Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
накопленных в процессе их изготовления и установки, а т а к ж е погрешностей последующих технологических операций. К ним от
носятся |
припуски на контуровку листов, полотнищ и секций, мон |
т а ж н ы е |
припуски, припуски на механическую обработку деталей |
ахтерштевня, кронштейнов гребных валов, опорных поверхностей фундаментов, припуски на причерчивание фундаментов к корпус ным конструкциям и т. п.
Использование средств размерной компенсации позволяет сни зить требования к точности работ и тем самым сократить затраты на изготовление и сборку конструкций, но приводит к необходи мости пересмотра ряда конструктивных узлов и обоснования обла стей их возможного применения с позиций надежности и долговеч ности корпусных конструкций.
Выбор того или иного варианта обеспечения заданной точности, включая и применение размерных компенсаторов, целесообразно производить на основании сравнительных технико-экономических
расчетов. Оптимальным, как |
отмечено выше, является |
вариант, для |
которого величина (U — б С |
к а п ) достигает максимума . |
Подробный |
пример расчета оптимального конструктивного варианта узла пере сечения набора на основе комплексного критерия экономики по стройки с привлечением средств размерного анализа приведен
в§ 13.
Вцелом внедрение размерного анализа в исследовательскую и проектную практику позволяет получить количественные характе ристики неточностей изготовления корпусных конструкций и откло нений их формы и размеров от проектных, что дает возможность оценить соответствующие экономические последствия и выбрать оптимальные конструктивно-технологические решения, включая ус тановление рациональных нормативов допусков на изготовление и сборку корпусных конструкций.
§ 4. Унификация и стандартизация конструкций
Оптимальное проектное решение конструкции рассматривалось как результат учета индивидуальных особенностей назначения судна, условий его постройки, эксплуатации и ремонта. Такой под ход не позволяет полностью учесть интересы судостроения и орга низаций, занимающихся эксплуатацией судов.
Единообразная разработка проектной и ремонтной документа ции, унификация типов и размеров конструкций, использование ог раниченной номенклатуры марок и типоразмеров материалов, стан дартизаци я технологических процессов и оснастки с о к р а щ а ю т расходы на проектирование и изготовление конструкций. Одновре менно проведение унификации означает и отступление от опти мальных проектных решений, выбранных с учетом индивидуальных
53
особенностей конструкций. Следовательно, определение целесооб разности проведения унификации и ее уровня — типичная задача оптимизации, рассматриваемая в широком плане, т. е. для целой группы конструкций. Это отражено и в принятой терминологии (ГОСТ 1.0—68): «Стандартизация — это установление и примене ние правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».
Изменение экономических показателей судовых корпусных кон струкций при стандартизации и унификации зависит от различных факторов, учитывающих затраты при проектировании, изготовле нии и эксплуатации конструкций.
В самом общем виде расходы на изготовление и эксплуатацию партии изделий (конструкций) при заданных способе и организа ции производства можно разделить на две группы: расходы, зави сящие от величины партии, т. е. повторяющиеся при изготовлении и эксплуатации каждой единицы изделия, и разовые расходы, отно
сящиеся только |
к |
партии в целом, |
независимо |
от ее величины. |
||
К первой группе относятся стоимость материалов, прямые |
трудо |
|||||
вые затраты, расход энергии, стоимость проектирования |
(для |
|||||
строго индивидуальных изделий |
и |
конструкций) |
и т. д.; ко вто |
|||
р о й — затраты |
на |
проведение |
научно-исследовательских |
работ, |
стоимость проектирования изделий (при серийном или массовом
производстве), |
расходы на оборудование |
и оснастку, трудоемкость |
|||||||
подготовительно-заключительных |
работ, |
освоение новой |
техники |
||||||
как на производстве, так и в эксплуатации. |
|
|
|
||||||
Расходы на изготовление и эксплуатацию единицы |
изделия |
||||||||
можно представить |
формулой |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
С = |
С а + СА/ЛГ, |
|
|
|
(1.23) |
|
где |
N— число |
единиц рассматриваемого |
изделия |
в |
партии; |
||||
С а и Сб — расходы соответственно первой |
и второй |
групп. |
|||||||
Таким |
образом, |
увеличение |
количества одинаковых |
изделий |
|||||
в партии |
д а ж е |
при |
прочих |
равных условиях |
ведет к |
снижению |
удельных расходов. Это положение и является общей экономиче ской предпосылкой стандартизации .
Изменение количества изделий в партии приводит к изменению составляющих С а и С& в (1.23). При увеличении партии целесооб разны механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение новых высокопроизводительных операций, повышение точности работ, использование новых методов проектирования (объемное проектирование, использование вычислительной тех ники), применение результатов новых исследований. К а к правило,
54
при этом уменьшается величина Со и увеличивается Сь, что при об щем увеличении партии изделий снижает приведенные расходы на изготовление и эксплуатацию единицы изделия.
В качестве примера рассмотрим изготовление гофрированных листов, сборку и сварку полотнищ переборок танкеров типов
Рис. |
16. Способы |
изготовления |
гофрированных |
листов: |
||||||
а — штамповка полугофров; б — прокатка |
полугофров |
на |
||||||||
вальцах; в — штамповка |
полного |
профиля |
с |
передвижкой |
||||||
|
|
|
|
|
штампа. |
|
|
|
|
|
|
/ — пуансон; |
2 — гофрируемый лист; |
3 — матрица; |
4 — валкн. |
|
|||||
« В а р ш а в а » |
и |
«София». |
Н а |
заводе-строителе |
был |
проведен каче |
||||
ственный |
анализ |
трех |
вариантов |
технологического |
процесса |
(рис. 16), базирующихся на возможностях станочного оборудова ния, точности получаемых деталей и условиях сборки и сварки по лотнищ [33]:
— штамповка полугофров с разъемом на вершине и впадине гофров с последующей сборкой в специальной постели и сваркой стыков автоматом;
55
—гибка полугофров на гибочных вальцах с предварительным заломом кромки по радиусу гофра, последующей сборкой в спе циальной постели и сваркой стыков полуавтоматом;
—штамповка полного профиля гофров из предварительно сва
ренных на стенде листов методом последовательной гибки по длине и высоте гофра с передвижкой штампа, последующей сбор кой на стенде и сваркой стыков автоматом.
Количественная |
оценка |
вариантов |
|
выполнена |
по |
|
формуле |
||||||||
(1.10). Результаты |
расчета |
(рис. 17) |
показали, |
что |
у ж е |
|
для |
серии |
|||||||
к,% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
125\Шг I |
'— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
105\ |
.1 |
|
Рис. |
17. |
Изменение |
|
условной |
себе |
|||||||
100 |
|
|
|||||||||||||
|
|
стоимости |
|
изготовления |
и |
сборки |
|||||||||
S5 |
|
|
|
||||||||||||
|
|
гофрированных |
полотнищ |
|
в |
зависи |
|||||||||
SO |
|
|
|
||||||||||||
|
|
мости от |
серийности |
постройки |
су |
||||||||||
S5 |
|
|
|
|
|
|
|
дов. |
|
|
|
|
|
|
|
Щ |
|
|
К — комплексный |
|
условный |
|
показатель |
||||||||
75 |
|
|
себестоимости |
с |
учетом |
|
стоимости |
оснаст |
|||||||
70 |
|
|
ки; п — количество |
судов |
в серии. |
||||||||||
|
|
/ — гибка |
полугофров |
на гибочных |
валь |
||||||||||
65\ |
|
|
|||||||||||||
-4 |
|
цах; |
2— |
штамповка |
гофров |
|
на |
полный |
|||||||
60 |
|
профиль |
с |
передвижкой штампа; 3 — штам |
|||||||||||
|
|
повка |
полугофров; |
4 — штамповка |
гофров |
||||||||||
55] |
|
|
|||||||||||||
|
8 10 12 |
на |
полный |
профиль |
|
без |
|
передвижки |
|||||||
|
|
п |
|
|
|
|
штампа. |
|
|
|
|
|
|||
из двух |
судов изготовлять |
предусмотренные |
проектами |
гофриро |
ванные листы рациональнее штамповкой, чем гибкой на вальцах, несмотря на сравнительно высокую стоимость специальных штам
пов; |
при этом штамповка |
полугофров — наиболее |
экономичный |
||||
процесс при любой серийности, так как |
трудоемкость на изготов |
||||||
ление |
одного |
листа |
(получение готовой |
детали за один ход пресса |
|||
в заданных |
допусках по р а з м е р а м и |
форме) минимальна. |
При |
||||
наличии на |
заводе |
прессов |
достаточной |
мощности |
штамповка |
на |
полный профиль — самый эффективный вариант для серии из трех судов, хотя стоимость оснастки и оборудования резко возрастает по сравнению с другими вариантами .
Таким образом, количественная оценка подтвердила качест венный анализ, выполненный заводом при подготовке к серийному строительству танкеров.
Приведенным примером нельзя в полной мере иллюстрировать экономический результат унификации конструкций. Он лишь по казывает эффективность увеличения серийности изготовления од нотипных конструкций и применения наиболее целесообразного технологического процесса, хотя и здесь надо соблюдать соответ-
56
ствие конструктивного решения принятой организации, технологии и серийности постройки (расположение сварных швов и способ сварки, включая конструктивные элементы подготовки кромок под
сварку, в |
зависимости от варианта |
изготовления |
гофрированных |
|
листов) . |
|
|
|
|
Д а ж е |
на одном судне в различных перекрытиях или в разных |
|||
частях одного перекрытия оптимальные по |
весовым показателям |
|||
профили |
гофров не одинаковы. Н а |
ряде |
судов |
зарубежной по |
стройки смежные горизонтальные гофры отличаются по профилю (главным образом, высотой) [77]. При достаточно высокой стои мости штампов и постелей и сокращении партии одинаковых по
профилю |
деталей резко |
повышается |
себестоимость конструкций |
(см. рис. 17). Поэтому |
при проектировании предусматривается |
||
комплекс |
конструктивных |
мероприятий |
(изменение толщин гофри |
рованных листов, неравномерное по высоте переборки распреде ление рамных связей при вертикальном расположении гофров), направленных на унификацию профилей гофров при максимально возможном приближении их к оптимальному по массе. Такой под ход к проектированию конструкций корпуса в полной мере содер жит элементы научно обоснованной унификации, базирующейся на принципах оптимизации конструкций.
Стандартизацию корпусных конструкций можно осуществлять в двух направлениях [30]: стандартизация судов в целом и унифи кация отдельных элементов, деталей и узлов корпуса.
Первое направление реализуется увеличением серийности строя щихся судов, специализацией верфей на постройке определенных типов судов, унификацией главных размеремий и обводов судов разных типов. Работы в этой области широко проводятся во всех
странах. Развивается |
т а к ж е |
(особенно в |
рамках |
СЭВ) междуна |
родная специализация и кооперация. |
|
|
||
Преимущества постройки и эксплуатации крупных серий судов |
||||
бесспорны. Однако |
имеются |
серьезные |
доводы |
о возможности |
быстрого морального старения и снижения экономической эффек тивности эксплуатации однотипных судов в современных условиях.
Поэтому |
вопрос о выборе оптимальных типов и серийности судов |
||
требует |
специальных |
исследований, прежде всего в общепроект- |
|
иом плане. П р и этом |
конструктивные |
решения д о л ж н ы рассмат |
|
риваться |
как одна из |
составных задач |
общей проблемы оптимиза |
ции и типизации флота. В частности, могут быть успешно прове дены стандартизация и унификация элементов, деталей и узлов корпуса, т. е. реализация второго направления, которое имеет и
самостоятельное |
значение. |
|
|
Унификацию |
в |
основном принято проводить по типоразмерам, |
|
т. е. ограничивать |
число |
количественно отличающихся вариантов |
|
конструкции, что |
можно |
назвать количественной задачей унифи- |
57