являются щетки с размерами: 32 X 20 X 65, 32×
×25×65, 20 X 22 X 60.
18
Для турбогенераторов мощностью до 150 МВт широ кое распространение получили щетки серийной марки ЭГ-4, которые обеспечивают нормальную работу узла. Однако с увеличением мощности турбогенераторов, ха рактеризуемых резким увеличением токовой нагрузки ще ток, линейной окружной скорости и вибрации колец, воз никла необходимость в создании новых марок щеток
(табл. 1-4) с более рациональным композиционным со
Марки щеток для турбогенераторов |
та б л и ц а |
1-4 |
||
Марка щеток |
Обозначение |
Состав |
Пропитка |
|
марки |
|
|||
Электрографитирован- |
ЭГ-2АФ |
Кокс — графит |
Фторопласт 4Д |
|
ная |
ЭГ-4 |
Графит — сажа |
Нет |
' |
Графитная |
611А |
Графит |
Нет |
|
Металлографитная |
61IOM |
Графит —медь |
Нет |
|
Окружная скорость контактных колец |
u≥90 м/с |
Температура перегрева колец...................... |
θ≤130βC |
Номинальная плотность тока в щетках |
/=15 А/см2 |
Вибрация колец при частоте 50 и 100 Гц |
2 Λ≤300 мкм |
ставом и лучшими физико-механическими характеристи
ками., обеспечивающими надежную работу узла токосъе ма при следующих режимах его работы:
Теоретические и экспериментальные исследования позволили создать новые марки щеток, удовлетворяю щие данным требованиям, и показали хорошие эксплуа
тационные качества при применении их на крупных турбо генераторах. Обеспечение нормального токосъема было получено за счет применения полярных щеток марки ЭГ2АФ, пропитанных суспензией фторопласта для колец
отрицательной полярности и 61IOM с применением обеззоленного графита с добавлением медного порошка для колец положительной полярности.
Применение щеток указанных марок обусловлено резким проявлением полярных свойств щеток при боль-
щих окружных скоростях и повышенной плотности тока.
Несколько позднее была разработана униполярная мар ка щеток 61IA (для колец обеих полярностей), обладаю щая повышенной плотностью. Новые щетки обладают более высокой износоустойчивостью, вибростойкостью и
2* |
19 |
механической прочностью по сравнению со щетками
ЭГ-4.
В настоящее время нашли широкое применение кон струкции щеток с резиновыми амортизационными -про кладками, особенно на турбогенераторах с повышенной
вибрацией контактных колец. Применение таких щеток показало их достаточную эффективность в части умень
шения влияния вибрации на работу щеточного узла. Установка амортизационной прокладки способствует уменьшению сколов и разрушений щеток, повреждений арматуры щеткодержателей, а также несколько снижает износ щеток. Помимо этого, улучшению качества и на дежности щеток способствовало также применение за делки канатиков в щетку методом конопатки вместо раз
вальцовки в теле щетки.
Глава вторая
Устройство щеточно-коллекторного узла электромашинных возбудителей
Электромашинные возбудители турбогенераторов от носятся к крупным (мощностью свыше 100 кВт) и быст
роходным (угловая скорость 3 000 об/мин) машинам по стоянного тока. Возбудители серии ВТ завода «Электро сила» по способу защиты от влияния внешней среды являются закрытыми электрическими машинами с замк нутой системой вентиляции. Основные характеристики возбудителей приведены в табл. 2-1. Охлаждение обмо-
Таблица 2-1
Электромеханические параметры электромашинных возбудителей
Мощность возбудителя, кВт |
Напряжение якоря, В |
Ток якоря, А |
Реактивная, ¡£ э. д. с., В |
Диаметр кол лектора, мм |
Длина рабо чей части кол лектора, мм |
Частота вра щения якоря, об/мин 4 |
■пластинКоличествокол- |
лектора, шт. |
I Количество |
бракетоз и щеток, шт. |
Размеры щеток, мм
|
130 |
250 |
520 |
2,6 |
250 |
2×140 |
3 000 |
92 |
4×6 |
20×30 |
- |
|
25×30 |
||||||||||
|
170 |
230 |
740 |
4,8 |
300 |
2×160 |
3 000 |
124 |
4×8 |
25×30 |
|
|
360 |
450 |
800 |
6 |
300 |
2×160 |
3 000 |
124 |
4×8 |
*(2×15)×30 |
|
1 |
470 |
280 |
1 680 |
8 |
375 |
2×200 |
3 000 |
150 |
6×7 |
|
|
380 |
300 |
4 600 |
7,8 |
800 |
445 |
750 |
495 |
1O×11 |
(2×12,5)×32 |
• Щетки разрезной конструкции.
20
ток и щеточно-коллекторного аппарата осуществляется двухкамерным центробежным вентилятором, воздух от
которого через улитки отводится в камеры фундамент ной плиты, где проходит фильтры очистки и трубчатый
воздухоохладитель. При двухкамерном вентиляторе очи-
Рис. 2-1. Продольный разрез возбудителя турбогенератора типа ВТ.
1 — магнитная система; 2 — якорь; 3 — коллектор; 4 — вентилятор; 5 — диффу зор; 6 — газоохладитель; 7 — траверса с бракетами щеткодержателей; 8 — кол лекторные нажимные кольца; 9 — подшипник.
щенный и охлажденный воздух разделяется на два пото ка, один из которых проходит аксиальные и радиальные каналы сердечника якоря, воздушный зазор и межпо люсное пространство, охлаждает тем самым сердечники
якоря и полюсов и их обмотки, другой поток омывает коллектор и щеточный аппарат (рис. 2-1).
Разделение потоков облегчает работу щеточно-коллек
торного узла, особенно в режимах перегрузки, в которых возможна диструкция изоляции, и одновременно способ ствует длительному сохранению изолирующих СВОЙСТВ II механической прочности изоляции. По нагревостойкости изоляция турбовозбудителей относится к классу В. Наи
большая температура перегрева коллектора не превыша ет 80 °С.
21
Коллектор быстроходных машин представляет собой конструкцию втулочного типа клинообразного сечения. Пластины, механические свойства которых приведены в табл. 2-2, собраны на втулке и удерживаются по на ружному радиусу тремя бандажными кольцами, а в осе
вом направлении специальной |
гайкой с |
изоляционной |
|
шайбой. |
меди, применяемой при |
изготовленииТаблица 2-2 |
|
Свойства |
|||
|
|
|
коллекторов |
|
Наименование |
Медь коллек |
Медь кадмиевая |
|
торная M-I |
||
Твердость по Бринеллю //Б, кгс/мм2 |
75 |
95—115 |
|
Относительное удлинение, % . . . |
6 |
1,6 |
|
Теплопроводность, кал/(см-°С) . . |
0,9 |
0,82 |
|
Удельное |
электросопротивление, |
0,0179 |
0,021 |
Om∙mm2∕m...................................................................... |
На поверхности коллектора около бандажных колец выполнены канавки для выхода фрезы при продорожива-
нии коллектора. Ширина канавок от 5 до 10 мм. Соеди нение пластин с проводниками якоря осуществляется
ленточными петушками.
Для коллекторов возбудителей допустимая величина эксцентрицитета составляет 0,035 мм, допустимая вели чина выступания отдельной пластины — 0,006 мм, пре дельный износ коллектора— 16 мм при диаметре от 100
до 250 мм и 20 мм при диаметре свыше 250 мм. Предель ное значение амплитуды вибрации 50 мкм.
Над коллектором установлена траверса, способная перемещатся в тангенциальном направлении для уста новки нейтрали в обе стороны. К траверсе прикрепля ются щеточные бракеты в виде стальных полос, изолиро ванные от траверсы и шунтируемые медными шинами.
Щеткодержатели изолируются от бракетов, а концы токоведущих проводов щеток присоединяются к медным
шинам бракетов. Ток якоря от двух кольцевых шин ми нусовых и полюсовых бракетов отводится к контактным кольцам по гибким проводам. Для мощных возбудителей желательно применять щеткодержатели реактивного ти па, у которых продольная ось щетки составляет острый угол с вектором окружной скорости коллектора в точке касания. Удельное давление на щетки должно быть
22