Файл: Философия и физика [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вия разошлись, то перед измерением рі мы должны убедить­

ся в этом. Следовательно, необходимо было бы поставить

дополнительный опыт по обнаружению обеих частиц, что, вообще говоря, изменило бы ИХ общий импульс P1 + P2∙ Поэ­

тому последующее измерение не сможет дать значение р2, и

парадокс отпадает [см. 7, с. 147—148].

A. Д. Александров несколько модифицирует вышеприве­

денное объяснение. Выход из трудности, по Александрову, заключается в том, что нужно учитывать наличие или отсут­

ствие физической связи между частицами. А именно, если мы приписываем частицам 1 и 2 общую волновую функцию, то это же заранее означает наличие связи между ними.

«В действительности, — пишет он, — между частицами до из­

мерения есть связь, что отражает их общая xF; измерение

состояния (точнее, даже появление отдельной Ψ) второй ча­

стицы вызвано «воздействием измерения», т. е. изменением макроусловий (а не наблюдением, конечно). Это и дает

объяснение парадокса..., причем здесь всякое упоминание ан­

самблей оказывается излишним» [8, с. 255].

Заметим, по ходу изложения, что неверно, будто припи­

сывание общей волновой функции двум частицам обязатель­

но отражает их физическую связь. Выражение Ψ0(xt, хг) = = 4го(хі)Ψo(хг) имеет смысл и без наличия какой-либо фи­

зической связи между частицами, так как оно означает про­

сто корреляцию вероятностей

независимых измерений над

частицами.

на

существование

несиловых

B. А. Фок ссылается

взаимодействий, которые

и объясняют

существо вопроса.

«В наиболее важной для

нас области — в

области квантовой

механики, — пишет он, — несиловым является,

например,

взаимодействие, выражаемое принципом Паули. Другим ви­

дом квантовомеханического несилового взаимодействия яв­

ляется взаимодействие между двумя частицами, имеющими

общую волновую функцию (случай, рассмотренный Эйнштей­ ном). Таким образом, существование несиловых взаимодей­

ствий не подлежит сомнению. Но если их признать, то отпа­

дает и рассмотренная Эйнштейном дилемма..., а с нею пада­ ет и парадокс, приведший его к мнению о неполноте кванто­ вой механики» [9, с. 116].

Во всех приведенных объяснениях содержится некоторая

доля истины. Но полной истины здесь, по-видимому, все же

нет, хотя наиболее логическим представляется объяснение,

данное в работах [7] и [9].

455


Очень часто явно или неявно допускается ошибка, когда

при определенных условиях отождествляют атрибуты про­ странственно-временного движения, связанные с волновой функцией, и соответствующие параметры, непосредственно характеризующие состояние движения частицы. Это неверно,

потому что сама частица как таковая формируется, по-види-

мому, только при измерении в результате необратимого про­

цесса. Такие отождествления есть следствие так называемого

проективного постулата измерения

[см. 10].

являющиеся

Согласно

этому постулату величины Cl,

коэффициентами разложения волновой функции

Ψ=ΣCl<Pl

 

 

^

I.

по собственным волновым функциям оператора L и равные

скалярному произведению Cl=<q⅛

I Ψ>, трактуются двоя­

ким образом.

C одной стороны,

ICl |2 есть

вероятность

получить при измерении данное значение измеряемой физи­

ческой величины L, с другой стороны,

ВI C I2 выступает

 

l

как вероятность обнаружить физическую систему, первона­

чально Приготовленную

В

СОСТОЯНИИ Ψ,

СОСТОЯНИИ CpIj

 

после измерения. Другими словами, различие между вели­ чинами L и ψL имеет не физическую, а чисто семантическую

природу, а функция φb на языке волновых функций описьь

вает состояние атомного объекта после измерения. Например,

результат измерения импульса можно представить как пере­

ход от Ψ(x) = ∫0,pφp(x)dp к некоторому определенному φp.

Далее, если следовать данному ходу рассуждений, над со­

стоянием φp можно производить новые измерения или

использовать эту функцию в качестве источника информации

опараметрах движения частиц.

Вслучае парадокса Эйнштейна — Подольского — Розена

такие допущения означают, что, измерив импульс первой ча­

стицы и определив ее собственную функцию, мы можем

использовать эту же функцию для получения дальнейшей ин­

формации, скажем, информации о состоянии второй частицы

(мы сейчас отвлекаемся от принципа тождества частиц).

Ошибка здесь заключается в том, что в подобных рассуж­ дениях забывают о главном и единственном свойстве волно­

вой функции — служить средством прогнозирования при по­

лучении экспериментальных данных. Своему эксперименталь­ ному назначению волновая функция удовлетворяет до тех пор, пока не произведено измерение. Она может изменяться с течением времени, например по уравнению Шредингера, но должна быть полностью вычеркнута после того, как процесс

156


измерения завершен. Это значит, что редукция волнового па­ кета, реализующая корпускулярные свойства микрообъекта, приводит к уничтожению волновой функции данного микро­ объекта. После этого всякое сопоставление параметров вол­ новой функции и частицы, полученной в результате необра­ тимого процесса при измерении, лишается физического

смысла.

Если мы еще раз обратимся к разбираемому парадоксу,

то увидим, что сам парадокс возникает из-за неверного тол­

кования понятия измерения. Действительно, после того, как совершен процесс измерения над первой частицей, из всей суммы ∫ φpΨpdp выбирается собственная функция оператора импульса в виде произведения φpΨp=pι. Необратимый

процесс измерения ведет к ликвидации волновой функции, описывающей состояние взятых частиц, так что всякие рас­ суждения о повторном измерении импульса или координаты

для одной из этих частиц лишены смысла. Но столь же ли­

шенными смысла оказываются и рассуждения о параметрах

второй частицы, что находится в согласии с допущением о

том, что оказавшиеся на большом расстоянии друг от друга микрообъекты не взаимодействуют между собой. Мы можем

измерить лишь либо один из параметров первой частицы,

либо один ііз параметров второй истицы в полном соответст­

вии с ситуацией дополнительности. Ни о чем другом гово­

рить не приходится.

Интересно, что В. А. Фок неоднократно настаивал на ука­

занном понимании смысла волновой функции, хотя и не про­ вел его последовательно при объяснении описываемого пара­

докса. Он специально подчеркивал, что зависимость волно­

вой функции от времени (по уравнению Шредингера) описы­ вает изменение во времени прогнозов, относящихся к изме­

рениям. Именно это понимается в квантовой механике под

изменением состояния системы во времени. Самого акта измерения волновая функция описывать не

может. В результате акта измерения волновая функция,

служившая для прогнозов, становится недействительной (вычеркивается) [см. 11, с. 362—365].

В результате от всего парадокса Эйнштейна — Подоль­

ского — Розена остается только один «парадоксальный» мо­ мент-редукция волнового пакета, совершаемая по принци­

пу дальнодействия. Но здесь уже парадокс находит свое объяснение не в чисто физической ситуации, а в теории по,

.157


знания. Принцип дальнодействия 1, реализуемый в квантовой теории, оказывается необходимым, ибо он диалектически до­

полняет принцип близкодействия, по которому строится вол­ новое Т-поле. Переход от непрерывного поля к корпускуле

означает переход от непрерывного к дискретному. А в таком

переходе неизбежен так называемый «иррациональный» или

«трансцендентный» скачок, на который указывали неодно­

кратно в своих работах Н. Бор, а затем Μ. Э. Омельянов-

ский, Ю. Сачков и другие исследователи. В частности,

Μ. Э. Омельяновский писал: «С точки зрения классической

физики выражение «корпускулярно-волновой дуализм» мо­

жет применяться... в следующих значениях: 1) или частица,

или волна; 2) как частица, так и волна. Однако с точки зре­

ния квантового формализма оба эти значения отпадают. Остается найти, говоря словами Бора, «иррациональную» фор­

му

объединения

корпускулярных и волновых понятий»

[12,

с. 143—144].

Эта «иррациональная» форма и находит свое

рациональное объяснение на основании учета единства прин­

ципов близкодействия и дальнодействия.

Раскрытие гносеологического содержания принципов близ­ кодействия и дальнодействия, их диалектического единства

имеет огромное эвристическое значение. Достаточно напом­ нить длившиеся десятилетиями драматические поиски Эйн­

штейна дальнейших обобщений общей теории относитель­

ности и его неудачи в построении единой теории элементар­

ных частиц. Эти неудачи в значительной мере обусловлены

стремлением строить теорию, опираясь только на принцип

близкодействия. Всякое дальнодействие исключалось им из рассмотрения.

«...Раз было доказано,—писал Эйнштейн в 1950 г., подво­

дя итоги своих работ, — что

одновременность

относительна

и зависит от системы отсчета,

исчезла всякая

возможность

сохранить в основах физики дальнодействие, ибо это понятие

предполагало абсолютный характер одновременности (долж­

на существовать возможность констатации положения двух взаимодействующих материальных точек в «один и тот же

момент »)» [14, с. 234]. Это верно в отношении дальнодей­

ствия в онтологическом плане, но было бы неверным видеть в этом неизменный рецепт для построения теории, поскольку

последняя не является простой фотографией реальности.

1 Можно говорить о «квазидальнодействии», чтобы не путать дально­ действие в логическом аспекте с дальнодействием в онтологическом аспекте,

158


Как показано выше, открытие относительности одновре­ менности событий в специальной теории относительности вовсе не ведет к отказу от принципа дальнодействия. Тем более

существенным является учет этого принципа в общей теории относительности, если она претендует на обобщения в обла­

сти элементарных частиц, квантовая сущность которых под­ тверждается всей совокупностью фактов квантовой физики.

Таким образом, неизбежность принятия дальнодействия

в физике в логическом аспекте обусловливается самой приро­

дой человеческого познания, в котором отражаются противо­

речивые процессы объективной реальности. «Мы не мо­

жем,— писал В. И. Ленин, — представить, выразить, смерить,

изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив,

угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение дви­ жения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — ...и не

только движения, но и всякого понятия.

И в этом суть -диалектики. Эту-то суть и выражает

формула: единство, тождество противоположностей» [1, с. 233].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., т. 29.

2.Полемика Г. Лейбница и С. Кларка. Л., 1960.

3.Максвелл Джемс Кларк. Речи и статьи. Μ.—Л., 1940.

4.Френкель Я. И. На заре новой физики. Л., 1970.

5.Эйнштейн А. Квантовая механика и действительность. — Собр. науч, трудов, т. III. Μ., 1966.

6.Блохинцев Д. И. Критика философских воззрений так назы­

ваемой «копенгагенской школы» в физике. — В кн.: Философские вопросы

современной физики. Μ., 1952.

7.

Философские вопросы современной физики. Киев,

1956.

8.

Александров А. Д. О парадоксе Эйнштейна в

квантовой меха­

нике. — «Доклады АН СССР», 1952, т. LXXXIV, № 2.

9.Фок В. А. Замечания к творческой автобиографии Альберта Эйн­

штейна.— «Успехи физических наук», 1956, т. LIX, вып. 1.

10.Нейман И., фон. Математические основы квантовой механики. Μ., 1964.

11. Фок В. А. Еще раз о соотношении неопределенностей для энергии и времени. (Ответ Ааронову и Бому). — «Успехи физических наук», 1965,

т. 86, вып. .2

12. О м е л ь я н о в с к и й Μ. Э. Ленин и диалектика

в современной

физике. — В кн.: Ленин и современное естествознание. Μ.,

1969.

13.Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н. Можно ли счи­ тать квантовомеханическое описание реальности полным? — А. Эйнштейн.

Собр. науч, трудов, т. IIL Μ., 1966.

14.Эйнштейн А. Рассуждения об основах теоретической физики.— Собр. науч, трудов, т. IV. Μ., 1966.