Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ванных малых образцов и упрощенных конструктивных узлов при близких к отнулевым циклах нагружения и базе испытаний 2 - Ю 6 циклов. Пределы усталости образцов, отнесенные к их значениям при нулевом смещении, приведены на рис. 14. Величина смещения существенно влияет на усталостную прочность конструкций, при 1 чем прочность изолированных малых образцов с увеличением сме­ щения падает в большей степени, чем прочность реальных кон­ структивных узлов корпуса.

Авторы исследования [1] делают вывод о достаточной усталостной прочности узлов при смещениях, доходящих до толщины соеди­ няемых деталей, т. е. вдвое превосходящих существующие допуски. Однако как по номенклатуре обследованных конструктивных узлов, так и по объему выполненных испытаний еще нет достаточного ста­ тистического материала для обобщающих выводов о допустимых нормах смещений и возможности их заметного расширения по сравнению с действующими эмпирическими нормативами. Вместе

стем проведение систематических сопоставительных испытаний

предельной и усталостной прочности конструкций, выполненных в теоретических размерах и с контролируемыми отклонениями, на­ ряду с технико-экономической оценкой последствий этих отклоне­ ний, является обязательной предпосылкой надежного и обоснован­ ного нормирования допусков на изготовление и сборку корпусных конструкций.

Проблема допусков

тесно связана

с нормированием размеров

связей. К а ж д а я

система

норм прочности д о л ж н а

соответствовать

определенному

уровню

технологии и

организации

производства,

а значит, и определенной точности. Это взаимное соответствие обя­ зательно д о л ж н о быть зафиксировано в нормативных документах; целесообразно т а к ж е ввести указания о характере и величине из­ менения норм прочности конструкций при определенных отступле­ ниях от предусмотренных первоначально норм точности изготовле­ ния. В действующих документах это положение не нашло отра­ жения, что требует проведения дополнительных исследований, обоснований и внесения коррективов с учетом экономических сооб­ ражений.

Часть нормативов на допускаемые отклонения от теоретических размеров и конфигурации конструкций связана с обеспечением эс­ тетических требований, предъявляемых к внешнему виду судна. В обязательных документах такие допуски на деформации закреп­ лены, несмотря на то, что они еще далеки от объективности и не имеют достаточных научных обоснований. Тем не менее соответ­ ствующие допуски в той или иной форме д о л ж н ы быть точно за­ фиксированы, чтобы можно было изготавливать конструкции по з а д а н н ы м допускам, а не доводить путем дорогостоящих ручных правочных работ готовую конструкцию до вида, удовлетворяющего

3

Л. И. Вронский н др .

49



субъективным требованиям заказчика . Так, существующие допуски на деформации легких корпусных конструкций (надстройки, рубки, выгородки) в основном обусловлены эстетическими требованиями . Они должн ы выдерживаться главным образом в результате приме­ нения наиболее технологичных конструкций (гофрированных и клее - сварных), точечной и контактной сварки и т. д. В исключи­ тельных случаях могут быть повышены толщины листов.

 

При изложенных

предпосылках размерно-технологический ана­

ли з

конструкций может выполняться по следующей принципиаль­

ной

схеме:

 

 

1) установление

исходных допустимых изменений сборочных

размеров узла, секции, конструкции или корпуса судна на основе требований технологического процесса сборки и эксплуатационных требований к конструкции, т. е. задание величины A 3 a M ;

2) составление уравнения размерной цепи и нахождение пере­ даточных отношений;

3) выбор допусков Аг на составляющие звенья, согласованных с технологическими операциями, реализующими звенья цепи, т. е. исходя из экономической степени точности;

4)

определение ожидаемых отклонений замыкающег о

звена, от­

вечающих условию практической

уверенности, т. е. й г = 3 ,

 

ДраС Ч = у

ЕЛ?А?;

(1.21)

5)

сопоставление расчетных отклонений с допуском

сборочного

размера

 

 

 

£зам = 3 - — .

(1.22)

 

 

"расч

 

Если Арасч^Азам . требуемая конечная точность конструкции обес­

печивается по методу полной взаимозаменяемости. Если

А Р а с ч > А 3 а м ,

то

/ е з а ы < 3 , и вероятность того, что фактические

отклонения

 

разме ­

ров

превысят

допускаемые,

равна

Р з а м = 2

[ 1 — Ф * ( / г з а м)]

(см.

рис. 13). Эту величину

и необходимо использовать в формуле

(1.12)

д л я выбора оптимальных конструктивно-технологических

 

меро­

приятий по ликвидации пригонки или для обоснования

изменения

норм допусков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достигнуть требуемой конечной точности при заданном

допуске

на

сборочный

размер

A 3 a M , как

видно

из формулы (1.20),

можно

при сокращении числа составляющих звеньев я (например, увели­ чением габаритов деталей при снижении их количества) и при уменьшении допусков на составляющие звенья Аг, что требует внедрения новых механизированных технологических процессов, введения полного или выборочного контроля и т. д. Другим спосо­ бом ликвидации пригонки является расширение допуска сборочного

50


£>7Д%

р а з м е ра до Азам^Арасч, что всегда связано с изменением оформле­ ния конструкции и соответствующим изменением затрат на ее из­ готовление.

В частности, при одинаковой внешней нагрузке расширение диа­ пазона допустимых отклонений может привести к повышению фак­ тических местных напряжений . Тогда для обеспечения равной уста­ лостной долговечности или предельной прочности конструкций (если эти критерии являются определяю­ щими при выборе размеров связей)

нужно уменьшить уровень номи­ нальных напряжений, что дости­ гается увеличением размеров свя­ зей, а это увеличивает массу и сто­ имость конструкции.

 

 

Характер изменения массы кон­

 

 

 

 

 

 

струкции

G

и

трудоемкости

работ

100

 

 

 

 

 

Т

при

заданном

уровне

надежности

 

 

 

 

 

 

и

долговечности

в зависимости

от

 

 

 

 

 

 

величины допустимого

отклонения

 

 

 

 

 

 

размеров

(например,

 

допустимых

 

 

 

 

 

 

деформаций

сварных

конструкций)

 

 

 

 

 

 

показан

на

рис.

15.

Если

перейти

 

 

 

 

 

 

к обобщенному стоимостному кри­

 

 

 

 

 

 

терию

К,

получим

 

зависимость,

а

 

й3

 

 

А

принципиальный

вид

которой

т а к ж е

Рис.

15. Принципиальные

зависи­

показан

на

рис.

15. Минимум

кри­

мости

показателен

конструкции

терия

соответствует

экономической

от допусков

на ее

изготовление.

степени

точности

и

одновременно

Д — д о п у с к на

рассматриваемый

раз­

тем

размерам

связей,

которые

при

мер

конструкции; А э — д о п у с к ,

coot'

рассматриваемом

уровне

техноло­

ветствующнй

экономической

степени

 

 

точности.

 

 

 

гии

и

 

организации

 

производства

 

 

 

 

 

 

гарантируют требуемую степень надежности конструкции в задана ных условиях ее эксплуатации . Следует отметить, что практическое построение подобных зависимостей очень важно, но затрудняется отсутствием достаточно подробных и достоверных данных о влия­

нии

технологических отклонений

(от

номинальных размеров K O H J

струкций) на характеристики их надежности.

 

Наиболее простые

и экономичные

решения задачи

обеспечения

точности изготовления

конструкций

дает р а з м е р н а я

компенсация"

[30],

[71], особенно

в условиях

специфики судового корпусостроения.

Р а з м е р н ы е к о м п е н с а т о р ы

— это

элементы, детали И

узлы

конструкции,

вводимые

в

размерную

цепь д л я

достижения

предписанной точности з а м ы к а ю щ е г о звена и ликвидирующие влия" ние деформаций, которые возникают в процессе сборки и эксплуа-

тации

конструкции.

3*

51


Причины нарушения точности размерных цепей можно разде­ лить на две группы: эксплуатационные, связанные с изменением внешних воздействий на конструкцию (износ деталей в сопряже ­ ниях, изменение размеров конструкций корпуса или теплообменных аппаратов вследствие температурных колебаний, взаимные переме­ щения деталей в связи с изгибом и скручиванием судна на волне­

нии и т. д . ), и технологические, вызванные погрешностями

разме-»

ров деталей и режимов технологических

операций.

 

 

 

Независимо

от причин нарушения

точности размерных

цепей

все компенсаторы по характеру или способу

устранения погреш­

ностей можно разделить на 4 класса.

 

 

 

 

 

1. Неподвижные компенсаторы, подбираемые в размерную цепь

индивидуально при сборке в зависимости от

фактически

обнару­

женной погрешности з а м ы к а ю щ е г о звена. К

ним

относятся

пла­

стинчатые прокладки, шайбы, пластмассы типа

Б К Д

в качестве

вы­

равнивающего

слоя или заполнителя, з а в а р и в а е м ы е

зазбры .

 

 

2. Подвижные компенсаторы, размеры, геометрическое или про­ странственное положение которых можно изменять в определенных пределах в результате принудительной регулировки положения де­ талей или узлов, что компенсирует заранее установленные погреш­ ности размерной цепи. К подвижным компенсаторам относятся кли­ новые и сферические прокладки, часто используемые при установке судовых механизмов на фундаменты, отжимные болты, гофриро­ ванные компенсаторы в подвижных соединениях рубок, компенса­

торы

в трубопроводах

и т. д.

 

3.

Компенсация

свободными размерами,

предусмотренными

в конструкции. Компенсаторы представляют

собой заранее уста­

новленное отклонение от номинальных размеров и геометрии и со­ пряжения деталей. Эта группа компенсаторов многообразна и ши­ роко распространена в корпусных конструкциях. К ней относятся зазоры между деталями конструкции (например, в кничных соеди­ нениях бимсов со шпангоутами, стоек переборок с бимсами или продольными ребрами палуб, в некоторых типах узлов пересечения

балок

разного

направления

в одном перекрытии); различного вида

и назначения

перекройные

соединения; отдельные типы скользя­

щих

соединений; заранее

установленное увеличение габаритов

опорных поверхностей фундаментов по сравнению с габаритами рамы механизмов или оборудования для компенсации погрешно­ стей положения фундаментов; овальные отверстия в опорных по­ верхностям фундаментных рам для компенсации теплового расши­ рения корпусов аппаратов или других эксплуатационных смеще­ ний,, и т. д.

4. Припусковые компенсаторы, которые не включаются в кон­ струкцию, а вводятся на определенной стадии технологического процесса д л я компенсации неточностей смежных конструкций,

62