Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

П р о д о л ж е н и е

 

т а б л и ц ы

2

Перечень подэтапов

Содержание подэтапов

 

 

 

 

 

организационно-плановой подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация

мате-

Определение

потребности

в

материальных

рпально -

 

технического

ресурсах.

Составление

заявок

и заказов

на

обеспечения и сбыта Но-

специальное оборудование, оснастку, материа-

вой продукции

 

лы и комплектующие изделия. Выбор постав­

 

 

 

 

щиков и установление с ними договорных свя­

 

 

 

 

зей. Реализация

планов

снабжения

для

вы­

 

 

 

 

пуска первых образцов и серий. Налаживание

 

 

 

 

связей с потребителями, установление потреб­

 

 

 

 

ностей.

 

 

 

 

 

 

 

Создание

норматив­

Расчет

материальных

н трудовых нормати­

ной базы

для внутриза­

вов, календарно-плановых нормативов.

Каль­

водского

технико-эконо­

кулирование себестоимости

и

установление

мического

и

оперативно-

цены на

новое

изделие.

Определение разме­

производственного

пла­

ров нормативов

запасов

и оборотных

средств.

нирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация работ, входящих в комплекс организационноплановой подготовки производства осуществляется: а) в том случае, если освоение производства имеет место на вновь вво­ димом в строй предприятии — специализированными научноисследовательскими или проектными организациями; б) в том случае, если подготовка производства ведется на действую­ щем предприятии —• заводскими техническими и экономиче­ скими службами.

Организационно-плановая подготовка производства пред­ ставляет собой сочетание инженерных и организационно-эко­ номических работ и в полной мере может быть отнесена к об­ ласти инженерных разработок.

Неотъемлемым этапом подготовки производства является освоение новой продукции, в процессе которого имеет место наладка и освоение запроектированных технологических про­ цессов, форм организации производства, достижение плано­ вого объема производства, намеченных экономических пока­ зателей и технико-экономических параметров выпускаемой техники.

В современных условиях подготовка производства предпо­ лагает также участие научно-технических и производственных

подразделений машиностроения во внедрении новой

техники

в сфере эксплуатации. Последнее обстоятельство

вытекает

из того, что если раньше промышленные предприятия были только поставщиками продукции, то теперь они становятся

58


и советчиіками покупателя. Процесс такой перестройки совер­ шается во всем мире. Причем речь идет о том, что предприя­ тия-производители реализуют, продают «полезный эффект», достижение которого связано с правильным, технически и экономически обоснованным использованием продукции. Не­ обходимость в такой перестройке обусловлена усложнением техники, высоким уровнем специализации производства, удо­ рожанием новых видов техники и многими другими причина­ ми. В нынешних условиях предприятие, которое приобретает новую технику, надо убедить в ее эффективности, помочь ему организовать правильное ее использование. И лучше всего эти задачи может выполнить организация или предприятие, соз­ давшее новую технику.

Такого рода работа должна вестись в двух направлениях: во-первых, в направлении энергичного осведомления работ­ ников промышленности и покупателей предметов народного потребления о технических преимуществах и экономических выгодах новой техники; во-вторых, в направлении оказания помощи покупателю в обеспечении оптимального использова­ ния новой продукции.

Таким образом, подготовка производства перестает быть только технической подготовкой производства. Она становит­ ся комплексной.

Рис. 3. Схема состава комплексной подготовки производства.

На рис. 3 приведена схема комплексной подготовки про­

изводства.

Разумеется, состав работ, входящих в комплекс подготовки производства, содержание тех или иных этапов будут различ­ ными в конкретных производственных условиях. Однако во всех случаях требование обеспечения 'комплексного подхода

59


к организации подготовки производства предполагает охват всех работ по созданию новой продукции, выполняемых в рам­ ках того или иного подразделения социалистической промыш­ ленности.

Осуществление комплексной подготовки производства тре­ бует решения ряда задач: обеспечения научно-технической и производственной интеграции всех работ по созданию кон­ кретного вида техники; создания соответствующей организа­ ционной структуры; разработки специальных методов плани­ рования и управления комплексом работ.

В свою очередь, решение этих задач обусловлено необхо­ димостью проведения работы в трех направлениях: во-пер­ вых, в направлении реализации принципа комплексности в отношениях между отраслями промышленности, создающими новые виды техники машиностроения; во-вторых, в направле­ нии обеспечения единства работ по созданию новых видов продукции в рамках отрасли промышленности; в-третьих, в направлении организации комплексной подготовки производ­ ства на отдельном предприятии.

На рис. 4 приведена схема реализации принципов комп­ лексной подготовки производства на различных уровнях уп­ равления народным хозяйством.

В условиях отраслевого принципа управления промыш­ ленностью и все растущей специализации научных и произ­ водственных подразделений на первый план выдвигается обес­ печение требования научно-технической и производственной интеграции, повышения уровня координации работ по созда­ нию новой техники.

Опыт отраслей промышленности, занятых выпуском наибо­ лее современных видов техники, как и опыт ряда зарубежных государств, показывает целесообразность специального орга­ низационного обеспечения, организации управления ходом разработки каждого .конкретного вида техники. Высокая сте­ пень централизации ответственности и полномочий, четкая координация работ, направление усилий многих организаций и предприятий различных отраслей промышленности на до­ стижение единой цели — обеспечивают успех решения мно­ гих проблем по созданию новейших видов техники.

В настоящее время задача состоит в том, чтобы опыт пе­ редовых отраслей промышленности распространить на всю машиностроительную промышленность страны. В постановле­ нии ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций

60


hd уровне народного

” На уровне отрасли

На уроиие предприятия

хоіяйсгва

6i

fite. 4. Система организация комплексной подготовки производства к взіпѵскѵ новой продукции

и ускорению использования в народном хозяйстве достиже­ ний науки и техники» подчеркивается необходимость научно­ го, технического н организационного руководства работами по> созданию новых видов техники. Предусмотрены конкретные меры в этом направлении: выделение головных организаций по основным научно-техническим проблемам, назначение на­ учных руководителей и главных конструкторов важных тем, разработка координационных планов по решению основных научно-технических проблем. Постановление реализуется в практической деятельности нашей промышленности. Налицо1 многие положительные результаты. Однако практика выдви­ гает новые задачи.

Осуществляемые меіры не обеспечивают еще необходимой координации и взаимной увязки работы по достаточно значи­ тельному количеству вновь создаваемых видов продукции ма­ шиностроения. Разработка, освоение производства и выпуск любой машины, -любого прибора или аппарата в современ­ ных условиях зависят от деятельности различных отраслей промышленности, министерств, ведомств, предприятий и ор­ ганизаций. Поэтому необходимо единство усилий всех выше­ названных подразделений промышленности, направленных на достижение поставленной цели.

Практика деятельности государственных органов плани­ рования и отдельных министерств свидетельствует о попыт­ ках найти рациональные формы объединения усилий различ­ ных подразделений промышленности по созданию новой тех­ ники.

В качестве примера можно привести опыт создания коор­ динационного плана разработки и внедрения новой продук­

ции Министерством машиностроения для

легкой и пищевой

п р о м ы ш л е н н о

с т и совместно с отраслями-потребителіями, ми­

нистерствами

легкой, пищевой, рыбной

промышленности

и т. д. В плане предусматривается перечень опытных образ­ цов и первых промышленных серий, намечаемых к внедрению* в текущем пятилетии; указывается организация — разработ­ чик, изготовитель и потребитель нового изделия; сроки разра­ ботки, изготовления, испытания и внедрения нового изделия1 в сфере эксплуатации; определяется место испытания; указы­ ваются сумма потребных денежных средств и источники фи­

нансирования.

1

Такого рода координационные планы играют большую по­ ложительную роль в создании новой техники для отраслей,, производящих предметы народного потребления.

62


Однако эти планы охватывают только часть единой це­ почки работ по созданию новой продукции: взаимосвязь от­ расли — изготовителя продукции и отрасли — потребителя. Не охваченными планом остаются связи между отраслью — изготовителем продукции и отраслями — поставщиками ма­ териалов и комплектующих изделий для изготовления этой продукции. Такое положение является неудовлетворительным. В настоящее время несвоевременная поставка материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий для новой продук­ ции служит одной из наиболее часто встречающихся причин срыва планов создания новой техники. Следует также отме­ тить, что подобного рода координационные планы при созда­ нии гражданских видов продукции составляются исключи­ тельно в редких случаях. Но и тогда, когда они разрабаты­ ваются, планы не имеют юридической силы. Министерства и ведомства за их невыполнение не несут ни административ­ ной, ни материальной ответственности. В результате на уров­ не межотраслевых отношений создание новой техники не ■обеспечивается четкой координацией усилий всех исполните­ лей, наличием высокой ответственности за выполнение пла­ нов технического прогресса.

По нашему мнению, было бы целесообразно обеспечить ■более четкую координацию работ по созданию новых видов продукции машиностроения.

Решение этой задачи возможно на основе усиления прог­ раммно-целевого подхода к планированию и организации ра­ бот по созданию новой техники. Внедрение комплексных про­ грамм решения научно-технических проблем, как известно, ■состоит в четкой ориентации выделенных ресурсов и системы организации работ на достижение определенной конечной це­ ли — в данном случае создания новых технических средств. Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по организации научной, технической, производ­ ственной, экономической и управленческой деятельности, на­ правленных на создание новых видов промышленной про­ дукции.

Комплексные программы решения отдельных научно-тех­ нических проблем обеспечивают сосредоточение усилий тру­ дящихся, материальных и финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях технического прогресса. Наибольший эффект они приносят при решении межотраслевых проблем.

Реализация комплексного, программно-целевого подхода к проблемам подготовки производства, охватывающим ряд

63