Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это означает,' что даже при установлении на кара­ гандинский уголь самостоятельной базисной цены зна­ чительная часть карагандинского угля будет реализо­ ваться у потребителей, находящихся в зоне сбыта куз­ нецкого угля. Цена для них в месте потребления, опре­ деляемая путем прибавления к цене базисного пункта кузнецких углей транспортных расходов, будет меньше цены, определяемой путем прибавления транспортных расходов к базисной цене карагандинского угля. Причина этого расхождения — различие затрат при транспорти­ ровке менее калорийного карагандинского угля.

Методика согласования цен базисных пунктов кара­ гандинского и кузнецкого углей схожа с методикой со­ гласования цен.базисных пунктов кузнецкого и черемховского углей. Караганда не находится непосредствен­ но на линии движения кузнецких углей. Возможной точкой их встречи является ст. Сороковая (вместо куз­ нецких углей сюда могут поступать экибастузские угли, но по цене за 1 т уел. топлива кузнецких углей). Эта станция и принимается за линию ценораздела кузнец­ ких и карагандинских углей, от которой в направлении

Поволжья

и Урала

они идут

по

одной

магистрали

(рис. 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние от Новокузнецка до ст. Сороковая со­

ставляет

1747 км,

железнодорожный тариф — 4 р. 65 к.,

а провозная

плата

за

1 т уел. топлива угля средней ка­

лорийности

для

Кузнецкого

бассейна — 5 р.

19 к. Цена

на ст. Сороковая составит

14 р. 58

к. (9,39 + 5,19). Рас­

стояние

от

ст.

Сороковая

до

Караганды

составляет

220 км, железнодорожный тариф — 95 коп., а провозная

плата за 1 т уел. топлива угля средней

калорийности

для Карагандинского бассейна (0,764) — 1

р. 24 к. Отни­

мая эту величину от цены на линии ценораздела кузнец­

ких и карагандинских углей

(ст. Сороковая),

получим

цену карагандинского угля,

равную 13 р. 34 к.

(14,58—

-1,24).

 

 

Карагандинский уголь, попадающий в Северный Ка­ захстан, на Урал и в Поволжье, сможет реализоваться лишь по ценам базисного пункта кузнецкого угля. Это произойдет потому, что калорийность карагандинских углей на 17% ниже калорийности кузнецких углей.

Например, провоз 1 т уел. топлива кузнецкого угля с калорийностью, принятой при определении базисной

7*

187

 


цены (0,896), от ст. Сороковая (т. е. той точки, где цена 1 туел. топлива кузнецких и карагандинских углей рав­

на)

до

ст.

Есиль на

расстояние 388

км обойдется в

1 р.

23

к.,

а провоз 1

т уел. топлива

карагандинского

угля

(с калорийностью,

принятой при определении цены

Новокузнецк

 

 

Караганда

Условные одозна чения:

 

 

— - железнодорожные

 

 

магистрали

 

 

-------направление движения

1

 

к у з н е ц к о г о у г л я

!

 

-------направление движения

^

Б е р л и н

карагандинского угля

 

 

Рис. 7. Схема транспортных потоков кузнец­ кого и карагандинского углей на линии ценораздела зон сбыта

базисного пункта) составит 1 р. 58 к., т. е. будет выше на 35 коп. Расчетная цена кузнецких углей для ст. Есиль составит 15 р. 81 к., а карагандинских— 16 р. 16 к., т. е. на 2% выше. Поскольку при системе цен'базисных пунк­ тов потребитель оплачивает любому поставщику лишь ту цену за 1 туел. топлива, которая для него минималь­ на при поставке из любого базисного пункта, цена для которого указана в прейскуранте, то поставщику кара­ гандинского угля он заплатит за 1 т уел. топлива 15 р. 81 к. франко-станция Есиль.

Схема определения цен базисных пунктов на энер­ гетический уголь и территориальной дифференциации их изображена на рис. 8 и 9. Прейскурант цен базисных

188


пунктов на энергетический уголь будет иметь примерно следующую форму, дополненную таблицей абсолютных значений скидок и надбавок за другие показатели энер­ гетической ценности угля.

Примерная форма прейскуранта цен базисных пунктов на энергетический уголь

 

 

Т а б л и ц а 44

 

Цена 1 m

Калорийный Экви­

Базисные пункты

уел. топлива

валент, принятый

в базисном

при расчете цены

 

пункте

в базисном пункте

Ясиноватая.......................

19—88

0,878

К р а о н е ................................

22—07

0,803

Воркута..............................

18—01

0,893-

Новокузнецк......................

9—39

0,896

И т. д.

 

 

Для бассейнов, образующих ареалы сбыта углей, самостоятельные прейскурантные цены не устанавлива­ ются. В правилах пользования прейскурантом должен быть оговорен порядок расчета цен в местах потребле­ ния, заключающийся в том, что потребитель независимо от фактических транспортных связей и затрат поставщи­ ка оплачивает 1 т уел. топлива в месте потребления по постоянной цене, которая является наименьшей для него при определении ее относительно различных базисных пунктов. Общая формула, которая должна быть приве­ дена в прейскуранте для определения цены натуральной тонны угля в местах потребления в зависимости от раз­ личной его калорийности, примет следующий вид:

цт=(цбу+ ^ у я ф,

 

(1)

где Дни — цена франко-станция назначения

для отдель­

ного пункта потребления за тонну натурально­

го топлива;

 

 

 

Дбу — цена 1 г уел. топлива в базисном пункте;

Тбн — тариф за перевозку натуральной

тонны угля

от базисного пункта до пункта

потребления;

Кб — теплотворный

коэффициент

угля, принятый

при расчете цены в базисном пункте;

Кф — теплотворный

коэффициент

поставляемого

угля.

 

 

 

189



Рис. 8. Схема определения цен базисных пунктов энергетического угля, руб./т уел. топлива

Рис. 9. Территориальная дифференциация цен базисных пунктов на энергетический уголь на линии Львов_ Ясиноватая — Ленинград — Владивосток

Рассмотрим технику пользования этой формулой на примере потребителей Свердловска. Цена в базисном пункте, к которому тяготеет Свердловск, составляет в нашем примере 9 р. 39 к. за 1 т уел. топлива (ст. Ново­ кузнецк) при теплотворном коэффициенте, принятом при расчете цены в базисном пункте — 0,896. Транспортный тариф на перевозку 1 тнатурального топлива от ст. Но­ вокузнецк до Свердловска составляет 5 р. 15 к., а с уче­ том коэффициента калорийности, принятого при расчете цены в базисном пункте, затраты на перевозку 1 т уел. топлива составят 5 р. 77 к. Следовательно, цена франковагон станция назначения Свердловск составит 15 р. 16 к. за 1 т уел. топлива. Эта цена определяется потребите­ лем, расположенным в Свердловске, лишь один раз за все время пользования прейскурантом. В формуле (1)

она соответствует значению

В дальнейшем потребители Свердловска, зная эту це­ ну (15 р. 16 к. за 1 т уел. топлива), рассчитываются с поставщиками вне зависимости от изменения поставщи­ ка, корректируя эту цену на теплотворный коэффициент поставляемого угля.

Цена 1 т натурального топлива для Свердловска оп­ ределится по формуле

15,16-/Сф,

где Дни, Кф — то же, что и в формуле (1); 15, 16 — постоянная на период действия прейску­

ранта цена 1 т уел. топлива франко-вагон станция Свердловск.

Для облегчения пользования прейскурантом цен ба­ зисных пунктов целесообразно возродить публикацию провозных плат дополнительно к прейскуранту. В 1925 г., когда в СССР применялись цены базисных пунктов, был выпущен «Справочник стоимости провоза товаров изо всех уездов СССР до Москвы и ближайшего морского порта», где. приводилась провозная плата для каменного угля1. Аналогичная практика существовала в США, где

1 «Так как цена на местах продуктов, которые производятся в избытке для вывоза или на внутренний центральный рынок через Москву, или для экспорта, определяется стоимостью его в Москве или в порте минус стоимость провоза и связанные с ним расходы,

192