Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 24
I — 1 со
Л |
|
|
о |
ш |
(T) |
ш |
ш |
со |
00 |
аз. |
сч |
СО оо СО |
сч |
со |
ф. ІП |
|||
< |
4 |
S |
t-7 |
CO in |
—Г in |
00* |
сч" |
—7 |
со |
о" |
ш" |
сч* |
||||||
«—' |
|
«—' |
-Н |
сч |
сч |
сч |
сч |
|
*—« 1—« со |
со |
сч |
CD со |
||||||
I СО |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|||||||||
С |
II |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а, |
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•*4 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ф |
|
|
|
|
|
in |
00 |
со |
ф |
|
|
II 5е ^3 |
со |
о |
inCD |
|
о> |
о |
аэ |
о" |
сч |
ф |
in |
|||||||
ф |
сч* |
_г |
ф" |
со |
сч" |
|||||||||||||
о. СЧ |
|
т |
|
|
t-- |
|
сч |
in* |
7 |
из |
7 |
сч |
со |
сч |
7 |
со* |
||
< |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 1 1 |
1 |
||||||
|
+~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
С71СО |
<м |
|
in |
|
со |
о |
ф |
ш |
'—1 Ю *-н |
о |
со |
сч |
со |
1—1 |
сч |
||
С |
J_+ |
о" |
CO ф |
со |
со" |
ф |
СО |
ф |
ІО го |
in" |
о |
о |
__ |
ф |
||||
5 |
—.о |
|
СО* N |
сч |
(У) г- |
о |
С- |
со |
ІП С.Ч ф |
ІП |
г- |
о |
||||||
|
СЧ |
ф |
in |
|
сч |
со |
СО |
|
СО |
|
сч |
со |
|
00 |
со |
|
||
|
30со |
|
1 |
|
|
- |
|
|
|
7 1 7 1 1 7 1 1 7 |
||||||||
- W - МW |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
7+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г- |
|
|
II V |
со |
|
ч* СО |
||
< CN |
|
|
II |
о |
|
„ У |
||
• |
||
1 „£■ |
|
* 7 :<
.. V
II „ю Лн
* 7 *
.. V
II"5"
'5 Г <
4P
о.3 сч
іМ |
со |
|
а |
||
• <м |
||
|
X |
|
ю |
а |
|
ІО |
||
3 |
||
СЧ |
п
а.<м
О |
t-- |
in |
о |
о |
ш |
|
00. |
00 |
о |
о |
о |
|
о |
in |
о |
ю |
^7 |
г-7 |
_г |
CD* |
|
со" ю" |
|
со |
со’ |
||||||
7 |
ф |
СЧ |
о |
ф |
СО |
|
in |
03* |
со |
сч |
со |
00 |
Р-. со |
||
CO —« |
С.Ч сч |
|
|
аз |
со |
|
сч |
7 |
7 |
оо |
|||||
|
|
|
|
|
|
I |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|||
|
о |
о |
о |
о |
сч |
|
|
ю о |
о |
о |
со |
t--. |
|
со |
|
CD |
о" |
CO* со" |
ІП |
|
СО со |
|
ф* |
о" |
<~г |
||||||
|
гз |
о |
о |
|
|
с7 |
ф |
СО 0*3 |
о |
аз" |
00 |
о* |
|||
Ф* |
|
CN сч |
|
7 |
т 1 7 7 7 7 |
ф |
|
со |
ф |
||||||
|
7 1 1 7 |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
°0 |
о |
о |
о |
•*ю |
со |
ф. |
|
со. |
о |
о |
о |
о |
СО |
r-" 00 |
о |
со |
со |
со |
|
со" |
00 |
аз" ІП |
||||||
аз* |
о |
ф |
•—1 |
со" |
|
t"- |
оо |
ф |
сч |
ф |
|||||
Ф |
in |
7 |
ф |
|
|
|
|
00 |
|
|
со |
со |
ІП сч |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 7 |
||
О |
in |
IO |
in |
|
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
со |
о |
CO* t-7 |
|
СП |
со" о" |
сч" ф" |
in" |
со* |
о" |
||||||||
СО t-- |
in |
ю* |
|
•—4 |
со |
о |
о |
го |
со |
ф |
г- |
со |
со" |
со* |
|
00 |
|
|
[>- |
|
00 |
ф |
7 |
сч |
сч |
со |
сч |
7 |
сч |
00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||
00 |
in |
c- со о |
in |
со |
аз |
ф |
со |
сч |
03 |
со |
ІП |
о |
со |
||
оо" |
Ф |
CO со |
со |
_ |
in" |
ь- |
оо |
h- |
in |
|
СО со |
||||
ф |
Ф |
CO со |
со |
сч |
|
сч- Ф |
UJ |
ф |
сч |
|
сч |
со |
со |
||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
со |
CD Ф |
со |
сч |
аз |
со |
in |
о |
со |
г- |
t*- |
СО .о ф |
СО |
|||
_ |
Ю b- |
со |
Т-- |
in |
.н |
со |
СО |
ГО со" |
СО |
СО со |
—4 |
||||
|
СЧ Ф |
ш |
ф |
сч |
|
сч |
со |
со |
со |
со |
со |
со |
сч |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
in |
о |
со |
О- |
со* |
со |
о |
ф |
со |
о |
о |
о |
о |
сч |
о |
|
со |
со со |
со |
со" со |
1—1 |
—4 |
сч" |
00 |
ф |
о" |
|||||
|
CN со |
СО СО со |
СО |
СО сч |
|
|
сч |
из |
ф |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
со |
о |
ф |
со |
о |
о |
о |
о |
сч |
о |
ю |
in |
со |
in |
г-. со |
|
со |
CO со |
|
г-. |
|
оо |
ф |
о |
со |
|
аі |
ф |
со |
со |
||
со |
CO сч |
|
|
|
|
сч |
UJ |
ф |
ф ю |
ф |
ф |
со |
СО |
114
Графики величин /г2, /іа, /г4 и Ііъ, а также суммарной нормаль ной силы АРа от действия всех прицепных шатунов и результи рующей силы Рщ Ч- АР„. в зависимости от угла а х поворота кри вошипа представлены на рис. 41. Для V- и W-образных ДВС при уг =h у 2 дополнительные нормальные силы, передаваемые от прицепных шатунов главным шатунам и гильзам их цилиндров, рассмотрены в трудах по кинематике и динамике ДВС [3, 4, 5 и 6 ].
Г л а в а III
О п р е д е л е н и е р е з у л ь т и р у ю щ и х
НЕУРАВНОВЕШЕННЫХ СИЛ ИНЕРЦИИ У ДВС СО СЛОЖНЫМИ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ
18. Определение результирующих сил инерции для одной секции кривошипно-шатунного механизма Ѵ-образного двигателя
Так как для каждого угла а поворота кривошипа необходимо производить сложение векторов сил инерции двух Ѵ-образно расположенных рабочих цилиндров, то рассуждения будут ка саться компонент результирующих сил в осях хх и уу.
По схеме на рис. 42 находим силу первого порядка правого механизма, действующую вдоль оси пп при повороте кривошипа на угол а
Pin = Pt cos а
и вдоль оси лл для левого механизма
Лл = -РіС08(т + а).
Сумма проекций этих сил на ось хх будет
Р1х= + Ргcos а sin |
----Р х cos (у + |
а) sin |
= |
|
||
= Pl sin |
|
[cos а — cos ( у 4 |
- |
а ) 1 • |
|
|
После соответствующих |
преобразований |
получим: |
|
|||
РЛх — JPJ sin |
[(1 — cos у) cos а -f sinysina], |
(105) |
или
(105a)
115
Сумма проекций на ось уу будет |
|
|
Р\у = — Р\ cos a cos ^ — Рхcos (у + |
а) cos . |
|
После преобразований получим: |
|
|
Р\у = Р\ cos [— (1 -|- cos у) cos а + |
sin у sin а], |
(106) |
Рис. 42. Векторные диаграммы результирующих сил первого порядка Ѵ-об- разного двигателя
ИЛИ
Р\у = 2Р1 cos2 cos -j— ^ • |
(106a) |
По формулам (105) и (106) определяются силы инерции первого, второго и более высоких порядков и вертикальные и горизонталь ные составляющие центробежных сил у простых (рядных) ДВС, а также вертикальные и горизонтальные составляющие резуль тирующих сил инерции всех видов и их моментов в ДВС со слож ными кинетическими схемами кривошипно-шатунных механизмов.
116
Для рядных ДВС формулы (105) или (106) представляют собой зависимости инерционных сил всех видов и их моментов от угла а поворота кривошипа. Для ДВС со сложными кинематическими схемами формулы (105) и (106) в совокупности представляют собой уравнения замкнутой векторной диаграммы результирующих сил
ввиде эллипса с центром в начале координат, который является
ицентром вращения векторов результирующих сил инерции всех видов и их моментов. Главные оси этих эллипсов могут быть по вернуты на угол 6 относительно координатных осей, принятых при определении результирующих, сил инерции и их моментов. Знание углов б необходимо для включения мёханизмов уравно вешивания. В формулах (105) и (106) сила инерции Р для поло жения рабочего поршня в в. м. т. и н. м. т. угол у и его тригономе
трические функции sin у, cos у, sin -Н и cos-|- для конкретного
двигателя есть величины постоянные, поэтому, положив P tsin |
= |
||
= |
п и |
Р г cos —- = m, формулы (105) и (106) можно представить |
|
в |
виде: |
|
|
|
|
— РІХ= (1 — COS у) cos а sin у sin а; |
|
|
|
-~Р\ц — — (1 -f-cos у) cos а -(-sin у sin а |
(107) |
|
|
|
|
или в общем виде: |
|
||
|
|
X = а cos а -(- 6 sin а; |
(108) |
|
|
у = с cos а -j- d sin а. |
|
|
|
|
|
|
Выясним характер кривой, которой принадлежат точки, выра |
||
женные |
равенствами (108). |
|
|
|
Так как мы имеем явление, повторяющееся через 2зт, в котором |
разрыва непрерывности быть не может, то очевидно, что кривая должна быть замкнутой.
Обратимся к общему выражению для кривых второго порядка,
которые представляются в |
виде общего уравнения |
• |
Ax2 + 2Bxy + |
Cy2 + Dx + Ey + F = 0. |
(109) |
Известно, что если равенство (109) не содержит х и у в первой степени, то кривая, выраженная этим равенством, симметрична относительно начала координат. В этом случае начало координат является и центром кривой второго порядка. В самом деле; если D = Е = 0, то равенство (109) примет вид
Ах2+ 2Вху + |
Су2+ F = 0, |
|
(ПО) |
где (—х)2 = х 2\ (—х)(—у) = ху |
и (—у)2 = |
у 2, т. |
е- точки М |
и М г (рис. 43) принадлежат одной и той же кривой 1- Произведем
117
преобразование выражений (108) для компонент результирующей силы следующим образом:
X = a cos a + |
fe sin a |
— c |
— d |
у — ccos a + |
d sin a |
a |
b |
—сх — — ас cos а — fee sin а;
—dx = — ad cos а — bd sin а;
■-у .
Рис. 43: Векторные диаграммы результирующих сил второго порядка Ѵ-образного двигателя
ау = ас cos а -{-ad sin а; by — becos a-\-bd sin a.
Произведя почленное вычитание, получим ay — сх = (ad —fee) sin a; by — dx = (fee— ad) cos a,
118
или
( т Н - ) ' + ( т а - ) ! = 1’ <>Н)
Дальнейшее преобразование равенства (111) дает
а2у2— 2асху -(- с2х2-f Ь2у2— 2bdxy -f- d2x2 = (be — ad)2= (ad — be)2,
откуда
X2 (с3 -ф d2) -|- f |
(a2 |
-J- b2) — 2xy (ac + |
bd) — (ad — be)2. |
|
|
Заменив в последнем |
равенства коэффициенты: |
|
|||
|
с2 + |
d2 = А; |
|
(112) |
|
|
а2 + |
Ь2 = С; |
|
(113) |
|
|
ас + |
bd — В; |
|
(114) |
|
(ad— be)2 = |
F = (be— ad)2, |
(115) |
|||
получим |
|
|
|
|
|
А х2 + |
Су2— 2Вху — F = |
0, |
(116) |
т. е. уравнение кривой второго порядка в общем виде для главных осей координат с центром в их начале.
Если главные оси кривой совпадают с осями координатной
системы, то —2Вху = |
0 последовательно, |
|
|
||||||
или |
|
|
А х2 + |
C f |
= F, |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
і І |
+ |
— |
= 1 |
|
|
(117) |
|
|
|
Т|а |
I |
,,2 |
J > |
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
і |
|
|
|
|
|
F_ |
|
|
F _ |
|
|
|
|
|
|
и V2 |
|
|
|||
|
|
|
|
А |
|
|
С |
|
|
и так как |
|
|
. О |
|
|
О |
то |
|
|
F |
—р—= sin2 а |
f cos“ а, |
|
|
|||||
|
~с~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= Ѵ |
.sin а |
и у- |
У |
~ |
cosa, |
(117а) |
|
|
|
: |
|
|
|
|
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Г(ad— be)2 . |
|
|
y |
ö |
c o s c , |
(117b) |
|
|
= у |
2 |
-J sm а и у- |
||||||
|
-С-+ |
|
|
|
|
Равенства (117а) и (П7Ь) есть параметрические уравнения эллипса.
Выражение (117) есть каноническое уравнение эллипсаНаличие в .выражении (116) члена 2Вху d= 0 указывает на то,
что' главная ось рассматриваемой кривой второго порядка повер нута относительно оси абсцисс главных координат на угол 6.
119
Определим этот угол, присвоив ординатам рассматриваемой кривой относительно ее собственных главных осей обозначения х
и у (рис. 43). |
схемой на |
рис. 43, напишем: |
|
Пользуясь |
|
||
|
X = |
X cos'б — у sin б; |
(118) |
|
у = xsin б -f- у cos б. |
||
|
|
||
Подставим |
полученные значения х и у из выражений |
(118) |
|
и равенство (116) |
|
|
|
А(х cos б — у sin б)2 4 С {х sin б -)- у cos б)2 — |
|
||
— 2В (х cos б— у sin б) (х sin б 4 У cos б) — F = 0. |
(119) |
_ После соответствующих преобразований равенство (119) будет иметь вид
Ах2cos2 б — 2Аху cos б sin б 4 Лу2 sin2 б 4 Сх2sin2 б 4
4 2Сху sin б cos б 4 Су2cos2 б — 2Вх2cos б sin — 62Вху cos2 б 4
4 2Вху sin2 б 4 223y2cos б sin б— F — 0. |
(120) |
На основании равенства (120) возможно написать уравнение анализируемой кривой в общем виде для координатной системы, повернутой относительно главных осей на угол б
|
Агх24 С.у24 2ВГху — F = 0, |
(121) |
|
где |
|
|
|
А х — A cos2 б — 2В cos б sin б 4 |
С sin2 б; |
(122) |
|
Сх = A sin2 б 4 2ß cos б sin 6 4 |
С cos2 б; |
(123) |
|
В і = |
—2Л cos б sin б 4 2С cos б sin б — 2В cos2 б 4 |
|
|
4 |
2В sin2 б = (С — Л) sin 26 — 2В cos 26- |
(124) |
Выбираем угол б поворота координатных осей с таким расче
том, чтобы коэффициент при произведении ху обратился в нуль, что соответствует принятому нами условию выбора координатной
системы X X ,уу, т- е.
В г — 0 = (С —1Л) sin 26 — 2В cos 26,
следовательно,
(С — Л) sin 26 = 2В cos 26,
откуда
tg.26 = c § ! |
(125) |
|||
и |
|
2В |
|
|
б = \ |
arctg |
' (126) |
||
С — А ’ |
120