Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
тов'Ки производства, построенных по функциональному прин ципу, выделяются группы работников для проведения работ ло созданию нового конкретного изделия, которые подчине ны руководителю проекта (руководителю работ). Степень подчиненности при этом может быть различной, но это не меняет содержания предметно-функционального принципа ■организации работ и управления ими.
Структура управления, построенная по предметно-функ циональному принципу приведена на рис. 12.
Предметно-функциональный принцип организации и уп равления базируется на следующих принципиальных положеншяіх.
В ікаждом вертикальном ряду, построенном по принципу линейно-функционального управления, создаются функцио нальные отделы, бюро для решения задач текущего произ водства. Предметный принцип, как уже указывалось, нахо дит выражение в том, что в функциональных органах (отде лах, бюро) выделяются группы исполнителей, возглавляе мые старшим исполнителем, которые заняты разработкой от дельных задач создания конкретного вида новой продукции. Старшие исполнители работ по проекту (теме, заказу) ра ботают под руководством компетентного руководителя, воз главляющего деятельность всех групп исполнителей, занятых ■созданием нового изделия. На него возлагается задача ин теграции всех видов деятельности по данному проекту и от ветственность за выполнение всех работ по проекту. При этом функциональные отделы продолжают выполнять свои специализированные технические функции. Таким образом, исполнители и старшие исполнители находятся в двойном подчинении: руководителям функционального отдела и ру ководителям работ.
В этих условиях очень важно определить функции, права, обязанности и характер взаимоотношений между функцио нальным руководителем и руководителем проекта. В зависи мости от конкретных производственных условий характер этих взаимоотношений будет различным. Но общие принци пы должны быть сформулированы и определены.
Необходимо также отметить, что успешная реализация предметно-функционального принципа требует наличия на предприятии (в объединении) специального органа управле ния, освобожденного от всех других функций, кроме функ ций управления подготовкой производства.
Система подготовки производства, как и любая другая
121
122
ҢИЯ подго то в * а |
производства |
кнженер предприятия |
р ис. 12. Предметно-функциональная структура органов подготовки производства
■система, может нормально функционировать только в том слу чае, если будут действовать объект управления и орган уп равления, связанные между собой движущимся в обоих на правлениях потоком информации. Как уже указывалось, в качестве объекта управления в системе подготовки производ ства выступают коллективы людей, занятые созданием новой продукции. Органом управления является совокупность под разделений заводоуправления или группа работников, спо собных осуществлять все необходимые функции управления.
В настоящее время на большинстве предприятий, система тически осваивающих выпуск новой продукции, обязанности по управлению подготовкой производства возложены на тех руководителей и на те службы, которые обеспечивают руко водство работой предприятия по выпуску традиционной про дукции.
Как правило, общее руководство по подготовке производ ства к выпуску новой продукции возлагается на главного ин женера предприятия, руководство отдельными направлениями подготовки производства — на руководителей соответствую щих служб: главного конструктора, главного технолога, на чальника производства и т. д. Однако в силу значительной загрузки главный инженер не имеет возможности повседнев но заниматься перспективным развитием производства и его качественным совершенствованием. В этих условиях предприя тия вынуждены создавать новые управленческие звенья, кото рые принимают на себя часть функций управления. Вводят ся должности заместителя главного инженера по новой тех нике, выделяются бюро или отделы подготовки піроизводства, создаются отделы сетевого планирования и управления, вы деляются плановые бюро и группы в конструкторской и тех нологической службах предприятия. В результате имеет мес то значительное разнообразие органов управления и катего рий работников, обеспечивающих управление процессами со здания новой продукции на предприятиях машиностроения. Следует также отметить, что процесс создания органов уп равления подготовкой производства произволен. Они органи зуются по инициативе самих предприятий, имеют разные наи менования, различную подчиненность, их функции зачастую не увязаны с существующей системой управления и четко не определены, внутренняя структура этих органов не отражает основные функции управления подготовкой производства. На многих предприятиях органы планирования и управления подготовкой производства вообще отсутствуют.
123
Выделение специального органа управления подготовкой производства обусловлено необходимостью обеспечить реали зацию одной из задач предприятия, выходящую за рамки его постоянной деятельности, — создание новой продукции. Комп лексу работ по подготовке производства присущи особенно сти, которые существенным образом отражаются на формах и методах управленческой деятельности и обусловливают их характер, отличный от характера деятельности по руководст ву текущим производством.
Если управление производственным процессом выпуска традиционной продукции в налаженном производстве обеспе чивает реализацию планов выпуска этой продукции, то уп равление процессом подготовки производства направлено на осуществление комплекса единовременных работ по созда нию и отработке технической документации, разработке и из готовлению специальной технологической оснастки, изготов лению опытных образцов новых изделий и т. д.
Существующие на предприятиях органы управления по сте пени своей загрузки решением текущих задач, по характеру основной направленности возникающих в процессе управле ния проблем, по возможности переработать потоки информа ции, по традиционности подготовки кадров — не приспособ лены к выполнению функций управления подготовкой произ водства. На предприятии отсутствует подразделение, способ ное объединить и проанализировать все обилие информации, поступающей в различные органы управления в ходе выпол нения работ по подготовке производства. Более того, практи чески отсутствует единый план, охватывающий все этапы и направления работ по созданию новой продукции, а также не организована и информация о содержании плана и ходе его выполнения.
Необходимость создания централизованного органа управ ления подготовкой производства находит все больше сторон ников и среди научных, и среди практических работников. Це лесообразность организации единой службы технической под готовки производства признает О. В. Козлова 21. Аналогичной точки зрения придерживается А. С. Петров22. Проведенный на воронежском заводе «Электросигнал» опрос большой группы руководящих и инженерно-технических работников
21 См.: Научные основы управления производством. Под ред. Козло
вой О. В. М„ 1969. |
А. С. Оснозы организации управления промышлен |
22 См.: П е т р о в |
|
ным предприятием. М., |
1969. |
124
показал, что 80% опрошенных считают необходимым созда ние в составе заводоуправления подразделения, которое обес печило бы координацию и централизацию руководства всех работ по подготовке производства.
Мы полагаем, что в условиям построения предметно-функ циональной структуры органов подготовки производства не обходима организация единого центра управления работами по созданию новой продукции.
Рассматривая подготовку производства как единую орга низационную систему, мы вправе считать, что в этой системе должен быть орган управления, способный координировать и оказывать необходимое воздействие на все процессы созда ния на предприятии тех или иных технических систем. Такой орган мог бы быть назван отделом управления подготовкой производства (ОУПП) — на предприятиях и отделом управ ления разработками и подготовкой производства (ОУРПП) — в объединениях. Отдел управления подготовкой производства или соответствующее ему подразделение должно обеспечить реализацию функций управления: координации и активиза ции планирования, организации работ, регулирования (опе ративного управления) и учета работ по созданию новых видов продукции, а также их дифференциацию по целевому назначению.
Функции управления, образующие процессы управления, представляют собой содержание системы управления, а комп-
.лѳксы функций, сгруппированных по подсистемам управле ния, — содержание этих подсистем. Функции определяют со бой внутреннюю структуру органа управления, как в любом явлении содержание определяет собой форму. Структура сис темы управления выступает в качестве формы системы.
В составе единого органа управления, которым должен •стать на предприятии отдел управления подготовкой произ водства, могут быть выделены звенья управления, обеспечи вающие реализацию всех основных функций управления и ре шение специальных задач управления.
Трем подсистемам управления процессами создания новой продукции: подсистеме управления сроками подготовки про изводства, подсистеме управления ресурсами и затратами п подсистеме управления технико-экономическими параметрами новых изделий — должны соответствовать создаваемые в •структуре органа управления управленческие звенья. Такими
.подразделениями могут быть:
Бюро управления работами по подготовке производства.
125
Бюро управления ресурсами и затратами.
Бюро управления технико-экономическими параметрами новых изделий.
Бюро управления работами по подготовке производства создается для обеспечения планирования, контроля и регули рования сроков работ по '.разработке и освоению производст
ва новой продукции. В соответствии |
с этими функциями в- |
||
составе бюро должны быть выделены |
группы: |
к а л е н д а р |
|
ног о п л а II и р о в а н и я и |
р е г у л и р о в а н и я |
х о д а р а- |
|
бот. |
|
|
|
Бюро управления ресурсами и затратами выполняет функ |
|||
ции планирования потребных |
для выполнения |
работ трудо |
вых и материальных ресурсов, денежных затрат, осуществле ния контроля за их расходованием и постоянного регулирова ния в целях достижения плановых показателей. Решение этих задач требует создания в составе бюро двух групп: п л а н и р о в а н и я р е с у р с о в и з а т р а т и р е г у л и р о в а н и я р е с у р с о в и з а т р а т .
Бюро управления технико-экономическими параметрами новых изделий должно быть создано в составе отдела в це лях обеспечения необходимых технических и экономических характеристик изделий. В ходе решения этой задачи необхо димо получить от проектировщиков и тщательно проанализи ровать установленные критерии, характеризующие качество и экономичность нового изделия; определить плановые техниче ские и экономические параметры продукции; довести эти па раметры до исполнителей; обеспечить постоянный контроль за ходом работ и регулирование в целях достижения запла нированных параметров. В бюро следует создать п л а н о в у ю г р у п п у и г р у п п у р е г у л и р о в а н и я к а ч е с т в а но в о г о и з д е л и я .
Реализация функции учета и тесно связанной с этой функ цией задачи создания нормативной базы управления, в силу своей специфичности, по-видимому, потребует создания спе циального бюро в составе отдела управления подготовкой про изводства — бюро учета и нормативов. В составе этого бюро целесообразно выделение группы учета и группы нормативов. Группа учета в своей учетной и аналитической работе долж на быть тесно связана с системой бухгалтерского и оператив ного учета и использовать данные этого учета.
Важным звеном отдела управления подготовкой производ ства должна быть группа руководителей работ. На современ ном крупном машиностроительном предприятии может про
126