Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
кации. Одновременно на практике необходимо рассматривать и целесообразность принятия одинаковых принципиальных схем кон струкций при различных размерах входящих в них деталей. Это у ж е будет качественная задача унификации. Ч а щ е всего при про ектировании корпусных конструкций обе задачи решают совместно.
Качественные |
задачи унификации конструкций. |
Предположим, |
|
что для рассматриваемого . элемента, узла или |
перекрытия |
воз |
|
можно ограниченное число конструктивных решений, которые |
дол |
||
ж н ы распространяться на определенную группу |
конструкций |
од |
|
ного судна (при |
внутрипроектной унификации) |
или нескольких |
судов (при межпроектной унификации) . Оптимальные решения д л я разных конструкций или судов не одинаковы, их выбор зависит от конкретных условий или ограничений. Поэтому необходимо оп ределить целесообразность принятия одинаковых решений для рас сматриваемого элемента, узла, перекрытия применительно к учи тываемой группе конструкций или судов и, если унификация оправдана, найти оптимальное решение для всей группы.
Суммарную величину удельных затрат по всей группе конст рукций до проведения унификации можно выразить формулой
т
где С, — затраты на реализацию единичного проектного решения (удельная стоимость изготовления с учетом расходов на проектирование);
iii— количество однотипных конструкций в пределах к а ж д о г о типового решения;
N— общее число конструкций во всей |
группе; |
|
|||||
т — число рассматриваемых типовых |
решений. |
|
|||||
|
т |
|
считать, |
что величина Ко соответ- |
|||
Очевидно, М=Б/г, - . Будем |
|||||||
t=i |
|
|
|
|
|
|
|
ствует оптимальному решению |
для |
каждой |
конструкции |
или судна |
|||
в отдельности. |
|
|
|
|
|
|
|
При внедрении некоторого общего д л я всей группы |
стандарт |
||||||
ного решения величина |
критерия примет вид |
|
|||||
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
*/=2с /тг-А /=с /-Л /- |
( L 2 5 ) |
|||||
|
|
i=l |
|
|
|
|
|
где Cj — удельные |
затраты д л я |
принятого |
стандартного |
решения; |
|||
Aj — относительная |
экономия |
(удельное снижение |
суммарной |
||||
величины |
критерия) |
в |
связи |
с |
проведенной |
унифика |
цией с учетом единовременных расходов на стандарти зацию рассматриваемого элемента корпуса в пределах данной группы конструкций.
58
Условие |
целесообразности |
унификации в ы р а ж а е т с я |
неравен |
|||||
ством Kj<Ko |
дл я |
некоторых |
(или всех) |
решений |
из общего |
числа |
||
рассматриваемых; |
оптимальным |
будет |
решение, |
когда |
величина |
|||
К] достигнет |
минимума. |
|
|
|
|
|
|
|
Так, на |
промысловых судах |
по условиям эксплуатации |
часть |
переборок необходимо выполнить плоскими (изолируемые пере
борки, |
ограничивающие |
о х л а ж д а е м ы е |
т р ю м ы ) , а часть — г о ф р и р о |
|||||||||||||||||
ванными |
(разделительные |
переборки |
в |
цистернах, |
предназначен |
|||||||||||||||
ных |
только |
|
для |
топлива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
или только для воды) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4 |
||||||||||
Продольные |
|
|
переборки |
|
|
Сопоставительные характеристики |
|
|||||||||||||
в диптанках обычно ко |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
для |
конструктивных |
вариантов |
переборок, |
% |
|||||||||||||||
роткие |
и |
не |
участвуют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
в |
обеспечении |
общей про |
|
|
|
|
|
|
Г о ф р и р о в а н н ые |
|
||||||||||
дольной |
прочности |
кор |
|
|
|
|
|
|
|
переборки |
|
|||||||||
пуса. Поэтому как про |
|
|
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
||||||||||||
дольные, |
так |
и |
попереч |
|
|
|
|
|
коробча |
волни |
|
|||||||||
ные |
|
переборки |
|
можно |
|
|
|
|
|
|
тые |
стые |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
конструировать |
|
|
только |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
исходя |
из |
|
требований |
|
Масса |
|
|
|
89,0 |
90,5 |
|
|||||||||
местной прочности и рас |
|
Условная |
себестои |
116,6 |
133,0 |
|
||||||||||||||
сматривать |
|
только три |
|
мость изготовления |
|
86,4 |
83,2 |
|
||||||||||||
варианта |
их |
|
конструктив |
|
Смоченная |
поверх |
|
|||||||||||||
|
|
ность |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ного |
|
оформления: |
плос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Условные эксплуата |
78,6 |
80,5 |
|
|||||||||||||||
колистовые |
с |
вертикаль |
|
|
||||||||||||||||
|
ционные расходы (с уче |
|
|
|
|
|||||||||||||||
ными |
|
приварными |
стой |
|
том зачистки |
цистерн) |
|
|
|
|
||||||||||
ками |
|
и |
гофрированные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
при |
вертикальном |
распо |
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Показатели |
для плоских |
|||||||||||||
л о ж е н и и коробчатых или |
|
переборок приняты за |
100%. |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
волнистых |
|
|
гофров. |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
этом |
|
случае |
|
достаточно |
сопоставить |
удельные |
|
(отнесенные |
||||||||||||
к |
1 пог. м длины |
переборки) |
приведенные |
затраты на изготовление |
||||||||||||||||
и |
монтаж |
конструкций, |
а т а к ж е |
определить экономический эффект |
||||||||||||||||
унификации конструктивных типов переборок. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Расчеты выполнены применительно к рыбоконсервным |
плавза - |
||||||||||||||||||
водам |
типа |
«А. З а х а р о в » |
на |
основе формулы |
(1.11) |
с учетом сле |
||||||||||||||
дующих условий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
— объем возможного применения гофрированных переборок на |
|||||||||||||||||||
судне |
невелик |
(не |
более |
3% |
общей |
протяженности |
переборок); |
|||||||||||||
|
— |
все размеры |
принятых |
вариантов конструктивного |
оформле |
|||||||||||||||
ния |
переборок |
|
одинаково |
удовлетворяют |
П р а в и л а м |
Регистра |
СС С Р ;
—изготовление коробчатых гофрированных листов предусмот рено методом последовательной гибки граней универсальным штампом;
59
— профиль волнистых гофров принят таким же, как и для танкеров типа «Варшава», п предусмотрена поставка гофрирован ных полотнищ в порядке межзаводской кооперации. Дополни тельно учитываются расходы по доставке, которые ниже, чем затраты на создание и эксплуатацию штампов и постелей непо средственно на заводе-строителе.
Результаты расчета приведены |
в табл. 4, из которой следует, |
что д л я рассматриваемого судна |
при установленном небольшом |
возможном объеме применения гофрированных переборок, соот ветствующих технологических процессах и организации производ ства целесообразно провести унификацию конструктивных типов переборок и принять все переборки плосколистовыми с приварным
набором, |
несмотря на некоторое увеличение |
массы по сравнению |
|||||||||
с гофрированной конструкцией. |
|
|
|
|
|
||||||
Если |
диптанки |
являются |
замещаемыми, |
т. |
е. |
используются |
|||||
т а к ж е для перевозки |
груза |
(например, |
на базах |
«Восток» |
и «Пя |
||||||
тидесятилетне |
С С С Р » ) , |
то |
в |
расчете д о л ж н ы |
быть учтены |
допол |
|||||
нительные составляющие в соответствии с формулой |
(1.8). |
Изме |
|||||||||
нение эксплуатационных расходов при разных |
вариантах оформле |
||||||||||
ния переборок |
связано |
с |
различной |
трудоемкостью |
зачистки и |
мойки цистерн. Величина этого изменения зависит от величины смоченной поверхности переборок. Тогда эксплуатационные еже
годные расходы можно определить |
формулой |
|
|
|
||||
|
|
/C = |
aC K a n + |
sF FC M /z, |
|
|
(1.26) |
|
где |
а — доля ежегодных |
амортизационных отчислений; |
|
|||||
|
Скап — себестоимость - изготовления |
конструкций |
переборок; |
|||||
|
SF — стоимость |
зачистки и мойки единицы |
поверхности цис |
|||||
|
терны; |
|
|
|
|
|
|
|
|
•FCM — площадь |
смоченной поверхности цистерн; |
|
|
||||
|
п — количество зачисток цистерн в течение |
года. |
|
|
||||
|
Результаты расчета т а к ж е приведены |
в табл . |
4 и показывают, |
|||||
что применение гофрированных переборок в з а м е щ а е м ы х |
танках |
|||||||
оправдано д а ж е при |
незначительной их |
протяженности, |
т. |
е. уни |
фикация конструктивных типов переборок нецелесообразна. Одно временно установлен и оптимальный вариант профиля гофров — коробчатый. Такое решение принято, в частности, на рыбомучных базах типа «Пятидесятилетие СССР», где объем использования гофрированных переборок не превышает 2% от общей массы всех переборок на судне.
Количественные задачи унификации конструкций. В р а м к а х выбранного типа конструкции возможны различные проектные ре шения, характеризуемые совокупностью переменных Y. В зависи мости от назначения, условий эксплуатации, размерений судна и возможностей производства оптимальные проектные решения кон-
60
струкции y0 pt образуют некоторое множество, в котором одна из переменных у изменяется непрерывно в пределах а 0 ^ у ^ а п . Ко личественная задача унификации заключается в замене непрерыв
ного распределения величины |
у ее дискретными |
значениями, |
чтобы |
|
в каждо м интервале |
at—a,:_i |
из области ап—а0 |
величина |
у при |
нимала единственное |
значение г/,-. |
|
|
Так как основной целью унификации является получение опре деленного конечного экономического результата, то нахождение
оптимального |
разделения на интервалы |
всей области ап—а0 |
изме |
|||||
нения проектной переменной у и выбор |
унифицированного |
значе |
||||||
ния внутри каждого интервала д о л ж н ы |
производиться |
методами |
||||||
оптимального проектирования. Рассмотрим два основных |
варианта . |
|||||||
Составление |
сортамента. |
В |
пределах |
области |
изменения |
про |
||
ектной переменной она может |
принимать |
любое |
значение, |
т. е. |
||||
в математическом отношении общее число решений N практически |
||||||||
не ограничено |
(N—»-оо). |
|
|
|
|
|
|
|
Величину удельных затрат для некоторого единичного |
решения, |
|||||||
характеризуемого проектной |
переменной |
у, |
будем |
считать |
|
|
|
|
|
с „ = с в о , ) + а д ) . |
|
(1.27) |
|||||
Предположим, что вся |
область |
изменения проектной перемен |
||||||||
ной каким-либо образом разбита |
на п интервалов, а распределе |
|||||||||
ние проектной переменной в области ее изменения |
характеризуется |
|||||||||
плотностью |
вероятности |
р(у), |
что разными способами |
учитывается |
||||||
в смежных |
отраслях промышленности |
(например, |
[80]). В |
этом |
||||||
случае число |
решений |
Nt |
в |
пределах |
каждого |
интервала |
U = |
|||
= йг—a,--i |
составляет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Nt |
= N J |
p(y)dy, |
|
(1.28) |
|||
|
|
|
|
|
ai-\ |
|
|
|
|
|
при очевидных |
предельных |
переходах: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
lt-*an |
|
— а0; |
N£->N, |
|
|
|
|
|
|
|
/г -:-0; |
|
|
Nt-+l. |
|
|
|
Тогда в пределах одного интервала суммарные удельные за
траты до проведения унификации |
будут |
|
|
С ш - = ] CuNp(y)dy |
= N |
J [Ca(y) + Cb(y)]p(y)dy, |
(1.29) |
а после проведения унификации на основании (1.23) |
|
||
Q = (Q,£+c6 t /tf,-6Q)tft , |
(1.30) |
||
где Cai, C b i — константы |
затрат, |
определенные для |
принятого |
стандартного решения;
61