Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Таблица S
Размерные цепи судовых корпусных конструкций
Тип |
Эскиз конструкции |
|
цепи |
||
|
С
Усл. ДП
о
с
Размерная цепь |
У р а в н е н и е размерной |
цепи |
S |
|
и а, |
I = s - j - at — h — |
|
— а2 — а3 — а4 |
||
|
|
|
|
- 1 — |
• |
0.2 |
а[ — сварочные зазо |
|
ры |
||
|
|
|
а (у) = sn — sp — |
|
|
|
— у sin а |
Горизонтальнал
плоскость
Поверхность палубь
c m a x |
— Sn |
Sp |
a m l n = |
s n |
s p |
— /isin a |
||
1ц — hi + |
Afti |
fro, |
Дhi — поправка
кзаданной высоте
опоры |
на |
погнбь |
|
и седловатость |
па |
||
лубы, зависящая |
от |
||
размеров |
и |
коорди |
|
нат фундамента |
|||
в |
плане |
|
контуровки при кницах, заранее |
приваренных в |
секцию |
борта |
|||||
(здесь з а м ы к а ю щ и м звеном служит расстояние от кромки |
настила |
|||||||
палубы до точки притыкания ребра жесткости) ? |
|
|
||||||
Несколько меняется и |
учет |
составляющих |
звеньев размерной |
|||||
цепи. В первом случае в |
цепь |
входят в |
качестве |
составляющих |
||||
звеньев |
сварочные зазоры |
между |
кницей |
и |
продольным |
ребром |
||
палубы, |
с одной стороны, |
и между |
кницей |
и |
шпангоутом — с дру |
гой; во втором случае в цепь входят сварочные зазоры между кни цей и продольным ребром и между настилом палубы и обшивкой борта.
Следует |
т а к ж е учитывать |
и то, |
что корпусные |
конструкции, |
а тем • более |
корпус судна в |
целом, |
представляют |
собой сложные |
39
системы, состоящие из большого числа узлов, деталей и элементов. Иначе говоря, простейшие размерные цепи входят в состав более
сложных |
цепей, и з а м ы к а ю щ е е звено в |
одной цепи служит |
состав |
||
л я ю щ и м |
звеном в смежной. Так, |
длина |
секции |
является замыкаю |
|
щим звеном цепи, в которой |
составляющими |
звеньями |
служат |
длины листов, сварочные зазоры, усадки швов при сварке, расстоя
ния между балками |
набора и |
т. д. В свою очередь длины всех |
||
секций судна |
входят |
в качестве |
составляющих звеньев в |
размер |
ную цепь, в |
которой |
з а м ы к а ю щ и м звеном является общая |
длина |
|
судна. |
|
|
|
|
Исходя из определения размерной цепи, в самом общем виде величину замыкающего звена можно представить линейной функ цией составляющих звеньев
|
|
|
|
|
и,= |
У,Ли |
|
|
|
(1.13) |
||
|
|
|
|
|
|
1=1 |
|
|
|
|
|
|
где |
п — общее число составляющих |
звеньев; |
|
|
|
|
||||||
|
Ai — передаточные |
отношения, |
характеризующие |
величину |
||||||||
|
и направленность влияния составляющих звеньев на за |
|||||||||||
|
мыкающие и равные относительной длине проекции состав |
|||||||||||
|
ляющего звена на направление з а м ы к а ю щ е г о звена; оче |
|||||||||||
|
видно, что |
они |
могут |
изменяться |
в |
пределах — 1^/4г =^1 |
||||||
|
и принимают предельные |
значения |
Л ; = ± 1 |
д л я |
линейных |
|||||||
|
размерных |
цепей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
К а ж д о е |
звено |
цепи |
на |
практике может |
быть |
получено |
лишь |
|||||
с некоторой степенью точности. Погрешности в размерах |
звеньев, |
|||||||||||
как |
отмечалось выше, объясняются |
отклонениями от номинального |
||||||||||
р е ж и м а технологического процесса |
(включая |
неточности замеров и |
||||||||||
контроля), |
вызванными |
большим |
числом |
неучитываемых |
случай |
|||||||
ных |
причин |
объективного |
и д а ж е |
субъективного характера . По |
||||||||
этому с большой точностью |
можно |
считать, |
что распределение |
слу |
чайных величин составляющих звеньев подчиняется нормальному закону, по крайней мере в области максимума плотности вероят ности, которая имеет наиболее важное значение в теории размер ных цепей. Изложенные соображения подтверждаются результа тами экспериментальных исследований точности изготовления и сборки корпусных конструкций [31].
Передаточные отношения в линейных размерных цепях, имею
щих наибольшее распространение |
в корпусостроении, являются по |
||
стоянными неслучайными величинами. Однако и д л я |
других |
цепей |
|
с достаточной для практических |
целей точностью |
можно |
прене |
бречь фактическим случайным характером передаточных отноше
ний, связанным |
с разбросом |
размеров составляющих |
звеньев. |
|
З а м ы к а ю щ е е |
звено в этом |
случае представляет собой |
линейную |
|
функцию случайных величин |
составляющих звеньев, |
и |
на основа- |
40
нии известных положении теории вероятностей его величина рас пределена по закону, близкому к нормальному. Числовые характе ристики з а м ы к а ю щ е г о звена определяются в ы р а ж е н и я м и :
среднее значение
|
|
п |
|
|
|
|
' " з а м = 2 Aitnt\ |
(1.14) |
|
|
|
(=1 |
|
|
среднее квадратичное отклонение |
(стандарт) |
|
||
|
|
v ^ o f , |
(1.15) |
|
где nii |
и |
ел — соответственно среднее |
значение и стандарт |
состав |
ляющего |
звена. |
|
|
|
Решение размерных цепей возможно лишь при введении опреде |
||||
ленной |
системы отсчета — базы. Проблема базирования подробно |
разработана А. П. Соколовским [90] применительно к машинострое
нию. В судостроении т а к ж е развита |
и широко используется |
система |
конструкторских и технологических |
баз [30], [89], в которой |
учтена |
специфика отрасли как при проектировании, так и при постройке судов.
В |
процессе постройки |
корпуса |
судна ориентация |
монтируемых |
|
элементов (деталей, |
узлов, секций, фундаментов) |
производится |
|||
чаще |
всего относительно |
ранее установленных элементов корпус |
|||
ных |
конструкций или |
основных |
плоскостей координирования на |
судне (основная, диаметральная, плоскость мидель - шпангоута), ли нии которых, как правило, нанесены на конструкциях. Кроме того, основной процесс соединения деталей в конструкциях корпуса — сварка — вызывает изменение размеров и конфигурации деталей и узлов, что необходимо учитывать при размерном анализе путем
введения дополнительных звеньев цепи — сварочных |
деформаций . |
В результате в процессе сборки корпусных конструкций |
всевозмож |
ные погрешности последовательно нарастают. |
|
Эти особенности приводят к необходимости в к а ж д о м конкрет |
ном случае изыскивать наиболее эффективные меры для достиже ния максимальной точности при заданной оптимальной технологи ческой последовательности сборки корпусных конструкций и имею щемся измерительном инструменте. В а ж н о е значение имеет при этом обозначение размеров на чертежах [89], от которых во многом зависит окончательная точность конструкции. Поэтому при разра
ботке рабочих чертежей необходимо учитывать |
р я д общих требова |
|||||
ний, вытекающих |
из формулы |
(1.15). |
|
|
|
|
1. Р а з м е р н а я |
связь |
между |
двумя |
взаимно |
координируемыми |
|
поверхностями, линиями или точками д о л ж н а |
осуществляться |
ми |
||||
нимально возможным |
числом |
размеров |
(в пределе — одним), |
т. е. |
41
n = m i n . В качестве примера на рис. 10, а приведен вариант коорди нирования выреза в платформе с целью исключить опасную (сточки зрения прочности корпуса) близость кромки выреза к промежуточ ному шпангоуту. Однако этот вариант неудачен, так как для разме щения скоб-трапа строго по оси выреза и приварки его деталей в секции переборки (т. е. до сборки с секцией платформы и про верки правильности взаимного расположения выреза и трапа) не обходима трудоемкая плазовая разметка как выреза, так и скобтрапа . В размерную цепь входит много звеньев (полушироты плат-
а) |
5) |
Рис. |
10. Координирование |
взаимно |
сопряженых |
элементов |
||
конструкции |
корпуса: |
а — неправильно; |
б •— правильно. |
|||
/ — скоб-трап, |
приваренный |
к переборке; |
2—пастил |
платформы. |
||
.формы на |
переборке и промежуточном |
шпангоуте, расстояние |
между переборкой и промежуточным шпангоутом по длине судна, высота сечения профиля шпангоута в плоскости платформы, сва
рочные з а з о р ы ) . В результате |
практически |
неизбежна |
ошибка |
взаимного расположения выреза |
и скоб-трапа, |
что может |
привести |
к несчастному случаю либо потребует дополнительных работ по исправлению недопустимых расхождений в координатах (вплоть до снятия и повторной приварки скоб - трапа) . В рассматриваемом случае наиболее правильным будет координирование выреза и скоб-трапа непосредственно общим линейным размером (рис. 10,6), что исключает существенные ошибки и снижает трудоемкость раз меточных работ.
2. Р а з м е р между координируемым элементом конструкции и базой, по отношению к которой выполняется замер, должен быть минимально возможным, т. е. д л я координирования следует выби рать ближайшую базу. Это обеспечивает снижение абсолютной
42