Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отраслей промышленности, может быть обеспечена путем разработки комплексных планов, создания соответствующей организационной структуры и применения соответствующих методов управления. В качестве возможного варианта осу­ ществления этих положений могут быть выдвинуты следую­ щие предложения.

— По каждому виду новой техники машиностроения, включенному в государственный план, должен разрабатывать­ ся 'Координационный план, охватывающий все этапы создания нового изделия или нового технологического процесса от про­ ведения научных исследований до внедрения нового изделия в сфере эксплуатации. В плане должны быть определены все научные учреждения, конструкторские и технологические ор­ ганизации, предприятия, на которые возложены обязанности по проектированию, изготовлению, испытанию и эксплуата­ ции новых изделий, поставке материалов и полуфабрикатов, проведению строительно-монтажных работ. Координацион­ ный план должен предусматривать поэтапные сроки выпол­ нения работ.

— Для организационного обеспечения интеграции комп­ лекса научно-технических подготовительных работ целесооб­ разно создание но каждому объекту, включенному в государ­

ственный план, временных

координирующих

органов. Такие

органы, во главе которых

должен находиться

назначенный

правительством или Государственным комитетом Совета Ми­ нистров СССР по науке и технике руководитель работ, могут создаваться при министерствах, главках, головных институ­ тах. Координационный орган — совет может иметь в своем распоряжении аппарат управления и должен располагать необходимыми полномочиями для решения всех вопросов, связанных с созданием нового изделия.

Необходимо рассмотреть воп-рос о формах взаимосвязи

ивзаимоотношений между подразделениями промышленно­ сти, занятыми созданием нового вида техники, а также о ме­

тодах управления ходом работ. По-видимому, в качестве юридической базы для организации взаимоотношений между заинтересованными предприятиями и ведомствами должны выступать договора па проведение работ или договора на по­ ставку, заключаемые на основе утвержденного координацион­ ного плана. Те или иные работы должны включаться заинте­ ресованными ведомствами в производственный план подчи­ ненных им предприятий и организаций. Необходимо разрабо­ тать систему экономических рычагов воздействия. Координа­

64


ционный орган должен иметь возможность влиять на распре­ деление ресурсов и осуществлять контроль и регулирование хода работ на основе современных методов планирования и управления.

Государственна система руководства научно-техническим прогрессом в нашей стране призвана обеспечить решение на­ сущных задач обеспечения комплексности при создании но­ вой техники на уровне заинтересованных отраслей народно­ го хозяйства.

Весьма важным аспектом дальнейшего развития принци­ пов комплексного подхода при создании новой техники яв­ ляется его реализация в рамках отрасли народного хозяйства. Отрасль промышленности призвана обеспечивать разработку и внедрение в производство новых видов промышленной про­ дукции. При этом на отрасль возлагается проведение работ «от научного поиска до внедрения полученных результатов в производство»34. В нашей стране проводится большая работа по слиянию науки и производства в рамках отрасли народно­ го хозяйства, по обеспечению комплексного подхода к реше­ нию задач создания новой техники* Наиболее полно эта ли­ ния нашла свое выражение в ходе эксперимента, который с 1января 1969 г. проводится в электротехнической промышлен­

ности. В этой отрасли впервые в машиностроении

страны

принципы хозяйственной реформы распространены

на науч­

ные, технологические и конструкторские организации. Одним из основных элементов эксперимента является внедрениепринципов непрерывного планирования создания новой техни­

ки и укрепления организационного единства

различных под­

разделений отрасли, занятых разработкой и внедрением

но­

вых видов продукции электропромышленности.

при­

Система непрерывного планирования базируется на

менении внутриминистерских

заказ-нарядов,

имеющих

си­

лу хозяйственных договоров.

Заказ-наряд

охватывает

все

стадии разработки новой техники по конкретным темам, на­ чиная от научного поиска и опытных работ до серийного производства изделий. В нем определены исполнители по этапам, сроки выполнения работ, источники финансирования

иэкономического стимулирования.

Вотрасли ведутся поиски новых методов экономического стимулирования ускорения и повышения эффективности тех­

з-і Общее положение о министерствах, п. 35. — «Экономическая газе­ та», № 34, 1967, с. 8.

5. О . Г . Т у р о в е ц .

65


нического прогресса. В частности, значительно

сокращены

сроки создания новой техники. За последние два

года время

■от поисковых и прикладных исследований до освоения опыт­ ной партии в среднем по отрасли сократилось на 10—12%. Нели до 1969 г. период создания электротермического обору­ дования составлял пять-шесть лет, то в настоящее время он

не превышает четырех.

Срок освоения

светотехнического

оборудования уменьшился на одну треть35.

Основные принципы

проводимого в

электротехнической

промышленности эксперимента и уже первые положительные результаты его осуществления позволяют сделать некоторые выводы о путях реализации комплексного подхода к созданию новой техники в рамках отрасли машиностроения.

— По каждой теме или работе, включенной в отраслевой план новой техники, необходима разработка координационно­ го плана типа заказ-наряда Министерства электропромыш­ ленности, в котором должны быть предусмотрены все этапы работ по созданию новых видов продукции, определены ответ­ ственные исполнители по каждому этапу, сроки выполнения работ и источники финансирования. Координационным планом необходимо предопределять и меры по материально-техниче­ скому обеспечению работ, а также обеспеченность и дріугими видами ресурсов. Наиболее целесообразной формой организа­ ционного единства подразделений являются производствен­ ные объединения. В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприяти­ ях по дальнейшему совершенствованию управления промыш­ ленностью» разработана система мероприятий, обеспечиваю­ щих организационное соединение в единых хозяйственных комплексах производства, научно-исследовательских и про­ ектно-конструкторских организаций. Создание производствен­ ных объединений, кйк показывает опыт, способствует ускоре­ нию научно-технического прогресса, сокращению сроков внед­ рения в производство новых конструкций и технологии.

Вместе с тем, необходимы поиски различных методов уп­ равления, взаимосвязей между научно-исследовательскими, конструкторскими организациями и предприятиями в рамках государственных промышленных хозрасчетных объединений. В этом случае функции координирующего центра в рамках

35

А с т а ф ь е в

В. Планирование новой техники

в

электротехни

ской промышленности. —

«Плановое хозяйство», 1973, № 3,

с.

70.

66


отрасли могут быть возложены на само объединение или Го­ ловной отраслевой научно-исследовательский институт.

— Успех решения задачи сокращения сроков создания но­ рой продукции и повышения ее эффективности во многом предопределяется совершенствованием методов управления техническим прогрессом. В числе таких методов следует наз­ вать планирование, финансирование и экономическое стиму­ лирование создания новой продукции.

Перестройка процесса планирования должна идти

в на­

правлении перехода к разработке планов повышения

техни-

чеокого уровня каждого изделия, установления заводам зада­ ний по увеличению объема выпуска продукции высшего каче­ ства, введения комплексных планов разработки (или модер­ низации) и внедрения в производство по каждому конкретно­ му изделию.

Перестройка финансирования работ по созданию новой техники должна идти в направлении перехода к финансирова­ нию всех работ из единого фонда развития науки и техники; создаваемого в министерстве за счет отчислений от прибыли предприятий.

Перестройка экономического стимулирования коллективов предприятий должна идти в направлении создания системы, которая бы учитывала вклад коллектива объединения (отрас­ ли) в создание новой техники и вызванное этим повышение эффективности общественного производства.

Чрезвычайно сложной проблемой является организация комплексной подготовки производства в рамках предприятия или объединения. Как показывает анализ работы предприятий машиностроения ряда отраслей промышленности, выполнен­ ный сотрудниками и аспирантами кафедры экономики про­ мышленности и организации производства Воронежского по­ литехнического института, на многих предприятиях.при орга­ низации процессов создания новой продукции и в ходе уп­ равления ими не охватываются все этапы, подэтапы и рабо­ ты, входящие в комплекс подготовки производства. В резуль­ тате длительность разработки и освоения новых изделий воз­ растает, ухудшаются экономические показатели подготовки производства и технико-экономические параметры создавае­ мой техники.

В этих условиях, организация работ по внедрению ком­

плексной подготовки производства

 

непосредственно на пред­

приятиях предполагает реализацию

мер, направленных на

обеспечение научно-технической и

производственной интегра­

5*

67


ции, формирование соответствующей организационной струк­ туры и методов управления работами по созданию новой про­ дукции.

Требование обеспечения научно-технической и производст­ венной интеграции в рамках отдельного предприятия или объединения обусловливает собой необходимость проведения работ по созданию новых видов продукции на основе планов и графиков .комплексной подготовки производства, охватываю­ щих собой все этапы и работы, а также всех исполнителей этих іработ в пределах данного предприятия или объединения. ■Следует при этом отметить, что одним из факторов, решаю­ щим образом влияющим на рациональность организации и управления процессом подготовки производства, является чет­ кая регламентация состава и содержания этапов, подэтапов и работ, входящих в комплекс работ по подготовке производст­ ва к выпуску новой продукции.

В настоящее время, к сожалению, отсутствует единая ме­

тодология планирования

работ по созданию новой техники,

нет общесоюзных или отраслевых стандартов, нормалей

или

руководящих технических

материалов,

регламентирующих

формы и методы комплексной подготовки

производства

на

предприятиях машиностроения.

 

 

Очевидно, что материалы, регламентирующие порядок ор­ ганизации всего комплекса работ по подготовке производства, должны иметь силу Государственного стандарта и следует ре­ комендовать Госстандарту СССР іразработать соответствую­

щий ГОСТ.

 

порядок и

На основе документа, определяющего состав,

методы проведения работ по созданию

новой продукции, и

должны разрабатываться планы и

графики

комплексной

подготовки производства.

 

комплексной

Следующим элементом работ по внедрению

подготовки в деятельность предприятий и объединений явля­ ется организационное обеспечение, создание соответствующей организационной структуры. Комплексный подход к организа­ ции подготовки производства должен быть реализован кон­ кретными службами и исполнителями. Отсюда возникает не­ обходимость выделения самостоятельных служб подготовки производства, выделения подразделений и групп, внутри функ­ циональных служб, закрепления за работами по подготовке производства отдельных исполнителей. В организационной структуре подготовки производства должен быть выделен но­ ситель ответственности за каждую работу, каждый подэтап

68