Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ванных малых образцов и упрощенных конструктивных узлов при близких к отнулевым циклах нагружения и базе испытаний 2 - Ю 6 циклов. Пределы усталости образцов, отнесенные к их значениям при нулевом смещении, приведены на рис. 14. Величина смещения существенно влияет на усталостную прочность конструкций, при 1 чем прочность изолированных малых образцов с увеличением сме щения падает в большей степени, чем прочность реальных кон структивных узлов корпуса.
Авторы исследования [1] делают вывод о достаточной усталостной прочности узлов при смещениях, доходящих до толщины соеди няемых деталей, т. е. вдвое превосходящих существующие допуски. Однако как по номенклатуре обследованных конструктивных узлов, так и по объему выполненных испытаний еще нет достаточного ста тистического материала для обобщающих выводов о допустимых нормах смещений и возможности их заметного расширения по сравнению с действующими эмпирическими нормативами. Вместе
стем проведение систематических сопоставительных испытаний
предельной и усталостной прочности конструкций, выполненных в теоретических размерах и с контролируемыми отклонениями, на ряду с технико-экономической оценкой последствий этих отклоне ний, является обязательной предпосылкой надежного и обоснован ного нормирования допусков на изготовление и сборку корпусных конструкций.
Проблема допусков |
тесно связана |
с нормированием размеров |
||
связей. К а ж д а я |
система |
норм прочности д о л ж н а |
соответствовать |
|
определенному |
уровню |
технологии и |
организации |
производства, |
а значит, и определенной точности. Это взаимное соответствие обя зательно д о л ж н о быть зафиксировано в нормативных документах; целесообразно т а к ж е ввести указания о характере и величине из менения норм прочности конструкций при определенных отступле ниях от предусмотренных первоначально норм точности изготовле ния. В действующих документах это положение не нашло отра жения, что требует проведения дополнительных исследований, обоснований и внесения коррективов с учетом экономических сооб ражений.
Часть нормативов на допускаемые отклонения от теоретических размеров и конфигурации конструкций связана с обеспечением эс тетических требований, предъявляемых к внешнему виду судна. В обязательных документах такие допуски на деформации закреп лены, несмотря на то, что они еще далеки от объективности и не имеют достаточных научных обоснований. Тем не менее соответ ствующие допуски в той или иной форме д о л ж н ы быть точно за фиксированы, чтобы можно было изготавливать конструкции по з а д а н н ы м допускам, а не доводить путем дорогостоящих ручных правочных работ готовую конструкцию до вида, удовлетворяющего
3 |
Л. И. Вронский н др . |
49 |
субъективным требованиям заказчика . Так, существующие допуски на деформации легких корпусных конструкций (надстройки, рубки, выгородки) в основном обусловлены эстетическими требованиями . Они должн ы выдерживаться главным образом в результате приме нения наиболее технологичных конструкций (гофрированных и клее - сварных), точечной и контактной сварки и т. д. В исключи тельных случаях могут быть повышены толщины листов.
|
При изложенных |
предпосылках размерно-технологический ана |
ли з |
конструкций может выполняться по следующей принципиаль |
|
ной |
схеме: |
|
|
1) установление |
исходных допустимых изменений сборочных |
размеров узла, секции, конструкции или корпуса судна на основе требований технологического процесса сборки и эксплуатационных требований к конструкции, т. е. задание величины A 3 a M ;
2) составление уравнения размерной цепи и нахождение пере даточных отношений;
3) выбор допусков Аг на составляющие звенья, согласованных с технологическими операциями, реализующими звенья цепи, т. е. исходя из экономической степени точности;
4) |
определение ожидаемых отклонений замыкающег о |
звена, от |
|
вечающих условию практической |
уверенности, т. е. й г = 3 , |
||
|
ДраС Ч = у |
ЕЛ?А?; |
(1.21) |
5) |
сопоставление расчетных отклонений с допуском |
сборочного |
|
размера |
|
|
|
|
£зам = 3 - — . |
(1.22) |
|
|
|
"расч |
|
Если Арасч^Азам . требуемая конечная точность конструкции обес
печивается по методу полной взаимозаменяемости. Если |
А Р а с ч > А 3 а м , |
||||||||
то |
/ е з а ы < 3 , и вероятность того, что фактические |
отклонения |
|
разме |
|||||
ров |
превысят |
допускаемые, |
равна |
Р з а м = 2 |
[ 1 — Ф * ( / г з а м)] |
(см. |
|||
рис. 13). Эту величину |
и необходимо использовать в формуле |
(1.12) |
|||||||
д л я выбора оптимальных конструктивно-технологических |
|
меро |
|||||||
приятий по ликвидации пригонки или для обоснования |
изменения |
||||||||
норм допусков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Достигнуть требуемой конечной точности при заданном |
допуске |
|||||||
на |
сборочный |
размер |
A 3 a M , как |
видно |
из формулы (1.20), |
можно |
при сокращении числа составляющих звеньев я (например, увели чением габаритов деталей при снижении их количества) и при уменьшении допусков на составляющие звенья Аг, что требует внедрения новых механизированных технологических процессов, введения полного или выборочного контроля и т. д. Другим спосо бом ликвидации пригонки является расширение допуска сборочного
50
р а з м е ра до Азам^Арасч, что всегда связано с изменением оформле ния конструкции и соответствующим изменением затрат на ее из готовление.
В частности, при одинаковой внешней нагрузке расширение диа пазона допустимых отклонений может привести к повышению фак тических местных напряжений . Тогда для обеспечения равной уста лостной долговечности или предельной прочности конструкций (если эти критерии являются определяю щими при выборе размеров связей)
нужно уменьшить уровень номи нальных напряжений, что дости гается увеличением размеров свя зей, а это увеличивает массу и сто имость конструкции.
|
|
Характер изменения массы кон |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
струкции |
G |
и |
трудоемкости |
работ |
100 |
|
|
|
|
|
|||||||||
Т |
при |
заданном |
уровне |
надежности |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
и |
долговечности |
в зависимости |
от |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
величины допустимого |
отклонения |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
размеров |
(например, |
|
допустимых |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
деформаций |
сварных |
конструкций) |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
показан |
на |
рис. |
15. |
Если |
перейти |
|
|
|
|
|
|
||||||||
к обобщенному стоимостному кри |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
терию |
К, |
получим |
|
зависимость, |
а |
|
й3 |
|
|
А |
|||||||||
принципиальный |
вид |
которой |
т а к ж е |
Рис. |
15. Принципиальные |
зависи |
|||||||||||||
показан |
на |
рис. |
15. Минимум |
кри |
|||||||||||||||
мости |
показателен |
конструкции |
|||||||||||||||||
терия |
соответствует |
экономической |
|||||||||||||||||
от допусков |
на ее |
изготовление. |
|||||||||||||||||
степени |
точности |
и |
одновременно |
Д — д о п у с к на |
рассматриваемый |
раз |
|||||||||||||
тем |
размерам |
связей, |
которые |
при |
мер |
конструкции; А э — д о п у с к , |
coot' |
||||||||||||
рассматриваемом |
уровне |
техноло |
ветствующнй |
экономической |
степени |
||||||||||||||
|
|
точности. |
|
|
|
||||||||||||||
гии |
и |
|
организации |
|
производства |
|
|
|
|
|
|
гарантируют требуемую степень надежности конструкции в задана ных условиях ее эксплуатации . Следует отметить, что практическое построение подобных зависимостей очень важно, но затрудняется отсутствием достаточно подробных и достоверных данных о влия
нии |
технологических отклонений |
(от |
номинальных размеров K O H J |
|||||
струкций) на характеристики их надежности. |
|
|||||||
Наиболее простые |
и экономичные |
решения задачи |
обеспечения |
|||||
точности изготовления |
конструкций |
дает р а з м е р н а я |
компенсация" |
|||||
[30], |
[71], особенно |
в условиях |
специфики судового корпусостроения. |
|||||
Р а з м е р н ы е к о м п е н с а т о р ы |
— это |
элементы, детали И |
||||||
узлы |
конструкции, |
вводимые |
в |
размерную |
цепь д л я |
достижения |
предписанной точности з а м ы к а ю щ е г о звена и ликвидирующие влия" ние деформаций, которые возникают в процессе сборки и эксплуа-
тации |
конструкции. |
3* |
51 |
Причины нарушения точности размерных цепей можно разде лить на две группы: эксплуатационные, связанные с изменением внешних воздействий на конструкцию (износ деталей в сопряже ниях, изменение размеров конструкций корпуса или теплообменных аппаратов вследствие температурных колебаний, взаимные переме щения деталей в связи с изгибом и скручиванием судна на волне
нии и т. д . ), и технологические, вызванные погрешностями |
разме-» |
|||||
ров деталей и режимов технологических |
операций. |
|
|
|
||
Независимо |
от причин нарушения |
точности размерных |
цепей |
|||
все компенсаторы по характеру или способу |
устранения погреш |
|||||
ностей можно разделить на 4 класса. |
|
|
|
|
|
|
1. Неподвижные компенсаторы, подбираемые в размерную цепь |
||||||
индивидуально при сборке в зависимости от |
фактически |
обнару |
||||
женной погрешности з а м ы к а ю щ е г о звена. К |
ним |
относятся |
пла |
|||
стинчатые прокладки, шайбы, пластмассы типа |
Б К Д |
в качестве |
вы |
|||
равнивающего |
слоя или заполнителя, з а в а р и в а е м ы е |
зазбры . |
|
|
2. Подвижные компенсаторы, размеры, геометрическое или про странственное положение которых можно изменять в определенных пределах в результате принудительной регулировки положения де талей или узлов, что компенсирует заранее установленные погреш ности размерной цепи. К подвижным компенсаторам относятся кли новые и сферические прокладки, часто используемые при установке судовых механизмов на фундаменты, отжимные болты, гофриро ванные компенсаторы в подвижных соединениях рубок, компенса
торы |
в трубопроводах |
и т. д. |
|
3. |
Компенсация |
свободными размерами, |
предусмотренными |
в конструкции. Компенсаторы представляют |
собой заранее уста |
новленное отклонение от номинальных размеров и геометрии и со пряжения деталей. Эта группа компенсаторов многообразна и ши роко распространена в корпусных конструкциях. К ней относятся зазоры между деталями конструкции (например, в кничных соеди нениях бимсов со шпангоутами, стоек переборок с бимсами или продольными ребрами палуб, в некоторых типах узлов пересечения
балок |
разного |
направления |
в одном перекрытии); различного вида |
и назначения |
перекройные |
соединения; отдельные типы скользя |
|
щих |
соединений; заранее |
установленное увеличение габаритов |
опорных поверхностей фундаментов по сравнению с габаритами рамы механизмов или оборудования для компенсации погрешно стей положения фундаментов; овальные отверстия в опорных по верхностям фундаментных рам для компенсации теплового расши рения корпусов аппаратов или других эксплуатационных смеще ний,, и т. д.
4. Припусковые компенсаторы, которые не включаются в кон струкцию, а вводятся на определенной стадии технологического процесса д л я компенсации неточностей смежных конструкций,
62