Файл: Емельянов, В. Д. Оборудование предприятий для производства виноградных вин и соков учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уровня, пробно-спускной кран и паспортная табличка. К верх­ ней части корпуса приварены две бобышки. На передней бо­ бышке установлен штуцер для наполнения цистерны, закрытый сверху заглушкой. Задняя бобышка также закрыта заглушкой, в которую вмонтирован воздушник.

Рис. 36. Горизонтальная металлическая

цистерна:

 

І — штуцер для слива вина*. 2 — вентиль;

3 — штуцер

для наполнения;

4 — кор­

пус; 5 — воздушник; б — указатель уровня

(впномерное

стекло); 7 —лаз;

8 — люк;

9 — стяжка;

ІО— опора.

 

 

На винзаводах широко применяют металлические цистерны с кислотостойкими стеклозмалевыіми покрытиями. Этот вид за­ щитных покрытий является одним из лучших. Стѳклоэмали непроницаемы и нейтральны к сокам, винам, коньякам, спир­ там, моющим и дезинфицирующим растворам. Однако они чув­ ствительны к ударам и перегрузкам. Попадание незначитель­ ных количеств стекловидной эмали в продукт делает его непри­ годным к употреблению. Коэффициент линейного расширения эмали резко отличается от коэффициента линейного расшире­ ния металла. Поэтому в процессе эксплуатации нельзя резко нагревать или охлаждать цистерну продуктом. Температура продукта не должна превышать 70° С.

Эксплуатация металлических емкостей. Изготовленную из черных металлов или алюминия цистерну,, не имеющую специ­ ального защитного покрытия, предварительно тщательно очи­ щают от пыли, ржавчины, масляных пятен, хорошо моют и высушивают.

Цистерну устанавливают на двух бетонных опорах шири­ ной не менее 350 мм с наклоном 1—2° в сторону слива. После монтажа ее вторично осматривают и промывают холодной во­ дой с помощью губки или других мягких материалов. Осматри­ вать, очищать и промывать внутреннюю поверхность цистерны разрешается только в мягкой обуви. После промывки на цис­ терну на резиновых • прокладках устанавливают заглушки, крышку лаза и необходимую арматуру. Перед установкой

91


про.кладіки промывают 5%-пым содовым раствором и выдержи­

вают в вине в течение 24

ч. После повторной промывки содой,

а затем питьевой водой

прокладки

ставят на

резервуар.

Убе­

дившись в надежности крышки лаза,

заглушки,

арматуры,

ком­

муникаций, резервуар сдают в эксплуатацию.

В процессе эксплуатации (перед заполнением) цистерну ос­ матривают. Если срок хранения продукта невелик, осмотр цис­

терны рекомендуется проводить

1 раз ,в 2 месяца.

Наружную резьбу шпинделей и вентилей необходимо сма­

зывать не реже 1 раза в месяц,

а наружную резьбу винта лю­

ка — не реже 1 раза в 3 месяца.

эмалевого покрытия промы­

Обнаруженные повреждения

вают спиртом и замазывают кислотоупорной замазкой или пи­ щевым лаком, нейтральным к вииопродуктам.

От осадков цистерну следует очищать только деревянными скребками.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

Для транспортировки виноматериалов и вин применяют ав­ тоцистерны различной емкости.

Виноматериалы иногда перевозят в специализированных цистернах для пищевых жидкостей АЦПТ (автоцистерна с термоизоляцией) и АЦП (автоцистерна без термоизоляции). Для перевозки вин и виноматериалов чаще применяют авто­ цистерны АЦПТ-2,8 и АЦПТ-5,6. Спирт перевозят в цистернах АЦП-3,7.

Цистерны данных типов изготовляют из пищевого алюми­ ния. Это двухсекционные цистерны с теплоизоляцией, деревян­ ной обшивкой, облицованной защитным кожухом из листовой углеродистой стали.

В процессе эксплуатации цистерн необходимо внимательно следить за состоянием защитных покрытий их внутренних по­ верхностей.

Устройство автомобильных цистерн. Для перевозки вино-

матѳриалов на винзаводах в основном применяют автоцистер­ ны ВЦПП-6 и ВЦПП-ЮА. Они предназначены для переівозки виноматериалов и вин на междугородних и межзаводских трассах.

Автоцистерна ВЦПП-6 монтируется на полуприцепе ОдАЗ-885 и транспортируется автотягачом КАЗ-608, а автоцис­ терна В'ЦПП-ЮА — на полуприцепе МАЗ-5‘245 и транспортиру­ ется автотягачом МАЗ-504. Данные автоцистерны однотипны. На рис. 37 показан общий вид автэциетерны-івииовоза.

Цистерна представляет собой две емкости, сваренные излистовой нержавеющей стали толщиной 2,5 мм (толщина дни­ ща 4 мм). Емкости имеют деревянную обшивку, под которой расположен термоизоляционный слой из пенопласта. Деревян-

92


мая обшивка за.кірыта защитным кожухом из листовой стали толщиной 1—1,5 мм.

1 — тяпіч; 2 — шкафчик; 3 — скоба;

4 — пояс; 5 — винопровод; в — кожух; 7 —

цистерна;

8 — полуприцеп.

Каждая емкость имеет верхний люк диаметрам 500 мм, че­ рез который отбирают пробы виноматериалов, а также осмат­ ривают и обрабатывают внутреннюю поверхность. В горловине каждой емкости имеете тошный клапан.

В конструкции предусмотрен сливной винопровод, перекры­ ваемый клапаном внутри емкости. Привод клапана винтового' типа размещен в нижней части у заднего днища емкости. Опо­ ры цистерны крепятся к лонжеронам полуприцепа шпильками,,

ацистерна к опорам — хомутами.

Вцистерне предусмотрена система автоматического или ди­ станционного управления процессами заполнения и слива виноматериалоів. В комплект системы автоматики входят элект­

родные датчики верхнего уровня, смонтированные в горловинах цистерн, электродный датчик нижнего уровня, смонтированный на всасывающем трубопроводе насоса, шкаф с электрообору­ дованием, шнур ШРПЛ для .подвода питания от боіртовой сетіг тягана.

В автоматическом режиме система управляет цепью зажи­ гания двигателя насоса. После заполнения или опорожнения-

Техническая характеристика автоцистерн-виновозов

 

 

 

 

ВИПП-6

ВЦПП-ЮА

Общая емкость цистерны, м3 .

6

П

Количество

секций,

шт............................

 

2

2

Емкость одной секции, м3 . . . .

3

5 ,5

Продолжительность

наполнения пли

21

2 5 - 2 7

опорожнения цистерны насосом, мин

Изменение

температуры

виномате-

 

 

риала в течение 10 ч при температу­

не более 2

нс более 2

ре окружающего воздуха ±30°С , °С

Габариты

цистерны

с

автотягачом,

9S25X 2 360x2660

1 1 1 0 0 x 2 6 0 0 x 2 8 0 ’

м м .................................................................

 

с грузом, кг . .

Масса полуприцепа

10300

17500

93


цистерны срабатывает соответственно датчик верхнего или нижнего уровня и выключается двигатель насоса. В схеме пре­ дусмотрена световая сигнализация, которая работает как в ре­ жиме автоматики, так и в режиме дистанцвоганопо ушрав-

.лення.

Эксплуатация цистерн-виновозов. Перед заполнением цис­ терны необходимо тщательно промыть секции, шланги, слив­ ные патрубки. Для этого применяют чистые корешковые и во­ лосяные щетки, а также хлопчатобумажную ткань. Внутренние поверхности секций нельзя чистить металлическими щетками, песком и другими абразивными материалами. После мойки шланги надевают и закрепляют на патрубках винопровода, за­ тем открывают все краны на линии заполнения.

Заполнение цистерны можно осуществлять через винопро­ вод как с помощью насоса цистерны, так и насоса завода — поставщика виноматериалов. После подготовки цистерны к ра­ боте включают систему автоматики и двигатель насоса.

После заполнения цистерны напорно-сливные рукава отсо­ единяют и укладывают в пеналы, закрывают краны и на при­ емные патрубки винопроводов надевают заглушки. Затем за­ крывают и пломбируют дверцу кожуха винопровода, а также крышки люков емкостей.

При сливе виноматериалов из емкостей необходимо поста­ вить цистерну с небольшим уклоном назад, снять пломбы, от­ крыть дверцу кожуха винопровода, снять заглушки, вынуть из пеналов сливные рукава, присоединить их к винопроводу и к соответствующим приемным резервуарам. Затем снимают пломбы с люков емкостей цистерны, производят замеры и от­ бирают пробы для анализа. Крышки люков опорожняемых ем­ костей должны быть открыты.

Закончив подготовку цистерны к сливу, открывают пробко­ вые краны линии слива, а затем включают систему автоматики и двигатель насоса. После опорожнения емкостей снимают за­ порно-сливные рукава и убирают их ,в пеналы, закрывают пробковые краны и устанавливают на приемные патрубки ви­ нопроводов заглушки. Затем необходимо закрыть крышки ви­ нопроводов и ящики автоматики.

Перед каждым рейсом необходимо тщательно проверить затяжку откидных болтов крышек люка, плотность перекрытия запорно-сливных клапанов, надежность крепления винопрово­ да, наличие заглушек на приемных патрубках винопроводов и наличие пломб.

Люки, сливные патрубки и шланги необходимо ежедневно очищать, строго следить за чистотой ящиков для шлангов и арматуры. Через каждые 1000 км пробега необходимо прове­

рять затяжку гаек, поясов, хомутов,

крепление

опор цистерны

к лонжеронам рамы полуприцепа.

смещения

цистерны за-

Для предотвращения продольного

94


прещается перевозить вииоматериалы при частично заполнен­ ных секциях.

После слива виноматериалов цистерну очищают и дезин­ фицируют в соответствии с утвержденной Технологической ин­ струкцией по санитарной обработке винодельческих емкостей,, оборудования, .винопроводов и .помещений.

Возможные неполадки в работе автоцистерн-виновозов,

__________ их причины и способы устранения___________

 

Неполадки

 

Примины неполадок

Способы устранения

3 а.по.р11о-сл1mной

кла-

Неплотно

 

прилегает

Отрегулировать

ход

пан пропускает

винома-

уплотнительное

кольцо

клапана, сменить

уплот-

тернал

 

 

клапан

к седлу клапана

нлтельное кольцо

 

Пробковый

 

Ослабло

сальниковое

Подтянуть прижимную

пропускает

виноматери-

уплотнение

 

 

гайку крана

 

 

ал

 

виноп-ров о-

Ослабла

затяжка резь-

Подтянуть

резьбовые

Соедішение

да пропускает вино-мате­

бовых соединений

соединения

 

 

риал

 

насоса

ра-

Малый ход штока за-

Отрегулировать

высо-

Двигатель

ботает

с перегрузкой,

порио-сливпого

клапана

ту подъема

клапана

насос

работает

с малой

 

 

 

 

 

 

производительностью

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

Перевозку винопродуіктоів на дальние расстояния осущест­ вляют в железнодорожных цистернах большой грузовместимо­ сти. В настоящее время в основном применяют изотермические вагоны-цистерны завода «Баутц&н» (ГДР).

іВагоиы-цистерны представляют собой симметрично уста­ новленные на четырехосном железнодорожном вагоне две ме­ таллические ем'кости до Г500 дал. Цистерны покрыты тепловой изоляцией. Для поддержания определенного температурного режима над каждой цистерной имеются четыре резервуара с хладагентом, который омывает верхнюю половину каждой цис­ терны.

При эксплуатации данных цистерн в одном вагоне можно перевезти 2-8Э0 дал вина. Все цистерны снабжены люками для очистки и мойки. Во избежание переполнения в цистернах предусмотрены специальные сигнальные устройства. Цистерну заливают вином через верхний загрузочный люк, закрываю­ щийся откидной крышкой, а сливают — через штуцер с венти­ лем. Цистерны имеют виномериые стекла, предназначенные для контроля за уровнем івина.

■Перевозку виноматериалов осуществляют также в цистер­ нах-молоковозах и обычных пищевых цистернах вместимостью

95-