Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотренный выше синтез регулятора положения был произведен при полезном сигнале типа единичного скачка и передаточной функции эталонной системы (3-45). Для других случаев синтез производится ана­ логично по формулам (3-31) — (3-34).

3-5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНИМОСТИ ЦИФРОВЫХ И ЦИФРОАНАЛОГОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

После определения передаточной функции №р(р) оптимально­ го регулятора, которая для рассмотренных выше случаев имела вид

(3-56)

и

(3-84), встает задача определения выражений для \Ѵ^{р)

и П7д (р)

аналогового и цифрового регуляторов согласно (2-1). При

этом

в тех случаях, когда удается представить закон регулирования

в виде совокупности двух операций, выполняемых различными регу­ ляторами, из которых один обеспечивает лишь формирование дина­ мических характеристик привода, а второй — и динамических и ста­ тических, передаточную функцию первого из них целесообразно принять равной \Ѵа(р). Действительно, в установившемся режиме

выходной сигнал этого регулятора равен нулю (и статическая точ-

Рис. 3-6. Структурная схема для оценки влияния помех аналогового датчика на значения регули­ руемой координаты.

ность будет

определяться свойствами лишь цифрового регулятора),

а отсутствие процессов квантования сигналов в канале аналогового

регулятора

позволяет улучшить динамические характеристики элек­

тропривода в целом.

Однако наличие помех в сигналах аналоговых датчиков, исполь­ зуемых при формировании управляющего воздействия аналоговым регулятором И/а(р), определяет появление флюктуаций координат объекта управления, которые приводят к ухудшению энергетических характеристик электропривода, увеличению статической ошибки и т. п. Поэтому при большом уровне помех аналоговых датчиков или при высоких требованиях к точности и экономичности работы может появиться необходимость в использовании цифровых методов для вычисления и тех составляющих закона регулирования, которые определяют лишь динамические'свойства системы. В этом случае от комбинированного цифро-аналогового регулятора переходят к чисто цифровому.

Определим области допустимого использования цифрового и комбинированных регуляторов скорости при законе регулирования согласно (3-56). В случае иных законов регулирования и других ре­ гулируемых величин может быть использован аналогичный рассма­ триваемому подход.

124


Пусть у п — координата объекта управления, величина флюктуа­ ций которой, связанная с помехой n(t) в сигнале аналогового дат­

чика скорости, служит оценкой степени влияния «(/). Рассмотрим установившийся режим, когда переходный процесс, вызванный внеш­ ними возмущениями, закончился и полезная составляющая сигнала на входе аналогового регулятора Wa (р) равна пулю. Тогда, прене­

брегая контуром цифрового регулирования, несколько снижающим

уровень флюктуаций

у п (т. е.

рассматривая худший случай), сте­

пень влияния n(t) на

качество

работы можно, оценить, анализируя

структурную схему рис. 3-6. Введем в качестве оценок степени влия­

ния

n(t)

величины флюктуаций скорости и тока

якоря

двигателя.

При

этом

передаточные функции

соответственно

будут

иметь вид:

 

 

П р ) = У .

I

 

 

 

 

 

 

 

(3-85)

/ (/о) =

Если n(t) имеет случайную природу и является стационарным процессом, то степень влияния n{t) удобно характеризовать диспер­ сией у п. При известной спектральной плотности (ы) помехи n(t) дисперсия

 

00

 

 

 

 

 

dyn = j

S*nn (со) I J (/со) Gn (/со) I 2 c/co,

(3-86)

где

—00

 

 

 

 

Wn (/со) WK.T[{iсо) p/itoTN

 

 

 

 

Если n(t)

('“) = гг

(!“)

(/w)j>./соУ'л’

(3-87)

является

комбинацией

регулярных помех,

что чаще

имеет место

в случае

аналоговых датчиков скорости,

то степень

влияния п(1)

лучше характеризовать максимальным значением по­

грешности

Выделяя в составе n(t) составляющую

a„sincon7,

оказывающую наибольшее влияние на </„(/), величину

можно

определить как

 

 

 

 

 

^,",)= / '» І

^ ('«») 0„(/соя) I .

(3-88)

Согласно (3-87) G(/co) зависит от выбора передаточной функции аналогового регулятора \Ѵа(р), так что (3-86), (3-88) действительно

позволяют оценить степень влияния «(/) на

систему при выбранном

■выражении для lFn (р). Пусть допустимые

значения dyn и

равны соответственно од и ау. Тогда в область применимости попа­

дают все регуляторы, для которых -при принятом выражении для Wn(p) выполняются неравенства

dyn *:: -.nd;

(3-89)

t i n)"S> Cl-U'

Таким образом, определение областей применимости регулято­ ров производится из условия сохранения работоспособности элек­ тропривода в квазиустановмвшемся режиме, в котором переходный процесс отработки полезного сигнала затух, а на аналоговый регу­ лятор продолжают действовать помехи аналогового датчика скоро­ сти. Здесь полагаем, что условиями сохранения работоспособности являются соотношения (3-89).

125


Значения âd и ау при /(/>) = і можно принять равными c(Vjml.

где Л{'"1— максимальная величина ошибки квантования, приводимая

в § 1-1 для различных

алгоритмов

преобразования

в цифровую

форму,

а

с — коэффициент

запаса,

выбор

которого

определяется

спецификой

конкретного

электропривода

из условия

с ^ І . При

7 (р )= Г ыр/р значения ал,

аѵ нужно принимать равными допускае­

мому заводом — изготовителем

приводного двигателя уровню флюк­

туаций тока якоря.

(3-56)

практически возможны

три вариан­

При

U V (р) согласно

та задания

N7n(p) н \Ѵл(р).

Первый

предусматривает вычисление

в цифровой форме лишь интегральной составляющей закона регули­ рования, так что д (р) = 1„р и \Ѵа.(р) = Тяр+с. Во вторам вариан­

те, соответствующем более высокому уровню помех, помимо инте­ гральной, в цифровой форме вычисляется и дифференциальная со­

ставляющая закона

регулирования.

Здесь

\Ѵп(р )= Т л(р) + \/Т„р,

W

O L ( P ) =

C .

Наконец,

варианту чисто

цифрового регулятора соответ­

ствуют

W'Ä(р) = W'p.o (р) И

117а (р) =0.

 

где в соответствии

с

Если

1І'/д(р) = 1/7’н(р)

и \Ѵл(р )= Т яр + с ,

(3-56)

 

 

 

 

 

 

2^’д.С^Р .

 

Ь

 

т

*

 

 

 

 

 

 

' ' ' Д . Т П *

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Т

 

 

 

(3-90)

 

 

2кД . Т Я * - » м

у и- •

 

 

 

 

 

 

хР*д.с

 

 

 

 

 

 

(Т+

Т’ц) ^М^Д.Т.П*

 

 

 

то

 

 

т-р*д.о*

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______ Ар Н~ I_______

 

(3-91)

 

G„ (Р) = ^д.с*

Bp'~ +

(D +

A )p + 1

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТ

Т

к

 

 

 

 

 

 

В =

1

М1

ІІ^Д.т.я* .

 

 

(3-92)

 

 

рг^д.с*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D =

^ы^д.т.я»

)

 

 

 

 

(р) -J. 1р

 

Р ^д.с*

 

 

 

Если же

-}- Т яр

и

 

(р) =

с,

 

 

ТО

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

С-п (Р) =

kn

 

 

 

 

(3-93)

 

 

Вр> + D p +

1

 

 

 

 

 

В соответствии с изложенным для рассматриваемых двух типов

•комбинированных регуляторов,

соответствующих

Wa(p )= T Rp + c и

й7а(р)=с,

последовательность

решения

задачи

по определению

их применимости включает: а)

выбор значений ал и аѵ\ б) вычисле-

126


шіе dy„, i/}/"* согласно (3-86)

и (3-88) при

J(p), Gn(p) из (3-85) и

(3-91) — (3-93);

в)

проверку

выполнения

неравенств (3-89). Если

для обоих

регуляторов неравенства (3-89)

не выполняются, то

не­

обходимо

.принять

\Ѵл(р)= 0

и Wn(p) = Wp.c(p). При этом

регуля­

тор становится чисто цифровым.

квантования

ош,

при

Пример 3-1.

Определим

значение шага

котором целесообразно использование комбинированных п цифровых регуляторов при 117Р(р) согласно (3-56) и І(р) = \. Рассматривается

регулятор скорости главного привода выходной клети непрерывного стана холодной прокатки. Основные данные системы регулирования:

Q=81,5 рад. с-1; р= 0,0715;

/гд .т.я*

= 0,5; Ад.с.=0,78; 7’м= 0,035

с;

27^=0,02 с; т= 2 7%. В

 

 

та-

 

качестве датчика скорости используется

хогенератор постоянного тока ПТ-32. Для последнего наибольшими являются зубцовые пульсации, амплитуда которых составляет 0,7% выходного напряжения (по данным ВНИИЭМ). Количество зубцов якоря тахогенератора 2=27, выходное напряжение при рабочей ско­ рости клети с учетом делителя напряжения равно 18,7 В.

Из (3-90) определяем коэффициенты:

 

 

Т я ~

0,5-0,035-0,02

 

 

0,02-0,0715-0,78 “

°'ЗІ4с:

 

(2-0,02 + 0,02) - 0,5-0,035

 

с ~

2-0,022-0,0715-0,78

= 23,6.

 

Подставляя Тп, с в (3-92), получаем:

 

с.

/1= 1,33-ІО“2 с; 5 = 2,67 • ІО-4 с2; D + A = 2,67 • ІО“2

При этом согласно

(3-91)

 

 

°п 0“) =

О.ОІЗЗІш +

1

(3-94)

0,000267 ((со)2 + 0,0267ш + 1 '

Частота зубцовых пульсаций

to„=zfi=2781,5=2 200 с“ 1. Амплитуда пульсаций в относительных единицах

а„ = 0,7- 10-2/гд.с*(о= 0,7- 10-2 -0,78=5,45- ІО“3.

Из (3-94) при ш=и„ находим | Gn (Lu>n) | = 2 ,8 - 10-2 . Определяем у Ш = ш(т) из (3-88):

со<"1>= 5,4510 3 *2,8 • 10-2=1,53- ІО-4.

Таким образом, максимальное значение ошибки регулирования, вызванной наличием зубцовых пульсаций в сигнале тахогенератора

постоянного тока, составляет 1,53 ■ІО-4.

 

 

Согласно поставленной задаче необходимо

определить

минималь­

ное. значение аш, при котором еще возможно

использование анализи­

руемых комбинированных регуляторов.

В связи с этим

принимаем

с = 1,

= со(т '. Из условия ау =

со(т ) заключаем, что в данном

примере комбинированный регулятор с цифровой интегральной и аналоговыми пропорциональной и дифференциальной составляющи­ ми закона регулирования может быть использован при требуемой

точности, не превышающей 0,0153%, т. е. при

ат 5г 1,53 • ІО-4. Ана­

логичными расчетами с использованием (3-93)

можно установить,

что комбинированный регулятор с аналоговой пропорциональной и цифровыми интегральной и дифференциальной составляющими за­

кона регулирования

может использоваться при точности не

выше

0,0005%.

:

"


Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я

СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

4-1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА

Статистические методы синтеза цифровых регулято­ ров возможны иа основе структурных схем рис. 2-18 и 2-23. Введем оценки качества, характерные для работы электропривода в режимах, соответствующих этим струк­ турным схемам. В силу существенного влияния S(t) на выходную регулируемую координату, что определяется самим принципом построения схемы рис. 2-18, здесь наи­ более целесообразно в качестве оценки качества исполь­ зовать среднюю квадратическую ошибку регулирования. Соответственно этому синтез регулятора необходимо осу­ ществлять из условия достижения минимума средней квадратической ошибки. Возможны два подхода к реше­ нию задачи.

Для электроприводов, основным режимом работы ко­ торых является программный режим, целесообразно син­ тез проводить при ограничении памяти системы, так как после выполнения очередного этапа программы система управления должна «забыть» входной сигнал, действо­ вавший на предыдущем этапе программы, и заново на­ чать отработку следующего сигнала. В электроприводах, предназначенных для стабилизации скорости, и следя­ щих память системы лучше не ограничивать, что позво­ ляет достигнуть большей точности.

Методы синтеза оптимальных регуляторов на основе критерия минимума средней квадратической ошибки для подавляющего большинства задач практики детально исследованы и изложены в [Л. 1—3, 12, 23] и здесь не рассматриваются. Отметим лишь, что при синтезе регу­ ляторов положения структуру оптимального регулятора целесообразно искать в классе линейных непрерывных фильтров, так как период прерывания Т в случае пози­ ционных электроприводов определяется лишь типом ди­ скретных элементов и датчиков и всегда может быть вы­ бран достаточно малым, чтобы практически исключить влияние квантования по времени. При синтезе регулято­ ров скорости минимальное значение Т может быть огра­ ничено заданной статической точностью, так что искомая

1 ? 8

структура регулятора в общем случае отыскивается в классе линейных импульсных фильтров. Синтез циф­ рового и аналогового регуляторов осуществляется в обо­ их случаях в соответствии с изложенным в § 2 -1 .

Иногда, как отмечено в § 2-5, влиянием помех S(t) на работу системы управления (рис. 2-18) пренебрегают. Решение задачи синтеза регулятора при этом может быть осуществлено на основе детерминистского подхода, изложенного в гл. 3.

Как следует из § 2-6, степень влияния шумов кванто­ вания Rx(t), Ry(t) на объект управления в схеме рис. 2-23,6 существенно зависит от величины шага кван­ тования по уровню а. Так как обычно значения а отно­ сительно малы, а электромеханическая инерция двига­ теля с механизмом достаточно велика, то влияние, ока­ зываемое шумами квантования на значения скорости и угла поворота, мало и этим влиянием в промышленном электроприводе пренебрегают. В то же время использо­ вание для питания цепей якоря и обмотки возбуждения двигателя практически безынерционных вентильных пре­ образователей делает заметным влияние помех кванто­ вания на ток якоря двигателя. При этом даже незначи­ тельные флюктуации тока якоря в условиях длительной работы создают существенные потери энергии и вызыва­ ют дополнительный нагрев двигателя.

Следует отметить, что еще более сильное влияние оказывают помехи квантования на производную тока яко­ ря двигателя, максимальное значение которой согласно (1-14) ограничивается заводами — изготовителями дви­ гателей величиной а\. Однако опасаться выхода произ­

водной тока якоря за допустимый предел обычно не при­ ходится. При уменьшении скорости двигателя влияние, оказываемое помехами квантования растет, однако и допустимое значение а\ возрастает, достигая в рабочем

диапазоне скоростей значений (300-^-400) 1/с. Здесь уро­ вень помехи недостаточен для выхода і/ за допустимый предел. При скоростях, близких к номинальным, а \ =

=».'('20-=-30) 1 /с, но при этом частота помех квантования

возрастает и они фильтруются якорной цепью двигателя.

Итак, в качестве индикатора степени влияния помех квантования целесообразно выбрать ток якоря двигате­ ля. Работу электропривода при этом можно оценить по качеству отработки полезного сигнала W(t) и степени

9-181

129