Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кации. Одновременно на практике необходимо рассматривать и целесообразность принятия одинаковых принципиальных схем кон­ струкций при различных размерах входящих в них деталей. Это у ж е будет качественная задача унификации. Ч а щ е всего при про­ ектировании корпусных конструкций обе задачи решают совместно.

Качественные

задачи унификации конструкций.

Предположим,

что для рассматриваемого . элемента, узла или

перекрытия

воз­

можно ограниченное число конструктивных решений, которые

дол­

ж н ы распространяться на определенную группу

конструкций

од­

ного судна (при

внутрипроектной унификации)

или нескольких

судов (при межпроектной унификации) . Оптимальные решения д л я разных конструкций или судов не одинаковы, их выбор зависит от конкретных условий или ограничений. Поэтому необходимо оп­ ределить целесообразность принятия одинаковых решений для рас ­ сматриваемого элемента, узла, перекрытия применительно к учи­ тываемой группе конструкций или судов и, если унификация оправдана, найти оптимальное решение для всей группы.

Суммарную величину удельных затрат по всей группе конст­ рукций до проведения унификации можно выразить формулой

т

где С, — затраты на реализацию единичного проектного решения (удельная стоимость изготовления с учетом расходов на проектирование);

iii— количество однотипных конструкций в пределах к а ж д о г о типового решения;

N— общее число конструкций во всей

группе;

 

т — число рассматриваемых типовых

решений.

 

 

т

 

считать,

что величина Ко соответ-

Очевидно, М=Б/г, - . Будем

t=i

 

 

 

 

 

 

ствует оптимальному решению

для

каждой

конструкции

или судна

в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

При внедрении некоторого общего д л я всей группы

стандарт­

ного решения величина

критерия примет вид

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

*/=2с /тг-А /=с /-Л /-

( L 2 5 )

 

 

i=l

 

 

 

 

 

где Cj — удельные

затраты д л я

принятого

стандартного

решения;

Aj — относительная

экономия

(удельное снижение

суммарной

величины

критерия)

в

связи

с

проведенной

унифика­

цией с учетом единовременных расходов на стандарти­ зацию рассматриваемого элемента корпуса в пределах данной группы конструкций.

58


Условие

целесообразности

унификации в ы р а ж а е т с я

неравен­

ством Kj<Ko

дл я

некоторых

(или всех)

решений

из общего

числа

рассматриваемых;

оптимальным

будет

решение,

когда

величина

К] достигнет

минимума.

 

 

 

 

 

 

Так, на

промысловых судах

по условиям эксплуатации

часть

переборок необходимо выполнить плоскими (изолируемые пере­

борки,

ограничивающие

о х л а ж д а е м ы е

т р ю м ы ) , а часть — г о ф р и р о ­

ванными

(разделительные

переборки

в

цистернах,

предназначен­

ных

только

 

для

топлива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или только для воды) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

4

Продольные

 

 

переборки

 

 

Сопоставительные характеристики

 

в диптанках обычно ко­

 

 

 

 

для

конструктивных

вариантов

переборок,

%

роткие

и

не

участвуют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

обеспечении

общей про­

 

 

 

 

 

 

Г о ф р и р о в а н н ые

 

дольной

прочности

кор­

 

 

 

 

 

 

 

переборки

 

пуса. Поэтому как про­

 

 

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

 

дольные,

так

и

попереч­

 

 

 

 

 

коробча ­

волни­

 

ные

 

переборки

 

можно

 

 

 

 

 

 

тые

стые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конструировать

 

 

только

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исходя

из

 

требований

 

Масса

 

 

 

89,0

90,5

 

местной прочности и рас­

 

Условная

себестои­

116,6

133,0

 

сматривать

 

только три

 

мость изготовления

 

86,4

83,2

 

варианта

их

 

конструктив­

 

Смоченная

поверх­

 

 

 

ность

 

 

 

 

 

 

 

ного

 

оформления:

плос­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные эксплуата­

78,6

80,5

 

колистовые

с

вертикаль­

 

 

 

ционные расходы (с уче­

 

 

 

 

ными

 

приварными

стой­

 

том зачистки

цистерн)

 

 

 

 

ками

 

и

гофрированные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

вертикальном

распо­

 

 

П р и м е ч а н и е .

Показатели

для плоских

л о ж е н и и коробчатых или

 

переборок приняты за

100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волнистых

 

 

гофров.

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этом

 

случае

 

достаточно

сопоставить

удельные

 

(отнесенные

к

1 пог. м длины

переборки)

приведенные

затраты на изготовление

и

монтаж

конструкций,

а т а к ж е

определить экономический эффект

унификации конструктивных типов переборок.

 

 

 

 

 

 

Расчеты выполнены применительно к рыбоконсервным

плавза -

водам

типа

«А. З а х а р о в »

на

основе формулы

(1.11)

с учетом сле­

дующих условий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— объем возможного применения гофрированных переборок на

судне

невелик

(не

более

3%

общей

протяженности

переборок);

 

все размеры

принятых

вариантов конструктивного

оформле­

ния

переборок

 

одинаково

удовлетворяют

П р а в и л а м

Регистра

СС С Р ;

изготовление коробчатых гофрированных листов предусмот­ рено методом последовательной гибки граней универсальным штампом;

59



— профиль волнистых гофров принят таким же, как и для танкеров типа «Варшава», п предусмотрена поставка гофрирован­ ных полотнищ в порядке межзаводской кооперации. Дополни ­ тельно учитываются расходы по доставке, которые ниже, чем затраты на создание и эксплуатацию штампов и постелей непо­ средственно на заводе-строителе.

Результаты расчета приведены

в табл. 4, из которой следует,

что д л я рассматриваемого судна

при установленном небольшом

возможном объеме применения гофрированных переборок, соот­ ветствующих технологических процессах и организации производ­ ства целесообразно провести унификацию конструктивных типов переборок и принять все переборки плосколистовыми с приварным

набором,

несмотря на некоторое увеличение

массы по сравнению

с гофрированной конструкцией.

 

 

 

 

 

Если

диптанки

являются

замещаемыми,

т.

е.

используются

т а к ж е для перевозки

груза

(например,

на базах

«Восток»

и «Пя ­

тидесятилетне

С С С Р » ) ,

то

в

расчете д о л ж н ы

быть учтены

допол­

нительные составляющие в соответствии с формулой

(1.8).

Изме ­

нение эксплуатационных расходов при разных

вариантах оформле ­

ния переборок

связано

с

различной

трудоемкостью

зачистки и

мойки цистерн. Величина этого изменения зависит от величины смоченной поверхности переборок. Тогда эксплуатационные еже ­

годные расходы можно определить

формулой

 

 

 

 

 

/C =

aC K a n +

sF FC M /z,

 

 

(1.26)

где

а — доля ежегодных

амортизационных отчислений;

 

 

Скап — себестоимость - изготовления

конструкций

переборок;

 

SF — стоимость

зачистки и мойки единицы

поверхности цис­

 

терны;

 

 

 

 

 

 

 

 

•FCM — площадь

смоченной поверхности цистерн;

 

 

 

п — количество зачисток цистерн в течение

года.

 

 

 

Результаты расчета т а к ж е приведены

в табл .

4 и показывают,

что применение гофрированных переборок в з а м е щ а е м ы х

танках

оправдано д а ж е при

незначительной их

протяженности,

т.

е. уни­

фикация конструктивных типов переборок нецелесообразна. Одно­ временно установлен и оптимальный вариант профиля гофров — коробчатый. Такое решение принято, в частности, на рыбомучных базах типа «Пятидесятилетие СССР», где объем использования гофрированных переборок не превышает 2% от общей массы всех переборок на судне.

Количественные задачи унификации конструкций. В р а м к а х выбранного типа конструкции возможны различные проектные ре­ шения, характеризуемые совокупностью переменных Y. В зависи­ мости от назначения, условий эксплуатации, размерений судна и возможностей производства оптимальные проектные решения кон-

60


струкции y0 pt образуют некоторое множество, в котором одна из переменных у изменяется непрерывно в пределах а 0 ^ у ^ а п . Ко­ личественная задача унификации заключается в замене непрерыв­

ного распределения величины

у ее дискретными

значениями,

чтобы

в каждо м интервале

at—a,:_i

из области ап—а0

величина

у при­

нимала единственное

значение г/,-.

 

 

Так как основной целью унификации является получение опре­ деленного конечного экономического результата, то нахождение

оптимального

разделения на интервалы

всей области ап—а0

изме­

нения проектной переменной у и выбор

унифицированного

значе­

ния внутри каждого интервала д о л ж н ы

производиться

методами

оптимального проектирования. Рассмотрим два основных

варианта .

Составление

сортамента.

В

пределах

области

изменения

про­

ектной переменной она может

принимать

любое

значение,

т. е.

в математическом отношении общее число решений N практически

не ограничено

(N—»-оо).

 

 

 

 

 

 

 

Величину удельных затрат для некоторого единичного

решения,

характеризуемого проектной

переменной

у,

будем

считать

 

 

 

 

 

с „ = с в о , ) + а д ) .

 

(1.27)

Предположим, что вся

область

изменения проектной перемен­

ной каким-либо образом разбита

на п интервалов, а распределе­

ние проектной переменной в области ее изменения

характеризуется

плотностью

вероятности

р(у),

что разными способами

учитывается

в смежных

отраслях промышленности

(например,

[80]). В

этом

случае число

решений

Nt

в

пределах

каждого

интервала

U =

= йг—a,--i

составляет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nt

= N J

p(y)dy,

 

(1.28)

 

 

 

 

 

ai-\

 

 

 

 

 

при очевидных

предельных

переходах:

 

 

 

 

 

 

 

lt-*an

 

а0;

N£->N,

 

 

 

 

 

 

/г -:-0;

 

 

Nt-+l.

 

 

 

Тогда в пределах одного интервала суммарные удельные за­

траты до проведения унификации

будут

 

С ш - = ] CuNp(y)dy

= N

J [Ca(y) + Cb(y)]p(y)dy,

(1.29)

а после проведения унификации на основании (1.23)

 

Q = (Q,£+c6 t /tf,-6Q)tft ,

(1.30)

где Cai, C b i — константы

затрат,

определенные для

принятого

стандартного решения;

61