Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
го в технической и экономической документации. Следует' отметить, что определение оптимальных по экономическимкритерням технических параметров сопровождается установ лением соответствующих им экономических показателей. Экономические показатели выступают в виде лимитной (пре дельной) цены или лимитов прямых затрат, которые опреде ляют собой максимально допустимый предел затрат, при котором новое изделие будет экономически эффективным.
Система управления процессом формирования техникоэкономического уровня новых изделий предполагает обяза
тельную |
реализацию функции |
регулирования. |
Необходи |
|
мо осуществление постоянного |
после каждого |
самостоя |
||
тельного этапа подготовки |
производства контроля за хо |
|||
дом работ |
по достижению |
запланированных технических и |
экономических параметров новых изделий и регулирования, которое включает в себя операции анализа отклонений от запланированного уровня, разработку программы устране ния отклонений и мер по реализации этой программы.
Требование обеспечения высокого технико-экономического уровня создаваемой техники выдвигает необходимость орга низации работ по определению оптимальных показателей но вой продукции и их достижению.
Одним из возможных направлений решения поставленной задачи является применение в ходе проведения проектноконструкторских, технологических и организационных работ функциональных методов экономического анализа.
Впоследние годы во многих странах мира получил рас пространение новый метод снижения затрат на производст во, известный в экономической литературе под названиями «инженерно-стоимостного анализам или «функционально стоимостного анализа». Новый метод имеет ряд отличий от применявшихся до сих пор: во-первых, он предусматривает применение функционального подхода, основанного на изыс кании наиболее экономических способов осуществления функций изделия; во-вторых, его использование связано с созданием в системе управления предприятием нового аппа рата специалистов, заннмающйхся вопросами снижения из держек производства средствами нового метода экономиче ского анализа.
Входе экономического анализа устанавливаются функ
ции, выполняемые изделием (или |
его составными |
частями), |
и осуществляется классификация |
этих функций |
на рабочие |
и вспомогательные, основные и второстепенные, |
которые, в |
Ö. О . Г . Т у р о в е ц . |
113 |
свою очередь, делятся на существенные и несущественные. Затраты на изготовление продукции также подразделяются на целевые и дополнительные. Целевые (полезные) затраты рассматриваются как минимально необходимые для обеспе чения изделием своих функций. Дополнительные затраты обусловлены несовершенством конструктивных решений, при менением неэффективных технологических методов, наличи ем в конструкции излишних функций. В процессе анализа проводится целенаправленная работа по сокращению допол нительных затрат и созданию конструкции, обеспечиваю щей изготовление изделия и его составных частей с затрата ми, приближающимися к уровню целевых расходов.
Мы полагаем, что новая методология технико-экономиче ского анализа в коде подготовки производства может полу чить наименование функционального метода экономического анализа.
Функциональные методы анализа требуют изучения и рассмотрения объекта проектирования с позиций представи телей многих подразделений предприятия: конструкторского и технологического отделов, отдела сбыта и службы контро ля качества, экономистов и производственников и т. д. В свя зи с этим функциональные методы анализа выступают как коллективная форма организации работ по созданию новой продукции. В составе предприятия образуются временные или постоянные пруппы специалистов различных специально стей, осуществляющих на основе принципов функционально го анализа проектирование новых видов продукции машино строения.
Опыт промышленности ПНР, ГДР, ЧССР и практическая деятельность отечественных предприятий показывают высо кую эффективность применения новых ' методов экономиче ского анализа для повышения технико-экономического уров ня создаваемой техники.
Система управления процессом формирования техникоэкономических параметров новой продукции должна дейст вовать на всех предприятиях машиностроения. Безусловно, целесообразна разработка ГОСТа, регламентирующего по рядок работ по обеспечению высокого технического и эконо мического уровня создаваемой техники.
114
§ 2. СТРУКТУРА С И С ТЕМ Ы УПРАВЛЕНИЯ
Совершенствование организации управления процессами создания новой продукции предполагает необходимость ра ционализации структуры управления подготовкой производ ства.
На машиностроительном предприятии в ходе подготовки производства каждого конкретного вида продукции возника ют особые управленческие задачи. В современных условиях эти задачи решаются чаще всего на основе сложившейся на предприятиях линейно-функциональной структуры, когда каждое техническое и производственное подразделение и каждая служба заводоуправления специализируются на вы
полнении определенных функций — конструкторских, |
техно |
логических, снабженческих.и т. д. В этом случае |
каждая |
функционально-специализированная служба не является ис полнителем работ по обеспечению создания изделия в целом. Она выполняет отдельные элементы общего комплекса ра бот, получая завершенные на определенном этапе результа ты деятельности других функциональных подразделений -и че рез некоторое время предоставляя фронт работ последующим исполнителям. Иногда отдельные работы выполняются рядом подразделений параллельно. Но это не изменяет сути поряд ка организации работ.
Приспособление линейно-функциональной структуры к задачам освоения новой продукции идет по линии выделения работника, координирующего деятельность отдельных под разделений. В ряде случаев эта работа осуществляется за местителем главного инженера предприятия. Иногда выде ляется работник меньшего ранга. 'Влияние такой функцио нальной координации на процессы создания новой продук
ции и на саму организационную структуру |
является мини |
|||
мальным. |
организационная |
структура предприя |
||
Функциональная |
||||
тия приведена на рис. 9. |
обладает |
определенными |
||
Функциональная |
структура |
|||
преимуществами — она обеспечивает |
специализацию работ |
ников и подразделений в области техники и технологии и по зволяет квалифицированно решать задачи создания новых видов продукции. Но ей присущи и недостатки. Б действую щем производстве основные усилия руководителей и всех функциональных подразделений направлены на обеспечение выполнения текущего производственного плана и практиче-
Э* |
115 |
инженер |
ода |
Главный |
зав |
X
ю
5- *
я« I
е; о £ * г * Кв >•
иѵэт> зічнчігpjHewÄdxoff
ни’пРіь.гк'А.моіт |
cd*g |
|
|
ИУдэРюо |
OÖCHO |
|
Н И О О і |
I |
- P C O C P U |
Й Н V 3 a f c . M j Q t / 0 H X g J . I |
|
or1wg |
fiovaaf.Hjctfofâ'äpj |
|
иитіГік.чДиоу |
pooig I |
|
|
r M Q O i |
I |
p d p - v p i * ^ ►»м Э Д ^ и д р с Г О Н Г ^ I |
||
|
Hu:вTHBO |
I |
r H wt e c c Hf c Qi BHOb |
L>c}o<yI |
|
rCO*g |
&: О ?ЦИ ;OUG* r<3□ |
/ Э
~ 0
N3
0 б і Э Г С 8 ? Н б С Н | > С М Ц С и О
ин'пр^неиДнои flömq
odBJp ètujdoІVhüI JM цJ
Puc. 9. Функциональная организационная структура предприятия
«1 6
ски никто не несет ответственности за создание нового изде лия. Другим недостатком является отсутствие носителя пол номочий в отношении объединения всех функций по реали зации задач создания конкретного вида новой техники.
Требования ускорения научно-технического прогресса вы двигают необходимость одновременно вести подготовку про изводства нескольких типов и модификаций машин. В этих, условиях функциональный принцип построения органов под готовки производства не может ірешать в полной мере воз никающих задач.
В последнее время в нашей стране и в ряде зарубежных, стран выдвинут принцип построения организационной струк туры на базе программы работ. Основные черты этого ново го подхода характеризуются тем, что в организационной структуре формируются новые предметно-специализирован ные обособленные органы. Каждый из них охватывает весь, объем работ по определенной программе, направленной на создание конкретного изделия и обеспечивает руководство работами от начала разработки до ее внедрения в производ ство. Концепция организации работ и управления ими на. основе программного принципа состоит в том, что вся сово купность работ и усилий, обеспечивающих достижение опре деленной цели, рассматривается как единый объект органи зации и руководства.
Организация управления на основе программы работ оказывается чрезвычайно эффективной. Здесь создаются предпосылки для повышения ответственности исполнителей, четкрго распределения обязанностей, координации всех ви дов работ и т. д. »
Однако необходимо иметь в виду, что в том случае, когда' разработка и освоение новых видов продукции ведется в ус ловиях производственных объединений и промышленных предприятий, создание организационной структуры на основепрограммного подхода внутри объединения или предприятия не может быть осуществлено. Функциональные подразделения сохраняются для обеспечения текущего производства и не могут быть заменены подразделениями, созданными по про граммному принципу.
Возникает задача создания такой структуры, которая, со храняя преимущества функциональной системы и программ ной организации работ, была бы достаточно гибкой и хоро шо приспосабливалась к постоянным изменениям, и в то же
117”
время, чтобы ее формирование не противоречило бы реше нию задач основного производства.
Попытки создания такой организационной структуры име ют место и в нашей стране, и за рубежом. В ряде зарубеж ных государств такая структура получила название матрич ной |4. Организация, построенная по типу матрицы, может
.обеспечить выполнение работ по выпуску традиционной про дукции и одновременному освоению р<яда изделий. В этом
.случае функциональные подразделения, располагающие соот ветствующим опытом,ориентируются на участие в выполне нии работ по нескольким программам. Возможности специа лизированных функциональных подразделений оказываются доступными для руководителей работ по отдельным видам техники.
В литературе имеются указания о том, что матричная си стема обеспечивает «...гибкость, необходимую для освоения производства новых видов продукции и возможность непохредственного контроля над решением как крупных, так и меньших по масштабам задач»*1516. Анализ зарубежных источ ников показывает, что ряд авторов выделяют две разновид ности матричной структуры: проектно-матричную и функцио нально-матричную Iü.
При проектно-матричной организации управления сотруд ники функциональных отделов выделяются в подчинение ру ководителю проекта на все время работы по реализации это-
то проекта. Руководитель |
проекта |
осуществляет общее ру- |
||
.ководство, устанавливает «...как, что и |
когда должно |
быть |
||
•сделано»,17 осуществляет |
контроль |
за |
выполнением |
работ |
по данному проекту. Руководители |
же функциональных от |
делов обеспечивают выполнение административных функций, ■оказывают своим работникам техническую помощь, обеспе чивают их технической информацией.
На рнс. 10 представлена схема организации работ и уп равления ими при проектно-матричной организации управ ления» 18.
ы Наука, техника, управление, с. 314; Новое в теории и практике уп равления производством в США. Под ред. Мильнера Б. 3. М., 1972, с. 139.
15 Наука, техника, управление, с. 313.
16 М а р е н Ч. Проектный метод организации и управления в промыш ленности. — В кн.: Современные методы внутрифирменного управления в
і капиталистических странах. М., 1970, с. 60—69. ■7 Там же.
18 См. схему, там же, с. 70.
Н18
Рис. 10. Проектно-матричная организационная структура.
При функционально-матричной организации управления. сотрудники функциональных подразделений действуют в рамках двойного подчинения по проекту и по отделам., ß каждом отделе создается группа проекта. Ее старший ис полнитель (руководитель группы) имеет две линии подчине ния: он подчинен руководителю отдела и руководителю про екта. При этом руководитель проекта полностью отвечает за выполнение проекта. Руководитель же функционального от дела отвечает за техническую квалификацию, качество ра бот, обеспечивает надлежащие условия работы и т. д. Руко водитель отдела отвечает «...за то, как выполняется работа,, а руководитель проекта определяет, что и когда должно быть. выполнено»19.
На рис. 11 показана схема организации работ и управле ния ими при функционально-матричной организации управ ления 20.
На схеме А, Б, В и т. д. — старшие исполнители работ- (руководители групп), а М, N — руководители проектов.
В условиях отечественного машиностроения известны слу чаи создания организационных систем, воплощающих идеиматричной организации. Об этом говорит опыт ряда пред приятий г. Воронежа. Так, на Воронежском станкостроитель-
19 Там же, с. 70.
20 См. схему, там же, с. 71.
119-
Рис. 11. Фуикщіоііальио-матрпчііая организационная структура.
ном заводе нм. 50-летия ВЛКСМ при запуске в производст во новых станков ^создаются комплексные бригады (группы) ^работников различных специальностей (конструкторов, тех нологов, производственников), осуществляющих работы по
.подготовке производства к выпуску конкретных видов про дукции. При освоении самолета ТУ-144 на Воронежском авиационном заводе также создаются крупные комплексные ■группы работников, участвующих в работе по изготовлению опытных образцов самолета еще в конструкторском бюро.
Вместе с тем нельзя не отметить, что лаже на передовых предприятиях отсутствует четкость в возникающих при при менении матричных принципов взаимоотношений, не выде ляются полноправные руководители работ и соответствен но— старшие исполнители в отделах, не определена ответст венность функциональных и проектных подразделений за ус пех работ'по проекту и т. д.
Мы полагаем, что на машиностроительных предприятиях, ^систематически обновляющих выпускаемую продукцию, целе сообразно создание организационной структуры типа матрицы, которая будет иметь функциональную ориентацию по верти кали и предметную по горизонтали. Такая организационная структура может быть названа предметно-функциональной. Ее отличие от ныне существующей на предприятиях функ-
.циоиальной структуры состоит в том, что в органах подго
‘120