Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Это означает,' что даже при установлении на кара гандинский уголь самостоятельной базисной цены зна чительная часть карагандинского угля будет реализо ваться у потребителей, находящихся в зоне сбыта куз нецкого угля. Цена для них в месте потребления, опре деляемая путем прибавления к цене базисного пункта кузнецких углей транспортных расходов, будет меньше цены, определяемой путем прибавления транспортных расходов к базисной цене карагандинского угля. Причина этого расхождения — различие затрат при транспорти ровке менее калорийного карагандинского угля.
Методика согласования цен базисных пунктов кара гандинского и кузнецкого углей схожа с методикой со гласования цен.базисных пунктов кузнецкого и черемховского углей. Караганда не находится непосредствен но на линии движения кузнецких углей. Возможной точкой их встречи является ст. Сороковая (вместо куз нецких углей сюда могут поступать экибастузские угли, но по цене за 1 т уел. топлива кузнецких углей). Эта станция и принимается за линию ценораздела кузнец ких и карагандинских углей, от которой в направлении
Поволжья |
и Урала |
они идут |
по |
одной |
магистрали |
||||
(рис. 7). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние от Новокузнецка до ст. Сороковая со |
|||||||||
ставляет |
1747 км, |
железнодорожный тариф — 4 р. 65 к., |
|||||||
а провозная |
плата |
за |
1 т уел. топлива угля средней ка |
||||||
лорийности |
для |
Кузнецкого |
бассейна — 5 р. |
19 к. Цена |
|||||
на ст. Сороковая составит |
14 р. 58 |
к. (9,39 + 5,19). Рас |
|||||||
стояние |
от |
ст. |
Сороковая |
до |
Караганды |
составляет |
220 км, железнодорожный тариф — 95 коп., а провозная
плата за 1 т уел. топлива угля средней |
калорийности |
для Карагандинского бассейна (0,764) — 1 |
р. 24 к. Отни |
мая эту величину от цены на линии ценораздела кузнец
ких и карагандинских углей |
(ст. Сороковая), |
получим |
цену карагандинского угля, |
равную 13 р. 34 к. |
(14,58— |
-1,24). |
|
|
Карагандинский уголь, попадающий в Северный Ка захстан, на Урал и в Поволжье, сможет реализоваться лишь по ценам базисного пункта кузнецкого угля. Это произойдет потому, что калорийность карагандинских углей на 17% ниже калорийности кузнецких углей.
Например, провоз 1 т уел. топлива кузнецкого угля с калорийностью, принятой при определении базисной
7* |
187 |
|
цены (0,896), от ст. Сороковая (т. е. той точки, где цена 1 туел. топлива кузнецких и карагандинских углей рав
на) |
до |
ст. |
Есиль на |
расстояние 388 |
км обойдется в |
1 р. |
23 |
к., |
а провоз 1 |
т уел. топлива |
карагандинского |
угля |
(с калорийностью, |
принятой при определении цены |
Новокузнецк
|
|
Караганда |
Условные одозна чения: |
|
|
— - железнодорожные |
|
|
магистрали |
|
|
-------направление движения |
1 |
|
к у з н е ц к о г о у г л я |
! |
|
-------направление движения |
^ |
Б е р л и н |
карагандинского угля |
|
|
Рис. 7. Схема транспортных потоков кузнец кого и карагандинского углей на линии ценораздела зон сбыта
базисного пункта) составит 1 р. 58 к., т. е. будет выше на 35 коп. Расчетная цена кузнецких углей для ст. Есиль составит 15 р. 81 к., а карагандинских— 16 р. 16 к., т. е. на 2% выше. Поскольку при системе цен'базисных пунк тов потребитель оплачивает любому поставщику лишь ту цену за 1 туел. топлива, которая для него минималь на при поставке из любого базисного пункта, цена для которого указана в прейскуранте, то поставщику кара гандинского угля он заплатит за 1 т уел. топлива 15 р. 81 к. франко-станция Есиль.
Схема определения цен базисных пунктов на энер гетический уголь и территориальной дифференциации их изображена на рис. 8 и 9. Прейскурант цен базисных
188
пунктов на энергетический уголь будет иметь примерно следующую форму, дополненную таблицей абсолютных значений скидок и надбавок за другие показатели энер гетической ценности угля.
Примерная форма прейскуранта цен базисных пунктов на энергетический уголь
|
|
Т а б л и ц а 44 |
|
Цена 1 m |
Калорийный Экви |
Базисные пункты |
уел. топлива |
валент, принятый |
в базисном |
при расчете цены |
|
|
пункте |
в базисном пункте |
Ясиноватая....................... |
19—88 |
0,878 |
К р а о н е ................................ |
22—07 |
0,803 |
Воркута.............................. |
18—01 |
0,893- |
Новокузнецк...................... |
9—39 |
0,896 |
И т. д. |
|
|
Для бассейнов, образующих ареалы сбыта углей, самостоятельные прейскурантные цены не устанавлива ются. В правилах пользования прейскурантом должен быть оговорен порядок расчета цен в местах потребле ния, заключающийся в том, что потребитель независимо от фактических транспортных связей и затрат поставщи ка оплачивает 1 т уел. топлива в месте потребления по постоянной цене, которая является наименьшей для него при определении ее относительно различных базисных пунктов. Общая формула, которая должна быть приве дена в прейскуранте для определения цены натуральной тонны угля в местах потребления в зависимости от раз личной его калорийности, примет следующий вид:
цт=(цбу+ ^ у я ф, |
|
(1) |
|
где Дни — цена франко-станция назначения |
для отдель |
||
ного пункта потребления за тонну натурально |
|||
го топлива; |
|
|
|
Дбу — цена 1 г уел. топлива в базисном пункте; |
|||
Тбн — тариф за перевозку натуральной |
тонны угля |
||
от базисного пункта до пункта |
потребления; |
||
Кб — теплотворный |
коэффициент |
угля, принятый |
|
при расчете цены в базисном пункте; |
|||
Кф — теплотворный |
коэффициент |
поставляемого |
|
угля. |
|
|
|
189
Рис. 8. Схема определения цен базисных пунктов энергетического угля, руб./т уел. топлива
Рис. 9. Территориальная дифференциация цен базисных пунктов на энергетический уголь на линии Львов_ Ясиноватая — Ленинград — Владивосток
Рассмотрим технику пользования этой формулой на примере потребителей Свердловска. Цена в базисном пункте, к которому тяготеет Свердловск, составляет в нашем примере 9 р. 39 к. за 1 т уел. топлива (ст. Ново кузнецк) при теплотворном коэффициенте, принятом при расчете цены в базисном пункте — 0,896. Транспортный тариф на перевозку 1 тнатурального топлива от ст. Но вокузнецк до Свердловска составляет 5 р. 15 к., а с уче том коэффициента калорийности, принятого при расчете цены в базисном пункте, затраты на перевозку 1 т уел. топлива составят 5 р. 77 к. Следовательно, цена франковагон станция назначения Свердловск составит 15 р. 16 к. за 1 т уел. топлива. Эта цена определяется потребите лем, расположенным в Свердловске, лишь один раз за все время пользования прейскурантом. В формуле (1)
она соответствует значению
В дальнейшем потребители Свердловска, зная эту це ну (15 р. 16 к. за 1 т уел. топлива), рассчитываются с поставщиками вне зависимости от изменения поставщи ка, корректируя эту цену на теплотворный коэффициент поставляемого угля.
Цена 1 т натурального топлива для Свердловска оп ределится по формуле
15,16-/Сф,
где Дни, Кф — то же, что и в формуле (1); 15, 16 — постоянная на период действия прейску
ранта цена 1 т уел. топлива франко-вагон станция Свердловск.
Для облегчения пользования прейскурантом цен ба зисных пунктов целесообразно возродить публикацию провозных плат дополнительно к прейскуранту. В 1925 г., когда в СССР применялись цены базисных пунктов, был выпущен «Справочник стоимости провоза товаров изо всех уездов СССР до Москвы и ближайшего морского порта», где. приводилась провозная плата для каменного угля1. Аналогичная практика существовала в США, где
1 «Так как цена на местах продуктов, которые производятся в избытке для вывоза или на внутренний центральный рынок через Москву, или для экспорта, определяется стоимостью его в Москве или в порте минус стоимость провоза и связанные с ним расходы,
192