Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако и в этом случае не исключается влияние центробежных сил вращающихся масс шатунов на величины векторов диаграмм шатунных шеек. На рис. 38 представлены векторные диаграммы первой коренной 1 и шатунной 2 шеек, которые построены на основании данных граф 19 и 20 табл. 12; при этом векторы диа­ граммы 1 получены графическим путем как реакции результирую­ щих векторов диаграммы 2 в данном случае для симметричного колена, однако этот способ позволяет строить диаграмму 1 и для несимметричных колен. На диаграмме 2 показано влияние цен-

т

'

Рис. 37. Расчетные положения смежных

кривошипов 5, 6 к при­

меру 14:

 

/ — д л я с о с т а в л е н и я р а с ч е т н ы х ф о р м у л ; 2 — д л я у ч е т а в л и я н и я ц е н тр о ­ б е ж н ы х си л

тробежной силы приведенных к оси шатунной шейки вращаю­ щихся масс главного и прицепных шатунов и их нижних головок, которое приводит или к параллельному перемещению точек диа­ граммы 2 вверх по направлению действия силы Раш (в положе­ ние 3), или к переносу центра диаграммы из точки О в точку 0'

на величину Р шш, что видно из сопоставления векторов qa и qa- Векторная диаграмма 4 для коренной шейки 5, 6 между кривоши­ пами 5 и 6 построена по данным граф 12 и 13 расчетной табл. 22. Векторная диаграмма 5 для вкладыша' шатунной шейки построена с учетом влияния центробежной силы Раш = —40 кН, по данным граф 2 и 3 табл22 с изменением цифр в графе 3 на величину Раш = = —40 кН. На рис. 39 представлены векторные диаграммы ша­ тунной и нижцей коренной шеек и вкладыша шатунного подшип­ ника двенадцатицилиндрового радиального двигателя «Нордберг», составленные на'основании данных граф 62 и 75 расчетной табл. 17, а также данных кривой 6 на рис. 32, для дополнительных

101

Рис. 38.-Векторные диаграммы для шатунных и коренных подшипни­ ков двигателя по схеме на рис. 25 к примеру 14

102


Рис. 39. Векторные диаграммы шатунного и коренного подшипников двигателя «Нордберг»

углов а = 5, 15 и 25°; 1 — векторная диаграмма для шатунной шейки; 3 — векторная диаграмма для подшипника (вкладыша) обоймы нижних головок шатунов без учета и 4 с учетом влияния центробежной силы Раш = 200 кГ; 2 и 5 развернутые полярные диаграммы для шатунной и нижней коренной шеек коленчатого вала.

При построении развернутой диаграммы результирующих сил, действующих на шатунную шейку, для определения вели­

чин &тах и &Ср векторы qi должны измеряться от центра О", учитывающего влияния центробежной силы Ршш приведенных к осй шатунной шейки вращающихся масс обоймы и шатунов. При построении векторных диаграмм коренных подшипников «-блочных ДВС вместо касательных и радиальных составляющих результирующих сил могут быть использованы вертикальные и горизонтальные составляющие результирующих сил, действую­

щих на

колено вала [4].

17.

Определение дополнительных нормальных сил Р п

от действия прицепных шатунов звездообразных ДВС,

 

передаваемых через главный шатун гильзе

 

его рабочего цилиндра

От главного шатуна на гильзу его рабочего цилиндра через

поршень передается нормальная сила ± Р ла, которую условимся

считать положительной при ходе расширения и отрицательной при ходе сжатия поршня главного шатуна. Кроме этой нормальной

силы, через главный

шатун от действия каждого

прицепного

шатуна передаются

дополнительные нормальные

силы ± Р пі,

знаки которых соответствуют знакам сил Рпа от действия главного шатуна.

Рассмотрим секцию кривошипно-шатунного механизма с при­ цепными шатунами звездообразного двигателя (при нечетном числе рабочих цилиндров или блоков), у которого углы уг расста­ новки пальцев нижних головок прицепных шатунов в обойме, или в нижней головке главного шатуна, равны углам между осями рабочих цилиндров (или между плоскостями блоков) на картере двигателя у 2 — уг и yk (k — 1) уг (рис. 40). Расстояния от осей пальцев нижних головок прицепных шатунов до оси нижней головки главного шатуна одинаковы, т. е. г2 = /-3 = • • • = rL = г. Длины L2i. . ., L. всех прицепных шатунов одинаковы. Индексы у буквенных обозначений величин соответствуют номерам рабочих цилиндров, считая первым цилиндр главного шатуна.

Разделим секцию кривошипно-шатунного механизма двига­ теля плоскостью симметрии, проходящей через ось рабочего цилиндра главного шатуна (или через оси рабочих цилиндров блоков главных шатунов) на две группы. Первой группой цилин­ дров будем считать те, которые расположены от плоскости сим­ метрии в сторону вращения кривошипа, и второй группой — рас-

104


положенную с другой стороны от плоскости симметрии. В каж­ дой группе для каждой секции кривошипно-шатунного механизма

будет находиться 1 рабочих цилиндров при нечетном числе

блоков рабочих цилиндров.

Рассмотрим первую группу рабочих цилиндров. 'Допустим, что в начале хода расширения или наполнения в цилиндре глав­ ного шатуна кривошип отклонился от его в- м. т- на угол а г Тогда от действия главного шатуна на гильзу его цилиндра будет

-1>п1

Рис. 40. Расчетная схема для определения нормальных сил Рп1 от действия прицепных шатунов

передаваться нормальная сила + Р пѴ Если вдоль шатуна второго рабочего цилиндра действует сила создает дополнительный положительный момент шатуне

Мга Рш2^2»

где

прицепного Д ш2, то она на главном

(90)

К = г sin <р2;

(91)

Фг = ßi + ßä-

Для положения кривошипно-шатунного механизма, изобра­ женного на рис40, углы ßx и ß3 являются положительными.

105

<Хі

0

Та

2

> — ^ 2

<180°

 

О

О

СО

 

180°+

^ 2

>180°+

^2

<360°

0

 

 

Т а б л и ц а

23.

Зависимость знаков углов ßlt ß*, ß„,

 

 

Первая группа цилиндров

 

 

 

 

Для цилиндра 2

 

 

 

 

Для к го цилиндра

 

ß>

ß*

Ф„

 

lh

 

a t

ß.

h

ч

ft*

0

+

+

 

+

 

0

0

+

+

-1 -

+

т1

-j-rnax

-j-max

 

Vfe

+

+max

+max

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

+

0

 

'

+

>

Ж

+

0

+

+

 

 

 

 

 

.

2

 

 

 

 

+ ßl =

0

 

0

<180°

+ßl= = - ß ü

о-

0

0

= -ß *

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

О

 

 

СОО

 

 

—max

—max

180°+

 

 

—max

—max

 

 

 

 

 

^

2

 

 

 

 

 

0

 

 

 

>180°+

 

0

 

 

 

 

 

 

 

+

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

2

 

 

 

 

- ß i= = -j-ßa

0

 

0

<360°

- ß l= = +ß*

0

0

0

+

+

 

+

 

0

0

+

+

+

<р£,

фл и плеч hk,

hn от угла ах

поворота кривошипа

 

 

 

 

 

 

 

 

В т о р а я гр у п п а ц и л и н д р о в

 

 

 

 

 

 

 

Д л я ц и л и н д р а i

 

 

 

 

Д л я п- го ц и л и н д р а

 

•a ,

 

ß«

p 1

*>1

h i

 

<Xi

 

ß.

 

ч

л «

 

0

 

0

__

_

___

 

0

 

0

_

_

.-

 

Уа

 

+ ß i == - ß /

0

0

 

Yn

 

+ ß l == - ß «

0

0

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

 

2

+

0

+

+

> Т д ■

+

0

+

+

 

 

 

 

 

^

 

2

 

 

 

 

< 1 8 0 °

+

+

+ m a x

+ ш а х

< 1 8 0 °

+

+

+ і п а х

+ m a x

 

 

 

 

 

 

1

 

 

о

 

 

 

 

 

1 8 0 °

0

-I-

• +

“Г .

 

со

о

0

+

+

+

 

 

 

1 8 0 ° +

- ß x ==

+ß*

.0

0

00 о

 

- ß l = = + ßn

0

0

 

 

 

 

 

 

4 .

1

 

 

 

 

}1-

 

 

 

 

 

^

 

2

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> 1 8 0 ° +

 

0

> 1 8 0 ° +

0

 

 

+

Ж

 

 

 

 

+

Ѵ»

 

 

 

 

^

 

2

 

 

 

 

^

2

 

 

 

 

' < 3 6 0 °

— m a x

— m a x

< 3 6 0 °

— m a x — m a x

 

0

 

0

 

 

0

 

0

С увеличением угла а х угол ßx будет расти, а угол ß2 будет уменьшаться, но угол ср2 и плечо /г2 будут расти и при а 1 = - і- у 2

достигнут значений +ф 2тах и + /i2maxКогда ось прицепного шатуна второго цилиндра совместится с осью его цилиндра при

ссх t>-^~ у г» угол ß2 обратится в нуль, а затем будет расти в сто­

рону отрицательных значений. При повороте кривошипа на угол а х < 180°, при котором ось прицепного шатуна второго цилиндра

совпадет с радиусом г2 или с линией 0 'А 2,

вследствие чего угол

—ß2 = +ßi> угол между осями главного

и прицепного шатуна

второго цилиндра станет равным у2, а угол ср2 и плечо 1і2 мо­ мента М п2 обратятся в нули. При дальнейшем вращении криво­ шипа угол Н ^ібудетуменьшаться, угол—ß26yÄeTpacTH, ауголср2 и плечо h 2 момента М п2 будут увеличиваться при отрицательном их значении. Когда ось главного шатуна вторично совместится с осью его цилиндра (ссх == 180°), угол ßx обратится в нуль, а угол ß2 достигнет своего наибольшего отрицательного значения. При > 180° угол ßx будет увеличиваться при отрицательном его значении, а угол ß2 — убывать, но угол —ср2 будет увеличи­ ваться и достигнет своего наибольшего отрицательного значе­

ния при а х = 180°+ а затем будет убывать.

При дальнейшем вращении кривошипа ось прицепного ша­ туна 2 вторично совместится с осью второго цилиндра (а1 >> 180° +

+ -у-) при положении их поршня в н. м. т.; угол ß2 уменьшится до нуля, а затем будет расти при положительном его значении; угол ßi достигнет наибольшего отрицательного значения, а затем

будет убывать при том же знаке. Когда кривошип повернется на угол о+ < 360°, при котором ось прицепного шатуна вторично совпадает с линией 0'А 2, угол + ß 2 будет равен —ßx; угол ср2 = 0 и h2 = 0. При повороте кривошипа на о+ = 360° угол ßx будет равен нулю, а затем будет увеличиваться при положительном его значенииТаким образом для первой группы цилиндров можно установить зависимость от угла о+ поворота кривошипа знаков углов ßi> ß2 и ср2 и плеча Д2 момента Мп2 для цилиндра 2 и для

любого

другого цилиндра первой группы, что и представлено

в табл.

23.

Рассмотрим вторую группу цилиндров. Если

при

повороте

кривошипа на угол 0+ вдоль прицепного шатуна

і-го цилиндра

будет действовать сила Рт , то она создаст

момент на

главном

шатуне

 

 

 

- М „ г= Р шг( - А г),

 

 

(92)

107

106


где

—/г; = г (—sin ср.),

в.

котором

—sin ср;. =

sin (—срг) =

= sin (+ ß x — ß() при ßx <

ßr

 

 

 

 

С увеличением угла а х угол + ßx растет, а, угол —ß£ умень­

шается. Когда ось і-го прицепного шатуна первый раз

совпадет

с радиусом г{, т. е. с линией 0 'Ар

угол между осями

главного

и і-го прицепного шатунов

будет

равен

у2, угол

+ ßx = —ßf;

угол

ф;. = 0 и /і(- = 0.

При

дальнейшем

вращении

кривошипа

ось і-го прицепного шатуна первый раз совпадет с осью его ци­ линдра, угол —ß; обратится в нуль, а затем будет увеличиваться при положительном значении; угол срг. и плечо /гг станут больше нуля. Когда кривошип повернется на угол ссх <| 180°, угол ср,- =

= - fß i+ ß,. и

ht достигнут наибольших положительных значе­

ний.

180° угол + ßx обращается в нуль, а затем увели­

Когда а х =

чивается при отрицательном значении. При повороте кривошипа на угол а х = 180° + -^- ось і-го прицепного шатуна вторично

совпадет с радиусом г£ или с линией О'Ар угол между осями глав­ ного и г-го прицепного шатунов станет равным у2, угол —ßx = = +ßi> Фі = 0 и А. = 0. При дальнейшем вращении кривошипа ось і-го прицепного шатуна вторично совпадет с осью его цилин­

дра ( а х > 180° -[--ту-), угол + ߣ обратится в нуль, а затем

будет

увеличиваться при отрицательном значенииПри а х <

360°

угол ср(- и плечо hi достигнут наибольших отрицательных значе­ ний и т. д. Приведенные выше рассуждения позволяют установить

зависимость от угла а х поворота кривошипа

знаков углов ßx,

ßt-, ф£ и плеча /г£ для і-го, а также для n-го

цилиндра второй

группы, которые и приведены в табл. 23-

 

Таким образом, определение дополнительных нормальных сил, передаваемых цилиндру главного шатуна от прицепных шатунов, сводится к определению углов ßx, ß2, ߣ_x, ß,- в зависи­ мости от угла ссх поворота кривошипа; значение этих углов и их

знаков позволяет определить углы ф2,

ф3, . . .,

ф£,

а также

плечи h2, h3, . . .,

моментов

Мп2,

Мпз,

. ., Мпг

Что

ка­

сается конечных.знаков этих моментов и сил

Рп2, Рпз,

■■.,

Р,н,

то они зависят от знаков сил Рш2, Рш3,

■. ., Рт ,

действующих

вдоль прицепных шатунов.

 

 

 

 

 

 

 

Углы ߣ в зависимости от а х и отношения

X =

могут быть

определены по таблицам, приведенным в трудах по ДВС

[3, 5, 6],

по формуле (1) или по формуле (d) настоящего параграфа.

 

Для определения углов ß2, ß3,

. . .,

ß; воспользуемся рис. 40.

Находим

 

 

 

 

 

 

 

 

« 2 =

72 « 1 и а х =

у2 — а 2.

 

 

(а)

Из Д 0’А'2В

 

 

 

 

 

 

 

 

-Jh

. — —L—

____Ь.____

 

 

(Ь)

sin у 2

sin 62

sin (уа -)- б2)

 

 

 

108


откуда

_L_

sin (y 2 + .6 2) . r = . J J

si»

б2 и

sin (у2 +

62)

Л 2

sin у

Sin Y2

sin ö.

(C)

Из Д

O'BO

 

 

 

 

 

L _

R

 

 

 

 

Sin %

sin

|}j

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

в .

 

 

 

 

sin ßj — -J- sin at

 

Из

четырехугольника

0 0 'A'2C\

 

 

 

 

откуда

R sin a 2 -|- r sin ßx = L2sin ß2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sinß2=

* sin%+ '- sinßl,

 

 

 

 

 

 

J->2

 

 

где rsinßi с учетом равенств (а),

(b) и (d)

 

 

о

гг

Sill 62

У? .

f

\

 

r sin ßx =

J1.2 -r—f- ~

 

sm (y2 — ttg) .

 

 

 

 

sin y2

L

 

 

 

Подставляя значения

r s i n ß j

 

 

из

уравнения

ние (f),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R sin a2 -

2

sin 6,

.

,

 

 

 

 

-

sin (Y2 — a2)

 

sin ß2 -

 

L

sin Ya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л %R

L

.

I sin

 

So

. r

\

(d)

(e)

(0

(g)

(g) в уравне^

LU

n sul^

+ iiirC sin(Y2_a2)

 

Используя равенства

(с),

найдем

 

 

 

sin ß2 — p2

sin (Ya +

62)

I

sin (Ys — az)

Sin öo

-------- :------------

 

Sill Ko H------------

:------------

у г

 

sm Ya

 

sm

 

Преобразуя выражение в квадратных скобках, получим sin а 2 cos б2 + cos а 2 sin б2 = sin (а2 -j- б2) = sin (у2 -j- 62 а2).

Следовательно,

sin ß2 = p2sin(i|i2 — а 2),

, где

, ЛЛ

Ѣ = Ya + б2- Из равенства (с) находим

(93)

(94)

(95)

Л

sinо1

Ya

(96)

9

L ГТ

6,

 

 

sin

 

109