Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Рассмотренный выше синтез регулятора положения был произведен при полезном сигнале типа единичного скачка и передаточной функции эталонной системы (3-45). Для других случаев синтез производится ана логично по формулам (3-31) — (3-34).
3-5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНИМОСТИ ЦИФРОВЫХ И ЦИФРОАНАЛОГОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ
После определения передаточной функции №р(р) оптимально го регулятора, которая для рассмотренных выше случаев имела вид
(3-56) |
и |
(3-84), встает задача определения выражений для \Ѵ^{р) |
и П7д (р) |
аналогового и цифрового регуляторов согласно (2-1). При |
|
этом |
в тех случаях, когда удается представить закон регулирования |
в виде совокупности двух операций, выполняемых различными регу ляторами, из которых один обеспечивает лишь формирование дина мических характеристик привода, а второй — и динамических и ста тических, передаточную функцию первого из них целесообразно принять равной \Ѵа(р). Действительно, в установившемся режиме
выходной сигнал этого регулятора равен нулю (и статическая точ-
Рис. 3-6. Структурная схема для оценки влияния помех аналогового датчика на значения регули руемой координаты.
ность будет |
определяться свойствами лишь цифрового регулятора), |
а отсутствие процессов квантования сигналов в канале аналогового |
|
регулятора |
позволяет улучшить динамические характеристики элек |
тропривода в целом.
Однако наличие помех в сигналах аналоговых датчиков, исполь зуемых при формировании управляющего воздействия аналоговым регулятором И/а(р), определяет появление флюктуаций координат объекта управления, которые приводят к ухудшению энергетических характеристик электропривода, увеличению статической ошибки и т. п. Поэтому при большом уровне помех аналоговых датчиков или при высоких требованиях к точности и экономичности работы может появиться необходимость в использовании цифровых методов для вычисления и тех составляющих закона регулирования, которые определяют лишь динамические'свойства системы. В этом случае от комбинированного цифро-аналогового регулятора переходят к чисто цифровому.
Определим области допустимого использования цифрового и комбинированных регуляторов скорости при законе регулирования согласно (3-56). В случае иных законов регулирования и других ре гулируемых величин может быть использован аналогичный рассма триваемому подход.
124
Пусть у п — координата объекта управления, величина флюктуа ций которой, связанная с помехой n(t) в сигнале аналогового дат
чика скорости, служит оценкой степени влияния «(/). Рассмотрим установившийся режим, когда переходный процесс, вызванный внеш ними возмущениями, закончился и полезная составляющая сигнала на входе аналогового регулятора Wa (р) равна пулю. Тогда, прене
брегая контуром цифрового регулирования, несколько снижающим
уровень флюктуаций |
у п (т. е. |
рассматривая худший случай), сте |
пень влияния n(t) на |
качество |
работы можно, оценить, анализируя |
структурную схему рис. 3-6. Введем в качестве оценок степени влия
ния |
n(t) |
величины флюктуаций скорости и тока |
якоря |
двигателя. |
|
При |
этом |
передаточные функции |
соответственно |
будут |
иметь вид: |
|
|
П р ) = У . |
I |
|
|
|
|
|
|
|
(3-85) |
/ (/о) =
Если n(t) имеет случайную природу и является стационарным процессом, то степень влияния n{t) удобно характеризовать диспер сией у п. При известной спектральной плотности (ы) помехи n(t) дисперсия
|
00 |
|
|
|
|
|
dyn = j |
S*nn (со) I J (/со) Gn (/со) I 2 c/co, |
(3-86) |
||
где |
—00 |
|
|
|
|
|
Wn (/со) WK.T[{iсо) p/itoTN |
|
|||
|
|
|
|||
Если n(t) |
('“) = гг |
(!“) |
(/w)j>./соУ'л’ |
(3-87) |
|
является |
комбинацией |
регулярных помех, |
что чаще |
||
имеет место |
в случае |
аналоговых датчиков скорости, |
то степень |
||
влияния п(1) |
лучше характеризовать максимальным значением по |
||||
грешности |
Выделяя в составе n(t) составляющую |
a„sincon7, |
|||
оказывающую наибольшее влияние на </„(/), величину |
можно |
||||
определить как |
|
|
|
|
|
|
^,",)= / '» І |
^ ('«») 0„(/соя) I . |
(3-88) |
Согласно (3-87) G(/co) зависит от выбора передаточной функции аналогового регулятора \Ѵа(р), так что (3-86), (3-88) действительно
позволяют оценить степень влияния «(/) на |
систему при выбранном |
■выражении для lFn (р). Пусть допустимые |
значения dyn и |
равны соответственно од и ау. Тогда в область применимости попа
дают все регуляторы, для которых -при принятом выражении для Wn(p) выполняются неравенства
dyn *:: -.nd;
(3-89)
t i n)"S> Cl-U'
Таким образом, определение областей применимости регулято ров производится из условия сохранения работоспособности элек тропривода в квазиустановмвшемся режиме, в котором переходный процесс отработки полезного сигнала затух, а на аналоговый регу лятор продолжают действовать помехи аналогового датчика скоро сти. Здесь полагаем, что условиями сохранения работоспособности являются соотношения (3-89).
125
Значения âd и ау при /(/>) = і можно принять равными c(Vjml.
где Л{'"1— максимальная величина ошибки квантования, приводимая
в § 1-1 для различных |
алгоритмов |
преобразования |
в цифровую |
|||||
форму, |
а |
с — коэффициент |
запаса, |
выбор |
которого |
определяется |
||
спецификой |
конкретного |
электропривода |
из условия |
с ^ І . При |
||||
7 (р )= Г ыр/р значения ал, |
аѵ нужно принимать равными допускае |
|||||||
мому заводом — изготовителем |
приводного двигателя уровню флюк |
|||||||
туаций тока якоря. |
(3-56) |
практически возможны |
три вариан |
|||||
При |
U V (р) согласно |
|||||||
та задания |
N7n(p) н \Ѵл(р). |
Первый |
предусматривает вычисление |
в цифровой форме лишь интегральной составляющей закона регули рования, так что \Ѵд (р) = 1/Т„р и \Ѵа.(р) = Тяр+с. Во вторам вариан
те, соответствующем более высокому уровню помех, помимо инте гральной, в цифровой форме вычисляется и дифференциальная со
ставляющая закона |
регулирования. |
Здесь |
\Ѵп(р )= Т л(р) + \/Т„р, |
||||
W |
O L ( P ) = |
C . |
Наконец, |
варианту чисто |
цифрового регулятора соответ |
||
ствуют |
W'Ä(р) = W'p.o (р) И |
117а (р) =0. |
|
где в соответствии |
|||
с |
Если |
1І'/д(р) = 1/7’н(р) |
и \Ѵл(р )= Т яр + с , |
||||
(3-56) |
|
|
|
|
|
|
2^’д.С^Р .
|
7Ѵ |
Ь |
|
т |
* |
|
|
|
|
|
|
|
' ' ' Д . Т П * ‘ |
М |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Т |
Т |
|
|
|
(3-90) |
|
|
2кД . Т Я * - » м |
у и- • |
|
|
|
||||
|
|
|
хР*д.с |
|
|
|
|
|
||
|
(Т+ |
Т’ц) ^М^Д.Т.П* |
|
|
|
|||||
то |
|
|
т-р*д.о* |
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______ Ар Н~ I_______ |
|
(3-91) |
||||||
|
G„ (Р) = ^д.с* |
Bp'~ + |
(D + |
A )p + 1 |
’ |
|||||
где |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
с |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
ОТ |
Т |
к |
|
|
|
|
|
|
В = |
1 |
М1 |
ІІ^Д.т.я* . |
|
|
(3-92) |
|||
|
|
рг^д.с* |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
D = |
^ы^д.т.я» |
) |
|
|
|
||||
|
(р) -J. 1р |
|
Р ^д.с* |
|
|
|
||||
Если же |
-}- Т яр |
и |
|
(р) = |
с, |
|
|
|||
ТО |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
С-п (Р) = |
kn |
|
|
|
|
(3-93) |
|||
|
|
Вр> + D p + |
1 |
|
||||||
|
|
|
|
|||||||
В соответствии с изложенным для рассматриваемых двух типов |
||||||||||
•комбинированных регуляторов, |
соответствующих |
Wa(p )= T Rp + c и |
||||||||
й7а(р)=с, |
последовательность |
решения |
задачи |
по определению |
||||||
их применимости включает: а) |
выбор значений ал и аѵ\ б) вычисле- |
126
шіе dy„, i/}/"* согласно (3-86) |
и (3-88) при |
J(p), Gn(p) из (3-85) и |
|||||
(3-91) — (3-93); |
в) |
проверку |
выполнения |
неравенств (3-89). Если |
|||
для обоих |
регуляторов неравенства (3-89) |
не выполняются, то |
не |
||||
обходимо |
.принять |
\Ѵл(р)= 0 |
и Wn(p) = Wp.c(p). При этом |
регуля |
|||
тор становится чисто цифровым. |
квантования |
ош, |
при |
||||
Пример 3-1. |
Определим |
значение шага |
котором целесообразно использование комбинированных п цифровых регуляторов при 117Р(р) согласно (3-56) и І(р) = \. Рассматривается
регулятор скорости главного привода выходной клети непрерывного стана холодной прокатки. Основные данные системы регулирования:
Q=81,5 рад. с-1; р= 0,0715; |
/гд .т.я* |
= 0,5; Ад.с.=0,78; 7’м= 0,035 |
с; |
|
27^=0,02 с; т= 2 7%. В |
|
|
та- |
|
|
качестве датчика скорости используется |
хогенератор постоянного тока ПТ-32. Для последнего наибольшими являются зубцовые пульсации, амплитуда которых составляет 0,7% выходного напряжения (по данным ВНИИЭМ). Количество зубцов якоря тахогенератора 2=27, выходное напряжение при рабочей ско рости клети с учетом делителя напряжения равно 18,7 В.
Из (3-90) определяем коэффициенты: |
|
|
|
Т я ~ |
0,5-0,035-0,02 |
|
|
0,02-0,0715-0,78 “ |
°'ЗІ4с: |
|
|
(2-0,02 + 0,02) - 0,5-0,035 |
|
||
с ~ |
2-0,022-0,0715-0,78 |
= 23,6. |
|
Подставляя Тп, с в (3-92), получаем: |
|
с. |
|
/1= 1,33-ІО“2 с; 5 = 2,67 • ІО-4 с2; D + A = 2,67 • ІО“2 |
|||
При этом согласно |
(3-91) |
|
|
°п 0“) = |
О.ОІЗЗІш + |
1 |
(3-94) |
0,000267 ((со)2 + 0,0267ш + 1 ' |
Частота зубцовых пульсаций
to„=zfi=2781,5=2 200 с“ 1. Амплитуда пульсаций в относительных единицах
а„ = 0,7- 10-2/гд.с*(о= 0,7- 10-2 -0,78=5,45- ІО“3.
Из (3-94) при ш=и„ находим | Gn (Lu>n) | = 2 ,8 - 10-2 . Определяем у Ш = ш(т) из (3-88):
со<"1>= 5,4510 3 *2,8 • 10-2=1,53- ІО-4.
Таким образом, максимальное значение ошибки регулирования, вызванной наличием зубцовых пульсаций в сигнале тахогенератора
постоянного тока, составляет 1,53 ■ІО-4. |
|
|
||
Согласно поставленной задаче необходимо |
определить |
минималь |
||
ное. значение аш, при котором еще возможно |
использование анализи |
|||
руемых комбинированных регуляторов. |
В связи с этим |
принимаем |
||
с = 1, |
= со(т '. Из условия ау = |
со(т ) заключаем, что в данном |
примере комбинированный регулятор с цифровой интегральной и аналоговыми пропорциональной и дифференциальной составляющи ми закона регулирования может быть использован при требуемой
точности, не превышающей 0,0153%, т. е. при |
ат 5г 1,53 • ІО-4. Ана |
логичными расчетами с использованием (3-93) |
можно установить, |
что комбинированный регулятор с аналоговой пропорциональной и цифровыми интегральной и дифференциальной составляющими за
кона регулирования |
может использоваться при точности не |
выше |
0,0005%. |
: |
" |
Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я
СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ
4-1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Статистические методы синтеза цифровых регулято ров возможны иа основе структурных схем рис. 2-18 и 2-23. Введем оценки качества, характерные для работы электропривода в режимах, соответствующих этим струк турным схемам. В силу существенного влияния S(t) на выходную регулируемую координату, что определяется самим принципом построения схемы рис. 2-18, здесь наи более целесообразно в качестве оценки качества исполь зовать среднюю квадратическую ошибку регулирования. Соответственно этому синтез регулятора необходимо осу ществлять из условия достижения минимума средней квадратической ошибки. Возможны два подхода к реше нию задачи.
Для электроприводов, основным режимом работы ко торых является программный режим, целесообразно син тез проводить при ограничении памяти системы, так как после выполнения очередного этапа программы система управления должна «забыть» входной сигнал, действо вавший на предыдущем этапе программы, и заново на чать отработку следующего сигнала. В электроприводах, предназначенных для стабилизации скорости, и следя щих память системы лучше не ограничивать, что позво ляет достигнуть большей точности.
Методы синтеза оптимальных регуляторов на основе критерия минимума средней квадратической ошибки для подавляющего большинства задач практики детально исследованы и изложены в [Л. 1—3, 12, 23] и здесь не рассматриваются. Отметим лишь, что при синтезе регу ляторов положения структуру оптимального регулятора целесообразно искать в классе линейных непрерывных фильтров, так как период прерывания Т в случае пози ционных электроприводов определяется лишь типом ди скретных элементов и датчиков и всегда может быть вы бран достаточно малым, чтобы практически исключить влияние квантования по времени. При синтезе регулято ров скорости минимальное значение Т может быть огра ничено заданной статической точностью, так что искомая
1 ? 8
структура регулятора в общем случае отыскивается в классе линейных импульсных фильтров. Синтез циф рового и аналогового регуляторов осуществляется в обо их случаях в соответствии с изложенным в § 2 -1 .
Иногда, как отмечено в § 2-5, влиянием помех S(t) на работу системы управления (рис. 2-18) пренебрегают. Решение задачи синтеза регулятора при этом может быть осуществлено на основе детерминистского подхода, изложенного в гл. 3.
Как следует из § 2-6, степень влияния шумов кванто вания Rx(t), Ry(t) на объект управления в схеме рис. 2-23,6 существенно зависит от величины шага кван тования по уровню а. Так как обычно значения а отно сительно малы, а электромеханическая инерция двига теля с механизмом достаточно велика, то влияние, ока зываемое шумами квантования на значения скорости и угла поворота, мало и этим влиянием в промышленном электроприводе пренебрегают. В то же время использо вание для питания цепей якоря и обмотки возбуждения двигателя практически безынерционных вентильных пре образователей делает заметным влияние помех кванто вания на ток якоря двигателя. При этом даже незначи тельные флюктуации тока якоря в условиях длительной работы создают существенные потери энергии и вызыва ют дополнительный нагрев двигателя.
Следует отметить, что еще более сильное влияние оказывают помехи квантования на производную тока яко ря двигателя, максимальное значение которой согласно (1-14) ограничивается заводами — изготовителями дви гателей величиной а\. Однако опасаться выхода произ
водной тока якоря за допустимый предел обычно не при ходится. При уменьшении скорости двигателя влияние, оказываемое помехами квантования растет, однако и допустимое значение а\ возрастает, достигая в рабочем
диапазоне скоростей значений (300-^-400) 1/с. Здесь уро вень помехи недостаточен для выхода і/ за допустимый предел. При скоростях, близких к номинальным, а \ =
=».'('20-=-30) 1 /с, но при этом частота помех квантования
возрастает и они фильтруются якорной цепью двигателя.
Итак, в качестве индикатора степени влияния помех квантования целесообразно выбрать ток якоря двигате ля. Работу электропривода при этом можно оценить по качеству отработки полезного сигнала W(t) и степени
9-181 |
129 |