Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
отраслей промышленности, может быть обеспечена путем разработки комплексных планов, создания соответствующей организационной структуры и применения соответствующих методов управления. В качестве возможного варианта осу ществления этих положений могут быть выдвинуты следую щие предложения.
— По каждому виду новой техники машиностроения, включенному в государственный план, должен разрабатывать ся 'Координационный план, охватывающий все этапы создания нового изделия или нового технологического процесса от про ведения научных исследований до внедрения нового изделия в сфере эксплуатации. В плане должны быть определены все научные учреждения, конструкторские и технологические ор ганизации, предприятия, на которые возложены обязанности по проектированию, изготовлению, испытанию и эксплуата ции новых изделий, поставке материалов и полуфабрикатов, проведению строительно-монтажных работ. Координацион ный план должен предусматривать поэтапные сроки выпол нения работ.
— Для организационного обеспечения интеграции комп лекса научно-технических подготовительных работ целесооб разно создание но каждому объекту, включенному в государ
ственный план, временных |
координирующих |
органов. Такие |
органы, во главе которых |
должен находиться |
назначенный |
правительством или Государственным комитетом Совета Ми нистров СССР по науке и технике руководитель работ, могут создаваться при министерствах, главках, головных институ тах. Координационный орган — совет может иметь в своем распоряжении аппарат управления и должен располагать необходимыми полномочиями для решения всех вопросов, связанных с созданием нового изделия.
—Необходимо рассмотреть воп-рос о формах взаимосвязи
ивзаимоотношений между подразделениями промышленно сти, занятыми созданием нового вида техники, а также о ме
тодах управления ходом работ. По-видимому, в качестве юридической базы для организации взаимоотношений между заинтересованными предприятиями и ведомствами должны выступать договора па проведение работ или договора на по ставку, заключаемые на основе утвержденного координацион ного плана. Те или иные работы должны включаться заинте ресованными ведомствами в производственный план подчи ненных им предприятий и организаций. Необходимо разрабо тать систему экономических рычагов воздействия. Координа
64
ционный орган должен иметь возможность влиять на распре деление ресурсов и осуществлять контроль и регулирование хода работ на основе современных методов планирования и управления.
Государственна система руководства научно-техническим прогрессом в нашей стране призвана обеспечить решение на сущных задач обеспечения комплексности при создании но вой техники на уровне заинтересованных отраслей народно го хозяйства.
Весьма важным аспектом дальнейшего развития принци пов комплексного подхода при создании новой техники яв ляется его реализация в рамках отрасли народного хозяйства. Отрасль промышленности призвана обеспечивать разработку и внедрение в производство новых видов промышленной про дукции. При этом на отрасль возлагается проведение работ «от научного поиска до внедрения полученных результатов в производство»34. В нашей стране проводится большая работа по слиянию науки и производства в рамках отрасли народно го хозяйства, по обеспечению комплексного подхода к реше нию задач создания новой техники* Наиболее полно эта ли ния нашла свое выражение в ходе эксперимента, который с 1января 1969 г. проводится в электротехнической промышлен
ности. В этой отрасли впервые в машиностроении |
страны |
принципы хозяйственной реформы распространены |
на науч |
ные, технологические и конструкторские организации. Одним из основных элементов эксперимента является внедрениепринципов непрерывного планирования создания новой техни
ки и укрепления организационного единства |
различных под |
||
разделений отрасли, занятых разработкой и внедрением |
но |
||
вых видов продукции электропромышленности. |
при |
||
Система непрерывного планирования базируется на |
|||
менении внутриминистерских |
заказ-нарядов, |
имеющих |
си |
лу хозяйственных договоров. |
Заказ-наряд |
охватывает |
все |
стадии разработки новой техники по конкретным темам, на чиная от научного поиска и опытных работ до серийного производства изделий. В нем определены исполнители по этапам, сроки выполнения работ, источники финансирования
иэкономического стимулирования.
Вотрасли ведутся поиски новых методов экономического стимулирования ускорения и повышения эффективности тех
з-і Общее положение о министерствах, п. 35. — «Экономическая газе та», № 34, 1967, с. 8.
5. О . Г . Т у р о в е ц . |
65 |
нического прогресса. В частности, значительно |
сокращены |
сроки создания новой техники. За последние два |
года время |
■от поисковых и прикладных исследований до освоения опыт ной партии в среднем по отрасли сократилось на 10—12%. Нели до 1969 г. период создания электротермического обору дования составлял пять-шесть лет, то в настоящее время он
не превышает четырех. |
Срок освоения |
светотехнического |
оборудования уменьшился на одну треть35. |
||
Основные принципы |
проводимого в |
электротехнической |
промышленности эксперимента и уже первые положительные результаты его осуществления позволяют сделать некоторые выводы о путях реализации комплексного подхода к созданию новой техники в рамках отрасли машиностроения.
— По каждой теме или работе, включенной в отраслевой план новой техники, необходима разработка координационно го плана типа заказ-наряда Министерства электропромыш ленности, в котором должны быть предусмотрены все этапы работ по созданию новых видов продукции, определены ответ ственные исполнители по каждому этапу, сроки выполнения работ и источники финансирования. Координационным планом необходимо предопределять и меры по материально-техниче скому обеспечению работ, а также обеспеченность и дріугими видами ресурсов. Наиболее целесообразной формой организа ционного единства подразделений являются производствен ные объединения. В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприяти ях по дальнейшему совершенствованию управления промыш ленностью» разработана система мероприятий, обеспечиваю щих организационное соединение в единых хозяйственных комплексах производства, научно-исследовательских и про ектно-конструкторских организаций. Создание производствен ных объединений, кйк показывает опыт, способствует ускоре нию научно-технического прогресса, сокращению сроков внед рения в производство новых конструкций и технологии.
Вместе с тем, необходимы поиски различных методов уп равления, взаимосвязей между научно-исследовательскими, конструкторскими организациями и предприятиями в рамках государственных промышленных хозрасчетных объединений. В этом случае функции координирующего центра в рамках
35 |
А с т а ф ь е в |
В. Планирование новой техники |
в |
электротехни |
ской промышленности. — |
«Плановое хозяйство», 1973, № 3, |
с. |
70. |
66
отрасли могут быть возложены на само объединение или Го ловной отраслевой научно-исследовательский институт.
— Успех решения задачи сокращения сроков создания но рой продукции и повышения ее эффективности во многом предопределяется совершенствованием методов управления техническим прогрессом. В числе таких методов следует наз вать планирование, финансирование и экономическое стиму лирование создания новой продукции.
Перестройка процесса планирования должна идти |
в на |
правлении перехода к разработке планов повышения |
техни- |
чеокого уровня каждого изделия, установления заводам зада ний по увеличению объема выпуска продукции высшего каче ства, введения комплексных планов разработки (или модер низации) и внедрения в производство по каждому конкретно му изделию.
Перестройка финансирования работ по созданию новой техники должна идти в направлении перехода к финансирова нию всех работ из единого фонда развития науки и техники; создаваемого в министерстве за счет отчислений от прибыли предприятий.
Перестройка экономического стимулирования коллективов предприятий должна идти в направлении создания системы, которая бы учитывала вклад коллектива объединения (отрас ли) в создание новой техники и вызванное этим повышение эффективности общественного производства.
Чрезвычайно сложной проблемой является организация комплексной подготовки производства в рамках предприятия или объединения. Как показывает анализ работы предприятий машиностроения ряда отраслей промышленности, выполнен ный сотрудниками и аспирантами кафедры экономики про мышленности и организации производства Воронежского по литехнического института, на многих предприятиях.при орга низации процессов создания новой продукции и в ходе уп равления ими не охватываются все этапы, подэтапы и рабо ты, входящие в комплекс подготовки производства. В резуль тате длительность разработки и освоения новых изделий воз растает, ухудшаются экономические показатели подготовки производства и технико-экономические параметры создавае мой техники.
В этих условиях, организация работ по внедрению ком
плексной подготовки производства |
|
непосредственно на пред |
приятиях предполагает реализацию |
мер, направленных на |
|
обеспечение научно-технической и |
производственной интегра |
5* |
67 |
ции, формирование соответствующей организационной струк туры и методов управления работами по созданию новой про дукции.
Требование обеспечения научно-технической и производст венной интеграции в рамках отдельного предприятия или объединения обусловливает собой необходимость проведения работ по созданию новых видов продукции на основе планов и графиков .комплексной подготовки производства, охватываю щих собой все этапы и работы, а также всех исполнителей этих іработ в пределах данного предприятия или объединения. ■Следует при этом отметить, что одним из факторов, решаю щим образом влияющим на рациональность организации и управления процессом подготовки производства, является чет кая регламентация состава и содержания этапов, подэтапов и работ, входящих в комплекс работ по подготовке производст ва к выпуску новой продукции.
В настоящее время, к сожалению, отсутствует единая ме
тодология планирования |
работ по созданию новой техники, |
||
нет общесоюзных или отраслевых стандартов, нормалей |
или |
||
руководящих технических |
материалов, |
регламентирующих |
|
формы и методы комплексной подготовки |
производства |
на |
|
предприятиях машиностроения. |
|
|
Очевидно, что материалы, регламентирующие порядок ор ганизации всего комплекса работ по подготовке производства, должны иметь силу Государственного стандарта и следует ре комендовать Госстандарту СССР іразработать соответствую
щий ГОСТ. |
|
порядок и |
На основе документа, определяющего состав, |
||
методы проведения работ по созданию |
новой продукции, и |
|
должны разрабатываться планы и |
графики |
комплексной |
подготовки производства. |
|
комплексной |
Следующим элементом работ по внедрению |
подготовки в деятельность предприятий и объединений явля ется организационное обеспечение, создание соответствующей организационной структуры. Комплексный подход к организа ции подготовки производства должен быть реализован кон кретными службами и исполнителями. Отсюда возникает не обходимость выделения самостоятельных служб подготовки производства, выделения подразделений и групп, внутри функ циональных служб, закрепления за работами по подготовке производства отдельных исполнителей. В организационной структуре подготовки производства должен быть выделен но ситель ответственности за каждую работу, каждый подэтап
68