Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
е) проверка плотности всех резьбовых и фланцевых соеди
нений; ж) разборка и проверка состояния предохранительного
сбросного клапана.
Проверка и ремонт КИП производятся по специальному графику в сроки, предусмотренные в зависимости от их типа инструкциями Комитета стандартов Совета Министров СССР.
При выполнении ревизии и ремонта оборудования ГРП (ГРУ) газ к агрегатам подается по обводной линии. При этом ГРП или ГРУ должен обслуживать дежурный персонал, обес печивающий вручную поддержание заданного давления газа после регуляторной установки.
ВНУТРИЦЕХОВЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ
Основной задачей при эксплуатации внутрицеховых газопро водов является наблюдение за их плотностью и своевременное устранение утечек газа. Внутрицеховые газопроводы и установ ленная на них арматура должны подвергаться профилактиче ским осмотрам и планово-предупредительному ремонту.
Профилактические осмотры состоят из наружного осмотра газопровода и проверки плотности соединений с помощью мыль ной эмульсии. Наружный осмотр внутрицеховых газопроводов производится ежедневно дежурным персоналом дневной смены. При этом проверяется отсутствие запаха в местах прохождения трассы газопровода, легкость перемещения задвижек и состоя ние приводов для их дистанционного закрытия, а также осмат риваются опоры газопровода. Проверка плотности соединений газопровода и арматуры с помощью мыльной эмульсии произ водится не реже одного раза в месяц, а также при подозрении на появление утечек газа. После проверки и ликвидации выяв ленных дефектов производится лабораторный анализ воздушной среды не менее чем в 3 точках помещения цеха. Одновременно следует проверять плотность закрытия задвижек по изменению давления газа на участке газопровода между двумя задвиж ками: первой и второй по ходу газа. Для этого в газопроводе за второй по ходу газа задвижкой создается давление, равное ат мосферному, затем обе задвижки плотно закрываются. Падение давления по манометру указывает на неплотность второй за движки, повышение давления — на неплотность первой за движки, постоянство давления — на плотность обеих задвижек (естественно, если неплотность их закрытия такова, что расходы строго одинаковы, то описанный способ не позволит ее выявить, однако это маловероятно).
Планово-предупредительный ремонт внутрицеховых газо проводов и установленной на них арматуры следует про водить один раз в год. При планово-предупредительном ремонте проверяется плотность всех соединений газопровода,
27
с заменой дефектных прокладок и уплотнением резьбовых соединений, выполняется полная проверка опор и их ре монт, разбирается вся установленная арматура, производится ее очистка, притирка и перенабивка сальников. Производится также ревизия регулирующих заслонок и отсекающих клапанов системы автоматического регулирования и диафрагм для изме рения расхода газа.
Участки газопровода, на которых проводится планово-преду предительный ремонт, должны быть предварительно продуты воздухом или лучше инертным газом и отглушены металличе ской заглушкой от действующих газопроводов. Планово-преду предительный ремонт газопроводов в пределах котлоагрегата следует производить одновременно с ремонтом газогорелочных устройств и всего агрегата.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
Надежная и безопасная эксплуатация систем газоснабжения в значительной мере зависит от наличия и правильного ведения необходимой технической документации. На рабочих местах для обслуживающего персонала должны быть вывешены инструкции по обслуживанию системы газоснабжения. Инструкции утверж даются руководителем предприятия и составляются с учетом требований «Правил безопасности в газовом хозяйстве». Кроме инструкций на рабочих местах вывешиваются схемы соответст вующих участков системы газоснабжения, предупредительные надписи и плакаты.
По системе газоснабжения должны иметься следующие ин струкции и схемы: инструкция по эксплуатации внутризаводских газопроводов и их схема, схема оборудования ГРП (ГРУ) и инструкция по их эксплуатации, схема и инструкция по эксплуа тации внутрицеховых газопроводов. На каждый принятый в экс плуатацию газопровод (внутризаводские и внутрицеховые газо проводы), ГРП или ГРУ должен быть составлен паспорт. На предприятии должны иметься проектные материалы и исполни тельные чертежи на всю систему газоснабжения с указанием всех сооружений и агрегатов, а также комплект приемо-сдаточ ной документации на все газопроводы, газовое оборудование и котлоагрегаты.
При эксплуатации внутризаводских подземных газопроводов должна иметься следующая техническая документация.
1.План расположения газопровода со всеми имеющимися на нем устройствами. План должен иметь привязки ко всем ориентирам.
2.Профиль газопровода с эскизами отдельных узлов и имеющихся на нем устройств.
3.Схема сварных стыков газопровода.
28
4. Паспорт газопровода. В паспорте газопровода должны быть отражены все его основные данные, данные об установ ленной арматуре и производимых на нем работах (плановых и аварийных).
На каждый ГРП и каждую ГРУ должен быть составлен паспорт, в котором указываются основные характеристики обо рудования, КИП и помещения.
На каждый внутрицеховой газопровод должен быть состав лен паспорт.
По всем работам, выполняемым в порядке профилактиче ского обслуживания системы газоснабжения предприятия, дол жны вестись специальные журналы, предназначенные для реги страции:
а) результатов обхода трассы газопроводов, проверки ко лодцев и подземных сооружений, откачки конденсата;
б) результатов ежедневных осмотров оборудования ГРП или ГРУ;
в) результатов измерения разности потенциалов на газопро водах;
г) регистрации нарядов на газоопасные работы; д) ремонтных работ;
е) инструктажа персонала по технике безопасности; ж) результатов посещения контролирующих организаций.
Систематическое заполнение журналов дисциплинирует пер сонал и позволяет выявить наиболее слабые места в системе газоснабжения.
ГЛАВА 111
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОТЛОАГРЕГАТОВ
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЛОАГРЕГАТОВ НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ
Эксплуатация котлоагрегатов при сжигании газового топ лива имеет целый ряд особенностей, связанных со свойствами газа. К основным особенностям относятся:
а) возможность работы котлоагрегата с повышенной паропроизводительностью без особых усилий со стороны обслужи вающего персонала;
б) возможность быстрой растопки и остановки котлоагре гата, а также изменения его паропроизводительности;
в) уменьшение избытка воздуха в топочной камере; г) снижение расхода электроэнергии на привод тяговых
устройств, а иногда и на дутье; д) заметное повышение к. п. д. котлоагрегатов по сравнению
со слоевым сжиганием твердого топлива; е) изменение температурного режима и условий передачи
тепла экранным поверхностям нагрева в топочной камере; ж) изменение температур продуктов горения по газовому
тракту котлоагрегата; з) необходимость внимательного наблюдения за устойчи
востью работы газогорелочных устройств; и) при неустойчивом газоснабжении наличие дополнитель
ного оборудования для сжигания резервного топлива (жидкого или твердого);
к) необходимость профилактического осмотра и ремонта си стемы газоснабжения и систематического наблюдения за ее плотностью;
л) возможность отложения сажи на конвективных поверхно стях нагрева при отсутствии химического недожога за котлом; м) возможность конденсации водяных паров из уходящих
газов и осаждения влаги в боровах и дымовой трубе; н) необходимость докотловой обработки питательной воды и
особо тщательного надзора за чистотой внутренних поверхно стей нагрева.
Наиболее заметные изменения в работе наблюдаются у кот лоагрегатов, в которых до перевода на газ применялся слоевой
30
способ сжигания твердого топлива и степень экранирования топочной камеры была незначительной.
По данным испытаний, выполненных различными организа циями, коэффициент избытка воздуха за котлом для котлоагре гатов типа ДКВ и ДКВР, оборудованных топками ПМЗ кон струкции ЦК.ТИ, при сжигании печорского угля составлял 1,8— 2,0, а при сжигании рядовых антрацитов доходил до 2,5—2,7. Те же агрегаты после перевода на газ работают с коэффициен том избытка воздуха за котлом 1,2—1,4.
Опыт перевода на газовое топливо промышленных котель ных агрегатов показал, что температура уходящих газов за кот лом снижается на 40—50° С. Снижение температуры продуктов горения за котлом и их количества не может не влиять на ра боту хвостовых поверхностей нагрева: водяного экономайзера и воздухоподогревателя.
Уменьшение температуры газов, покидающих установку, до величины, при которой возможна конденсация водяных паров из продуктов горения, вынуждает иногда пропускать газы мимо водяных экономайзеров, что приводит к снижению экономич ности работы установки. Кроме того, отложения влаги могут вызвать усиленную коррозию металлических газоходов и дымо вой трубы. В связи с этим при эксплуатации установок, сжи гающих газовое топливо, необходимо следить за температурой газов после водяного экономайзера. В случае снижения темпе ратуры продуктов горения ниже 100° С при номинальной произ водительности котлоагрегата поверхность нагрева водяного эко номайзера должна быть уменьшена.
Как показали испытания котлоагрегатов, сопротивление их газового тракта при переводе на газ заметно снижается. При этом сопротивление котлоагрегатов малой производительности, оборудованных топками для слоевого сжигания, снижается в большей степени, чем котлоагрегатов средней и большей про изводительности с камерным способом сжигания твердого топ лива. Это обусловлено более существенным уменьшением коли чества продуктов горения за счет снижения избытка воздуха в топке. В обоих случаях сопротивление уменьшается вследст вие отключения золоочистных устройств. Так, например, при сжигании различных углей под котлом ДКВ-4-13 с топкой ПМЗ сопротивление собственно котла при номинальной нагрузке со ставляет 25—30 мм вод. ст.; при сжигании природного газа это сопротивление снижается до 4—6 мм вод. ст. Соответственно сопротивление чугунных водяных экономайзеров, установленных за котлом со слоевым способом сжигания твердого топлива, снижается с 30—40 до 8—12 мм вод. ст.
Сопротивление воздушного тракта котлоагрегатов, переве денных на газ, чаще всего снижается, но иногда и увеличи вается. Это зависит от воздушного сопротивления горелочных устройств и относительного снижения избытка воздуха в топке.
31
В связи со значительным снижением аэродинамического сопро тивления для ряда промышленных установок, не имеющих раз витых хвостовых поверхностей нагрева, имеется возможность при переводе их на сжигание газового топлива вообще отка заться от дымососов и перейти на естественную тягу.
Уменьшение сопротивления газового и воздушного |
трактов, |
а также количества газов, удаляемых дымососом, и |
воздуха, |
подаваемого вентилятором, значительно снижает расход элек троэнергии на собственные нужды. Расход электроэнергии на собственные нужды котельных агрегатов, имевших пылеуголь ные топки, снижается за счет выключения из работы пылепри готовительных устройств.
Опыт наладки и эксплуатации многих котлоагрегатов, пере веденных с твердого на газовое топливо, показал, что в боль шинстве случаев снижается температура перегрева пара. Это происходит главным образом вследствие уменьшения темпера туры и количества продуктов горения перед пароперегрева телем.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК
При эксплуатации котельных установок на газовом топливе дополнительно к требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» Госгортехнад зора СССР предъявляются требования, предусмотренные «Пра вилами безопасности в газовом хозяйстве». В котельном цехе для каждого типа котельного агрегата должны быть вывешены инструкции по эксплуатации, утвержденные руководителем предприятия.
Особенно тщательный надзор при эксплуатации котельных агрегатов на газовом топливе должен быть установлен за сле дующими элементами:
а) газовыми горелками и органами, регулирующими по дачу в них газа и воздуха;
б) тягодутьевыми устройствами и органами, регулирую щими их производительность;
в) предохранительными взрывными клапанами, установлен ными в топке и газоходах котлоагрегата;
г) поверхностями нагрева котла; д) контрольно-измерительными приборами, предназначен
ными для измерения разрежения в верхней части топочной ка меры и газоходах агрегата, давления газа и воздуха перед го релками;
е) устройствами автоматики безопасности (контроль пла мени, клапаны блокировки «газ — воздух», блокировка дымосо сов, отключающая подачу газа при выходе его из строя или остановке, и др.);
32