Файл: Емельянов, В. Д. Оборудование предприятий для производства виноградных вин и соков учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
уровня, пробно-спускной кран и паспортная табличка. К верх ней части корпуса приварены две бобышки. На передней бо бышке установлен штуцер для наполнения цистерны, закрытый сверху заглушкой. Задняя бобышка также закрыта заглушкой, в которую вмонтирован воздушник.
Рис. 36. Горизонтальная металлическая |
цистерна: |
|
|
І — штуцер для слива вина*. 2 — вентиль; |
3 — штуцер |
для наполнения; |
4 — кор |
пус; 5 — воздушник; б — указатель уровня |
(впномерное |
стекло); 7 —лаз; |
8 — люк; |
9 — стяжка; |
ІО— опора. |
|
|
На винзаводах широко применяют металлические цистерны с кислотостойкими стеклозмалевыіми покрытиями. Этот вид за щитных покрытий является одним из лучших. Стѳклоэмали непроницаемы и нейтральны к сокам, винам, коньякам, спир там, моющим и дезинфицирующим растворам. Однако они чув ствительны к ударам и перегрузкам. Попадание незначитель ных количеств стекловидной эмали в продукт делает его непри годным к употреблению. Коэффициент линейного расширения эмали резко отличается от коэффициента линейного расшире ния металла. Поэтому в процессе эксплуатации нельзя резко нагревать или охлаждать цистерну продуктом. Температура продукта не должна превышать 70° С.
Эксплуатация металлических емкостей. Изготовленную из черных металлов или алюминия цистерну,, не имеющую специ ального защитного покрытия, предварительно тщательно очи щают от пыли, ржавчины, масляных пятен, хорошо моют и высушивают.
Цистерну устанавливают на двух бетонных опорах шири ной не менее 350 мм с наклоном 1—2° в сторону слива. После монтажа ее вторично осматривают и промывают холодной во дой с помощью губки или других мягких материалов. Осматри вать, очищать и промывать внутреннюю поверхность цистерны разрешается только в мягкой обуви. После промывки на цис терну на резиновых • прокладках устанавливают заглушки, крышку лаза и необходимую арматуру. Перед установкой
91
про.кладіки промывают 5%-пым содовым раствором и выдержи
вают в вине в течение 24 |
ч. После повторной промывки содой, |
|||
а затем питьевой водой |
прокладки |
ставят на |
резервуар. |
Убе |
дившись в надежности крышки лаза, |
заглушки, |
арматуры, |
ком |
муникаций, резервуар сдают в эксплуатацию.
В процессе эксплуатации (перед заполнением) цистерну ос матривают. Если срок хранения продукта невелик, осмотр цис
терны рекомендуется проводить |
1 раз ,в 2 месяца. |
Наружную резьбу шпинделей и вентилей необходимо сма |
|
зывать не реже 1 раза в месяц, |
а наружную резьбу винта лю |
ка — не реже 1 раза в 3 месяца. |
эмалевого покрытия промы |
Обнаруженные повреждения |
вают спиртом и замазывают кислотоупорной замазкой или пи щевым лаком, нейтральным к вииопродуктам.
От осадков цистерну следует очищать только деревянными скребками.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЦИСТЕРНЫ
Для транспортировки виноматериалов и вин применяют ав тоцистерны различной емкости.
Виноматериалы иногда перевозят в специализированных цистернах для пищевых жидкостей АЦПТ (автоцистерна с термоизоляцией) и АЦП (автоцистерна без термоизоляции). Для перевозки вин и виноматериалов чаще применяют авто цистерны АЦПТ-2,8 и АЦПТ-5,6. Спирт перевозят в цистернах АЦП-3,7.
Цистерны данных типов изготовляют из пищевого алюми ния. Это двухсекционные цистерны с теплоизоляцией, деревян ной обшивкой, облицованной защитным кожухом из листовой углеродистой стали.
В процессе эксплуатации цистерн необходимо внимательно следить за состоянием защитных покрытий их внутренних по верхностей.
Устройство автомобильных цистерн. Для перевозки вино-
матѳриалов на винзаводах в основном применяют автоцистер ны ВЦПП-6 и ВЦПП-ЮА. Они предназначены для переівозки виноматериалов и вин на междугородних и межзаводских трассах.
Автоцистерна ВЦПП-6 монтируется на полуприцепе ОдАЗ-885 и транспортируется автотягачом КАЗ-608, а автоцис терна В'ЦПП-ЮА — на полуприцепе МАЗ-5‘245 и транспортиру ется автотягачом МАЗ-504. Данные автоцистерны однотипны. На рис. 37 показан общий вид автэциетерны-івииовоза.
Цистерна представляет собой две емкости, сваренные излистовой нержавеющей стали толщиной 2,5 мм (толщина дни ща 4 мм). Емкости имеют деревянную обшивку, под которой расположен термоизоляционный слой из пенопласта. Деревян-
92
мая обшивка за.кірыта защитным кожухом из листовой стали толщиной 1—1,5 мм.
1 — тяпіч; 2 — шкафчик; 3 — скоба; |
4 — пояс; 5 — винопровод; в — кожух; 7 — |
цистерна; |
8 — полуприцеп. |
Каждая емкость имеет верхний люк диаметрам 500 мм, че рез который отбирают пробы виноматериалов, а также осмат ривают и обрабатывают внутреннюю поверхность. В горловине каждой емкости имеете тошный клапан.
В конструкции предусмотрен сливной винопровод, перекры ваемый клапаном внутри емкости. Привод клапана винтового' типа размещен в нижней части у заднего днища емкости. Опо ры цистерны крепятся к лонжеронам полуприцепа шпильками,,
ацистерна к опорам — хомутами.
Вцистерне предусмотрена система автоматического или ди станционного управления процессами заполнения и слива виноматериалоів. В комплект системы автоматики входят элект
родные датчики верхнего уровня, смонтированные в горловинах цистерн, электродный датчик нижнего уровня, смонтированный на всасывающем трубопроводе насоса, шкаф с электрообору дованием, шнур ШРПЛ для .подвода питания от боіртовой сетіг тягана.
В автоматическом режиме система управляет цепью зажи гания двигателя насоса. После заполнения или опорожнения-
Техническая характеристика автоцистерн-виновозов
|
|
|
|
ВИПП-6 |
ВЦПП-ЮА |
Общая емкость цистерны, м3 . |
6 |
П |
|||
Количество |
секций, |
шт............................ |
|
2 |
2 |
Емкость одной секции, м3 . . . . |
3 |
5 ,5 |
|||
Продолжительность |
наполнения пли |
21 |
2 5 - 2 7 |
||
опорожнения цистерны насосом, мин |
|||||
Изменение |
температуры |
виномате- |
|
|
|
риала в течение 10 ч при температу |
не более 2 |
нс более 2 |
|||
ре окружающего воздуха ±30°С , °С |
|||||
Габариты |
цистерны |
с |
автотягачом, |
9S25X 2 360x2660 |
1 1 1 0 0 x 2 6 0 0 x 2 8 0 ’ |
м м ................................................................. |
|
с грузом, кг . . |
|||
Масса полуприцепа |
10300 |
17500 |
93
цистерны срабатывает соответственно датчик верхнего или нижнего уровня и выключается двигатель насоса. В схеме пре дусмотрена световая сигнализация, которая работает как в ре жиме автоматики, так и в режиме дистанцвоганопо ушрав-
.лення.
Эксплуатация цистерн-виновозов. Перед заполнением цис терны необходимо тщательно промыть секции, шланги, слив ные патрубки. Для этого применяют чистые корешковые и во лосяные щетки, а также хлопчатобумажную ткань. Внутренние поверхности секций нельзя чистить металлическими щетками, песком и другими абразивными материалами. После мойки шланги надевают и закрепляют на патрубках винопровода, за тем открывают все краны на линии заполнения.
Заполнение цистерны можно осуществлять через винопро вод как с помощью насоса цистерны, так и насоса завода — поставщика виноматериалов. После подготовки цистерны к ра боте включают систему автоматики и двигатель насоса.
После заполнения цистерны напорно-сливные рукава отсо единяют и укладывают в пеналы, закрывают краны и на при емные патрубки винопроводов надевают заглушки. Затем за крывают и пломбируют дверцу кожуха винопровода, а также крышки люков емкостей.
При сливе виноматериалов из емкостей необходимо поста вить цистерну с небольшим уклоном назад, снять пломбы, от крыть дверцу кожуха винопровода, снять заглушки, вынуть из пеналов сливные рукава, присоединить их к винопроводу и к соответствующим приемным резервуарам. Затем снимают пломбы с люков емкостей цистерны, производят замеры и от бирают пробы для анализа. Крышки люков опорожняемых ем костей должны быть открыты.
Закончив подготовку цистерны к сливу, открывают пробко вые краны линии слива, а затем включают систему автоматики и двигатель насоса. После опорожнения емкостей снимают за порно-сливные рукава и убирают их ,в пеналы, закрывают пробковые краны и устанавливают на приемные патрубки ви нопроводов заглушки. Затем необходимо закрыть крышки ви нопроводов и ящики автоматики.
Перед каждым рейсом необходимо тщательно проверить затяжку откидных болтов крышек люка, плотность перекрытия запорно-сливных клапанов, надежность крепления винопрово да, наличие заглушек на приемных патрубках винопроводов и наличие пломб.
Люки, сливные патрубки и шланги необходимо ежедневно очищать, строго следить за чистотой ящиков для шлангов и арматуры. Через каждые 1000 км пробега необходимо прове
рять затяжку гаек, поясов, хомутов, |
крепление |
опор цистерны |
к лонжеронам рамы полуприцепа. |
смещения |
цистерны за- |
Для предотвращения продольного |
94
прещается перевозить вииоматериалы при частично заполнен ных секциях.
После слива виноматериалов цистерну очищают и дезин фицируют в соответствии с утвержденной Технологической ин струкцией по санитарной обработке винодельческих емкостей,, оборудования, .винопроводов и .помещений.
Возможные неполадки в работе автоцистерн-виновозов,
__________ их причины и способы устранения___________
|
Неполадки |
|
Примины неполадок |
Способы устранения |
||||||
3 а.по.р11о-сл1mной |
кла- |
Неплотно |
|
прилегает |
Отрегулировать |
ход |
||||
пан пропускает |
винома- |
уплотнительное |
кольцо |
клапана, сменить |
уплот- |
|||||
тернал |
|
|
клапан |
к седлу клапана |
нлтельное кольцо |
|
||||
Пробковый |
|
Ослабло |
сальниковое |
Подтянуть прижимную |
||||||
пропускает |
виноматери- |
уплотнение |
|
|
гайку крана |
|
|
|||
ал |
|
виноп-ров о- |
Ослабла |
затяжка резь- |
Подтянуть |
резьбовые |
||||
Соедішение |
||||||||||
да пропускает вино-мате |
бовых соединений |
соединения |
|
|
||||||
риал |
|
насоса |
ра- |
Малый ход штока за- |
Отрегулировать |
высо- |
||||
Двигатель |
||||||||||
ботает |
с перегрузкой, |
порио-сливпого |
клапана |
ту подъема |
клапана |
|||||
насос |
работает |
с малой |
|
|
|
|
|
|
||
производительностью |
|
|
|
|
. |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ
Перевозку винопродуіктоів на дальние расстояния осущест вляют в железнодорожных цистернах большой грузовместимо сти. В настоящее время в основном применяют изотермические вагоны-цистерны завода «Баутц&н» (ГДР).
іВагоиы-цистерны представляют собой симметрично уста новленные на четырехосном железнодорожном вагоне две ме таллические ем'кости до Г500 дал. Цистерны покрыты тепловой изоляцией. Для поддержания определенного температурного режима над каждой цистерной имеются четыре резервуара с хладагентом, который омывает верхнюю половину каждой цис терны.
При эксплуатации данных цистерн в одном вагоне можно перевезти 2-8Э0 дал вина. Все цистерны снабжены люками для очистки и мойки. Во избежание переполнения в цистернах предусмотрены специальные сигнальные устройства. Цистерну заливают вином через верхний загрузочный люк, закрываю щийся откидной крышкой, а сливают — через штуцер с венти лем. Цистерны имеют виномериые стекла, предназначенные для контроля за уровнем івина.
■Перевозку виноматериалов осуществляют также в цистер нах-молоковозах и обычных пищевых цистернах вместимостью
95-